История зарождения нового рода войск
Принято считать, что история армейской авиации России берёт своё начало с создания в 1948 году в Серпухове первой вертолётной эскадрильи. Однако было бы ошибкой игнорировать боевой путь, пройденный российской и советской военной авиацией в период предшествующих войн.
Известно, что ещё в 1909 году на вооружении царской армии появилось несколько летательных аппаратов зарубежного производства. Своё боевое крещение они получили в годы Первой мировой войны. Тогда же в России были созданы первые частные предприятия, выпускавшие самолёты и авиационные двигатели. К 1917 году их было уже около двадцати.
Несмотря на то что боевые машины использовались главным образом для ведения разведки и нанесения бомбовых ударов, многое из опыта тех лет легло в основу последующего создания армейской авиации. В основном же необходимость её появления стала очевидной в ходе боёв Великой Отечественной войны.
Ми-26: царь-вертолет
Ми-26, разработанный более 40 лет назад, до сих пор остается крупнейшим в мире серийным транспортником среди вертолетов. Машина может принять на борт 82 десантника, 60 носилок с ранеными или 20 тонн груза. Кроме того, Ми-26 способен переносить негабаритные грузы на внешней подвеске, например транспортировать еще один такой же вертолет. Максимальная скорость Ми-26 – 295 км/ч, дальность полета при полной загрузке − 475 км. Боевое крещение машина приняла в 1984 году в Афганистане.
В различных модификациях на сегодняшний день выпущено более трехсот единиц Ми-26. Вертолет широко применяется в армейской авиации. Транспортными задачами роль вертолета не ограничивается. На базе Ми-26 создаются машины для радиоборьбы, топливозаправщики, пункты управления, противолодочные, пожарные и медицинские варианты. Новейшая модификация Ми-26Т2В отличается повышенной безопасностью, получила современную начинку и возможность автопилотирования в сложных условиях.
Задачи, стоящие перед армейской авиацией
Современная армейская авиация служит для решения самого широкого спектра оперативно-тактических задач. В ходе боевых операций она наносит удары, поражая живую силу противника, а также танки, противотанковые средства и бронетехнику. Кроме того, с её помощью осуществляется огневая поддержка наземных войск и ведётся разведка.
Благодаря той роли, которую армейская авиация играет в ходе боевых действий, общевойсковые подразделения, части и соединения имеют возможность значительно повысить свою оперативную мобильность. Особое же значение она приобретает для обеспечения связи и управления действиями наземных войск, а также при минировании, эвакуации, поиске и спасении раненых.
Бригады армейской авиации находят применение и в борьбе с определённой категорией военно-воздушных сил противника. Практика показывает, что их использование особенно эффективно при выполнении задач, связанных с уничтожением низколетящих самолётов и вертолётов. Незаменимы они и для подавления средств ПВО.
Назначение ударных боевых вертолётов
Армейская авиация России имеет в своей основе подразделения, укомплектованные вертолётами всевозможных типов и модификаций. По своему назначению они делятся на три категории: военно-транспортные, транспортно-боевые и боевые. Остановимся подробнее на каждой из них.
Боевые, или, как их ещё называют, ударные вертолёты, укомплектованы различными видами вооружения и выполняют широкий спектр оперативных задач. На них возлагается, в частности, борьба с бронированными машинами, а также танками противника и поражение малоразмерных наземных объектов. Они же в ходе операций наносят удары с воздуха по войсковым подразделениям, сопровождают военно-транспортные вертолёты и в случае появления воздушного противника ведут с ним борьбу.
Важной областью применения боевых вертолётов является воздушная разведка и наблюдение, при которых данные о местонахождении целей передаются наземным огневым средствам, а также бомбардировщикам или самолётам-штурмовикам.
Ми-24 и Ми-35М: многоцелевые родственники
Многоцелевой военно-транспортный вертолет Ми-24 стал первым отечественным вертолетом, специально предназначенным для боевых действий. Конструкция оказалась настолько удачной, что сейчас это одна из самых востребованных машин на мировом рынке, высокая эффективность которой многократно доказана в условиях боевых действий. Вертолет оснащен современным высокоточным оружием и способен выполнять боевые задачи круглосуточно в различных метеоусловиях.
Транспортно-боевой вертолет Ми-35М является глубокой модификацией Ми-24 и предназначен для уничтожения бронетанковой техники и огневой поддержки подразделений сухопутных войск. Он оснащен современным высокоточным оружием и способен выполнять боевые задачи круглосуточно в различных метеоусловиях. Одной из наиболее важных особенностей Ми-35М является возможность перевозки личного состава с вооружением, транспортировки до трех раненых с поля боя, а также грузов внутри кабины или на внешней подвеске.
Вертолеты типа Ми-24/35 – одни из самых воюющих в мире, история их боевого применения насчитывает более 30 войн и военных конфликтов. Ми-35М успешно продемонстрировал свою эффективную работу в боевых действиях в Сирии.
Подразделения транспортно-боевых машин
Следующая категория вертолётов, входящая в состав армейской авиации России, – это транспортно-боевые машины. Они предназначены для обеспечения всем необходимым наземных войск, доставки и высадки десанта, а также проведения разного рода спасательных операций и эвакуации раненых. Кроме того, в их задачу может входить установка минных заграждений и поражение наземных целей.
По стране [ править ]
Cessna T-41 D Mescalero AE-054 аргентинской армии , 2009 г.
