Минобороны проверило в работе уникальную автоматизированную систему управления (АСУ) авиацией и кораблями. Во время учений в режиме реального времени на расстоянии в сотни километров самолеты Ту-142 передали ударным кораблям информацию об условном противнике и навели удар. При этом АСУ сама определила наиболее важные цели и решила, как их уничтожить. Новинка в первую очередь предназначена для носителей новейших гиперзвуковых ракет «Циркон». Но также она может работать и с ракетами прошлого поколения — «Яхонт», «Вулкан» и «Калибр». По мнению экспертов, новинка радикально повышает эффективность российского Военно-морского флота. Сочетание новейшей автоматизированной системы управления и гиперзвуковых «Цирконов» позволяет за считанные минуты уничтожать целые эскадры противника.
Автоматизированные учения
Как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, уникальная автоматизированная система боевого управления авиацией и кораблями уже прошла проверку. Тестирование провели в ходе масштабных учений Северного флота в начале августа нынешнего года. По словам собеседников издания, новинка станет одним из важнейших инструментов управления кораблями и подводными лодками — носителями гиперзвуковых ракет.
Гиперзвуки боя: новое супероружие проверят в полевых условиях
Какие основанные на новых физических принципах военные разработки примут участие в маневрах
Во время учений в северо-восточной Атлантике два экипажа разведывательно-противолодочных самолетов Ту-142 обнаружили группу кораблей условного противника. Информация о цели была передана ударной группировке. По выданным координатам условные электронные пуски ракет выполнили крейсер Северного флота «Маршал Устинов», фрегат «Адмирал флота Касатонов», атомная подводная лодка «Орел».
При этом АСУ сама определила наиболее важные цели и решила, чем их лучше уничтожить, рассказали «Известиям» источники в Минобороны. Помимо перспективных «Цирконов» корабли под управлением системы могут применять крылатые ракеты предыдущих поколений, включая «Яхонт», «Вулкан» и «Калибр».
На прошлой неделе глава оборонного ведомства Сергей Шойгу сообщил, что на испытаниях пусками по морским целям ракеты «Циркон» продемонстрировали высочайшую точность, которая не оставляет шансов противнику. Ранее замминистра обороны Алексей Криворучко сообщил, что госиспытания планируется завершить в этом году и начать серийные поставки новейших гиперзвуковых боеприпасов с 2022-го.
— Россия первой в мире получила гиперзвуковое оружие, и новая АСУ необходима, чтобы полностью раскрыть все его сильные стороны, — считает военный эксперт Владислав Шурыгин. — При этом получать информацию она будет также от радаров и спутников. После обнаружения цели гиперзвуковая скорость позволяет поразить ее через считанные минуты даже на расстоянии в сотни километров. За подлетное время корабли просто не успеют далеко уйти.
Баллистическая ракета, запускаемая с подводных лодок
Происхождение
Первый практический проект пусковой платформы на базе подводных лодок был разработан немцами ближе к концу Второй мировой войны, включая пусковую трубу, которая содержала вариант баллистической ракеты Фау-2 и буксировалась за подводной лодкой, известной под кодовым названием Prüfstand. XII
. Война закончилась до того, как ее смогли испытать, но инженеры, которые работали над ней, продолжали работать на Соединенные Штаты и Советский Союз над своими программами БРПЛ. Эти и другие ранние системы БРПЛ требовали, чтобы корабли находились на поверхности при запуске ракет, но в конечном итоге пусковые системы были адаптированы для подводного запуска в 1950-1960-х годах. Конверсированный проекта 611 (Zulu-IV класса) подводных лодок был запущен первый в мире БРПЛ, в R-11ФМ (SS-N-1 Scud-A, морской вариант SS-1 Scud ) на 16 сентября 1955 года [1] пять дополнительных Подводные лодки проектов V611 и AV611 (класс Zulu-V) стали первыми в мире боевыми подводными лодками с баллистическими ракетами (SSB) с двумя ракетами Р-11ФМ каждая, поступившими на вооружение в 1956–57. [2]
ВМС США изначально работал на варианте морского базирования армии США Jupiter средней дальности баллистических ракет , проектируя четыре больших, на жидком топливе ракет на подводной лодке . [3] Контр-адмирал У. Ф. «Красный» Рэборн возглавил специальный проектный офис по разработке Юпитера для ВМФ, начиная с конца 1955 года. [3] [4] Однако на конференции по подводным лодкам проекта Нобска в 1956 году физик Эдвард Теллер заявил, что физически маленькие мегатонны боеголовка может быть получена за относительно небольших, твердотопливных ракет Polaris , [5] , и это побудило флот покинуть программу Юпитера в декабре того же год. Вскоре начальник военно-морских операций адмирал Арли Берк сосредоточил все стратегические исследования военно-морского флота на Полярной Земле, все еще находясь в ведении Специального проектного управления адмирала Рэборна. [4] Все американские БРПЛ были на твердом топливе, в то время как все советские и российские БРПЛ были на жидком топливе, за исключением российской РСМ-56 «Булава» , которая поступила на вооружение в 2014 году.
