СА-1 «Шнейдер». Первые «сухопутные линкоры» Франции


СА-1 «Шнейдер»: первый французский танк

СА-1 «Шнейдер» — это штурмовой французский танк периода Первой мировой войны. Он стал первым французским танком в истории и одним из первых серийных танков в мире. Создавался как некий аналог первому английскому танку типа Mark 1, хорошо известному за свою ромбовидную форму корпуса. Танк СА-1 серийно производился с 1916 по 1917 гг., за это время французам удалось собрать около 400 таких боевых машин. С точки зрения современного человека СА-1 «Шнейдер» можно было бы отнести к штурмовым орудиям, а не танкам. У истоков танкостроения во Франции находился полковник (позднее генерал) Ж. Б. Этьен. Как и его современник, англичанин Суинтон, первоначально он обратил свое внимание на высокую проходимость американских тракторов «Холт», в этой связи у него появилась идея разработать на базе данного трактора боевую гусеничную машину. Уже 1 декабря 1915 года Этьен пишет письмо на имя главнокомандующего французских войск Ж. Жоффра, в котором доказывает целесообразность постройки «сухопутных броненосцев». 12 декабря того же года полковник Этьен был принят в Генштабе французской армии лично главнокомандующим и смог заручиться его поддержкой.

Заручившись поддержкой в высшем руководстве французской армии, Этьен обращается за технической помощью к известному конструктору и владельцу одноименной автомобильной фирмы Луи Рено. Однако Рено отказывается от участия в проекте по разработке танка, сославшись на загруженность текущими военными заказами и отсутствие у него опыта создания подобных машин. После неудачи с Рено Этьен решает обратиться с предложением строительства танка к фирме Schneider. Данная фирма на тот момент времени являлась одним из крупнейших производителей вооружений. Более того, инженеры данной компании еще в январе 1915 года смогли под руководством Э. Брийе переоборудовать американский трактор «Холт» в артиллерийский тягач.

Здесь Этьен находит понимание, 20 декабря Этьен и Брийе обсудили детали по поводу разработки будущего танка, а через два дня уже был готов общий проект будущей машины. Окончательный проект будущего танка был представлен на рассмотрение французского Генштаба спустя несколько недель и 31 января 1916 года был одобрен, военные решили оформить заказ на постройку 400 таких боевых машин, одновременно с этим занявшись детальной проработкой их будущего боевого применения.

Танк фирмы Schneider получил индекс СА-1, что означало Char d`Assault — танк поддержки или штурмовой танк первой модели. Для того, чтобы опробовать все нововведения, Брийе первоначально построил опытный образец бронетрактора на шасси «Холт». Во время испытаний данная машина показалась французским военным недостаточно надежной, члены комиссии отметили ее недостаточную проходимость и подвижность. На повторных испытаниях, которые были проведены уже 21 февраля 1916 года, было представлено удлиненное шасси, однако сам Брийе уже принял решение отказаться от ходовой части трактора. Это было разумное решение. При этом он использовал в новом шасси элементы блокированной пружинной подвески. Так что танк СА-1 Schneider не был «переделкой трактора в танк», как это иногда представлено в современной литературе. Но «тракторное» прошлое все же наложило на первенца французского танкостроения свой тяжелый отпечаток.

Его конструкция чем-то напоминала британский танк «№1 Lincoln» или «Little Willie», который был построен на шасси обычного американского трактора Holt. Но французские инженеры явно обошли своих британских союзников. Корпус танка СА-1 «Шнейдер» собирался на прямоугольной раме так, что он оказывался расположенным над ходовой частью. Жесткая рама была образована двумя продольными балками, обладающими поперечными креплениями. Катаные бронелисты толщиной 11 мм собирались на каркасе при помощи клепки. Компоновка первого французского танка оказалось настолько оригинальной, что больше нигде и никем не была повторена.

