В соответствии с постановлением Комитета Обороны СССР в конце 1938 года на Кировском заводе в Ленинграде началось проектирование нового тяжелого танка с противоснарядным бронированием, получившего название СМК («Сергей Миронович Киров»). Разработкой еще одного тяжелого танка, названного Т-100, занимался Ленинградский завод опытного машиностроения имени Кирова (№ 185).
Ведущим конструктором танка СМК был А. С. Ермолаев. Первоначальным проектом предусматривалось создание трехбашенной машины, при этом ее масса достигала 55 т. В процессе работы от одной башни отказались, а сэкономленный вес направили на утолщение брони. Параллельно с СМК c февраля 1939 г. Ленинградский Кировский завод приступил к проектированию однобашенного танка прорыва, получившего наименование КВ в честь наркома обороны К.Е. Ворошилова. Ведущим конструктором танка назначили инженера Н.Л. Духова. Технический проект машины был подготовлен в течение месяца. В соответствии с проектом на танк установили новый дизель В-2 мощностью 500 л.с., разработанный в Харькове. По сути дела, KB представлял собой уменьшенный по длине на два опорных катка СМК с одной башней и дизельным двигателем. Наименование КВ-1 стало применяться с 1941 г., до этого он обозначался, как «танк с малой башней» (существовал еще «танк с большой башней» — КВ-2).
К сентябрю машина была готова и вышла на испытания, в ходе которых выявились нестабильная работа двигателя и будущее слабое место — ненадежная коробка передач. Частично проблемы удалось решить, но коробка передач осталась прежней. Имели место большие проблемы со сцеплением и трансмиссией, что сказывалось на мобильности танка. При переключении передачи танк останавливался и не мог быстро набрать скорость. Армия США провела испытания (в 1942 г.) трансмиссии на танковом полигоне в Абердине и пришла к выводу, что она устарела и не может быть принята на вооружение, так как механику-водителю очень трудно с ней обращаться. Неэффективные воздушные фильтры отрицательно влияли на работу двигателя. Все эти факторы в совокупности ухудшали управление танком. Танк КВ был снят с испытаний для проверки в боевой обстановке советско-финской войны начавшейся 30 ноября 1939 г. Первый экземпляр был вооружен двумя орудиями: 76- и 45-мм, установленными в одной башне. Перед отправкой на фронт для удобства работы экипажа 45-мм орудие было демонтировано и заменено пулеметом ДТ. Опытный КВ находился на передовой до января 1940 г. Участвуя в боевых действиях, танк продемонстрировал неуязвимость от огня противотанковых орудий.
Тактико-технические характеристики советских тяжелых танков конца 1930-х гг.
Компоновка танка КВ-1
Танк КВ-1 имел классическую компоновку с кормовым расположением трансмиссии. Внутри корпус танка был разделен на четыре отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное.
Отделение управления располагалось в носовой части танка. В нем находились сиденья механика-водителя (в центре) и стрелка-радиста (слева). Слева от сиденья стрелка-радиста размещалась радиостанция, а за ней — четыре аккумуляторные батареи. В середине лобового броневого листа корпуса имелся смотровой люк механика-водителя, закрывавшийся броневой крышкой со смотровой щелью с триплексом. Справа от механика-водителя в крыше корпуса устанавливался зеркальный смотровой прибор. Перед стрелком-радистом в лобовом листе располагалась шаровая установка курсового пулемета. Над сиденьем стрелка-радиста в крыше корпуса танка был сделан входной люк, закрывавшийся откидной броневой крышкой. Кроме того, в отделении управления размещались органы управления танком, воздушные баллоны с вентилями и приборами, топливные краны и насос, контрольные приборы.
