Стратегическая авиация России. Боевой состав российской авиации

Греческое слово «стратегия» выражает понятие об осмысленном плане достижения главной цели. В военном аспекте это означает направленную последовательность действий с целью одержания победы в вооруженном конфликте в целом, без детализации и конкретизации отдельных этапов. Для выполнения этой задачи современные вооруженные силы некоторых стран обладают особыми средствами. К ним относятся специальные резервы, ракетные силы, атомный подводный флот и стратегическая авиация. ВВС России в своем составе имеют два типа бомбардировщиков дальнего действия, способных наносить удары по удаленным объектам практически в любой точке Земного шара.

Краткая история отечественной стратегической авиации

Впервые в мире стратегические бомбардировщики появились в Российской империи. Требование к этому классу аэропланов состояли в способности донести до цели достаточно большое количество боеприпасов и нанести экономике и промышленности враждебной страны значительный урон.

60 бомбовозов типа «Илья Муромец», составлявших особую воздушную эскадру, оставаясь неуязвимыми, представляли для городов и заводов Австро-Венгрии и Германии серьезную опасность на протяжении всей Первой мировой войны, в течение которой была потеряна всего один самолет этого типа.

Революция и Гражданская война отбросили назад развитие авиапрома. Школа самолетостроения была утеряна, конструктор «Муромца» Сикорский эмигрировал из страны, а оставшиеся экземпляры первого в мире дальнего бомбардировщика бесславно погибли. У новых властей были другие заботы, в их планы не входила оборона. Большевики мечтали о мировой революции.

Самолет для обороны

Стратегическая авиация России по своей концепции являлась оружием оборонительным, так как захват разрушенной промышленной базы, как правило, не входит в планы агрессора. В предвоенные годы в СССР был создан уникальный бомбардировщик ТБ-7, превосходящий лучший на тот момент образец этого класса Б-17 «Летающая крепость». Именно на таком самолета В. М. Молотов посетил в 1941 году Великобританию, беспрепятственно преодолев воздушное пространство фашистской Германии. Однако серийно это чудо техники не производилось.

После войны в СССР был полностью скопирован американский Б-29 (Ту-4), необходимость в таком типе самолета стала насущной после возникновения ядерной угрозы, а времени на разработку собственной конструкции не хватало. Однако с появлением реактивных перехватчиков морально устарел и этот бомбардировщик. Требовались новые решения, и они были найдены.

Вооружение Ил-4

Бомбардировщики Ил-4/ДБ-3Ф оснащались вооружением двух видов — для уничтожения вражеских объектов (так называемое «наступательное» вооружение) и оружием для собственной обороны («оборонительное» вооружение). В качестве наступательного вооружения применялись бомбы различных типов – от ФАБ-5 до ЦАБ-П-40 как заводского изготовления, так и переделанных из артснарядов. В конструкции самолета была предусмотрена для них подвеска. Общий вес бомб достигал 1 т, с наружными подвесками мог доходить до 2.5 т.

В качестве оборонительного вооружения применялись пулеметы ШКАС в количестве 3-х единиц, которые устанавливались в носовой части, на турели и в нижнем специально пристроенном люке. 1 пулемет имел калибр 12,7 мм, 2 пулемета калибра 7,62 мм.

Ракета или самолет?

Наряду с атомными подводными ракетоносцами и межконтинентальными баллистическими ракетами, задачу противодействия глобальным угрозам решает и стратегическая авиация. Ядерное вооружение России по классу носителей делится на эти три составляющие, образующие своеобразную триаду. После появления достаточно совершенных МБР в 50-е годы у советского руководства возникли определенные иллюзии по поводу универсальности этого средства доставки, но проектные работы, начатые еще при Сталине, все решили не сворачивать.

Главным стимулом для продолжения изысканий в области построения тяжелой машины с большим радиусом действия послужило принятие на вооружение ВВС США в 1956 году бомбардировщика Б-52, обладавшего дозвуковой скоростью и большой боевой нагрузкой. Симметричным ответом стал Ту-95, четырехмоторный самолет со стреловидным крылом. Как показало время, решение о развитии этого проекта было правильным.

