Военные корабли технологии Стелс «Гремящий» и «Проворный», проект 20385


Россия возобновляет строительство корветов проектов 20380 и 20385. Параметры контракта сейчас уточняются, сообщили источники «Известий» в военном ведомстве. Корабли будут выпущены с учетом опыта предыдущей эксплуатации и смогут выполнять задачи в регионах со сложными гидрографическими и погодными условиями. Изначально строительство этих корветов возобновлять не планировали. По каким причинам ВМФ изменил свое решение и почему корабль серии 20380 станет одним из самых массовых на флоте, разбирался военный историк Дмитрий Болтенков.

Основная информация о проекте 20385

Информация о проекте 20385 в СМИ упорно утверждает, что корветы проекта будут служить не в составе Северного флота, а пойдут на оснащение Тихоокеанского. Эти слухи уже частично опровергнуты заявлениями Высшего руководства ВМФ России, которое утверждает, что «Гремящий» будет находиться в составе Северного флота. Так это или не так, покажет время. Про второй корабль проекта — крейсер «Проворный» — пока нет достоверной информации. Вполне возможно, что он как раз и будет служить в Тихоокеанском флоте.

Сейчас же «Северная верфь» в ускоренном темпе занимается оснащением корвета «Гремящий», спуск на воду которого уже близок. Данный боевой корабль стал представителем нового семейства боевых кораблей, которые должны быть построены в рамках специальной государственной программы развития военно-морского флота. В качестве базы для создания кораблей проекта 20385 выступили корабли проекта 20380, которые были разработаны в МКБ «Алмаз».

Причины пожара

О причинах возгорания, пока, говорить рано. Активные работы на корвете в пятницу не велись. Есть мнение, что возгорание изначально произошло в рубке главного командного поста и на башенно-мачтовой конструкции, оттуда огонь перекинулся по строительным лесам на четвертую и пятую палубы.


Первая информация о пожаре начала появляться около семи вечера пятницы. Сначала сообщалось, что огнём охвачена вся верхняя палуба находящегося на стапелях судна, площадью около 100 кв.м. Позже, в экстренных службах сообщили, огонь охватил почти весь военный корабль, на площади в 800 кв.м. .

Причины, побудившие начать разработку проекта 20385

Так как Высшее руководство военно-морского флота РФ уже имело опыт в эксплуатации мощных боевых кораблей проекта 20380, то было принято решение разработать на базе этого проекта усовершенствованные корветы, которые имели бы на борту более мощное и улучшенное оружие. В результате создания нового технического задания родился проект 20385, в рамках которого предполагалось построить 5 кораблей нового типа.

Реализация проекта 20380 привела к появлению 5 кораблей, 4 из которых были переданы Северному флоту. Корабли нового проекта 20385 должны были быть переданы Тихоокеанскому флоту, так как там, в настоящее время, имеется только один корвет проекта 20380 – «Совершенный». Корветы проекта 20385, как и их предшественники, должны были стать судами второго ранга, рассчитанными для выполнения боевых задач различной сложности в ближней морской зоне.

Новые корветы должны были иметь более широкие возможности боевого применения, так как их вооружение будет усовершенствовано. Корабли проекта 20385 получат следующее модернизированное вооружение:

  • Противокорабельный защитный комплекс «Уран» заменят на более совершенные ракеты «Калибр-НК». После этой замены новые корабли смогут стать настоящей универсальной единицей, способной не только действовать против отдельных кораблей или их групп, но и решать другие тактические задачи;
  • ЗРК «Редут» останется в качестве стандартного вооружения, но он получит дополнительные пусковые ячейки. Теперь боекомплект будет увеличен с 12 до 16 единиц.

Нужно особо отметить тот факт, что оснащение корвета крылатыми ракетами «Калибр-НК» позволит кораблю действовать не только в ближней морской зоне. Дальность полета крылатых ракет составляет до 2 000 км, что даст возможность новым боевым судам держать на мушке все значительные военные суда, находящиеся в мировом океане. Кроме того, крылатые ракеты с не меньшей эффективностью способны поражать и наземные цели.

Боевая необходимость или дань традиции

Сторожевики в российском флоте – явление не новое. С кораблями этого класса русские моряки познакомились в годы Первой Мировой войны. Эти сравнительно небольшие военные суда стали универсальными боевыми единицами, выполняющими огромный объем боевой работы. За рубежом подобные суда классифицировались как фрегаты и корветы. В Российском флоте пошли своим путем, создав отдельный класс боевых судов – сторожевые корабли.

Появление этих судов в составе флота было вызвано острой необходимостью. Функции охраны побережья и морских рейдов, охрану конвоев и противодействие малым силами флота противника могли выполнять и эсминцы, однако эти корабли были немногочисленны. Строить новые эсминцы в большом количестве было дорогостоящим занятием. Посчитали, что будет выгоднее использовать для выполнения поставленных задач однотипные суда меньшего водоизмещения. Не следует сравнивать сторожевики по боевым и мореходным качествам с эсминцами – это совершенно разные по характеру применения боевые корабли. Такие корабли должны быть универсальными и строиться в массовом порядке.

