Главная » Альтернативное кораблестроение — Флоты которых не было » Эскадренные броненосцы типа «Андрей Первозванный» (Орлы Отечества)
Альтернативное кораблестроение — Флоты которых не былоАльтернативное кораблестроение — Флоты которых не было
arturpraetor 25.03.2020 2799
14
в Избранноев Избранномиз Избранного 9
Доброго времени суток, коллеги. Надо бы ради разнообразия обновиться с «Орлами Отечества», а то еще подумаю, что совсем забросил эту тему. Вариантов кораблей на самом деле масса для публикации, но выбрать я решил один-единственный, и я бы сказал – неповторимый корабль. Речь пойдет об альтернативных (но не очень) броненосцах типа «Андрей Первозванный».
Характеристики броненосцев типа «Андрей Первозванный»
«Последние и лучшие броненосцы российского флота. История создания, особенности конструкции и детали боевой службы»
Характеристики даны для броненосца «Андрей Первозванный»
Последние броненосцы России. Корабли типов «Андрей Первозванный» и «Евстафий»
Уроки войны заставили внести коррективы в конструкцию и вооружение этих кораблей, первоначально задуманных как дальнейшее развитие «Бородино», но с увеличенным водоизмещением и усиленным вооружением. После Цусимы строительство броненосцев приостановили и решили их перепроектировать. Один вариант изменений следовал за другим; всего рассмотрели 17 вариантов (!) новых проектов, пока не были удовлетворены и кораблестроители, и военные моряки. Русские проектировщики создали практически идеальный корабль, но — для времен Цусимы. Особенно впечатляло бронирование. Едва ли можно было найти где-нибудь броненосец, у которого броня прикрывала свыше 95 % площади надводного борта! Но невозможно улучшить абсолютно все характеристики, не жертвуя ничем. В результате большой площади бронирования пострадала его толщина. Даже главный пояс «Андрея» и «Павла» плохо защищал от двенадцатидюймовых снарядов на большинстве боевых дистанций. Поскольку их постройка затянулась на восемь с лишним лет, то результат оказался плачевным. В 1912 г., когда они вступили в строй, оба броненосца оказались полностью устаревшими на фоне дредноутов. Водоизмещение броненосца составляло 18 590 т, длина — 140,2 м, ширина — 24,4 м, осадка — 8,5 м, экипаж: 31 офицер, 26 кондукторов и 900 нижних чинов. Силовая установка: две вертикальные машины тройного расширения, 25 котлов Бельвиля, мощность — 17 635 л. с., скорость хода — 18,5 уз., дальность плавания — 2 100 миль. Вооружение: 4 × 305-мм, 14 × 203-мм, 12 × 120-мм, 4 × 47-мм орудий, 6 × 10,67-мм пулеметов Максима, четыре 457-мм ТА. Бронирование: главный пояс крупповской брони — 79…216 мм, казематы средней артиллерии — 127 мм, башни главного калибра — 63,5…254 мм, башни среднего калибра — 50,8…177,8 мм, боевая рубка — 102…203 мм, нижняя броневая палуба — 39,6 мм, скосы — 38,1 мм, верхняя палуба — 31,7 мм.
Броненосец «Андрей Первозванный», 1912 г.
Корпус корабля изготавливался из листовой и профилированной сименс-мартеновской стали методом клепания и набирался по бракетной системе. Корабль имел гладкую верхнюю броневую палубу и еще две полные броневые палубы (среднюю и нижнюю), двойное дно, горизонтальный и вертикальный кили, фор- и ахтерштевни. Форштевень и ахтерштевень, образовывавшие носовую и кормовую оконечности, изготавливались из стальных отливок. На жилой (средней) Г палубе располагались кают-компании офицеров и кондукторов, жилые помещения командного состава, подбашенные пространства башен главного калибра, перевязочный пункт и аптека, канцелярия, помещения команды. На нижней палубе располагались помещения провизии, винный погреб, шпилевая, помещение рулевой машины, помещение динамо-машин, грелки, кожухи машинно-котельных отделений, центральный боевой пост, помещения сухой провизии, шкиперская. В трюме устраивались погреба боезапасов, отделения трюмных помп и насосов, угольные ямы. Двойное дно делилось флорами и стрингерами на независимые отсеки и располагалось от 13-го до 99-го шпангоутов. Поперечные водонепроницаемые переборки располагались на 4-м, 13-м, 15-м, 18-м, 24-м, 28-м, 34-м, 40-м, 46-м, 50-м, 56-м, 58-м, 62-м, 68-м, 73-м, 86-м, 90-м и 99-м шпангоутах. На броненосце имелись две бортовые продольные переборки, которые устанавливались в 2,5 метра от бортов на протяжении от 28-го до 86-го шпангоутов, и служили как дополнительная противоминная защита корабля. Главной особенностью силуэта корабля было наличие двух мачт американского типа ажурной формы с наблюдательными постами. Их высота была необычайно большой и составляла 53,4 м. При испытании новых броненосцев выявились плохие мореходные качества — корабль зарывался в воду, принимая много воды на полубак.
Схема общего расположения броненосца типа «Андрей Первозванный»: а— вид сбоку, б— вид сверху
Очень важные изменения произошли в артиллерии. Хотя 12-дюймовые пушки остались прежними, их удалось снабдить новыми затворами, сократившими интервал между выстрелами. Пушки располагались в двух поворотных башнях в носовой и кормовой частях. По опыту войны стало ясно, что 152-мм орудия слабы, для того чтобы наносить серьезные повреждения броненосцам. Поэтому средний калибр составили 8-дюймовки (203-мм) с длиной ствола 50 калибров, разработанные . Восемь из них устанавливались в четырех бортовых поворотных башнях в носовой и кормовой частях, еще шесть (по три штуки с каждого борта) — в нижнем каземате (на станке Металлического завода, на центральном штыре). Отражение минных атак должны были взять на себя двенадцать 120-мм орудий Канэ с длиной ствола 45 калибров, расположенных побортно в верхнем каземате. Четыре одноствольные 47-мм пушки Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибра предназначались для салютов. Шесть одноствольных 10,67-мм пулеметов системы «Максим» с длиной ствола 67,6 калибра, предназначались для размещения в шлюпках (4) и для десанта (2).
