Николай Пахомов — Образцовые броненосцы франции. Часть III. “Шарль Мартель”


Броненосцы штурмуют Кинбурн

Вечером 8 сентября (27 августа по старому стилю) 1855 года оборонявшие Севастополь русские войска по приказу командующего князя М.Д. Горчакова оставили жилую часть города и отошли на Северную сторону. Все укрепления Южной стороны были взорваны, остатки флота затопили в бухте. Русские батареи Северной стороны всё ещё держали бухту под огнём, поэтому союзный флот не мог использовать Севастополь: французы продолжали оставаться в Камышовой бухте, а британцы – в Балаклаве.

Теперь англо-французский флот полностью господствовал на Чёрном и Азовском морях, но никакого влияния на сухопутный фронт оказать не мог. Перед союзным командованием встал закономерный вопрос: что дальше? Англичане строили планы дальнейших операций в Бессарабии и на Кавказе, но считали, что первым делом надо захватить Николаев, где у России имелись мощные верфи, и могли укрыться остатки флота. Что же касается французов, то они хотели испытать свои только что созданные броненосные корабли – плавучие батареи типа «Девастасьон».

Кинбурн и Очаков

Вход в Днепровско-Бугский лиман с севера прикрывался крепостью Очаков, а с юга – крепостью Кинбурн, лежавшей на длинной и узкой Кинбурнской косе. Рядом с косой проходил основной фарватер глубиной 15 футов (4,7 м), узкий и извилистый. Русская артиллерия располагалась на высоком берегу, но здесь было только 15 орудий – основной фарватер пролегал южнее, и стрельба из Очакова не могла препятствовать движению судов по нему.


Вход в Днепровско-Бугский лиман на карте начала XIX века. ochakiv.info

Главная цитадель Кинбурна, построенная ещё турками, располагалась в 4 км от оконечности косы. Она имела форму квадрата, по углам располагались бастионы, а с сухопутных фасов имелись земляные валы. Согласно английским отчётам, в крепости имелось 69 орудий, в том числе 6 фланкирующих пушек и 12 мортир. Большинство орудий было стандартными 24-фунтовыми и 18-фунтовыми пушками на колёсных лафетах, открыто стоящими за барбетами или земляными насыпями. Кроме того, ближе к оконечности косы имелись две отдельные батареи – каменная и земляная, каждая ещё на 10 орудий.

Гарнизон под командованием генерал-майора Максима Кохановича состоял из 1484 человек – 1447 нижних чинов и 37 офицеров. Артиллерией командовал подполковник Полисанов, инженерной службой – штабс-капитан Седергольм. Кроме того, сюда входили две роты Одесского полка и 5-й резервный батальон Украинского егерского полка, состоявший, в основном, из старослужащих и новобранцев.

Для операций против Николаева и Херсона союзникам требовалось установить контроль над входом в Днепровско-Бугский лиман, а для этого сначала взять Кинбурн. Государственный военный секретарь Великобритании Фокс Мауле-Рамсей прямо заявил, что единственной целью этой операции – хоть как-то использовать мощь союзного флота и подтвердить его господство над Чёрным морем.

Планы союзного командования

29 сентября в штаб-квартире французского главнокомандующего в Крыму маршала Жан-Жака Пелисье состоялось совещание союзного военного руководства. Присутствовали командующий британскими войсками генерал-лейтенант Джеймс Симпсон, британский контр-адмирал Эдмунд Лайонс и французский вице-адмирал Арман-Жозеф Брюа.


Адмирал Арман-Жозеф Брюа. Художник – Пьер Франсуа Эжен Жиро (1856 год). commons.wikimedia.org

Главной задачей совещания было выяснить возможность взятия Кинбурна, а также определить силы, которые готова выделить для этого каждая сторона. 2 октября адмирал Брюа докладывал французскому морскому министру:

«Маршал умолял меня высказать моё мнение. Днём ранее я совещался с адмиралом Лайонсом и теперь мог говорить также и от имени моего коллеги. Мы не сомневались в успехе, но считали, что для его быстрого достижения необходимо использовать самые сильные средства. Эти средства у нас есть».

Французы могли выставить для операции 4 линейных корабля, 3 корвета, 4 авизо, 5 бомбардирских кечей, 5 больших и 7 малых канонерских лодок, а также 3 бронированные плавучие батареи. Англичане предоставили ещё бо́льшие силы: 6 линейных кораблей, 17 фрегатов и шлюпов, 10 канонерских лодок, 6 бомбардирских кораблей и 10 транспортов.

Главным козырем адмирала Брюа являлись плавучие батареи «Лав», «Тоннант» и «Девастасьон». Эти неуклюжие корабли были заложены во Франции в конце лета 1854 года, а к следующему лету их удалось доставить на Чёрное море. При нормальном водоизмещении в 1575 т каждая батарея несла по шестнадцать 50-фунтовых пушек, её борт до самого верха прикрывался 102-мм плитами кованого железа на 200-мм деревянной подкладке. Поверх деревянного настила палубы имелась 15-мм железная защита. 225-сильные машины обеспечивали батареям скорость не более 4 узлов, поэтому по морю их приходилось тянуть на буксире.