Слева в передней части корпуса танка ставился 4-цилиндровый карбюраторный двигатель Schneider или Renault, его номинальная мощностью составляла 40 л.с., а максимальной мощность — 65 л.с, максимальное число оборотов двигателя — 1200 в минуту. Двигатель был оснащен жидкостной системой охлаждения, а также автоматической смазкой. В передней части двигателя располагался радиатор, также он был снабжен вентилятором. Топливные баки общей емкостью 160 литров были расположены под силовой установкой и прикрывались броней. Топливо могло подаваться к двигателю как принудительно (с помощью пульсатора подававшего отработанные двигателем газы), так и с помощью ручного насоса.

В передней части корпус с правой стороны практически ровно по продольной ости танка располагалось место механика-водителя с органами управления, который также был командиром боевой машины. Для наблюдения он мог использовать смотровое окно с откидной бронезаслонкой, в которой имелось три смотровых щели. Так как места под монтаж 75-мм орудия практически не оставалось, его решили установить в спонсоне, расположенном в скошенном бортовом листе для того, чтобы хоть как-то обеспечить танку приемлемые углы ведения огня из орудия. При этом угол наведения орудия по горизонтали все равно не превышал 40 градусов. С целю улучшения проходимости боевой машины в носовой части был сделан «бушприт». Носовая часть танка получила заостренные очертания с характерной балкой для преодоления проволочных заграждений. Данная особенность окончательно придавала новой боевой машине сходство с «сухопутными броненосцами».

По бортам танка в средней части корпуса в установках, прикрытых полусферическими щитами, располагались два 8-мм пулемета Hotchkiss модели 1914 года (по одному на борт). Максимальный темп стрельбы данных пулеметов составлял 600 выстр./мин. Огонь из правого пулемета должен был вести специальный пулеметчик, а из левого стрелял механик, который также следил за работой танкового двигателя. В танк экипаж попадал через специальную двустворчатую дверь, которая располагалась в кормовом листе корпуса. При этом механик-водитель мог покинуть танк и через верхний люк, который имелся в крыше командирской рубки. В корме также мог устанавливаться стандартный для танков того периода времени «хвост», который позволял машине преодолевать траншеи, ширина которых не превышала 1,8 метра.

Устанавливаемая на танке 75-мм пушка имела специальную конструкцию. Это было орудие с клиновым затвором и длиной ствола всего 13 калибров. Стрельба из него осуществлялась обыкновенными выстрелами от полевого орудия того же калибра, но с уменьшенным зарядом. Прицельная дальность стрельбы из него составляла всего 600 метров, а эффективная и того меньше — 200 метров. При этом начальной скорости 7,25-килограммового снаряда в 200 м/с было вполне достаточно, чтобы успешно бороться с легкими укреплениями противника, например деревянными блиндажами, на короткой дистанции. Стрельбу из 75-мм орудия вел помощник командира, позади которого находился боезапас, состоящий из 90 снарядов.

Ходовая часть танка СА-1 состояла (на каждый борт) из двух тележек: передняя тележка несла 3 сдвоенных опорных катка, задняя тележка — 4. В вилке передней тележки была закреплена ось направляющего колеса с винтовым механизмом натяжения гусениц танка. Гусеница непосредственно состояла из 34 достаточно крупных траков, которые состояли из одной подушки и двух рельсов, по которым катились опорные катки с ребордами. Ведущее колесо находилось сзади, оно обладало зубовым зацеплением за шарнир траков. Полная длина гусеничного обода составляла 3 метра, а длина опорной поверхности всего 1,8 метра. Танковая трансмиссия состояла из трехступенчатой коробки передач с реверсом, которая позволяла варьировать скорость движения в диапазоне от 2 км/ч до 8 км/ч и дифференциального механизма поворота. При этом скорость танка по шоссе в 8 км/ч представляется сегодня чересчур оптимистичной и вряд ли на практике превышала 4 км/ч.

