Черноморские броненосцы: от «Поповок» до «Потёмкина»


Черноморские броненосцы: от «Поповок» до «Потёмкина»

Черноморские броненосные корабли второй половины XIX — начала XX века прошли долгий эволюционный путь — от первых небольших «поповок» до огромных эскадренных броненосцев, ставших сильнейшими кораблями на Чёрном море. На процесс этой эволюции повлияло множество факторов: непрерывный технический прогресс, растущие возможности российского судостроения, непомерные амбиции некоторых высших морских чинов, постоянный недостаток средств в бюджете страны и вечное стремление чиновников «к экономии». В результате, за 34 года было построено десять кораблей, которые составляли основу боевой мощи Черноморского флота. О них мы и расскажем сегодня.

«ПОПОВКИ» — ПЕРВЫЕ ЧЕРНОМОРСКИЕ БРОНЕНОСНЫЕ КОРАБЛИ

Крымская война 1853-1856 гг. завершилась поражением Российской империи. По Парижскому мирному договору наша страна лишалась Черноморского флота, морских баз и крепостей на Чёрном море. Было разрешено лишь иметь флотилию из 10 небольших судов. Император Александр II начал проводить в стране либеральные реформы, они затронули и Российский императорский флот. На Балтике началось строительство паровых броненосных кораблей береговой обороны. А в 1876 г. в состав флота вошёл первый мореходный броненосец «Пётр Великий» — сильнейший боевой корабль в мире. Начинается строительство броненосцев. На Чёрном море всё было иначе.

Руководство Морского министерства неоднократно планировало начать строительство военных кораблей на юге. Но всякий раз решение вопроса откладывалось из-за разных причин: наша страна была вынуждена соблюдать международные договоры, в казне хронически не хватало средств, на Чёрном море не было ни одного судостроительного завода, который был готов построить относительно крупный корабль, а военное руководство никак не могло окончательно выбрать проект броненосного корабля. Тем временем Османская империя стремительно наращивала свой флот.

В конце 1870 г., когда Франция была разгромлена Пруссией, ситуация изменилась. Россия, использовав благоприятный момент, в январе 1871 г. объявила об отмене условий Парижского договора. Теперь ничто не сдерживало кораблестроение и началось восстановление боеспособности Черноморского флота. Первым делом решено построить четыре корабля береговой обороны. Сначала думали о постройке мониторов типа «Ураган», потом хотели строить броненосные лодки, аналогичные балтийскому «Смерчу» или «Русалке». Но на юге у России по-прежнему не было ни одной верфи. Поэтому первый черноморский броненосный корабль было решено строить в Санкт-Петербурге. Вместо мониторов или башенных фрегатов «под шпилем» решили построить четыре корабля круглой формы. Продвигал этот проект автор «Петра Великого» контр-адмирал А.А. Попов, который обладал непререкаемым авторитетом. Ему удалось убедить военное руководство строить для Чёрного моря круглые корабли с целью экономии казённых средств и даже «Высочайше одобрить» свой проект. Император назвал такие корабли «поповками». Так они и вошли в историю флота, став самыми необычными русскими кораблями.

Вскоре в Новом Адмиралтействе началась подготовка к строительству первой «поповки». Работы начались в феврале 1871 г. С апреля велась сборка корпуса на болтах, она шла и днём, и ночью. 17 декабря состоялась официальная закладка в присутствии императора. Первый корабль назвали «Новгород». К этому времени корпус был почти готов. К январю 1872 г. его разобрали и начали отправку на Чёрное море для окончательной сборки. В марте первая партия деталей была доставлена на берег реки Ингул в Николаевское адмиралтейство. Немедленно началась сборка, но она растянулась более чем на год. На стапеле работало мало рабочих, не хватало станков, не было достаточного числа инструментов и оборудования, т.е. адмиралтейство не было готово даже к таким работам. Лишь 21 мая 1873 г. «Новгород», со всеми механизмами и бронёй, был спущен на воду. Начались испытания необычного корабля, которые растянулись ещё на год. Во время испытаний в конструкцию «поповки» непрерывно вносились многочисленные изменения и улучшения. Одновременно проводились стрельбы и пробные плавания по Чёрному и Азовскому морям. В них её обязательно сопровождала шхуна-конвоир «на всякий случай». В 1874 г. «Новгород» приняли в состав Черноморского флота.