Главный бортовой пояс высотой 3,06 м в средней части, из которых 1,22 м уходили под воду, состоял из 216-мм броневых плит, к нижней кромке он утончался до 152 мм, к носу — до 127 мм, к корме — до 102 мм. Верхний пояс при средней высоте 2,66 м имел толщину 127…102 мм, в оконечностях — 79 мм. Казематы 203-мм и 120-мм орудий по бортам защищала 127-мм броня, по траверзам — 102-мм, а переборки между этими орудиями имели толщину, соответственно, 38 и 25,4 мм. В корпусе не было ни одного иллюминатора: конструкторы решили не ослаблять броневые плиты. Горизонтальное бронирование состояло из нижней и средней броневых, верхней и навесной (она же крыша казематов 203-мм орудий) палуб. На нижнюю палубу от 34-го до 90-го шпангоута настилались 24-мм, а в оконечностях 22-мм броневые листы. Средняя палуба между бортовыми коридорами собиралась из 25-мм броневых плит, а на ее 22-мм настил над бортовыми коридорами укладывались 38…31-мм плиты. Верхняя палуба в пределах каземата имела толщину 6,4 мм, а вне его, с учетом бронирования, — 32 мм. Навесную палубу и крышу каземата 120-мм орудий защищали 19-мм листы. Не имел защиты лишь небольшой участок в верхней части кормы. Башенные установки ГК бронировались плитами толщиной 203 мм — лобовая часть и боковые стенки, 254 мм — задняя стенка (она же противовес), 63,5 мм — крыша. Башни 203-мм орудий имели толщину передней и задней стенок 152 мм, боковых — 127 мм, крыши — 50,8 мм.
Энергетическая установка состояла из двух паровых четырехцилиндровых машин тройного расширения по 8 816 л. с, приводивших во вращение два трехлопастных гребных винта диаметром 5,6 м. Пар вырабатывали 25 котлов Бельвиля, которые находились в пяти котельных отделениях. Помимо главных, на броненосце имелись и вспомогательные котлы. Полный запас топлива (угля) включал 1 000 т, что позволяло броненосцу пройти около 2 100 миль при скорости хода в 10 уз. и 1 300 миль при скорости в 16 уз.
«Андрей Первозванный». Заложен 28 апреля 1905 г. на верфи Галерного островка Адмиралтейского завода, спущен на воду 7 октября 1906 г., официально введен в эксплуатацию 30 апреля 1912 г. 25 февраля 1911 г. «Андрея Первозванного» и «Императора Павла I» зачислили в действующий флот. Но еще в течение полутора лет продолжалась сдача отдельных вспомогательных механизмов, систем, оборудования, а также устранение выявленных на испытаниях недостатков. С 28 августа по 21 сентября 1912 г. корабль, входивший в состав эскадры Балтийского моря, прошел путь через Копенгаген, Портленд, Брест, Ставангер (Норвегия), с возвратом в Ревель. Это был первый и последний поход эскадренного броненосца. Участвовал в Первой мировой войне, начало которой встретил в доке, прикрывал набеговые действия легких сил флота, но совершил лишь
Башня главного калибра броненосца «Андрей Первозванный»
7 ноября 1917 г. вошел в состав Красного Балтийского флота. 5–10 апреля 1918 г. совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. Участвовал в гражданской войне, при подавлении восстания на форте «Красная Горка» 13–15 июля 1919 г. выпустил сто семьдесят 305-мм и четыреста восемь 203-мм снарядов. Затем входил в состав действующего отряда кораблей. 18 августа 1919 г. во время атаки Кронштадта английскими торпедными катерами «Андрей Первозванный» получил попадание торпедой в носовую часть левого борта, образовалась пробоина длиной около 11 и высотой до 9,1 м. После этого линкор был поставлен на восстановительный ремонт. В условиях послереволюционной разрухи восстановлен не был и 8 февраля 1924 г. исключен из списков судов Морских сил Балтийского моря. При этом 203-мм башенные установки поставили на фортах «Краснофлотский» и «Первомайский», а 305-мм орудийные станки использовали на железнодорожных артиллерийских транспортерах ТМ-2-12.
Каземат артиллерии среднего калибра броненосца «Андрей Первозванный»
«Император Павел I». Заложен в эллинге Балтийского завода 25 октября 1905 г., спущен на воду 7 сентября 1907 г. 20 октября 1910 г. начался заключительный этап испытаний: корабль прошел восьмичасовую пробу на полном ходу, введен в эксплуатацию 10 марта 1911 г., но еще долго устранял недоделки. 16 июля 1911 г. «Император Павел I» был зачислен в состав сформированной в начале года бригады линейных кораблей Балтийского моря. В нее вошли также линейные корабли «Цесаревич», «Слава» и «Андрей Первозванный». В 1913 г. в составе бригады линейных кораблей совершил поход в Портленд и Брест. После начала Первой мировой войны 18 июля 1914 г. прикрывал отряд заградителей при постановке мин на центральной минно-артиллерийской позиции. Затем в течение войны корабль отстаивался в базах, эпизодически совершая переходы из одной в другую, что на фоне ухудшавшегося политического положения в стране отрицательно сказывалось на настроении команды. Обитаемость корабля была очень плохой. При конструировании было решено сократить до минимума надстройки, что при увеличении экипажа до 950 человек привело к проблемам. Усугубляла положение плохая вентиляция внутренних помещений. Поэтому в ходе Февральской революции 1917 г., когда жертвами матросов стали некоторые офицеры Балтийского флота, именно личный состав «Павла» отличился наибольшей активностью в этом деле. Во избежание захвата немцами, 5–10 апреля 1918 г. «Император Павел I» (с 16 апреля 1917 г. — «Республика») совершил знаменитый переход из Гельсингфорса в Кронштадт. С 16 мая его вместе с «Андреем» и четырьмя дредноутами включили в состав Морских сил Кронштадта, но уже 9 сентября из-за огромного некомплекта команды «Республику» сдали в порт на хранение. В строй корабль больше не вводился — 22 ноября 1923 г. сдан для демонтажа и разделки на металл.
Броненосцы типа «Андрей Первозванный» стали последними построенными броненосцами русского флота. Опыт их проектирования и постройки в последующем позволил русским кораблестроителям и судостроительной промышленности перейти к созданию дредноутов типа «Севастополь».