Согласно разработанному плану серийного производства танков СА-1 «Шнейдер», всю партию из 400 боевых машин необходимо было поставить в армию уже к 25 ноября 1915 года. Однако в столь сжатие сроки исполнить столь крупный заказ на абсолютно новый тип техники оказалось просто невозможно. Первый танк был передан военным лишь 8 сентября 1916 года, а поставки остальных боевых машин были полностью завершены уже в 1917 году. При этом французские военные начали формировать свои танковые части и заниматься подготовкой танковых экипажей еще раньше, не дожидаясь постройки даже первого экземпляра. Уже в середине августа 1916 года в центр начальной подготовки, который находился в районе форта Марли-ле-Руа, начали приезжать первые курсанты-танкисты. В итоге они потратили на 6 месяцев меньше времени, чем британцы, от момента выдачи заводом заказа до первого применения танков.

Для своих танковых частей французские военные решили взять за основу артиллерийскую организацию, разделив боевые машины на отдельные батареи. Изначально планировалось, что в каждой из них будет по 8 танков, однако вскоре их количество сократили до 4-х. Из трех батарей комплектовалась танковая группа, которая именовалась дивизионом. Каждая из групп получала индекс AS (штурмовая артиллерия) и соответствующий порядковый номер. Первое время французы планировали использовать в своих дивизионах танки СА-1 «Шнейдер» совместно со вторым своим танком «Сен-Шамон», однако достаточно быстро отказались от этой идеи.

Первый дивизион, полностью оснащенный танками «Шнейдер», был скомплектован с 1 по 25 декабря 1916 года, а уже к апрелю 1917 года, общее число таких боевых машины удалось довести до 208. Это позволило полностью оснастить ими 15 групп (AS1 — AS15). В каждом французском дивизионе было три батареи по 4 танка, механизированное подразделение ремонта и снабжения (SSR), а также несколько резервных боевых машин. Всего в дивизионе имелось 16 танков, 18 офицеров и 73 унтер-офицера и солдата.

Боевой дебют французских танков пришелся на 16 апреля 1917 года. В апреле французы разработали план наступления в районе реки Эн силами 5-й и 6-й армий. Данное наступление получило известность, как «наступление Нивеля». В целом местность, где должны были дебютировать французские танки, была вполне себе проходимой даже для столь несовершенных первых стальных монстров. Помимо этого, оглядываясь на опыт своих английских союзников, французы собирались использовать танки концентрированно, бросив в бой сразу большое количество боевых машин. С их помощью они в буквальном смысле собирались проломить оборону немцев. Однако при планировании операции французы допустили ряд серьезных просчетов, которые стали причиной полного провала наступления. Сосредоточение техники они проводили почти на глазах у немцев. Немецкие разведчики очень быстро вскрыли места расположения французских танковых подразделений. В довершение всего артиллерийский обстрел, который французы вели на протяжении 15 суток, окончательно определил для противника направление главного удара. Эти знания позволили немцам подготовить на направлении удара противотанковую оборону, вырыв здесь более широкие траншеи и подтянув дополнительную артиллерию.

Последовавшее наступление вылилось для французов в настоящее побоище. Танки очень быстро были замечены противником и попали под массированный артиллерийский огонь. Всего французы смогли бросить в бой 132 танка СА-1 «Шнейдер», которые были разбиты на две группы, командовали ими майоры Боссю и Шобэ. При этом танковая группа Боссю сумела прорвать лишь первую линию немецкой обороны, из 82 ее танков 44 были уничтожены немцами, а выпрыгивающих из танков танкистов с воздуха расстреливали немецкие самолеты. Сам Боссю погиб при взрыве загоревшегося танка. Группа майора Шобэ вообще не смогла добиться никаких успехов, потеряв на поле боя 32 своих танка.

Наибольшие претензии французских танкистов были связаны с вооружением танка. Так как большую часть носовой части занимал двигатель и рабочее место механика-водителя, короткоствольная пушка обладала очень ограниченным сектором обстрела. Большие мертвые зоны имели и установленные на танке пулеметы. Слабым оказалось и бронирование СА-1. Броня танка могла пробиваться новыми немецкими винтовочными пулями. Особенно уязвимыми при плотном огне противника оказывались бензобаки, которые находились в корпусе танка вдоль его бортов. Быстро покинуть горящий танк экипаж мог через двухстворчатую дверь в корме, но удовольствие это было сомнительным. К практически единственному достоинству машины танкистами была отнесена плавность хода, которая была очень высокой, благодаря хорошей амортизации в системе подвески. Высокая плавность хода уменьшала утомляемость экипажа и повышала точность стрельбы.

