Линкор «Куин Элизабет» (Queen Elizabeth): характеристики, годы в строю

HMS R08 — головной корабль в серии из двух авианосцев для британского флота. Назван в честь королевы Англии Елизаветы I (1558–1603). Это самый крупный корабль Королевского ВМФ за всю историю флота и самый крупный боевой корабль, когда-либо построенный в стране. Этот авианосец, так же как его строящийся собрат Prince of Wales, в три раза крупнее своих предшественников типа Invincible и сопоставим с американским Nimitz и французским Charles de Gaulle. Основу авиагруппы «Королевы» должны составить палубные истребители пятого поколения Lockheed Martin F-35B.

HMS Queen Elizabeth Фото: © Gareth Fuller/PA via AP

Новый авианосец — второй корабль Королевского ВМФ, носящий имя HMS Queen Elizabeth. Ранее в честь королевы Елизаветы I был назван головной корабль в серии из пяти броненосцев, построенных в 1913–1916 годах. Кроме того, в 1960-х годах разрабатывался авианосец CVA-01 водоизмещением 54 500 т, которому также планировалось присвоить имя HMS Queen Elizabeth, однако проект был отменен.

Что такое линкор?

Линкор (сокращенно от словосочетания «линейный корабль») – это такой класс военных бронированных кораблей, оснащенных тяжелыми артиллерийскими орудиями. Длина данных суден варьировалась от 150 до 280 метров, а их водоизмещение достигало 70 тонн. Созданные для уничтожения и истребления кораблей противника, линкоры являлись прямыми эволюционными последователями броненосцев. Прародителем класса линкоров стал английский корабль «Дредноут», появившийся на свет в 1906 году. «Дредноут» имел паротурбинную силовую установку, что обеспечивало ему по тем временам огромную скорость — 21 узел (переводя узлы в километры, мы можем сказать, что его скорость тогда достигала 39 км/ ч). Строительство «Дредноута» и использование его преимуществ на морских просторах существенно изменило положение дел в гонке морских вооружений и в сфере кораблестроения вообще. Так что вслед за англичанами одна за другой страны начали создавать линейные корабли с однокалиберными орудиями и модернизировать их, желая обогнать своих соперников. Корабли такого типа получили имя своего родоначальника – «дредноуты», а более улучшенные версии – «сверхдредноуты» и «супердредноуты».

История создания серии «Куин Элизабет»

Следующей ступенью в развитии мирового и военного кораблестроения стало создание британцами линейных кораблей класса Queen Elizabeth. В данной серии было спроектировано и представлено пять супердредноутов: «Малайя», «Вэлиант», «Бархэм», «Уорспайт» и головное судно – «Куин Элизабет», названное, как и сама серия, в честь английской королевы, владычицы морей, Елизаветы I. Своим появлением данные суда обязаны Уинстону Черчиллю, который, будучи первым лордом Адмиралтейства, со свойственным ему запалом и идеями настоял на иной проектировке этих линкоров и на их существенных видоизменениях, приказав снабдить данные корабли сверхтяжелыми боевыми орудиями. По слухам, США, Германия и Япония уже активно совершенствовали свои корабли, опережая Королевский флот Великобритании на несколько шагов вперед. Времени на тщательные испытания вооружений не было, так что сэру Уинстону Черчиллю ничего не оставалось, как пойти на риск и, взяв на себя ответственность, заложить серию кораблей, не дожидаясь проверки и испытания орудий. К счастью, риск был оправдан. В среднем на постройку таких линейных кораблей ушло 1 960 000 фунтов стерлингов.

vo_vsey_svoey_krase.jpg

До появления в 1960-х годах супертанкеров “Куин Элизабет” была не только крупнейшим пассажирским лайнером, но и самым большим судном мирового флота. Она имела 14 палуб, из которых четыре: спортивная, солнечная, шлюпочная и прогулочная — располагались в надстройке. На шести верхних палубах размещались все пассажирские каюты и большинство помещений общественного назначения. Палубы соединялись между собой 35 лифтами.

Пассажирские помещения делились на три класса: первый, каютный и туристский. Лайнер украшали произведения лучших художников и архитекторов. Пассажиры могли любоваться гипсовыми и бронзовыми скульптурами, картинами, отлично выполненной резьбой по дереву, мозаикой, гобеленами.

