В модельном ряду советской реактивной истребительной авиации достойное место занимает самолет Су 30СМ. Несмотря на свой почтенный возраст (машина создавалась в конце 80-х годов XX столетия), тридцатая сушка и сегодня считается зрелой, современной и боеспособной машиной. По всем своим летным и военно-техническим характеристикам новейший российский самолет считается истребителем поколения 4+, способным достойно противостоять любому потенциальному противнику в воздухе.
Су-30 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
Для борьбы с крылатыми ракетами противника российским ВВС требовался двухместный дальний истребитель. Потенциала боевых возможностей истребителя Су-27 явно не хватало. В ОКБ решили использовать в качестве основы двухместный Су-27УБ, серийное производство которого было освоено на Иркутском авиазаводе. Работы по самолету начались в 1986 г. При испытании опытного Су-27УБ на нем уже отрабатывалась система дозаправки топливом в воздухе. С правого борта, на уровне козырька фонаря кабины, была установлена Г-образная штанга топливоприемника. На модернизированной «спарке», получившей название Су-27ПУ, также были несколько улучшены условия обитаемости в кабине летчика.
Начало разработки
Все началось еще в далеком 1994 году, когда с Индией велись переговоры по поставке истребителей Су-27. Еще тогда индусы намекали, что не прочь закупить еще более маневренные самолеты, да и отечественной армии срочно требовались новые машины.
Но необходимость в новой технике диктовалась не только нуждами экспорта. Основная причина, по которой и появился самолет Су-30 СМ, фото которого вы найдете в нашей статье, — неполная реализация того потенциала, который был заложен в простую «тридцатку» ее создателями.
Особенно перспективной виделась возможность массированного поражения наземных целей: машина, «везущая» сразу двух пилотов, обладающая хорошей «автономностью» и дальностью полета, да еще и несущая под восемь тонн боеприпасов, определенно имела отличные перспективы превратиться в основную ударную силу отечественных ВВС.
Проектирование нового истребителя началось в 1995 году. Главный конструктор проекта — А. Ф. Барковский. В 1996 году с той же Индией уже был подписан контракт на поставку 40 новых машин различных классов. Предполагалось, что экспортные партии пойдут с постепенным улучшением тактико-технических свойств самолетов. Исполнители Государственного заказа – различные предприятия холдинга «Сухой», головной отдел – Иркутский авиастроительный завод.
Су-30 — видео
В начале 1987 г. состоялся первый полет переоборудованной «спарки» с экипажем в составе летчиков-испытателей ОКБ И. Вотинцева и Н. Садовникова. 23 июня состоялся беспосадочный перелет Т10У-2 с тем же экипажем по маршруту Москва — Комсомольск-на-Амуре — Москва протяженностью 13 440 км и продолжительностью 15 ч 42 мин с четырьмя дозаправками в воздухе. Тем самым была продемонстрирована возможность использования модернизированного Су-27УБ в качестве дальнего истребителя-перехватчика. Самолеты получили систему дозаправки в воздухе, новую систему навигации, модернизированную систему дистанционного управления и управления вооружением. Первый из двух предсерийных самолетов Су-27ПУ (Т10ПУ-5) поднялся в воздух 31 декабря 1989 г. с заводского аэродрома Иркутского авиазавода. По результатам летных испытаний модернизированных машин началось серийное производство двухместного истребителя, получившего обозначение Су-30. Внешне Су-30 отличался от учебно-боевого Су-27УБ наличием убираемой штанги топливоприемника по левому борту и смещением вправо обтекателя головки оптиколокационной станции. 14 апреля 1992 г. совершил первый полет первый серийный истребитель Су-30.
В ОКБ совместно с ИАПО создали экспортный вариант самолета Су-ЗОК («К» — коммерческий), получивший расширенные возможности при действиях по наземным целям. Дальнейшим развитием стал самолет Су-ЗОМК с усовершенствованной БРЛС и значительно расширенной номенклатурой вооружения. При его создании использован опыт разработки истребителя Су-35. Су-ЗОМК предназначен для завоевания господства в воздухе на театре военных действий, а также уничтожения целей на земле и на море, при применении средств РЭБ и огневом противодействии ПВО, днем и ночью, в любых погодных условиях. Работы по созданию Су-ЗОМК начались в 1991 г., а прототип этого самолета совершил первый полет 14 апреля 1992 г. (летчики-испытатели Г.Е. Буланов и В.Б. Максименков). Внешне он практически не отличался от Су-30. В задней кабине расположен индикатор, на который может выводиться видеоинформация от телевизионных головок самонаведения управляемого оружия. Истребитель Су-ЗОМК обладает уникальными боевыми возможностями, ставящими его на первое место в мире среди тяжелых серийных многоцелевых истребителей.