Играл огромную роль и экономический фактор. Постройка одного сторожевого корабля, фрегата или корвета обходилась казне в два, в три раза дешевле, чем постройка одного эсминца. В Советском Союзе сумели оценить эти преимущества. В 20-е и в 30-е годы, в тяжелых экономических условиях постройка сторожевиков стала для СССР единственной возможностью поднять боеспособность своего флота. В предвоенное время, в годы войны сторожевые корабли стали самыми массовыми боевыми судами советского Военно-Морского Флота. Аналогичного принципа комплектования флота придерживались в СССР и в послевоенное время. На оснащении флота появились более мощные и совершенные корабли, ввиду которых класс сторожевых кораблей получил новое развитие.

В отличие от первых судов подобного класса, советские сторожевики (СКР) стали на порядок сильнее и мощнее. В Советском Союзе строятся корабли, которые по огневой мощи и техническому оснащению не уступают эсминцам. За рубежом советские сторожевики давно причисли к классу фрегатов, считая их полноценным боевыми судами. В СССР привыкли строить много и мощно. Соответственно и сторожевики стали больше в размерах, получили мощные средства вооружения. Такая тенденция сохранялась до последних дней существования Советского Союза. Для флота планировалось построить сторожевики проект 11540 – большие военные корабли океанского класса. Говорить о том, что флоту нужны СКР для охраны и обороны прибрежной морской зоны не приходилось. Эта ниша в советском ВМФ так и осталась незаполненной.

В России, которая унаследовала от Советского Союза огромный военный флот, пришлось с нуля решать задачу создания кораблей ближней морской зоны. Первоначально решить проблему должны были корабли проекта 12441, однако с «Новиком» – головным кораблем проекта – не сложилось. Проект был отклонен. Было решено начать строительство СКР в том виде и в том варианте, в котором эти корабли должны быть изначально. В таких условиях родился проект 22380, предусматривающий постройку малого сторожевого корабля для охраны ближней морской зоны.

Задачи кораблей проекта

Хотя после установки крылатых ракет корабли проекта 20385 станут настоящими ударными корветами, по задумке создателей они должны стать универсальными кораблями, способными решать целый комплекс боевых задач. Если сравнивать тактико-технические характеристики новых боевых кораблей, то видно, что они ближе к классу эсминцев, которые являются самыми универсальными кораблями в военно-морском флоте. Новые корабли проекта 20385 должны решать следующие боевые задачи:

  • Поиск, обнаружение и уничтожение вражеских подводных лодок. Для этого корвет оборудуют самым современным оборудованием и вооружением в этой области;
  • Противодействие всем типам боевых кораблей, которые могут быть как в прибрежной, так и в дальней морской зоне;
  • Осуществлять боевое дежурство по заданному маршруту;
  • Проводить эскортные операции;
  • Осуществлять огневую поддержку десантных операций. Нужно отметить, что после установки крылатых ракет в качестве стандартного вооружения, крейсер получит такую боевую мощь, что поддержка десанта превратится в зачистку территории перед высадкой десанта.

У корветов проекта 20385 будет иметься на оснащении вертолет КА-27, в задачи которого будет входить проведение разведывательных и спасательных операций.

Первый корвет проекта 20385 «Гремящий» станет значительно менее заметным для локаторов, чем корабли проекта 20380. Это стало возможным благодаря использованию новейших полимерных и композитных материалов при постройке корпуса корабля. Также комплект противолокационной защиты станет более современным.

На начальной стадии проекта 20385 предполагалось выпустить около 20 кораблей такого класса, руководство военно-морского флота неоднократно вело беседы на этот счет. В результате оборонная промышленность наладила целую производственную линию по выпуску штампованных деталей для новых корветов. Новые детали выполнялись из композитных и полимерных материалов. На начальном этапе разработок было заложено два корабля. Вторым корветом проекта 20385 стал «Проворный», заложенный в 2013 году. Однако экономическая ситуация внесла свои коррективы, в результате чего на сегодняшнем этапе проект 20385 представлен только двумя недостроенными корветами.

Модификации

— 20380П и 20383 — проекты пограничных сторожевых кораблей (не реализованы); — 20382 — экспортный вариант, способный выполнять задачи в дальней морской зоне (не реализован); — 20385 — модернизация базового проекта с усиленным зенитно-ракетным и противокорабельным вооружением. Первоначально на кораблях этой модификации планировалось устанавливать дизельные агрегаты немецкой компании MTU Friedrichshafen, однако после отказа фирмы поставить двигатели в связи с введенными в 2014 г. против РФ санкциями было принято решение использовать агрегаты российского производства. — 20386 — проект корвета нового поколения с модульным вооружением, надстройкой из композиционных материалов, сниженной по сравнению с предшественниками радиолокационной заметностью, увеличенными водоизмещением (3 тыс. 400 т) и дальностью плавания (9 тыс. 260 км), уменьшенной численностью экипажа (80 человек).

Основные отличия

Что касается материалов, из которых построен первый корабль проекта 20385, то они значительно отличаются от материалов кораблей проекта 20380. Корвет «Гремящий» построен с применением большого количества композитных материалов, которые были разработаны отечественными предприятиями. Особую роль в этом сыграло ФГУП «Прометей», специалисты которого не только разработали, но и создали технологии производства полимерно-композитных материалов, пригодных для судостроительства.

Благодаря тому, что надстройка корвета «Гремящий» сделана из негорючего пластика, удалось значительно снизить общий вес боевого корабля. Это позволило повысить скоростные качества корвета и разместить на его борту более тяжелое вооружение.

