МиГ 1.44 МФИ: проект советского истребителя пятого поколения

МиГ 1.44 МФИ
МиГ 1.44 на МАКС-2015
Типмногоцелевой истребитель
РазработчикСССР→ Россия МиГ
ПроизводительМиГ
Первый полёт29 февраля 2000 года[1]
СтатусПроект закрыт
Единиц произведено1
Медиафайлы на Викискладе

МиГ 1.44 МФИ
(от многофункциональный фронтовой истребитель; в серии должен был получить название
МиГ-35
; по кодификации НАТО:
Flatpack
[2]) — советский и российский опытно-экспериментальный прототип истребителя пятого поколения.

История и общие сведения

Предварительные работы по созданию тяжёлого истребителя пятого поколения для ВВС и ПВО начались в конце 1979 года в рамках программы И-90 («истребитель 1990-х годов»). В 1981 году ЦАГИ были выданы рекомендации по самолёту, выполненному по схеме «утка» с треугольным адаптивным крылом и большим количеством отклоняемых поверхностей, обеспечивающих высокие значения аэродинамического качества как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых режимах, а также полет на закритических углах атаки.

Разработка нового истребителя началась в ОКБ имени А. И. Микояна. В 1983 году была утверждена «Комплексная целевая программа» работ по самолёту, силовой установке, БРЭО и вооружению, а также тактико-техническое задание ВВС и ПВО. В 1987 году состоялась защита аванпроекта, а в 1991 году — эскизного проекта и макета самолёта, получившего индекс «МФИ» — многофункциональный фронтовой истребитель. Основными его особенностями должны были стать:

  • сверхманёвренность;
  • улучшенные взлётно-посадочные характеристики;
  • значительное сокращение стоимости лётного часа, количества технического состава, объёма и веса нестандартного оборудования, требующегося для обслуживания самолёта;
  • новая архитектура комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, структура информационно-управляющего поля кабины, высокая степень интеграции;
  • В теории должен был быть оснащён радаром N014, с диапазоном 420 км и способностью обнаруживать объект площадью 1 м² на расстоянии 250 км; сопровождение 40 целей и огонь по 20 одновременно; Пассивная антенная решётка с электронным сканированием.

Параллельно с работами над многофункциональным фронтовым истребителем на основе базовой конструкции прорабатывались варианты самолёта-разведчика, истребителя корабельного базирования и другие модификации.

Разразившийся кризис в 1991 году поставил крест на дальнейшей судьбе самолёта. МАПО-МИГ так и не смогло в новых условиях организовать финансирование проекта. 25 сентября 1997 года поднялся в воздух прототип фронтового истребителя С-37 (ОКБ Сухого) — МиГ 1.44 к этому моменту так и не взлетел.

Работы над МФИ продолжались и 29 февраля 2000 года первый прототип МиГ 1.44 всё же поднялся в воздух. Но череда финансовых скандалов, сотрясавших МАПО-МИГ, поставили точку в этом проекте. В итоге в 2002 году вышло постановление правительства о создании Су-57, окончательно похоронившее и МФИ, и С-37.

На 2013 год единственный лётный экземпляр находится в ЛИИ имени М. М. Громова в Жуковском, брошенный под открытым небом (координаты-55°34′27″ с. ш. 38°08′32″ в. д.HGЯO). Было принято решение об окончательной консервации экземпляра в ангаре.

Среди ряда экспертов существует мнение, что некоторые технологии и общие виды самолёта были переданы Китаю, хотя, скорее всего, китайцы при создании своего J-20 использовали наработки по своему собственному самолёту J-10.

В июне 2015 года российская авиакорпорация «МиГ» объявила о возобновлении работ по лёгкому перспективному истребителю[3]. Авиационные эксперты предполагают, что в их основу будут положены наработки по проекту 1.44.

Модификации

Самолёт с шифром 1.42

является опытным образцом, на котором отрабатывались технологии КБ «МиГ» по проекту И-90. Построен 1 прототип (1994), который использовался для статических испытаний.

Самолёт с шифром 1.44

является доработанным 1.42. Он должен был пойти на серийное производство и поступить в войска. Построен 1 экземпляр (1996), ещё 4 находились на в разной степени готовности на момент закрытия проекта.

Самолёт с шифром 1.46

является глубокой модернизацией 1.44, значительно превосходящей его по ТТХ. На момент закрытия проекта шла подготовка к постройке опытного экземпляра.