Полярис А-1
Первая в мире операционная с ядерной силовой установкой баллистических ракет подводных лодок (АПЛ) был USS George Washington (ПЛАРБ-598) с 16 Поларис А-1 ракет, который вступил в эксплуатацию в декабре 1959 года и провел первый РПКСН сдерживающий патруль Ноябрь 1960 — январь 1961 года [ 6] Джордж Вашингтон
также осуществил первый успешный пуск подводной БРПЛ с ракетой Polaris A-1 20 июля 1960 года. [7] Сорок дней спустя Советский Союз произвел свой первый успешный подводный пуск подводной баллистической ракеты в Белом море, на 10 сентября 1960 г. с той же переоборудованной подлодки проекта 611 (по классификации НАТО, класс Zulu-IV), которая впервые произвела пуск Р-11ФМ. [8] Советы были только через год после США с их первой ПЛАРБ, в злополучной K-19 из проекта 658 (класс отеля), введен в эксплуатацию в ноябре 1960 г. Тем не менее, класс отеля осуществляется только три R-13 ракет ( Согласно сообщению НАТО SS-N-4) каждый должен был всплыть и поднять ракету для запуска. [9] Подводный пуск не был возможен для Советского Союза до 1963 года, когда ракета Р-21 (SS-N-5) была впервые переоборудована на подводные лодки проектов 658 (гостиничный класс) и проекта 629 (гольф-класс). [10] Советскому Союзу удалось превзойти США в запуске и испытании первой БРПЛ с активной ядерной боеголовкой, Р-13 , взорвавшейся на Новой Земле в Северном Ледовитом океане 20 октября 1961 г. [ 11] всего за десять дней до взрыва гигантской 50-мегаваттной « Царь-бомбы » в том же районе. Соединенные Штаты в конце концов провели аналогичное испытание в Тихом океане 6 мая 1962 года, с Поларис А-2 , запущенного с USS Итан Аллен (ПЛАРБ-608) в рамках ядерных испытаний серии Операция Домиником . Первой советской ПЛАРБ с 16 ракетами был проект 667А (класс «Янки»), который впервые поступил на вооружение в 1967 г., а к 1974 г. было построено 32 лодки. [12] [13] К моменту ввода в строй первого «Янки» США построили 41 ПЛАРБ. прозвали » 41 за свободу «. [14] [15]
Французские БРПЛ M45 и M51 в разрезе подводной лодки.
