На голодном пайке
Кобыла знаменитого гасконца представляла собой очень печальное зрелище — так же, как и ВВС Французской республики в конце 30-х годов прошлого века.
Первую мировую войну Франция закончила, обладая одними из мощнейших воздушных сил в мире. Но когда пушки смолкли, на фоне экономического спада французские лётчики быстро узнали, что в мирное время самым опасным врагом для них являются собственные генералы. А выиграть битву за скудный бюджет в условиях депрессии сложнее, чем сражаться с «воздушным цирком» Рихтгофена
Евгений Башин-Разумовский Эксперт по историческим вопросам
Манфред фон Рихтгофен, более известный как «Красный барон», — германский лётчик-истребитель, лучший ас Первой мировой войны. Самолёты его эскадрильи носили яркую раскраску для облегчения узнавания своих в воздухе, а пилоты жили в палатках у самой линии фронта и часто «кочевали» с места на место. За это эскадрилья получила прозвище «воздушный цирк».
Аргументы у «наземных» генералов были веские — прошедшая война наглядно показала роль артиллерии, местами полностью поменявшей ландшафт на северо-востоке Франции. Летавшие же в небесах полотняные самолётики выглядели не очень убедительно на фоне огромных воронок от снарядов. Поэтому в принятой после войны во Франции концепции главной задачей авиации ставилась… корректировка огня артиллерии.
При таком подходе «выбивать» деньги на обновление авиапарка было сложно.
К концу 32-го года значительную часть Armee de l’Air («Воздушная армия» — официальное название французских ВВС. — Прим. ред.) составляли эскадрильи корректировщиков и разведчиков. С технической точки зрения это были деревянно-полотняные бипланы, которые при виде какого-нибудь советского тяжёлого бомбардировщика ТБ-3 приобретали цвет спелого помидора без всякой краски. Возможно, это прозябание тянулось бы и дальше, но тут «в одной из соседних стран» к власти пришёл Гитлер, и свежеобразованное министерство авиации попросило три-четыре миллиарда франков на новые самолёты.
Истребитель «Ньюпор-Деляж» NiD.62
Современные модификации
На данный момент произведено всего 165 Рафалей, при этом они, как и требуется для многоцелевого военного самолета, достаточно сильно различаются по «специализации», так как разработано более десяти модификаций этого грозного воздушного судна. Однако если не считать модифицированные специально для ВВС Индии и Египта модели (индекс «BM» и «DM» для египтян и типы «BH», «DH» для индусов), основными типами Dassault Rafale на сегодня являются:
- одноместные, типов «D» и «M» (наземного и морского базирования соответственно);
- модификация для военно-морских сил типа Standart F2 (на вооружении с 2006 года);
- авианосного базирования двухместный, с индексом N;
- самолет для использования ядреных ракет, с индексом BM.
В эту классификацию попадают и первые «Шквалы», но Rafale типов «А» и «В», уже не производят, а ошибочно упоминаемый на большинстве сайтов вариант Rafale С давно переименован в Rafale D.
Лебедь, рак и щука…
Со скрипом, но деньги вроде бы нашлись. И всё равно — темпы поступления машин, мягко говоря, не радовали. Тем более, что наземные генералы продолжали ныть «нам нужны разведчики», лётчики хотели летать и бомбить, а промышленники не успевали дописывать нули к ценникам. Прочитав про новомодную тогда «доктрину Дуэ», французские генералы взяли линейки, померили расстояние до целей в Германии с аэродромов Франции и восточноевропейских союзников и решили, что можно обойтись и без стратегического бомбера. Хватит и двух моторов. А самолёт пусть летает и разведывает для этих «сапогов» из пехоты, но если нужно, то и побомбит немножко. Так родились требования для самолёта BRC (Bombardemenl, Chasse, Reconnaissance — «бомбардировщик, истребитель, разведчик»).
Пока авиационные инженеры озадачено чесали макушки и закидывались абсентом, обстановка в старушке Европе продолжала накаляться. В 1936 году немцы ввели войска в рейнскую демилитаризованную зону.
Гордые галлы вспетушились… но проглотили.
Во-первых, война должна была стоить 30 миллионов франков в день, а экономика Франции уже была в предынфарктном состоянии. Во-вторых, вопрос «чем будем воевать» был крайне интересным. У ВВС в первой линии было 40 «Амио 143», 97 «Блох» MB.200 и 64 «Потэ 54». Все эти детища концепции BRC (или «воздушные крейсеры» в советской авиационной терминологии тех лет), как показала практика войны в Испании, работали откровенно плохо — бомбили кое-как, от истребителей отбивались ещё хуже и только если припрёт. Пугать такой «армадой» фюрера было как-то стрёмно. Тем более, разведка предупреждала — может и не испугаться.