B-2 Spirit

Стратегический тяжелый бомбардировщик. Первый серийный самолет со схемой «летающее крыло». Предназначается для прорыва частой противовоздушной обороны и доставки обычного оружия или ядерного. Полеты B-2 Spirit начались в 1983 году, производство остановлено в 1999 г. Построено 21 единицы, многие получили названия в честь какого-нибудь штата Америки. B-2 Spirit – самый дорогой самолет в истории авиации, стоимость машины оценивается в 1 млрд. долларов.

Ту-95 против Б-52

После распада СССР стратегический носитель ядерного оружия Ту-95 вошел в боевой состав российской авиации. Несмотря на почтенный возраст, эта машина продолжает службу в качестве ракетоносца. Большая, мощная и прочная конструкция позволяет использовать ее, как пусковую установку воздушного базирования, как и заокеанский аналог Б-52. Оба самолета поступили на вооружение почти одновременно и имеют примерно сходные технические характеристики. И Ту-95, и Б-52 в свое время дорого обошлись государствам, однако спроектированы и сделаны были на совесть, поэтому отличаются очень длительным моторесурсом. Объемные бомбовые отсеки вмещают крылатые ракеты (Х-55), которые могут стартовать с борта, что создает условия для нанесения ядерного удара без пересечения границы атакуемой страны.

После модернизации Ту-95МС и демонтажа сбрасывающих механизмов для свободнопадающих боеприпасов фактически дальняя авиация РФ получила новый стратегический самолет, оснащенный современным навигационным оборудованием и системами наведения.

Особенности конструкции

При проектировании самолетов А. Н. Ильюшин всегда придерживался правила: никогда не отдавать приоритета отдельным техническим показателям, например, грузоподъемности или скорости. Благодаря этому проекты его отличались оптимальным сочетанием всех летных и технических характеристик машин: скорости и дальности полета, потолка, параметров грузоподъемности, массой аппарата, вооружением, бортовой аппаратурой и соответствовали реальным условиям их применения.

Такой подход был применен им при разработке ДБ-3. При его создании конструктор следовал основному критерию — обеспечить боевую эффективность самолета в реальных условиях боевых действий. Этот подход имел первостепенное значение в успехе самолетов ДБ-3 и Ил-4.

Новый самолет имел внешние отличия от предыдущих модификаций более плавной и удлиненной носовой частью. Изменилась конструкция планера. Она имела схему 2-х двигательного свободнонесущего моноплана. Применяемые раньше в большом объеме всевозможные мелкие агрегаты уже не отвечали технологиям крупно-серийного производства. Многие компоненты стали изготавливать методом штамповки, а почти вся сборка каркаса выполнялась методом открытой клепки. Такая технология позволила уменьшить трудоемкость изготовления и повысить качество изделия.

Основное ударение в схеме конструкции ДБ-3 С. В.Ильюшин сделал на крыло. Было разработано крыло новой удлиненной формы. По несущим свойствам новое крыло уступало крылу предшественника ДБ-2, но позволяло развивать большую скорость и обеспечивало высокий уровень аэродинамичности. Достигнуть этого удалось применением гладкой обшивки, применением двояко-выпуклого профиля, меньшей площадью крыла, улучшенной схемой уборки шасси и других конструкционных изменений. В результате аэродинамические свойства ДБ-3 стали намного лучше, чем у ДБ-2. ТТХ самолета приведены в таблице.

Ракетные базы воздушного базирования

Кроме США, во всем мире только у Российской Федерации есть парк дальних бомбардировщиков. После 1991 года он фактически бездействовал, у государства не хватало средств на поддержание технической боеготовности и даже на горючее. Только в 2007 году Россия возобновила полеты стратегической авиации над самыми разными регионами планеты, в том числе и вдоль американских побережий. Ракетоносцы Ту-95 проводят беспосадочно в воздухе почти по двое суток, производят дозаправку и возвращаются на авиабазу, демонстрируя возможность в случае ядерного конфликта внести свой вклад в удар глобального возмездия. Но не только эти машины могут выполнять задачу сдерживания. Есть еще и сверхзвуковая стратегическая авиация России.