- Аргентинская армейская авиация ( аргентинская армия )
- Армейский авиационный корпус (Соединенное Королевство) ( Британская армия )
- Армейский авиационный корпус (Индия) ( индийская армия )
- Авиация австралийской армии ( австралийская армия )
- Группа авиации армии Бангладеш ( армия Бангладеш )
- Бразильское армейское авиационное командование ( Бразильская армия )
- Colombian National Army Aviation ( Колумбийская армия )
- Легкая авиация французской армии ( французская армия )
- Немецкий армейский авиационный корпус ( немецкая армия )
- Hellenic Army Aviation ( Греческая армия )
- Индонезийская армейская авиация ( индонезийская армия )
- Исламская Республика Иран армейской авиации ( Исламская Республика Иран армии )
- Авиация армии Малайзии ( малазийская армия )
- Воздушная служба непальской армии ( армия Непала )
- Корпус авиации пакистанской армии ( пакистанская армия )
- Подразделение легкой авиации португальской армии ( португальская армия )
- Испанская армия аэромобильных сил ( испанская армия )
- Авиационный центр Королевской армии Таиланда ( Royal Thai Army )
- Отделение авиации армии США ( армия США )
Модернизация армейской авиации в постсоветский период
Как следует из данных, публикуемых военными обозревателями, большая часть вертолётного парка ВВС России была создана ещё до распада СССР и перешла в сегодняшнюю армию по наследству. Сюда входят прекрасно зарекомендовавшие себя в локальных военных конфликтах ударные вертолёты Ми-24, тяжёлые транспортные машины Ми-26 и ряд других летательных аппаратов, превосходящих свои зарубежные аналоги по целому ряду технических характеристик.
Начало широкомасштабной модернизации боевой техники, в которую была вовлечена и армейская авиация РФ, начался в 2000 году. Кроме того, что в этот период появилось большое количество новых модификаций машин, ранее находившихся на вооружении, было запущено в производство несколько принципиально новых моделей. Среди них особое место заняли ударные многоцелевые вертолёты Ка-52, а также МИ-28Н. В настоящее время они вошли в число боевых машин, составляющих основу мощи российской армейской авиации.
Высокая боеготовность лётных частей
Боеспособность этого рода войск, проявившаяся в тяжёлые годы афганского конфликта, не снизилась также и в девяностые, несмотря на все экономические сложности. Экипажи вертолётов ВВС России с честью исполняли свой долг во время операций, проводимых в Чечне, а также в целом ряде иных «горячих точек». Всюду они демонстрировали пример высокого профессионализма и готовности выполнить любую поставленную перед ними боевую задачу.
В начале 2000-х обозначилась тенденция к повсеместному снижению напряжённости, вызывавшей локальные конфликты, нередко перераставшие в военные столкновения. Это позволило приложить усилия к перевооружению лётных частей и повышению мастерства их личного состава. По всей стране начали регулярно проводиться широкомасштабные военные учения, в которых принимала участие и армейская авиация. Фото таких тренировочных полётов приведены в статье.
Операция в Сирии, ставшая боевым экзаменом
Реальной проверкой боевой выучки стало участие российских лётчиков в широкомасштабной антитеррористической операции, начатой в Сирии. Несмотря на то что действия ведутся не в отношении регулярной армии, а против разрозненных бандформирований, они сопряжены с крайним риском и требуют от всех участников высокой выучки и слаженности действий.
Особая сложность создаётся качественно выросшим уровнем средств противовоздушной обороны противника и сложными климатическими условиями, в которых приходится решать поставленные задачи. Именно эти факторы стали причиной потерь среди личного состава российских подразделений.
Армейская авиация зарубежных государств
Аналогичное применение получили вертолёты и в вооружённых силах иных крупных государств мира. Например, в США создан специальный Корпус армейской авиации, на вооружении которого, кроме обычных машин, имеются также беспилотные летательные аппараты. Его назначение заключается в ведении совместных боевых действий с пехотными, бронетанковыми и воздушно-десантными соединениями.
По официальным данным, опубликованным в 2007 году, вертолётный парк армейской авиации Америки насчитывал порядка 4200 боевых машин. В настоящее время эта информация, безусловно, устаревшая, но и она даёт представление о том значении, которое придают этому роду войск за океаном. То же можно сказать и о вооружённых силах Германии и Англии, где наряду с многоцелевыми вертолётами используются транспортные самолёты различных типов.
Дальняя
Назначение стратегической авиации (дальней) — в уничтожении объектов противника, в том числе и летательных, непосредственно в тылу боевых действий. Помимо этого, дальняя авиация выполняет разведывательную функцию и другие специальные задания. Основным представителем самолетного парка является Ту-160.
Первым бомбардировщиком стал знаменитый «Илья Муромец», созданный в 1914 году, еще при царской России, тогда же была создана первая специальная эскадра тяжелых бомбардировщиков. А во время Второй мировой войны произошла одна интересная история, связанная с советским бомбардировщиком дальней авиации Пе-2. Тогда, в 1942 году, он успешно перевез в обе стороны наркома иностранных дел Молотова, который сумел добиться союзных «рукопожатий» с США и Великобританией.
Товарищ Молотов вспоминал, что на момент нахождения в самолете одетый так же, как и остальной экипаж — в унты, комбинезон на меху и шлем, он перестал себя ощущать вторым человеком СССР после генерального секретаря Сталина. Немецкая разведка, кстати, узнала об этом случае только через несколько дней, когда уже невозможно было помешать переговорам. Таким образом, Пе-2 прозвали «дипломатический бомбардировщик».