Схема бронирования броненосца типа «Андрей Первозванный»
Повреждение «Андрея Первозванного» британской торпедой
Министерство финансов согласилось выделить на 1903 г. на новые заказы только 12 млн руб. Такие же ассигнования утвердили и на 1904 г. Отпущенные средства в первую очередь предназначались для строительства четырех эскадренных броненосцев — по две единицы для Балтийского и Черного морей. Первоначальные намерения выполнить проект по примеру Балтики на базе «Бородино» не были реализованы, в связи с чем для Черного моря рекомендовали повторить строящийся проект «Князь Потемкин-Таврический», полагая, что для этого театра не нужна высокая мореходность, кроме того, в турецком флоте (потенциальном противнике России) не имеется даже таких кораблей. Также утвердили усиление среднего калибра. Было принято решение вместо четырех угловых 152-мм орудий поставить в нижних казематах 203-мм орудия. Новые броненосцы назвали «Евстафий» и «Иоанн Златоуст».
Опыт Русско-японской войны заставил по-новому оценить основные боевые элементы. Однако почти полностью сформированные к этому времени корпуса кораблей уже не позволяли внести кардинальные нововведения в их конструкцию, но принятие ряда существенных поправок в проект позволило бы значительно улучшить тактико-технические элементы броненосцев. Например, значительно повысить боевые возможности корабля планировалось заменой всех двенадцати 152-мм орудий на батарейной палубе шестью 203-мм и доведением числа 75-мм до двадцати (существовал также вариант их замены пятью 120-мм пушками). Однако на реализацию этого плана в связи с необходимостью больших переделок в корпусах, которые бы замедлили ход строительства, а также из опасения за возможную более чем 100-тонную перегрузку командование Черноморского флота не решилось.
Водоизмещение: нормальное 12 738 т, полное 13 780 т, длина 118,0 м, ширина 22,55 м, осадка 8,23 м, экипаж 28/20/880 человек (офицеров/кондукторов/матросов). Мощность механизмов проектная/на испытаниях — 10600/10808,4 индикаторных л. с. (и. л. с.), скорость хода проектная/наибольшая — 16/16,5 уз., дальность плавания — 2000 миль (10 уз.), запас угля полный/усиленный — 1000/1100 т. Бронирование: бортовой пояс — 229/76,2/50,8 мм, палуба — 38/76 мм, башни ГК (лоб, бок, тыл/крыша) — 254/ 50,8 мм; боевая рубка — 203 мм. Вооружение: 4 × 305-мм, 4 × 203-мм, 12 × 152-мм орудий, 14 × 75-мм пушки, 4 × 10,67-мм пулемета, два 456-мм торпедных аппарата.
Броненосцы «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» в базе
Проект практически полностью повторял прототип, но имел более совершенную конструкцию боевой рубки и системы броневой защиты противоминной артиллерии. Корпус броненосца изготавливался из листовой и профилированной стали методом клепания и набирался по поперечной системе набора. Сталь поставлялась Ижорскими, Днепропетровским и другими российскими заводами. Корабль имел полубак, верхнюю, жилую и нижнюю (броневую) палубы и платформы, двойное дно, горизонтальный киль, фор- и ахтерштевни, продолжением полубака служила двухъярусная надстройка, которая вместе с полубаком составляла до 80 % длины корабля. Фор- и ахтерштевни отливались по моделям от эскадренного броненосца «Князь Потемкин-Таврический» на Екатеринославских железоделательных и сталелитейных заводах. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса поперечными водонепроницаемыми переборками на 10 основных отсеков. Корабли имели продольные водонепроницаемые переборки и двойное дно от 18-го до 82-го шпангоутов, также имелись две бортовые продольные переборки, которые устанавливались в 1,7 м от бортов и служили дополнительной противоминной защитой. В районе котельных и машинного отсеков, по диаметральной плоскости, проходила продольная переборка, которая делила отсеки на две равные части левого и правого бортов. Вопрос о числе мачт неоднократно возбуждался на различных уровнях, в конце концов остановились на двух мачтах — как более удобных для подачи сигналов, а также в связи с необходимостью иметь наблюдательные площадки на их топах при стрельбе на большие дистанции. Заметным отличием новых кораблей от своего прототипа «Пантелеймона» (так стал называться с 29 сентября 1905 г. «Князь Потемкин Таврический») явилось отсутствие высоких и широких вентиляционных раструбов, их заменили грибовидными воздухозаборниками, нашедшими в то время широкое применение за рубежом, и прорезанными по бокам котельных кожухов окнами.
Броненосец «Император Павел I» после ввода в строй
Система броневой защиты корабля состояла из главного пояса по ватерлинии, верхнего пояса, орудийных казематов, 305-мм башен главного калибра и боевых рубок. Толщина главного броневого пояса по ватерлинии составляла 229 мм в средней части корпуса, уменьшаясь до 203 мм в районе башен главного калибра. Главный броневой пояс опускался ниже ватерлинии на 1,22 метра. Носовой траверз толщиной 178 мм проходил по 14-му шпангоуту, а кормовой такой же толщины — по 91-му шпангоуту. Бронирование носовой оконечности составляло от 178 до 76,2 мм, а кормы — до 50,8 мм. Верхний броневой пояс составляли 152-мм плиты, которые заканчивались такими же броневыми траверзами. Броневые плиты верхнего пояса выполнялись высотой до верхней палубы. Нижний каземат 152-мм орудий по бортам имел броневые плиты толщиной 127 мм. Для защиты казематов от продольного огня устанавливались 127-мм броневые траверзные плиты. Между орудиями, в каземате, помещались броневые траверзы, а также была установлена внутренняя броневая выгородка толщиной 38,1 мм, разделявшая орудия правого и левого бортов. Верхний каземат 203-мм и 75-мм орудий, в спардеке, по бортам имел толщину броневых листов 76,2 мм в районе второй и третьей дымовых труб, уменьшаясь к корме до 25,4 мм и увеличиваясь к носу до 127 мм. Поверх верхнего каземата, на палубе спардека, укладывались броневые плиты толщиной 25,4 мм, которые закрывались сверху сосновыми досками. Также забронировали 24,5-мм плитами ниже ватерлинии район румпельного отделения от платформы до нижней палубы. Башни главного калибра имели броню толщиной в 254 мм, а сверху прикрывались броней толщиной в 50,8 мм. Помимо этого, вводилось 76,2-мм бортовое бронирование центральной батареи 75-мм орудий, расположенной в спардеке. Рубки закрывались броней в 203 мм, а их крыши прикрывались броневыми листами толщиной 76,2 мм. Палубы спардека и верхняя над казематами 152-мм орудий (за исключением района 203-мм казематов) и батарейная имели толщину 25,4 мм. Жилая палуба в горизонтальной части/на скосах — 25–70/22–76,2 мм, карапас (в носу) — 60,3 мм. Броня для кораблей изготовлялась Ижорскими, Обуховским и частично Путиловским и Металлическим (башенная броня) заводами.
