Airbus A320 на взлёте. Самолет раскрашен в цвета компании China Southern Airlines Большинство воздушных путешествий совершается на расстояния от одной до пяти тысяч километров. Именно поэтому самыми крупными тиражами выпускаются не огромные, поражающие воображение двухэтажные аэробусы, а куда более скромные среднемагистральные самолеты. Одним из таких лайнеров является Airbus A320. Эта крылатая машина появилась намного позже своих основных конкурентов, однако, ей удалось заметно потеснить их, особенно на европейском рынке авиаперевозок. Во многом этот успех был обусловлен смелым применением недавно появившихся технологий, использованием новых, не существовавших ранее материалов, и, конечно же, грамотной маркетинговой кампанией.
История разработки пассажирского самолёта Airbus A320
Одним из главных «авиационных» событий последней четверти прошлого века стало появление двухмоторного широкофюзеляжного лайнера A300. Концерн Airbus, создавший этот самолет, возник в 1970 году в результате слияния авиастроительных фирм из нескольких стран Европы. «Дебют» нового производителя выглядел многообещающим, и позволил руководству компании задуматься о завоевании самого крупного сегмента рынка – его «среднемагистральной» части.
Задача была сложной. Во-первых, требовался совершенно иной самолет, а не просто модификация А300. Во-вторых, позиции потенциальных конкурентов выглядели незыблемыми. Основными среднемагистральными лайнерами в те годы были Boeing-737 и McDonell Douglas DC9. Чтобы превзойти эти самолеты, необходимо было использовать наиболее передовые и прогрессивные технологии.
McDonell Douglas DC9 – один из первоначальных соперников A320. По своей аэродинамической схеме этот самолет напоминает некоторые советские лайнеры
Созданием концепции принципиально нового авиалайнера занимались не только в компании Airbus. Довольно большую работу в этом направлении проделал британский центр исследований British Aerospace. Разработанный там проект Joint European Transport, впоследствии стал своего рода базой для всех разновидностей A320. Само это обозначение было введено в 1981 году. Тогда же были определены примерные параметры будущего лайнера: вместимость – около 150 пассажиров, дальность полёта – примерно 3,5 тысяч километров.
Опередить конкурентов предстояло по нескольким основным направлениям:
- Требовалось установить на самолет электродистанционную систему управления. Это позволяло облегчить работу экипажа, в то же время сделать полет намного более безопасным;
- Требовалось обеспечить более высокий уровень комфорта для пассажиров. Для этого фюзеляж лайнера должен был стать более широким, чем у «Боинга-737»;
- Требовалось существенно снизить удельный расход топлива и уменьшить шум работы силовой установки. Самолет предстояло оборудовать передовыми двигателями.
Дополнительные выгоды сулило внедрение композитных материалов, благодаря которым общий вес самолета существенно снижался, при сохранении прочности конструкции и основных эксплуатационных характеристик.
Первый, «организационный» этап создания будущего А320, сильно затянулся из-за противоречий среди руководителей концерна. Споры возникли по вопросу о территориальном распределении производства по различным странам. К практической работе удалось приступить лишь в 1984 году.
Один из первых серийных Airbus A320, поставленных в Германию. После 25 лет эксплуатации погиб, предположительно, из-за намеренных действий пилота
Свой первый полет аэробус А320 совершил 22 февраля 1987 года. Это событие стало настоящим праздником, в котором приняли участие видные европейские политики. В 1988 году, после получения сертификата, первые серийные самолеты были переданы компании Air France.
В последующие десятилетия были созданы несколько дополнительных вариантов авиалайнера, получивших собственные обозначения – A319, A321 и A318. Наиболее же современной модификацией самолёта является A320neo. Её основное отличие – двигатели нового поколения. Внесены некоторые изменения и в аэродинамическую схему.
Сколько человек входит в Боинг 737?. Как заправляют самолеты
Аэробус А320 Работают мощные кондиционеры для очистки воздуха, а также имеются индивидуальные осветительные приборы направленного действия довольно яркие, но не мешающие окружающим. В целях безопасности эти места запрещено занимать несовершеннолетним путешественникам, инвалидам, старикам, пассажирам с маленькими детьми и животными , а также беременным женщинам. |
- Ан-2 («кукурузник») – 131 кг в час;
- Ту-154М – 5300 кг в час;
- Ил-86 – 10400 кг в час;
- Boeing 747-300 – 11300 кг в час;
- Ту-144С – 39000 кг в час.