Не стреляйте в «белых лебедей», это бесполезно

Принятие на вооружение ВВС США широко анонсированного еще в семидесятые годы стратегического сверхзвукового бомбардировщика Б-1 не могло остаться незамеченным советским руководством. В начале восьмидесятых советский воздушный флот пополнился новым самолетом, Ту-160. После распада СССР стратегическая авиация России унаследовала их большую часть, за исключением разрезанных на металлолом на Украине десяти штук и одного «Белого лебедя», ставшего экспонатом музея в Полтаве. По своим техническим и летным характеристикам этот бомбардировщик-ракетоносец представляет собой образец нового поколения, он имеет изменяемую стреловидность крыла, четыре реактивных двигателя, стратосферный потолок (21 тысяч метров) и значительно большую, чем у Ту-95, боевую нагрузку (45 тонн против 11). Главное преимущество «Белого лебедя» — сверхзвуковая скорость (до 2200 км/ч). Радиус боевого применения позволяет достигать американского континента. Перехват самолета с такими параметрами специалистам представляется проблематичной задачей.

История создания Ил-4

Задолго до войны, еще весной 1933г., и намного раньше проекта Ил-2, С.В. Ильюшиным было принято решение о постройке машины дальнебомбардировочной авиации. Создание такого самолета было необходимо для повышения обороноспособности страны. Не отрываясь от проекта ближнего бомбардировщика (ББ-2) С. В.Ильюшин, по собственной инициативе, за короткое время выполнил разработку проекта дальнего бомбардировщика, сформулировал и утвердил основные технические характеристики самолета.

Вскоре был построен прототип нового самолета ЦКБ-26. Испытания подтвердили хорошие летные качества машины. Самолет имел отличные маневренные данные — на самолете такого класса впервые летчиком-испытателем В.К. Коккинаки была выполнена пилотажная фигура «петля Нестерова».

1 мая 1936 г. бомбардировщик был предъявлен широкой публике в небе столицы.

В том же году на нем было установлено несколько мировых рекордов, имевших для Советского союза также политическое значение — мировому сообществу был продемонстрирован советский самолет, который по скорости, потолку и дальности полетов имел превосходство над самолетами такого класса. Установлены рекорды летчиком В.К. Коккинаки.

Скоро был построен и поднят в воздух еще один экземпляр дальнего бомбардировщика, получивший название ЦКБ-30 (или ДБ-3). Он был полностью укомплектован вооружением наступательного и оборонительного назначения, имел превосходство над предшественником по летным параметрам и бомбовой загрузке. Самолет был принят на вооружение в ВВС еще до окончания госиспытаний.

ДБ-3Ф стал улучшенным продолжением ДБ-3. Модернизация ДБ-3 началась в 1938 г., а в мае 1939 г. летчик-испытатель В.К. Коккинаки выполнил на нем испытательный полет. Машина имела улучшенные летные параметры (скорость — 445 км/час, дальность полета — 5000 км, бомбовая нагрузка — 1000 кг).

Производство машин было организовано одновременно на нескольких авиазаводах. Первые серийные самолеты были построены в ноябре 1939г. Принятые на вооружение в ВВС за несколько лет до начала войны, самолеты были хорошо освоены летными экипажами воздушных сил авиации и флота.

В декабре 1940 г. вышло Постановление Правительства о новой системе формирования обозначений авиатехники. Согласно этому документу ДБ-3Ф получил новое имя Ил-4. С этим именем самолет вступил в Великую Отечественную войну и остался легендарной боевой машиной на страницах ее истории. Фото самолета Ил-4 приведено ниже.

Условно стратегический Ту-22

Структура стратегической авиации в СССР и России имеет много общего. Самолетный парк унаследован, он может служить еще долго, но в основном состоит из двух типов машин — Ту-95 и Ту-160. Но есть еще один бомбардировщик, который не в полной мере соответствует стратегической задаче, хотя может внести решающий вклад в результат глобального конфликта. Ту-22М не считается тяжелым и относится к классу средних, он развивает сверхзвуковую скорость и может нести большое количество крылатых ракет. Этот самолет не имеет характерной для межконтинентальных бомбардировщиков дальности полета, поэтому считается условно стратегическим. Он предназначен для нанесения ударов по базам и плацдармам вероятного противника, расположенным в Азии и Европе.

