Военные корабли (EN: Warships) обои, картинки, скачать 364 обои на рабочий стол. Красивые бесплатные фото армии для рабочего стола

Первые подобия кораблей появились за три тысячи лет до н. э. Они представляли собой деревянные суда и выглядели очень примитивно. Уже тогда люди поняли, что это средство передвижения сильно облегчает жизнь. Сейчас корабли выполняют множество функций и подразделяются по видам: грузовые, пассажирские, военные, рыболовные. Все они отличаются по внешнему виду, но каждый из них по-своему красив.

Военные корабли поражают силой и мощью. Они всегда были источником вдохновения для художников. Круизные лайнеры – шикарные и комфортабельные. Белизна палуб, роскошь кают, шикарные интерьеры… Парусные судна – это и вовсе что-то из области фантастики. Изящество форм, многообразие парусов и мачт — не корабль, а мечта.

Выбрать самые выдающиеся суда очень сложно, но мы попробуем. Эта статья даст вам возможность познакомиться с рейтингом самых красивых кораблей в мире. Начнем.

Авианосец «Викториес»


Корабль Её Величества «Викториес», 1960 год
Авианосцы вообще не блещут изяществом. Вот это вот всё «Сэр, больше всего это похоже на обувную коробку» и «боже, мой муж командует плавучим гаражом». Но мы любим авианосцы, и если уж искать в них красоту, то в этом корабле. Исходно «Викториес» очень пропорциональный представитель своего класса. Удачная модернизация в 1950-е годы позволила авианосцу пережить многих ровесников. Вот он, корабль Её Величества «Викториес», летит куда-то по своим делам (на самом деле, проходит испытания) на полном ходу, подняв бурун и отбрасывая тяжёлую отбойную волну на километры в сторону. Здоровенная «бочка» 3D-радара «Тип 984» вращается в поисках целей, а носовая часть полётной палубы занята «Си Виксенами» — истребителями столь же несуразными, сколь и симпатичными.

Парусное судно «Мир»

Учебное трехмачтовое судно «Мир» принадлежит федеральному агентству морского и речного транспорта. Впервые корабль сошел на воду в 1987 году. С тех пор он много раз участвовал в фестивалях и парусных регатах, неоднократно занимая призовые места. Правда, основная его задача – обучение юных моряков морскому делу. На нем каждый год проходят практику курсанты, поэтому корабль всегда в идеальном состоянии.

Также судно официально признано самым быстрым парусником в мире, его имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Линейный корабль «Шарнхорст»


Линейный корабль «Шарнхорст» на испытаниях, 1939 год
Функциональный и одновременно лёгкий силуэт тяжёлого корабля. Форма башен и надстроек сразу выдает знающему человеку фрица. Характерное порождение 1930-х, когда стремительные линии футуристичного дизайна вырвались из-под наслоений времён стимпанка. Корабли этого периода сравнимы, наверное, с творениями Ле Корбюзье, Маркелиуса и Мельникова в архитектуре — где функционализм сочетался с авангардизмом очертаний и визуальной лёгкостью конструкций… И «Шарнхорст» — замечательный образец этого течения.

Линейный крейсер «Худ»


Корабль Его Величества «Худ», 1920-е годы
«Могучий Худ», «королевская яхта», «линкор с силуэтом лёгкого крейсера» — как только его не называли. Линейный крейсер, заложенный в день Ютландской битвы — последней генеральной баталии тяжёлых артиллерийских кораблей — он опоздал на войну, для которой предполагался. Изящный, обманчиво-лёгкий силуэт, выдающий отличные ходовые качества, скрадывает гигантские размеры: сорок тысяч тонн водоизмещения. Блестящая карьера светской звезды, неизменного флагмана, любимца королей и героическая гибель в итоге. Что ещё нужно для легенды?

Барк «Франс II»

Пятимачтовое парусное судно. Один из самых больших парусников. Построен во Франции (Бордо) в 1911 году для транспортировки грузов.

Барк, несмотря на его предназначение, характеризовали как чистое и элегантное судно. При создании использовали несколько оригинальных конструкторских решений, что ставило его на ступень выше подобных кораблей. Было сделано все возможное, чтобы облегчить ручной труд палубной команды. Применение двухвальной установки, наличие радиостанции…

Судно не смогли использовать по назначению. Началась война, и корабль изредка выходил в эпизодические рейсы, рискуя получить торпеду в борт. Война пощадила «Франса II», вот только в 1922 году он сел на мель. Команда сбежала, парусник оставили на произвол судьбы. Под влиянием волн он быстро разрушился, осталась лишь груда металла.