Броненосец «Евстафий» в доке
Главный калибр — четыре 305-мм орудия в 40 калибров, которые монтировались в башенных двухорудийных установках, расположенных в носу и корме, с сектором обстрела 270°. Четыре 203-мм орудия в 50 калибров Обуховского завода располагались побортно в носовой и кормовой частях верхнего каземата, что обеспечивало хорошее огневое воздействие прямо по курсу или по корме корабля. Предполагалось, что данное размещение орудий будет полезно при действиях в узостях Босфора против береговых укреплений. Каждое орудие монтировалось в одноорудийной установке в каземате с углом обстрела 120°. Двенадцать 152-мм орудий в 45 калибров Канэ стояли в нижнем каземате, их угол обстрела составлял 100°. Четырнадцать 75-мм орудий Канэ в 50 калибров (с весны 1914 г. постепенно снимались) устанавливались на одноорудийные установки, восемь из которых были в верхнем каземате побортно, еще две установки находились в носовой части под полубаком и четыре — на спардеке. Орудия на спардеке защищались броневыми щитами толщиной 12 мм. Четыре пулемета Максим устанавливались побортно на крыльях мостика. Артиллерию дополняли два 457-мм бортовых подводных торпедных аппарата (сняты в июне 1915 г.). Дополнительно установлены в ходе войны, но в мае-июне 1916 г. сняты, три 75-мм зенитки с углом возвышения 51°. Вместо этого в октябре-ноябре 1916 г. установлено по два 63,5-мм (на башнях) и 40-мм (на «Иоанне Златоусте» — 75-мм) зенитных орудия.
Схема общего расположения броненосца типа «Евстафий»
Силовая установка оснащалась двумя трехцилиндровыми паровыми машинами тройного расширения, производства Общества судостроительных, механических и литейных заводов в г. Николаеве, проектной мощностью по 5 300 и. л. с. каждая (общая мощность 10 600 и. л. с.) при частоте вращения гребных валов 82 об/мин, приводивших во вращение два четырехлопастных гребных винта диаметром 5,18 м. Винты были изготовленные из пушечного металла (сплав из красной меди с оловом и небольшим количеством цинка). Пар вырабатывали 22 водотрубных котла Бельвиля (рабочее давление пара 17 кгс/см²), размещенных в трех котельных отделениях. Электроснабжение осуществляли четыре паровые динамо-машины по 150 кВт и две — по 64 кВт, сделанные на заводе Общества судостроительных механических и литейных заводов в г. Николаеве. «Евстафий» на мерной миле развил среднюю скорость 16,1 уз. при мощности машин 10 808,4 и. л. с., «Иоанн Златоуст» — 16,2 уз. при 10 990 и. л. с.
«Евстафий» на ходу
Строительство «Евстафия» началось 11 марта 1904 г., а официальные церемонии закладки броненосца состоялись 31 октября и 10 ноября 1904 г. В первое время строительство корабля шло довольно быстро, но затем темп строительства заметно ослаб. Непоследнюю роль в задержке готовности корабля, особенно по части вооружения, сыграли и события первой русской революции. Спущен на воду 21 октября 1906 г., 17 августа 1910 г. начались ходовые испытания корабля. Но работы по вооружению шли далеко не благополучно, у всех установленных 152-мм орудий отсутствовали прицелы, как и у 75-мм, для которых три последних станка еще ожидались. По той же причине из 203-мм орудий на корабле установили только одно. Испытания артиллерийского вооружения «Евстафия» начались 3 мая 1911 г., они показали на некоторые недоработки, устраненные в ходе испытаний. Корабль вступил в строй 15 мая 1911 г., а 29 июля зачислен в сформированную бригаду линейных кораблей, в которую также вошли «Иоанн», «Пантелеймон» и «Ростислав». 9 августа 1912 г. «Евстафий» в составе бригады вышел в длительный поход, посетив Трапезунд (Трабзон), Самсун, Синоп, Пендераклию (Эрегли), Инаду (Игнеада), Бургас и Варну. Следующий — сентябрьский — заграничный поход русских кораблей оказался для «Евстафия» неудачным. 19 сентября, покидая рейд Констанцы, корабль, следуя в кильватер за «Пантелеймоном», вместе с ним оказался на мели, но сумел сойти с нее самостоятельно.
В Первую мировую войну «Евстафий» вступил, будучи флагманом Черноморского флота. Встреча с германо-турецкими линейным крейсером «Гебен» и легким крейсером «Бреслау» произошла 18 (5) ноября 1914 г. у мыса Сарыч. Последовавший затем скоротечный бой (в течение около 14 мин) свелся в основном к поединку между флагманскими кораблями. В самом начале «Гебен» получил попадание в левый борт около фок-мачты. Вслед за флагманом, выпустившим за время боя 16 305-мм, 14 203-мм и 19 152-мм снарядов, открыли огонь «Иоанн Златоуст», а затем и «Три Святителя». Получив ряд попаданий[1], «Гебен» стал отходить и скрылся в легком тумане и дыму из виду.
«Гебен» своей стрельбой повредил на «Евстафии» фок-штаг, радиоантенну левого борта и пробил среднюю дымовую трубу. Разорвавшийся над палубой снаряд осколками повредил две барказные шлюпбалки, моторный катер и левый отличительный огонь, изрешетило не только обшивку небронированного борта в районе кондукторских помещений, но и разрушило переборку и дверь в одной из кают противоположного борта. Второе попадание пришлось в правый носовой 152-мм каземат. Разрыв уничтожил всю прислугу — 10 человек — одного из орудий, плутонгового командира, частично убив и ранив прислугу подачи. Одна угловая броневая плита оказалась оторванной и свалилась на срез борта, а у другой вырвало угол. Палубу и борт в этом районе выгнуло наружу и разорвало, а одну из плит броневого траверза взрывом сдвинуло в помещение бани. Разлетевшиеся осколки нанесли множество повреждений, от горячих газов загорелись 152-мм патроны и судовая церковь, но пожар быстро потушила прислуга орудий противоположного борта. Следующее попадание пришлось в каземат 152-мм батареи — в районе 54-го шпангоута. Пробив 127-мм броню, 280-мм снаряд оставил в ней практически идеальное круглое отверстие, а разлетевшиеся вплоть до левого борта и попавшие даже в котельные отделения осколки причинили многочисленные разрушения и вызвали человеческие жертвы. По сообщению русского Морского генерального штаба на «Евстафии» 33 человека было убито (из них 4 офицера) и 25 ранено (1), из них 19 — тяжело.