Бомбардировщики «Амио 143». Угловатые, с пулемётными башенками и неубирающимся шасси, французские самолеты начала 30-х называли «преступлениями против аэродинамики»
Французские парламентарии дружно сказали «ой» и приняли на следующую пятилетку новый план. По нему Armee de l’Air должна была вырасти в количестве примерно дофига и полностью перевооружиться новыми машинами… к 1941 году.
След в небесах военной истории и компьютерных игр
Принимая во внимание итоги «индийского тендера», а также тот факт, что из представленных на нём суперсовременных многоцелевых военных машин только Rafale принимал участие в реальных военных действиях, можно сказать, что этот французский истребитель четвертого поколения уже навеки вошел в историю авиастроения и военного дела.
Именно на основе Rafale построили аналогичные самолёты в Японии, Индии, Китае и Тайване. Правда, в индийском (кодовое обозначение «Бриллиант») и тайваньском (Цзинго) вариантах этот уникальный аппарат утратил своё многоцелевое значение и выпускается исключительно в качестве истребителя.
Особенно интересен совместный проект Китая и Пакистана «Ченду FC-1 Сяолун» (Сhengdu FC-1 Xiaolong), в пакистанской классификации — JF-17 Thunder.
Китайские и пакистанские авиаконструкторы умудрились удачно «скрестить» достоинства Дассо Рафаль и новые разработки на основе китайских модификаций МиГ-21!
Популярность многоцелевого «Шквала» доказывает и то, что с 1997 года самолеты модификаций Rafale постоянно присутствуют в одном из самых популярных зарубежных компьютерных авиасимуляторов – «Jane’sFightersAnthology».
Социализм в отдельно взятой отрасли
Увы, начав пачками раздавать заказы на новые самолёты, французские военные «вдруг» осознали, что просто размахивание мешком франков не всегда даёт нужный эффект.
Фирмы, получив по небольшому куску государственного пирога, занялись мелкосерийным производством под лозунгом «тарапиться нинада, да!».
К несчастью для авиастроителей, Францией в это время рулило правительство социалиста Леона Блюма. Министр авиации Пьер хоть и носил фамилию Кот, но проблемы решал скорее в духе булгаковского Шарикова — выпросив у правительства мандат на национализацию большей части промышленности.
Значительную часть авиазаводов объединили в корпорации, контролируемые государством. Чуть менее удачно получилось согнать в кучу моторостроителей. Кроме реформирования системы управления Кот затеял ещё и перестройку — то есть перевод промышленных мощностей с севера страны и окрестностей столицы на юг, подальше от люфтваффе. Понятное дело, бурного восторга это не вызвало, даже сочувствующие социалистам рабочие не очень-то хотели ехать из блистательного Парижа в какой-то там убогий сибирский Марсель. В итоге поначалу темпы выпуска самолётов упали даже по сравнению с дореформенным периодом.
Конструкция истребителя-бомбардировщика
Рафаль принадлежит к классу однокилевых самолётов, оба двигателя расположены сзади. Выполнен по хорошо зарекомендовавшей себя еще на Миражах аэродинамической модели «утка» или «бесхвостка». При создании «Шквала» военные требовали от фирмы-производителя двух основных вещей:
- самолет должен быть легче общеевропейского;
- быть менее заметен для вражеских РЛС.
Инженерам из «Дассо Аваиасьон» удалось добиться элегантного решения поставленных перед ними задач, когда они решили использовать для корпуса самолёта и его крыльев три основных материала:
- титан;
- алюминиево-литиевые сплавы;
- кевлар;
- углепластик;
- композиты.
Более 20% деталей (по массе более 25%) этого самолета изготовлены из композитов и углепластика. В итоге получилось не бездумное копирование американских stealth-технологий, а элегантное чисто европейское решение при внушительных общих ТТХ:
- площадь крыла — 46 кв. м.;
- размах крыла — всего 11 м (что значительно меньше аналогичной цифры у МиГов или американских многоцелевых истребителей);
- длина ─ 15, 3 м;
- масса (пустой самолет) ─ 9 тонн (морские, с индексом M ровно на 500 кг тяжелее);
- масса (максимальная взлётная) ─ 21,5 тонны;
- высота ─ 5,3 метра.