Интересный факт: судно было названо в честь своего предшественника. «Франс» затонул в 1901 году. Создатели пренебрегли обычаем не называть корабль «несчастливым» именем. Совпадение или нет, но «Франса II» постигла такая же участь.

Линейный корабль «Ришельё»


Линкор «Ришельё» в походе, 1953 год
Ах, это переднее расположение башен главного калибра и гармоничное сочетание их с надстройкой и линией палубы. Какая устремлённость, какой гимн скорости! Ещё один изящный тяжеловес. Франция, отличавшаяся совершенно химерическими (хоть и по-своему рациональными) конструкциями кораблей в додредноутную эпоху, в 1930-е годы и позднее родила целую вереницу эстетических шедевров — ярких и солнечных, как и страна, их создавшая. Но «Ришельё» и его систершип «Жан Бар» выделяются даже на этом фоне. Пират и кардинал — это сила!

Барк «Крузенштерн»

4-мачтовый российский барк. Введен в эксплуатацию в 1926 году в Германии. Предназначался для грузоперевозок, нередко выступал в качестве учебного судна. После Второй мировой войны стал собственностью Советского Союза. Сейчас барк принадлежит Балтийской академии рыбопромыслового флота РФ. Он курсирует по городам и странам, периодически совершает кругосветные экспедиции.

Стоит ли говорить о красоте парусника? «Крузенштерн» великолепен. Неторопливый, романтичный, величественный… Его можно назвать легендой. Через 5 лет, корабль отпразднует свой 100-летний юбилей. А ведь такая счастливая возможность выпадает немногим судам, большинство из них превращаются в груду металла.

Лидер эскадренных миноносцев «Ташкент»


Лидер эсминцев «Ташкент» на испытаниях (ещё без артиллерии), 1938 год
«Голубой крейсер», короткая и славная легенда ВМФ СССР, построенная по советскому заказу в Италии. Стремительный силуэт, заточенный под максимальный ход в 43 узла с гаком, белоснежные буруны, широкие трубы, намекающие на огромную мощность машин (130 тысяч лошадиных сил имел не каждый линкор, а тут лидер эсминцев в 3000 тонн стандартного водоизмещения). «Ташкент» стал одним из приобретений «итальянской эры» развития советского кораблестроения, и отголоски этого дизайна слышны до сих пор.

Фрегат «Америго Веспуччи»

Учебное парусное судно морской академии в Италии. Построен в 1926 году по приказу Бенито Муссолини. Диктатор мечтал создать мощный военно-морской флот. Быть может, этот факт повлиял на внешний вид корабля. Он сильно отличается от многих других парусников, похож на линкор.

При создании использовали старомодные элементы конструкции. Судном управляют с помощью штурвала, хотя теперь в этом нет необходимости, это дань традиции. Окраска фрегата также характерна для военных кораблей. Яркая индивидуальность – это словосочетание как нельзя лучше характеризует «Америго Веспуччи».

Линейный корабль «Литторио»


Линейный корабль «Литторио»
Ещё один итальянец, на сей раз собственно итальянский. Всё знаем и про неудачную артиллерию главного калибра, и про вообще не слишком славную историю итальянского флота во Второй Мировой, но мы тут про красоту. А «Литторио», и его систершипы — «Витторио Венето», «Рома» и недостроенный «Имперо» — удивительно красивы. Передняя надстройка — словно башня итальянского же средневекового города, изящные навершия дымогаров слегка запрокинуты назад, пустая чистая корма с длинной штангой катапульты для гидросамолёта. Фотомодель. И вообще модель. Собрать минимум одного итальянца — удел каждого уважающего себя поклейщика корабликов.

«Настойчивый»

Эскадренный миноносец, флагман Балтийского флота. Назначение: уничтожение наземных целей, объектов ПВО, техники и живой силы противника. Может выполнять огневую поддержку десанта на месте высадки, транспорта и десантных кораблей. Уничтожать надводные корабли, средств для высадки десанта противника.

Может патрулировать и нести боевую службу вместе с прочими силами фронта.

Сторожевой корабль «Сметливый»


Сторожевой корабль «Сметливый» в порту Гранд-Харбор, Мальта, 2013 год (фото: Антон Блинов)
А вот пас от итальянцев русским, перескочивший Вторую мировую с парой отскоков в конце 40-х — начале 50-х, врывается в ракетно-ядерную гонку. Узнаёте? Этот изящный волноподобный силуэт с острым как бритва форштевнем, лёгкие решетчатые конструкции мачт, широченные дымогары (у нас уже газовые турбины), и за их высокий звук эти корабли назовут «Поющими фрегатами». Ну и конечно, пусковые установки управляемых ракет. Новая эра. Большие противолодочные корабли/сторожевые корабли проекта 61, всего их было двадцать. Это сейчас «Сметливый» — дедушка, ветеран и наследие, а тогда, в 1960-70-х — заря научно-технической революции.

