Боевая машина десанта: зачем российской армии БМП-лайт?

Главная » Реальная история » Малоизвестные и нереализованные проекты танков и другой бронетехники » Почему наши БМП именно такие? Часть 2

Малоизвестные и нереализованные проекты танков и другой бронетехникиСпорная историяСпорная история ближайшего прошлого

byakin 03.04.2019 2704

18

в Избранноев Избранномиз Избранного 8

Часть 1

Две крайности

Аналогов нашей БМД-4М, как водится, нет. Почему? Давайте пока возьмем за основу лишь основные показатели машины. Ее масса 14 тонн, длина 6,1 метров, высота 2,2 метра, мощность дизеля УТД-29 составляет 500 л.с. Для сравнения, унифицированная с ней по ряду узлов БМП-3М, выпускаемая тем же Курганмашзаводом, имеет следующие показатели: 22,7 тонны с динамической защитой, 7,1 и 2,3 метра, 500 л.с. с дизелем УТД-29 или 660 л.с. с УТД-32. Для десантных целей она тяжеловата.


Редкая машина БМД-4 — предшественница БМД-4М.

Редкая машина БМД-4 — предшественница БМД-4М.

За рубежом гусеничные аналоги БМД и БМП развиваются чуть в другом направлении. Одни страны наращивают защиту и тем самым запредельно разгоняют массу. Вот примеры. Американская M2 Bradley набрала с 23 (ранние модификации) до 30 тонн (версия М2А3), при этом ей сохранили плавучесть. Габариты машины: 6,5 и без малого 3 метра. Вооружение: пушка калибром 25 мм и пулемет 7,62. Немецкая Marder: 33 тонны, 6,8 и 3 метра, пушка 20 мм, пулемет 7,62. Плавать не умеет. И, наконец, новейшая германская БМП Puma: 43 тонны, 7,3 и 3,1 метра, пушка 30 мм, пулемет 5,56. Позвольте, но это же масса тяжелого танка КВ-1 времен войны. Именно! А еще и высота перспективного БМП больше, чем у танка Leopard 2A6. Такие они, боевые машины пехоты ряда стран НАТО. Слишком высокие, слишком тяжелые, вооруженные только мелкокалиберными пушками. Какие тут нужды десанта и выброска с парашютом? Ту же Puma даже перевезти по воздуху может лишь транспортный самолет А400М и только при том, что это будет сильно облегченный БМП со значительно ослабленным уровнем защиты! Выходит, при транспортировке по воздуху теряем то, ради чего городили огород.


Отличить «четверку» от 4М просто. У нее система выпуска на корме, а у новинки — по правому борту сзади.

Отличить «четверку» от 4М просто. У нее система выпуска на корме, а у новинки — по правому борту сзади.

Немного о технике ВДВ

Длительное время специалисты УНТВ пытались убедить командование ВДВ в необходимости унификации легкой бронетанковой техники. Командующий войсками генерал Д.С. Сухоруков на общем совещании в НТК ВДВ в то время даже предупреждал, чтобы они слушались НТК УНТВ, называя мою фамилию. Но десантники предпочитали идти своей дорогой. К тому же мы потеряли время с принятием БМП-3 на вооружение.

В итоге командование ВДВ поддержало позицию главного конструктора ВгТЗ А.В. Шабалина, мечтавшего о разработке собственной БМД нового поколения, не унифицированной с БМП-3. Но поскольку БМД-3 и БПМ-4 ориентировались на новый двигатель ЧТЗ, о серьезных проблемах с которым говорилось выше, поставки их в войска велись весьма ограниченными – на уровне опытной эксплуатации. Десантники надолго остались с БМД-2, вооруженной 30-мм пушкой 2А42 в одноместной башне, машиной-«времянкой».

Только в марте 2008 г. на полигоне Курганмашзавода была продемонстрирована модернизированная БМД-4М, являющаяся, по сути, вариантом БМП-3, адаптированным под требования ВДВ. А ведь эта машина могла появится практически одновременно с БМП-3!

