«Харриер» — самолёт вертикального взлёта и посадки: характеристики, годы эксплуатации

Штурмовой истребитель-бомбардировщик «Харриер» – самолет, который производится в Британии. Отличается он прекрасными характеристиками, возможностью вертикального взлета и посадки, а также конструкционными преобразованиями. Первый вылет на этом агрегате был совершен в далеком тысяча девятьсот шестидесятом году. На протяжении многих лет он используется в армиях США, Испании, Таиланда, Великобритании. Летательный аппарат постоянно совершенствуется, имеет несколько модификаций.

Серия GR-1: описание

Фактически «Харриер» – самолет, который впервые в истории авиации смог совершить вертикальный взлет и посадку. Первый опытный образец поднялся в воздух осенью 1960 г. Серийный выпуск начался через семь лет. В тысяча девятьсот шестьдесят девятом году была сформирована первая эскадрилья военно-воздушных сил Британии, состоящая из двадцати одной единицы рассматриваемого самолета.

Основное назначение летательного аппарата этой серии – поддержка сухопутных войск. Это обусловлено высокой маневренностью и возможностью действовать в различных климатических регионах. Диапазон высот, на которые ориентирован агрегат – от трех до четырнадцати тысяч километров. В конструкции применяются материалы из алюминиевых, титановых и магниевых сплавов. Кроме того, некоторые части корпуса и узлов изготовлены из композитных компонентов и высокопрочной стали.

Оснащение

Боевой самолет Harrier GR-1 оснащен фюзеляжем клепаной конструкции с парой технологических разъемов. Носовая часть включает в себя кабину пилота. Задний ее рубеж проходит по наклонному ребру, которое служит для установки катапультируемого сидения. Силовые и сопутствующие узлы находятся в центральном фюзеляжном отсеке. Спереди расположено два топливных резервуара, каждый из которых, вмещает в себя по двести тридцать литров топлива.

Над основной стойкой имеется еще один бак, емкостью четыреста семьдесят три литра. Между соплами установлены 177-литровые емкости, а под кессонной частью крыла – на 785 л. Имеется возможность монтажа дополнительных баков, гарантирующих длительные перелеты без дозаправки.

Самолет на дисплее

Объединенное Королевство

  • Harrier GR.7 ZD318
    на выставке в Музее наследия Harrier, RAF Wittering , Кембриджшир, Англия
  • Harrier GR.9A ZD433
    на выставке в Музее авиации флота , RNAS Yeovilton , Сомерсет, Англия
  • Harrier GR.9A ZD461
    на выставке в Имперском военном музее , Лондон, Англия
  • Harrier GR.7 ZD462
    на выставке в штаб-квартире Dyson , Малмсбери, Уилтшир, Англия
  • Harrier GR.9 ZD465
    на выставке DSAE Cosford , Шропшир, Англия
  • Harrier GR.7A ZD469
    на воротах RAF Wittering, Кембриджшир, Англия
  • Harrier GR.9 ZG477
    на выставке в Королевском музее ВВС Лондона , Хендон, Англия
  • Harrier GR.7 ZG509
    на выставке недалеко от Петерсфилда, Хэмпшир, Англия

Соединенные Штаты
Harrier GR.5 ZD353 на выставке в Музее авиации и космонавтики Пима , Тусон , Аризона

Особенности

Рассматриваемый самолет является одним из самых популярных аппаратов, эксплуатируемых в ВВС США. Морская пехота использует его для прикрытия и совместного штурма предполагаемых целей. Истребитель в центральной секции фюзеляжа оснащен носовыми стойками шасси. Фронтальный элемент регулируется при помощи пары гидравлических цилиндров, обеспечивающих разворот на сорок пять градусов. Контрольный блок находится в заднем отсеке фюзеляжа. Цельное поворотное оперение и киль выполнен в виде стандартной горизонтальной конструкции. Руль имеет сотовый наполнитель, выдвигается в полете на корректирующий угол до шестидесяти шести градусов. Крыло самолета неразрезного типа к фюзеляжу фиксируется в шести местах. Кроме того, каждое крыло имеет четыре точки, предназначенные для установки пилонов для боевого вооружения или дополнительных топливных баков.

Двигатель и сопутствующие агрегаты

Военные реактивные истребители США под маркой «Харриер GR-1» оборудуются турбинным реактивным силовым агрегатом Rolls Roys Bristol. Он крепится в четырех местах к шпангоутам центральной фюзеляжной части. Поворот сопел осуществляется посредством пневматического мотора. Изменение тормозного и взлетного показателя вектора тяги – это возможность изменения положения в полете не менее, чем на девяносто градусов.

Корректировка самолета в пространстве происходит следующим образом:

  • работающими четырьмя компрессорами, агрегирующими с воздухопроводом в носовой и хвостовой части;
  • тремя соплами, которые находятся в задней балке и служат управлением тоннажа;
  • парой выхлопных элементов, предназначенных для управления по каналу.

Система реактивного включения активируется при вертикальном взлете и посадке в режиме полета на малых скоростях (сопла мотора переводят режим двадцати и более градусов).

Эволюция истребителя Hawker Siddely Harrier

Harrier – это несколько поколений британских боевых самолетов с вертикальными взлетом и посадкой. Совершив первый полет в 1960 году, он на протяжении многих лет стоял на вооружении Королевских ВВС, морской пехоты США, ВВС Таиланда и Испании. Все это время боевая машина постоянно эволюционировала, сохраняя уже испытанные решения и впитывая технические новинки. Многоцелевой штурмовик и разведчик с вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.1

Harrier GR. Mk.1 – первый в мировой авиации серийный боевой самолет, способный совершать укороченный или вертикальный взлет/посадку. Созданию Harrier предшествовали длительные испытания СВВП Р-1127 «Кестрел», созданного компанией Hawker Siddeley Aviation Limited (сегодня British Aerospace). Опытный образец 24 ноября 1960 года совершил первый полет. В 1967 году было начато серийное производство Harrier. Спустя два года сформировали первую боевую эскадрилью, состоящую из 12 машин и вошедшую в состав британских ВВС.

Harrier GR.1 предназначался для поддержки наземных войск. В связи с этим он должен был обладать высокой маневренностью и действовать в любых климатических условиях на малых высотах (до 3050 м). Максимальная эксплуатационная высота – 13700 м. Расчетная скорость пикирования – М=1,2. Планер самолета Харриер рассчитан на перегрузку до 11,7д. В конструкции использованы сплавы алюминия, магния и титана, а также высокопрочные композитные материалы и сталь.

Фюзеляж штурмовика и разведчика «Хариера» выполнен, как клепаная непрерывная конструкция, имеющая два технологических разъемами. В носовой части размещена кабина пилота. Ее задняя граница проходит по наклонной перегородке служащей для монтажа катапультируемого кресла. Двигатель и агрегаты размещаются в центральной секции фюзеляжа. В передней его части по бокам симметрично размещено по два топливных бака (емкость по 232 л). Над отсеком основной стойки шасси укреплен еще один 473-литровый бак. Между соплами двигателя имеется два 177-литровых центральных бака. Кессонная часть крыла – две емкости для топлива по 785 л. Под крыло, при необходимости, могут подвешиваться сбрасываемые баки емкостью 455 л, и 1500 л для дальних перегоночных полетов.