Боевое отделение занимало среднюю часть машины. В нем находились сиденья наводчика (слева от пушки), командира танка и заряжающего (справа от пушки). Над боевым отделением на шариковой опоре монтировалась башня, в ней устанавливалось вооружение и хранилась часть боекомплекта. Вдоль бортов боевого отделения размещались топливные и масляный баки, на днище — часть боеукладки и ВКУ. Для наблюдения за полем боя в крыше башни по бортам и в кормовой части устанавливались зеркальные смотровые приборы. Кроме того, в бортах башни имелись смотровые щели со стеклоблоками. Для посадки экипажа в крыше башни предусматривался входной люк, закрывавшийся броневой крышкой. На части машин на основании люка располагалась турель для установки запасного пулемета для стрельбы по воздушным целям.
Моторное отделение шло за боевым и отделялось от него разборной перегородкой. В отделении устанавливались двигатель, водяные и масляные радиаторы и воздухоочиститель. Перегородка, отделявшая моторное отделение от боевого, имела два люка, предназначавшиеся для доступа к двигателю из боевого отделения танка. В верхних створках люков были смонтированы иллюминаторы для наблюдения за двигателем.
Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части танка и отделялось от моторного специальной перегородкой, в которой крепился кожух вентилятора. Кроме того, в перегородке имелись дверцы для доступа к воздухоочистителю. В этом отделении размещались агрегаты трансмиссии и электростартер.
Корпус танка КВ-1
Корпус танка представлял собой жесткую сварную коробку из катаных броневых листов толщиной от 30 до 75 мм. Для обеспечения жесткости корпуса применялись угольники и накладки.
Носовая часть корпуса состояла из верхнего, среднего и нижнего броневых листов, изготовленных из гомогенной брони толщиной 75,40 и 75 мм соответственно. Начиная с июля 1941 года верхний и нижний лобовые листы были усилены за счет приварки к ним накладных броневых листов толщиной 25 мм. В верхнем лобовом листе имелись два выреза: один — под смотровой люк механика-водителя, второй — под установку курсового пулемета. На среднем лобовом листе слева находился вырез под установку антенного ввода, прикрытого приварным броневым стаканом. На нижнем лобовом листе приваривались два буксирных рыма.
Борт корпуса изготавливался из одного вертикального броневого листа, в котором имелось шесть отверстий для прохода осей балансиров, шесть кронштейнов с площадками для крепления резиновых упоров, ограничивавших ход балансиров вверх, а также отверстия для крепления трех кронштейнов поддерживающих катков. В передней части каждого бортового листа был приварен кронштейн кривошипа направляющего колеса, а в задней части имелось отверстие для установки бортового редуктора. Начиная с июля 1941 года в районе боевого отделения к бортам корпуса приваривались накладные броневые листы толщиной 25 мм.
Схема бронирования танка КВ-1
Корма корпуса состояла из верхнего (60 мм) и нижнего (75 мм) броневых листов, между которыми был расположен карман для выхода воздуха. К нижнему кормовому листу приваривались два буксирных рыма. С начала 1942 года на части броне-корпусов верхний броневой лист стал изготавливаться прямым, а не гнутым.
Крыша корпуса состояла из трех частей — крыши над боевым отделением, крыши над моторным и крыши над трансмиссионным отделениями. Крыша над боевым отделением была изготовлена из 40-мм броневого листа, в котором находился круглый вырез для установки нижнего погона опоры башни. На съемной броневой крышке моторного отделения толщиной 30 мм имелись люк для доступа к двигателю, два выхлопных патрубка, два отверстия для входа охлаждающего воздуха и люк для заправки воды в заливной бачок системы охлаждения. В крыше трансмиссионного отделения было два люка, предназначавшихся для доступа к механизмам трансмиссии.
Для защиты погона башни на крыше корпуса приваривались броневые планки высотой до 80 мм и толщиной 40 мм.
Днище сваривалось встык из двух броневых листов. В передней части корпуса оно имело большую толщину брони (40 мм), чем в задней (30 мм). В передней части днища, за сиденьем механика-водителя, располагался запасной (аварийный) люк. В задней части днища выполнялись четыре отверстия для слива масла и воды и один подмоторный люк.