Тактико-технические характеристики (конструктивные особенности)
На первый взгляд, аэробус A320 может показаться очень похожим на своего основного «соперника» — американский Boeing 737. Вертикальный киль, стреловидное крыло с размещенными под ним двумя двигателями, «нижний» вариант компоновки рулей высоты, – всё это характерно для многих других современных самолётов. Речь, разумеется, не идёт о плагиате или копировании, просто за годы развития гражданской авиации конструкторам удалось прийти к наиболее оптимальной схеме.
Пилоты управляют полётом A320 при помощи так называемых сайдстиков — боковых ручек. Привычных когда-то штурвалов в кабине нет. Как вертикальные, так и горизонтальные рули, а также элементы механизации крыла приводятся в движение гидравликой, ручные приводы отсутствуют. Вся система управления максимально компьютеризирована. Благодаря этому, для полноценного пилотирования и навигации достаточно двух пилотов.
Boeing-737 (вверху) и A320, принадлежащие одной авиакомпании. Внешние отличия – скошенная стойка шасси у A320, наплыв перед килем у Boeing
Тактико-технические характеристики авиалайнера таковы:
Длина | 37,57 метра |
Высота | 11,8 метра |
Размах крыльев | 34,1 метра |
Вес коммерческой нагрузки (максимально допустимый) | 17,9 тонны |
Объем топлива в баках | До 29 840 литров |
Вес пустого самолета | 40,3 тонны |
Вес на взлете | От 64 до 75,5 тонны |
Вес на посадке | От 61 до 62,5 тонны |
Количество пассажиров | 150 (стандартная компоновка), 180 (без бизнес-класса) |
Для обеспечения быстрой эвакуации при возникновении опасных ситуаций, в салоне авиалайнера имеется четыре аварийных выхода.
Видео
Для Боинга 737-800 наиболее популярной считается двухклассовая компоновка салона. На таком варианте самолета первые пять рядов считаются местами бизнес-класса с расстоянием между сиденьями 1 метр. В одном ряду в бизнес-классе находится 4 сидения. Таким образом в удобных креслах в бизнес-классе Боинга находится 4 человека. С 6 по 28 ряд идут места экономкласса. Отличие заключается в том, что расстояние между сидениями значительно меньше и в одном ряду сидят 6 человек.
Боинг 747 расходует в среднем 12 тысяч литров авиационного топлива в час, более мелкий 737 — около 3 тысяч литров в час. Аэробус А320 расходует в среднем 2,7 тысяч литров керосина в час. ТУ-154 «съедает» около 6 тысяч литров в час.
Сколько стоит заправить самолет? Заправить полный бак самолета компании Airbus обойдется в 960 000 рублей.
Для заправки самолета необходимо 90 770 литров топлива. Такое количество горючего достаточно, чтобы заправить 1200 минивэнов. Время полной заправки самолета — 28 минут.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Вопрос: Можно ли ездить на Питбайке по полям и лесам?
Лётные данные
Эксплуатационные характеристики A320 можно свести в простую таблицу:
Максимальная скорость | 890 км/ч |
Крейсерская скорость | 840 км/ч |
Дальность полета (под нагрузкой) | До 6100 км |
Практический потолок | 11 900 м |
Длина разбега на взлете | 2 090 м |
Длина пробега при посадке | 1 530 м |
Во время своего полета авиалайнер расходует на протяжении часа 2 600 килограммов топлива (при полной загрузке салона). То есть для того, чтобы перевезти одного пассажира на расстояние в один километр, этот самолет тратит всего 19,1 грамма керосина.
Преимущества и недостатки
По состоянию на конец июня 2022 года, общее количество построенных авиалайнеров Airbus A320 достигло 8 977.
