4 338
В середине 1944 г. состав флота гитлеровской Германии (кригсмарине) пополнила ультрасовременная подводная лодка типа XXI. Главнокомандующий кригсмарине гроссадмирал Карл ДЁНИЦ (Karl DÖNITZ) намеревался с ее помощью еще раз перевернуть страницу в подводной войне.
Часть экипажа пл тип XXI на палубе во фьёрде Фленсбург. На заднем плане военно-морское училище Мюрвик
Первая настоящая подводная лодка
В первые годы Второй мировой войны классическая тактика немецкой подводной атаки выглядела так.
После обнаружения противника, в идеале ночью, подводная лодка в надводном положении старалась занять удобную позицию для выстрела и, оставаясь над водой, производила пуск торпеды. Затем лодка быстро ныряла и под водой стремилась как можно дальше уйти от противника, прежде чем корабли охранения начнут контратаку. Большая проблема действовавших тогда подводных лодок заключалась в том, что они фактически были только ныряющими, а не в полном смысле подводными лодками.
Атака немецкой пл английского транспорта
Атака первой по-настоящему подводной лодки в морской истории выглядела иначе. Как только ее радиоизмерительное или акустическое оборудование обнаруживало цель, подводная лодка типа XXI в погруженном положении, на высокой скорости и на пересекающемся курсе стремилась достичь ее. Высокая точность пеленгования и сопровождения цели, благодаря гидролокатору и прослушиванию шумов, позволяли выходить на позицию открытия огня без использования перископа.
Данные для стрельбы рассчитывал имевшийся на борту электромеханический блок управления огнем. После подводной атаки с использованием перископа подводная лодка уходила на большой скорости в глубину. По мнению немецких историков, подводные лодки типа XXI без проблем избегали атак кораблей охранения, ведь сонар преследователей работал на скоростях 12-13 узлов. Сама же лодка могла передвигаться под водой на скорости около 16,5 узлов.
Достижения ВМФ
Кригсмарине на протяжении всей войны наносил немалый ущерб своим противникам. Так, например, наиболее результативный капитан Отто Кречмер потопил почти пятьдесят вражеских судов. Есть свои рекордсмены и среди судов. Например, германская подлодка U-48 потопила 52 судна.
На протяжении всей Второй мировой войны германским военно-морским силам удалось уничтожить 63 миноносца, 9 крейсеров, 7 авианосцев и даже 2 линкора. Самой крупной и примечательной победой для германской армии среди них можно считать затопление линкора «Роял Оук», экипаж которого состоял из тысячи человек, а его водоизмещение составляло 31200 тонн.
Подводная лодка типа XXI – высокая боевая эффективность
Как только первые боеготовые подводные лодки в середине 1944 г. вошли в состав кригсмарине, оперативное командование подводного флота попыталось определить оперативные принципы боевого применения новых кораблей. В этой связи 10 июля 1944 г. был выпущен меморандум «Соображения по боевому применению типа XXI «.
В дополнение к преимуществам нового типа подводной лодки в нем нашли отражение высокий уровень разочарования по поводу общего хода подводной войны, а также особенности успешной противолодочной обороны союзников:
«Тип XXI — это лодка с сильными подводными боевыми характеристиками, которые подходят для того, чтобы в значительной степени преодолеть союзническую противолодочную оборону, имеющую превосходство, благодаря доминированию в воздухе и надводной локации. С этой лодкой станет возможным начать успешную подводную войну (…). «
Функциональная схема пл XXI
Напротив, менее эйфоричны суждения относительно живучести новой подводной лодки, под которой понималась способность противостоять вражеской атаке. В частности, осознается то, что обнаруженная подводная лодка не сможет подойти к противнику на дальность торпедной атаки без риска собственного потопления.
Следовательно, выходить на огневую позицию над или под водой требовалось незаметно. В целом, для командиров подводных лодок существовал принцип: оставаться в оперативном районе по возможности незамеченными. Но подводным лодкам типа XXI для подкрадывания предлагались совершенно новые тактические возможности. По оценкам специалистов, они являлись результатом выдающихся подводных ходовых качеств.
Атака немецкой пл канадскими бомбардировщиками в северной Атлантике
Новая стратегия войны
Меморандум и не отговаривал от успешной тактики «стаи», характерной для первой фазы подводной войны в Атлантике с середины 1940 г.:
«… так как сосредоточение своих сил против объединенной обороны является целесообразным.»
Вместе с тем, эффективность боевых действий одиночной лодки типа XXI оценивалась более высоко, чем у кораблей, построенных ранее. Считалось, что оказавшись в атакующей позиции, команда, благодаря быстрой перезарядке торпедных аппаратов, способна в трех залпах выпустить до 18 торпед. Это представлялось до сих пор невообразимым увеличением боевой мощи.