Разрабатывая новый корвет, конструкторы учли замечания военных, которые жаловались на недостаточные мореходные качества кораблей проекта 20380, поэтому «Гремящий» будет обладать лучшей сопротивляемостью качке. Свои боевые задачи корвет сможет выполнять при волнениях до 5 баллов. Живучесть корабля существенно повысится и благодаря снижению радиолокационного фона, что поможет кораблю оставаться незамеченным для локаторов противника, повышая шансы «Гремящего» нанести внезапный удар по кораблям или береговым укреплениям.

Что касается силовой установки головного корабля проекта 20385, то в настоящее время это два мощных дизеля 16Д49, развивающих по 6 000 л/с каждый. Изначально корабли проекта планировалось оснащать немецкими двигателями, но так как в последние годы ситуация на политической арене накалилась, то от двигатель иностранного производства было решено отказаться.

В срочном порядке была поставлена задача найти или разработать не только новый двигатель, но и другие механизмы корабля, которые планировалось использовать импортного производства. С данной задачей отечественная оборонная промышленность справилась с честью. В настоящее время отечественные двигатели адаптированы для боевых кораблей и успешно прошли ряд испытаний.

Восстановлению подлежит

18-19 декабря после окончания пожаротушения специалисты «Северной верфи» провели первичный осмотр «Проворного». Они пришли к предварительному выводу – корабль подлежит восстановлению. Об этом сообщило предприятие на своем официальном сайте.

«… благодаря смонтированной противопожарной изоляции между надстройкой и палубой корпус корабля не пострадал. Надстройка подлежит демонтажу. Оборудования в надстройке не было … ведутся переговоры о строительстве новой надстройки», – говорится в коммюнике.

Предприятие уточнило, что для предотвращения замерзания попавшей в ходе пожаротушения в трюмы воды было включено отопление и электричество. Порядка сотни работников провели откачку воды, просушку поверхностей и убрали помещения от последствий возгорания. Оценивать нанесенный ущерб будет начавшая работу комиссия из представителей «Северной верфи» и ОСК. Рассуждать о причинах пожара пока рано. Указанной комиссии потребуется несколько недель на изучение всех обстоятельств и выяснение причин ЧП.

Технические параметры корвета «Гремящий»

Первый корвет проекта 20385 «Гремящий» имеет следующие тактико-технические характеристики:

  • Длина корпуса составляет 104 метра;
  • Ширина – 13 метров;
  • Водоизмещение 2 200 тонн;
  • Корабль может перемещаться на расстояние до 5 600 км. При этом максимальная скорость составляет 27 узлов;
  • Полная автономность корабля может достигать 15 суток;
  • Экипаж корабля — 99 человек.

Вооружение корвета состоит из следующих комплексов:

  • Ракетный комплекс «Калибр-НК», который способен эффективно поражать как надводные, так и наземные цели на расстоянии до 2 000 км. Благодаря крылатым ракетам, размещенным на борту крейсера, он способен выступать в качестве ударного корабля;
  • Усовершенствованный ЗРК «Редут»;
  • 100-мм артиллерийская установка А-190-01;
  • Два зенитных пулемета АК-630-М;
  • Усовершенствованное противолодочное вооружение «Пакет».

Кроме того, к вооружению корвета «Гремящий» можно причислить и вертолет КА-27, имеющий на борту бомбовое и торпедное вооружение. Экипаж корабля будет иметь на вооружении ПЗРК «Игла».

Итог

Корвет проекта 20385, характеристики которого приведены выше, обладает самым современным вооружением и многофункциональной направленностью. В рамках этого мероприятия продолжается возведение только одного из представителей («Гремящего»). Остальные суда разрабатываются по обновленному проекту. Связано это с удорожанием корабля, не всегда обоснованным наличием тяжелого вооружения разного вида. Разработчики, несмотря на задержку со сменой зарубежных силовых установок на отечественные аналоги, заявляют, что все запланированные работы ведутся согласно запланированному графику.

Системы вооружений кораблей проекта

Головной корабль проекта, как и его младший брат, корвет «Проворный», должны быть оснащены двумя боевыми универсальными ракетными комплексами «Калибр- НК» с 8 крылатыми ракетами на борту. Основу противовоздушной обороны составляет хорошо знакомый ХРК «Редут». Корветы будут иметь и артиллерийское вооружение. Главный калибр представлен 100 мм автоматической артустановкой А-190-01. В дополнение к нему, ближнюю огневую мощь корабля обеспечивает два 30 мм автоматы АК-630М. Экипаж корабля имеетл в своем распоряжении ПЗРК «Игла».

На кораблях должно быть установлено мощное торпедное вооружение, способное эффективно бороться, как с надводными кораблями противника, так и с подводными лодками. Всем вооружением на корабле управляла автоматизированная система «Пума». Для ближнего боя на корвете стояли пулеметные турели, имелось два гранатомета.

Корветы оснащены не только наступательными и оборонительными видами вооружения. Особое место в обеспечении живучести судна занимает радиолокационное и навигационное оборудование. На корветах стоит хорошо знакомая БИУС «Сигма». Для быстрого выявления противника на море и в воздухе корветы оснащены станцией «Фурке-2». Система управления огнем работает в паре с наводящимся комплексом «Монумент А». За состояние подводного горизонта отвечают станции слежения и обнаружения «Заря» и «Минотавр».

Благодаря такой насыщенности радиолокационным, гидроакустическим и навигационным оборудованием корветы проекта 20385 обладают высокой живучестью. Корветы могут на больших расстояниях выявлять суда вероятного противника, оставаясь тем времени вне зоны обнаружения.