Схема бронирования броненосца типа «Евстафий»
Устранение боевых повреждений после боя много времени не отняло. Последняя встреча «Евстафия» и «Иоанна Златоуста» с линейным крейсером «Гебен», произошла 27 апреля 1915 г. у Босфора. Пользуясь тем, что «Пантелеймон» и «Три Святителя» отделились от основных сил, которые обстреливали побережье, «Гебен» пошел в атаку. Возглавлявший эскадру командующий Морскими силами Черного моря адмирал Андрей Августович Эбергард (1856–1919) немедленно скомандовал идти на соединение с «Пантелеймоном», переводя при этом обстрел на противника. После того как «Евстафий» и «Иоанн Златоуст» дали два залпа по «Гебену», они трижды поразили его. Получив эти попадания, «Гебен» ушел в сторону Босфора. За время боя «Евстафий» сделал 60 выстрелов из 305-мм и 32 из 203-мм орудий, «Иоанн Златоуст» — 75 и 4, соответственно.
«Евстафий» на мели возле Констанцы »
Повреждение каземата 152-мм орудий «Евстафия»
С вступлением в строй линейных кораблей «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая», уступив место в борьбе с линейным крейсером «Гебен» новым дредноутам, «Евстафий» стали использовать для решения других задач. Он блокировал Босфор, поддерживал десантную операцию в Трапезунде, обстреливал угольные разработки в Зонгулдаке. Последний свой боевой поход Черноморский флот совершил 19–23 октября 1917 г. В результате подписанного Брестского мира, условием которого стала сдача Севастополя, «Гебен» вошел в главную базу флота как победитель, и на замерших в Южной бухте броненосцах были подняты кайзеровские флаги. Правда, и в море старые линкоры больше уже не выходили — ни при немцах, ни при англичанах. Экипажу «Евстафия» удалось снять и спрятать орудийные замки. Затем корабли попали в руки «союзников» России по Антанте, которые, покидая в апреле 1919 г. Севастополь, приказали взорвать цилиндры паровых машин на русских кораблях, что и предопределило дальнейшую судьбу бывших броненосцев. После занятия Севастополя частями Красной Армии была предпринята попытка восстановления ряда кораблей. Николаевским заводам поручили отлить новые цилиндры для «Евстафия» (с 6 июля 1921 г. — «Революция»), но царившая в Советской России после постигших ее катаклизмов разруха, отсутствие специалистов и необходимой численности квалифицированных рабочих сделали Г эти планы неосуществимыми. Также нереальными оказались и планы использовать корабли в качестве плавбатарей, с последующим переносом орудийных башен к 1926 г. на береговые батареи. Впрочем, после демонтажа вооружения его передали в ведение береговой обороны. Сам же корабль в 1922–1923 гг. разобрали на металл.
«Иоанн Златоуст». Заложен 13 ноября 1904 г. на эллинге Лазаревского адмиралтейства в Севастополе, спущен на воду 1 мая 1906 г. 13 июля 1910 г. «Иоанн Златоуст» вышел на свою первую восьмичасовую пробу машин. При водоизмещении 12 855 т и углублении на ровный киль 8,23 м средняя скорость при мощности энергетической установки 10 623,1 и. л. с. составила 16,2 уз. (по механическому лагу 17 уз). Работу механизмов признали удовлетворительной. 16 ноября «Иоанн Златоуст» с приемной комиссией на борту последний раз вышел в море на 4-часовые испытания для проверки на полном ходу правильности сборки механизмов (после ревизии их частей) и паропроизводительности котлов. Мощность паровых машин во время этой пробы оказалась 10 990 и. л. с. За время службы наибольший ход, достигнутый «Иоанном Златоустом», составил 17,05 уз. во время 10-часового пробега 23–24 июня 1914 г. Корабль вступил в строй 1 апреля 1911 г., а 11 августа вместе с линейными кораблями «Пантелеймон», «Евстафий» и «Ростислав» образовал бригаду линкоров Черного моря. В 1911 г. верхний ходовой мостик демонтировали, а главный носовой компас перенесли в носовую боевую рубку. Бригада значительно превосходила существующий флот главного противника на Черном море (Турции), имевшего три совершенно устаревших броненосца. 9 августа 1912 г. бригада линейных кораблей в полном составе и крейсеры «Кагул» (быв. «Очаков») и «Память Меркурия» (быв. «Кагул») в сопровождении двух дивизионов эсминцев отправились в поход. В сентябре бригада совершила визит в Констанцу.
Броненосец «Иоанн Златоуст» в постройке
«Иоанн Златоуст» на рейде Севастополя
Участвовал в Первой мировой войне. С ее началом шесть 75-мм орудий со спардека были убраны с целью замены их на четыре 152-мм, а затем на 203-мм орудия. Но из-за возникшего в связи с боевыми действиями дефицита таких орудий от этих планов отказались. В 1916 г. с корабля сняли все 75-мм орудия. Принимал участие в бою против линейного крейсера «Гебен» у мыса Сарыч. С 28 марта по 10 мая 1915 г. русский флот четыре раза обстрелял Босфор. При этом два линкора стреляли по береговым укреплениям, три прикрывали с моря. 10 мая «Гебен» атаковал находящиеся в прикрытии корабли «Евстафий», «Иоанн Златоуст» и «Ростислав». Сама перестрелка шла всего 23 минуты. В германо-турецкий линейный крейсер попали три 305-мм снаряда. В сентябре 1915 г., после ввода в строй линкоров типа «Императрица Мария», вошел в состав 2-й бригады линкоров Черноморского флота и переключился на поддержку сухопутных войск. Участвовал в обстреле побережья и портов Зунгулдак, Килимли, Козлу и Варна, в операциях на коммуникациях противника. Прикрывал воинские перевозки и минно-заградительные
Броненосец Иоанн Златоуст в доке. Севастополь, 1916 г.
29 декабря 1917 г. вошел в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 г. находился в Броненосец «Иоанн Златоуст» в постройке «Иоанн Златоуст» на рейде Севастополя Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 г. был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 г. — англо-французскими интервентами, и 22–24 апреля 1919 г. по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля 1919 г. Севастополь был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня 1919 г. захвачен белогвардейцами. После взятия 15 ноября 1920 г. Севастополя частями Красной армии в строй не вводился, в 1923 г. сдан для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 г. исключен из списков РККФ.
