Боевая машина пехоты БМП-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть 1

Мобильность пехотинца – это одна из наиболее важных составляющих в современной войне. Насколько быстро солдат сможет попасть на нужный участок театра боевых действий, во многом определяет результат всей операции. Ведь искусство войны – это умение концентрировать свои силы в определенном месте. Также имеет важное значение огневая мощь пехоты. Во многом эти функции в современном конфликте выполняет боевая машина пехоты. Сегодня эта бронемашина является одним из самых важных видов бронетехники.

В настоящий момент основной боевой машиной пехоты, которая стоит на вооружении российской армии является БМП-2, которая, по сути, является глубокой модернизацией БМП-1 – первой машины подобного класса в мире.

Технические характеристики БМП-2 образца 1980 года

  • Годы производства – 1980-1990гг.
  • Всего изготовлено – около 15000 шт. всех модификаций.
  • Боевое применение – военные конфликты второй половины XX века, война в Афганистане.
  • Экипаж – 3 человека, десант – 7 человек.
  • Боевая масса – 14 т.
  • Длина – 6,74 м, ширина – 3,15 м, высота – 2,1 м, клиренс – 420 мм.
  • Вооружение: 30-мм пушка (боекомплект – 500 снарядов); четыре ПТРК “Фагот“/”Конкурс“; ПЗРК “Стрела-3″/гранатомет РМГ-7. 7,62-мм пулемет (боекомплект – 2000 патронов).
  • Толщина брони – 6-26 мм.
  • Двигатель дизельный, мощность – 300 л.с.
  • Максимальная скорость движения по шоссе – 65 км/ч, на плаву – 7 км/ч.
  • Запас хода по шоссе – 600 км.
  • Преодолеваемые препятствия: стенка – 0,7 м, ров – 2,5 м.

Смазка подшипника механизма выключения главного фрикциона

Инструмент, принадлежности и эксплуатационные материалы: ключи 1012, 1417, шприц-пресс со шлангом (рис. 54), стержень шприц-пресса (рис. 67), наконечник (рис. 64) и смазка Литол-24.

Для смазки необходимо:

– вывернуть болты крепления ребристого листа корпуса и поднять его до установки на стопор;

– вывернуть четыре болта крепления крышки (3) (рис. 25) люка главного фрикциона и снять крышку;

– повернуть корпус (13) подшипника так, чтобы масленка (9) оказалась в верхнем положении. Соединить шланг плунжерного шприц-пресса с масленкой подшипника главного фрикциона;

– заправить смазку в подшипник механизма выключения главного фрикциона (около 60 г). Количество заправляемой смазки проверять по делениям, нанесенным на стержне шприц-пресса;

– отсоединить шланг шприц-пресса от масленки (9);

– установить крышку люка главного фрикциона на место и закрепить четырьмя болтами;

– установить ребристый лист корпуса на место и закрепить его.

2-й вопрос: Устройство и работа КП и привода управления.

Силовая передача служит для передачи и изменения величины крутящего момента от двигателя к ведущим колесам по величине и направлению, а также обеспечивает трогание с места, поворот, торможение машины и защиту двигателя от перегрузок при резком повышении сопротивления движению.

Силовая передача машины – механическая, со ступенчатым изменением передаточных чисел. Она состоит из системы смазки и гидроуправления, главного фрикциона, коробки передач, двух планетарных механизмов поворота, остановочных тормозов, приводов управления, двух бортовых передач.

Главный фрикцион, коробка передач и планетарные механизмы поворота помещены в общий картер и жестко соединены с двигателем, образуя силовой блок, установленный на двух бугелях и резиновой опоре на днище машины.

Силовая передача показана на рис. 23.