Сказки о корветах семейства 20380

Главная » Альтернативная История » Альтернативное кораблестроение — Флоты которых не было » Сказки о корветах семейства 20380

Выбор редакции Альтернативное кораблестроение — Флоты которых не было

Дмитрий Ю 12.09.2020 3649

21

в Избранноев Избранномиз Избранного 9

Сказки о корветах семейства 20380

Не лепо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повестий о корветах проекта 20380 и сходных с ним проектов?

Содержание:

Присказка о корвете 20380

В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был военно-морской флот, и стали ему нужны новые надводные корабли.

Не в городе Богдан и не в селе Селифан, не долго, но и не коротко, строили-строили, и, наконец, построили, корвет проекта 20380.

И был, братцы мои, корвет проекта 20380 во 2001 годе, когда его завершили проектированием и зачали постройкою, самый что ни на есть чудо-корабль.

Спереди у него располагалася новая универсальная (сиречь, супротив надводных, наземных и воздушных супостатов) автоматическая пушка А-190 калибру 100 мм. Много легче, чем прежняя корабельная универсальная пушка того же калибру АК-100, но не хуже ничем, а, напротив, вдобавок еще и скорострельнее прародительницы.

Против надводных супостатов корвет получил две четырехтрубные пусковые установки противокорабельных ракет «Уран», которые всем были хороши, кроме однаго: никак их не применишь против иной какой цели – ни против подводной лодки, ни против сухопутного ворога. Только по надводной цели етою ракетою стрелять можно.

Для обороны от воздушных супротивников проектировщики замыслили поставить на корвет проекта 20380 новый зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) «Редут» ажно на 12 вертикальных пусковых ячеек и разместить там либо 12 зенитных управляемых ракет (ЗУР) средней дальности 9М96Е либо 48 ЗУР малой дальности 9М100 (по 4 штуки в одной ячейке), либо какое-то их сочетание. К примеру, можно уместить во двенадцати ячейках и 6 ЗУР средней дальности 9М96Е и ещё 24 ЗУР малой дальности 9М100. Этакое решение позволяло бы корвету проекта 20380 бороться с воздушными супостатами и на дальностях до 40…50 км при помощи ЗУР 9М96Е, и на дальностях до 15 км при помощи ЗУР 9М100.

Правда, к 2001 году не поспели поставщики ЗРК «Редут» представить его в натуре пред ясны очи строителей головного корабля, и, повинившись, предложили разместить на баке головного корабля «Стерегущий» модуль противовоздушной обороны «Кортик-М». «Кортик-М» на корвете «Стерегущий» имеет два 30-мм шестиствольных зенитных автомата АО-18К, а ракет не имеет вовсе, но чтобы запутать тех, кто помыслит на головной корабль проекта 20380 напасть с воздуха, назвали модуль «Кортик-М» буквосочетанием ЗРАК, которое расшифровывается, если википедии верить, как «зенитно-ракетно-артиллерийский комплекс»:


Повинную голову меч не сечет. Поставили на головной корвет «Стерегущий» этот самый «Кортик-М», так что переднюю полусферу защитили и 100-мм пушкой, и 30-мм автоматами, а вот зенитнами ракетыми не защитили вовсе никакымя.

Ну, а уж начиная со второго по счету корвета проекта 20380, когда сподобились таки поставщики представить строителям корветов три года назад обещанный ЗРК «Редут», так его сразу и поставили в первый серийный корвет именем «Сообразительный» и далее во все корветы серии, акурат в том месте, где на головном корабле размещался модуль «Кортик-М».

Дополнили комплекс вооружения корвета двумя побортно расположенными у вертолетного ангара проверенными временем шестиствольными 30-мм артиллерийскими установками АК-630М.

Для противудействия подводным противникам в корвете проекта 20380 проектировщики впервые в отечественном военном кораблестроении использовали два новых четырехтрубных 324-мм торпедных аппарата «Пакет-НК», которые можно снаряжать как противолодочными, так и противоторпедными торпедами. По правде-то сказать, против подводных лодок иностранцы с 60-х годов двадцатого века и до сих пор использовают для вооружения своих надводных кораблей трехтрубные 324-мм торпедные аппараты, и только советские специалисты им наперекор использовали могучие 533-мм торпедные аппараты (и поныне по им ностальгируют, не вельми понятно почему).

И, в довершение всего, как вишенка на торте, корвет получил не токмо вертолетную площадку, но и поместительный сарай для вертолета типа Ка-27, цистерну для хранения изрядного объема вертолетного топлива, а также корабельный катер и RIB-лодку.

Что же касается главной энергетической установки (ГЭУ), то она у корвета проекта 20380 задумана из четырех дизельных двигателей, каждый мощностью по 6000 л.с, всего, стало быть, суммарной мощностью 24 000 л.с. Этакое устройство ГЭУ позволило корвету проекта 20380 похвалиться экономичностью, которою до того отечественные корабли не хвалились вовсе. Однако, суммарная мощность для боевого корабля такого водоизмещения получилась не велика, и, как следствие, максимальная скорость составила токмо 26,5 узлов, ежели в страничку Википедии посмотреть.


ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Как, стало быть, известно стало русским людям про корвет проекта 20380, так сразу среди них образовались Злопыхатели и залаяли, что, дескать:

  • пушка А-190 на корвете очередями не стреляет;
  • ЗРК «Редут» стреляет исправно, токо по цели завсегда промахивается;
  • противокорабельные ракеты «Уран» и стреляют как требуется и по цели попадают, но летают тихонько и недалёко;
  • ежели бортовой вертолёт найдёт подводную лодку супротивника за границею зоны поражения комплекса противолодочной обороны «Пакет-НК», то поразить ея корвету будет нечем;
  • дизеля ломаются кажный день.

Да: с дивана теоретизировать полегше будет, чем отлаживать сложные технические комплексы и системы в бурном море. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но, однако ж:

  • пушку А-190 наладили быстрее всего, застрекотала как положено;
  • ЗРК «Редут» мало-помалу научился попадать в цель;
  • в 2009 году была представлена новая модификация ракеты для комплекса «Уран» именем Х-35УЭ с увеличенной до 260 километров дальностью стрельбы, каковая хоть и летит не быстрее звука, но низенько и ее хрен углядишь;
  • против подводных лодок надводные моряки научились воевать союзно (ватагой из 2-3 корветов), и при этом один из бортовых вертолётов группы вооружали торпедами, а остальные вертолёты вели поиск;
  • и даже прямым промыслом Господним наладили дизеля так, чтобы в морской поход корвету можно было без буксира отправляться.

И стал таким макаром корвет проекта 20380 вельми прелестным боевым кораблем, для всякой надобности пригожим.

«А мои ти корветы сведоми къмети: подъ трубами повити, подъ шеломы възлелеяны, конець копия въскръмлени; пути имь ведоми, яругы имъ знаеми, луци у нихъ напряжени, тули отворени, сабли изъострени».

Что на современный русский язык в переводе Игоря Заболоцкого может быть переведено так:

— А корветы славные — Витязи исправные: Родились под трубами, Росли под радарами, Выросли, как воины, С конца копья вскормлены. Все пути им ведомы, Все моря им знаемы, Пушки их настроены, Ячейки их отворены, Комплексы все точные, Контакты позолоченные.

Примечание: тут стихотворный перевод фрагмента «Слова о полку Игореве» от Игоря Заболоцкого испорчен вставками от автора.

Это присказка, не сказка, сказка будет впереди.

Присказка о корвете 20385

В 2012 году, а потом и в 2013 году, заложили два корвета во многом похожих на проект 20380, но модернизированного проекта. Проект этот получил номер 20385.


Хотели как лучше: заменить узко-специализированный противокорабельный ракетный комплекс «Уран» с 8 ракетами на универсальный ракетный комплекс «Калибр» с 8 ракетами (там и противокорабельные разные ракеты огромной быстроты и дальности, и противолодочные, и против наземных целей), да еще и боекомплект ЗРК «Редут» увеличили с 12 до 16 ячеек, и поставили новый радиолокационный комплекс «Заслон», чтобы видел корабль воздушных супротивников дальше, лучше, и мог много кого обстреливать враз.

Но получилось как всегда: когда согласовывали заказчики проект – веселились, а посчитали — прослезились. Этак, говорят, чегой-то дорого вышло. Нам подешевше надо чего-нито.

Это присказка, не сказка, сказка будет впереди.

Присказка о корвете 20386

Ладно. Если подешевле – можем, сказали проектировщики и спроектировали такой корвет проекта 20386, что ни словом сказать, ни пером описать. А уж когда от картинок к делу перешли и зачали его строить, то оказалося, что и вовсе он и не дешевле, а даже совсем наоборот.

Строят-строят, а с вооружением не понятно. Какое-то модульное, а что это означает — не разобрать. Вот пушка точно есть, похоже, что 100-мм калибру, и зенитный ракетный комплекс какой-то имеется на баке, и, похоже, что на борту старый знакомый ПКР «Уран», но все это как-то не конкретно.

Главная же энергетическая установка пошла в совсем иную степь: два газотурбинных двигателя М90ФР мощностью по 27500 л.с. разработки НПО «Сатурн», да плюс два главных электродвигателя АДР-1600-В мощностью по 2200 л.с. разработки ОАО «Звезда». Словом, про экономию топлива речь походу не идет, а речь идет о высокой максимальной скорости, как оно и положено у боевых кораблей. Да еще сбоку электродвижение приплели.


Одним словом, вышло навроде американских литоральных кораблей – красиво, дорого и непонятно простому уму.


А может, так и надо: зачем простому-то уму про такое задумываться? Можа, и не след!

Это присказка, не сказка, сказка будет впереди.

Сказка о корвете 20380М1 Присказку, стало быть, завершаем, даже затянули слегка, пора бы уж и сказке началу быть.

В 2022 годе решили еще десяток корветов построить, и говорят: де, проект 20385 слишком дорогой, а проект 20386 таков, что и вовсе только сплюнуть можно, чтобы не сказать худого слова вслух. Ну а строить проект 20380 как-то странновато выходит через 20 лет после завершения проектирования.

Думали – думали проектировщики, и придумали. Надо, стало-быть, добра молодца на работу нанять и дело это ему поручить. Наняли – дело нехитрое. А он им и говорит:

— Люди добрые! Заместо «Урана» надобно ракетный комплекс «Калибр» ставить на корвет, то каждому понятно, кроме, конешно, , да жен ихних с детишками малыми. Понятно каждому, что уж коли в малые ракетные корабли «Каракурты» по 800 тонн водоизмещением ракетный комплекс «Калибр» запихивают, то уж оставлять корабль за две тыщи тонн без такого оружия никак не возможно. Особливо потому, что придумана нонче чудо-ракета «Циркон», которую можно всунуть в ячейку УКСК «Калибр». И летит она так быстро, что защититься от нее супротивнику никак не возможно будет. А еще придумали ракету «Калибр-М», которая летит не так быстро, как «Циркон», но оченно далеко.