Французская плавучая батарея. korabli.eu

Адмирал Брюа предложил следующий план: сначала паровые фрегаты и лёгкие суда входят в Днепровско-Бугский лиман, чтобы предотвратить переброску подкреплений в Кинбурн из Николаева. Одновременно при поддержке корабельной артиллерии на южной стороне Кинбурнской косы (вне пределов огня из крепости) высаживался десант. Затем отрезанная с суши крепость уничтожается бомбардировкой всего союзного флота. Было решено, что для десантных действий хватит 10 000 человек. Брюа докладывал:

«Маршал [Пелисье], озабоченный трудностями снабжения, предложил выделить 3000 французских солдат. По настоянию адмирала Лайонса он поднял эту цифру до 4000 человек. Генерал Симпсон предложил дать 3500 человек. Судя по всему, по итогам совещания он решил, что контингент английских войск должен иметь ту же численность, что и наш».

30 сентября командующим десантными силами был назначен французский губернатор Севастополя бригадный генерал Франсуа-Ашиль Базен. Начальником штаба экспедиции и ответственным за погрузку войск стал командир эскадры Фор, а командование французскими войсками в Севастополе передавалось генералу Левайану.

Утром 6 октября назначенные для экспедиции французские корабли начали погрузку войск в Камышовой бухте. Вечером того же дня контр-адмирал Пеллион вышел из бухты с 12 кораблями, в Евпатории к нему присоединились ещё три. Пеллиону было предписано идти к Одессе и встать в виду неё – здесь назначили общий сбор союзного флота. На следующий день к Одессе вышел адмирал Брюа с 16 остальными кораблями, а также английские силы во главе с адмиралом Лайонсом. Во второй половине дня 8 октября вся союзная эскадра собралась перед Одессой, дожидаясь результатов разведки, для которой к Очакову и Кинбурнской косе были направлены канонерские лодки.

Прибытие большого вражеского флота вызвало в Одессе тревогу – здесь торопливо велись оборонительные работы, укреплялись старые батареи и устанавливались новые, возводились земляные укрепления. Из города эвакуировалась часть населения. Адмирал Брюа считал, что вполне может бомбардировать и сжечь Одессу, но император Наполеон III прямо запретил ему наносить какой-либо вред городу.


Северная Таврия, Одесса и Херсонский залив. William Howard Russell. The British Expedition to the Crimea

К тому времени, как от Очакова вернулась разведка, на море лёг густой туман, окутавший и Одессу, и союзный флот. Кораблям пришлось оставаться на месте, постоянно отмечая своё местоположение звоном колоколов. Лишь утром 14 октября туман рассеялся, и союзная эскадра смогла двинуться к Кинбурну. Корабли шли осторожно, постоянно промеряя фарватер с малых судов.

Десант на Кинбурнскую косу

К вечеру 14 октября эскадра подошла к входу в лиман и встала на якорях вне досягаемости русских орудий. Местом десанта был выбран пляж в 5 км юго-восточнее крепости, где ширина косы увеличивалась до 2 км, а её низменная песчаная поверхность сменялась дюнами. В ночь на 15 октября отряд из четырёх английских и пяти французских канонерок вошёл в лиман, подвергшись безрезультатному обстрелу из Очакова и Кинбурна.

Высадка началась утром 15 октября, от флота руководство ею осуществлял начальник штаба командующего флотом Жюрьен де ла Гравье. Солдаты пересаживались с транспортов и боевых кораблей в вёсельные лодки, которые сначала буксировались небольшими пароходами и канонерками, а затем шли к берегу самостоятельно.

В первой волне десанта французы высадили бригаду Эммануэля Феликса де Вимпффена – егерский и стрелковый батальоны общей численностью около 2000 человек при двух полевых орудиях. Одновременно правее них англичане высадили столько же пехотинцев, и тоже с двумя полевыми пушками – бригадой командовал полковник Август Альмерик Спенсер. Также к вечеру удалось выгрузить некоторое количество кавалерии. Погода постепенно портилась, выгрузка артиллерии и снабжения сильно замедлилась, а генерала Базена солдатам пришлось нести из лодки на руках.


Кинбурнская коса и крепость Кинбурн в 1830-х годах. Атлас крепостей Российской империи, СПб [б. д., не ранее 1853 г.]

Высадившиеся войска союзников заняли село Кинбурн, после чего бригада Спенсера развернулась фронтом на юго-восток, чтобы воспрепятствовать деблокаде крепости извне, а бригада де Вимпффена – фронтом на северо-запад, чтобы не дать русскому гарнизону прорваться из окружения.

К середине дня 15 октября, несмотря на волнение моря, канонерки и бомбардирские корабли приблизились к берегу на расстояние около 2400 м (13 каб) и обстреляли крепость. Из-за усилившегося волнения стрельба была безрезультатной, и к сумеркам бомбардировка прекратилась. По докладу капитан-лейтенанта Стеценкова, отправленного в Кинбурн комендантом Очакова генералом Кноррингом для выяснения ситуации, «наша артиллерия отвечала беглым огнём, но, по причине своего малого калибра, не могла причинить кораблям существенного вреда… Урон гарнизона в этот день состоял из 3-х убитых и 24-х раненых».

На следующий день, 16 октября, из-за сильной волны и ветра обстрел не состоялся. Стеценков докладывал:

«Порывы бурного ветра и зыбь не дозволяли неприятелю действовать по крепости, и в течение целых суток Кинбурн и береговые батареи обменялись с канонерскими лодками всего лишь несколькими выстрелами. Пользуясь затишьем, штабс-капитан Седергольм прикрыл пороховые погреба чугунными колёсами от старых лафетов, что оказалось действенным средством от удара бомб».