«Адмирал Чабаненко»

Многоцелевой фрегат с ракетным вооружением, принадлежит Северному флоту России. На вооружении находятся автоматические пушки, зенитные установки, крылатые ракеты, 8 торпед, мины. Есть гидроакустический комплекс, радиоэлектронное вооружение, системы обнаружения целей, навигационная, предупреждения о лазерном облучении. Авиационная группа состоит из 2 противолодочных вертолетов.

Крупные и мощные корабли, надводные и подводные, составляют основу военного флота. У них современное оружие, системы, позволяющие обнаруживать средства противника, самим не быть обнаруженными и вести боевые действия.

Большой противолодочный корабль «Керчь»


Большой противолодочный корабль «Керчь»
Если вы думаете, что дальше у СССР кончились красивые корабли, то вы неправильно думаете. «Керчь» тут не просто так, это международно признанная фотомодель проекта 1134Б, по чертежам которого американцы пытались алгеброй гармонию поверить — рисовали «линии силы» в поисках ответа на вопрос, почему советские корабли смотрятся стремительно и грозно. Ведь правда смотрится. И стремительно, и грозно. Зримо сдвинутый назад «центр тяжести» надстроек и устремленные вперёд и вверх антенные посты и боевые комплексы дают визуальное ощущение скорости и мощи. Сейчас старушка «Керчь» доживает свой век на приколе, но, будем надеяться, станет кораблём-музеем.

Тяжёлый крейсер «Тонэ»


Тяжёлый крейсер «Тонэ»
Японские тяжёлые крейсера прекрасны, и дай нам волю, рейтинг состоял бы из них полностью, но возьмём всё же один, с кровью оторвём, можно сказать. Последний проект. Длинный профиль с изящным подъёмом бака к форштевню — самое то для бесконечных волн Пацифики. Сгруппированные в носу башни главного калибра… может, не слишком хорошо с точки зрения боевой устойчивости, но облегчает управление огнём, а как смотрится! В проёмах фальшборта ближе к корме дремлют 610-миллиметровые торпедные аппараты — «длинный меч» Императорского японского флота, который унесёт немало корабельных жизней! В меру тяжёлая надстройка намекает на солидный класс корабля, а запрокинутый комбинированный дымогар — на скоростные возможности. Корма занята под авиагруппу — гидросамолёты-разведчики. Это вообще очень похоже уже на решения будущих 1960-х, но тогда на кораблях уже появятся вертолёты.

Боевые корабли. Крейсера. Возможно, лучшие, но очень дорогие


Очень часто в своих рассказах я говорю о том, что «корабль не лишен недостатков», «могло быть и лучше» и так далее. Этакое пускание ворчливых пузырей из-под воды. На самом деле, конечно, я очень нежно обожаю эти такие противоречивые корабли. Но крейсера – это прекрасный класс, а главное – красивый и самостоятельный. Не то что корытоносцы и прочие плавучие громадины, которые требуют охраны и обороны.
Кто давно смотрит за этим циклом (а худо-бедно уже 52 статьи вышло), тот, наверное, уже сделал вывод, что есть и корабли, к которым я отношусь с большим почтением, чем к остальным. Это однозначно «Хипперы» и «Могами». Причем, «Могами» в своей легкой ипостаси был даже интереснее, чем в тяжелой.

И вот к ним в компанию третьи. Два лучших британских легких крейсера, две жемчужины королевского кораблестроения. По характеристикам однозначно топ мирового класса крейсеров, а недостаток, пожалуй, был только один – огромная цена. Сопоставимая со стоимостью постройки тяжелого крейсера. Но обо всем по порядку, как всегда.

И – встречаем, «Эдинбург» и «Белфаст».


Шотландец и Ирландец. Да, было построено всего два корабля. Судьба у них оказалась разной, но можно однозначно сказать только то, что это были просто прекрасные корабли. «Эдинбург» участвовал в потоплении «Бисмарка», «Белфаст» — участник боя, в котором потопили «Шарнхорста». Но о послужном списке в свое время, идем же по порядку.

А порядок был таков: набив руку на разработке и постройке серий крейсеров «Линдер», «Аретуза», «Сидней» и «Саутгемптон», британские корабелы пришли к венцу – серии «Таун», кораблей не без недостатков, но весьма и весьма хороших.

В принципе, «Тауны» весьма близко подошли к тяжелым крейсера типа «Каунти» в плане мощности вооружения и энергетической установки, а в плане брони даже превзошли их.