Airbus A320 катарских авиалиний
Столь внушительный «тираж» свидетельствует об огромной популярности этого самолета, обусловленной следующими его преимуществами:
- Экономичность двигателей, низкий расход топлива;
- Удобное управление, облегчающее работу экипажа;
- Невысокий уровень шума как на взлете-посадке, так и на высоте;
- Устойчивость при попадании в восходящие или нисходящие воздушные потоки.
Как и любая другая сложная техника, самолёт A320 не лишен и определенных недостатков. В частности, далеко не все пассажиры в восторге от условий в салоне. В ряде отзывов высказываются претензии, связанные с теснотой.
Некоторые авиационные эксперты полагают, что общая площадь несущих плоскостей этого лайнера слишком мала для его веса, что затрудняет управление на малых высотах при небольшой скорости полёта. Кроме того, отмечаются определенные сложности при внесении изменений в программное обеспечение.
Сколько км в час летит Боинг 737? Чем заправляют кукурузник
AIRBUS A320, A321. Схема салона. Лучшие места в 2022 году Фюзеляж, крыло кессонного типа, оперение, кабина экипажа, система управления, шасси, гидравлическая система, силовая установка, топливная система, кислородное оборудование, система кондиционирования воздуха. Освоение космоса означает решение таких проблем, как история Земли и происхождения жизни, прогноз погоды, поиск полезных ископаемых, телевидение, дальняя связь и многое другое. |
Быстрый ответ: Сколько самолет тратит топлива на 100 км? Авто-мастерская онлайн Производители создают настолько похожие по характеристикам машины, что основное различие, влияющее на выбор клиентов это внешние характеристики и приверженность марке. Далее рассмотрим, какой самолет лучше Боинг 737 или Аэробус А320 на основании сравнения основных характеристик, вместимости, стоимости и комфортабельности лайнеров. |
Система развлечений на борту, розетки, wifi • В настоящее время идёт работа над A321 NEO.
Схема салона Airbus A320
Кресла в эконом-классе Airbus A320 (компания Finnair)
Основную часть внутреннего пространства авиалайнера занимают пассажирские места. Они бывают двух типов – эконом-класса и бизнес-класса. Основные входы в салон находятся в головной и хвостовой частях самолета. Спереди, за кабиной пилотов, с левой стороны относительно центрального прохода, расположен туалет. Напротив него – небольшое «кухонное» помещение. Еще два туалета находятся в задней части салона, по обе стороны от прохода.
Бизнес-класс
До двенадцати пассажиров самолета A320 могут путешествовать в условиях повышенного комфорта. Предусмотренные для этого места бизнес-класса находятся в передней части салона. Кресла шириной 57 сантиметров здесь размещены в три ряда по схеме 2х2. Центральный проход несколько шире, чем в эконом-классе, да и свободного пространства для каждого пассажира побольше. Величина интервала между рядами кресел — 90 сантиметров. Заканчивается бизнес-класс перегородкой, отделяющей его от остального салона.
Эконом-класс
Большая часть салона A320 занята пассажирскими креслами шириной до 45,7 сантиметра, установленными по схеме 3х3. Интервал между рядами — 80 сантиметров. В этой части самолета могут разместиться до 150 человек. Ширина центрального прохода — 63,5 см. В большинстве случаев этого вполне хватает для того, чтобы люди свободно перемещались по салону, не беспокоя тех, кто сидит на местах C и D.
Для вызова стюардессы или связи с экипажем самолета можно использовать сенсорные дисплеи. Они вмонтированы в спинки кресел, поэтому пассажирам, сидящим в самом первом ряду, приходится обходиться без них. Каждый ряд, кроме того, оборудован светодиодными светильниками, которые дополняют общие потолочные лампы.
Общий вид эконом-класса на A320. Хорошо заметны сенсорные дисплеи на спинках кресел
Худшие места
При покупке билетов на аэробус A320, схема салона поможет подобрать наиболее удобные для каждого пассажира места.
Как правило, люди стараются избегать последнего ряда пассажирских кресел. Во-первых, совсем рядом находятся туалеты, создающие шум, а порой и неприятный запах. Во-вторых, спинки кресел нельзя откинуть – они упираются в перегородку. Предпоследний ряд этого недостатка лишён, однако, близость туалета ощущается и здесь.