Тем временем на суше войска союзников начали возводить полевые укрепления и укрытия для боеприпасов. Песчаный грунт сильно облегчал работу, но уже на метровой глубине показалась вода. Утром 16 октября французские кавалеристы провели разведку полуострова – прошли на двадцать верст к востоку, осмотрели брошенное жителями большое село Покровку и взяли здесь двух пленных из береговой охраны. Пленные сообщили, что русских войск поблизости нет, и какие-то подкрепления могут прибыть только по воде из Очакова.

Бомбардировка Кинбурна

К вечеру 16 октября шторм начал успокаиваться, и было решено начать атаку Кинбурна флотом на следующий день. Ещё ночью союзные войска на косе начали понемногу подбираться к крепости, выдвигая вперёд аванпосты и подводя ближе к ней свои апроши. К утру 17 октября французские солдаты 14-го егерского батальона заняли передовые позиции в сгоревшем селе в 900 м от крепости. Их продвижение было обнаружено – около 7 часов утра из крепости сделали по французам около 30 выстрелов, не нанёсших им вреда.


Бомбардировка Кинбурна союзным флотом. Гравюра М. Анри Рулена из «L llustration Journal Universel» (1855 год)

Тем временем ночью моряки союзников со шлюпок произвели возле крепости промеры глубин, чтобы определить, как близко смогут подойти к берегу плавучие батареи с их максимальной осадкой в 3 м. Чтобы отметить огневые позиции, лейтенант де Раффен с батареи «Девастасьон» со шлюпки установил три буя на расстоянии 550 м от крепости. На обратном пути храбрый лейтенант был убит огнём из крепости (в число потерь, понесённых плавучими батареями при штурме Кинбурна, его не включают).

С утра 17 октября погода была хорошей, и около 9 часов адмирал Брюа двинул вперёд три своих бронированных корабля. Жертва лейтенанта де Раффена оказалась напрасной – батареи так не дошли до буёв. «Девастасьон» встал на якорь в 880 м от крепости, «Лав» – в 975 м, «Тоннант» – в 1150 м. Первым в 9:06 открыл огонь «Девастасьон», до 9:20 к бомбардировке присоединились остальные две батареи. Серый цвет, в который были окрашены батареи, придавал им «вид ужасный и зловещий»

. Крепость открыла ответный огонь и вскоре полностью окуталась дымом.


Общая схема атаки крепости Кинбурн союзным флотом. Bowen Stilon Mends. Life of Admiral Sir William Robert Mends

В 10:10 к канонаде присоединились шесть английских и французских мортирных кечей, открывших огонь с большой дистанции (2500 м). Стрельба из Кинбурна постепенно слабела, поэтому около половины первого дня к берегу приблизились и остальные корабли союзников – их возглавляли фрегат «Монтебелло», флагман адмирала Брюа, и линкор «Кинг Альберт», флагман Лайонса. Корабли выстроились в две линии примерно в 1600 м (9 каб) от косы (ближе им не позволяли подойти глубины).

Тем временем часть кораблей во главе с линкорами «Вэлороус» и «Асмодэ» прошла мимо Очакова в лиман и начала обстрел Кинбурна с другой стороны. В крепости вспыхнули пожары, её пушки одна за другой прекращали огонь – по английским описаниям, к концу боя с южной стороны продолжало стрелять всего одно орудие. Этим воспользовались французские егеря: они через кусты подобрались на 300-400 м к крепостному рву и начали обстреливать артиллеристов на барбете крепости, а также солдат, пытавшихся укрыться от бомбардировки во рву.

К половине двенадцатого почти вся артиллерия южного фаса крепости была выведена из строя. Внутри вспыхнули пожары – горели деревянные дома, склады, артиллерийские казармы. Бомбардировка продолжалась до двух часов дня. «В последние двадцать пять минут крепость почти не стреляла –

докладывал адмирал Брюа морскому министру.
– Лишь на северной её стороне часть орудий продолжала вести огонь. Я и адмирал Лайонс решили, что следует уважать храбрость отважных людей, с которыми мы сражались. Соответственно, мы подняли сигнал о прекращении огня и отправили на берег две лодки со знаками парламентёров, французскую и английскую».

Падение Кинбурна

К этому времени гарнизон крепости понёс серьёзные потери, и был деморализован многочасовым обстрелом. Бо́льшая часть орудий вышла из строя, среди деревянных строений полыхал пожар. В то же время русские артиллеристы хорошо видели, как 24-фунтовые ядра отскакивают от железных бортов плавучих батарей, бьющих почти в упор. На других вражеских кораблях потерь тоже видно не было. Сам факт, что флот союзников беспрепятственно прошёл в лиман, подчеркивал бессмысленность дальнейшего сопротивления.


Вид Кинбурна с плавучей батареи «Лав» после бомбардировки. Гравюра 1855 года. alamy.com

Между тем, войска союзников на суше были готовы к атаке, а пехоты для её отражения у генерала Кохановича не имелось – кроме артиллеристов в гарнизоне находились лишь необстрелянные новобранцы. По утверждениям французов, они наблюдали, как часть солдат без офицеров вышла из юго-восточных ворот крепости и готовилась сдаваться.