Технические характеристики

МиГ-МФИ в четырёх проекциях МиГ-МФИ в четырёх проекциях

  • Экипаж:
    1 человек
  • Длина:
    17,3 м
  • Размах крыла:
    11,99 м
  • Высота:
    4,73 м
  • Масса:пустого:
    18000 кг
  • максимальная взлётная масса:
    23500 кг
  • Двигатель:
      Тип двигателя:
      турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги
  • Модель:
    «АЛ-41Ф»
  • Тяга:на форсаже:
    2 × 18000 кгс
  • Лётные характеристики

    • Предельная скорость на высоте:
      3210 км/ч
    • Максимальная скорость у земли:
      1500 км/ч
    • Практическая дальность:
      4000 км
    • Практический потолок:
      20000 м
    • ЭПР:
      менее 0,3 м²

    Вооружение

    • Пушечное:
      30-мм встроенная пушка ГШ-30-1
    • Боевая нагрузка:
      до 1600 кг
      для воздушного боя, в отсеках вооружения:
      12 × Р-77 или Р-73
    • против наземных целей, в отсеках вооружения:
      2 × Х-55, Х-61, Х-41, или 8 × Х-29, Х-31, или 12 × КАБ-500, ОДАБ-500
  • Точки подвески:
      внутренние:
      12
  • внешние:
    8
  • Основные характеристики

    Самолет был разработан РСК МиГ. Основной отличительной чертой является его широчайшая функциональность, которая дает возможность использования машины в самых различных условиях. Выпускается также в экспортном варианте, есть модификация с двухместной кабиной. Новый самолет МиГ-35, фото которого есть в статье, очень похож на предшествующую ему модель (Миг-29), но является принципиально иной машиной.

    Все модификации этих машин — принципиально новые самолеты. Главной отличительной особенностью является повышенная дальность полета, полностью обновленное бортовое оборудование, усиленное бортовое вооружение, а также способность нести большее количество навесного оборудования и боезапаса.

    В МиГ-35 был полностью реализован принцип HOTAS. Что это значит? Дело в том, что во время полета вся необходимая для пилота информация выводится прямо на стекло колпака кабины. Для этого используются сразу три «дисплея». Такая концепция позволяет летчику вести воздушный бой, не отвлекаясь на контроль приборов.

    В массовой культуре

    МиГ-МФИ присутствует в видеоиграх Jetfighter V: Homeland Protector, Jetfighter 2015 , Ace Combat 5: The Unsung War, Ace Combat X: Skies of Deception, Command & Conquer: Generals, Command & Conquer: Generals Zero Hour, Ace Combat X2: Joint Assault, Tom Clancy’s H.A.W.X. 2, Ace Combat: Assault Horizon Legacy, Ace Combat: Infinity. Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик авиационной техники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх часто далеко от реальности.

    Российской также выпускается сборная модель истребителя в масштабе 1/72.

    Силовая установка

    В качестве таковой применяются двигатели РД-33МК, которые во многом аналогичны таковым для МиГ-29К. Производитель сообщает, что для отдельных заказчиков могут быть установлены силовые установки с изменяемым вектором тяги. Именно такие двигатели ставят на каждый самолет МиГ-35, который предназначен для демонстрации фигур высшего пилотажа.


    В конструкции используется газотурбинная установка типа ГТДЭ-117, выдающая не менее 66,2 кВт мощности. Подача топлива осуществляется из пяти баков, расположенных в фюзеляже самолета, а также двух крыльевых отсеков. Общая стандартная емкость их составляет 4300 л.

    Тенденции развития современных боевых самолетов

    Сегодня во всем мире все четче прослеживается тенденция к тому, что многофункциональные истребители становятся двухместными. Как мы уже и говорили, МиГ-35 не стал исключением. С чем связано стремление конструкторских бюро к увеличению экипажа?


    Когда проводились испытания вертолета Ка-50, военные выяснили, что при работе в режиме воздух-земля нагрузка на летчика возрастает невероятно: пилоту приходится не только вести бой, но и следить за показаниями десятков приборов. Все это было учтено при проектировании не только вертолета Ка-52, но и при создании нового самолета МиГ-35.

    Именно из-за этого было принято решение усадить в кабину двух летчиков, чтобы один из них пилотировал самолет, а второй вел воздушный бой. Учитывая, что скорость МиГ-35 превышает таковую для звука, решение это позволяет не только снизить нагрузку на операторов, но и значительно повышает живучесть машины в целом.