Развертывание и дальнейшее развитие
Небольшая дальность действия ранних БРПЛ диктовала места базирования и развертывания. К концу 1960-х годов Polaris A-3 был развернут на всех американских ПЛАРБ с дальностью 4600 километров (2500 морских миль), что является значительным улучшением дальности 1900 километров (1000 морских миль) Polaris A-1. У А-3 также было три боеголовки, которые приземлялись по схеме вокруг единственной цели. [16] [17] Класс «Янки» изначально был оснащен ракетой R-27 Zyb (SS-N-6) с дальностью полета 2400 километров (1300 миль). Соединенным Штатам повезло с размещением своих баз намного больше, чем Советскому Союзу. Благодаря владению Гуамом НАТО и США , к середине 1960-х годов американские ПЛАРБ были развернуты на передовых позициях на передовых позициях в Холи-Лохе , Шотландия, Рота, Испания и Гуам, что привело к сокращению времени транзита для патрулирования районов вблизи Советского Союза. Средства ПЛАРБ на площадках передового переоборудования были строгими, только с подводной лодкой и плавучим сухим доком . Переоборудованные торговые суда, получившие обозначение Т-АК ( грузовые корабли военного морского командования ), были предоставлены для переброски ракет и грузов на места. С двумя сменными экипажами на лодку около одной трети всех сил США может находиться в районе патрулирования в любое время. Советским базам в районе Мурманска в Атлантике и в районе Петропавловска-Камчатского в районе Тихого океана требовалось, чтобы их ПЛАРБ совершили длительный переход (через контролируемые НАТО воды в Атлантике) в районы патрулирования в центре океана для удержания континентальной части океана. Соединенные Штаты ( CONUS ) в группе риска. Это привело к тому, что только небольшой процент советских войск занимал районы патрулирования в любое время, и был отличным стимулом для советских БРПЛ большей дальности, которые позволили бы им патрулировать вблизи своих баз в районах, которые иногда называют «глубокими бастионами». «. Это были ракеты серии Р-29 «Высота » (SS-N-8, SS-N-18, SS-N-23), оснащенные по проектам 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ (классы Delta-I — Delta-IV). . [10] SS-N-8, с дальностью полета 7700 километров (4200 морских миль), поступил на вооружение на первой лодке Delta-I в 1972 году, еще до того, как был завершен класс Yankee. В общей сложности в 1972–1990 годах на вооружение поступило 43 лодки всех типов класса Delta, включая SS-N-18 класса Delta III и R-29RM Shtil (SS-N-23) класса Delta IV. [18] [19] [20] [21] Новые ракеты имели увеличенную дальность и, в конечном итоге, несколько ракет с независимым наведением ( MIRV ), несколько боеголовок, каждая из которых могла поражать разные цели. [10]
Посейдон и трезубец I
Хотя США не вводили в эксплуатацию никаких новых ПЛАРБ с 1967 по 1981 год, они все же представили две новые БРПЛ. Тридцать одна из 41 оригинальной американской ПЛАРБ была построена с пусковыми трубами большего диаметра с расчетом на ракеты будущего. В начале 1970-х годов на вооружение поступила ракета « Посейдон» (С-3) , и 31 ПЛАРБ ей переоборудовали. [22] » Посейдон» предлагал мощную РГЧВ до 14 боеголовок на ракету. [15] Как и Советы, США также хотели иметь ракету большей дальности, которая позволила бы размещать ПЛАРБ в КОНУС. В конце 1970-х годов ракета Trident I (C-4) с дальностью полета 7400 километров (4000 морских миль) и восемью боеголовками MIRV была переоборудована на 12 подводных лодок, оснащенных «Посейдоном». [23] [24] [25] Средства ПЛАРБ (в основном тендер для подводных лодок и плавучий сухой док ) базы в Роте, Испания, были ликвидированы, а военно-морская база подводных лодок King’s Bay в Джорджии была построена для сил, оснащенных Trident I. [ необходима цитата
]
Подводные лодки Trident и Typhoon
Trident II ракета сразу после запуска.
И Соединенные Штаты, и Советский Союз ввели в эксплуатацию более крупные ПЛАРБ, разработанные для новых ракет в 1981 году. Американская большая ПЛАРБ была класса Огайо , также называемая «подводная лодка Трайдент», с самым большим вооружением ПЛАРБ из 24 ракет, первоначально Trident I, но построенных с гораздо большими трубами для ракеты Trident II (D-5) , которая поступила на вооружение в 1990 году. [26] [27] Весь класс был переоборудован для использования Trident II к началу 2000-х годов. Trident II предложил ряд более 8000 километров (4300 NMI) с восемью крупными боеголовками РГЧ , чем Trident I. Когда USS Ohio (ПЛАРБ-726) началась ходовые испытания в 1980 году, два из первых десяти американских ПЛАРБ имели свои ракеты удалить , чтобы выполнить с требованиями договора ОСВ; остальные восемь были переоборудованы в ударные подводные лодки (ПЛА) к концу 1982 года. Все они находились в Тихом океане, а база ПЛАРБ на Гуаме была ликвидирована; первые несколько лодок класса « Огайо»