Несмотря на катастрофические последствия первого применения танков, французский Генштаб не разочаровался в новой технике, так как боевые гусеничные машины сумели бы справиться с поставленной перед ними задачей, если бы атаку планировали тщательным образом. Сделав соответствующие выводы, при следующем наступлении с использованием танков, которое состоялось 5 мая 1917 года на плато Лаффо, потери боевых машин оказались меньше. В этой атаке принимали участие 19 танков «Шнейдер» из состава AS1 и AS10, а также 12 танков «Сен-Шемон» из состава AS31. При поддержке французской пехоты танки сумели захватить мельницу Лаффо и продвинуться на глубину 500 метров на фронте протяженностью 3200 метров. Столь малый прогресс наступления был обусловлен тем, что в немецкой обороне на этом участке имелись широкий ров и траншеи, перебраться через которые танки без посторонней помощи не могли. Во время атаки на ближних подступах к немецким позициям 2 танка было подбито, еще 4 машины просто застряли в мягком грунте и затем были уничтожены немецкой артиллерией. После возвращения оставшихся французских машин из боя было обнаружено, что в результате атаки никаких повреждений не получил всего один танк СА-1.

После завершения Первой мировой войны танки СА-1 «Шнейдер» использовались главным образом как ремонтно-эвакуационные машины и танковые тягачи. Шесть из них были проданы Испании в 1922 году. С 1923 по 1926 гг. данные танки использовались испанцами в Марокко. Четыре уцелевших машины позднее смогли принять участие в гражданской войне в Испании 1936-1939 годов на стороне республиканцев. Единственный сохранившийся танк данного типа помещен сегодня во французский музей бронетанковой техники в Сомюре. До этого он хранился в Абердинском музее артиллерии в США, но был пожертвован французской стороне для восстановления.

Тактико-технические характеристики СА-1 «Шнайдер»:

Габаритные размеры: длина корпуса — 6320 мм, ширина корпуса — 2050 мм, высота — 2300 мм, клиренс — 400 мм. Боевая масса — 14,6 т. Бронирование: лоб, борта и корма корпуса — 11,4 мм, днище и крыша корпуса — 5,4 мм. Скорость хода по шоссе — 4 км/ч, по пересеченной местности — 2 км/ч. Запас хода по шоссе — 45 км, по пересеченной местности — 30 км. Силовая установка — карбюраторный четырехцилиндровый двигатель Schneider/Renault жидкостного охлаждения мощностью 65 л.с. Вооружение — 75-мм короткоствольная пушка, 2х8-мм пулемета Боекомплект — 90 снарядов. Экипаж — 6 человек.

Источники информации: https://www.aviarmor.net/tww2/tanks/france/schneider_ca1.htm https://www.tankovedia.ru/catalog/franciya/tank__shneider_ca_1 https://www.wotanks.com/wikitanks/france-tanks/106-schneider-tank.html Материалы из открытых источников

Предыстория

Всем известно, что строительство танков как таковое началось в период Первой мировой войны. Франция была второй страной, которая начала применять танки на полях сражений.

Самый первый французский танк был полностью готов в сентябре 1916 года. Его создателем являлся Ж. Этьен, которого, собственно говоря, и считают отцом-основателем французского танкостроения. Этот офицер был начальником штаба полка артиллеристов. Он прекрасно понимал, как можно изменить ситуацию на фронте, и потому продумал прорыв первой полосы обороны противника именно с помощью гусеничной техники. После чего на захваченной территории он планировал установить артиллерию и подавлять сопротивление врага уже с этой позиции. Здесь следует сделать важную ремарку: бронированные машины, которые мы называем танками, у французов в те времена носили название «штурмовых артиллерийских тракторов».