Т-100
Т-100 | |
ТТХ/Марка танка | 1939 |
Боевой вес, кг | 58000 |
Экипаж, чел. | 8 |
Размер, мм | |
Длина общая | 8495 |
Ширина | 3400 |
Высота | 3430 |
Клиренс | 525 |
Ширина трака | 710 |
Вооружение | |
Пушек, шт. х кал. | 1×76,2-мм Л-10 |
1х 45-мм 20К | |
Снарядов, шт. | 76,2-мм — 120 |
45-мм — 393 | |
Пулеметов, шт. х кал. | 3×7.62- мм |
Тип пулемета | ДТ |
Патронов, шт. | 4284 |
Толщина брони, мм | |
Верт. корпуса | 60-30-20 |
Гориз. корпуса | 20-30 |
Башня | 60-30 |
Двигатель | |
Тип | 4т/12ц/к/ж |
Марка | ГАМ-34 |
Мощность макс., л.с. | 850 |
При частоте об/мин | 1850 |
Передач КПП | 5/1 |
Скорость макс., км/ч | 35.6 |
Тип топлива | Бензин 1с |
Емк. бака, л | 1160 |
Запас хода, км | |
— шоссе | 170 |
— проселок | 120 |
Преодолеваемые препятствия | |
Уд. давление, кгс/см2 | 0.68 |
Подъем, град. | 42 |
Спуск, град. | 42 |
Крен, град. | 25 |
Ров, мм | 4000 |
Стенка, мм | 1200 |
Брод, мм | 1250 |
Башня танка КВ-1
Башня — клепано-сварная, граненая, в плане близкая к форме прямоугольника, с кормовой нишей.
Часть танков, начиная с ноября 1941 года, оснащалась литыми башнями. Толщина броневых листов сварной башни составляла 75 мм, литой — 82 мм (у так называемой «утяжеленной» башни — 110 мм). Корытообразная бронировка пушки и спаренного с ней пулемета была закрыта снаружи броневой маской толщиной 90 мм. В кормовом листе делался вырез под установку шаровой опоры пулемета.
Танк КВ-1 с литой башней производства УЗТМ и дополнительным бронированием корпуса. Именно эта машина проходила испытания на Абердинском полигоне в США в 1942 году
В бортах башни имелись смотровые щели со стеклоблоками, по одному с каждого борта, а под ними — отверстия для стрельбы из револьвера. Отверстия закрывались коническими броневыми пробками, которые выталкивались из отверстия наружу вручную и втягивались обратно с помощью стального троса.
В крыше башни имелся круглый входной люк, закрывавшийся броневой крышкой. Конструкция входных люков и люков над трансмиссионным отделением была одинаковой, за исключением входного люка башни, по окружности которого монтировалась турель для зенитного пулемета. Нижняя опора турели приклепывалась к крыше башни, а верхняя, на которой монтировались крышка люка и уравновешивающее устройство, вращалась по нижней опоре на шариках.
В передней части крыши находились броневые колпаки прицела ПТ-6 и танковой командирской панорамы ПТК, а между ними располагался броневой колпак вентиляционного люка. По бокам и в кормовой части крыши башни были размещены броневые козырьки зеркальных смотровых приборов.
На захватах опоры башни крепились три сиденья (для командира танка, наводчика и заряжающего) и два стопора башни. Захваты предназначались для удержания башни от опрокидывания при стрельбе из пушки, а также при движении танка на подъемах, спусках и при крене.
С левой стороны орудия на верхнем погоне опоры башни был смонтирован механизм поворота башни с ручным и электромеханическим приводом (первые 120 танков, выпущенные до ноября 1940 года, имели только ручной привод). Максимальная скорость вращения башни составляла 12 град./с.
Вооружение танка КВ-1
На танках КВ-1 ранних выпусков устанавливалась 76-мм пушка обр.1938/39 г. Л-11 с длиной ствола 30,5 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда 612 м/с. Вертикальная наводка — от -7° до +25°. Пушка имела вертикальный клиновой полуавтоматический затвор с устройством для отключения полуавтоматики. Особенностью пушки Л-11 являлись оригинальные противооткатные устройства, в которых жидкость компрессора непосредственно контактировала с воздухом накатника.