[1] По немецким и турецким данным, результативное попадание по «Гебену» было только одно: в каземат 150-мм орудия с последующим пожаром, от которого 12 человек погибло сразу и 4 — потом от отравления газами. По русским данным, которые сильно отличаются от немецких и турецких данных и полностью лишены независимых подтверждений, «Гебен» получил 14 попаданий, а потери составили 112 человек.
Статья была опубликована в октябрьском номере журнала «Наука и техника» за 2016 год.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Теги: Авторская рубрика Каторина Броненосец «Техаs». Российская империя Российский Императорский флот Эскадренный броненосец
Предыдущая статья Прикрыть морские рубежи империи. Балтийские броненосцы России
Следующая статья Вечные соперники: Россия и Британия. Устрашающий боевой танец двух империй
Предоставлено SendPulse
Нравится 1
Проектирование кораблей
Броненосцы «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» ждала грустная судьба. Тот единственный военный конфликт, для которого они предназначались, прошел без них, а уже к следующему, они считались устаревшими, и возлагаемые на линейные силы флота задачи, выполнять не могли. Надо отметить, что подобная участь, в то время, была уготована всем без исключения броненосцам любых держав, но за «наших» обидно вдвойне хотя бы потому, что у конструкторов получилось создать проект почти идеального броненосца.
История создания последних русских «недодредноутов» началась в 1902 году. К строящейся серии из пяти броненосцев типа «Бородино», было решено добавить ещё несколько кораблей того же проекта, но немного доработанного. Вместо 152-мм орудий среднего калибра, линкоры должны были нести 203-мм, также была улучшена противоминная защита и взрывобезопасность паровых котлов. Однако, памятуя о том, что из пятерки «Бородино» в запланированное для них водоизмещение не уложился никто (головной корабль имел перегруз 600 тонн, при водоизмещении в 14000 т), проект в стиле «давайте просто заменим орудия», был свернут едва началось его серьезное обсуждение.
В ходе расчетов и споров, решено было строить новые корабли по серьезно измененному и доработанному проекту, представленному 17 января 1903 года главным корабельным инженером С.-Петербургского порта Д.В. Скворцовым (второй проект представил Морской технический комитет).
Броненосец «Александр III», один из серии «Бородино». Броненосцы «Андрей Первозванный» первоначально строился на основе их усиленного проекта
Проект предусматривал постройку корабля водоизмещением 16500 тонн, превосходящего «Бородино» по всем параметрам, с увеличенным числом поперечных водонепроницаемых переборок, и установкой бортовых продольных переборок в районе котельных отделений на расстоянии 2.44 метра от борта (1,8 м на «Бородино»). Паровые котолы предполагалось установить на фундаментах непосредственно на втором дне судна. Схема бронирования бортов по длине и высоте также соответствовала типу «Бородино», но с увеличением толщины нижнего пояса до 228.6, а верхнего до 177.8 мм (либо с одинаковой толщиной обоих поясов в 203 мм).
13 июня 1903 г. Д.В. Скворцов направил на одобрение МТК первые 13 чертежей нового эскадренного броненосца вместе с расчетами нагрузки и спецификацией, рассмотрение которых проводилось дважды — 21 июня и 19 июля, когда их наконец утвердили. Основные замечания по вооружению свелись к обсуждению рациональных углов обстрела орудий, влияния дульных газов на палубные надстройки, а также расположения малокалиберной артиллерии, погребов и количества боезапаса. Претензии к проекту механической установки касались недостаточной вентиляции котельных отделений, малой высоты машинного отделения (оказывалось невозможным снять крышки цилиндров с паровых машин) и завышенной расчетной дальности плавания (10-узловым ходом) — 3,500 и 7,400 миль при нормальном (900 тонн) и усиленном (1900 тонн) запасе угля (по расчетам механического отдела МТК при указанных запасах топлива она определялась соответственно в 1,910 и 3,770 миль). Вопросов по кораблестроительным элементам оказалось значительно больше.
Длинна корабля и сравнительно небольшая осадка (для прохождения Суэцкого канала) вызывали опасения касающиеся продольной прочности корпуса, так и его удельной массы. Спорной стороной стало и уменьшение на одну палубу высоты надводного борта в носовой части, что могло отрицательно сказаться на мореходных качествах. Прежний «проект на грани фола» — английский броненосец «Кинг Эдуард V», также относительно низкобортный, имел высоту борта в носовой части на 0.3 метра больше и основную нагрузку, сосредоточенную в средней части. Вопрос о высоте борта пришлось даже поставить на голосование, в ходе которого мнения присутствующих разделились почти поровну — девять человек выступили за его увеличение на 0.3 метра, а одиннадцать — против. Поэтому этот вопрос решили оставить на усмотрение высшего морского начальства, как и оставшуюся нерешенной проблему отсутствия в проекте такой важной статьи нагрузки, как запас водоизмещения. Для выхода из создавшейся ситуации К.К. Ратник предлагал пойти с некоторым риском, на увеличение осадки на 0.15 метра. Однако, несмотря на то, что проект в общем получил одобрение (с требованием учесть все внесенные замечания при детальной разработке) МТК, из-за нерешенности этих двух вопросов, все же посчитал его принятым условно.