После некоторых раздумий Коханович согласился принять условия капитуляции вопреки протестам некоторых офицеров. Делегация союзников сообщила об этом на корабли. На берег был направлен майор Лежен, чтобы сообщить генералу Базену о прекращении боевых действий. Батареи, расположенные севернее по косе, приказа о сдаче не получили, а потому продолжали отстреливаться ещё какое-то время – они были подавлены пароходофрегатом «Террибль», подошедшим вплотную к берегу.


Внутренний вид крепости Кинбурн после обстрела. ochakiv.info

Первыми во французском лагере собрались русские солдаты, лишь позднее группами по 4-5 человек стали подходить офицеры; по условиям капитуляции им разрешалось сохранить сабли. Последним пришёл генерал Коханович. Французский историк Сезар Лекат де Базенкур писал в своём описании Крымской кампании:

«Он шёл медленно. Его суровое лицо, черты которого были искажены, выражало самое горькое разочарование, а взгляд упёрся в землю. Когда он подошёл к генералу Базену, то с трудом поднял руку для пожатия. Французский генерал пожал руку своему пожилому пленнику, который столь упорно защищал честь русского флага до последней минуты, и сказал ему слова утешения. Вслед за генералом прибыл главный инженер крепости, энергичный солдат, который до последнего момента выступал против капитуляции. Вся эта сцена, проходившая на гласисе форта, всё ещё окутанном клубами порохового дыма, была отмечена печатью величия».

Английский капитан Джеймс Кардиган в своём дневнике ещё более расцвечивает эту сцену:

«Генерал-майор Коханович шёл вперед с саблей в одной руке и пистолетом в другой. Он бросил свою саблю к ногам офицера и разрядил пистолет в землю. Он был взволнован до слёз, покидая крепость, обернулся и горячо воскликнул на русском, из чего переводчик смог только разобрать: „О Кинбурн, Кинбурн! Слава Суворова и мой позор, я оставляю тебя” или что-то подобное…»

Описывая пленных, Кардиган о.


Сдача генерала Кохановича. alamy.com

Всего в плен сдалось около 1100 русских солдат. Гарнизон Кинбурна потерял 45 человек убитыми и 130 ранеными. Основная часть ущерба была нанесена огнём 50-фунтовых орудий с плавучих батарей, подошедших к крепости почти вплотную. Остальные корабли находились дальше, и их огонь был гораздо менее эффективным.

Плавучая батарея «Девастасьон» за четыре часа бомбардировки выпустила 1265 снарядов (в том числе 82 разрывных) и получила 72 попадания: в частности, 31 ядро угодило в бортовую броню, 35 – в палубу, остальные – в рангоут. Лишь три ядра проникло внутрь корабля через пушечные порты и открытый люк в палубе – было убито 2 матроса, и ранено 13. Сам корабль серьёзного ущерба не понёс. «Тоннант» выпустил 1012 снаряда и получил 66 попаданий в броню, на корабле было 9 раненых. «Лав» выпустил 900 снарядов, попаданий не получил и потерь не имел. Прочие корабли союзников попаданий и потерь также не имели.


Внутренний вид крепости Кинбурн после капитуляции. Дом коменданта. Фотограф — Жан-Батист Анри Дюран-Браже (1855 год).

17 октября около 6 часов вечера французские солдаты окончательно заняли крепость и принялись тушить пожары, угрожавшие уничтожить все деревянные строения и продовольственные запасы. Это удалось сделать лишь к утру, после прибытия моряков с водяными насосами.

Итоги штурма

Утром 18 октября было обнаружено, что русские взрывают укрепления и батареи Очакова. 19-20 октября французская пехота генерала Базена провела разведку до Херсона, не встретив организованного сопротивления. В то же время союзная эскадра попыталась войти в устье Буга и пройти к Николаеву, однако у Волошской косы попала под огонь береговых батарей и отступила. Отечественные работы утверждают, что англичане обнаружили мины, установленные здесь ещё летом 1854 года, английские же источники ссылаются на узость и неисследованность фарватера Буга, его загромождённость затопленными судами и опасность русских батарей.


Французский лагерь в разрушенной крепости Кинбурн. ochakiv.info

Адмирал Лайонс заявил, что Николаев надо брать десантом с суши, а для этого потребуется 15 или даже 25 тысяч человек. Маршал Пелисье отказался выделять столь большие силы. В итоге было решено, что экспедиция против Николаева потребует слишком много ресурсов, и её перенесли на 1856 год.

Кинбурн остался в руках союзников, запирая выход из Днепровско-Бугского лимана. Часть разрушенных стен была восстановлена, в крепости установили орудия, снятые с кораблей. На зиму здесь оставили 700 французских и сардинских солдат, а также все три бронированные батареи и несколько канонерских лодок. Адмирал Брюа отправил императору Наполеону III восхищённый доклад об эффективности бронированных судов, в котором писал: «От этих ужасных машин войны можно ожидать всего»

.


Плавучая батарея «Тоннант», зимующая во льдах возле Кинбурна. Géraldine Barron, L’hivernage de Kinburn: mise à l’épreuve de la «marine nouvelle»

С наступлением холодов выяснилось, что удержание Кинбурна составляет большую проблему. Пожар уничтожил большинство жилых строений: французам и сардинцам, непривычным к холодам, пришлось обитать в палатках и землянках. Вдобавок в крепости осталось мало продовольствия, а подвоз его по морю оказался затруднён из-за установившегося льда. Попытки совершать рейды за продовольствием на материк пресекались казачьими разъездами, в итоге 48 солдат попало в плен, а ещё 119 умерло от болезней – таким образом, только безвозвратные потери достигли четверти всего состава гарнизона.