В мире на тот момент уже полным ходом шла гонка вооружений, и основную встряску всем устроили японцы, которые создали «Могами», вооружение которых состояло на тот момент из 15 орудий 155-мм и имевшие бронепояс толщиной 102 мм и бронирование погребов толщиной 140 мм.


«Могами» еще в виде легкого крейсера
Американцы ответили «Бруклинами», которые имели еще более толстую броню (пояс от 127 мм до 82, башни лоб 165 мм, барбеты 152 мм и так далее) и вооружение из 15 орудий 152-мм.


В целом, учитывая более высокую скорострельность 155-мм и 152-мм орудий в сравнении с 203-мм, то и по весу залпа легкие крейсера приблизились к тяжелым.

В общем, такая расстановка сил британцев совершенно не устраивала, а потому было принято решение переоборудовать два последних крейсера серии «Таун» в легкие, чтобы они могли соперничать с «Могами» и «Бруклинами». Понятно, что с «Бруклинами» на бумаге, а вот японцы запросто могли стать противниками.

Но для того, чтобы новые корабли были сопоставимы с американскими и японскими, требовалось довести количество орудий до 15. А вот с этим были проблемы. Пять башен, как на японских или американских крейсерах было невозможно разместить на британских кораблях, возникла бы проблема с докованием, так как британские доки не могли принять корабли, длиннее 188 метров. А пятибашенный крейсер в исполнении британских корабелов никак не получался короче 195 метров. Немного, какие-то 7-8 метров, но этого достаточно, чтобы начались проблемы.

Был проект оснащения кораблей четырьмя башнями по 4 ствола в каждой, что в итоге давало 16 орудий. Однако и в этом случае крейсера «разъедались» в ширину, что влекло за собой увеличение длины, бронирования, требовало других элеваторов для боеприпасов. Ну и новые башни никак не вписывались в отведенные объемы кораблей, их пришлось поднимать на уровень полубака. С одной стороны, это ухудшило остойчивость, с другой – давало некоторое преимущество при стрельбе, особенно когда на море имело место быть волнение.

Но в итоге четырехорудийные башни построить не удалось. Точнее, не удалось решить проблему рассеивания снарядов при полном залпе. Пороховые газы из близкорасположенных стволов (чуть более метра) негативно воздействовали на снаряды и сильно увеличивали рассеивание. Надо было увеличивать расстояние между стволами, а это влекло увеличение ширины корпуса.


В итоге все-таки решили вернуться к обычным трехорудийным стволам. Зато увеличенная палуба позволила заложить в проекте сразу 6 спаренных установок 102-мм универсальных орудий вместо обычных 4-х и на 300 с лишним тонн увеличить запас топлива, что увеличило дальность плавания.

Применение стандартных башен позволило потратить освободившийся вес на броню и прочие полезные вещи. Переделка началась в 1936 году и длилась довольно долго. Пришлось уменьшать артиллерийские погреба, перекомпоновать все посты управления, перенося их под бронепояс и бронепалубу, спроектировать коробчатую защиту погребов.

102-мм зенитные орудия разнесли по всей длине корабля, четырехствольные 40-мм «пом-помы» заменили на восьмиствольные и перенесли к второй дымовой трубе.


«Белфаст» был заложен в Белфасте, «Эдинбург» в Уоллсенде в декабре 1936 года. «Крестной матерью» «Белфаста» стала супруга премьер-министра Чемберлена. «Эдинбург» вошел в строй первым, 6 июля 1939 года, «Белфаст» — 3 августа того же года.

Конструктивно эти корабли не сильно отличались от «Таунов». Главное отличие от серии «Таун» состояло в ином размещении котельных и машинных отделений и оборудовании перед ними погребов боезапаса 102-мм орудий. Плюс был изменено расположение труб, чтобы уменьшить задымление мостиков. И крейсера приобрели весьма характерные и узнаваемые силуэты.


В целом корабли оказались соответствующими в плане остойчивости и мореходности, однако поднятые башни ГК все-таки сказались на остойчивости кораблей, особенно при израсходовании топлива из донных цистерн.


Потому было рекомендовано заполнять освободившиеся резервуары забортной водой. Зато качка на этих крейсерах была на удивление более плавной.

Бронирование

Крейсера имели броневой пояс толщиной 114 мм, который прикрывал корпус между 26-м и 238-м шпангоутами. Пояс опускался на 91 см ниже ватерлинии и поднимался до уровня главной палубы, а в районе силовой установки до верхней палубы.
Бронепалуба имела толщину 51 мм, в районе артиллерийских погребов толщина увеличивалась до 76 мм.