В уже цитированном меморандуме говорится:
«Появление нескольких подводных лодок типа XXI уже приводит к гораздо большему дроблению обороны, чем значительно большее количество предыдущих боевых кораблей. Принцип: боевое применение лодки дорого, поэтому первая атака должна вести к окупаемому успеху. Это особенно верно в операциях в так называемых транспортных воронках недалеко от побережья.«
Лодка U 3505 выходит в учебный поход. Пл принята в состав флота 7 октября 1944 г. Потоплена авиацией союзников 3 апреля 1945 г.
В полной мере командование ВМС третьего рейха смогло использовать боевые качества нового корабля тогда, когда лодку использовали для боевых действий на большом удалении. Об этом так говорится в цитируемом меморандуме от 10 июля 1944 г:
«Воздушное превосходство врага во всех морских районах, заставляют лодки предыдущих типов совершать переходы под водой и далеко в свободной Атлантике, для чего они по своей конструкции не предназначены. Это обстоятельство, прежде всего из-за постоянно растущей перегрузки рубки зенитными орудиями и радиолокаторами, становится все более и более неуместным. В мае 1942 года лодке IX-C для марша в Карибский бассейн потребовалось 50 суток. Напротив, для типа XXI расчёт составил 28 дней. Лодка типа XXI практически идет почти вдвое быстрее лодки типа IX C.«
Тактические преимущества
В случае необходимости подводная лодка типа XXI могла совершать длительный переход и под водой. Разумеется, для этого использовались не электромотор и аккумуляторы, а дизельные двигатели. Причем, их снабжение воздухом гарантировала инновационная система работы двигателя под водой – шноркель. В этом случае над поверхностью моря выступала только голова шноркеля с резиновым покрытием. Вероятность ее обнаружения радарами союзников была крайне мала, а визуально над водой можно было обнаружить только короткие водяные завихрения.
Пл U2513 в открытом море. Хорошо видно поднятое устройство шноркеля
Тактическое преимущество сокращающее время прибытия в оперативный район очевидно: остается больше времени для фактического боевого применения. Кроме того, отпала необходимость опасного, но необходимого для прочих подводных лодок, снабжения горючим в море.
Командование кригсмарине в середине 1944 г. приписывало типу XXI максимальную глубину погружения около 300 м. По показателям глубины характеристики лодки обеспечивали оборонительную стойкость на случай, если противник преследовал ее с глубинными бомбами. Однако, на практике действовавшими лодки нового типа глубина погружения не выдерживалась. Только после усиления конструкции во время тестовых погружений удалось достигнуть максимум 220 м.
Интересна скорость подводной лодки типа XXI для уклонения от вражеских подводных охотников. С электродвигателями она достигала 16,5 узлов (30,6 км/ч). При подкрадывании составляла, как правило, шесть узлов (11,3 км / ч), а при подводном переходе на дизелях со шноркелем – 10,42 узла (19,3 км/ч).
Машинный (дизельный) отсек пл тип XXI. Музей «Вильгельм Бауэр».
Оснащение и сервис
Инновационное для того времени акустическое и эхолотное оборудование позволяло экипажу типа XXI лучше контролировать поведение противолодочных сил противника. В частности, оставаясь под водой, лодка могла избегать локационных сигналов противника (ASDIC), дальность распространения который достигал 5 км.
Для радиообмена тип XXI оснащался самыми современными средствами связи своего времени. Лодки отправляли свои донесения в операционный центр на суше на коротких волнах. Прием же распоряжений осуществлялся на коротких, длинных или сверх длинных волнах.
Для одиночного применения в больших морских районах подводные лодки типа XXI предлагали прежде невероятные удобства для 57 членов экипажа: более просторные помещения, большее число коек, поддерживаемая кондиционером температура.
Каюта капитана. Музей «Вильгельм Бауэр».
Каюта унтерофицеров пл XXI. Музей «Вильгельм Бауэр».
Помимо того, достаточное количество оборудования для провианта, который хранился в больших холодильных установках, а также улучшенная вентиляция помещений в период подводных переходов. Эти факторы привели к снижению физического и психического напряжения экипажа.
Другим достижением новых подводных лодок считались наличие на борту двух водоотливных насосов на носу и в корме. Насосы обеспечивали осушение вод, проникающих на большой глубине. Установка этих агрегатов облегчала утомительное для центрального поста выравнивание количества воды в лодке.
Камбуз пл XXI. Музей «Вильгельм Бауэр».
Результаты деятельности Кригсмарине
Подводные лодки Германии Второй мировой войны, фото которых довольно часто можно встретить в книгах о военном оборудовании, сыграли очень важную роль в наступлении Третьего рейха. Их мощь нельзя недооценивать, но стоит учитывать, что даже при такой протекции со стороны самого кровавого фюрера в мировой истории немецкому флоту так и не удалось приблизить свою державу к победе. Вероятно, недостаточно лишь хорошего оснащения и сильной армии, для победы Германии не хватило той смекалки и храбрости, которой обладали храбрые воины Советского Союза. Всем известно, что нацисты были невероятно кровожадными и на своем пути мало чем гнушались, но не помогла им ни невероятно оснащенная армия, ни отсутствие принципов. Бронированная техника, огромное количество боеприпасов и новейшие разработки не принесли Третьему рейху ожидаемых результатов.
