История подводных войск России
В мировой истории Россия всегда значилась как военная держава. На протяжении многих десятилетий она наращивала свою боевую мощь, как на суше, так и на морских просторах.
Справка: в 1903 году в России появилась первая подлодка.
Россия продолжает расширять свой ВМФ, пополняя его новыми подводными лодками, которые позволяют увеличить круг возможностей армии.
Первые проекты
История ВМФ России берет свое начало в далеком 18 веке. Именно в то время русский инженер, который своими силами осваивал эту нелегкую профессию, сделал чертеж судна, способного плавать под водой. Своим внешним видом данная конструкция напоминала бочонок. Для его изготовления требовались листы из меди и доски.
Идея создания подобного судна осталась нереализованной. Лишь через столетие после этих событий все же была спущена на воду субмарина, которая должна была применяться для военных целей. Ее оснастили ракетой и миной.
Ближе к концу позапрошлого столетия велись работы над подводными лодками, которые существенно превзошли первоначальные варианты. К числу таких можно отнести субмарину «Дельфин». Ее погрузили в воду в 1903 году.
Во время Первой Мировой войны отечественный флот активно использовал подводные лодки при ведении сражений с противниками. На тот момент страна располагала всего 75 субмаринами. Во Второй Мировой войне флот насчитывал уже 212 единиц подобных лодок.
«Сделано у нас» и на Яндекс.Дзен
Предлагаю вашему вниманию фотообзор всех ДПЛ стоящих на вооружении и строящихся для ВМФ России.
Проект 636.3 «Варшавянка»:
1. Подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка» Б-261 «Новороссийск». Вступление во флот — 2014 год. Водоизмещение — 3950 тонн.
2. Подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка» Б-237 «Ростов-на-Дону». Вступление во флот — 2014 год. Водоизмещение — 3950 тонн.
3. Подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка» Б-262 «Старый Оскол». Спуск на воду — 2014 год. Водоизмещение — 3950 тонн.
4. Подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка Б-265 «Краснодар». Заложена — 2014 год. Водоизмещение — 3950 тонн.
5. Подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка» Б-268 «Великий Новгород». Заложена — 2014 год. Водоизмещение — 3950 тонн.
6. Подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка» Б-271 «Колпино». Заложена — 2014 год. Водоизмещение — 3950 тонн.
7. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 «Лада» Б-585 «Санкт-Петербург». Переименовали в феврале, перезакладут в марте под названием Вступление во флот — 2010 год. Водоизмещение — 1760 тонн.
8. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 «Лада» Б-586 «Кронштадт». Заложена — 2005 год. Водоизмещение — 1760 тонн.
9. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 «Лада» Б-587 «Великие Луки». Заложена — 2006 год. Водоизмещение — 1760 тонн.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
Проект 877 «Палтус»:
10. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-260 «Чита». Вступление во флот — 1981 год. Водоизмещение — 3040 тонн.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
11. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-227 «Выборг». Вступление во флот — 1982 год. Водоизмещение — 3040 тонн.
12. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-401 «Новосибирск». Вступление во флот — 1984 год. Водоизмещение — 3040 тонн. Статус — находится на консервации.
13. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-402 «Вологда». Вступление во флот — 1984 год. Водоизмещение — 3040 тонн.
14. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-808 «Ярославль». Вступление во флот — 1988 год. Водоизмещение — 3040 тонн.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
15. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-445 «Святой Николай Чудотворец». Вступление во флот — 1988 год. Водоизмещение — 3040 тонн.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
16. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-394. Вступление во флот — 1988 год. Водоизмещение — 3040 тонн.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
17. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-871 «Алроса». Вступление во флот — 1989 год. Водоизмещение — 3950 тонн. Статус — находится в ремонте.
18. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877ЛПМБ «Палтус» Б-800 «Калуга». Вступление во флот — 1989 год. Водоизмещение — 3040 тонн.
19. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-459 «Владикавказ». Вступление во флот — 1990 год. Водоизмещение — 3040 тонн. Статус — находится на ремонте. Спущена на воду.
20. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-471 «Магнитогорск». Вступление во флот — 1990 год. Водоизмещение — 3040 тонн.
21. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-464 «Усть-Камчатск». Вступление во флот — 1990 год. Водоизмещение — 3040 тонн.
22. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-494 «Усть-Большерецк». Вступление во флот — 1990 год. Водоизмещение — 3040 тонн.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
23. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-177 «Липецк». Вступление во флот — 1991 год. Водоизмещение — 3040 тонн.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
24. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-187. Вступление во флот — 1991 год. Водоизмещение — 3040 тонн. Статус — находится в ремонте.
25. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-190 «Краснокаменск». Вступление во флот — 1992 год. Водоизмещение — 3040 тонн.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
26. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-345 «Могоча». Вступление во флот — 1994 год. Водоизмещение — 3040 тонн.
Проект 877ЭКМ
27. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877ЭКМ Б-806 «Дмитров». Вступление во флот — 1986 год. Водоизмещение — 3040 тонн.
Проект 641
28. Дизель-электрическая подводная лодка Б-380 «Святой князь Георгий» проекта 641Б «Сом». Вступление во флот — 1982 год. Водоизмещение — 4600 тонн.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
29. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 641 «Запорожье». Вступление во флот — 1970 год. Водоизмещение — 2550 тонн. Статус — в 2014 году была захвачена у украинской армии. В настоящее время неофициально в резерве ЧФ. Официально обещают вернуть Украине после завершения гражданской войны.
Проект 2012030
Дизельная подводная лодка специального назначения проекта 20120 Б-90 «Саров». Вступление во флот — 2008 год. Водоизмещение — 3950 тонн.
Виды подводных лодок
Атомная подводная лодка, проект 941 «Акула», способна погружаться на глубину до полукилометра и нести боевую вахту в течение 6 месяцев
Подлодки принято разделять на отдельные виды, различающиеся вооружением и конструкцией. Каждое такое судно предназначается для выполнения конкретной задачи.
В основе военно-морского флота Российской Федерации находятся подлодки четырех видов:
- Атомные подводные лодки, оснащенные баллистическими ракетами.
- Многоцелевые атомные подводные лодки с крылатыми ракетами.
- Ударные дизельные электрические подлодки.
- Атомные подлодки с крылатыми ракетами.
Россия известна тем, что она строит для себя подводные лодки всех основополагающих классов.
Атомные ПЛ
Атомные субмарины принято оснащать торпедами и крылатыми ракетами.
Основная задача АПЛ (атомных подводных лодок) заключается в уничтожении подводных, береговых и надводных объектов, которые представляют угрозу.
Наиболее мощной субмариной данного типа считается «Щука-Б». Это проект 971.
В общей сумме Россия располагает 11 атомными подводными лодками. Они размещены в пределах Тихоокеанского и Северного флотов. 5 из них вынужденно отправлены на проведение ремонтных работ.
Технико-тактические характеристики
Документально подтверждены следующие:
- экипаж – более 50 чел.;
- водоизмещение 2 325 тонн (надводное положение), 3 076 тонн (подводное положение);
- длина – до 75 –;
- ширина – до 10 –;
- осадка – до 7 –;
- силовая установка – один вал, 2 дизельных двигателя мощностью по 3,65 тыс. л/с и электродвигатель – 5,9 тыс. л/с, а также 2 резервных электродвигателя по 102 л/с;
- скорость движения – до 10 узлов в надводном положении и до 19 – в подводном;
- дальность плавания – до 7 тыс. миль со скоростью 8 узлов в час под РПД (на перископной высоте) и до 460 миль в подводном положении со скоростью 3 уз/час;
- автономность плавания – 45 суток;
- глубина погружения – до 0,33 км;
- вооружение – 6 аппаратов, заряжаемых восемнадцатью торпедами или на 6 больше по количеству мин, 4 КР (крылатые ракеты с дальностью поражения 0,5 тыс. км.) и ЗРК ближнего действия типа земля-воздух (8 ракет). Различное современное радиоэлектронное оборудование для обнаружения целей и сохранения собственной скрытности.
Интересно! Направляющие для основного вала сделаны … из дерева! Правда дерева особого. Это бакаут, произрастающий в Центрально Америке. Он очень твердый (1,3 тыс. кг/м), насыщен гваяковой смолой, очень износостойкий, с естественной смазкой. Эти показатели дают возможность валу служить пару десятков лет.
Вооружение и особенности атомных субмарин
Количество атомных подлодок в распоряжении отечественного ВМФ постоянно увеличивается. Субмарины с баллистическими ракетами сейчас являются одними из самых важных во флоте. Они отличаются отличной скрытностью, за счет чего имеют возможность успешно прятаться в Мировом океане.
Подлодки данного типа на данный момент присутствуют только у стран, которые входят в «ядерный клуб». На это оказывает влияние ряд немаловажных факторов. К ним относится сложность создания субмарины и особенность их работы в бою.
Подводные лодки с баллистическими ракетами
К числу ядерных подлодок отечественного ВМФ можно отнести субмарины, оснащенные баллистическими ракетами. Яркими представителями данного типа оказались К-44 «Рязань» и К-18 «Карелия».
К-44 «Рязань» является атомным подводным крейсером. Тихоокеанский флот считается местом его базирования. Атомная подлодка была заложена зимой 1980 года. На воду ее спустили только в 1982 году. Свое название субмарина получила лишь спустя 6 лет после этого события.
Еще одним мощным подводным крейсером является К-18 «Карелия». Он относится к проекту 667БДРМ «Дельфин». Это представитель второго поколения лодок. «Карелия» базируется в Гаджиево (Северный флот).
«Подводное» противостояние двух сверхдержав
ДЭПЛ активно участвовали в противостоянии СССР и США, на то время двух мировых сверхдержав, в том числе и в «Карибском» кризисе, чуть было не свалившим земной шар в третью мировую, но уже ядерно-атомную войну. В операции «Кама» участвовали четвертые «Букашки», в том числе «Челябинский комсомолец». Они имели задачу при нападении на наши торговые суда, перевозившие на Кубу ракеты с ядерными боеголовками, нанести удар по американскому флоту. В Атлантике дизельные подводные лодки СССР попали в невиданный ими никогда до этого шторм, но техника и люди выдержали. Второе испытание хуже прежнего пришло с выходом на место возможных боевых действий: жара в лодках более 50 градусов по Цельсию. При этом воду выдавали крайне ограниченно – один стакан в сутки на одного человека. Этот проект был рассчитан на ведение боевых действий в северных широтах, а никак не на экваторе. Политикам удалось договориться и военного конфликта не состоялось, а уже впоследствии в конструкцию ДЭПЛ дальнего радиуса действия было внесено множество дополнений, в том числе и радикального свойства.
В годы «холодной войны» подводные лодки скрытно действовали у берегов потенциального противника, находясь в автономном плавании до трех месяцев. Известен случай, когда не заходя в прибрежные воды Италии, наша ПЛ определила свое местонахождения по отдаче якоря авианосцем США «Нимиц». А АПЛ 705 проекта почти сутки шла за боевым кораблем НАТО, несмотря на все его попытки «сбросить» ее с «хвоста», и прекратила преследование, только получив соответствующий приказ.
Бесценный опыт
Надо признать, в советские времена был сильный перекос в сторону строительства корабельного состава ВМФ в ущерб созданию инфраструктуры системы базирования. В результате корабли стояли гроздьями у причалов и их системы изнашивались раньше времени. Характерной стала недолгая история службы подлодок проекта 705. Это были самые скоростные субмарины в истории мирового флота. Небольшие хорошо вооруженные и высокоавтоматизированные лодки стали сенсацией в 1970–1980-е годы. Но их основой стал реактор на жидкометаллическом теплоносителе. К сожалению, проблемы с береговым обслуживанием таких реакторов привели к весьма недолгой службе этого чуда отечественного кораблестроения. А общая недоразвитость береговой системы базирования привела к массовому выводу из состава флота в 1990-е годы большого количества кораблей и подводных лодок, которые могли бы служить и в наше время.
Гавань
Российские подводные лодки в сирийском порту Тартус
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Рамм
В потолок ледяной: подлодки пробьют полынью для всплытия ракетой
Новые боеприпасы разрушат любые торосы
Именно с учетом этого печального опыта при создании нового поколения субмарин командование ВМФ начало с разработки полноценной системы их обеспечения, как наземной, так и надводной.
Первый этап работ в Вилючинске уже завершен. На втором предстоит убрать около миллиона кубов грунта. По сути, будет создан совершенно новый пункт базирования.
Существенный объем работ по созданию пункта базирования проведен и в сирийском Тартусе. Если раньше за этим захолустным военным объектом присматривали четыре человека и собака, то теперь это полноценная военно-морская база, на которой могут находиться и атомные, и неатомные подводные лодки.