Рулевые механизмы были заключены в бронекороб толщиной 25 мм, а сверху его прикрывала все та же бронепалуба 51 мм.

Башни бронировались листами толщиной 102 мм в лобовой части и 51 мм по бокам и сверху. Барбеты башен тоже имели толщину в 51 мм.

Универсальные орудия имели щиты толщиной 13 мм, надстройки бронировались листами толщиной от 6,5 до 16 мм. Дальномерные посты и переходы имели броню толщиной 13 мм.

В целом вышло так, что «Эдинбург» и «Белфаст» имели более значительное бронирование, чем даже тяжелые крейсера типа «Каунти».

Силовая установка

Главная энергетическая установка состояла из четырёх турбозубчатых агрегатов Парсонса и четырёх трёхколекторных паровых котлов Адмиралтейского типа. Схема расположения установки эшелонная. Каждый ТЗА состоял из двух турбин высокого и низкого давления, которые работали на один редуктор.
При расчетной мощности 82 500 л.с. максимальная скорость должна была составить 32,5 узла. На испытаниях «Эдинбург» показал мощность машин 81 630 л.с. и достиг скорости 32,73 узла при стандартном водоизмещении 10 550 тонн. Дальность плавания согласно расчетам составляла 12 200 миль при крейсерской скорости в 12 узлов при запасе топлива 2 260 тонн.

Стандартное водоизмещение на испытаниях составляло 10 550 тонн. Дальность плавания 12 200 миль 12-узловым экономическим ходом при запасе топлива 2260 т нефти.

Экипаж

Экипаж мирного времени состоял из 781 человека. Флагманский корабль имел экипаж 881 человека, из них 36 офицеров и лиц к ним приравненных (типа капеллана и флагманского врача).
Условия обитания были весьма хороши. Старшие офицеры обитали в одноместных каютах, младшие – в двухместных. Матросы обитали в кубриках на 12-24 человека и спали в подвесных койках.

Крейсера были оснащены всем необходимым для дальних походов: лазарет, медицинские кабинеты, церковь, пекарня, судовая лавка, душевые.

Вооружение

Главный калибр крейсеров составляли 12 орудий Мк-XXIII калибром 152-мм в четырех трехорудийных башнях.


Все три ствола в башнях располагались в индивидуальных люльках, а среднее орудие было отнесено назад на 760 мм, чтобы газы при выстреле из него не так сильно воздействовали на снаряды, вылетающие из соседних стволов при залпе.
Орудия могли заряжаться при углах возвышения от -5 до +12,5 градусов. Скорострельность орудий ограничивалась скоростью подачи снарядов и зарядов из погребов, а именно 12 выстрелов в минуту.

Управляли огнем главного калибра при помощи двух директоров, расположенных на кормовой и носовой надстройках. Информация отправлялась на центральный пост управления огнем и обрабатывалась на механическом вычислителе.

152-мм орудие Mk-XXIII отправляло снаряд весом до 14,5 кг на дальность до 23 км с начальной скоростью 841 м/с.

Зенитная артиллерия

Зенитная артиллерия дальнего действия состояла из 12 орудий 102-мм в спаренных установках.


Орудия отправляли снаряды весом 15,88 кг на дальность до 18 км и на 11,89 км по высоте с начальной скоростью 854 м/с.
Расчетная скорострельность составляла 12 выстрелов в минуту, но в реальном бою она была ниже и также ограничивалась скоростью подачи боеприпасов из погребов.

На средней дистанции работали два восьмиствольных автомата «Виккерс» Mk-IVA «Пом-пом» калибром 40-мм.


Начальная скорость снаряда 732 м/с, дальность стрельбы — 6 220 м, досягаемость по высоте — 3960 м. Боевая скорострельность — 98 выстрелов на ствол.

Зенитное вооружение самой ближней дистанции состояло из двух четырехствольных пулеметных установок «Виккерс» калибром 12,7-мм.

Минно-торпедное вооружение

На кораблях были установлены по два трёхтрубных торпедных аппарата калибра 533-мм.


Боекомплект состоял из 12 торпед, 6 запасных торпед хранились в специальном бронированном помещении между торпедными аппаратами. Толщина брони 16 мм.
Противолодочное вооружение крейсеров состояло из глубинных бомб Mk-VII. Шесть бомб находились на рельсах на верхней палубе в боевой готовности, а 15 запасных — в специальном помещении по правому борту.

Авиационное вооружение

Крейсера оснащались пороховой катапультой D-1H длиной 28 метров, на которой стоял гидросамолет Supermarine «Walrus».


Еще два его собрата размещались в двух ангарах в носовой надстройке. Для подъема самолетов на борт служили два 7-тонных электрических крана, расположенные позади катапульты по бортам.