Турбореактивный двигатель Rolls-Royce Bristol Pegasus 101 крепится в четырех точках к силовым шпангоутам центральной секции фюзеляжа. Сопла поворачиваются при помощи пневмомотора от горизонтального положения на 98,5 градусов, изменяя положение вектора тяги до взлетного (90 градусов) и далее — до тормозящего. Положение в пространстве изменяется с помощью двигателя следующим образом. От компрессора отходят четыре воздухопровода — в хвост и нос, а также на консоли крыла, где размещены сопла управления по крену. В хвостовой балке имеется три сопла: одно (совместно с носовым) служит для управления по тангажу, два сопла — для управления по каналу. Включение системы реактивного управления происходит, когда при выполнении вертикальном взлете и посадке или в режиме полета на малой скорости сопла двигателя переводят на 20 или более градусов от горизонтального положения.

В центральной секции фюзеляжа размещаются задняя и носовая стойки шасси. Управление передней стойкой шасси осуществляется двумя гидроцилиндрами, которые обеспечивают поворот на 45 градусов. Отсек оборудования расположен в задней части фюзеляжа.

Киль и горизонтальное цельноповоротное оперение имеют обычную конструкцию выполненную из алюминиевых сплавов. Руль выполнен с сотовым заполнителем. В нижней части хвоста имеется воздушный тормоз, выдвигаемый на угол до 66 градусов в полете.

Крыло на самолете Harrier выполнено неразрезным, к фюзеляжу крепится в шести точках. Конструкция – кессонная с двумя нижними и тремя верхними фрезерованными панелями. Крыло в четырех местах имеет узлы для крепления пилонов для боевой нагрузки. На внутренних пилонах могут подвешиваться топливные баки. Под крылом могут подвешиваться контейнеры пушек «Аден» калибра 30 мм с боезапасом 130 снарядов (вес по 205 кг). Общая боевая нагрузка может достигать 3,1 тонны.

Позднее выпустили модификацию Harrier GR. Mk.1А оснащенную двигателем Rolls-Royce Bristol Pegasus Mk 102 большей мощности. Дальнейшее развитие «Хариера» пошло по пути разработки многоцелевого ударного истребителя с вертикальным взлетом/посадкой. Первой модификацией стал Harrier GR. Mk.3.

Тактико-технические характеристики: Принят на вооружение – 1969 год; Размах крыла – 7,7 м; Площадь крыла – 18,68 м2; Высота – 3,43 м; Длина – 13,87 м; Масса пустого самолета – 5530 кг; Максимальная взлетная масса — 11340 кг; Топливо во внутренних баках – 2865 кг; Топливо в ПТБ – 2×1500 кг; Тип двигателя – 1 ТРДД Pegasus Mk. 101; Тяга двигателя – 1х8610 кгс; Максимальная скорость– 1360 км/ч (на высоте); Максимальная крейсерская скорость – 1185 км/ч; Практическая дальность – 3700 км; Боевой радиус действия – 1200 км; Практический потолок – 15000 м; Экипаж – 1 человек; Вооружение: Боевая нагрузка — 2270 кг; 5 узлов подвески: 2 контейнера с пушками Aden калибра 30 мм, 2 управляемых ракеты AIM-9D Sidewinder класса «воздух-воздух», 2 управляемых ракеты AS.37 Martel класса «воздух-земля», или 8 225-килограммовых или 5 450-килограммовых бомбы, или 2 зажигательные бомбы, или 8 12.7-килограммовых практических бомб, или 4 бомбовые кассеты, или 4 пусковых установки Type 155 SNEB НУР или 6 пусковых установки 19×68-мм НУР или 1 контейнер с разведывательной аппаратурой.

Многоцелевой истребитель с вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.3

Многоцелевой истребитель ВВП GR.Mk-З от базовой модификации Harrier GR.Mk-1 отличается модернизированным двигателем Rolls Royce «Пегас» 103. Взлетная тяга составляла 9753 кг. Фюзеляж значительных изменений не претерпел. Во время эксплуатации стало понятно, что с полной боевой нагрузкой при вертикальном взлете самолет потребляет слишком много топлива — что, впрочем, общая особенность всех «Харриеров» имеющих вертикальный или укороченный взлет/посадку. В тандартное оборудование GR.Mk-З входят система дозаправки в воздухе, лазерный дальномер и индикатор на лобовом стекле.

Особенности машины: две 30-миллиметровых пушки «Аден», устанавливаемые под фюзеляжем; устройство аэродинамического торможения; возможность подвески под крылом реактивных снарядов «Матра».

В основе радиоэлектронного оборудования самолетов Harrier GR.1 и GR.3 лежит прицельно-навигационная инерциальная система FE541 от «Ферранти». Данная система обеспечивает автономный выход к цели, прицеливание, пуск ракет, бомбометание и стрельбу из пушек. Также, самолеты оснащаются УКВ и KB радиостанциями, аппаратурой радиолокационного опознавания и ближней навигации «ТАКАН».

Стрелково-пушечное вооружение многоцелевого истребителя состояло из двух съемных пушек Aden калибра 30 мм. Под фюзеляжем и внутри него размещалось 1821 кг вооружения. Боевая нагрузка внешних точек подвески – 2×454 кг. Управляемые ракеты — ракеты 2 x AIM-9 класса «воздух-воздух». В блоках LAU 10 — 16 (4×4) неуправляемых ракет калибра 127 мм, в блоках LAU 68 – 28 (4×7) ракет «Гидра» калибра 70 мм, в блоках LAU 69 – 76 (4×19) ракет «Гидра». Самолет мог нести фугасные свободнопадающие бомбы Mk.81 (5×119 кг) или Mk.82 (5×227 кг) или Mk.83 (2×460 кг), зажигательные бомбы – Mk.77 (5×340 кг) а также 4 кассетные бомбы Mk.20 или 2 – CBU-24.

С 1970 года самолетами Harrier GR.3 были укомплектованы три эскадрильи в ФРГ и одна в Великобритании. Последним боевым подразделением, эксплуатировавшим GR.Mk-3, стало дислоцированное в Белизе оперативное подразделение переоснащения. Отслужив почти 20 лет, эти данные машины были заменены новыми модификациями GR.Mk-5 и Мк-7.

Тактико-технические характеристики: Принят на вооружение – 1970 год; Размах крыла – 7,7 м; Площадь крыла – 18,68 м2; Высота самолета – 3,45 м; Длина самолета – 13,87 м; Максимальная взлетная масса – 11430 кг; Масса пустого самолета – 6140 кг; Боевая нагрузка при взлете с коротким разбегом – 3600 кг; Боевая нагрузка при вертикальном взлете – 2300 кг; Масса внутреннего топлива – 2295 кг; Масса топлива в ПТБ – 2400 кг; Тип двигателя – ТРДД Pegasus Mk. 103 (тяга 8750 кгс); Максимальная скорость – 1350 км/ч (на высоте); Максимальная скорость – 1180 км/ч (у земли); Практическая дальность – 3425 км; Практический потолок – 15200 м; Боевой радиус – 520 км; Экипаж – 1 человек.