От восхода до заката
Основная идея типа XXI возникла, когда в 1940 г. стал очевидным совершенно новый вид тяги для подводных лодок. По мнению специалистов, тогда серийное строительство подлодок типа XXVI с воздухонезависимым «двигателем Вальтера» («Walter-Antrieb») стал большим скачком в подводной технике. Однако, турбинная подводная лодка, где Т-топливо («аурол», Aurol) во взаимодействии с катализатором (С-топливо) производило высокотемпературную кислородно-паровую смесь («парогаз») для вращения турбины, не достигала требований, соответствующих боевому применению.
Изначально предусматривалась установка «двигателя Вальтера» и на лодки типа XXI. В дальнейшем запланированное для этого место в новом проекте подводной лодки заполнили новыми, особо легкими аккумуляторами. В результате появились «большая электрическая» подводная лодка тип XXI и ее меньшая, предназначенная для использования в прибрежных водах и окраинных моря лодка типа XXIII.
Батарея аккумулятора электродвигателя пл типа XXI. Музей «Вильгельм Бауэр».
От секции к кораблю
Строительство новой подводной лодки типа XXI в промышленном масштабе запустили в военном 1944 г. После того, как вопреки сомнениям вовлеченных верфей удалось реализовать метод секционного строительства.
В продольном направлении конструкцию нового корабля разделили на восемь секций. Каждая из секций строилась в комплекте со всем оборудованием и электропроводкой в каждом случае в своем производственном центре. По дорогам или внутренним водным путям готовые секции транспортировались на сборочные верфи. Там их соединяли в более крупные узлы и завершали строительство лодки.
Транспортировка секции пл типа XXI по водным путям
Такой тактовый строительный метод, заимствованный из автомобильной промышленности, не принимался верфями. Кораблестроители предпочитали работать над подводной лодкой в целом. Но планировавшийся выпуск двух-трех подводных лодок в день убедил ответственных лиц — по крайней мере, на бумаге.
Однако, предусмотренное программой строительство более чем 1300 лодок никогда не было реализовано. Бомбардировка союзниками верфей и производственных площадок секций значительно повлияло на общий результат.
План Z
Поскольку Гитлер считал свой флот крайне важным для торжества Германии над другими странами и испытывал к нему исключительно положительные чувства, то он уделял ему немалое внимание и не ограничивал финансирования. В 1939 году был разработан план по развитию Кригсмарине на ближайшие 10 лет, которому, к счастью, так и не удалось воплотиться в жизнь. Согласно этому плану, должны были быть построены еще несколько сотен самых мощных линкоров, крейсеров и подводных лодок.
Трудный старт
Первую подводную лодку типа XXI бортовой номер U 2501 приняли в состав кригсмарине 27 июня 1944 г. в качестве лодки на испытании. В то же время еще в 1944 г. инженеры спроектировали еще два варианта типа XXI («В» и «С»). От основного они отличались, главным образом, количеством и расположением подводного вооружения. Но, как и многие проекты вооружений третьего рейха, они также не вышли за рамки фазы планирования.
Носовой отсек. Видны четыре торпедных аппарата. Музей «Вильгельм Бауэр».
Между 27 июня 1944 г. и окончанием войны в мае 1945 г. гитлеровский флот имел в общей сложности 118 подводных лодок типа XXI. Прочие экземпляры в мае 1945 г. – в продвинутой стадии производства. Кроме того, бомбардировщики союзников разрушили подводные лодки на этапе сборки.
Операции “Регенбоген” и “Дэдлайт”
Легенды о судьбе сотен немецких подводных лодок продолжают ходить и сегодня. В мифах и вольных интерпретациях они вывозили в Южную Америку нацистское руководство, а из нее – полезные ископаемые, будто повторяя политику конкистадоров. В сообщениях разной степени достоверности субмарины Третьего рейха продолжают находить затопленными в Антарктиде, на Таймыре и у берегов Крыма.
На деле же судьба у подводного флота Гитлера была такой же, как и у остальных частей армии – его разгромили. Большая часть лодок погибла в боях, в отношении оставшихся провели две занимательные операции. Первая называется “Регенбоген”. Это слово не случайно звучит так по-немецки – операция спланирована и реализована самими нацистами. В конце апреля 1945 года стала очевидна скорая капитуляция, и Дениц приказал экипажам всех германских кораблей для сохранения чести флота затопить их. Приказ был исполнен – на дно отправилось 238 субмарин. Кстати, Regenbogen с немецкого переводится как “радуга”.
Союзники тоже не жалели захваченных подлодок Гитлера. В конце 1945 – начале 1946 года они провели операцию “Дэдлайт”, в ходе которой была затоплена 121 трофейная субмарина. Еще 33 подводные лодки остались у стран-победительниц для испытаний, пополнения собственного флота и создания музеев.
Карл Дениц пережил Нюрнбергский процесс, отсидел 10 лет и умер в 1980 году. Остаток жизни он провел в безвестности, но написал три книги – две о своей жизни и одну о тактике подводной войны.