Начало производства

Высший командный состав Франции, как и большинство военных начальников других стран того времени, к идее строительства танка отнесся крайне настороженно и скептически. Однако Этьен был настойчив и имел поддержку генерала Жоффа, благодаря чему было получено разрешение на строительство прототипа. В те годы лидером машиностроения являлась . Именно ей Этьен предложил открыть новую эпоху бронетехники. Но руководство компании было вынуждено отказаться, мотивируя это тем, что у них отсутствует опыт работы с гусеничным транспортом.

В связи с этим французский танк было доверено строить , которая являлась крупнейшим производителем различного вооружения и имела опыт в бронировании трактора «Холт». В результате в начале 1916 года фирмой был получен заказ на 400 танков, которые впоследствии получили название СА1 («Шнейдер»).

Неординарная бронемашина

Максимальное развитие французских танков пришлось на период 1936-1940 годов. Связано это была с нарастающей военной угрозой, которую французские военные прекрасно осознавали.

Одним из танков, который поступил на вооружение в 1934 году, являлся В1. Его эксплуатация показала, что он имел существенные недостатки: нерациональная установка вооружения в корпусе, высокая степень уязвимости ходовой части, нерациональное распределение функциональных обязанностей между членами экипажа. Практика показала, что в реальности водитель был должен бросать управление машиной и осуществлять подачу боеприпасов. Это приводило к тому, что в итоге танк становился неподвижной мишенью.

Кроме того, особые нарекания вызывала броня машины. Французские тяжелые танки, как и их аналоги других стран мира, имеют особые требования к своей защите. В1 им не соответствовал.

И, наконец, самое главное – В1 был слишком дорог в постройке, эксплуатации и обслуживании. Из позитивных качеств машины стоит отметить его высокую скорость движения и хорошую управляемость.

Улучшенная модель

Рассматривая французские тяжелые танки, стоит обязательно уделить внимание машине В-1 bis. Вес этого танка составлял 32 тонны, а величина бронированного слоя равнялась 60 мм. Это позволяла ощущать экипажу себя звщищенным от немецких орудий, за исключением зенитной пушки Flak 36 калибром 88 мм. Также было усилено вооружение танка.

Сама по себе бронемашина собиралась из литых деталей. Башня также производилась методом литья, а корпус монтировался из нескольких бронированных секций, соединенных между собой болтами.

Эксклюзивной новинкой вполне можно считать наличие у танка гидроусилителя, что позволяло управлять многотонной махиной без каких-либо трудностей.

В качестве вооружения использовалась пушка СА-35 калибром 75 мм, которая располагалась по правую руку от водителя. Угол ее возвышения составлял 25 градусов, а склонения – 15. В горизонтальной плоскости пушка имела жесткое фиксирование.

Также в наличии был пулемет «Шательро» калибром 7,5 мм. Он закреплялся чуть ниже пушки. Вести стрельбу из него мог как водитель, так и командир танка. При этом использовался электроспуск.

Войти в танк можно было через бронированную дверь с правой стороны, люки, расположенные в башне и над сиденьем водителя, а также через два аварийных входа – один был расположен в днище, а другой сверху моторного отделения.

Также этот французский танк был оборудован самогерметизирующимися топливными баками и гироскопом направления. Управлял машиной экипаж в количестве четырех человек. Отличительной чертой машины можно считать наличие в нем радиостанции, что по тем временам было редкостью.

Конец Первой мировой войны

В этот период генерал Этьен совершил попытку создания самостоятельных танковых войск, в которых должно было быть деление на легкие, средние и тяжелые машины. Однако генеральский корпус имел свое мнение, и, начиная с 1920 года, все танковые отделения были подчинены пехоте. В связи с этим появилось разделение на кавалерийские и пехотные танки.

Но все же энтузиазм и активность Этьена не прошли даром — до 1923 года создает десять многобашенных тяжелых танков 2С. В свою очередь, благодаря , появляется французская ветка танков М. Модели эти машин были интересны тем, что на них применялись одновременно и гусеницы и колеса. Тип двигателя мог быть изменён в зависимости от окружающих обстоятельств.