Многоцелевой истребитель с вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.5

С июля 1987 г. на вооружение ВВС Великобритании начали поступать тактические истребители с коротким или вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.5. От предшественника – Harrier GR.3 он отличается способностью нести большую боевую нагрузку и увеличенным радиусом действия.

Истребитель GR.5 предназначен для ведения воздушной разведки и оказания непосредственной авиаподдержки сухопутным войскам.

Harrier GR.5 конструктивно представляет собой свободнонесущий моноплан со стреловидным высокорасположенным крылом, шасси велосипедной схемы и однокилевым хвостовым оперением. Особенностью данного самолета считается широкое использование композиционных материалов в конструкции. Их доля составляет 26,3%. Неразборное крыло имеет по сравнению с крылом Harrier GR.3 более толстый суперкритический профиль. Размах крыла увеличен на 20%, площадь – на 14,5%. По передней кромке стреловидность крыла уменьшена на 10%. В основном для изготовления крыла использованы композиционные материалы. Для передних и задних кромок крыла и законцовок применен алюминиевый сплав. По мнению британских специалистов, увеличение площади закрылков и крыла, применение зависающих элеронов, который отклоняются в зависимости от положения сопел двигателя на определенный угол, улучшили характеристики Harrier GR.5 при использовании самолета с коротким взлетом.

При этом внесенные в конструкцию крыла новшества привели к увеличению лобового сопротивления, что стало главной причиной уменьшения максимальной скорости на 80 км/ч. Полагают, что данное уменьшение скорости можно ликвидировать благодаря незначительным изменениям в сопряжении фюзеляжа и крыла, а также конструкции воздухозаборников. Фюзеляж в сравнении с «Харриер-GR.З» несколько длиннее. Носовая часть фюзеляжа изготовлен главным образом из композиционного материала (графито-эпоксидного), хвостовая и центральная из алюминиевого сплава. Титана использован при изготовлении двух подфюзеляжных теплозащитных экранов и небольшой панели перед лобовым стеклом. Между основной и носовой стойками шасси внизу центральной части фюзеляжа может устанавливаться «коробка», которая состоит из убирающегося поперечного щитка и двух продольных закрепленных жестко гребней. Поперечный щиток размещен за носовой стойкой шасси, гребни прикрепляются к гондолам пушечных установок. «Коробка» при вертикальном взлете и посадке захватывает часть выхлопных газов отраженных от земли. В результате этого образуется воздушная подушка, увеличивающая подъемную силу приблизительно на 500 кг.

Одноместная кабина новой конструкции, с кондиционированием воздуха изготовлена полностью из композиционных материалов. Сиденье пилота по сравнению с «Харриер-GR.3» расположено выше на 30,5. Благодаря этому и вследствие применения нового фонаря пилот получает хороший круговой обзор.

Силовая установка «Харриер-GR.5» — один двухконтурный турбореактивный двигатель «Роллс-Ройс Пегас» Мк.105 с изменяемым направлением вектора тяги (мак. статическая тяга составляет 9870 кгс). Предусмотрен 4 секундный (кратковременный) перевод на повышенный температурный режим работы двигателя при вертикальной посадке. Питание бортовой кислородной системы и системы управления полетом, а также для герметизации кабины используется сжатый воздух от компрессора.

Топливная система главным образом аналогична топливной системе Harrier GR.3, но благодаря увеличению объема крыльевых топливных баков емкость внутренних топливных баков достигает 4200 литров, что на 45%. больше, чем у предшественника. Кроме того, на GR.5 могут быть подвешено 4 подвесных топливных бака (емкость каждого 1135 л). Имеется система дозаправки в воздухе.

Радиоэлектронное оборудование включает помехозащищенные УКВ и KB радиостанции, аппаратуру радиолокационного опознавания «Коссор» IFF 4760, инерциально-навигационную систему «Ферранти» FIN 1075, аппаратуру ближней навигации ТАКАН, приемник системы посадки, цифровой вычислитель аэродинамических параметров, электронно-оптический индикатор (данные отображаются на лобовом стекле), систему управления оружием . Система управления оружием обеспечивает применение различного управляемого оружия, включая вооружение с телевизионной или лазерной системой наведения. Также истребитель оснащен электронной комплексной системой радиопротиводействия и радиоразведки, включающей станцию постановки активных помех, обнаружительный приемник AN/ALR-67(V)2, устройство выброса ИК ловушек и противорадиолокационных отражателей AN/ALE-40. Под носовой частью фюзеляжа может устанавливаться разведывательная инфракрасная станция переднего обзора.

Истребитель Харриер GR.5 оснащен 2 подфюзеляжными пушечными установками с пушками «Аден» калибра 25 мм (боекомплект 200 патронов к каждой пушке). Для размещения другого оружия служат 9 узлов подвески: 1 между пушечными установками под фюзеляжем и 4 под каждой консолью крыла. Два подкрыльевых узла, которые расположены впереди подкрыльевых стоек шасси, служат для установки пусковых установок для управляемых ракет класса «воздух-воздух» AIM-9L «Сайдвиндер» малой дальности стрельбы. Остальные узлы могут служить для подвешивания топливных баков, бомб различного назначения и пусковых установок неуправляемых авиационных ракет.

Тактико-технические характеристики: Принят на вооружение – 1987 год; Размах крыла – 9,25 м; Площадь крыла – 21,37 м2; Высота – 3,55 м; Длина – 14,12 м; Максимальная взлетная масса – 13500 кг; Масса пустого самолета – 6250 кг; Боевая нагрузка при вертикальном взлете – 3000 кг; Боевая нагрузка при взлете с коротким разбегом – 4170 кг; Масса внутреннего топлива – 3500 кг; Масса топлива в ПТБ – 3700 кг; Тип двигателя – ТРДД Pegasus Mk. 103 (тяга 9870 кгс); Максимальная скорость: — у земли — 1100 км/ч; — на высоте — 1150 км/ч; Боевой радиус действия — 520 км; Практическая дальность — 3825 км; Экипаж – 1 человек.

Тактический ударный истребитель с вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.7

Harrier GR.Mk7 является самой распространенной моделью «Харриера» стоящей на вооружении Королевских ВВС. Данный самолет совместно изготавливают «British Aerospace» и «McDonnell Douglas». Великобритания сперва вышла из совместной программы Harrier, однако затем вернулась. Британским ВВС требовались 94 машины, а США — более трехсот. «British Aerospace» — младший партнер и отвечает за выполнение 40% работ по машинам, предназначенным для Испании и США, и 50% для британских самолетов. ВАе занималось изготовлением стабилизатор, хвостовую и центральную секции фюзеляжа, а также рули направления и кили самолетов. Так-же компания выполняла финальную сборку британских машин.