Схема броненосца «Андрей Первозванный»
Описание [ править ]
Андрей Первозванный
был 454 футов (138,4 м) длиной по ватерлинии и 460 футов (140,2 м) в длину в целом . У нее была ширина 80 футов (24,4 м) и осадка 27 футов (8,2 м). При глубокой нагрузке она вытеснила 18 580 длинных тонн (18 880 т) . Его корпус был разделен 17 поперечными водонепроницаемыми переборками, а машинные отделения были разделены продольной переборкой по средней линии. У нее было двойное дно и метацентрическая высота 4 фута (1,2 м). Экипаж корабля состоял из 31 офицера и 924 члена экипажа. [1]
Андрей Первозванный
имел две 4-цилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения общей проектной мощностью 17 600 лошадиных сил (13 100 кВт ). Двадцать пять котлов Бельвилля обеспечивали паром двигатели с рабочим давлением 285 фунтов на квадратный дюйм (1970 кПа ; 20,0 кгс / см 2 ). На ходовых испытаниях двигатели развивали 17 635 л.с. (13 150 кВт) и развивали максимальную скорость 18,5 узлов (34,3 км / ч; 21,3 миль / ч). Она несла нормальный груз 800 длинных тонн (810 т) угля, что обеспечивало дальность полета 1300 морских миль.(2400 км; 1500 миль) при скорости 12 узлов (22 км / ч; 14 миль / ч) и максимальной нагрузке 1500 длинных тонн (1500 т), что дает 2400 морских миль (4400 км; 2800 миль) при той же скорости . [2]
Основное вооружение состояло из двух пар 12-дюймовых (305-мм) орудий 40-го калибра обр. 1895, установленных в двухорудийных башнях в носовой и кормовой частях. Эти орудия имели максимальный угол возвышения 35 ° и угол падения до -5 °. На каждое орудие приходилось восемьдесят выстрелов, и они могли стрелять одним выстрелом в минуту. Восемь из четырнадцати 8-дюймовых (203-мм) орудий модели 1905 50 калибра были установлены в четырех двухорудийных башнях по углам надстройки, а шесть — в казематах надстройки. Для защиты от миноносцев , Андрей Первозванный
проводил двенадцать 120-мм (4,7 в) орудия установлены в казематахнад 8-дюймовыми орудиями в надстройке. Были установлены два подводных 450-миллиметровых (17,7 дюйма) торпедных аппарата , по одному с каждой стороны, и они были снабжены шестью запасными торпедами. [3]
Судя по опыту русских в Цусимском сражении , борта корпуса корабля были полностью защищены цементированной броней Круппа . Основной пояс по ватерлинии имел максимальную толщину 8,5 дюймов (216 мм), а верхний пояс имел максимальную толщину 5 дюймов (127 мм). Борта орудийных башен имели толщину 8 дюймов (203 мм), а броня казематов — от 3,1 до 5 дюймов (79–127 мм). Наибольшая толщина палубной брони составляла 1,5 дюйма (38 мм). [4]
Строительство кораблей
По мнению начальника Отдела сооружений Главного управления кораблестроения и снабжений (ГУКиС) контр-адмирал А.Р. Родионов, спуск на воду головного корабля, при отсутствии задержек в ходе рабочего проектирования, изготовления орудий и башенных установок, следовало ожидать к 1 июня 1906 года, а пробная стрельба обоих балтийских броненосцев могла состояться уже весной следующего года.
К середине ноября 1903 года на «Галерном островке» завершили подготовительные работы к закладке корабля, получившего наименование «Андрей Первозванный». Но задержки с утверждением чертежей скуловых килей отодвинули начало работ в большом каменном эллинге до 2 марта 1904 года.
К корпусным работам на эскадренном броненосце»Император Павел I» Балтийский завод приступил 14 октября 1904 года, а официальная церемония закладки обоих кораблей состоялась соответственно 28 апреля и 14 октября 1905 года. Строителем первого броненосца назначили младшего судостроителя В.А. Афанасьева, а второго — старшего судостроителя В.Х. Оффенберга.
Проблемы начались уже на старте. Для «Андрея Первозванного» отливку форштевня поручили Путиловскому заводу, который успешно справился с задачей. А вот для «Императора Павла I» форштевень пришлось отливать из двух частей, поскольку тут Путиловский завод в срок не уложился, а другого предприятия, способного изготовить его целиком за умеренную цену, в Петербурге не нашлось; Все бронирование для «Андрея Первозванного» поставлялось Ижорским, а для «Императора Павла I» — Обуховским заводами; палубную броню для обоих броненосцев изготовлял Ижорский завод.
По результатам проведенного 11 июня 1904 года на Охтенском полигоне испытания креплений рубашки позади брони стрельбой по специальному срубу, представлявшему собой часть борта (отсек бортового коридора между батарейной и нижней палубами с 203-мм броневой плитой) строящегося броненосца, выявилась необходимость усиления бимсов (расстояние между ними 1,22 метра) и разработки новой конструкции крепления борта за вертикальной броневой плитой.
30 апреля 1904 года получили одобрение чертежи общего расположения главных механизмов, разработанные Франко-Русским заводом, а 3 августа с ним заключили контракт на их поставку для «Андрея Первозванного». Механизмы для «Императора Павла I» Балтийский завод изготовлял сам.
Броненосец «Андрей Первозванный» . Как видите, корабль действительно «низкий», особенно по сравнению с «Бородино»
Артиллерийское оснащение кораблей
Строившиеся броненосцы предполагалось вооружить двухорудийными 305-мм башенными установками новой конструкции. По результатам объявленного конкурса (к апрелю 1904 года свои варианты представили Металлический и Путиловский заводы, Общество судостроительных, механических и литейных заводов в Николаеве, завод Лесснера), 7 сентября 1904 года МТК признал удовлетворяющей поставленным условиям, при наименьшей стоимости, установку Металлического завода, который и получил заказ (контракт от 4 июня 1905 года) на поставку 305-мм башен для «Андрея Первозванного»(стоимость со сборкой на корабле 750 тыс. руб., срок готовности на заводе 6 октября 1906 года). Изготовление таких же установок для «Императора Павла I» поручили (контракт от 29 июля 1905 года, стоимость со сборкой 710 тыс. руб., срок готовности на предприятии 16 ноября 1906 года) Путиловскому заводу.
Несколько позднее Металлический завод вышел победителем и в конкурсе на проект 203-мм двухорудийной 50-калиберной башенной установки, получив заказ на их поставку. Для «Андрея Первозванного» и «Императора Павла I» контракты- на изготовление таких установок были заключены 20 и 29 марта 1906 года со сроком готовности 26 апреля и 30 сентября 1907 года соответственно. Проектирование этих установок поначалу несколько задержалось, так как для увеличения скорострельности 203-мм снаряды решили расположить в кольцевых бомбовых погребах, аналогично 305-мм установкам, что позволило разместить все 203-мм заряды на платформе.
Гибель 31 марта 1904 года эскадренного броненосца «Петропавловск», приписанная, по одной версии, последовавшей за подрывом на японской мине детонации погребов боезапаса, а также находившихся на нем мин заграждения, заставила специалистов обратить серьезное внимание на целесообразность размещения этого вида оружия на корабле. По итогам проведенных на Черном море опытов, подтвердивших опасность размещения мин заграждения на кораблях, МТК 27 октября 1904 года принял решение от них отказаться.
21 декабря из проекта исключили и кормовой минный аппарат, но эти коррективы состава минного вооружения, практически не отражавшиеся на темпах строительства, не шли ни в какое сравнение с теми изменениями, которым подвергалось артиллерийское вооружение и особенно бронирование кораблей.
Башни главного 305-мм и среднего 203-мм орудий линейного корабля «Андрей Первозванный»
Ссылки [ править ]
- Голова, Майкл (2009). «Балтийский поход 1918–1920 гг., Часть II». Военный корабль Интернэшнл
. Толедо, Огайо: Международная организация военно-морских исследований.