С января 1941 года на КВ-1 устанавливалась 76-мм пушка Ф-32 обр. 1939 г. с длиной ствола 31,5 калибра. Начальная скорость бронебойного снаряда — 613 м/с. Вертикальная наводка — от -5° до +25°. Затвор клиновой с полуавтоматикой механического копирного типа. Тормоз отката — гидравлический, накатник — гидропневматический. Длина отката — 450 мм. Уравновешивание пушки осуществлялось с помощью груза, размещавшегося на кронштейне гильзоулавливателя.
Интерьер отделения управления танка КВ-1. Слева от места механика-водителя размещена радиостанция 10-Р, над ней — шаровая установка курсового пулемета. Справа от щитка приборов видны баллоны со сжатым воздухом для пуска двигателя
С октября 1941 года на КВ-1 устанавливалась 76-мм пушка ЗИС-5 обр.1941 г. с длиной ствола 41,5 калибра. Начальная скорость бронебойного снаряда — 680 м/с. Масса пушки — 1155 кг. Предельная длина отката — 390 мм, вертикальная наводка — от -5° до +25°. Затвор клиновой, с полуавтоматикой механического копирного типа. Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлических тормоза отката и накатника и располагались под стволом. Пушка ЗИС-5 отличалась от танковой пушки Ф-34 конструкцией люльки, устройством и креплением бронировки, конструкцией механизма крепления орудия по-походному и тягой к перископическому прицелу. В остальном устройство обеих пушек и применяемые боеприпасы были одинаковы.
Кормовая часть (ниша) башни. В центре ниши видна установка кормового пулемета ДТ, по сторонам от него расположены два зеркальных прибора наблюдения и два стеллажа для пулеметных дисков. На стенках ниши — хсмутиковые укладки 76-мм выстрелов
Интерьер боевого отделения под башней. На переднем плане — спусковая педаль пушки, на полу боевого отделения — чемоданы с 76-мм выстрелами. Хорошо видны круглые застекленные окна в моторной перегородке
Выстрел из пушки производился с помощью ножного и ручного механических спусков.
Танк вооружался четырьмя пулеметами ДТ. Один пулемет был спарен с пушкой, второй — кормовой, третий — курсовой, четвертый — запасной. Курсовой пулемет ДТ устанавливался в шаровой опоре, располагавшейся в лобовом листе корпуса танка перед стрелком-радистом и обеспечивавшей горизонтальные углы обстрела в секторе до 30°, а по вертикали — от -5° до +15°. Пулеметная установка кормового пулемета ДТ позволяла стрелять в горизонтальной плоскости в секторе 30°, а по вертикали — ±15°. Запасной пулемет ДТ укладывался на левом борту отделения управления. В случае необходимости он мог быть установлен на крыше башни на турельной зенитной установке, которой оснащалась часть танков.
Интерьер боевого отделения танка КВ-1 с видом на казенную часть пушки ЗИС-5. Справа от орудия установлен спаренный пулемет ДТ, слева — телескопический прицел ТМФД-7
Для ведения стрельбы из пушки Л-11 применялись телескопический прицел ТОД-6 и перископический панорамный прицел ПТ-6; из пушки Ф-32 — телескопический прицел ТОД-8 и перископический панорамный прицел ПТ-6; из пушки ЗИС-5 — телескопический прицел ТМФД-7 и перископический панорамный прицел ПТ-4-7. На части танков вместо этих прицелов устанавливались телескопические прицелы 9Т-7, 10Т-7 или 10Т-13 и перископический ПТ-4-13.