Когда представителей компании спрашивали, зачем им потребовалось создавать на «королевах» такую роскошь, они отвечали, что эти суммы составляют ничтожную долю: каких-то пять процентов от строительной стоимости, зато это привлекает пассажиров.

Но сам комфорт еще не делает путешествие интересным. Не менее важно суметь развлечь пассажиров, которые на несколько дней выбиты из привычного ритма жизни. Как решается эта проблема на огромном лайнере, где пассажир иногда теряется, чувствуя себя провинциалом, попавшим в незнакомый столичный город?

Начнем с наиболее беспокойной части пассажиров — с детей. Для них на лайнере предусмотрели детские комнаты с прекрасными картинами на сказочные сюжеты, разнообразными играми и игрушками. Там были и сказочные домики, и настоящие кораблики, куклы и мишки, так что малыши, попав в это волшебное царство, мгновенно забывали своих мам и пап, не мешая им наслаждаться путешествием.

Чем же занимались взрослые на “Куин Элизабет”? Любители продолжительных прогулок поднимались на лифте на спортивную палубу. Восемь кругов по этой палубе — это уже почти 2 км. Двадцать четыре круга — и пассажир может идти в ресторан, уверенный, что на отсутствие аппетита ему жаловаться не придется. Были предусмотрены места и для любителей совершать прогулки в обществе своих четвероногих друзей.

Особенности серии

Линкор «Куин Элизабет» и ему подобные корабли, как уже говорилось ранее, отличались от своих предшественников и имели ряд особенностей. В первую очередь эти линкоры имели орудия с 15-дюймовым калибром — огромная мощь по тем временам. Во-вторых, супердредноуты этой серии стали первыми большим кораблями, работающими на нефтяном топливе, ранее линкоры такого размера работали лишь на пару. В-третьих, скорость линкоров класса «Куин Элизабет» достигала 24 узла (если переводить узлы в километры в час, то будет понятно, что скорость таких кораблей доходила до 45 км/ ч). Кроме того, эти корабли обладали самой большой метацентрической высотой во всем британском флоте, это отлично обеспечивало их остойчивость, помогало противостоять ударам волн и сильным порывам ветров.

Линкор «Куин Элизабет»: характеристики и описание

Головной корабль серии был заложен на Портсмутской военной верфи 12 октября 1912 года. Построенный в кратчайшие сроки, он был спущен на воду в октябре тринадцатого года и позднее достраивался уже на плаву. Начало Первой мировой войны также способствовало ускоренной достройке корабля, поэтому неудивительно, что в начале 1915 года линкор уже вошел в состав ВМФ Великобритании.

Длина линкора «Куин Элизабет» — 183,41 м, ширина — 27,6 м, стандартное водоизмещение — 29 200 тонн. Бронирование этого корабля практически аналогично его предшественнику «Айрону Дюку», за исключением некоторых элементов, например, слой металлической брони по ватерлинии был увеличен, а вдоль главной палубы, наоборот, ослаблен. Вооружение супердредноута: 8 морских пушек (381-мм), 16 противоминных установок (152 мм), 2 зенитные пушки (76 мм), 4 подводных однотрубных торпедных аппарата (533 мм). Для «Куин Элизабет» использовали турбины Парсонса и 24 котла . Таким образом, мощность данного линкора достигала 75 000 лошадиных сил.

Возможности «Королевы»

Авианосец имеет не менее трех пусковых установок корабельного зенитного артиллерийского комплекса Phalanx CIWS, артиллерийские установки калибра 30 мм, а также пулеметы различных типов.

Приведем слова военного обозревателя ТАСС, Виктора Литовкина: «У «Королевы» практически нет вооружения, а у российского авианосца «Адмирал Кузнецов» — мощный набор: противокорабельный ракетный комплекс «Гранит», зенитно-ракетные «Кортик» и «Кинжал»… Объясняется это тем, что английские авианосцы, как и американские, входят в ударную авианосную группу, где у них мощная свита из крейсеров, фрегатов и корветов, которые защищают их от нападения с воздуха, с моря и из-под воды. А наш тяжелый крейсер способен решать такие задачи самостоятельно».

Полное водоизмещение «Королевы» — 70 600 т, экипаж — 679 человек, состав авиагруппы — около 900 человек.

  • Длина — 280 м, высота — 56 м, осадка — 11 м;
  • Ширина максимальная — 73 м;
  • Размеры ангара — 155 х 33,5 х 6,7 м, он вмещает до 20 самолетов и вертолетов;
  • Максимальная скорость — 26 узлов (порядка 48 км/ч);
  • Дальность плавания при скорости 15 узлов — 10 тыс. морских миль (около 18 500 км);
  • Автономность — 290 суток.

Корабль имеет две надстройки — носовую и кормовую, в которых смонтированы радиолокационные станции большой и средней дальности разработки BAE Systems и Thales. Полетная палуба оснащена носовым трамплином для взлета палубных самолетов, двумя самолетоприемниками, 56 подъемниками для подачи боеприпасов.

HMS Queen Elizabeth Фото: © EPA/GERRY PENNY

Главная энергетическая установка включает:

  • две газовые турбины Trent MT30 мощностью 36 МВт (49 тыс. лошадиных сил) каждая, производства британской компании Rolls-Royce;
  • четыре дизель-генератора Wartsila 38 производства Финляндии мощностью 11 МВт (15 тыс. лошадиных сил) каждый;
  • четыре асинхронных электродвигателя мощностью 20 МВт (27 тыс. лошадиных сил) каждый для привода двух линий валов и гребных винтов.

Авианосец оснащен автоматизированной системой боевого управления, интегрированной с РЛС большой дальности, которая позволяет сопровождать до 1 тыс. воздушных целей на дистанции 250 морских миль (около 460 км). Также на корабле имеется специальный центр для командующего авианосной ударной группой (АУГ).

«Английские и американские АУГ предназначены для проведения экспедиционных операций и запугивания «непокорных» государств, как это делают сегодня авианосцы США у берегов КНДР. Наш авианосец — для защиты группировки своих кораблей в зоне оперативного развертывания и охраны стратегических торговых путей, в том числе и для поддержки сухопутных войск в борьбе с террористами, что делали самолеты «Кузнецова» в ходе борьбы с боевиками ИГ в Сирии». Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС.

В 2016 году российский авианосец во время похода в Средиземное море впервые принял участие в операции Воздушно-космических сил РФ в Сирии. Тогда палубные пилоты «Кузнецова» выполнили 420 боевых вылетов (117 ночью), при этом было уничтожено более тысячи объектов террористов.

Авиагруппа Queen Elizabeth может включать до 40 летательных аппаратов, в том числе до 24 истребителей Lockheed Martin F-35B, вертолеты различных типов, включая AgustaWestland AW101 Merlin HM2.

Истребитель F-35B Lightning II Фото: © Natasha R. Chalk/U.S. Navy via Getty Images

Ожидается, что испытания палубных самолетов F-35B на авианосце начнутся в конце 2022 года. В этот же период предполагается адаптировать авианосец для размещения на нем вертолетов армейской авиации — AH-64 Apache, CH-47 Chinook, AW159 Wildcat различных модификаций. Эти мероприятия будут проведены в связи с тем, что министерство обороны рассматривает возможность применения авианосца при выполнении совместных межвидовых и прибрежных операций.

По словам директора управления проектными работами группы компаний — строителей авианосцев ACA Пола Рэфферти, испытания британских истребителей F-35B для авианосца Queen Elizabeth будут проведены на территории США. «В первом квартале 2022 года начнутся испытания самолетов на восточном побережье США. F-35 уже провели два комплексных испытания авиатехники на борту американского универсального десантного корабля USS Wasp, LHD-1», — сказал он.

Согласно планам, корабль и авиагруппа достигнут начальной боеготовности в 2022 году, а полной — в 2023-м.

Для сравнения, единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» несет на борту до 30 истребителей МиГ-29К/КУБ и Су-33, а также ударные вертолеты Ка-52К и противолодочные Ка-27 и Ка-29.