Для обеспечения нормальных условий работы силовой передачи и надежной управляемости машины необходимо:

– своевременно, в полном объеме и качественно проводить все работы по техническому обслуживанию в сроки, установленные инструкцией по эксплуатации;

– надежно затягивать и шплинтовать пробки для заправки, контроля уровня и слива смазки из агрегатов;

– не допускать длительной пробуксовки и перегрева дисков фрикционов,

Рис. 23. Силовая передача (разрез)

1 – барабан остановочного тормоза; 2 – тормоз солнечной шестерни механизма поворота; 3 – планетарный ряд механизма поворота; 4 – блокировочный фрикцион механизма поворота; 5 – шестерня III передачи; 6 – шестерня II передачи; 7 – шестерня заднего хода; 8 – шестерня I передачи; 9 – ведомая коническая шестерня; 10 – ведомый вал; 11 – шестерня IV передачи; 12 – шестерня V передачи; 13 – грузовой вал; 14 – соединительный вал; 15 – ведущий вал с солнечной шестерней бортовой передачи; 16 – сателлит; 17 – корпус бортовой передачи с эпициклической шестерней; 18 – ведомый вал с водилом; 19 – ведущее колесо; 20 – синхронизатор; 21 – коленчатый вал двигателя; 22 – главный фрикцион; 23 – механизм выключения главного фрикциона; 24 – вал привода масляного насоса; 25 – ведущий вал; 26 – промежуточная шестерня заднего хода

– не эксплуатировать машину с неисправными или неотрегулированными приводами управления и с нарушениями регулировок агрегатов и механизмов;

– при трогании машины с места, переключении передач, поворотах, торможениях и движении на плаву соблюдать правила вождения.

Система смазки и гидроуправления силовой передачи (рис. 24)

предназначена для выключения главного фрикциона, включения фрикционных элементов ПМП, облегчения переключения передач в коробке передач, смазки трущихся поверхностей подшипников, шестерен, сухарей, вилок переключения передач и других деталей коробки передач и планетарных механизмов поворота, а также для затягивания лент остановочных тормозов.

Рис. 24. Система смазки и гидроуправления силовой передачи

1 – гидроцилиндр левого остановочного тормоза; 2 – трубопровод к гидроцилиндру левого остановочного тормоза; 3 – рычаг золотника правого поворота; 4 – рычаг золотника левого поворота; 5 – рычаг золотника остановочных тормозов; 6 – сервобустер II и III передач КП; 7 – рычаг золотника главного фрикциона; 8 – манометр системы смазки силовой передачи; 9 – приемник манометра: 10 – гибкий шланг; 11 – трубопровод к гидроцилиндру правого остановочного тормоза; 15 – гидроцилиндр правого остановочного тормоза; 13 – сервобустер IV и V передач КП; 14 – перепускной клапан; 15 – клапан плавности включения главного фрикциона: 16 – сапун КП; 17 – масляный радиатор; 18 – пробка заправочного отверстия с указателем уровня масла (щупом); 19 – клапанная коробка; 20 – трубопровод от гидроциклона к клапанной коробке; 21, 22 – валики привода масляного насоса; 23 – редукционный клапан; 24 – ведомая шестерня масляного насоса; 25 – ведущая шестерня масляного насоса; 26 – трубки подвода смазки к вилке синхронизатора IV и V передач; 27 – канал подвода смазки к подшипнику промежуточной шестерни заднего хода; 28 – промежуточная шестерня заднего хода; 29 – трубопровод подвода смазки к вилке синхронизатора II и III передач; 30 – ведомый вал коробки передач; 31 – грузовой вал коробки передач; 32 – синхронизатор: 33 – масляный насос; 34 – масляный фильтр – гидроциклон; 35 – трубопровод подвода смазки к ведомому валу КП; 36 – левый механизм поворота; 37 – золотниковая коробка

Система включает в себя следующие узлы:

масляный насос (33) (рис. 24), масляный фильтр-гидроциклон (34), клапанную коробку (19), клапан плавности включения главного фрикциона (15), золотниковую коробку (37), сервобустеры переключения передач (6 и 13), масляный радиатор (17), перепускной клапан (14) и трубопроводы.