В конце декабря повреждённые льдом батареи «Лав» и «Девастасьон» были отведены в Тендровский залив, и у Кинбурна осталась только батарея «Тоннант», вокруг которой приходилось постоянно пилить лёд. 15 февраля 1856 года, через два дня после начала мирных переговоров в Париже, английский фрегат «Агамемнон» подошёл к Кинбурнской косе и снял с неё основную часть гарнизона. Батарея «Тоннант» также была отведена в Тендровский залив, где занялась гидрографическими исследованиями. Остатки союзного гарнизона сняли с косы в апреле, уже после подписания Парижского трактата 18 марта 1856 года. Арсенал крепости союзники взорвали, а частично восстановленные укрепления разрушили вновь.


Французские корабли на зимовке возле Кинбурнской косы. Художник Пьер-Эмиль де Криссенуа (1870 год). commons.wikimedia.org

В 1857 году крепость Кинбурн была официально ликвидирована в соответствии с XIII статьёй Парижского трактата, по которой всё побережье Чёрного моря подлежало демилитаризации. Позднее, уже в 1870-х годах, её каменная кладка была использована для возведения укреплений искусственного острова Батарейный (ныне – Первомайский) на Очаковской банке. Таким образом, фактически крепость оказалась перенесена на новое место в 3 км к северо-востоку, более удобное для контроля над фарватером. На прежнем месте от неё почти ничего не осталось – ныне на Кинбурнской косе сохранился лишь южный ров и остатки земляного вала.

Литература:

  1. Bowen Stilon Mends. Life of Admiral Sir William Robert Mends G.C.B. London: John Murray, 1899
  2. Andrew Lambert. The Crimean War: British Grand Strategy against Russia, 1853-56. New York: Routledge, 2011
  3. Eric Gille. Cent ans de cuirassés français. Nantes: Marines, 1999
  4. César Lecat de Bazancourt. L’expédition de Crimée jusqu’a la prise de Sébastopol, 1857
  5. William Howard Russell. The British Expedition to the Crimea. London, 1877
  6. Géraldine Barron, L’hivernage de Kinburn: mise à l’épreuve de la «marine nouvelle» // Marine, science, technique, 06.08.2013
  7. С. Гаврилов, «Последний успех» // Вечерний Николаев №92 (3108), 20 августа 2011 года

Сноски [ править ]

  1. ^ a b Jordan & Caresse , стр. 22–23.
  2. Ропп , стр. 223.
  3. Ропп , стр. 222.

  4. Brassey 1889 , стр. 65.
  5. Гардинер , стр. 283.

  6. Jordan & Caresse , стр. 32, 38–40.
  7. ^ a b c Caresse , стр. 136.
  8. ^ a b Гардинер , стр. 293.

  9. Jordan & Caresse , стр. 25–26, 28.
  10. Купер , стр. 802.
  11. Caresse , стр. 137-139, 142.
  12. ^ a b c Caresse , стр. 137.
  13. Фридман , стр. 210.
  14. Фридман , стр. 216.
  15. Фридман , стр. 224.
  16. Caresse , стр. 137, 141.
  17. Фридман , стр. 227-229.
  18. Caresse , стр. 137-138.
  19. ^ a b Jordan & Caresse , стр. 26.
  20. Caresse , стр. 136-137.
  21. Caresse , стр. 141-143.

  22. Brassey 1898 , стр. 26.
  23. Caresse , стр. 142.
  24. ^ a b Caresse , стр. 143.
  25. Caresse , стр. 143-145.
  26. Caresse , стр. 144.
  27. ^ a b Jordan & Caresse , стр. 217–219.
  28. ^ a b c Caresse , стр. 145.
  29. Caresse , стр. 145-146.
  30. «Военно-морская и военная разведка». The Times
    (36764). Лондон. 10 мая 1902 г. с. 8.
  31. Перейти
    ↑ Brassey 1903 , pp. 57, 59.

  32. Jordan & Caresse , стр. 223.
  33. ^ a b Caresse , стр. 147.
  34. Перейти ↑
    Journal of the Royal United Service Institution , p. 474.

  35. Jordan & Caresse , стр. 223–224.
  36. Перейти ↑
    Journal of the Royal United Service Institution , p. 88.
  37. Перейти ↑
    Journal of the Royal United Service Institution , p. 729.
  38. Палмер , стр. 171.
  39. ^ a b c d Caresse , стр. 148.

  40. Jordan & Caresse , стр. 232.

  41. Jordan & Caresse , стр. 239.
  42. Caresse , стр. 148, 151.

Билды

Перки 1 лвл. Арт тревога или Приоритетная цель. Оба джва. Приоритетная цель постоянно будет показывать насколько вас фокусят (на фр. кр. обычно это значение 9+). Тревога же даст какое-никакое понимание когда начинать уворот. Бывало так, что в начале боя тревога спасала от залпов с 20 км, которые я даже не видел.

2 лвл. Отчаянный. Как дополнительный буст ДПМа. В качестве альтернативы — из последних сил (но я бы не сильно советовал, двигло выбивают редко, а за починку рулей отвечает модернизация).