«Вице-адмирал Попов» — вторая «поповка». Благодаря увеличенным размерам (3550 т вместо 2491 т, 36,5 м вместо 30,8 м) конструкторы разместили 2х305-мм вместо 2х280-мм и улучшили конструкцию корабля

Строительство второй «поповки», которую назвали «Киев», началось на берегу реки Ингул в январе 1872 г. Её планировали построить по первоначальному проекту, но в марте А.А. Попов убедил военное руководство внести в него изменения и работы на стапеле приостановили. По новому проекту выросли размеры корабля, благодаря этому разместили более мощную и совершенную паровую машину, усилили вооружение и бронирование. Лишь осенью 1873 г. начались работы по удлинению старого стапеля, т.к. корпус второй «поповки» по новому проекту был на 6 метров больше, чем у головной. Старый корпус разобрали. Новый корабль начали строить и назвали «Вице-адмирал Попов». Работы возобновили лишь весной 1874 г. 27 августа 1874 г. состоялась официальная закладка в присутствии императора. Строительство вызвало много трудностей, поставки брони и механизмов задерживались, не хватало рабочих и оборудования. 25 августа 1875 г. корпус спустили на воду. Ещё почти год ушёл на достройку, т.к. механизмы и часть брони строителям пришлось ждать от поставщиков. В июне 1876 г. начались испытания «Вице-адмирала Попова», в августе его спешно приняли в состав флота, т.к. ситуация на Балканах обострилась и страна готовилась к войне. Во время службы в конструкцию «поповок» вносились многочисленные изменения. От постройки ещё двух «плавающих блюдец» отказались из-за недостатка бюджетных средств и конструктивных недостатков кораблей, которые выявились во время плаваний и стрельб. Есть известная легенда, что после каждого выстрела главным калибром начиналось вращение «поповки» вокруг своей оси. Её опровергли, но «осадок остался». Предложение о постройке других броненосных кораблей для Чёрного моря, к сожалению, не встретило понимания у военного руководства — в бюджете не хватало средств и их строительство отложили на неопределённый срок.

12 апреля 1877 г. началась очередная русско-турецкая война. Вооружение «поповок» максимально усилили («Новгород» получил 2х87-мм орудия, 2 скорострельных пушки Энгстрема, 2 картечницы Гатлинга и 6 шестовых мин, на «Вице-адмирала Попова» установили 8х87-мм орудий, кар-течницу Гатлинга и 6 шестовых мин), но их боевая ценность оставалась крайне сомнительной. В июне «Новгород» и «Вице-адмирал Попов» совершили поход в Очаков, в июле к Киликийскому гирлу Дуная, но противника не обнаружили. Остальное время они входили в состав «активной обороны Одессы», но кораблей противника не встречали. «Горячие головы» в военном руководстве предлагали отправить «поповки» в крейсерство, но их отговорили. А других боевых кораблей у Российской империи на Чёрном море не было и с турецким флотом пришлось воевать вооружённым пароходам РОПиТ и минным катерам. Русская армия действовала успешно, наши войска дошли до пригородов Стамбула. В феврале 1878 г. война завершилась поражением Османской империи, но наша страна не смогла воспользоваться этой победой — из-за «помощи» европейских держав. Черноморские проливы остались турецкими. «Поповки» продолжили службу на Чёрном море. В 1892 г. по новой классификации они стали броненосцами береговой обороны. За два десятилетия службы их неоднократно модернизировали, корабли изредка совершали походы вдоль побережья, но моряки всё равно смотрели на них с усмешкой.