Авиация России

Численность мирового парка военной авиации

СтранаПарк ВС%
1США13 26625
2Россия4 1638
3Китай3 2106
4Индия2 1234
5Южная Корея1 6493
6Япония1 5613
7Пакистан1 3722
8Франция1 2292
9Турция1 0552
10Египет1 0542
Остальные23 20843
Всего53 890100

Воздушно-космические силы России образованы 12 августа 2015 года после слияния Военно-воздушных сил и Войск воздушно-космической обороны и решают широкий круг задач:

  • Отражение нападений и осуществление защиты от агрессивных действий противника по отношению к управленческим объектам, политцентрам, военным группировкам, промышленным и экономическим районам России, самым важным инфраструктурным зонам.
  • Использование в отношении противника широкого спектра средств поражения, в том числе ядерных.
  • Осуществление боевых действий во взаимодействии с другими родами войск.
  • Уничтожение крылатых, тактических и баллистических ракет противника, а также беспилотных ударных летательных аппаратов.
  • Обеспечение управленческих кадров точными сведениями о движении ракет и предупреждение о возможном нападении.
  • Наблюдение в космосе и обнаружение угроз по отношению к объектам на территории России и её союзников, поражение космических средств нападения.
  • Запуск специальных аппаратов в космос, управление группировкой спутников.

В настоящее время в состав Воздушно-космических сил РФ входят Военно-воздушные силы, Войска противовоздушной и противоракетной обороны, а также Космические войска. ВВС составляют Дальняя, Военно-транспортная, оперативно-тактическая и армейская авиация. Начатая в 2008 году реформа закончилась формированием 4-х армий вместо 6, которые впоследствии вошли в состав обновленных военных округов.

Войска противовоздушной и противоракетной обороны до 1998 года являлись отдельным видом ВС РФ, затем их объединили с ВВС, а позже переформировали в 11 бригад воздушно-космической обороны. После объединения в 2015 году новые войска получили сокращённое название ПВО-ПРО ВКС. Используя соответствующие средства, они должны защищать от удара противника и отражать его, а также уничтожать баллистические ракеты.

Космические войска предназначены для защиты страны от ударов потенциального противника из околоземного космического пространства. С 2001 года по 2011 год они функционировали в виде отдельного рода войск, затем числились в составе ВВКО, а с середины 2015 года входят в состав ВКС. Основные задачи, решаемые этими войсками, заключаются в наблюдении за космическими объектами с целью обнаружения угроз, запуск специальных аппаратов в космос, удержание в состоянии готовности к использованию спутников.

* * *

Военная авиация России насчитывает более 1800 самолётов, включая более 800 истребителей Су-27, Су-30СМ, Су-33, Су-35С, МиГ-29, МиГ-31 и их модификации, порядка 200 фронтовых бомбардировщиков Су-34, Су-24М и их модификации, свыше 200 штурмовиков Су-25, около 150 учебно-тренировочных самолётов Як-130 и других, около 70 стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160 и более 40 дальних бомбардировщиков Ту-22М3.

Кроме того, в ВКС имеется около 400 военно-транспортных самолётов и самолётов-заправщиков Ил-78, а также более 20 авиационных комплексов дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и А-50У.

Парк вертолётов насчитывает порядка 1500 ударных, многоцелевых и транспортно-десантных вертолетов Ми-8, Ми-24, Ми-35, Ми-26, Ми-28Н, Ка-52.

Парк военной авиационной техники России находится на втором месте в мире по численности самолётов и вертолётов. Такие данные содержатся в ежегодном обзоре World Air Forces 2022, опубликованном на сайте FlightGlobal.com.

Согласно этому исследованию, на начало 2022 года состав флота военных самолётов и вертолётов ВКС России насчитывал 4 163 воздушных судна, что составляет 8% от общемирового показателя, уступая по численности только США — 13 266 самолётов и вертолётов, 25% от общемирового показателя. На третьем месте расположился Китай, у которого 3 210 военных самолётов и вертолётов или 6% от общемирового показателя.