использовали новые сооружения «Трайдент» на военно-морской базе подводных лодок Бангор , Вашингтон . К 1997 году было введено в эксплуатацию 18 лодок класса
Ohio
[28], четыре из которых были переоборудованы в подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРБ) в 2000-х годах в соответствии с требованиями договора СНВ-1 . Советской большой ПЛАРБ был проект 941 «Акула» , известный как «Тайфун» (не путать с ударной подводной лодкой проекта 971 «Щука» , получившей в НАТО название «Акула»). «Тайфуны» были крупнейшими подводными лодками, когда-либо построенными, с подводным весом 48 000 тонн. Они были вооружены 20 новыми ракетами Р-39 Риф (SS-N-20) с дальностью действия 8300 километров (4500 морских миль) и 10 боевыми частями РГЧ. Шесть «Тайфунов» были введены в эксплуатацию в 1981–89 гг. [29]
После холодной войны
Строительство новых ПЛАРБ прекращалось более 10 лет в России и замедлялось в США с распадом Советского Союза и окончанием холодной войны в 1991 году. США быстро сняли с вооружения оставшуюся 31 старую ПЛАРБ, а некоторые были переведены на другие функции, и база в Холи-Лох была ликвидирована. Большая часть бывших советских ПЛАРБ была постепенно списана в соответствии с положениями Соглашения о совместном уменьшении угрозы Нанна-Лугара до 2012 года. [30] К тому времени силы российских ПЛАРБ насчитывали шесть Delta-IV, три Delta-III и один. «Тайфун» использовался в качестве испытательного стенда для новых ракет (уникальные для «Тайфуна» Р-39, как сообщается, были списаны в 2012 году). Для Дельтас были разработаны модернизированные ракеты, такие как Р-29РМУ Синева (SS-N-23 Sineva). В 2013 году россияне сдали в строй первую подводную лодку класса «Борей» , которую также называют классом « Долгорукий
» по имени головного судна. К 2015 году еще два были введены в строй. Этот класс предназначен для замены стареющих Deltas и несет 16 твердотопливных ракет RSM-56 «Булава » с заявленной дальностью 10 000 километров (5400 миль) и шестью боеголовками MIRV. США разрабатывают замену классу Огайо ; однако по состоянию на начало 2015 года ни один из них не был заложен. [
необходима цитата
]
Подводные лодки с баллистическими ракетами имеют большое стратегическое значение для США, России и других ядерных держав с тех пор, как они поступили на вооружение во время холодной войны , поскольку они могут прятаться от разведывательных спутников и запускать ядерное оружие практически безнаказанно. Это делает их невосприимчивыми к первому удару, направленному против ядерных сил, позволяя каждой стороне сохранять способность нанести сокрушительный ответный удар , даже если все ракеты наземного базирования были уничтожены. Это освобождает каждую сторону от необходимости выполнять запуск в режиме предупреждения с сопутствующим риском случайной ядерной войны. Кроме того, размещение высокоточных ракет на сверхтихих подводных лодках позволяет атакующему подкрасться к берегу противника и запустить ракету по пониженной траектории (неоптимальная баллистическая траектория, которая заменяет уменьшенный забрасываемый вес на более быстрый и нижний путь, эффективно сокращая время между запуском и ударом), тем самым открывая возможность обезглавливания . [ необходима цитата
]
Взгляд свысока
Новая автоматизированная система управления флотом позволяет получать информацию о противнике не только от самолетов. В нее стекаются разведданные, полученные от наземных радаров, спутников, беспилотников. Командование видит картину в реальном времени и может принимать решения по задействованию кораблей, береговых ракет или морской авиации.
Россия уже несколько лет наращивает свою спутниковую группировку, которая занимается наблюдением за морями и передвижениями в них надводных кораблей. 25 июня этого года на орбиту был выведен первый спутник активной радиолокационной разведки «Пион-НКС» системы «Лиана». При помощи бортового радиолокатора он может сканировать большие водные пространства и наблюдать за перемещениями как военных, так и гражданских судов в любое время дня и ночи, в том числе сквозь облака.
Помимо первого «Пиона» в космосе уже несколько лет работают аппараты «Лотос-С1», которые также входят в систему «Лиана». Они прослушивают радиоэфир над морями, перехватывают радиосигналы боевых кораблей и их оборудования, что позволяет отслеживать их местоположение.
В прошлом веке, до создания космической группировки и автоматизированных систем управления, разведку кораблей противника и целеуказание ракетам обеспечивали специальные самолеты-разведчики Ту-95РЦ. Разработанные на базе стратегических бомбардировщиков машины с мощными радарами на борту проводили в воздухе до суток и постоянно патрулировали моря, Тихий, Атлантический и Индийский океаны. Сейчас эти самолеты сняты с вооружения.