30 ноября 1996 г. был подписан российско-индийский контракт на закупку 40 самолетов Су-30МКИ (индекс «И» — индийский). 1 июля 1997 г. этот самолет впервые поднялся в воздух. Самолет выполнен по аэродинамической схеме «продольный триплан», с системой управления вектором тяги (УВТ) двигателей, объединенной с системой дистанционного управления (СДУ) самолетом, обеспечивает практически неограниченную маневренность и уникальные взлетно-посадочные характеристики. РЛС способна одновременно сопровождать до 10 целей и применять ракеты сразу по двум целям.
След в истории авиации и играх
Су-30 стал родоначальником модифицированных версий истребителя, которые выпускаются по сегодняшний день. Согласно информации 2016 года, ВКС РФ имеет в своём парке следующие модели: Су-30 (3 шт.), Су-30М2 (16 шт.), Су-30СМ (39 шт.). Черноморский флот обладает 8-ю истребителями Су-30СМ. В Крыму дислоцируются 5 самолётов Су-30СМ. Самолёт Су-30 М2 создан на базе экспортной машины Су-30МК2. Истребитель оснащается высокоточным вооружением.
Не обошли стороной Су-30 и создатели электронных игр. Управляя авиасимулятором, можно выполнять боевые задачи и вносить свой мнимый вклад в борьбу с терроризмом. Наиболее популярная игра называется SU-30. Судя по описанию и отзывам пользователей, особенности натурализации управления позволяют дать шутеру самую высокую оценку среди остальных аналогов. Также, есть мобильные версии — скролл-шутеры SU-30.
Истребитель Су-30 был произведён в период распада СССР.
Несмотря на недостаток финансирования, авиаконструкторы создали очередной шедевр для российской авиации. Более 25 лет различные модификации боевой «Сушки» с индексом 30, находятся в боевом строю ВВС РФ и более 10-и других стран.
Череда катастроф с 1999 по 2022 год нисколько не испортила репутацию самолёта. В большинстве случаев, причиной аварий стал человеческий фактор или форс-мажорные обстоятельства. Например, последняя авиакатастрофа 03.05.2018 г., произошла из-за попадания птицы в силовую установку (по официальной версии). К сожалению пилоты погибли. Но случаи с трагичным исходом – единичны.
Тактико-технические характеристики Су-30
— Первый полёт: 1989 год — Годы производства: с 1992 года — Единиц произведено: около 600 (на ноябрь 2022 года)
Стоимость Су-30
— $83 млн (Су-30МКИ индийской сборки, 2012 год) — $50 млн (Су-30СМ для ВВС России, 2012 год)
Экипаж Су-30
— 2 человека
Размеры Су-30
— Длина: 21,9 м — Размах крыла: 14,7 м — Высота: 6,36 м — Площадь крыла: 62 м² — Нагрузка на крыло при нормальной взлётной массе: 398 кг/м² — Нагрузка на крыло при максимальной взлётной массе: 532 кг/м²
Вес Су-30
— Масса пустого: 18800 кг — Масса нормальная взлётная: 24900 кг — Масса максимальная взлётная: 34500 кг — Масса предельная взлётная: 38800 кг — Масса топлива: 9640 кг
Двигатель Су-30
— 2 × ТРДДФ «АЛ-31Ф» (АЛ-31ФП на Су-30СМ) — Тяга максимальная бесфорсажная: 2 × 7770 кгс — Тяга на форсаже: 2 × 12500 кгс — углы отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): ±16° в любом направлении, ±20° в плоскости — скорость отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): 60°/с — масса: 1520 кг
Максимальная перегрузка: +9 G
Скорость Су-30
— Максимальная скорость у земли: 1350 км/ч (М=1,13) — Максимальная скорость на высоте: 2 350 км/ч (М=1,9603 )
Дальность полёта Су-30
— у земли: 1270 км — на высоте: 3000 км — боевой радиус: 1500 км — Продолжительность полёта: 3,5 ч (без дозаправок)
Практический потолок Су-30
— 17300 м
Скорость взлета Су-30
— 13800 м/мин (230 м/с) — Длина разбега: 550 м — Длина пробега: 750 м
Тяговооружённость Су-30
— при нормальной взлётной массе: 1,00 — при максимальной взлётной массе: 0,84 — при предельной взлётной массе: 0,76
Вооружение Су-30
— Пушечное: 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1 — Точки подвески: 12 — Боевая нагрузка: 8000 кг (до 10,4 т по РЛЭ). — 6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС; — Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц); — Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц); — Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса.