В обзоре WAF 2022 отмечается, что мировой военный флот был достаточно стабилен в течение последнего года со времени предыдущего обзора, сократившись на 0,2% или всего на 63 самолёта. Если посмотреть на регионы мира, только в двух зарегистрирован рост по сравнению с предыдущим обзором — это Россия и страны СНГ, совокупные размеры которых увеличились с 4 904 до 5 016 единиц, что составляет рост на 2%. На ВКС России приходится 83% этого количества.

По данным Центра анализа стратегий и технологий, в 2022 году наблюдалось сокращение поставок новой боевой авиационной техники в Вооруженные Силы РФ. Фактически ВКС получили десять Су-35С и восемь Су-34, что суммарно составляет только 18 самолётов.
Состав ВКС России на 2022 год* — запланированные заказы, которые могут быть пересмотрены

Тип ВСДействующиеЗаказанные
Ударные самолёты
МиГ-29/352513+31*
МиГ-31132
Су-24274
Су-25194
Су-27/30/3542912+42*
Су-30СМ221*
Су-341234+11*
Су-5776
Ту-142МК/МЗ/МР22
Ил-38/Ил-38Н54
Ту-22М67
Ту-9542
Ту-1601610+40*
Самолёты специального назначения
Ан-124
Ан-261
Ан-3015
Ил-20/2224
А-5015
Ил-761
Ил-803
Ту-1341
Ту-1541
Ту-2142
Бе-200ПС12
Топливозаправщики
Ил-781931*
Транспортные самолёты
Ан-1256
Ан-225
Ан-26113
Ан-7229
Ан-1244
Ан-1403
Ан-14815
Ил-182
Ил-7610933+9*
Ил-781
Ил-9610*
Ил-112В62*
Л-41043
Многоцелевые самолёты100*
Ту-1345
Ту-1542
Боевые вертолёты
ASS3552
H125M/AS3503
Ка-276
Ка-5210155+25*
Ка-62100*
Ка-22636
Ми-21
Ми-8/17/17174645
Ми-24/35330
Ми-264415*
Ми-289599
Ми-382+6*
Учебно-тренировочные самолёты и вертолёты
Ансат50
DA42926
Л-39210
МиГ-29/35123
Су-2716
Ту-13437
Як-13011025*
Як-152150*
Ми-229
Ми-281212+36*

Центр АСТ также сообщает, что по Гособоронзаказу в 2022 году планируется поставка одного Су-57 и десяти Су-35С, в 2022 году — два Су-57 и пять Су-35С.

12 августа 2022 года в ходе инспекционной поездки на Иркутский авиа Министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил о планирующемся подписании до конца года контракта на 46 самолётов, из которых 21 — модернизированные до версии СМ2 истребители Су-30СМ и 25 самолётов Як-130.

В августе 2022 года на Международном военно-техническом форуме «Армия-2018″ Министерство обороны Российской Федерации и ПАО » подписали контракт на поставку в Вооруженные Силы первых двух серийных истребителей пятого поколения Су-57 (в облике Т-50С: Т-50С-1 и Т-50С-2) с двигателями «первого этапа» («изделие 117»). Сроки исполнения контракта — 2018-2020 годы, с поставкой по одному самолёту в 2022 и 2022 годах. В июне 2022 года на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019″ Министерство обороны Российской Федерации и ПАО » подписали контракт на поставку в Вооруженные Силы суммарно уже 76 серийных истребителей пятого поколения Су-57, включая и два первых законтрактованных в 2022 году самолёта. Сроки исполнения контракта — 2027 год.

Первый серийный самолёт Су-57 (Т-50С-1, серийный номер 51001, бортовой номер «01 синий»), построенный на КнААЗ, совершил первый полёт в Комсомольске-на-Амуре в начале декабря 2022 года и планировался к передаче Министерству обороны 27 декабря, но 24 декабря 2022 года на заключительном этапе заводских испытаний разбился в результате аварии, по причине, предположительно, сбоя в системе управления самолётом.

Потеря первого серийного образца Су-57 повлекла за собой смену руководства ПАО «. По информации будет вынужден компенсировать потерю за свой счёт, изготовив ещё один самолёт взамен разбитого.

В 2016 году Министерство обороны РФ заказало 150 лёгких учебно-тренировочных самолётов Як-152 для первичного обучения военных лётчиков. В настоящее время самолёт проходит заключительный этап лётных испытаний, а на Иркутском авиазаводе готовится их серийное производство.