Специалисты «McDonnell Douglas» разработали для самолета полностью композитное крыло что позволило снизить на 150 кг его массу. Суперкритический профиль крыла, которое имеет большую относительную толщину, позволил увеличить запас топлива. Крыло AV-88 самый крупный единый композитным элемент конструкции, когда-либо примененным на боевом самолете. Верхнюю части крыла выполнили съемной для доступа к внутренним отсекам. Однощелевые закрылки более крупные, в корневой части крыла имеются наплывы.

Harrier GR.Mk7 ВВС Великобритании получили двухконтурные турбореактивные двигатели Rolls-Royce Pegasus Mk 105 (тяга 95,6 кН). Для устранения гироскопического эффекта валы двигателя вращаются в противоположных направлениях. Стабилизация самолета обеспечивается клапанами-соплами газодинамической системы управления, расположенными в хвостовой и носовой частях а также на законцевках крыла. Установленные на Harrier GR.7 передняя пара поворотных сопел имеющих новую конструкцию, модифицированные воздухозаборники и система повышения подъемной силы позволили получить прирост в тяге.

Также Harrier GR.Mk 7 получил модернизированную авионику и ИК-систему переднего обзора. GR.Mk 7 оснащается помехоустойчивыми радиосвязной системой GEC Avionics АDЗ500 и системой гасопознавания Cossor IFF 4760. Индикатор движущейся карты оставили. Автомат отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей AN/ALE-40 смонтирован внизу хвостовой части фюзеляжа, в пилоне размешен дополнительный автомат BOL. В носовой части под обтекателем находится ИК-система переднего обзора.

На тактический ударный истребитель установили новую 25-миллиметровую пушку ADEN, разработанную государственным оружейным арсеналом «Royal Ordnance». Меньшая скорострельность компенсировалась размещением двух пушек. Пушка – револьверного типа имеет вращающийся барабан с патронниками. Скорострельность – 1650-1850 выстрелов в минуту. Одним из основных средств поражения самолетов Harrier стали кассетные боеприпасы Hunting 8L755. 227-килограммовый контейнер-кассета содержал 147 суббоеприпасов (кумулятивно-осколочные бомбы малого калибра) размещенных в семи отсеках. Кассета раскрывалась при помощи пиротехнических зарядов, а суббоеприпасы с определенными интервалами выталкивались пневматическим механизмом из ее цилиндрических отсеков.

Тактико-технические характеристики: Длина – 14,53 м; Размах – 9,25 м; Площадь крыла – 21,37 м2; Высота – 3,55 м; Силовая установка – 1 ТРДД Rolls-Royce Pegasus Mk 105; Тяга — 95,6 кН; Масса пустого – 6336 кr; Максимальная взлетная масса – 10410 кr; Общий запас топлива – 8858 л Максимальная скорость на большой высоте – 1041 км/ч; Максимальная скорость на малой высоте — 1065 км/ч Практический потолок — 15240 м; Разбег при укороченном взлете – 435 м; Перегоночная дальность – 3640 км Боевая дальность: — при вертикальном взлете – 277 км; — при взлете с коротким разбегом – 2722 км; Экипаж – 1 человек; Вооружение: две пушки Aden калибра 25 мм (общий боезапас 400 патронов); Девять узлов подвески: 1 под фюзеляжем, 4 под каждым крылом; Максимальная боевая нагрузка: — при вертикальном взлете – 3 тонны; — при взлете с коротким разбегом — 4170 кг; На двух узлах впереди подкрыльевых стоек шасси – пусковые установки для управляемых ракет AIM-9L Sidewinder класса «воздух-воздух». На других узлах могут подвешиваться: 4 управляемых ракеты AGM-65 Maveric класса «воздух-поверхность»; 4 AIM-120 AMRAAM или AIM-9 класса «воздух-воздух»; 4 ПКР SeaEagle или AGM-84 Harpoon; 2 контейнера с пушками калибра 30 мм; 2 бомбы AGM-62 Walleye с оптическим наведением; различные ПУ НУР и бомбы, а также контейнеры с РЭБ и разведывательной аппаратурой.

Тактический ударный истребитель с вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.9

У программы ВВС Великобритании Harrier GR.9/9a имеется два основных элемента. Первый элемент – программа комплексного вооружения, рассчитанная на унифицированное использование широкой номенклатуры разрабатываемого/модернизированного высокоточного оружия. Второй – установка более мощного двигателя Rolls-Royce Pegasus Mk.107.

IWP формирует основу GR.9/9a. Программа строится на возможностях GR.7 через интеграцию систем вооружений Brimstone и Storm Shadow класса «воздух-поверхность». Ранее запланированная возможность применения управляемой ракеты «воздух-воздух» ASRAAM отвергли. Хотя использование этим систем высокоточного оружия основа IWP, Harrier GR.7 требуются и другие многочисленные улучшения для наиболее эффективного использования данного оружия. В основном это связано с необходимостью применять современную систему управления MIL-STD-1760, связанную с новым бортовым компьютером и программным обеспечением. Для высокоточного оружия также требуется использовать новую инерциальную навигационную систему GPS, которая может предоставлять ему навигационную информацию. На самолете устанавливается более информативная приборная панель и система оповещения об опасности сближения с землей.

Harrier GR.9 совершил первый полет в 2001 году. На вооружение принят в 2003 году. Существующие Harrier GR.7 планируется оснастить IWP и модернизировать до GR.9.

ВВС и ВМС Великобритании имеют по 2 эскадрильи оснащенных исключительно Harrier GR.9. Также имеется учебная эскадрилья, оснащенная двухместным вариантом машины, имеющим IWP но оснащенные менее мощным двигателем.

Тактико-технические характеристики: Длина – 14,30 м; Высота – 3,55 м; Размах крыла – 9,25 м; Площадь крыла – 21,37 м2; Масса пустого самолета – 6336 кг; Максимальная взлетная масса – 14060 кг; Двигатель – Rolls Royce Pegasus Mk.107; Тяга – 10795 кгс; Максимальная скорость у земли – 1086 км/ч; Максимальная скорость на большой высоте – 1198 км/ч; Перегоночная дальность – 3640 км Боевая дальность с подвесными топливными баками – 2700 км; Боевая дальность при взлете с коротким разбегом – 1800 км; Боевая дальность при вертикальном взлете – 280 км; Экипаж – 1 человек. Вооружение: две пушки Aden калибра 30 мм (боекомплект одной пушки 200 патронов). Максимальная боевая нагрузка – 4900 кг; Девять узлов подвески: 6 воздух-воздух AIM-120 AMRAAM или AIM-9; 4 управляемых ракет Brimstone или AGM-65 Maveric класса «воздух-поверхность»; 4 ПКР SeaEagle или AGM-84 Harpoon; 2 бомбы AGM-62 Walleye с оптическим наведением; 2 контейнера с пушками калибра 30 мм; различные бомбы, контейнеры с РЭБ и разведывательной аппаратурой, ПУ НУР; крылатые ракеты Storm Shadow.