ЧЕТЫРЕ ПЕРВОКЛАССНЫХ ЧЕРНОМОРСКИХ БРОНЕНОСЦА

В 1882 г. новым руководителем Морского министерства стал адмирал И.А. Шестаков. Он лично разрабатывал проекты броненосных кораблей, контролировал их проектирование и строительство, постоянно вмешивался в процесс создания и неоднократно вносил «правку». При нём была разработана двадцатилетняя программа развития флота. По ней Черноморский флот должен был получить 8 эскадренных броненосцев, 2 крейсера и 19 миноносок. На это выделяли значительную сумму в 67 238160 рублей. Позднее в планы добавили 6 эсминцев и 6 канлодок. Разработка проекта черноморского броненосца началась в августе 1882 г. Вместо «Петра Великого» было решено разработать новый проект броненосца. Взамен башен, которые признавались дорогостоящей «роскошью», новые корабли получили по три двухорудийные барбетные установки, в которых разместили 305-мм орудия образца 1877 г. (весом 43 т каждое). Для экономии водоизмещения конструкторы создали укороченный броневой пояс по ватерлинии, отказались от четвёртой пары 305-мм орудий и броневой защиты 152-мм орудий. Были внесены изменения в систему бронирования кораблей — броневой пояс значительно удлинили и расширили, железные плиты были заменены на сталежелезные. Это было далеко не последние изменения, которые были внесены в конструкцию кораблей, «улучшения» продолжились уже в процессе постройки.

Таким был Черноморский флот в начале своего возрождения после поражения в Крымской войне. На первом плане миноноски на слипе на берегу, на заднем плане «поповки» — слева «Вице-адмирал Попов», справа «Новгород». Севастополь, начало 80-х годов XIX в

Строительство трёх однотипных броненосных кораблей начали в июле 1883 г. на верфи Николаевского адмиралтейства («Екатерина II») и на верфи РОПиТ в Севастополе («Чесма» и «Синоп»). Официальная закладка состоялась в сентябре 1884 г. Опыт строительства «поповок» пошёл ни-колаевцам на пользу, но не все механизмы новых кораблей были отечественными. Российские заводы были не в состоянии поставить броню сразу для трёх броненосцев и контракт заключили с англичанами, которые в своё время успешно поставили плиты для «Петра Великого». За два года должна была поставить 412 плиты для трёх кораблей (по 137 на корабль +1 для опытных стрельб). В Англии также заказали машины для севастопольских кораблей, для «Екатерины II» их изготавливал Балтийский завод. 6 мая 1886 г. в Севастополе в присутствии императора Александра III спустили на воду «Чесму», 11 мая в Николаеве состоялся спуск «Екатерины II». 20 мая 1887 г. на воду сошёл «Синоп». Начались продолжительные работы по достройке, и в конце 1887 г. корабли сосредоточили в Севастополе для отделки и вооружения. На броненосцы уже устанавливали вооружение и бронирование, а руководство всё ещё вносило изменения в проект. На «Чесме», например, пришлось срезать по палубу уже установленный каземат. Зато, из-за задержек в строительстве, на ней разместили новейшие 35-калиберные 305-мм орудия. «Синоп» и «Екатерина II» получили старые 30-калиберные орудия образца 1877 г. Их дополняли 7х152-мм, 8х47-мм, 4х5х37-мм и две десантных пушки. Период достройки и швартовых испытаний «Екатерины II» продлился 18 месяцев, она вышла на ходовые испытания лишь в мае 1889 г. «Чесму» к этому времени уже «приняли в казну». «Синоп» вышел на ходовые испытания весной 1890 г., т.к. готовность задерживал срыв сроков поставки главных машин английской . Три новейших броненосных корабля с восемнадцатью 305-мм орудиями после вступления в строй стали основой Черноморского флота.

Эскадренный броненосец «Синоп» на бочках в Севастополе. Это третий корабль типа «Екатерина II», который составлял основу Черноморского флота. Хорошо видно роскошное носовое украшение корабля