Модернизации

Естественно, над кораблями очень активно работали, модернизируя их под требования времени. Особенностью кораблей стало первоочередное оснащение их радарами. «Эдинбург» получил свой первый радар типа 279 в первой половине 1940 года.
В 1941 году было усилено ПВО крейсера путем установки 6 одноствольных 20-мм автоматов «Эрликон».

В марте 1942 года радар Тип 279 демонтировали и вместо него установили три: тип 284, 285 и 273. В этом плане «Эдинбург» стал одним из лучших кораблей флота. Британские радары, надо сказать, были лишь немного хуже американских, но превосходили аналогичные приборы, создаваемые в других странах.

«Белфаст» был очень кардинально модернизирован в ходе ремонта, который делали после подрыва крейсера на мине в 1940 году. По бортам установили противоторпедные були, которые увеличили ширину и осадку крейсера (до 20,22 м и 7 м соответственно) и снизили скорость до 30,5 узлов. Но оно того явно стоило.

В ходе этого ремонта/модернизации убрали установки 12,7-мм пулеметов и вместо них установили 5 двуствольных и 4 одноствольных установки 20-мм зенитных автоматов «Эрликон». Кроме автоматов было установлено пять радиолокационных станций, типов 281, 282, 284, 285 и 273.

В июне 1943 года зенитное вооружение усилили 4 одноствольных автомата «Эрликон», через год, в мае 1944 года вместо одной спаренной установки появились 6 одноствольный автоматов.

В 1944 году, во время очередного ремонта, «Белфаст» лишился двух спаренных установок орудий 102-мм и восьми одноствольных «Эрликонов». Вместо них установили 4 счетверенные и 4 одноствольных 40-мм зенитных автомата «Виккерс» Mk-IVA. Была демонтирована катапульта и убрано все авиационное имущество, убрали радары типов 273,281 и 284, а вместо них установили радары типов 281b, 274, 277, 293 и 268.

В августе 1945 года были сняты ещё 2 спаренных установки «Эрликонов» и установлены 5 одноствольных «Бофорсов» калибра 40-мм, причем, два из них с силовыми приводами «Боффин».

Во время послевоенных модернизаций «Белфаст» лишился всей малокалиберной зенитной артиллерии, вместо которой были установлены 4 одноствольных и 6 спаренных 40-мм Бофорсов» с сервоприводами и современными системами управления огнем CRBFD. Установки 102-мм орудий также были оснащены сервоприводами и новейшими системами управления MRS-3

Было установлено новое радиолокационное оборудование: — станция контроля воздушного пространства тип 960; — станция определения высоты воздушных целей типа 277Q; — станция обнаружения надводных целей тип 992; — навигационная станция тип 974.

Неизменными остались только РЛС тип 274, которые обеспечивали данными артиллерийские директоры.

Боевое применение

«Эдинбург»


Боевая служба крейсера началась в октябре 1939 года. Вместе с «Авророй» и «Саутгемптоном», «Эдинбург» искал немецкие рейдеры в Атлантике.


Затем «Эдинбург» в качестве флагмана 2-й крейсерской эскадры участвовал в сопровождении конвоев в Норвегию.

В мае 1940 года «Эдинбург» стал участником охоты за «Бисмарком», в которой принял самое непосредственное участие плюс дополнительно перехватил германский блокадопрорыватель «Лей».

В июле 1940 года «Эдинбург» принял участие в проводке на Мальту большого конвоя с 65 тысячами тонн различных грузов. Затем крейсер снова отправили на север, где он был привлечен к проводке конвоев в порты СССР.


Первым конвоем для «Эдинбурга» стал конвой PQ-6. Конвой прибыл в Архангельск без потерь. В Великобританию крейсер ушел с обратным конвоем QP-4. После планового ремонта крейсер вошел в состав конвоя PQ-14. В составе этого конвоя было потеряно только одно судно, но 16 транспортов были вынуждены вернуться из-за сложной погоды.

Далее в апреле 1942 началась эпопея, сделавшая «Эдинбург» столь известным кораблем. Перед выходом в море по обратному маршруту, на крейсер погрузили 93 ящика золота общим весом 5,5 тонн. Это была оплата США и Великобритании за поставленные военные грузы вне рамок ленд-лиза.

28 апреля «Эдинбург» в сопровождении эсминцев «Форсайт» и «Форестер» вышел в море в составе охранения конвоя QP-11. В конвой входили 13 транспортов, сам крейсер, 6 британских эсминцев, 4 корвета, вооружённый траулер, тральщики, а также советские эсминцы «Гремящий» и «Сокрушительный».