История создания БМП-2

Первые попытки сделать бронемашину, которая бы перевозила пехоту вслед за танками, были предприняты еще в конце Первой Мировой войны. В то время автомобильная техника была несовершенной и тихоходной, так что от этой идеи на время отказались. Она вновь заинтересовала военных перед началом Второй Мировой войны. Всем было понятно, что грядущий конфликт будет войной механизированных соединений, которые требуют обязательной поддержки пехоты.

Разработки подобных машин проводились и в Германии, и в СССР. Немцы создали полугусеничный открытый бронетранспортер, который доставлял пехоту на поле боя и мог оказать ей огневую поддержку. Тем не менее, наиболее активные работы над боевой машиной пехоты начались уже после Второй Мировой войны, начиная с середины 50-х годов.

Тактика того времени предполагала активное применение в боевых операциях ядерного оружия. Военным понадобилась машина, которая могла бы защитить экипаж и пехотинцев от поражающих факторов ядерного взрыва.

В 1966 году на вооружение Советской армии была принята БМП-1 – первая машина подобного класса в мире. БМП-1 получилась подвижной и маневренной, броня надежно защищала экипаж от осколков и стрелкового оружия. Экипаж был защищен от воздействия оружия массового поражения. Эта машина имела прекрасные технические характеристики, на ней был установлен очень удачный дизельный двигатель.

Машина была вооружена гладкоствольной 73-мм пушкой «Гром», пулеметом и управляемыми противотанковыми ракетами «Малютка».

Основной проблемой машины стал недостаточный уровень ее защищенности. Подкалиберные снаряды, принятые на вооружение странами НАТО, пробивали лобовую броню БМП-1 с расстояния 1000 метров. Пушка «Бушмастер», которая была установлена на основную американскую БМП «Бредли», могла поразить БМП-1 с расстояния 2000 метров. Бортовая броня машины пробивалась даже пулями калибра 12,7 миллиметров.

Много вопросов вызывало и вооружение БМП-1. Гладкоствольная пушка «Гром» была создана на основе гранатомета СПГ-9 и носила выраженный противотанковый характер. Она вызывала нарекания: невысокая дальность стрельбы, низкая точность и небольшие углы вертикальной наводки. В начальный период эксплуатации в боекомплект БМП-1 входили только снаряды с кумулятивной боевой частью, осколочные боеприпасы были добавлены позже. Для поддержки огнем пехоты у БМП-1 оставался только пулемет, что было явно недостаточно.

Во время создания БМП-1 в СССР просто не было малокалиберной скорострельной пушки, которую можно было установить на эту машину. Автоматическая 30-мм пушка, которую можно было использовать на этой машине, появилась только в середине 70-х годов. В 1974 году начались работы над модернизацией машины на Курганском заводе, где выпускалась БМП-1.

Военные без большого энтузиазма смотрели на возможное уменьшение калибра орудия. Были проведены испытания, во время которых 30-мм пушка обстреливала танк. Броню она пробить не смогла, но танк потерял боеспособность: была заклинена башня, все навесное оборудование было уничтожено, наружные топливные баки загорелись.

Приняли решение изготовить новую машину, на вооружении которой будет находиться новое орудие. В 1980 году новая боевая машина пехоты БМП-2 была принята на вооружение. Изначально объем ее производства должен был составлять 10% от объема выпуска БМП-1. Но вскоре началась война в Афганистане, которая решила судьбу этой бронемашины. Еще до официального принятия БМП-2 на вооружение несколько десятков этих машин были отправлены в Афганистан.

Автоматическая пушка БМП-2, имеющая большие углы возвышения, как нельзя лучше подходила для условий той войны. Она могла вести эффективный огонь по противнику, занимавшему позиции на господствующих высотах. Почти сразу в армейских мастерских на машину начали устанавливать дополнительные экраны, чтобы повысить ее защиту от тяжелого стрелкового оружия. Немного позже эту работу стали выполнять на заводе-изготовителе. Так появилась модификация машины – БМП-2Д. Наибольшие потери БМП-2 в Афганистане несли от ручных противотанковых гранатометов.