Для стрельбы из пушек Л-11, Ф-32 и ЗИС-5 использовались унитарные патроны от дивизионных пушек обр. 1902/30 г. и обр.1939 г. и от полковой пушки обр.1927 г.: с осколочно-фугасной дальнобойной гранатой (стальной ОФ-350 и сталистого чугуна ОФ-350А) и взрывателем КТМ-1; с фугасной гранатой старого русского образца (Ф-354) и взрывателями КТ-3, КТМ-3 или ЗГТ; с бронебойно-трассирующим снарядом (БР-350А, БР-350Б, БР-350СП) и взрывателем МД-5; с бронепрожигающим (кумулятивным) снарядом (БП-353А) и взрывателем БМ; с пулевой шрапнелью (Ш-354 и Ш-354Т) и шрапнелью Гартца (Ш-354Г), с трубками — 22-секундной или Т-6; со стержневой шрапнелью (LU-361) и трубкой Т-ЗУГ; с картечью (Ш-350).
Рабочее место наводчика с перископическим панорамным прицелом ПТ-4-7. Ниже прицела виден поворотный механизм башни
В октябре 1943 года был принят на вооружение и стал включаться в боекомплект танка КВ-1 унитарный патрон с подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом БР-354П.
В танках выпуска 1940 года с пушкой Л-11 боекомплект состоял из 111 выстрелов. В боекомплект танка с пушками Ф-32 и ЗИС-5 входили 114 выстрелов, 3024 патрона (48 дисков) к пулеметам и 25 ручных гранат Ф-1. Боекомплект к пушке размещался в снарядных укладках по бортам кормовой ниши башни (10 выстрелов), в кассетах (6 выстрелов) на бортах корпуса и в 44 ящиках (чемоданах) по два выстрела в каждом — на днище боевого отделения. Стеллажи для укладки дисков к пулеметам ДТ размещались в отделении управления (по правому и левому борту), на правом борту и в кормовой нише башни. Практическая скорострельность пушки при использовании выстрелов из башенной укладки составляла 5-7 выстр./мин, а из укладки на полу — 1 выстр./мин.
СМК
СМК | |
ТТХ/Марка танка | 1939 |
Боевой вес, кг | 55100 |
Экипаж, чел. | 7 |
Размер, мм | |
Длина общая | 8750 |
Ширина | 3400 |
Высота | 3430 |
Клиренс | 500 |
Ширина трака | 660 |
Вооружение | |
Пушек, шт. х кал. | 1×76,2-мм Л-11 |
1х 45-мм 20К | |
Снарядов, шт. | 76,2-мм — 113 |
45-мм — 300 | |
Пулеметов, шт. х кал. | 4х7.62-мм |
Тип пулемета | ДТ |
Патронов, шт. | 5733 |
Толщина брони, мм | |
Верт. корпуса | 75-60-55 |
Гориз. корпуса | 20-30 |
Башня | 60-30 |
Двигатель | |
Тип | 4т/12ц/к/ж |
Марка | АМ-34 |
Мощность макс., л.с. | 850 |
При частоте об/мин | 1850 |
Передач КПП | 5/1 |
Скорость макс., км/ч | 35.5 |
Тип топлива | Бензин 1с |
Емк. бака, л | 1400 |
Запас хода, км | |
— шоссе | 280 |
— проселок | 210 |
Преодолеваемые препятствия | |
Уд. давление, кгс/см2 | 0.69 |
Подъем, град. | 37 |
Спуск, град. | 37 |
Крен, град. | 30 |
Ров, мм | 4000 |
Стенка, мм | 1100 |
Брод, мм | 1700 |
Двигатель и трансмиссия танка КВ-1
На танке КВ-1 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-2К. Максимальная мощность двигателя — 600 л. с. при 2000 об/мин, эксплуатационная — 500 л. с. при 1800 об/мин. Диаметр цилиндра 150 мм. Ход поршней левой группы — 180 мм, правой — 186,7 мм. Цилиндры располагались V-образно под углом 60°. Степень сжатия 14 — 15. Масса сухого двигателя с электрогенератором без выхлопных коллекторов — 750 кг.