3 лвл. Суперинтендант. 1 дополнительный форсаж сейчас и 1 дополнительная хилка дальше на 9-10 уровнях. Взрывотехник. Стоковый шанс пожара весьма средний, не помешает апнуть.

4 лвл. Маскировка. Не раз спасёт вас от фокуса.

Модернизации

1 слот. Живучесть ГК. Без альтернатив.

2 слот. Точность, прибавка профилактическая, но хоть какая. Дальность ПВО. Если авики достают.

3 слот. СБзЖ,или что вам больше по вкусу, если нет мода на форсаж. Если есть — безальтернативно его.

4 слот. Рули –безальтернативно.

5 слот. Рули. Как я уже говорил раньше, Шарль довольно туговат на перекладку.

Расходники

Ремка. Голдовая – хорошо, но можно оставить и обычную.

ГАП или Заградка на ваш выбор. В обычном варианте.

Истребитель. Обычный.

Форсаж. Достаточно обычного.

Оценка проекта

В целом, несмотря на ряд конструктивных и технических различий, пять броненосцев типа «Шарль Мартель» были несомненным успехом французского кораблестроения. Имея хорошую мореходность, они были мощно вооружены, рационально и эффективно защищены. Введение верхнего пояса позволило устранить основной недостаток предшествующих французских броненосцев — малую площадь бронированного борта — при одновременном сохранении традиционного для французского кораблестроения мощного сплошного бронирования по ватерлинии. Некоторым недостатком было наличие артиллерии главного калибра двух разных калибров — 305 и 274 мм — но при дистанциях морского боя конца 19-го века, проблемы управления огнём практически не вставали. Ромбическое же расположение гарантировало равно мощный обстрел при любом положении корабля, существенно облегчая движение эскадры в бою.


Сравнивая пять «Шарлей Мартеллей» с вступившими в строй почти одновременно британскими броненосцами типа «Маджестик», можно видеть, что французам удалось создать чрезвычайно удачные корабли. При меньшем водоизмещении, французские корабли имели сопоставимую скорость и более удачное вооружение и бронирование.

Главным недостатком британских кораблей была уже устаревшая для 1890-х артиллерия главного калибра — 305-миллиметровые пушки BL 12 inch Mk VIII, требовавшие для перезарядки постановку в диаметральную плоскость и дававшие один выстрел примерно за 1,2-1,5 минуты[5]. Теоретически французские 305-миллиметровые орудия давали один выстрел в минуту[6], а 274-миллиметровые — до 3-х выстрелов в минуту[7][8], практическая скорострельность составляла первоначально 1 выстрел за 5 минут (это объясняется задымлением башен после выстрела), после оборудования устройством Марбёк удалось повысить до выстрела за две минуты[9] .

Кроме того, французские орудия имели большую длину ствола и более высокую начальную скорость снаряда. Бронирование французов также было более рациональным и эффективно прикрывающим площадь корпуса: британские броненосцы имели незащищенные оконечности и недостаточно толстый главный пояс (хотя и усиленный скосом броневой палубы), что в бою могло привести к многочисленным пробоинам на уровне ватерлинии и гибели кораблей за счет потери остойчивости при наборе воды через пробоины.

Основным недостатком французских броненосцев было неудовлетворительное качество 138,6-мм орудий, которые, хотя и имели большую дальность ведения огня, были недостаточно скорострельны. С другой стороны, французские башенные скорострельные орудия имели лучшие сектора обстрела и были значительно разнесены по корпусу, что делало маловероятным выведение из строя нескольких орудий одним попаданием. Кроме того, с 1895 года французская артиллерия начала применять в снарядах мелинит, резко усилив фугасное действие.

Название«Шарль Мартель»«Ройал Соверен»«Маджестик»
СтранаФранция ФранцияВеликобритания ВеликобританияВеликобритания Великобритания
Водоизмещение11639 т14150 т14890 т
Скорость18 узлов17 узлов17,6 узлов
Основное и вспомогательное вооружение2×305-мм/45, 2×274-мм/40, 8×138,6-мм (по 4 на борт)4×343-мм/30, 10×152-мм (по 5 на борт)4×305-мм/35, 12×152-мм (по 6 на борт)
Бортовой залп в 5 минут9 тяжелых и 80 средних снарядов6-8 тяжелых и 175—200 средних снарядов8-12 тяжелых и 200—250 средних снарядов
Броневая защита450-305 мм сталеникелевый пояс по ватерлинии457-365 мм сталежелезный пояс в цитадели229-мм гарвеированный пояс в цитадели и 100-мм скос броневой палубы

Примечания

  1. 12Паркс, Оскар.
    Линкоры Британской империи. — Том IV. — С. 68.
  2. Для сравнения, британские 305-миллиметровые 35-калиберные орудия перезаряжались только в диаметральной плоскости, что приводило к резкому снижению скорострельности до 1 выстрела в 1,5-2 минуты.
  3. Самый короткий из кораблей первой серии
  4. При полной загрузке броневой пояс почти скрывался под водой.
  5. [www.navweaps.com/Weapons/WNBR_12-35_mk8.htm Britain 12"/35 (30.5 cm) Mark VIII]
  6. [w[www.navweaps.com/Weapons/WNFR_12-40_m1893.htm France 305 mm/40 and 305 mm/45 (12") Model 1893 and 1893/1896]li>
  7. [www[www.navweaps.com/Weapons/WNFR_10-45_m1893.htm French 274 mm/45 (10.8") Model 1887/1893]>
  8. Все данные приводятся по полигонной скорострельности, так как актуальная в бою зависела от множества непросчитываемых параметров.
  9. Н.А. Пахомов.
    Образцовые броненосцы Франции. Часть 1. «Жорегибери». — СПб.: Истфлот, 2011. — С. 39. — 104 с. — ISBN 978-5-98830-051-0.