В 1888 г. руководством было решено пятый черноморский броненосец строить также по типу «Екатерины II», т.к. другого проекта просто не было. В него хотели внести множество изменений, но в результате строительства получился немного улучшенная «Чесма». Он также получил новейшие 35-калиберные 305-мм орудия. Новый корабль, который назвали «Георгий Победоносец», начали строить на верфи РОПиТ в Севастополе в марте 1889 г. 26 февраля 1892 г. его спустили на воду. В 1893 г. он совершил первое плавание с эскадрой. Одновременно на корабле продолжались различные испытания и устранялись многочисленные недоделки. В результате реализации судостроительной программы Черноморский флот получил полноценную эскадру из четырёх однотипных кораблей. Но их построили с массой недостатков: со значительной перегрузкой (около 650 т), при стрельбе из орудий главного калибра палуба и корпус получали повреждения, т.е. свободно стрелять орудия могли лишь на траверз. А при наведении четырёх 305-мм орудий на один борт броненосцы получали значительный крен. В 1892 г. они стали называться эскадренными броненосцами по новой классификации. Их главной задачей считалось уничтожение укреплений в проливе Босфор — мощные орудия главного калибра могли подавить турецкие батареи и обеспечить высадку десанта. В конце 80 — начале 90-х гг. XIX в. наши военные стратеги разработали несколько планов по захвату черноморских проливов. Были подготовлены войска и артиллерия для десанта, транспорт для их перевозки. Все необходимые боеприпасы, оборудование и припасы лежали на складах в Одессе и Севастополе. Оставалось лишь отдать приказ о начале операции, но императора Александра III не зря звали Миротворец, а его сын Николай II не решился на конфликт с европейскими державами. Русская экспедиция по захвату Босфора так и не состоялась. Тем не менее, броненосцы типа «Екатерина II» долгое время были сильнейшими броненосцами на Чёрном море. Два десятилетия они принимали самое активное участие в учениях и манёврах флота, проводили многочисленные артиллерийские и торпедные стрельбы, осуществляли минные постановки (с плотиков), высаживали десанты, совершали продолжительные походы по Чёрному морю, посещали порты, на них проводили опыты со связью, с броненосцев запускали воздушные шары и змеи. Они были «лицом» Черноморского флота, символом его возрождения после Крымской войны.

ДВА БРОНЕНОСЦА ВМЕСТО ПЯТНАДЦАТИ

В 90-е годы XIX века в кают-компаниях черноморских кораблей был популярен такой анекдот: «Запрос в английском парламенте: «А известно уважаемым лордам, что Россия приступила к постройке 15 броненосцев на Чёрном море? Они будут названы именами двенадцати апостолов и трёх святителей. Ответ: «Нет, неизвестно». Следуя этой логике, на рубеже XIX-XX веков Черноморский флот должны были пополнить пятнадцать броненосцев, а на самом деле его пополнили лишь два корабля; «Двенадцать апостолов», «Три святителя».

В 1886 г. началось проектирование четвёртого черноморского броненосца, который назвали «Двенадцать апостолов». Он стал «лебединой песней» адмирала И.А. Шестакова. В качестве прототипа при проектировании был использован «Император Александр II», но на новый «малостоящий» (по аналогии с балтийскими) корабль руководство захотело установить 4х305-мм, 2х229-мм и 2×152-мм орудия. А в одном из проектов предусматривалось размещение аж восьми 229-мм орудий. Работы по строительству начались в Николаеве в феврале 1888 г. Но вскоре они приостановились, т.к. проект был изменён—теперь решено вооружить корабль 4х305-мм и 8×152-мм орудиями. Главный калибр было решено размещать в барбетных установках. Официальная закладка состоялась 9 августа 1889 г., на воду «Двенадцать апостолов» спустили 1 сентября 1890 г. Началась достройка, которая затянулась на три года — ещё продолжалась «правка» проекта, а контрагенты традиционно срывали сроки поставок. Заказ брони получила , но она поставила плиты не в 1890 г. (как в контракте), а затянула выполнение работ аж до 1892 г. из-за спешных заказов британского адмиралтейства. В апреле 1892 г. корабль перевели для достройки в Севастополь. Осенью начались испытания броненосца, а весной 1893 г. «Двенадцать апостолов» начал ходить в плавания с эскадрой. Вскоре его приняли «в казну», но он так и не смог достичь контрактной скорости из-за малой мощности паровых машин. Новый «малостоющий» броненосец был более мореходным и обладал лучшими ходовыми качествами, чем корабли типа «Екатерина II», но был слабее вооружён (4х305-мм, 4×152-мм, 12х47-мм, 4х5х37-мм и два десантных орудия) и намного хуже бронирован.