30 апреля «Эдинбург» был обнаружен подводной лодкой U-456. Крейсер шел во главе конвоя широким противолодочным зигзагом. Немецкая лодка долго маневрировала, пытаясь занять правильную позицию для атаки и в итоге дала по крейсеру трехторпедный залп. Две торпеды из трех попали, одна в кормовую часть, а вторая – в центральную. Корму оторвало вместе с рулем и двумя винтами, «Эдинбург» потерял управление и ход.


Экипаж смог остановить поступление воды, выровнять крен на борт и локализовать повреждения. U-456 попробовала совершить вторую атаку, но ее отогнали эсминцы. Попытка взять крейсер на буксир не увенчалась успехом, но упорный экипаж смог запустить турбины и с помощью двух оставшихся винтов дать ход около трех узлов.

Рулили крейсером два эсминца с помощью заведенных буксиров. До Мурманска было около 250 миль, которые можно было попробовать преодолеть. Скорость со временем смогли поднять до 8 узлов.

1 мая конвой, из охранения которого убыло 5 боевых кораблей, атаковали немецкие эсминцы. Произошел бой, в результате которого немцы потопили советский пароход «Циолковский» и отправились искать поврежденный крейсер. И нашли его 2 мая.

Произошел еще один бой. Практически обездвиженный крейсер тем не менее, сражался, причем, делал это одной второй башней. Кормовая башня №4 была заклинена после взрыва торпеды, башни 1 и 3 просто не видели противника. Естественно, не работали системы управления огнем. Однако уровень подготовки артиллеристов «Эдинбурга» позволил им не просто стрелять исключительно по дальномеру, но и вторым залпом башни №2 засадить два снаряда в эсминец «Герман Шеман».


«Шеман» поперхнулся снарядами «Эдинбурга» и остановился. Оба машинных отделения оказались выведены из строя. Тем временем немцы выпустили по «Эдинбургу» 8 торпед. Торпеда с «Шумана» из носового аппарата в крейсер не попала, а вот торпеда с Z-24 или Z-25 взорвалась по левому борту корабля.

Британские эсминцы «Форестер» и «Форсайт» отогнали немцев, которые сняли экипаж с «Шумана» и добили его. Так же поступили и британцы, экипаж «Эдинбурга» перешел на тральщики конвоя и «Форсайт» добил крейсер еще одной торпедой.


Последние минуты крейсера
Многие исследователи после войны «накатывали» на британских моряков, говоря, что крейсер можно было спасти. Сложно судить, но я этих людей не поддерживаю. Три торпеды – это три торпеды. Причем, на два британских эсминца пришлось и два немецких, которые не особо спешили уходить из района. Советские эсминцы ушли к моменту появления немцев в Мурманск, у них заканчивалось топливо. Так что – 2 х 2. В условиях северных морей, с противником на хвосте у конвоя, да еще и торпедоносцы прилетали, и подводная лодка немецкая…
В общем, мне кажется, что экипаж «Эдинбурга» совершил в тех условиях все, что мог.


Не дал крейсеру утонуть, пытался дойти до Мурманска, фатально повредил немецкий эсминец… Считаю, что совесть моряков «Эдинбурга» чиста. Тем более, что экипаж потерял 57 человек убитыми и около 30 ранеными. А золото потом все равно подняли.

«Белфаст»


«Ирландец» начал войну 8 сентября 1939 года, когда вышел в море на поиски немецких кораблей. Но успех пришел только 9 октября, когда крейсер перехватил в Атлантике немецкий лайнер «Cap Norte» и норвежский сухогруз «Tai Ying» с грузом для Германии. Корабли были отправлены в британские порты

21 ноября 1939 года на выходе из залива Фирт-оф-Форт под «Белфастом» взорвалась немецкая донная магнитная мина. Крейсер потерял ход и были затоплены многочисленные отсеки. «Белфаст» отбуксировали в Розайт, где выяснилось, что повреждения весьма значительны. Деформация корпуса, смещение киля, разрушение шпангоутов.


4 ноября 1940 года «Белфаст» исключили из состава флота и поставили на ремонт, который продолжался до декабря 1942 года. 8 декабря крейсер снова встал в строй и был направлен на север, для охраны арктических конвоев.

В течении 1943 года принял участие в проводке конвоев JW-53, JW-54A, JW-54B, участвовал в минных постановках SN-123B и SN-123С, прикрывал минные заградители.

15 августа 1943 года «Белфаст» был удостоен посещения королем Геoргом VI.


В декабре 1943 года «Белфаст» находился в составе прикрытия конвоя JW-55B вместе с линкором «Дюк оф Йорк» и крейсерами «Норфолк», «Шеффилд», «Ямайка».