Подготовлено по материалам: https://warplane.ru https://www.airwar.ru https://www.planers32.ru https://vooruzenie.ru https://www.dogswar.ru https://military-informer.narod.ru https://www.nato-aviation.ru

Характеристики

«Харриер» – самолет боевого назначения в первой серии имеет такие параметры:

  • год выпуска – 1969;
  • размах/площадь крыла – 7700/1868 метров;
  • длина/высота – 13,87, 3,43 метра;
  • вес – пять с половиной тонн;
  • предельная взлетная масса – 11, 34 т;
  • двигатель – Pegasus Mk-101 с тягой в 8160 кг/с;
  • скоростные показатели (крейсерское/максимальное значение) – 1185/1360 километров в час;
  • ресурс полета без дозаправки – 3700 км;
  • боевой радиус – тысяча двести километров;
  • состав экипажа – один пилот;
  • нагрузка в бою (максимальная) – 2270.

Истребитель-бомбардировщик Harrier оснащен пятью узлами подвески, на которых размещается штатное вооружение. К нему относится:

  • тридцатимиллиметровая пушка «Адэн»;
  • две управляемые ракеты AIM-9D;
  • аналогичные снаряды класса «воздух-земля»;
  • бомбовые кассеты, зажигательные аналоги, 450-килограммовые бомбы;
  • другой боекомплект, взаимозаменяемый с названными приспособлениями

Кроме того, летательный аппарат может оснащаться пусковыми установками Type, вооружением типа НУР или блоком с разведывательной системой.

На палубах авианосцев

Первой частью британской морской авиации, получившей «Си Харриеры», стало звено А 700-й эскадрильи — т.н. «часть интенсивных летных испытаний (Intensive Flight Trials Unit — 1ЕТи). Сформированное в мае 1979 г. на авиабазе Йовилтон, оно получило три предсерийных самолета, вскоре дополненные двумя серийными «Си Харриерами». Главной функцией IFTU стала отработка способов применения СВВП в палубной авиации. Кульминацией стал цикл испытательных полетов на палубе авианосца «Гермес» в октябре 1979 г. К весне 1980 г. миссию 1FTU сочли выполненной, и часть реорганизовали в 899-ю эскадрилью — учебную часть для подготовки пилотов «Си Харриеров».

Одновременно с поступлением первых «Си Харриеров» Королевский флот начал получать авианосцы типа «Инвинсибл», на которых эти машины должны были базироваться. Первый такой корабль вошел в состав флота в 1980 г., но поскольку ввод в строй второго — «Илластриеса» — ожидаkся через два года, для базирования СВВП приспособили старый «Гермес». В ходе ремонта в 1979-1980 гг. он получил в носовой части стартовый трамплин с углом подъема 12° для обеспечения вхзета «Си Харриеров» методом «skijump» (на «Инвинсиблах» подобный трамплин был предусмотрен проектом). Первые испытания «Си Харриеров» по взлету таким способом с авианосца были проведены в ноябре 1980 г. с привлечением пилотов-инструкторов 899-й эскадрильи.

С учетом планов ввода в строй трех новых авианосцев предполагалось сформировать для них три эскадрильи «Си Харриеров» — 800-ю. 801-ю и 802-ю. Но впоследствии было принято решение, что после ввода в строй «Арк Ройяла» в 1985 г. «Инвинсибл» продадут Австралии, и в составе Королевского флота останутся лишь два авианосца. Поэтому сформировали только две эскадрильи. Правда, Фолклендский конфликт наглядно показал необходимость наличия в составе Королевского флота минимум трех авианосцев, и «Инвинсибл» в Австралию в конечном итоге не отправился. Однако в составе морской авиации так и остаюсь две боевые эскадрильи «Си Харриеров». Расчет строился на том, что в любой момент времени один авианосец из трех будет проходить техобслуживание или ремонт, а боеготовыми будут лишь два корабля. Развертывание третьей эскадрильи предусмотрели как мобилизационное мероприятие в чрезвычайной ситуации.

800-я эскадрилья была сформирована на авиабазе Йовилтон 31 марта 1980 г. Её штат предусматривал наличие лишь пяти самолетов «Си Харриер» FRS.1, поскольку британское командование предполагало использовать авианосцы типа «Инвинсибл» в первую очередь как противолодочные. При этом «первую скрипку» должны были играть противолодочные вертолеты, а функции «Си Харриеров» сводились, главным образом, к обеспечению ПВО. В состав авиагруппы этих кораблей должно было войти пять «Си Харриеров» и девять вертолетов «Си Кинг», хотя возможности по базированию авиатехники были гораздо выше — что и было подтверждено в ходе Фольклендского конфликта. В январе 1981 г. 800-я эскадрилья вошла в состав авиагруппы «Инвинсибла», а 16 июня была объявлена боеготовой. В том же месяце её перевели на «Гермес», а на «Инвинсибл» прибыла 801-я эскадрилья, сформированная в январе 1981 г. Во второй половине года дебютировали в составе сил НАТО, участвуя в учениях «Оушн Венчер» и «Оушн Сафари». а в начале 1982 г. — в маневрах «Эллайд Экспресс». Но уже несколько месяцев спустя британским СВВП пришлось дебютировать в настоящем бою.

Harrier GR-3: краткий обзор

Истребитель многоцелевого предназначения отличается от предшественника усовершенствованным мотором. Его взлетная тяга находится в пределах 9753 килограмм. Фюзеляж остался практически без изменений. Расход топлива для всех классов рассматриваемого самолета довольно большой, что характерно для аналогичных аппаратов с вертикальным взлетом.

В штатное оснащение реактивной машины входит система дозаправки в воздухе, дальномер лазерного типа, лобовые датчики. К особенностям истребителя относится следующее:

  • на вооружении – пара тридцати миллиметровых пушек «Адэн», расположенных под фюзеляжем;
  • возможность установки реактивных боеприпасов «Матра»;
  • прицельно-навесное оборудование Ферранти»;
  • оснащение радиостанциями с приемом различных волн.

В США морская пехота укомплектовывалась рассматриваемыми самолетами с тысяча девятьсот семидесятого года. Кроме того, этот аппарат освоили воздушные эскадрильи Великобритании и Германии. В серийном производстве машины пробыли около двух десятков лет.

Выживший самолет

Sea Harrier FA2 ZE694 в Музее авиации Мидленда

Морской Харриер Т Мк. 60 IN-654 в индийском военном колледже Раштрия

Несколько уцелевших морских луньей хранятся в музеях и у частных владельцев, а некоторые другие находятся в Школе летных операций Королевского военно-морского флота в RNAS Culdrose и на других военных базах для обучения. Ниже приводится список тех, которые не используются военными для тренировок.