Позднее БМП-2 принимала участие еще во многих конфликтах: в Ираке, на Северном Кавказе, в Карабахе. Машина почти всегда показывала свои высокие технические характеристики, надежность и простоту в эксплуатации. На ее базе были созданы многочисленные модификации, которые обычно отличаются системой вооружения и дополнительной броней. БМП-2 сегодня используют во многих армиях мира.

Проверка заправки и дозаправка маслом коробки передач:

Инструмент, принадлежности и эксплуатационные материалы:

вороток, удлинитель, сменная головка (27), воронка с фильтром, насадка (рис. 66), ветошь, ведро, масло.

Для проверки заправки и дозаправки необходимо;

– очистить от пыли и грязи пробку (1) (рис. 3) и вывернуть ее;

– протереть ветошью место вокруг щупа, извлечь щуп. Если уровень масла по щупу находится ниже нижней метки щупа, дозаправить КП маслом, для чего вставить в отверстие для щупа воронку с насадкой и фильтром. Ведром дозаправить масло в картер КП до верхней метки щупа;

– установить щуп на место так, чтобы лыска на головке щупа зашла за выступ на крышке;

– ввернуть пробку 1.

Проверять уровень масла в КП не ранее чем через 15 минут после остановки двигателя.

Устройство

БМП-2 – это, по сути, глубоко модернизированная БМП-1. Обе эти боевых машины идентичны на 80%. БМП-2 имеет такую же компоновку, как и ее предшественница. Двигатель и силовое отделение находятся спереди, там же расположено отделение управления, а боевое отделение – в самом центре машины. Сзади имеется десантный отсек, который вмещает шесть десантников. Всю кормовую часть машины занимают двери, предназначенные для десантирования пехотинцев.

Броня машины катаная, сварная. Броня защищает экипаж и десантников от осколков, легкого стрелкового оружия и оружия массового поражения. В десантном отсеке сделаны специальные амбразуры, снабженные шаровыми установками, которые позволяют вести огонь из личного оружия. Десантный отсек разделен на две части топливным баком.

Главным отличием БМП-2 от БМП-1 является система вооружения. На новой машине установлена автоматическая 30-мм пушка 2А42 с боекомплектом 500 выстрелов. Благодаря этой пушке, которая имеет большой угол возвышения, БМП-2 может вести огонь по низколетящим воздушным целям. Скорострельность 2А42 – до 550 выстрелов в минуту. На БМП-2 также был установлен пулемет, а для уничтожения бронетехники на машину могут быть использованы ПТРК «Фагот» или «Корнет».

Для установки нового вооружения на БМП-2 была оборудована новая более просторная башня. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, такое устройство позволяет ей вести огонь на ходу. В башне оборудованы места для наводчика и командира машины. Благодаря новым, более совершенным прицельным приспособлениям и приборам наблюдения, теперь вести огонь могут и командир машины, и наводчик.

По сравнению с предыдущей машиной, количество десантников и их размещение изменились. В десантном отсеке может находиться шесть бойцов, еще одно место для пехотинца имеется за механиком-водителем.

На БМП-2 установлен более совершенный двигатель, с системой турбонаддува. Устройство ходовой части и трансмиссии остались прежними. Добавлена более совершенная система установки дымовой завесы, которая состоит из термодымовой аппаратуры и шести дымовых гранатометов «Туча». Машина оборудована системой пожаротушения.

Установка новой башни большего размера увеличила массу машины, однако, БМП-2, как и БМП-1, может плавать. Скорость передвижения на воде составляет 7 км/ч, движение происходит благодаря перематыванию гусениц.

Видео о БМП-2

объявляю тему и место следующего занятия по предмету

5

Организационно-методические указания:

  1. Подготовить указанное материальное обеспечение в классе.
  2. Накануне занятия утвердить план проведения занятия .
  3. При изучении устройства главное внимание обратить на те параметры систем, знание которых необходимо для грамотной эксплуатации силовой установки .

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

1-й вопрос: Назначение и общее устройство главного фрикциона.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]