Особенности первой бронемашины

Поскольку какая-либо конкретная концепция танка не была озвучена, то в связи с этим Франция получила два разных варианта танков, оба из которых были основаны на модели гусеничного трактора. В сравнении с английскими бронемашинами французский танк не имел гусениц, охватывающих весь корпус по периметру. Они были расположены с боков и непосредственно под каркасом. Ходовая часть была подрессорена, что позволяло без труда управлять машиной. Кроме того, такая конструкция обеспечивала комфорт экипажу. Однако передняя часть корпуса машины нависала над гусеницами, и потому любое вертикальное препятствие на пути становилось непреодолимым.

Программа моторизации армии

В 1931 году Франция начал уделять особое внимание колесным и разведывательным машинам. В связи с этим представила новейший по тем времена легкий танк AMR. У этой машины башня и корпус соединялись между собой при помощи уголкового каркаса и заклепок. Бронированные листы были установлены под рациональным углом наклона. Башня была смещена в сторону левого борта, а двигатель – в правую. В составе экипажа значились два человека. Штатным вооружением являлись два пулемета – Reibel калибром 7,5 мм и крупокалиберный Hotchkiss (13,2 мм).

Период Второй мировой войны

Французские танки Второй мировой были представлены следующими машинами:

  • Hotchkiss H35 – машина, разработанная . В ее ходовой части применялось шесть опорных катков на каждый борт. Практически все детали танка были литыми. Вооружение было представлено пушкой 37 мм. Броня имела толщину от 34 мм до 45 мм в зависимости от места ее расположения.
  • Renault R35 – танк с классической компоновкой. Вся машина имела болтовые и шпилечные соединения. Корпус были литой. Огневая мощь была представлена пушкой и пулеметом. Силовая установка – двигатель карбюраторный четырехцилиндровый мощность 83 лошадиных силы. К сожалению, танк был медленным. При собственном весе 10 тонн он мог развивать скорость лишь 19 км/ч, что было крайне мало для поддержки пехотных подразделений.
  • Средний пехотный танк «Рено Д-2» – машина с приличной толщиной брони и малой скоростью передвижения. Пушка танка имела диаметр 47 мм, пулемет – 7,5 мм. Поворот башни и пушки осуществлялся с помощью ручного привода. На каждый борт использовались 14 опорных катков.
  • Somua S35 – танк с задним расположением силовой установки. Двигатель – карбюраторный, восьмицилиндровый с жидкостным охлаждением. Ходовая часть была снабжена механической трансмиссией. Для управления машиной применялся двойной дифференциал. Подвеска опорных катков была смешанной. Особенность корпуса заключалась в наличии шести броневых деталей, скреплённых болтами. Шестигранная башня была цельной. В ней устанавливалась пушка и пулемет. Толщина лобовой брони равнялась 36 мм, бортовой – 41 мм, лобовой брони башни – 56 мм. К недостаткам можно лишь причислить малую скорость танка, в особенности по пересеченной местности.

Послевоенные дни

Принятая в 1946 году программа танкостроения привела к тому, что начали выпускаться лучшие французские танки.

В 1951 году с конвейера сошел легкий танк АМХ-13. Его отличающейся чертой являлась качающаяся башня.

Боевой танк АМХ-30 начал выпускаться в 1980 годах. Его компоновка имеет классическую схему. Водитель в нем размещен с левой стороны. Наводчик и командир танка расположены в боевом отделении по правую сторону от пушки, заряжающий же боец сидит справа. Объем топливных баков составляет 960 литров. Боекомплект составляет 47 выстрелов.

Танк АМХ-32 имеет массу 40 тонн. В качестве вооружения выступает пушка 120 мм, пушка М693 20 мм и пулемет 7,62 мм. Боекомплект – 38 выстрелов. По шоссе танк способен развивать скорость 65 км/ч. Система стабилизации вооружения отсутствует. В наличии цифровой баллистический вычислитель, лазерный дальномер. Для работы в ночное время используется спаренная с орудием камера «Томсон-С5Р». Круговой обзор можно выполнять с помощью восьми перископов. Также танк оборудован системой пожаротушения и кондиционирования, установкой для создания дымовых завес.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]