Индия

На экране

  • Sea Harrier FRS 51 (IN-621) в Музее военно-морской авиации (Индия) в Гоа , Индия
  • Sea Harrier T Mk.60 (IN-654) в Индийском военном колледже Раштрия в Дехрадуне , Индия

Объединенное Королевство

В использовании
Школа летных операций Королевского военно-морского флота до сих пор использует «Харриеров» для обучения авиадиспетчеров, которые тренируются на манекене в RNAS Culdrose . Многие из них находятся в рабочем состоянии, хотя и с ограниченным дросселем. Хотя они не могут летать, они все равно издают громкий звук, помогающий тренироваться.

На экране

  • Sea Harrier FA.2 ZD610
    в Aerospace Bristol
  • Sea Harrier FA.2 XZ457
    в коллекции Boscombe Down Aviation, Олд Сарум, Уилтшир
  • Sea Harrier FRS.1 XZ493
    в Музее авиации флота , Йовилтон, Сомерсет
  • Sea Harrier FA.2 XZ494
    в кемпинге и караванинге Castle Farm, Ведмор, Сомерсет
  • Sea Harrier FA.2 ZA175
    в Музее авиации Норфолка и Саффолка, Фликстон, Норфолк.
  • Sea Harrier FA.2 ZA176
    в Ньюаркском музее авиации , Ньюарк, Ноттингемшир
  • Sea Harrier FA.2 ZD607
    на
    складе
    и распределительном агентстве
    Министерства
    обороны США, Бистер, Оксфордшир
  • Sea Harrier FA.2 ZD613
    на крыше здания в Cross Green Industrial Estate, Лидс, Западный Йоркшир
  • Sea Harrier FA.2 ZE691
    в промышленной
    зоне
    Вудфорд-Парк, Уинсфорд, Чешир
  • Sea Harrier FA.2 ZE694
    в Музее авиации Мидленд , Ковентри, Уорикшир
  • Sea Harrier FA.2 XZ459
    в музее военной авиации
    Тангмер
    в Западном Суссексе прибыл в 2022 году

На хранении или на восстановлении

  • Sea Harrier FA.2 ZH803
    , ранее работавший в SFDO в RNAS Culdrose, принадлежит FLY HARRIER LTD и получил гражданскую регистрацию в CAA 7 августа 2019 года как
    G-RNFA
    . По состоянию на июль 2022 года он указан как находящийся в аэропорту Сент-Афан в Уэльсе.
  • Sea Harrier FA.2 XZ497
    из частной коллекции в Чарлвуде, Суррей
  • Sea Harrier FA.2 XZ499
    с хранилищем музея авиации флота Кобхэм-холл, Йовилтон
  • Sea Harrier FA.2 ZD582
    из частной коллекции в Айнхо, Нортгемптоншир
  • Sea Harrier FA.2 ZD612
    из частной коллекции в Топшэме, Девон
  • Sea Harrier FA.2 ZD614
    из частной коллекции Уолкотт, Линкольншир
  • Sea Harrier FA.2 ZE697
    в бывшем ВВС Великобритании Бинбрук, Линкольншир (по состоянию на 2016 год)
  • Sea Harrier FA.2 ZE698
    из частной коллекции в Чарлвуде, Суррей
  • Sea Harrier FA.2 ZH799
    из частной коллекции в Танбридж-Уэллс, Кент
  • Sea Harrier FA.2 ZH806
    , ZH810 и ZH812 с дилером недалеко от Ипсвича, Саффолк

Соединенные Штаты

Летная годность
Sea Harrier FA2 зарегистрирован N94422 (бывший Royal Navy серийный номер XZ439) Nalls Aviation County Сент — Мэри , штат Мэриленд . Бывший корабль Royal Navy Sea Harrier FA2 был куплен в 2006 году Артем Ноллсом , который провел следующие два года, восстанавливая его до летного состояния. В декабре 2007 года он был поврежден при жесткой посадке во время испытаний на военно-морской авиабазе Патаксент-Ривер, и его пришлось отремонтировать. Самолет впервые появился на публике на авиасалоне в Калпепере, штат Вирджиния , в октябре 2008 года. Этот самолет является единственным в мире частным самолетом «Харриер», который летает в гражданских целях.

ТТХ самолета GR-3

Рассмотрим тактико-технические параметры штурмового истребителя:

  • год принятия на вооружение – 1970;
  • высота/длина – 3, 45/13,87 метра;
  • крыло (размах/площадь) – 7,7 м/18,68 кв. м;
  • взлетный вес по максимуму – одиннадцать с половиной тонн;
  • боевая нагрузка – 2300/3600 кг;
  • внутреннее топливо (масса) – 2,29 тонны.

Боевой самолет «Харриер GR-3» способен разгоняться свыше одной тысячи трехсот километров в час, при практической дальности полета 3425 км. В экипаж по-прежнему входит один летчик, возможность боевого поражения составляет пятьсот двадцать километров.

Серия GR-5

В тысяча девятьсот восемьдесят девятом году ВВС Британии пополнились истребителями «Харриер» пятой версии. Основным отличием от предыдущей модификации стала увеличенная боевая нагрузка и радиус действия. Самолет предназначен для ведения разведки по воздуху и непосредственной помощи сухопутным войскам. Вертикальный взлет и посадка осталась неизменной, как и общая структура машины.

Аппарат представляет собой моноплан свободнонесущего типа, который оснащен крыльями с высоким размещением, велосипедным шасси, однокилевой хвостовой отделкой. При создании данной модели активно использовались композиционные материалы. Крыло неразборного типа имеет утолщенный и устойчивый к критическим нагрузкам профиль. Увеличен размах крыла и его площадь. Эти элементы агрегируют со свисающими элеронами, которые отклоняются соответственно положению сопел.

Примечания

Комментарии

  1. Разработка V/STOL самолёта была не главной целью компании Hawker, так как она сделала совместную с Avro заявку к требованию GOR.339 (которое привело к разработке BAC TSR-2), однако заявка была безуспешной. Невозможность получить заказ на разработку обычных самолётов в враждебном политическом климате, вероятно, была главной мотивацией разработки самолёта Harrier.

Источники

  1. Hawker, Northrop Sign VTOL Contract. // Aviation Week & Space Technology
    , January 21, 1963, v. 78, no. 3, p. 38.
  2. Hawker/Northrop Agreement. // Flight International
    , 17 January 1963, v. 83, no. 2810, p. 68.
  3. Mason 1991, pp. 421–432.
  4. Davies and Thornborough, 1997, pp. 12–13.
  5. Jefford, 2006, p. 11.
  6. Jefford, 2006, pp. 11–12, 25.
  7. Jefford, 2006, pp. 11–12.
  8. Jefford, 2006, pp. 26–27.
  9. Jefford, 2006, p. 23.
  10. 12
    Jefford, 2006, p. 24.
  11. Mason, 1991, p. 413–416.
  12. Standard Aircraft Characteristics. Navy Model AV-8A Aircraft. — Published by Direction of The Commander of The Naval Air Systems Command, Novemder 1972. — (NAVAIR 00-110AV8-1).