— Начал неплохо, продолжай – отвечают ему проектировщики.

— Дороговизна же корвета 20385 в основном в новом радарном устройстве да повышенном числе ячеек ЗРК «Редут». Так что оставьте дешевый радар какой-нито и ЗРК «Редут» о двенадцати ячейках как в серийных корветах. А нарастите-ка вы длину корпуса корвета проекта 20380 на 10 метров, и как раз выйдет длина как в американских эсминцах «Флетчер» времен Второй Мировой войны. Пригожие были кораблики, всем на зависть. Ну а сталь корабельная не дюже дорога. Но, коли длину нарастите, стыдно будет оставаться с четырьмя двигателями по шесть тысяч лошадок, маловато будет. Пусть для экономического ходу останутся дизеля, а форсажными ставьте два газотурбинных двигателя М70ФРУ мощностью 12000/14000 л. с. (мощности приведены для номинальных и для максимальных режимов). Они размер имеют небольшой и поместятся в машинные отделения без затруднения. Итого мощность ГЭУ будет 2х6000+2х12000/14000=36000/40000 л.с. И экономично, и быстро.

— Зачем жа, добрый молодец, длину корпуса-то увеличивать? – спрашивают его.

— Нынче модно катера с лодками открыто не размещать, а прятать за лацпортами. Так что корабельный катер с RIB-лодкою разместить лучше бы между трубою и передней мачтой, там, где был раньше ПКР «Уран», токмо раздвинуть чуток эту часть корабля (чтобы без труда там девятиметровые безэкипажные катера помещалися, когда их наконец-то поставщики изготовят), а на баке, коли корпус корабля удлинен, разместится УКСК «Калибр» в числе два модуля по 8 ячеек, опосля ЗРК «Редут».

— А что, после того, как лодки уберешь, вертолетный ангар вширь нарастим?

— Нет, лучше поставить побортно у вертолетного ангара вместо старых шестиствольных пушек АК-630М новые ЗРАКи «Палаш» с пушками и ракетами, две штуки, словно на фрегате проекту 22350. У него, говорят, у Палаша-то, стволы длиннее, и к тому же наведение оптико-электронное, так что к помехам он устойчивее будет, чем АК-630М, ну и ракеты имеются.

— Ну, рисуй, — говорят проектировщики добру молодцу.

Он и нарисовал, хрен сотрешь:


Отнесли проектировщики проект 20380М1 к Заказчику, а он им и говорит:

-Ой ты гой еси, добрый молодец! Задумал ты корабль-то видать от большаго ума, а вышла у тя чушь несусветная. Зачем нам пара побортно расположенных у вертолетного ангара ЗРАК «Палаш» на корвете шириной в 13 метров, если мы их и на фрегате проекта 22350 шириной в 16 метров разместить не сумели и пришлось ставить его без ракет, только в варианте ЗАК? Сам-то ЗРАК «Палаш» ты нарисовал, бумага она все стерпит, а подпалубный объём у него знаешь какой? Не знаешь, ибо это секрет.

-Каковую, стало быть, резолюцию изволите изложить, Ваше благородие?

-Возвертай, шельмец, взад кормовые шестиствольные 30-мм автоматы АК-630М. Не нами сия пушка придумана, не нам её и с вооружения снимать! Все равно у тебя подпалубного пространства для Палаша нет – хочь с ракетами, хочь без ракет.

Закручинился добрый молодец, с лица взбледнул, заплакал горючими слезами.

Стало жалко его Заказчику, всё же чай русские люди.

-Ну, говорит, добрый молодец, ты не журись, заходи, если чо. А лучше всех кораблей на свете сторожевой корабль проекта 1135 был, на котором я служил во время оно. Вот ты туда посмотри, для ума твого в том польза превеликая будет.

Сказка о корвете 20380М2

Сказано добру молодцу было ласковое слово Заказчиком за ради вежества токмо, а добрый молодец на следующий день заново приходит на голубом глазу.

— Вот, — говорит, — вернул любезные Вашему сердцу 30-мм пушки АК-630М на прежние места у вертолетного ангара, а взамен катеров разместил комплексы управляемого вооружения «Гибка», в максимальном варианте (на одной установке 12 ЗУР «Верба»). Такая вот комбинация АК-630М + «Гибка» защитит от воздушного супостата заднюю полусферу, а к подпалубному пространству она и вовсе нетребовательна.


— О как. А в проекте 1135 глядел?

— В качестве же главной энергетической установки корвета я по примеру сторожевого корабля проекта 1135 поставил четыре газотурбинных двигателя М70ФРУ мощностью 12000/14000 л. с. (мощности приведены для номинальных и для максимальных режимов). Они размер имеют небольшой и поместятся в машинные отделения без затруднения. Итого мощность ГЭУ будет 4х12000/14000=48000/56000 л.с. Это будет быстрый и надежный корабль, хотя и не такой экономичный, как проект 20380.


-Что ж, — говорит Заказчик человеческим голосом, — дело выглядит небесперспективно, пойдём, Адмиралу доложим. Ум хорошо, а два лучше.