XLVI
(3): 217–39. ISSN 0043-0374 . - Маклафлин, Стивен (2003). Русские и советские линкоры
. Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-481-4. - Мельников Р.М. (2003). Линейный корабль «Андрей Первозванный» (1906–1925)
(Линейный корабль «Андрей Первозванный» (1906–1925)). Санкт-Петербург: Корабли и сражения. (без ISBN)
Достройка броненосцев
К сожалению, после поражения России в русско-японской войне и подписания мира в 1905 г., работы по обоим кораблям значительно замедлились. А после 1907 г., со вступлением в строй британского «Дредноута», открывшего новую эру в истории военно-морских флотов, вопрос о достройке броненосцев «Андрей Первозванный» и «Император Павел I», вообще оказался под вопросом. Получалось, что два новейших корабля (да и вообще все броненосцы в мире), устарели ещё на стапеле.
Не удивительно, поэтому, что достройка обоих судов затянулась аж до 1911 года, к тому времени, когда были уже фактически достроены первые русские «дредноуты», линкоры типа «Петропавловск»!
25 февраля 1911 года «Андрея Первозванного» и «Императора Павла I» зачислили в действующий флот в сформированную тогда же бригаду линейных кораблей вместе с линкорами «Слава» и «Цесаревич», но еще в течение почти полутора лет на кораблях продолжалась сдача заказчику отдельных вспомогательных механизмов, систем, оборудования, а также устранялись выявленные на испытаниях недостатки, так испытания стрельбой торпедных аппаратов на «Андрее Первозванном» провели лишь 27 июня 1912 года.
Горьким утешением «молодым старикам» было то, что в их конструкции удалось практически в полном объеме учесть почти весь опыт русско-японской войны, в том числе идею полностью бронированного борта. Как уже говорилось, кораблестроители действительно создали идеальный броненосец для эскадренного боя, по типу Цусимского сражения. Жаль, что случилось это уже тогда, когда эпоха Цусимы давно отгремела и стала историей.
В заключении, привожу отрывок из рапорта командира строящегося эскадренного броненосца «Император Павел I» капитана 1-го ранга П.В. Римского-Корсакова от 30 марта 1908 г.:
«…Не раз я имел случай высказывать свое мнение, что из кораблей «Император Павел I» и «Андрей Первозванный» нельзя сделать «дредноутов», сколько бы их ни совершенствовали, и поэтому они никогда не достигнут того, чтобы сравняться с нашими будущими броненосцами.
В то же время нельзя ни на минуту сомневаться в том, что эти корабли в том виде, как они теперь обдуманы, всегда останутся весьма серьезными противниками для самых сильных броненосцев… Наши два корабля на некоторых курсовых углах с успехом могут состязаться даже с английским броненосцем «Dreadnouhgt».
Но при всем том они всегда останутся кораблями только 2-й линии боевых судов активного флота, они туда будут поставлены своим ходом, который даже по проекту на 3 узла меньше хода будущих броненосцев [имеются ввиду линкоры «Петропавловск»] нашего флота.
К чему же, спрашивается, что называется из кожи вон лезть, в стремлении совершенствовать их в одном направлении, заведомо ухудшая другие боевые качества также первостепенной важности, каким, например, является ход корабля.»
Линкор «Андрей Первозванный»
«Андрей Первозванный»
3 августа 1903 года зачислен в списки судов Балтийского флота и 11 мая 1905 года заложен на эллинге Нового адмиралтейства в Петербурге, спущен на воду 20 октября 1906 года, вступил в строй 13 мая 1912 года. 10 октября 1907 года переклассифицирован в линейный корабль.
Участвовал в 1-ой мировой войне (прикрытие действий легких сил флота) и Февральской революции; в числе первых восстал 16 марта 1917 года в Гельсингфорсе (Хельсинки).
7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота и 21 апреля 1921 года в состав Морских сил Балтийского моря. 5-10 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт.
Участвовал в гражданской войне (подавление мятежа на форту «Красная Горка» 13-15 июля 1919 года); входил в состав действующего отряда кораблей. 18 августа 1919 года был поврежден в Кронштадте торпедой, выпущенной английским торпедным катером, после чего был поставлен на восстановительный ремонт.
В годы гражданской войны 120-мм орудия корабля частично использовались на сухопутных фронтах, судах речных и озерных флотилий. С 1 сентября 1920 года находился в Кронштадтском военном порту на хранении, 15 декабря 1923 года сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 8 февраля 1924 года исключен из списков судов Морских сил Балтийского моря.
Впоследствии 203-мм башни корабля были установлены на фортах «Краснофлотский» и «Первомайский», а дальномеры и приборы управления артиллерийской стрельбой — на мониторах Амурской флотилии.
Линкор «Император Павел I» («Республика»)
Сноски [ править ]
- McLaughlin, стр. 180-81, 185
- Перейти
↑ McLaughlin, pp. 181, 187 - Маклафлин, стр. 186
- Маклафлин, стр. 181
- Маклафлин, стр. 180
- Перейти
↑ McLaughlin, pp. 188, 302 - ^ a b c Маклафлин, стр. 188
- Маклафлин, стр. 302
- ^ а б Маклафлин, стр. 322
- Глава, стр. 223
- ↑
Head, стр. 229, 232. - Глава, стр. 233
- ↑
Мельников, с. 96.
«Император Павел I» (с 19 апреля 1917 года — «Республика»)
3 августа 1903 года зачислен в списки судов Балтийского флота и 27 октября 1905 года заложен на Балтийском заводе в Петербурге, спущен на воду 7 сентября 1907 года, вступил в мае 1912 года. 10 октября 1907 года переклассифицирован в линейный корабль.
Участвовал в 1-ой мировой войне (прикрытие действий легких сил флота) и Февральской революции; первым на флоте восстал 16 марта 1917 года в Гельсингфорсе (Хельсинки). 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота и 21 апреля 1921 года в состав Морских сил Балтийского моря. Участвовал в гражданской войне (Ледовый переход из Гельсингфорса в Кронштадт 5-10 апреля 1918 года, оборона форта Ино в апреле 1918 года).
С 22 сентября 1920 года находился в Кронштадтском военном порту на хранении. В годы гражданской войны 120-мм орудия корабля частично использовались на сухопутных фронтах, судах речных и озерных флотилий. 22 ноября 1923 года сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.
• Справочник кораблей • ВМФ России • Корабли того же периода •
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет