Подводные лодки типа «Л» (II, XI, XIII и XIII-бис серии)


Подводные лодки типа «Л» (II, XI, XIII и XIII-бис серии)

Большие подводные лодки типа “Л” (II, XI, XIII и XIII-бис серии) – 24+1 единица

II серия: Л-1 (б. “Ленинец”, 6.9.1929/28.2.1931/22.10.1933 – исключена 7.7.1945) Л-2 (б. “Сталинец”, 6.9.1929/21.5.1931/24.10.1933 – погибла 14.11.1941) Л-3 (б. “Фрунзевец”, 6.9.1929/28.8.1931/5.11.1933 – исключена 15.2.1971) Л-4 (б. “Гарибальдиец”, 15.3.1930/31.8.1931/ 8.10.1933 – исключена 17.2.1956) Л-5 (б. “Чартист”, 15.3.1930/5.6.1932/30.10.1933 – исключена 29.12.1955) Л-6 (б. “Карбонарий”, 15.3.1930/3.11.1932/9.5.1933 – погибла в апреле 1944)

XI серия: Л-7 (б. “Ворошиловец”, 10.4.1934/15.5.1935/ 10.12.1936 – исключена 3.4.1958) Л-8 (б. “Дзержинец”, 10.4.1934/10.9.1935/29.12.1936 – исключена 20.2.1952) Л-9 (б. “Кировец”, 1.6.1934/25.8.1935/ 29.12.1936 – исключена 20.2.1959) Л-10 (б. “Менжинец”, 10.6.1934/18.12.1936/17.12.1937 – исключена 20.2.1959) Л-11 (10.6.1934/4.12.1936/6.11.1938 – исключена 20.2.1959) Л-12 (10.6.1934/7.11.1936/ 9.12.1938 – исключена 20.2.1959)

XIII серия: Л-13 (25.4.1935/2.8.1936/2.10.1938 – исключена 17.3.1958) Л-14 (25.4.1935/21.12.1936/10.10.1938 – исключена 20.2.1959) Л-15 (5.11.1935/26.12.1936/ 6.11.1938 – исключена 20.6.1956) Л-16 (5.11.1935/ 9.7.1937/9.12.1938 – погибла 11.10.1942) Л-17 (25.1.1936/5.11.1937/5.6.1939 – исключена 18.4.1958) Л-18 (30.12.1935/12.5.1938/24.9.1939 – исключена 18.4.1958) Л-19 (26.12.1935/25.5.1938/4.11.1939 – погибла в августе 1945)

XIII-38 серия: Л-20 (10.6.1938/14.4.1940/4.9.1942 – затонула 10.10.1957) Л-21 (10.6.1938/14.7.1940/7.8.1943 – исключена 29.12.1955) Л-22 (4.12.1938/23.9.1939/ 28.8.1942 – исключена 21.5.1959) Л-23 (17.10.1938/ 29.4.1940/31.10.1941 – погибла в январе 1944) Л-24 (20.10.1938/17.12.1940/29.4.1942 – погибла в декабре 1942)

II серия: надводное – 1051 т; подводное – 1327 т; 78x7x3,96 м; 2 диз./2 ЭД, 2200/1300 л.с; 13,75/8 уз.; 102 т соляра; 6000 (10)/135 (2,5) миль. Эк. 54 чел. 1 – 100-мм/51, 1 – 45-ММ/46, 6 – 533-мм ТА (6 НТА, 12 торпед), 20 мин

XI серия: надводное – 1040 т; подводное – 1340 т; 79,9x7x3,96 м; 2 диз./2 ЭД, 2200/1300 л.с; 14,5/8,5 уз.; 7500 (10)/135 (2,5) миль. Эк. 55 чел. 1 – 100-мм/51, 1 – 45-мм/46, 6 – 533-мм ТА (6 НТА, 16 торпед), 20 мин

XIII серия: надводное – 1120 т; подводное – 1425 т; 85,3x7x4,04 м; 2 диз./2 ЭД, 2200/1300 л.с; 15/9 уз.; 143 т соляра; 10 000 (10)/150 (2,5) миль. Эк. 56 чел. 1 – 100-мм/51, 1 – 45-мм/46, 8 – 533-мм ТА (6 НТА, 2 КТА, 18 торпед), 18 мин

XIII-38 серия: надводное – 1108 т; подводное – 1400 т; 83,3x7x4,05 м; 2 диз./2 ЭД, 4000/1300 л.с; 18/9 уз.; 10 000 (10)/150(2,5) миль. Эк. 56 чел. 1 – 100-мм/51, 1 – 45-мм/46, 8 – 533-мм ТА (6 НТА, 2 КТА, 18 торпед), 20 мин

Лодки “комбинированного” типа, сохраняющие мощное торпедное вооружение при возможности ставить минные банки. В конструкции использован опыт постройки ПЛ типа “Д” I серии, а также решения, заимствованные с поднятой брит. ПЛ “L-55”. Полуторакорпусные. Мины хранились в двух горизонтальных прочных трубах, сброс – в кормовой части. II серия из 6 ед. (по три для КБФ и ЧФ) построена в 1929- 1933 гг. Первоначально ПЛ имели названия, замененные в 1934 г. литерно-цифровыми обозначениями. В 1934 г. для ТОФ начато строительство 6 лодок XI серии (вошли в строй в 1936-1938 гг.), в конструкцию которых внесли ряд изменений. Эти ПЛ закладывались на заводах европейской части СССР, после чего в разобранном виде перевозились для достройки на Дальний Восток. По опыту их строительства конструкция ПЛ XIII серии (вошли в строй в 1938-1939 гг.) была упрощена для удобства перевозки и ускорения достроечных работ. Кроме того, на XIII серии введен новый корпус, разработанный на основе чертежа ПЛ IX серии (диаметр прочного корпуса уменьшен с 4,85 до 4,6 м), а также установлено 2 ТА в корме вне прочного корпуса, что повлекло сокращение числа мин с 20 до 18. Серия XIII-38 отличалась от предыдущей новым типом дизелей и рядом других деталей, число мин вновь увеличено до 20 но из шести заложенных ПЛ ни одна не успела войти в строй к началу войны. Рабочая глубина погружения для II и XI серий составляла 75 м, предельная – 90 м; для последующих ее довели до 80 и 100 м соответственно. Л-1 – Л-3 и Л-21 в годы войны входили в состав КБФ, Л-4 – Л-6, Л-23, Л-24 – в состав ЧФ, Л-20 и Л-22 – в состав СФ, остальные – в состав ТОФ, но в 1942-1943 гг. Л-15 перешла через Тихий и Атлантический океаны на СФ, а Л-16 погибла на переходе.

Л-2 погибла 14.11.1941 на минах у о. Кери. Л-6 пропала без вести между 11 и 21.4.1944 в сев.-зап. части Черного моря; возможно, погибла на мине, потоплена 16.4.1944 герм. охотником Uj-115 или 18.4.1944 герм. охотником Uj-104 и румын. КЛ “Sublocotenent Ghikulescu”. Л-16 потоплена 11.10.1942 японской ПЛ I-25 в 300 милях сев.-зап. Сан-Франциско. Л-23 пропала без вести между 15 и 29.1.1944 в р-не м. Тарханкут – вероятно, погибла на мине. Л-24 погибла между 12 и 31.12.1942 на мине в р-не м. Калиакра. Л-19 пропала без вести 23-24.8.1945 в боевом походе у сев.-зап. побережья о. Хоккайдо – вероятно погибла на мине. Однотипная Л-25 XIII 38 серии (з-д №198, спуск 26.2.1941) не достроена; 20.12.1944 затонула в шторм во время межбазового перехода.

Подвиги в мирное время и на войне

«Щуки» стали самыми многочисленными довоенными подводными лодками советского военно-морского флота. Неудивительно, что именно эти лодки превратились в своего рода «плавучие парты» для командного и рядового состава советских подводников. В соответствии с предвоенной доктриной ВМФ Советского Союза должен был представлять собой в основном силы прибрежного действия, предназначенные для борьбы с противником прежде всего в собственных территориальных водах. Большая роль в этом отводилась именно подводным лодкам, что потребовало не только строить их с невероятной скоростью, но и с такой же скоростью обучать их экипажи.

Именно поэтому практически все знаменитые довоенные рекорды, связанные с автономностью плавания, пришлись на долю «Щук». Первой поход продолжительностью 40 суток в январе-феврале 1936 года совершила дальневосточная Щ-117. Потом были походы Щ-122 (длительностью 52 дня), Щ-123 (75 суток), а Щ-113 добилась совершенно невероятного результата, проведя в автономном плавании 102 дня – с 14 сентября по 25 декабря 1936 года. В 1940 году подводная лодка Щ-423 стала первой в мире субмариной, которая совершила переход по Северному морскому пути: 5 августа лодка вышла в поход из Полярного, а 17 октября прибыла во Владивосток, пройдя 7227 морских миль, в том числе 682 мили во льдах.

Все эти эксперименты и рекорды очень пригодились советским морякам в годы Великой Отечественной войны. Многочисленные «Щуки», достаточно хорошо вооруженные и способные на длительные плавания, стали главной ударной силой подводного флота Советского Союза. На их долю приходится треть всего тоннажа вражеского флота, уничтоженного советскими подводниками: по разным данным, от 79 855 до 233 488 брутто-регистровых тонн. При этом пять лодок Балтийского флота, три – Северного и две – Черноморского были награждены орденами Красного Знамени, две балтийские, две черноморские и одна североморская стали гвардейскими, а подлодка Щ-402 Северного флота стала гвардейским Краснознаменным кораблем.

За эти успехи подводникам, воевавшим на «Щуках», пришлось заплатить немалую цену. Три из четырех воевавших субмарин этого типа не вернулись в родные гавани, навсегда погрузившись на дно. А «Щуки», сумевшие уцелеть в грозные военные годы, продолжали служить на флоте вплоть до конца 1950-х годов. Конечно, большинство из них дослуживали свой срок в роли уже не боевых подлодок, а плавучих зарядных или учебно-тренировочных станций. Но были и такие, что до последнего стояли на страже морских рубежей страны, – например, тихоокеанская Щ-137, которая вступила в строй в 1941-м, а покинула боевой состав только в 1957 году.

Артиллерийское вооружение подводных лодок

В связи с принятием на вооружение 100мм орудия Минизини, на заводе Большевик с 1936 года приступили к производству специализированного неуниверсального 100-мм орудия для подводных лодок на его основе. 100-мм орудие БНМ-100 (Большевик, неуниверсальное, Минизини) устанавливалось на подводные минные заградители и большие подводные лодки. Постепенно, в ходе капитальных ремонтов, его получили и подводные лодки, выпущенные до 1936 года (Декабрист и Ленинец II серии, вооруженные пушкой 102-мм/45 Б-2) В связи со снятием в 1934 году с вооружения 45-мм зенитной пушки 21-К, средние и малые подводные лодки первых выпусков выпускались без артиллерийской установки, хотя и с площадками для их последующей установки. Планировалось оснастить их крупнокалиберными пулеметами, но создание пулеметов затянулось до 1939 года. В 1940 году оснастить пулеметами малые и средние подводные лодки не позволила острейшая потребность в ДШК со стороны сухопутных войск и надводных кораблей. К тому же, им полагалось действовать преимущественно в зоне действия береговой авиации. В середине 1940 года, по инициативе Артиллерийского управления военно-морских сил, оружейный конструктор Грабин завершил создание рабочих чертежей 76-мм корабельное орудие Ф-35 на основе дивизионной пушки Ф-22. В начале 1941 года после завершения заводских испытаний опытный образец 76-мм артиллерийской установки Ф-35 был установлен на подводной лодке «Щ-204» (командир – капитан-лейтенант Гриценко И. М.). После окончания корабельных испытаний Ф-35 была рекомендована для принятия на вооружение. Однако заказа на серийное производство от ВМС РККА не последовало. Во-первых, в связи с неожиданной капитуляцией Франции летом 1940 года было совершенно очевидным приближение большой войны, и строительство новых цехов и разворачивание производства Ф-35 противоречило общему направлению военно-промышленного комплекса 1941 году: все для сухопутных войск и для авиации, минимум для флота. Во-вторых, к 1940 году среди практикующих подводников набрала силу концепция об отказе от артиллерийского оружия для малых и средних подводных лодок. Подводниками принималось во внимание, что с учетом тихоходности малых и средних лодок, их тактическими задачами будут скорее организация подводных засад и торпедная атака, чем артиллерийская дуэль с надводными судами. Вооружение же малых и средних лодок артиллерийскими установками потребовало бы увеличить их экипаж, и так несший службу в стесненных условиях, а также повлекло бы за собой снижение подводной скорости. Таким образом, июнь 1941 года малые и средние подводные лодки встретили без артиллерийского вооружения. Большинство больших подводных лодок и минных заградителей были, в дополнение к 100-мм орудию, к июню 1941 были довооружены пулеметами ДШК.

Торпедное вооружение подводных лодок

Торпедные аппараты подводный лодок первой половины тридцатых годов имели воздушный привод: торпеда выстреливалась сжатым воздухом. Работающие таким образом торпедные аппараты демаскировали лодку за счет образования при каждом торпедном выстреле воздушного пузыря. В межвоенный период стали разрабатываться системы беспузырной торпедной стрельбы. Первыми в этом направлении были европейские страны — Голландия, Германия, Великобритания. Принцип действия европейской системы беспузырной стрельбы заключался в том, что после того как торпеда приобретает необходимую скорость движения в аппарате (по прохождении двух третей длины трубы), автоматически открывается выпускной клапан и производится перепуск воздуха из торпедного аппарата внутрь прочного корпуса. У германских подводных лодок типа VII, а также советских подводных лодок после 1937 года для выталкивания торпеды использовался не непосредственно сжатый воздух, а пневматический поршень, что существенно упрощало устройство беспузырной торпедной стрельбы. Сжатый воздух, толкающий поршень, выпускался при этом не в воду, а в торпедный отсек.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]