Эскадренный броненосец «Двенадцать апостолов» — единственный «малостоящий» броненосец Черноморского флота

Пятым броненосцем стал «Георгий Победоносец» (типа «Екатерина II»), а шестым Черноморский флот пополнили «Три святителя». Этот корабль можно назвать первым черноморским броненосцем классического типа. Его проектирование началось в сентябре 1890 г., но первоначальный проект был отклонён флотским руководством. За основу нового варианта был взят «Наварин», а в качестве зарубежного аналога начальство ориентировалось на английский «Трафальгар». В результате, при разработке проекта значительно выросло водоизмещение и размеры броненосного корабля, было усилено его вооружение и усовершенствовано бронирование. Последнее несколько раз менялось в ходе строительства из-за непрерывного технического прогресса. В результате, окончательный заказ на броневые плиты для броненосца получили целых три иностранных фирмы. Ряд механизмов и устройств для броненосца также заказали за границей — часть брони, машины и котлы в Англии, румпель и баллер руля в Германии, броневые плиты во Франции. Главный калибр дополняли 8×152-мм, 4х120-мм, 10х47-мм, 8х5х37-мм, 4 пулемёта и два десантных орудия. Строительство началось в Николаеве в начале 1891 г., но сначала пришлось реконструировать эллинг №7, т.к. новый броненосец в него не влезал. Официальная закладка состоялась лишь 4 сентября 1892 г. В процессе постройки «правка» проекта продолжалась. Корпус спустили на воду 31 октября 1893 г. Началась достройка, но и во время этих работ в проект ещё продолжали вноситься изменения. В результате, лишь в 1896 г. начались испытания броненосца, в начале 1897 г. его «приняли в казну». Он стал самым крупным и мощным броненосцем на Чёрном море и оставался таким до 1905 г.

В ПОИСКАХ ИДЕАЛА

Седьмым черноморским броненосцем стал «Ростислав». В этот раз руководство решило построить небольшой корабль с мощным вооружением, хорошей мореходностью и малой осадкой, который мог бы действовать у берегов противника — уничтожать батареи, поддерживать десант и войска. Работа над проектом началась в 1892 г. Оно продолжалось более года, каждый вариант вызывал ожесточённые споры, т.к. в 6000 т водоизмещения не удавалось вместить вооружение, бронирование, машины и механизмы. В результате, было решено пожертвовать артиллерией: вместо 305-мм на нём размещались 254-мм орудия. Приводы башен ГК сделали электрическими вместо гидравлических, средний калибр (8×152-мм) также разместили в двухорудийных башнях. Их дополняли 12х47-мм и 16х37-мм орудий. В январе 1894 г. в Николаеве начались работы по строительству. Официальная закладка состоялась 6 мая 1895 г. Корпус спустили на воду 20 августа 1895 г. Началась достройка, но ряд поставщиков традиционно срывали сроки выполнения работ. Особенно долго ждали поставку 254-мм орудий с Обуховского завода. Испытания броненосца начались в октябре 1898 г. Они сопровождались устранением многочисленных дефектов и растянулись на два года. В 1900 г. его «приняли в казну», он начал ходить в плавания, но и после этого доделки продолжались. Изящный броненосец стал флагманом Черноморского флота, его просторный адмиральский салон, комфортный мостик и уютные каюты полюбились флагманам всех рангов. К сожалению, за годы безупречной службы «Ростислава» не обошлось без ЧП — в ночь с 29 на 30 мая 1909 г. у входа в Севастополь он протаранил подводную лодку «Камбала». Она разломилась на две части и мгновенно затонула, погибло 20 подводников.

Эскадренный броненосец «Три святителя» — единственный низкобортный (корабль мониторного типа) на Чёрном море. В носу корабля хорошо виден бушприт для удобства постановки на бочку

Восьмым черноморским броненосцем стал всемирно известный «Потёмкин». Точнее говоря «Князь Потёмкин-Таврический». Разработка проекта началась в 1895 г. В качестве прототипа выступали «Три святителя» и «Пересвет», зарубежным аналогом выступал «Маджестик». Новый корабль должен был стать самым мощным на Чёрном море. Военное руководство вернулось к 305-мм орудиям. Планировалось улучшить мореходность (за счёт полубака) и усилить бронирование. Проектирование продолжалось до мая 1897 г. Его строительство началось в Николаеве в декабре 1897 г., официальная закладка состоялась 28 сентября 1898 г., корпус спустили на воду 26 сентября 1900 г. Достройка, традиционно для отечественных верфей, затянулась на несколько лет. Особенно затянули с поставкой орудий и башен ГК. Лишь осенью 1903 г. «Потёмкин» вышел на испытания. К лету 1905 г. они были завершены, но «принятию в казну» помешало известное восстание.