При этом машина способена развивать скорость до 2 тыс. км/час, подниматься на практическую высоту более 15 тыс. метров и технически способен выдерживать перегрузки до 9 g. Таким образом, новый многоцелевой аппарат способен совершать сверхзвуковые полёты и маневры на скорости более 1.4 М или свыше 1700 км/час. Самолет снабжен передним горизонтальным оперением для большей маневренности при резких разворотах в воздушных боях или ухода от зенитных снарядов или ракет типа воздух-воздух.
Создатели предусмотрели место и для запасных топливных баков, как подвесных (ПТБ), так и для конформных (КТБ). В случае полёта на сверхзвуке подвесные топливные баки предусмотрены меньших объемов, чем для операций на дальних расстояниях (соответственно по 1250 и 2000 л.).
Интересной особенностью самолёта являлось расположение параболических антенн авиационных РЛС: на перехватчиках их устанавливают, преимущественно, спереди, у истребителей их больше на корме. На Rafale же удачно совмещены эти схемы (позже ставшие обычными для многоцелевых проектов четвертого и «4+» поколений).
При этом радары французского истребителя оснащены с 2012 года фазированными антенными решетками (ФАР), как пассивными, так и активными (АФАР), что повышает его выживаемость.
Помимо традиционных средств РЛС, самолет снабжен такой интересной системой как разработанная специально для него SPECTRa. Название этой новейшей разработки расшифровываясь как «система защиты и предотвращения угрозам для Rafale».
Она включает в себя систему инфракрасных датчиков, предупреждающих о радиолокационном и лазерном облучении истребителя. И даже аппаратуру, способную подавлять вражеские средства РЭБ и лазерную подсветку.
Их много, а мы одни
Поскольку пугать немцев числом пока не выходило, французы решили попробовать иначе. В бомбовый отсек проходившего испытания двухмоторного бомбардировщика «Амио 340» спешно воткнули два кресла — чтобы начальник штаба французских ВВС генерал Жозеф Вуллемин смог отправиться с визитом в Германию. Увы, ведомство Геббельса уже наловчилось пускать пыль в глаза и вешать лапшу на уши куда лучше франков. Генералу показали кучу грозных и якобы серийных машин — например, «Хейнкель» He.100.
Антон Железняк Эксперт по техническим и инженерным вопросам
«Хейнкель» He.100 — экспериментальный немецкий истребитель. В 1937-39 годах было построено в общей сложности 25 экземпляров. В марте и апреле 1939 года на нём было установлено два подряд мировых рекорда скорости. На вооружение самолёт не принимался, но широко использовался в пропаганде — его демонстрировали прессе под видом серийного, в больших количествах поступающего в люфтваффе. От показа к показу на машине рисовали разные номера и эмблемы эскадрилий, чтобы создать видимость их многочисленности.
А на сладкое — огромный цех, из ворот которого как горячие пирожки то и дело выкатывались готовые «мессершмиты» Bf.110, которые тут же разлетались по боевым частям. В реальности это был цех покраски, куда на буксире подвозили пять «мессеров» для перекраски номеров и камуфляжа. Впрочем, даже не поверь генерал своим глазам, дома его ждали сообщения разведки, что немцы уже перешли на работу в две смены и ежемесячно выпускают по тысяче самолётов. Зная, что вся французская промышленность в 1938 осиливала примерно по 50 самолётов в месяц, Вуллемин в разгар Судетского кризиса печально сообщил политикам: «В случае конфликта с Германией из-за Чехословакии французские ВВС окажутся на краю пропасти и будут разгромлены менее, чем за две недели».
Евгений Башин-Разумовский Эксперт по историческим вопросам
Судетский кризис — разворачивавшийся в 1938 году конфликт вокруг Судет, пограничной области Чехословакии, населённой преимущественно этническими немцами. В конце сентября, по итогам международных переговоров в Мюнхене (прошедших, что характерно, без участия Чехословакии), Судеты были переданы Германии. Оценка этого события была неоднозначной, таковой остаётся и до сих пор. Многие историки считают «Мюнхенский сговор» поворотной точкой, приведшей ко Второй мировой войне.
На самом деле всё было не ужас-ужас-ужас, а просто ужас — к сентябрю 1938 года у французских ВВС было чуть больше тысячи самолётов, из которых семь сотен считались боеспособными, а примерно 50 — достаточно современными, чтобы тягаться с «хейнкелями» и «мессершмитами». Попытка лягушатников выступить против «птенцов Геринга», многие из которых обладали испанским опытом легиона «Кондор», ничем хорошим явно бы не кончилась.
Сборка бомбардировщика «Амио 340». Он стал приятным исключением из правила, упомянутого выше