Понесли Адмиралу, а он им и говорит:

— Крупновато выходит, не осилят кораблестроителя дальневосточныя такую длину корпуса, надо меньше. Про вооружение же так скажу: вы что, долбодятлы, проект модернизации БПК «Маршал Шапошников» не видали? Там и «Уран», и «Калибр» поместились. Это не спроста. «Уран» стоит недорого, летит низко, попадает надежно. Если прекратить его выпускать, а потом потребуется наново производство восстанавливать – локти пооткусываем. Таковую технику завсегда надо серийно производить, ровно, стало быть, без рывков, а коли перестанем заказывать, заводы рабочих в простой отправят, те рабочие по шабашкам разбегутся, станки на металл сдадут, это все потом ежели и соберешь взад, то не скоро и с большими затратами. Но и «Калибр» хорош, тут правда ваша, никак без него не желательно на боевом корабле в сине море ходить. Словом, сделайте как на модернизированном БПК «Маршал Шапошников» сделали. Про катера девятиметровые скажу, что это дело для корвета не принципиальное. Поместились бы они на корвете – хорошо, а нет – ну и пёс с ними. Сойдут и старый катер с RIB-лодкою, лишь бы не тонули. Дизеля же в ГЭУ верните взад – на Тихом океане расстояния большие, экономия топлива там самое главное и есть.

Сказка о корвете 20380М3

Начертили как сказано: и «Уран», и «Калибр» поместилися, хотя, конечно, на БПК «Маршал Шапошников» ячеек «Калибр» больше имеется – так там и водоизмещение океанское. Длина 107,5 метров вроде не слишком велика. Благодать:


Картинку принесли ко Большому воеводе.

— Эх, — говорит им Большой воевода, — парсунка-то ваша хороша, да я ужо договора подписал строить корветы проекта 20380, восемь штук, да еще две штуки корветов проекта 20385. Поздно вы, робяты, спохватилися.

— Что ж нам делать таперича? — спрашивает Заказчик.

И тогда буй тур Большой воевода изронил свое златое слово, со слезами смешано, сказал:

— Ох сыны, не знал я зла такого! Устал я от проектирования вашего, как ни рисуете – всё хуже и хуже получается. Потому и решил строить то, что уже спроектировано. Однако вижу: зудит у вас в карандашах, и надобно их об бумагу поточить. Коли так, нарисуйте мне такой чертёж, чтобы от проекта корвета 20380 не отойти ни на шаг, а все же его улучшить.

Сказка о корвете 20380М4

Пригорюнился добрый молодец пуще прежнего, а потом попросил жану свою Царевну-лягушку: «Нарисовать мне наказано Большим воеводою такой чертеж, чтобы от проекта корвета 20380 не отойти ни на шаг, а все же его улучшить».

Царевна-лягушка добра молодца спрашивает:

— А ежели корвет проекта 20380 будет против, к примеру, вражеского ракетного эсминца воевать, надо ему будет восемью ракетами залпом стрелять по супостату, али четырьмя?

— Ну так-то я не военный, а по моему разумению, четырьмя стрельнуть достаточно будет. Ежели обнаружит своевременно – то собьёт и четыре, и восемь. А если не обнаружит, то и четырех хватит за глаза.

— А вертолет, если улетел лодки подводные вынюхивать, он с одного борта корвета будет их искать, либо как блоха скакать зачнет: то с правого борта на левый борт скакнет, то, напротив, – с левого на правый?

— Да вроде что и с одного борта от корвета вертолет поиск ведет.

— Ну-тка и нарисуй, что вместо одной из четырёхконтейнерных ракетных установок ПКР «Уран» размещается одна четырехтрубная пусковая установка ракетного противолодочного комплекса РПК-9 «Медведка».

Максимальная дальность и у «Медведки», и «Пакет-НК» равна 20 километров, ежели Википедия не врёт. Однако ж ракета летит быстрее, чем торпеда плывет. Не так много времени будет у противной подводной лодки для принятия мер противодействия. Тут тебе противолодочная огневая мощь повысится, а противокорабельная огневая мощь останется пристойною, и чертеж не изменится ни на шаг.

А еще мечтал же ты дизеля для экономического хода применять, а газотурбинные двигатели для форсажа. Ну и нарисуй как мечтал. Вдруг Большому Воеводе понравится?

Ну а коли американцы ставят наверх ангара вертолетного на своих литоральных кораблях пусковые установки ЗУР ближнего действия, поставь и ты тако же.

— Ну так нет у нас таковых установок то! – отвечал жане добрый молодец

— А «Гибка» твоя как же? Поставь, чаго жалеть то?

Так добрый молодец новую картинку и начертил:


Тая новая картинка-то в папочку отдельную и легла, а что на папке написано, казнить ли, или помиловать – то тайна великая есть. Вот и сказочке конец, а кто слушал и смотрел картинки – молодец!

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок.

Послесловие

В тексте использованы цитаты из Слова о Полку Игореве, как в оригинальном тексте, так и в переводе Игоря Заболоцкого, иногда испорченные авторскими вставками. Эти фрагменты сказки выделены курсивом

По мнению Автора как серийные корветы проекта 20380, так и серийные корветы проекта 20385, являют собой превосходные боевые корабли, не только не уступающие зарубежным одноклассникам (немецкому корвету типа Брауншвейг, американским литоральным кораблям типов Freedom и Independence, китайскому корвету типа 056), но и превосходящие их по вооружению и универсальности.