14 июня 1905 г. на Тендре, где должны проходить артиллерийские стрельбы, моряки «Потёмкина» начали восстание из-за плохого питания. Они захватили оружие, и на корабле началась перестрелка. В результате было убито 6 офицеров и 1 матрос. Броненосец оказался в руках восставших. На его поиски послали эскадру, 17 июня они настигли корабль и состоялся знаменитый «немой бой». Мятежный корабль продолжил скитания по Чёрному морю (он заходил в Одессу и Феодосию), а закончились они в румынском порту Констанца. Моряки сошли на берег и стали эмигрантами. 26 июня за кораблём пришли броненосцы «Чесма», «Синоп» и 4 миноносца. 1 июля его «под конвоем» привели в Севастополь. 6 октября броненосец переименовали в «Пантелеймон».

Он принял участие в ноябрьских событиях в Севастополе. Часть кораблей флота подняла красные флаги, ими командовал отставной лейтенант П.П. Шмидт. Броненосец был захвачен восставшими матросами, но активного участия в восстании не принимал. Главную роль в тех событиях играл крейсер «Очаков». Восстание было жестоко подавлено. Верные правительству корабли, крепостные орудия и полевая артиллерия расстреляли корабли мятежников. В этом принял участие броненосец «Ростислав», который выпустил по «Очакову» 2х254хмм и 16×152-мм снарядов.

ПЕРЕД ВОЙНОЙ

Введение в состав новых броненосцев позволило флотскому руководству начать избавляться от старых кораблей. Первыми «под нож» были отправлены «поповки». Они находились в составе Черноморского флота вплоть до 1903 г., но, в основном, корабли стояли в Южной бухте Севастополя. Они были сданы в порт на хранение и исключены из списков флота. «На иголки» их корпуса пустили лишь в 1912 г. Следующим из боевого состава флота в 1911 г. был выведен «Двенадцать апостолов», который несколько лет стоял в отстое в Южной бухте. Он использовался для учебных целей, как склад и плавбаза подводных лодок. Его переоборудовали в минный склад и поставили в Сухарной балке Севастополя, в его трюмах хранился флотский минный арсенал.

«Ростислав» в море. Этот корабль считался одним из красивейших кораблей Российского императорского флота

Спуск на воду «Князя Потёмкина-Таврического», Николаев, 26 сентября 1900 г.

В конце первого десятилетия XX века возник вопрос о дальнейшей судьбе броненосцев типа «Екатерина II» — корабли морально и физически устарели и не соответствовали новым стандартам. На их содержание уходили значительные средства. Из-за дефицита бюджета так и не был положительно решён вопрос о модернизации этих броненосцев. Первый подобный проект был разработан ещё в конце XIX века, но дальше разговоров дело не пошло. Теперь было разработано несколько проектов их модернизации до уровня самых современных броненосцев, а также несколько вариантов переоборудования. Их долго обсуждали, высокие военные чины спорили и «ломали перья», конструкторами разрабатывались всё новые варианты, переписка по этим вопросам занимала целые шкафы, на неё были истрачены тонны бумаги, но средств для проведения работ так и не было выделено. Корабли вывели в резерв. Вместо резервной эскадры флот получил два вспомогательных корабля. «Синоп» стал учебно-артиллерийским кораблём и был перевооружён. На него установили 4х203-мм, 12×152мм, 2х47-мм и 4 пулемёта. «Георгий Победоносец» перевооружили восемью новыми 152-мм орудиями и использовали как брандвахту в Севастополе. Он стоял на бочках неподалёку от Графской пристани.

Остальные броненосцы типа «Екатерина II» было решено списать. К сожалению, в военном руководстве не нашлось ни одного дальновидного «государственного человека», который предложил другой вариант их использования. Дело в том, что черноморские порты были практически беззащитны от атак с моря. И для их защиты можно было бы установить эти корабли в качестве брандвахты и плавучей батареи. С бывших броненосцев можно было снять машины, заменить бронирование и полностью перевооружить. С сокращёнными экипажами они могли бы оберегать спокойствие Одессы, Новороссийска и других черноморских портов. Этот проект не требовал столь значительных средств и значительно укрепил бы оборону страны на юге. Но было решено иначе и в 1907 г. из состава флота вывели «Екатерину II» и «Чесму». Теперь их именовали «Исключённые суда № 3 и № 4», их корпуса ещё послужили Российскому императорскому флоту.