Топливо — дизельное, марки ДТ или газойль марки «Э»; подавалось принудительно, с помощью двенадцатиплунжерного топливного насоса НК-1. Общая заправочная емкость топливных баков составляла 600 — 615 л. Два бака устанавливались у правого борта корпуса танка: передний — в отделении управления, задний — в боевом отделении. Заправочная емкость переднего бака равнялась 230 — 235 л, заднего — 235 — 240 л. Третий бак емкостью 140 л устанавливался у левого борта корпуса танка в боевом отделении. Для увеличения запаса возимого топлива в конце лета 1941 года на надгусеничных полках танков начали устанавливать от трех до пяти дополнительных топливных баков. На танках производства ЛКЗ баки имели прямоугольную форму, а ЧКЗ — цилиндрическую. Наружные топливные баки к системе питания двигателя не подключались.
Система смазки — циркуляционная, под давлением. Циркуляцию масла обеспечивал шестеренчатый трехсекционный масляный насос. Емкость масляного бака — 60 л. Для смазки двигателя применялись авиационные масла: МК и МС — летом и МЗС — зимой.
Система охлаждения — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов — два, трубчатых, установленных по обе стороны от двигателя с наклоном в его сторону, общей емкостью 55 — 60 л.
Для очистки воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя, танк оборудовался центробежным воздухоочистителем типа «Помон» с масляной ванной и проволочным фильтром (канителью).
Пуск двигателя осуществлялся с помощью двух электростартеров СМТ-4628 мощностью 4,4 кВт каждый или сжатым воздухом из двух воздушных баллонов. С конца 1941 года на КВ-1 вместо двух стартеров СМТ-4628 стал устанавливаться один стартер СТ-700 мощностью 11 кВт.
Механическая трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения феродо по стали, пятиступенчатой двухвальной коробки передач, имевшей пять передач для движения вперед и одну передачу заднего хода, многодисковых бортовых фрикционов сухого трения сталь по стали с ленточными плавающими тормозами и двух планетарных двухрядных бортовых редукторов.
Т-35
Т-35 | |
ТТХ/Марка танка | вып. 1939 |
Боевой вес, кг | 54250 |
Экипаж, чел. | 11 |
Размер, мм | |
Длина общая | 9740 |
Ширина | 3200 |
Высота | 3440 |
Клиренс | 530 |
Ширина трака | 525 |
Вооружение | |
Пушек, шт. х кал. | 1х 76,2-мм КТ |
2х 45-мм 20К | |
Снарядов, шт. | 76,2-мм — 96 |
45-мм — 226 | |
Пулеметов, шт. х кал. | 6х7.62-мм |
Тип пулемета | ДТ |
Патронов, шт. | 10080 |
Толщина брони, мм | |
Верт. корпуса | 70-30-20 |
Гориз. корпуса | 20-10 |
Башня | 35-30 |
Двигатель | |
Тип | 4т/12ц/к/ж |
Марка | М-17Т |
Мощность макс., л.с. | 500 |
При частоте об/мин | 1800 |
Передач КПП | 4/1 |
Скорость макс., км/ч | 30 |
Тип топлива | Бензин 1 с |
Емк. бака, л | 910 |
Запас хода, км | |
— шоссе | 140 |
— проселок | 100 |
Преодолеваемые препятствия | |
Уд. давление, кгс/см2 | 0.86 |
Подъем, град. | 25 |
Спуск, град. | 30 |
Крен, град. | 15 |
Ров, мм | 4400 |
Стенка, мм | 1200 |
Брод, мм | 1700 |
Ходовая часть танка КВ-1
Применительно к одному борту состояла из шести опорных катков малого диаметра с внутренней амортизацией и трех обрезиненных поддерживающих катков. С июля — августа 1941 года на ЧКЗ был организован выпуск литых опорных и поддерживающих катков без амортизации.
Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная.
Ведущее колесо состояло из литой ступицы и двух литых съемных венцов с 16 зубьями каждый. Направляющее колесо устанавливалось на оси кривошипа винтового механизма натяжения гусеницы.
Гусеница шириной 700 мм включала 87 — 90 траков с шагом 160 мм. Трак представлял собой штамповку из стали 35ХГ2 с двумя прямоугольными окнами для цевочного зацепления с зубьями ведущего колеса. С осени 1941 года выпускались литые траки.