Дальнейшая судьба линкора

В 1915 году линкор «Куин Элизабет» был направлен в Дарданеллы, чтобы поддержать высадку десанта во время Галлиполийского сражения, в период этой миссии британский линкор перекидным огнем с третьего залпа потопил турецкий транспорт в мелководном заливе Нагара. Несмотря на высокую скорость и сверхтяжелые орудия, головное судно не смогло участвовать в крупнейшей битве Первой мировой войны – Ютландском сражении, однако в 1917 году оно стало флагманом адмирала Дэвида Битти, командующего Гранд-Флитом.

Вторая мировая война застала линкор «Куин Элизабет» в момент модернизации. До 1941 года корабль «Куин Элизабет» нес службу в составе британского Хоум-Флита. Но в декабре сорок первого года на стоянке в Александрии линейный корабль был тяжело поврежден итальянскими боевыми пловцами с помощью магнитных мин, что привело к образованию большой пробоины и затоплению многих отсеков. После ремонта линкор был отправлен в Индийский океан и с начала 1944 года стал флагманом Восточного флота, совершив несколько рейдов на острова Индонезии и Малайзии. В июле сорок пятого линкор Queen Elizabeth совершил свой последний военный поход, вышел в резерв в августе того же года и был продан на слом через пару лет после этого.

Первые авианосцы Великобритании

Наряду с США, Англия была в числе первых стран, которая проводила множество испытаний перед тем, как создать корабли с авиацией на борту. Изначально судна перестраивались из линейных транспортных кораблей – поверхность палубы увеличивали и укрепляли для возможности размещения на ней вооружения. В первые годы 20 века ВМС ввели в строй первые гидроавианосцы. На них размещались гидросамолеты, которые взлетали и приземлялись непосредственно с водной поверхности. А при помощи специального крана вооружение спускалось на воду и поднималось на корабль. В числе первых таких кораблей были HMS Ark Royal и HMS Ben-my-Chree. Оба судна принимали активное участие в Первой мировой войне. Такие разработки показали возможность ведения боевых действий с воздуха вдали от дома. Однако они имели существенный недостаток. При сильном волнении моря не было возможности продолжать боевые задания с использованием гидроавиации.


HMS Ark Royal 1914 модель

Авианосец Фьюриес (HMS Furious)

Развитие американского флота требовало новых разработок и Королевских ВМС. Так, первый британский авианосец «Фьюриес» был переоборудован из легкого линейного крейсера. Его палуба была увеличена и составляла 50 метров. Однако этого расстояния не хватало для безопасной посадки самолета и его приходилось сажать на воду. Лишь одно приземление было успешным – пилот Эдвин Харрис Даннинг сравнял скорость самолета со скоростью движения корабля, после чего матросы вручную притянули на борт как бы зависшее в воздухе судно. Спустя 5 дней вторая подобная попытка закончилась трагически: самолет перевернулся, пилот погиб.


HMS Furious 1918

Произошедшая неудача требовала дальнейшей модернизации. Палубу увеличили до 100 метров, установили улавливающие сети и аэрофинишеры. При выполнении боевого задания 19 августа 1918 года семь самолетов, взлетевших с Фьюриеса, успешно выполнили свою задачу – разбомбили немецкие ангары с дирижаблями. При этом ни один пилот так и не смог посадить судно на борт корабля: 5 утонули при посадке, 2 сели на аэродроме в Дании.

Авианосец «Гермес» (HMS Hermes)

Британия должна была стать первой державой в мире, которая построит авианосец, а не переоборудует его, как до этого делали все остальные страны. Она произвела закладку судна «Гермес», однако строительство длилось целых семь лет. К этому времени японцы уже спустили на воду свой «Хосё».

Королевский флот недооценил возможности авиации, а потому снабдил корабль дополнительным вооружением, которое занимало достаточно места и утяжеляло судно. В результате, при сильном шторме авианосец кренился на бок на 4 градуса, что серьезно усложняло его функциональность. К началу Второй мировой войны Гермес считался устаревшим судном, тем не менее он активно нес службу у берегов Западной Африки, Ирака, в Красном море сражался против Итальянского флота. В 1942 году был затоплен японской палубной авиацией.

Подписание Вашингтонского морского договора ограничивало все морские державы в количестве авианосцев. Для Великобритании общее водоизмещение не должно было превышать 135 тысяч тонн.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]