Присесть и жахнуть

БМД-4М тоже относится к категории легкобронированных боевых машин, хоть и тяжелее предшественниц. Ее корпус сделан из алюминиевой брони с противопульным уровнем защиты. Иначе и быть не может — десантируемая техника имеет жесткие ограничения по габаритам и массе. В отличие от БМП, на нее много защиты не навесить и в «почти танк» не превратить. Ничего не поделаешь, проектировать БМД приходится с оглядкой на размеры отсеков и грузоподъемность транспортной авиации, характеристики парашютных систем. На сегодняшний день с транспортника Ил-76 можно десантировать две БМП-4М. Но ведутся работы по совершенствованию самолетов и бесплатформенных парашютных систем, чтобы десантировать с одного борта три единицы боевой техники, то есть взвод. Поэтому технику ВДВ не стоит критиковать за слабое бронирование. В данном случае лучше тонкая броня, чем вообще без нее. Резерв усиления защиты в пределах разумного, конечно, есть. На машину можно установить дополнительные листы стали спереди и по бокам и модули с керамической броней. Фотографии таких БМД-4М попадаются на просторах интернета.


БМД-4М оснащена самой современной системой управления огнем и способна круглосуточно поражать наземные и воздушные цели.

БМД-4М оснащена самой современной системой управления огнем и способна круглосуточно поражать наземные и воздушные цели.

Что касается ходовых возможностей, то в этом плане БМД-4М типичная представительница отечественной школы конструирования. Подвижная, быстрая, маневренная. Силовая установка — мощный атмосферный дизель и полуавтоматическая коробка передач. В числе талантов машины легкое рулевое управление, солидный запас хода, умение плавать с помощью водометных двигателей (10 км/ч при волнении до 3–4 баллов). Еще один несомненный плюс — способность маскироваться. БМД-4М и так невысока в сравнении с зарубежной гусеничной техникой. Мало того, она оснащена гидропневматической подвеской с изменяемым клиренсом. Рабочий дорожный просвет БМД-4М порядка 450 мм, но его можно увеличить до 530 или уменьшить до 130 мм. Военные ценят это умение «приседать» — ходят байки, что боевые машины могут незамеченными проползти по полю пшеницы.

Но главное достоинство нашей легкобронированной БМД-4М — мощное вооружение. Вот где мы опережаем зарубежные БМП и БМД. Причем как легкие, так и большинство тяжелых. Блок вооружения состоит из автоматического 100-миллиметрового орудия-пусковой установки 2А70, скорострельной (до 330 выстрелов в минуту) пушки 2А72 калибром 30 мм и пулемета 7,62 ПКТМ.


Вооружение БМД-4М стабилизировано. Можно вести огонь на ходу.

Вооружение БМД-4М стабилизировано. Можно вести огонь на ходу.

В едином автомате заряжания главного калибра — 34 осколочно-фугасных снаряда ЗУОФ19 повышенной мощности и дальности стрельбы и 4 противотанковые управляемые ракеты «Аркан» с тандемной кумулятивной боевой частью. Скорострельность пушки — 10 выстрелов в минуту, дальность стрельбы снарядами до 7 километров. Бронепробиваемость ракет — 750 мм (эквивалент гомогенной брони с динамической защитой), дальность действия — 5500 метров. То есть БМД-4М может поразить любой танк.

Мелкокалиберная скорострельная 2А72 с подвижным стволом — пушка со сниженной отдачей. Разработана для установки в оружейные модули с тонкой броней. Наибольшая дальность стрельбы по наземным целям — 4 километра. В боекомплекте могут быть использованы осколочно-фугасно-зажигательные, осколочно-трассирующие, бронебойно-трассирующие и бронебойные подкалиберные снаряды улучшенной пробиваемости (ЗУБР8 «Кернер»). Пушка оснащена двухсторонним ленточным питанием с автоматизированным и ручным переключением подачи.

Надо отметить, что БМД-4М комплектуют современным и эффективным комплексом управления огнем. Он позволяет круглосуточно поражать наземные и, что немаловажно, воздушные цели. С места и в движении. В составе комплекса стабилизатор вооружения и баллистический вычислитель, лазерные дальномеры, тепловизионный прицел с автоматом сопровождения цели и панорамный тепловизионный прицел командира. Кстати, в системе управления огнем предусмотрено полное дублирование стрельбы командиром всеми видами вооружения, на случай, если этого не сможет сделать наводчик-оператор.

Вывод напрашивается сам собой — спарка из двух пушек много лучше, чем только мелкий калибр. А уж орудие-пусковая установка и вовсе подарок — работа с внешними (установленным на башне) ПТУРами зачастую требует покидать машину, а здесь все операции проделает автомат заряжания.


На плаву боевая машина движется со скоростью 10 км/ч за счет водометных движителей.