Не любят пассажиры и расположение первого ряда кресел в эконом-классе. Многим не нравится на протяжении всего перелета любоваться на перегородку, другие же испытывают дискомфорт из-за отсутствия сенсорного дисплея.
Схема стандартной компоновки салона Airbus A320
Возникают неудобства и у тех пассажиров, которые попадают на места, расположенные возле аварийных выходов. Это связано обычно с ограниченной функциональностью спинки кресла. Порой в этой части салона возникают сквозняки, что также малоприятно.
Подобные документы
Кроме того, классические самолётные штурвалы заменены специальными рукоятками- сайдстиками side-stick , расположенными по бокам кабины, таким образом, сайдстик пилота, сидящего слева обычно это командир самолёта расположен слева от его сидения, а сайдстик пилота, сидящего справа обычно это второй пилот расположен справа от его сидения. В основном используется Glass-fiber reinforced plastic пластик, армированный стекловолокном , Carbon-fiber reinforced plastic пластик, армированный углеродным волокном , honeycomb core сотовый заполнитель.
Безопасность самолета
Следует отметить, что в первые годы эксплуатации авиалайнера главной проблемой A320 была аварийность. Один из первых серийных авиалайнеров разбился уже во время выполнения демонстрационного полета. После этого в 1990 и 1992 годах произошли две крупных катастрофы с большим количеством жертв. Эти события в значительной мере подорвали репутацию лайнера и вызвали недоверие к его компьютеризованной системе управления.
В общей сложности к нынешнему моменту в результате катастроф самолета A320 (с учетом всех его модификаций) погибло 1 393 человека. Самой страшной трагедией стала гибель 224 человек, летевших на лайнере A321 из Египта в Россию 31 октября 2015 года. Правда, в этом случае никаких претензий к самолёту быть не может, поскольку речь идет о террористической атаке. Тем не менее обстоятельства целого ряда других катастроф позволяют предположить, что система управления авиалайнера небезупречна. Примером может послужить инцидент, случившийся 28 декабря 2014 года, когда в результате сбоя бортового компьютера, A320 рухнул в Яванское море, погубив при этом 162 человека.
Место гибели самолета Airbus A320, врезавшегося в горы на юге Франции
В целом же из почти девяти тысяч произведенных в разное время самолётов было потеряно по разным причинам 42 единицы. В десяти случаях крушение лайнера повлекло за собой значительные человеческие жертвы.
Модификации Airbus A320
Первоначально предполагалось, что самолет будет строиться в двух основных вариантах. Они заранее получили обозначение Airbus A320 200 и A320 100. Эти модификации должны были различаться как по вместимости салона, так и по общей длине. Затем эти планы были пересмотрены, и фактически строился только Airbus 320 200.
В дальнейшем было разработано несколько модификаций базовой модели:
- A319 – укороченный вариант авиалайнера. Количество пассажиров сокращено и может составлять от 116 до 156 человек. Дополнительно строились несколько субмодификаций этого самолета, в том числе Airbus A319ACJ, предназначенный для перевозки VIP-пассажиров;
- A321 – самый крупный вариант. Количество пассажирских кресел увеличено до 220 за счет некоторого удлинения фюзеляжа;
- A318 – авиалайнер, приспособленный для коротких взлетно-посадочных полос. Может брать на борт до 132 пассажиров, а в стандартной компоновке – 107. Имеется субмодификация Elite – «корпоративный самолет».
В последние годы сделан переход на изготовление всего модельного ряда в варианте neo, с улучшенными двигателями и усовершенствованным электронным оборудованием.
Авиалайнер Airbus A318 – одна из модификаций базового A320-200
Производитель
Аэробус А320 производится авиастроительной группой Эйрбас (Airbus S.A.S.), ее штаб-квартира расположена во французской Тулузе, а сам самолет собирается на заводах трех стран: Франции, Германии (Гамбург) и Британии.
Штаб-квартира Airbus S.A.S в Тулузе
С 2011 года запущена еще одна монтажная линия – в Китае. Штат работников корпорации Эйрбас превышает 50 тыс. человек. Само название лайнера – «эйрбас» переводится как «воздушный автобус», оно было единственным приемлемым лингвистическим вариантом для французского руководства компании.