    Характеристики по летной эксплуатации

    Вообще, 35-я модель разрабатывалась именно с тем учетом, чтобы подготовка пилотов отнимала как можно меньше времени. К примеру, курсантов едва ли не напрямую можно пересаживать с учебных тренажеров на базе МиГ-29. В настоящее время разрабатываются новые версии тренажеров, которые бы представили самолет МиГ-35 в корабельном варианте.

    Но у самолета есть и еще одно важнейшее преимущество, выраженное в крайней простоте его эксплуатации. Дело в том, что наши войска на сегодняшний день во многом укомплектованы МиГ-29М и 29К. Соответственно, обслуживать едва ли не полностью идентичную им машину будет намного проще, нежели чем полностью новый самолет.

    Кроме прочего, специалисты отмечают, что потенциала модернизации этой модели может хватить вплоть до 2040 г.

    Рабочие места пилотов

    Как мы уже и говорили, на «лобовое стекло» фонаря кабины вынесены сразу три информационных дисплея. Кстати, сама кабина фактически идентична таковой у корабельного Миг-29К.

    Разработчики так поступили из-за того, что летчики наиболее положительно отзывались именно об этом варианте. Во вторую кабину также ставят четыре многофункциональных индикатора, причем на один из них дублируется основная информация из кабины первого пилота.

    Кстати, в одноместном варианте в самолет МиГ-35 на место второй кабины ставится дополнительный топливный бак.

    Сведения о современной эксплуатации в ВС РФ МиГ-29/35

    На данный момент в войсках нашей страны есть порядка 400 машин МиГ-29 новых модификаций. Сообщается, что с этого года истребитель МиГ-35 начнет активно поставляться в войска. Сегодня в действующей армии имеется не более нескольких десятков машин этого класса, но переход на них явно будет выполняться ускоренными темпами.

    Во многом этого связано не только с программой массового перевооружения (до 2022 года), но и с тем фактом, что в конструкции 29-х «Мигов» начали выявляться фатальные недостатки, связанные с катастрофически быстрым износом некоторых деталей хвостового оперения. В частности, в 2008 году по этой причине погиб один пилот.

    В настоящее время к полетам допускаются только те самолеты, которые прошли полный технологический осмотр. Уже рассматриваются проекты оборонного ведомства, по которым едва ли не каждый второй истребитель МиГ-35 будет представлять собой глубокую модернизацию уже имеющихся на вооружении самолетов.

    Впрочем, сами военные относятся к такой идее весьма скептически: многие машины этого класса были выпущены еще при СССР, так что их эксплуатационный ресурс уже давно себя исчерпал.

    Перспективы

    Не нужно думать, что новой разработкой заинтересовались исключительно отечественные военные. Малайзийские ВВС уже неоднократно высказывались о преимуществах использования российских многоцелевых истребителей-бомбардировщиков. Примерно о том же говорили и представители индийских ВС.

    К сожалению, даже великолепные характеристики МиГ-35 не спасли его от закулисных интриг, когда поставки российских самолетов были на корню зарублены нежеланием индийской стороны повторять риски 90-х годов. Тогда вся армия страны оказалась без материального обеспечения.

    Причина проста – ВПК России в те годы было совсем не до обеспечения экспорта, но Индию также можно понять.

    В настоящее время отечественные специалисты работают не только над экспортными поставками новых МиГов, но и над перевооружением ими отечественных летных полков. В частности, уже было заявлено о том, что авианосец «Адмирал Горшков» будет укомплектован именно ними.

    б ЯБЪГХ Я ОНЪБКЕМХЕЛ БЮpХЮМРНБ лХц-25, ОpЕДМЮГМЮВЕММШУ ДКЪ АНЛАНЛЕРЮМХЪ, ОНЪБХКЮЯЭ Х yВЕАМЮЪ БЕpЯХЪ РЮЙНЦН ЯЮЛНКЕРЮ. лХц-25пс

    (ХГД.39) — ДБСУЛЕЯРМШИ СВЕАМН-РПЕМХПНБНВМШИ БЮПХЮМР ПЮГБЕДВХЙЮ лХц-25п, ОН ЙНМЯРПСЙЖХХ ЮМЮКНЦХВЕМ ДБСУЛЕЯРМНЛС БЮПХЮМРС ОЕПЕУБЮРВХЙЮ лХц-25ос.