В 2022 году Министерство обороны России подписало с ОАК контракт на поставку Морской авиации ВМФ трёх самолётов Бе-200ПС, первый из которых должен был быть поставлен в 2022 году. 14 февраля 2022 года первый самолет-амфибия Бе-200ЧС, предназначенный для Минобороны РФ, поднялся в воздух. 20 июля Бе-200 «Александр Мамкин» совершил посадку на аэродроме «Громово» Западного военного округа, куда он прибыл для участия в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге.

Авиационная группа высшего пилотажа «Русские витязи», входящая в состав Центра показа авиационной техники 4-го ордена Ленина Краснознамённого Центра войсковых испытаний и подготовки персонала ВКС имени В.П. Чкалова в начале июля 2022 года завершила переход на многоцелевые истребители Су-35С.

8 июля специалисты Центра показа авиационной техники завершили комплексную проверку и приём самолётов на заводе-изготовителе в Комсомольске-на-Амуре, лётчики «Витязей» провёли контрольный облёт самолётов, проверив истребители в воздухе.

9 июля экипажи пилотажной группы перебазировали самолёты с завода-изготовителя в подмосковную Кубинку с промежуточной посадкой в Новосибирске. Самолеты, окрашенные в цвета российского флага, имеют серийную комплектацию.

Первые самолёты Су-35С поступили в состав «Русских Витязей» в ноябре 2022 г. До этого авиационный парк группы состоял из восьми двухместных истребителей Су-30СМ, полученных в октябре-ноябре 2016 года. Истребители Су-30СМ заменили истребители Су-27, на которых «Русские Витязи» летали с момента формирования в апреле 1991 года.

Примечание:

  1. Данные по самолётам Бе-200ПС, Ту-142, Як-152 и Ил-38 в обзоре WAF 2022 отсутствуют. Информация по данным ВС добавлена в таблицу при подготовке статьи, из-за этого итоговые цифры по количеству ВС могут не совпадать с данными WAF 2022.
  2. Количество заказанных УТС Як-152 указаны по сообщениям СМИ в 2016 году.
  3. Количество самолётов Бе-200ПС, заказанных для авиации ВМФ, получены из Центра АСТ.
  4. Количество противолодочных самолётов Ту-142 указано по состоянию на 2022 год и взято из Википедии.
  5. Количество противолодочных самолётов Ил-38 указано по состоянию на 2016 год и также взято из Википедии.
  6. По данным The Military Balance, на 2022 год в составе Дальней авиации ВКС числится 44 ракетоносца Ту-95МС и 16 Ту-95МСМ (информация из Википедии). По данным АО «Сплав» НПО им. Ганичева, по состоянию на конец 2022 г. в составе Дальней авиации находилось 55 самолётов Ту-95МС и Ту-95МСМ.

Андрей Величко для сайта «Авиация России»

  • 12.12.2019 Состав ВКС насчитывает более 4000 боевых самолётов и вертолётов
  • 27.01.2016 Современная техника в ВКС России составляет 52%
  • 30.09.2016 Состав ВКС России в Сирии на сентябрь 2016 года
  • 05.01.2020 В 2022 году ВКС получат шесть модернизированных Ту-95МС

(16 оценок, среднее: 5,00 из 5)

состав ВКС

Будут ли новые стратегические бомбардировщики?

Стратегическая авиация России в настоящее время состоит из десятков машин трех основных типов (Ту-160, Ту-95 и Ту-22). Все они уже не новые, немалое время провели в воздухе и, возможно, кому-то может показаться, что эти машины нуждаются в замене. Журналисты, далекие от военных вопросов, порой называют «Медведя» Ту-95 реликтовой машиной. Следует, однако, рассматривать любое явление в сравнении. Американцы на слом свои Б-52 отправлять пока не собираются, на них летают иногда внуки первых пилотов, их освоивших, однако этих воздушных исполинов рухлядью никто не обзывает. Новых типов стратегических бомбардировщиков наши вероятные противники пока строить, насколько известно, не планируют, считая их, возможно, быстро стареющим морально классом техники. Скорее всего, и российская сторона не будет инициатором нового витка гонки вооружений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]