Подтип «Массена»

Последующие два броненосца были трехвинтовыми, и вооружались 40-калиберными 305-миллиметровыми орудиями образца 1893 года.

«Массена»


«Массена» была первым из трехвинтовых броненосцев и имела водоизмещение в 11735 тонн. Её длина составляла 112,65 м, ширина — 20,27 м, осадка — 8,9 м. Предполагалось, что корабль будет иметь водоизмещение в 10850 тонн, но из-за строительной перегрузки он оказался больше чем рассчитывалось, и глубже сидел в воде[4]. [4]дводный борт его был сильно срезан в кормовой части, повторяя конструкцию «Шарль Мартель».

Корабль имел три паровые машины общей мощностью 13400 лошадиных сил. Скорость не превышала 17 узлов, но, как считалось, трехвинтовые корабли обладали лучшей маневренностью.

«Массена» был вооружен новыми 40-калиберными 305-миллиметровыми орудиями образца 1893 года, с высокой начальной скоростью снаряда. Эти орудия считались в то время одними из лучших в мире, значительно превосходя устаревшие британские 35-калиберные пушки. Вспомогательное вооружение частично повторяло «Шарль Мартель» — 138,6-мм орудия стояли в одноствольных башнях — но было значительно усилено добавлением восьми 100-миллиметровых скорострельных орудий. Противоминное вооружение состояло из 12-и трехфунтовых пушек и восьми 1-фунтовых орудий. Торпедное вооружение состояло из двух надводных и двух подводных 450-мм торпедных аппаратов.

«Массена» был единственным из всех броненосцев, получившим броневые плиты из гарвеевской брони. Толщина вертикальной броневой защиты осталась прежней, но прочность брони существенно возросла. Горизонтальная защита состояла из двух броневых палуб — верхней, основной, толщиной 69 мм, и нижней — противоосколочной, толщиной 38 мм. Предполагалось, что в случае пробития снарядом основной броневой палубы, нижняя сдержит взрыв и распространение осколков.

«Бувэ»


Заложенный в сентябре 1892 года, «Бувэ» имел водоизмещение в 12007 тонн, что делало его крупнейшим среди «Шарль Мартелей». Корабль имел длину в 117,81 м, ширину в 21,39 м, и осадку в 8,38 м. В движение его приводили три паровые машины общей мощностью 15000 л.с., что позволяло развивать скорость до 18 узлов. В отличие от других кораблей серии, он имел гладкую верхнюю палубу по всей длине корабля и меньшую надстройку.

Вооружение его было полностью идентично «Массене», хотя расположение 138,6-мм орудий соответствовало «Шарлю Мартелю». Орудия главного калибра располагались на одном уровне высоко над водой, что облегчало применение артиллерии в непогоду — на предыдущих кораблях, кормовая башня располагалась ниже носовой. Бронирование корабля было выполнено из сталеникелевой брони (что было некоторым шагом назад, в сравнении с гарвеированой броней «Массены», но незначительным, так как французская броня отличалась в то время высоким качеством).

Ссылки

  • Brassey, Thomas A., ed. (1889). Brassey’s Naval Annual (Portsmouth, UK: J. Griffin & Co.).
  • Brassey, Thomas A., ed. (1898). Brassey’s Naval Annual (Portsmouth, UK: J. Griffin & Co.).
  • Brassey, Thomas A., ed. (1903). Brassey’s Naval Annual (Portsmouth, UK: J. Griffin & Co.).
  • Caresse, Philippe (2007). The Iéna Disaster, 1907. Warship 2007. London: Conway. pp. 121–138. ISBN 1-84486-041-8.
  • Gardiner, Robert, ed. (1979). Conway’s All the World’s Fighting Ships 1860—1905. Greenwhich: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4.
  • de la Loge d’Ausson, Enseigne de Vaisseau (1976). «French Battleship Jaureguiberry». F.P.D.S. Newsletter (Akron, OH: F.P.D.S.) IV (3): 22-24.
  • Gibbons, Tony (1983). The Complete Encyclopedia of Battleships: A Technical Directory of Capital Ships from 1860 to the Present Day. New York: Crescent Books. ISBN 0-517-37810-8.
  • Leather, John (1976). World Warships in Review: 1860—1906. London, UK: Redwood Burn Ltd. ISBN 978-0-356-08076-5.
  • Preston, Antony (1972). Battleships of World War I. Harrisburg, PA: Stackpole Books. ISBN 0811702111.
  • Palmer, W., ed. (1908). Hazell’s Annual (London, UK: Hazell, Watson & Viney, Ltd.).
Стационерные броненосцы Броненосцы типа «Alma» · Броненосцы типа «La Galissoniere» · Броненосцы типа «Bayard» · Броненосцы типа «Vauban»
Броненосцы береговой обороны Броненосные тараны типа «Cerbere» · Мониторы типа «Tonnere» · Мониторы типа «Tempete» · Броненосцы типа «Tonnant» · Броненосцы типа «Jemmapes» · Броненосцы типа «Bouvines»
тип «Шарль Мартель» «Шарль Мартель» · «Карно» · «Массена» · «Жорегиберри» · «Буве»
тип «Шарлемань» «Шарлемань» · «Сен-Луи» · «Голуа»
«Йена» «Йена»
«Сюффрен» «Сюффрен»
«Анри IV» «Анри IV»
тип «Републик» «Републик» · «Патри»
тип «Демократи» «Демократи» · «Либерте» · «Жюстис» · «Верите»
тип «Дантон» «Дантон» · «Вольтер» · «Кондорсе» · «Дидро» · «Мирабо» · «Верньо»
: неверное или отсутствующее изображениеДля улучшения этой статьи желательно:
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Тактика