Опытные экземпляры
Первые два Су-30 СМ, характеристики которых вы найдете в статье, строились в период с 1995 по 1998 г. Первая машина, созданная на узлах стандартного Су-30, поднялась в воздух уже в 1997 году. За штурвалом сидел опытный испытатель В. Ю. Аверьянов. С середины того же года началась крупномасштабная программа по испытаниям и доводке новых машин с целью подготовки к их серийному производству. Оно началось в 2000 году. В то же время первый предсерийный истребитель был опробован Аверьяновым. По результатам этих испытаний, три опытные машины были переданы ОКБ для проведения плановых исследований и модернизации.
Почему импорт оказался так важен?
Если вы внимательно читаете нашу статью, то у вас вполне может возникнуть абсолютно логичный и закономерный вопрос: отчего Су-30 СМ, технические характеристики которого так хороши, постоянно рассматривается в аспекте зарубежных поставок? Ответ, как ни странно, прост. В тот период, когда авиастроительная отрасль пребывала далеко не в самом лучшем своем состоянии, государство все же сумело загрузить тот же Иркутский авиастроительный завод. Это означает не только обеспечение работой тысяч человек, но также идеально «вылизанную» технологию производства.
Ведь самолет Су-30 СМ, характеристики которого мы рассмотрели, в серийном производстве уже более 15 лет! При этом машина за счет своего огромного потенциала в области модернизации остается вполне актуальной и сегодня. Учитывая, что эти истребители в более-менее адекватном количестве стали поступать и на вооружение отечественных ВВС, за летчиков можно только порадоваться: они получают в свое распоряжение не «сырой» прототип, а совершенно логичную, доведенную до конструктивного совершенства систему.
Наконец, поступление в войска действительно говорит о том, что армия заинтересована в подготовке новых пилотов, которые впоследствии освоят Т-50 ПАК ФА. Учитывая крайне нестабильную геополитическую обстановку последних лет, это действительно немаловажное обстоятельство.
Международное признание
Авторитет этого самолета зарабатывался сложно. По мнению многих зарубежных специалистов, разваленная российская «оборонка» просто физические не могла выдавать ничего стоящего, а потому первоначально интерес к нашей технике был пренебрежительно-скептический. Но все изменилось после нескольких международных учений. В то время многие поняли, что сильно недооценили российский самолет. Впрочем, некоторые эксперты оказались более прозорливыми: когда они получили сведения о модернизированных Су-27, которые также поставлялись Индии, они высоко отозвались о характеристиках этой машины.
Даже эти машины, результатом улучшения которых и стал самолет Су-30 СМ, показатели которого значительно лучше, сумели зарекомендовать себя как надежная и высококлассная боевая техника. После этого высшее командование ВВС Индии решило, что уровень их пилотов вполне позволяет, чтобы они померялись силами с американскими летчиками. Произошло это на учениях Cope India-2004, когда противниками индусских Су-30 СМ, фото которых есть в статье, стали штатовские F-15C.
Прочие факты
Результаты несколько обескуражили сторонников американской техники. Так, превосходство новой техники в ближнем бою оказалось вполне предсказуемым, так как отечественные самолеты, в принципе, намного маневреннее старых Ф-15. Куда удивительнее было то обстоятельство, что индийские летчики оказались в выигрыше даже в тех случаях, когда речь шла о боях на средней дистанции.
Во многом это было обусловлено тем фактом, что Су-30 СМ (фото представлены в этом материале) обладают более совершенными системами, позволяющими обнаруживать и сопровождать сразу несколько целей. А потому нет ничего удивительного в том, что сразу после тех эпохальных учений в США активизировались сторонники немедленного доведения «до ума» новых Ф-22 «Раптор».