Достаточно скромный военный бюджет страны не позволял проводить полноценную боевую подготовку всем кораблями флота, и значительная часть была вынуждена долгое время находиться в т.н. «вооружённом резерве». Боевой учёбой черноморцы занимались весной, летом и осенью, а зимой проводили ремонт, корабли доковались и т.д. С каждым годом ситуация на Балканах ухудшалась и, соответственно, с каждым годом и напряжённость боевой подготовки черноморцев возрастала.

«Пантелеймон» в море. Это имя «Потёмкин» получил после восстания по личному приказу императора Николая II

Броня вместо дерева, пар вместо парусов

Опыт неудачной для России войны в Крыму (хотя в целом Восточная война закончилась с неоднозначными результатами, учитывая неудачи союзников на Балтике и Камчатке) привел к тому, что русский флот задумался о перевооружении. Стало понятно, что прежние чисто парусные деревянные корабли отживают свой век, и военные флоты должны становиться паровыми и броненосными. Должна была смениться и артиллерия: место основного вооружения кораблей должны были занять бомбические пушки, стрелявшие не обычными ядрами, а разрывными бомбами – прообразами современных снарядов.

Первыми кораблями нового типа стали броненосные фрегаты «Севастополь» и его систер-шип «Петропавловск». Но они представляли собой скорее переходный вариант от старого флота к новому. Броня на них была нашита на деревянный корпус, что сделало их единственными в отечественной истории броненосными деревянными кораблями. И корабелы, и флотоводцы ясно понимали, что будущее – за кораблями совершенно иного типа: с металлическим каркасом и броневыми бортами и палубами. Чтобы начать строить подобные корабли, требовалось получить хотя бы минимальный опыт проектирования и создания подобных конструкций. И начинать решили с малого – с канонерской лодки.

Само ее название говорило о многом. Новый корабль получил имя «Опыт». Но оно свидетельствовало не только о том, что канонерка станет полигоном для создания русской школы броневого кораблестроения. Это имя подчеркивало, как это было принято в русском флоте, преемственность славных традиций. Среди отечественных кораблей насчитывалось в общей сложности десять парусных судов и шхун, носивших такое название. Самым знаменитым был катер «Опыт», участник русско-английской войны 1807-1812 годов, принявший под командованием лейтенанта Гавриила Невельского неравный бой с британским фрегатом. Впечатленные мужеством русских моряков англичане даже отказались принимать от лейтенанта Невельского саблю в знак сдачи в плен, сказав, что она не может быть более нужной никому, кроме такого храбреца, как он.

Ледокольный опыт

Боевая служба канонерской лодки «Опыт» оказалась весьма бурной. В первый же год ее приспособили для испытаний шестовых мин – нового типа контактного морского оружия. «Опыту», имевшему железный корпус и солидную броневую защиту экипажа и механизмов, пришлось на практике выяснять, какой длины должен быть шест, чтобы при взрыве укрепленной на его конце мины не пострадал корабль-миноносец – 11,3 метра. Заодно определили, что пользоваться минами в виде деревянных ящиков неудобно, а лучше выпускать их в виде жестяных цилиндров.

В минных испытаниях канонерская лодка «Опыт» участвовала в течение четырех лет, после чего ее исключили из состава флота и передали частному хозяину – инженер-полковнику Николаю Эйлеру. Канонерке предстояло вновь стать опытовым судном, на котором Эйлер намеревался установить и испытать ледокольную систему собственного изобретения. Она представляла собой очень сложный механизм, который должен был одновременно взрывать и дробить лед. Для этого в подводной носовой части установили выдвигающуюся систему с минным шестом, а на палубе – паровую машину, которая с помощью опрокидывающейся штанги должна была долбить ледяное поле гирями весом от 300 до 650 кг.

Чтобы превратить «Опыт» в ледокол, с него пришлось убрать бруствер и надстроить палубу на баке, отчего он потерял свой характерный силуэт. Увы, все эти усилия оказались бессмысленными. Во время первой же попытки использовать канонерку в качестве ледокола выяснилось, что ее слабой – всего 195 л. с. – машине не под силу двигать судно даже сквозь битый лед. Поэтому вскоре от продолжения экспериментов решено было отказаться, а сам «Опыт» четыре года отстаивался у стенки, пока в 1870 году его не вернули в состав флота.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]