Именно радар «Белфаста» 26 декабря обнаружил «Шарнхорста», который шел к конвою. На тот момент рядом с конвоем находились только «Белфаст» и «Норфолк», которые пошли навстречу немецкому кораблю и открыли огонь. Расклад был так себе, но удача была на стороне британских моряков. Снаряд «Шеффилда» вывел из строя носовую РЛС немецкого линкора, и он отошел.

Что было дальше, всем известно. «Шарнхорст» упорно лез на конвой, британские крейсера упорно отбивали его атаки снарядами и торпедами. Когда подошел «Дюк оф Йорк», для «Шарнхорста» все стало печально, и он затонул, истыканный британскими снарядами.

За время сражения «Белфаст» дал 38 залпов, израсходовав 316 снарядов 152-мм, 77 снарядов 102-мм и три торпеды. Крейсер не получил повреждений от огня немцев и добился как минимум, пяти попаданий в немецкий линкор.


6 июня 1944 года «Белфаст» в качестве флагмана соединения «G» принял участие в операции «Нептун», прикрывал вместе с крейсерами «Сириус», «Диадема», «Орион», «Эмеральд» и «Аякс» высадку в Нормандии, обстреливая немецкие береговые батареи.

8 июля 1944 года «Белфаст» вместе с линкором «Родней» и крейсером «Эмеральд» поддерживал наступление на город Кан.


Окончание воны «Белфаст» встретил в ремонте, после которого корабль перевели на Тихий океан. До осени 1947 года крейсер был представителем Великобритании в восточных водах, курсируя между Японией, Индией и Новой Зеландией.

В июне 1950 года началась Корейская война. «Белфаст» на тот момент находился у берегов Японии и был отправлен в соответствии с резолюцией ООН поддерживать армию Южной Кореи. Крейсер обстреливал позиции северокорейской армии, прикрывал высадки десантов в устье реки Тэдон, неоднократно обстреливал Вонсан.


«Белфаст» и «Океан» в Корее 1952 год
29 июля 1952 года во время обстрела Вольсари, «Белфаст» получил прямое попадание 76-мм снарядом с береговой батареи Северной Кореи. Снаряд разорвался в носовом кубрике, один человек погиб и еще четверо получили ранения.
За время Корейской войны крейсер «Белфаст» израсходовал 7 816 снарядов калибром 152-мм.

С 1959 по 1963 годы крейсер использовали в качестве учебного корабля, после чего вывели из состава флота и сделали его музеем.


21 октября 1971 года крейсер «Белфаст» был открыт для посетителей как корабль-музей в Лондоне, и в этом качестве он пребывает и по сей день.

Что можно сказать в качестве итога? То, что сделали британские корабелы, можно оценить очень и очень высоко. Получились поистине великолепные корабли, с хорошим вооружением, мощным ПВО, радарным оснащением на высшем уровне и – что не совсем характерно для британских крейсеров – отличной бронезащитой.

Да, критиковалась стоимость кораблей, которая была на уровне тяжелого крейсера. Но тем не менее, в условиях войны это оказались весьма и весьма приличные корабли. Можно указать на то, что «Белфаст» много времени проводил в ремонтах, однако, именно этим, возможно, обусловлен столь долгий срок службы крейсера. И не в качестве плавказармы, а в качестве полноценного корабля.


В целом же «Эдинбург» и «Белфаст» оказались действительно выдающимися представителями класса легких крейсеров, причем не только в плане цифр ТТХ, а и в плане того, как применялись эти корабли. Хотя, конечно, стоит сделать реверансы и в сторону подготовки экипажей, которая явно была на очень большой высоте. Но это даже более ценная составляющая, чем орудия или турбины.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»


Тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»
Вы думаете, мы могли закончить кем-то другим? Нет, конечно. Извините за предсказуемость. Просто любуйтесь.

:Илья Крамник: И спецприз от научного редактора. Линейные корабли типа «Нельсон». Плавающая крепость прекрасна сама по себе, а те, кто против, ничего не понимают в эстетике Большого Бдыщ.


Корабль Его Величества «Нельсон», 1942 год

Каракка «Санта-Мария»

Историческое судно, которое уже давно покоится на дне океана. В 1492 году Христофор Колумб открыл Америку, средством передвижения была «Санта-Мария».

Изображения судна не дошли до наших дней. Как же он тогда попал в наш рейтинг? Историки создали копию знаменитой каракки. Это небольшой однопалубный трехмачтовый корабль, парусник. Впрочем, полюбоваться его оригинальным внешним видом можно не только в интернете. «Санта-Мария» запечатлена на подарочных серебряных монетах, выпущенных в 2011 году в Тувале (номинал – 1 доллар).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]