    нРКХВЮЕРЯЪ НАНПСДНБЮМХЕЛ ЙЮАХМ Х НРЯСРЯРБХЕЛ ОНДЙПШКЭЕБШУ ОХКНМНБ. яНГДЮМ Б 1970 Ц. оЕПБШИ БШКЕР МЮ ЦНКНБМНЛ ЯЕПХИМНЛ ЯЮЛНКЕРЕ лХц-25пс (No.0101) БШОНКМХК 20 ЛЮПРЮ 1971 Ц. КЕРВХЙ щКЭЙХМАЮПД. яЮЛНКЕРШ лХц-25пс ЯРПНХКХЯЭ ЯЕПХИМН Б цНПЭЙНЛ Б 1970-1982 ЦЦ., БШОСЫЕМН АНКЕЕ 50 ЩЙГЕЛОКЪПНБ. б 1975-1978 ЦЦ. МЮ ЯЮЛНКЕРЕ лХц-25пс, ОНКСВХБЬЕЛ НАНГМЮВЕМХЕ е-133, КЕРВХЙНЛ-ХЯОШРЮРЕКЕЛ я.е. яЮБХЖЙНИ СЯРЮМНБКЕМН МЕЯЙНКЭЙН ФЕМЯЙХУ ЛХПНБШУ ЮБХЮЖХНММШУ ПЕЙНПДНБ.

    щЙЯОНpРМШИ БЮpХЮМР лХц-25пс МЕ pЮГpЮАЮРШБЮКЯЪ Х ОНЩРНЛy ОН ГЮЙЮГy хМДХХ АШКН ХГЦНРНБКЕМН 2 ЯЮЛНКЕРЮ, ЮАЯНКЧРМН ХДЕМРХВМШУ ЯНБЕРЯЙХЛ.

    нДХМ ХГ ЯЕpХИМШУ ЯЮЛНКЕРНБ лХц-25пс pЮММХУ ЯЕpХИ (No. 390яю01) АШК ОЕpЕНАНpyДНБЮМ ДКЪ НОpНАНБЮМХЪ ЙЮРЮОyКЭРХpyЕЛШУ ЙpЕЯЕК й-36па, ОpЕДМЮГМЮВЕММШУ ДКЪ ЙНЯЛХВЕЯЙНЦН ЙНpЮАКЪ «аypЮМ». йpЕЯКЮ Я ЛЮМЕЙЕМЮЛХ БШЯРpЕКХБЮКХЯЭ Я ЯННРБЕРЯРБyЧЫЕЦН ОpХЯОНЯНАКЕМХЪ, pЮЯОНКНФЕММНЦН Б ГЮДМЕИ ЙЮАХМЕ. щРЮ ЙЮАХМЮ МЕ ХЛЕКЮ ТНМЮpЪ, БЛЕЯРН МЕЦН АШКХ МЮpЮЫЕМШ ЛЕРЮККХВЕЯЙХЕ АНpРХЙХ ОН АНЙЮЛ, Ю ЯОЕpЕДХ yЯРЮМНБКЕМ ЛЕРЮККХВЕЯЙХИ ЙНГШpЕЙ. яБЕpУy ЙЮАХМЮ НЯРЮКЮЯЭ НРЙpШРНИ. б МНЯНБНИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ pЮГЛЕЫЮКЯЪ МЕАНКЭЬНИ ЙНМРЕИМЕp Я БХДЕНЙЮЛЕpНИ, ТХЙЯХpyЧЫЕИ ЛНЛЕМР ЙЮРЮОyКЭРХpНБЮМХЪ. оН НЙНМВЮМХХ ХЯОШРЮМХИ Б pЮЛЙЮУ ОpНЦpЮЛЛШ «аypЮМ», ЯЮЛНКЕР «01» ХЯОНКЭГНБЮКЯЪ ДКЪ ХЯОШРЮМХИ ДpyЦХУ ЙЮРЮОyКЭРМШУ ЙpЕЯЕК. яЕИВЮЯ ЩРЮ ЛЮЬХМЮ МЮУНДХРЯЪ Б кхх ХЛ.цПНЛНБЮ.
    кру:

    лНДХТХЙЮЖХЪлХц-25пс
    пЮГЛЮУ ЙПШКЮ, Л13.42
    дКХМЮ ЯЮЛНКЕРЮ,Л21.55
    бШЯНРЮ ЯЮЛНКЕРЮ,Л6.50
    оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ,Л261.40
    лЮЯЯЮ, ЙЦ
    ОСЯРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ18760
    МНПЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ36720
    рХО ДБХЦЮРЕКЪ2 рпдт п-15а-300
    рЪЦЮ, ЙЦЯ
    АЕЯТНПЯЮФМЮЪ2 У 7500
    ТНПЯЮФМЮЪ2 У 11200
    лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В
    МЮ БШЯНРЕ2800
    С ГЕЛКХ1200
    оЕПЕЦНМНВМЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ2400
    оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ1200
    оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л20000
    лЮЙЯ. ЩЙЯОКСЮРЮЖХНММЮЪ ОЕПЕЦПСГЙЮ4.5
    щЙХОЮФ, ВЕК2
    дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ :
    тНРНЦПЮТХХ:лХц-25пс (c) яЕПЦЕИ вЮИЙНБЯЙХИ
    лХц-25пс (c) еБЦЕМХИ бНКЙНБ
    лХц-25пс (c) яЕПЦЕИ кНЙРЕБ
    лХц-25пс (c) дЛХРПХИ вСЬЙХМ
    лХц-25пс (c) х.я.
    лХц-25пс (c) еБЦЕМХИ бНКЙНБ
    лХц-25пс (c) яЕПЦЕИ кНЙРЕБ
    лХц-25пс (c) яЕПЦЕИ кНЙРЕБ
    лХц-25пс (c) яЕПЦЕИ юАКНЦХМ
    йЮАХМШ лХц-25пс (c) яЕПЦЕИ вЮИЙНБЯЙХИ

    яУЕЛШ:

    бЮПХЮМРШ лХц-25пс

    бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:

    оПНРНРХО лХц-25пс
    лХц-25пс
    лХц-25пс 2 ющ 47 цБ.пюо (c) б. гНКНРНБ
    лХц-25пс ббя хМДХХ
    лХц-25пс кхх ХЛ. цПНЛНБЮ (c) юКЕЙЯЮМДП цЮБПХКНБ
    яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ:
    йПШКЭЪ пНДХМШ 1993-02-03. бКЮДХЛХП хКЭХМ. «юМЦКХИЯЙЮЪ ЦНМВЮЪ» Я ЙПЮЯМШЛХ ГБЕГДЮЛХ юБХЮйНККЕЙЖХЪ 2010-05. м. ъЙСАНБХВ. лМНЦНЖЕКЕБНИ ЯЮЛНКЕР лХц-25 лХП ЮБХЮЖХХ 1998-03. юКЕЙЯЮМДП кЮПХНМНБ.»цЮЯРПНМНЛ» ХКХ «МЕ ОНД НРЙПШРШЛ МЕАНЛ ЯОХЛ» юБХЮЖХЪ Х ЙНЯЛНМЮБРХЙЮ. еТХЛ цНПДНМ. лХц-25 юБХЮЖХЪ Х бПЕЛЪ 2004-05. еТХЛ цНПДНМ. яРЮКЭМЮЪ ОРХЖЮ юБХЮЖХЪ Х ЙНЯЛНМЮБРХЙЮ 2002-10. еБЦЕМХИ оНДПЕОМШИ. яРЮКЭМНИ «Foxbat» ХГ мХФМЕЦН мНБЦНПНДЮ хЯРПЕАХРЕКЭ. лХУЮХК мХЙНКЭЯЙХИ. лХц-25 — МЕЯАХБЮЕЛШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Altair. Jefim Gordon, Oleg Putmakow. MiG-25 Stalowa Blyskawica Monigrafie Lotnicze 3. Piotr Butowski. MiG-25, MiG-31 Red Star 34. Yefim Gordon. Mikoyan MiG-25 Foxbat Russianplanes.net. лХЙНЪМ-цСПЕБХВ лХц-25пс

    сЦНКНЙ МЕАЮ. 2019

    Отличия МиГ-35 от старой модели

    Несмотря на то что в основу конструкции легла модель 29М, унифицирован новый самолет с 29К. Силовая установка и система управления, кабина пилотов и конструкция крыла являются практически одинаковыми. Во многом разница только в значительно облегченной конструкции шасси.


    Вообще, истребители МиГ-35 во многом схожи с корабельными авиационными системами. Даже антикоррозионное покрытие было выполнено так, чтобы унификация была максимальной. Такой подход к производству старых и новых самолетов на одном и том же заводе.

    Но авионика на этих машинах совершенно различная. В частности, там установлена радиолокационная станция с фазированной решеткой, а также отличный оборонительный самолетный комплекс, включающий в себя сразу несколько активных и пассивных оборонительных систем. Многие из них являются многофункциональными.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]