Относительно достоинств и недостатков тех или иных корабельных радиолокационных комплексов (Фуркэ-2, Минерал-М, Заслон, Позитив и т.п.) и вообще относительно корабельного радиоэлектронного вооружения Автор никакого мнения не имеет.

Ещё меньше Автор понимает в характеристиках и моделях гидроакустических систем и комплексов.

Что касается противовоздушной обороны ближнего рубежа, то, вероятно, надо бы российской промышленности прекратить искать свой оригинальный путь построения громоздких зенитно-ракетно-артиллерийских комплексов с громадными подпалубными объемами, а лучше бы вместо КУВ «Гибка» сделать легкую пусковую установку для ЗУР ближнего действия, как это делают все на планете:


Такая установка на крыше ангара повысила бы защищенность российских кораблей в ближней зоны ПВО.

ПО СЛЕДАМ КОММЕНТАРИЯ ВЛАДИМИРА ШАТИЛОВА

В своем комментарии, наш коллега Владимир Шатилов высказал ряд ценных замечаний и предложений по вышерасположенным чертежам.

К примеру, о возможности Амурского судостроительного завода строить корпуса длиной 114,5 метра и о желательности именно такого габарита для отечественного флота.

С рядом предложений Владимира я согласился, а иные отверг. Результат совместного творчества представляет собою чертеж варианта 20380М5 :

И на закуску вариант № 6

В проекте 20380М6, в продолжение проектного решения проекта 20385, два модуля по 4 ячейки ЗРК «Редут» появились на корме, в дополнение к модулю на 12 ячеек на баке. Всего, таким образом, боекомплект ЗРК «Редут» включает 20 ячеек для размещения ЗУР разных типов (ЗУР средней дальности 9М96Е и ЗУР малой дальности 9М100 по 4 штуки в одной ячейке).

Для надежного управления ракетами ЗРК «Редут» в задней полусфере появилась вторая РЛС «Пума»

По прежнему тут нет Интегрированной башни РЛК «Заслон» с целью удешевления проекта.

Корвет проекта 20380М7

Здесь мы видим Улучшенный альтернативный тяжелый корвет в габаритах 114,5х13 метрах:

3 модуля по 8 ячеек ЗРК «Редут», стрельбой ЗУР управляют два РЛС «Пума» — всего 24 ячейки

ЗАК АК-630 размещены удачнее, чем в проекта 20380: они переместились максимально близко к корме, что позволяет снизить мертвую зону в задней полусфере. Это потребует несколько иного положения «Пакет-НК», лодки и катера:

Из уважения к коллеге Владимир Шатилов прилагаю рисунок его проекта по мотивам моих эскизов 20380М2, 20380М3, 20380М7

Строительство и ввод в эксплуатацию

Головной корабль, корвет «Гремящий», был заложен зимой 2012 года. Следом за ним через полтора года, летом 2013 года был заложен первое серийное судно, корвет «Проворный». Основанием для начала строительства послужил государственный оборонный заказ и контракт. В соответствии с условиями контракта на «Северной верфи» к 2020 году планировалось заложить и спустить на воду 8 корветом проекта 20385. На сегодняшний день постройка ограничена двумя судами этого класса. Разговоры о закладке еще двух однотипных судов в дополнение к уже строящимся, оканчиваются в коридорах Главного Военно-Морского Штаба и Министерства Обороны РФ. Вероятнее всего дальнейшее строительство судов этого класса будет вестись уже на основе базового проекта, который полностью завязан на отечественное оборудование, детали и механизмы.

Оба судна будут сегодня достраиваться силами отечественных предприятий, которые должны будут поставить все необходимые узлы, агрегаты и оборудование вместо зарубежных аналогов. Качественной и равноценной замены достичь не удастся, однако, по мнению военных экспертов, такие технологические новшества по ходу строительства не могут существенно снизить проектные тактико-технические характеристики кораблей.

На сегодняшний день активная фаза строительства осуществляется только на головном корабле. Корвет «Проворный» будет снова возвращен в колыбель проекта 20380, чтобы комплектоваться отечественными узлами и агрегатами. Это в свою очередь ведет к значительному удешевлению постройки кораблей и позволит выдержать сроки ввода корабля в строй отечественного флота.

Особенности

Очень важным отличием рассматриваемого корабля является наличие мачты оптронного типа, которая служит для управления радиолокационными приспособлениями и повышает возможность обнаружения вражеских целей, а также способствует усилению боевого каравана, гарантируя сопровождение и выявление морских и воздушных судов. Значительную роль в этом играет РЛС и контрольный блок типа «Пума».

Судя по комментарию ведущего инженера центрального конструкторского бюро «Алмаз», К. Голубева, разработка в плане нового морского судового строительства проводится также по улучшенной программе под индексом 20386. Проект ориентирован на максимальное обеспечение отечественным вооружением, хотя подробности возведения пока остаются в тайне.

Как заявил замминистра обороны России Ю. Борисов, к 2022 году планируется изготовить не менее 16 корветов рассматриваемого класса. Основные производственные мощности сосредоточены на верфи в Санкт-Петербурге и Амурском судостроительном комбинате.

Эксперты думают, что основная загвоздка в строительстве таких кораблей заключается в совместимости новейшего вооружения в большом количестве и стоимости итогового варианта. Конструкторы продолжают работать, чтобы довести этот показатель до оптимальной отметки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]