На плаву боевая машина движется со скоростью 10 км/ч за счет водометных движителей.

Перечислю плюсы БМП-4М. Подвижная и маневренная боевая машина ВДВ с мощным вооружением и хорошей проходимостью. Плавающая, авиадесантируемая.

В числе недостатков, а как же без них — сложная ходовая часть, проблемная при ремонте в полевых условиях, затрудненный выход десанта из-за особенностей компоновки, малое число десантников на борту. Но последний недостаток, можно считать, устранен — в подразделения ВДВ поступают гусеничные бронетранспортеры БТР МДМ Ракушка вместимостью 13 человек, не считая двух членов экипажа. Эти машины широко унифицированы с БМД-4М по ходовой части и должны действовать совместно. Конек одной — огневая мощь, другой — число мест для десантников.

БМД-4М

Длина / ширина / высота

6100 / 3150 / 2227 мм
Дорожный просвет
изменяемый 130–530 мм
Число мест экипаж+десант
3+4 (5) чел.
Масса
14000 кг
Максимальная скорость
70 км/ч
Скоростьна плаву
10 км/ч
Запас хода по шоссе
500 км

ДВИГАТЕЛЬТип

дизельный, многотопливный, безнаддувный
Расположение
сзади поперечно
Модель
УТД‑29
Конфигурация / число клапанов
V10 / 20
Рабочий объем
26,5 л
Мощность
2600 кВт/л. с. при 331/500 об/мин

ПОДВЕСКА

гидропневматическая

БРОНИРОВАНИЕ

катаная алюминиевая броня

ВООРУЖЕНИЕ

Тип / калибр

орудие-пусковая установка 2А70 / 100 мм, автоматическая пушка 2А72 / 30 мм, пулемет ПКТМ / 7,62

Боекомплект

34 выстрела + 4 ПТУР, 500 снарядов, 2000 патронов

Боевая машина десанта: зачем российской армии БМП-лайт?

Замечания о сравнении «слонов и китов»

Война – это не настольная или компьютерная игра и в ней не различают, как в спорте категории по массе – воюют все против всех. А сравнивают почему-то БМП с БМП, хотя тактику борьбы между такими машинами никто не отрабатывал. Если танкист увидел бронированную машину, он не раздумывает над тем, какая у нее броня – легкая или танковая, и применяет тот боеприпас, который поражает любую бронированную цель.

Совершенно непонятно, почему отдельные «специалисты» частенько пытаются сравнивать различные БМП на поле боя. Дуэльные ситуации хорошо подходят для абстрактных сравнений и компьютерных игр. На поле боя друг другу противостоят боевые системы, но не отдельные машины. БМП – не снайперы и не охотники только на «себе подобных», их задача – прорваться в тыл врага за танками, а не воевать друг с другом. Они должны с минимальными потерями доставить пехоту, не выбирая на поле боя однотипные машины.

Если обратиться к справочным данным современных боевых машин, то они похожи между собой. На бумаге разницу никогда не увидишь, кроме очевидной – плавает ли техника или какое вооружение на ней стоит. Например, на всех образцах современной БТТ стоят встроенная термодымовая аппаратура и дымовые гранатометы. Но вряд ли в справочниках будет указано, что наши гранаты способны создать дымовые завесы на удалении 250-300 м перед фронтом наступающих подразделений, а на зарубежных машинах они маскировали только каждую машину по отдельности.

Перечисление различных видов имеющегося оружия на каждой машине ничего само по себе не характеризует. так как отсутствуют показатели его эффективности. Для танкового пушечного вооружения приводится калибр, скорострельность, виды выстрелов и боекомплект. А ведь танк – это средство поражения и должен характеризоваться также производительностью поражения каждой цели, куда как составляющие входят кучность, меткость, боевая скорострельность, время на поражение. Это прямая характеристика вооружения, но ее не найдешь в табличных данных.

Есть и не менее важные факторы, не учитывающиеся при сравнении, в частности, способность хотя бы на некоторое время лишать противника возможности оказывать активное противодействие. Для БМП эта задача сводится к ведению огня на подавление. Давным-давно Военная академия БТВ для пулеметов нормального калибра дала характеристику подавляющего огня – 47 пуль в минуту на погонный метр фронта. Этому показателю соответствовала лишь одна из отечественных БМП, а много ли западных машин выполнит данный «норматив»?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]