Игра на Шарле это постоянный поиск баланса между тем, чтобы реализовать ДПМ его орудий, и при этом не угодить под фокус всей вражеской команды. Под форсажем сближение с противником происходит очень быстро, и легко переступить ту черту, когда отворачивать будет поздно и маскировка не поможет. А значит нужно стараться держаться где-то посередине союзных сил, пользуясь дальностью своего ГК.

Противодействие классам

Эсминцы

РЛС в каком-либо виде на французах отсутствует, так что профильным охотником на эсминцы не стать. Но если маленький торпедаст совершил ошибку и подставился под француза, то его остаётся только пожалеть. Убежать от Мартеля под форсажем очень сложно, а 6 орудий на носу, помноженных на отличный ДПМ, не оставят эсминцу и шанса. Подловить на торпедах накачанного коньяком капитана Мартеля можно разве что случайно.

Крейсеры

Хорошо кушают ббшки в борт, неплохо получают и от фугасов. При стычке с вражескими крейсерами у мартеля есть преимущество — можно держаться носом, как какой-нибудь Де мойн, и обстреливать противника из 6 орудий. Это не раз поможет вам одержать победу над крейсером в ближнем бою. Однако, если речь про дальний бой, то тут наступает паритет. На 16-17 км французские снаряды летят довольно долго, и попасть можно разве что по отъявленному рельсоходу.

Ещё одна фича — можно воспользоваться своей скоростью и на форсаже под инвизом прокрасться на самый край фланга, там где вас никто не ждёт. Стоящие к вам бортом крейсера противника будут очень рады.

Линкоры

Самая вкусная еда и самые опасные противники. Хорошо подходят для реализации нашего ДПМа — попадать по ним легко и с максимальной дистанции, но вот горят гады, как-то не очень. В этом есть у Мартеля проблема — его базовый шанс поджога вроде бы неплох, но «прокает» довольно нестабильно. Если под фокусом какого-нибудь Кутузова любой ЛК будет гореть перманентно, то катая Мартель у вас неоднократно будут случаи, когда вражеская броневанна поджигается буквально с 1-2 залпа, но после прожатия ремки вообще отказывается гореть. Пилишь её, пилишь, пилишь, но кроме прямого урона эффекта 0.

Кроме того сама броневанна отнюдь не беззащитна перед французской коньячной угрозой. Корпус у Мартеля высокий, цитадель большая, какой-то сильной брони нет, цитадельки выбиваются просто на отлично. И вроде бы есть дальность, чтобы не подставляться, но баллистика Шарля такова, что хочется постоянно подойти поближе, чтобы брать меньшее упреждение и больше снарядов попадало в цель.

В прочем, есть некоторые хитрости, чтобы выживать под фокусом броневанн. Старайтесь держаться к ванне под очень острым углом (это не сложно, так как в подавляющем большинстве случаев она будет от вас удирать) — так вы сохраните большую часть дпма при маневрах. Используйте инвиз, когда есть возможность — если дистанция стала опасной лучше перестать стрелять, отсветиться, развернуться и только после этого вернутся в бой.

Используйте форсаж грамотно. Этот расходник отлично подойдёт для того чтобы сменить фланг, или прийти на помощь союзникам вдалеке. Кроме того, в бою форсаж даёт вам право первого промаха. Обычно, первый залп вражеские ЛК дают по вам со стандартным упреждением узлов где-то на 30. А значит максимум что вы получите — выбитые рули и пару тысяч урона. Поэтому 1-2 залпа вражеского ЛК можно идти на всех парах, под форсажем, не отворачивая. Правда не стоит злоупотреблять этой хитростью, как правило, на 3-4 залпе до вражеской броневанны доходит что именно идёт не так.

Заключение

Charles Martel — один из лучших крейсеров ожидающих вас на 8 уровне. Конечно, он не так комфортен как Аутаго, и не так нагибуч как Кукуруза, но в рамках прокачиваемых кораблей очень немногие 8-ки способны составить ему конкуренцию. Отличный ГК, будто снятый с Орлеана и модернизированный как надо, это уже повод обратить на Шарль внимание, но, в добавок, тут ещё и шикарная способность доставлять этот ГК туда куда надо. Соответственно и способность влиять на бой в прямых руках у Шарля сильна как никогда. Правда это же и минус — в кривых, пропитых руках быстрый француз будет лишь быстрее спливаться, недоумевая почему его не прикрыли союзники.

Мартель — отличный коньяк крейсер. Который вы вряд ли оставите в порту, ведь Saint Lоuis ещё лучше…

Автор публикации

не в сети 4 недели

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]