Публикации

  • Davies, Peter E.; Thornborough, Anthony M.
    The Harrier story. — Annapolis, Md. : Naval Institute Press, 1997. — ISBN 9781557503572.
  • Jefford, C.G.
    The RAF Harrier story.. — : Royal Air Force Historical Society, 2006. — 131 pages с. — ISBN 0953034526, 9780953034529.
  • Mason, Francis K.
    Hawker aircraft since 1920. — 3rd, rev. ed. — London : Putnam, 1991. — 657 с. — ISBN 0851778399.
  • Brown, Kevin. «The Plane That Makes Airfields Obsolete.» Popular Mechanics
    , 133(6), June 1970, pp. 80–83.
  • Ellis, Ken. Wrecks & Relics, 21st edition
    . Manchester, UK: Crécy Publishing, 2008. ISBN 978-0-85979-134-2.
  • Gunston, Bill and Mike Spick. Modern Air Combat: The Aircraft, Tactics and Weapons Employed in Aerial Warfare Today
    . New York: Crescent Books, 1983. ISBN 0-517-41265-9.
  • Jenkins, Dennis R. Boeing / BAe Harrier
    . North Branch, Minnesota: Specialty Press, 1998. ISBN 1-58007-014-0.
  • Nordeen, Lon O. Harrier II, Validating V/STOL
    . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2006. ISBN 1-59114-536-8.
  • Polmar, Norman and Dana Bell. One Hundred Years of World Military Aircraft
    . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2003. ISBN 1-59114-686-0.
  • Scott, Phil. «Updates». Air and Space
    , January, 2009, p. 12.
  • Spick, Mike and Bill Gunston. The Great Book of Modern Warplanes
    . St, Paul, Minnesota: MBI Publishing, 2000. ISBN 0-7603-0893-4.
  • Sturtivant, Ray. RAF Flying Training and Support Units since 1912.
    Tonbridge, Kent, UK: Air-Britain (Historians), 2007. ISBN 0-85130-365-X.
  • И. Алексеев.
    Истребители «Харриер». // «Зарубежное военное обозрение», № 1, 1980. стр.63-66.
  • И. Куцев.
    Самолет «Си Харриер» для противолодочных авианосцев ВМС Великобритании // «Зарубежное военное обозрение», № 11, 1983. стр.61-65
  • Кедров С.
    «Болотный лунь». О вертикально взлетающем истребителе-бомбардировщике «Харриер» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1999. — № 9. — С. 14-17. — ISSN 0130-2701.

Ао «госмкб «радуга» им. а.я. березняка»: 65 лет на службе отечеству

Конструкционные изменения

Истребители США и Британии этой серии имеют усовершенствованную конструкцию крыла, которая увеличивает лобовое воздушное сопротивление и снижает максимальную скорость самолета. Однако этот недостаток компенсируется за счет изменения элементов, сопряженных с фюзеляжем и обустройства заборников воздуха.

Основные наружные части изготовлены из графитных, эпоксидных, алюминиевых сплавов. Защита под фюзеляжем и плоскость перед лобовым стеклом имеют титановую основу. Между стойками шасси предусмотрено место для монтажа специальной коробки, которая состоит из поперечного трансформирующегося щитка, продольных фиксированных гребней. Она служит в качестве отражателя выхлопных газов при взлете. Такое решение позволило увеличить подъемную силу почти на полтонны. Кабина самолета Hawker Siddeley Harrier рассчитана на одного пилота, имеет систему кондиционирования, высокое расположение кресла и обзорный прожектор.

Боевое применение

Фолклендская война (1982)

Все о срочной службе в армии россии

В ходе войны с Аргентиной, Великобритания использовала 28 «Си Харриеров». По официальным данным, на счету британских «Харриеров» 31 сбитый аргентинский самолёт (в большинстве Mirage III), без потерь со своей стороны. По другим[каким?

] источникам — 21 воздушная победа, при потере одного, сбитого «Даггером» (Мираж-5). Всего за войну было потеряно 6 Sea Harrier.

Война в Югославии (1994—1995, 1999)

«Си Харриеры» ВМС Великобритании использовались для атак по боснийским сербам в 1994 году.

16 апреля один самолет был сбит, пилот катапультировался, приземлившись на территории боснийских мусульман.

22 ноября два «Си Харриера» были вынуждены прекратить задание из за повреждений полученных от огня сербских ЗРК С-75.

В 1999 году, во время операции НАТО «Союзная сила» британские самолеты патрулировали небо над Косово.

Топливная и моторная система

Рассматриваемая модификация оснащена турбинным реактивным силовым агрегатом, который имеет опцию изменения направления тягового вектора. Статическая тяга по максимуму составляет 9870 кг/с. Функционирует четырехсекундный прерыватель работы двигателя в случае вертикальной посадке при повышенной температуре. Бортовая кислородная система, узел управления полетом и герметизация агрегируются с компрессором, работающим на сжатом воздухе.

Истребители США и Британии марки «Харриер» имеют топливный блок, который мало чем отличается от предшественника. За счет увеличения вместимости резервуаров, баки могут вмещать в себя до четырех тысяч литров каждый. Также на рассматриваемой модели предусмотрено дополнительное обеспечение горючим в воздухе и возможность монтажа добавочных емкостей подвесного типа.

Техническая сторона летательного аппарата GR-5

Истребитель оснащен парой подфюзеляжных пушек «Адэн» двадцатипятимиллиметрового калибра (боекомплект включает в себя двести зарядов). Остальное вооружение размещается на нескольких точках подвески. В комплект могут входить бомбы и ракет разного типа.

Характеристики:

  • пуск в эксплуатацию – тысяча девятьсот восемьдесят седьмой год;
  • параметры крыла – размах (9,25 м)/площадь (21,37 кв. м);
  • длина/высота – 14,1/3,5 метра;
  • боевая нагрузка по максимуму – четыре тонны;
  • вес порожнего самолета – 6,25 тонны;
  • боевой радиус – пятьсот метров;
  • предельная скорость – 1150 километров в час;
  • дальность практическая – 3 825 км.

Учебно-тренировочные самолеты этой марки имеют аналогичные характеристики, за исключением полного боевого комплекта.

Модификация GR-7

«Харриер-2» под индексом GR-7 является самой распространенной моделью, входящей в состав вооруженных сил великой Британии. Машина изготавливается совместно английской и американской компаниями.

Технические параметры самолета:

  • длина/высота – 14,53/3,55 метра;
  • размах/площадь крыла – 9,25 м/21,37 кв. м;
  • двигатели – Rolls-Royce-Pegasus Mk-105;
  • предельный вес при взлете – десять с половиной тонн;
  • практическое перемещение – 15 с четвертью километров;
  • состав экипажа – один летчик;
  • боевая дальность – 2,7 км;
  • запас горючего – почти девять тысяч литров.

Кроме того, самолет имеет на вооружении пару пушек «Адэн», девять узлов подвески для дополнительного боекомплекта и пусковые установки под управляемые ракеты.

Weapons[]

AirLand Battle

Weapons
TypeAutocannonBombNo Weapon
NameTwin ADEN 30MC/GP Mk. 10
Caliber30mm, AoE500kg AoE
Ammox 200x 2
RangeGround = 2100 mHelicopters = 1400 m Airplanes = 2100 mGround = 3500 mHelicopters = N/A m Airplanes = N/A m
Accuracy64
AP Power
HE Power117
Suppression69600
Rate of fire1071 r/min23 r/min

Red Dragon

Weapons
TypeAutocannonHE BombNo Weapon
NameTwin ADEN 30MC/GP Mk. 10
Caliber30mm, AoE500kg AoE
Ammox 300x 2
RangeGround = 2100 mHelicopters = 1575 m Airplanes = 2275 mGround = 3500 mHelicopters = N/A m Airplanes = N/A m
Accuracy30%25%
Stabilizer30%N/A
AP PowerN/AN/A
HE Power115
Suppression60600
Rate of fire1071 r/min23 r/min

«Харриер GR-9»

Эта модификация получила два основных отличия от предшественников. Усовершенствована программа комплексного вооружения, которая рассчитана на использование широкого спектра высокоточного оружия разного калибра. Кроме того, появился мощный двигатель от того же Rolls-Royce под номером Мк-107.

«Харриер» – самолет, который в последней модификации построен с учетом новейших систем вооружений и защиты ПВО, оснащен предельно информативной приборной панелью и системой оповещения о сближении с посадочной площадкой. Первый вылет на рассматриваемом аппарате был совершен в две тысячи первом году. Имеются разработки двухместных машин, оснащенных не таким мощным мотором с системой IWP.

Третье поколение (XU60; 2013)

Третье поколение (XU60)
Харриер (до подтяжки лица)
Обзор
ПроизводствоНоябрь 2013 — 2020
сборкаЯпония: Toyota City, Айти ( завод в Такаоке )
Кузов и шасси
ПлатформаПлатформа Toyota New MC
Связанный
  • Toyota RAV4 (XA40)
  • Toyota Highlander (XU50)
  • Lexus NX (AZ10)
Трансмиссия
Двигатель
  • Бензин :
  • 1986 куб.см I4 (ZSU60 / 65)
  • 1998 куб.см турбо I4 (ASU60 / 65)
  • 2493 куб.см I4 (AVU65; гибрид )
Электродвигатель
  • 105 кВт (141 л.с., 143 л.с.) 2JM
    синхронный (передний, гибридный)
  • 50 кВт (67 л.с., 68 л.с.) 2FM
    синхронный (задний, гибридный)
Выходная мощность
  • 111 кВт (149 л.с., 151 л.с.) ( 3ZR-FAE
    )
  • 170 кВт (228 л.с., 231 л.с.) ( 8AR-FTS
    )
  • 112 кВт (150 л.с., 152 л.с.) ( 2AR-FXE
    , только бензиновый двигатель); 145 кВт (194 л.с., 197 л.с.) (
    2AR-FXE
    , мощность комбинированной системы)
Передача инфекции
  • Super CVT-i с 7-ступенчатой ​​симуляцией (бензин)
  • 6-ступенчатая автомат (турбо)
  • (гибрид)
Габаритные размеры
Колесная база2660 мм (104,7 дюйма)
Длина4,720–4,770 мм (185,8–187,8 дюйма)
Ширина1835 мм (72,2 дюйма)
Высота1690 мм (66,5 дюйма)
Снаряженная масса1,560–1,810 кг (3,439–3,990 фунтов)
Хронология
Предшественник
  • Toyota Vanguard (XA30)
  • Toyota Mark X ZiO

Выпущенный 2 декабря 2013 года в Японии для бензиновой модели и 15 января 2014 года для гибридной модели, Harrier серии XU60 заменил не только тезку серии XU30, но и Vanguard серии XA30 . В отличие от второго и третьего поколения RX, который построен на К платформе , то XU60 серии Harrier , полученный из XA40 серии RAV4 «s New MC подкреплений.

Уровни отделки салона, доступные в Японии, включают Grand, Elegance и Premium как для бензиновых, так и для гибридных моделей. Топовая комплектация Premium поставляется с аудиосистемой JBL GreenEdge с 8-дюймовым сенсорным экраном T-Connect, развлекательной системой с функциями навигации и датчиков. Позже было выпущено специальное издание «Style Mauve», а затем и специальное издание «Style Ash».

Harrier серии XU60 подвергся фейслифтингу 8 июня 2022 года. Для модели с фейслифтингом отделка Grand была удалена, и Elegance стала базовой отделкой. Отделка Progress заменила Premium в качестве флагманской отделки, с добавлением пакета «Металл и кожа» к отделкам Premium и Progress. Специальная версия «Style NOIR» для безнаддувной отделки Premium также была добавлена ​​позже. Турбо модель была введена с 2,0-литровый с турбонаддувом двигателем , соединенным с 6-ступенчатой автоматической коробкой передач , в то время как 2,0-литровый атмосферный и 2,5-литровый гибридные двигатели остались.

Система безопасности Toyota Safety Sense P ( адаптивный круиз-контроль , помощь при выезде с полосы движения , и автоматический дальний свет ) были стандартными для всех уровней отделки салона.

Двигатели

Бензиновые двигатели
Код шассиДвигательПередача инфекцииМощностьКрутящий моментГод доступности
ZSU60 (передний привод ) ZSU65 (4WD)1986 куб.см DOHC 16-клапанный EFI прямой четыре с двойной VVT-I и ValvematicSuper CVT-i с 7-ступенчатой ​​симуляцией111 кВт (149 л.с., 151 л.с.) при 6100 оборотах в минуту193 Нм (142 lb⋅ft) при 3800 оборотах в минуту2013–2020 гг.
ASU60 (передний привод ) ASU65 (4WD)+1998 куб.см DOHC 16-клапанный EFI с турбонаддувом прямой четыре с VVT-IW и D-4ST6-ступенчатая автомат170 кВт (228 л.с., 231 л.с.) при 5200–5600 об / мин350 Нм (260 lb⋅ft) при 1,650–4,000 об / мин2017–2020 гг.
AVU65 (4WD)куб.см DOHC, 16-клапанный, EFI, с VVT-iE112 кВт (150 л.с., 152 л.с.) при 5700 оборотах в минуту206 Нм (152 lb⋅ft) при 4400–4800 оборотах в минуту2013–2020 гг.

Характеристики GR-9

Данный самолет имеет следующие параметры:

  • длина/высота – 14,3/5,5 м;
  • размах крыла – девять метров;
  • площадь крыла – двадцать один квадратный метр;
  • вес истребителя (максимальный) – четырнадцать тонн;
  • тяговое усилие – 10,75 т;
  • предельная скорость на максимальной высоте – 1198 км/ч;
  • боевая дальность – две тысячи семьсот километров.

Самолет оснащен стандартным для этого класса вооружением, а также бомбами с оптическим наведением и разведывательными комплексами типа ПУ НУР.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]