Пиар и русский след
Разделять всю послевоенную историю авиации на пять поколений стали совсем недавно и до сих пор много об этом спорят.
Достаточно чёткие критерии существуют только для обозначения пятого поколения. Это крейсерский сверхзвук (способность совершать длительные полёты со скоростью, превышающей скорость звука. — Прим. ред.), сверхманёвренность (способность сохранять устойчивость и управляемость при большем отклонении от направления полёта, образно выражаясь — возможность «лететь хвостом вперёд». — Прим. ред.) и высокий уровень «стелс» (незаметности для средств обнаружения, в первую очередь — радаров. — Прим. ред.). Копнём чуть дальше в историю — и границы станут гораздо более размытыми. К какому поколению отнести, например, F-111 и F-117? А «Харриер»?
И даже в ходе работ над ATF (будущие XF-22 и XF-23) «стелс» появился не сразу. Сначала это были выскоманёвренные истребители с использованием лишь некоторых методов снижения заметности. Сегодня их назвали бы максимум поколением «четыре с плюсом»
Так что поколения — это искусственно сконструированное понятие, не имеющее ничего общего с реальным самолётостроением. Чистой воды пиар. И как ни странно, первыми эту «игру» начали мы. Нет, не редакция WARHEAD.SU, а Российская Федерация.
Конечно, термин «новое» или «следующее поколение» встречался на Западе даже в конце 80-х. Но широко его стали использовать лишь в 1994 году, после того как в российской прессе впервые употребили «пятое поколение» для описания истребителя МФИ (будущего МиГ 1.44). Термин быстро прижился и мигрировал за океан.
МиГ-1.44. Первый самолёт, названный истребителем пятого поколения
Теперь он используется везде, где можно, как показатель продвинутости разрабатываемого самолёта.
Так же быстро объяснили, где скрывались и предыдущие четыре поколения. А термин распространился дальше — на танки, корабли, подлодки и многое другое.
Не знаешь, как рекламировать новое оружие, — придумай ему новое поколение (идеально — пятое)! Даже если раньше об этих поколениях никто не слышал.
Но прогресс на месте не стоит, и за пятым неизбежно должно следовать шестое.
Выбор компоновки для перспективного истребителя Boeing Model 988. Этот проект начала 90-х можно назвать переходным от пятого к шестому поколению
Демонстраторы технологий
Оригинально подошли к вопросу нового поколения европейцы: они отказались от пятого – и сразу перешли к созданию шестого. Dassault nEUROn стал своего рода проверкой для технологий нового поколения. Выполненный по технологии стелс разведывательно-ударный беспилотник впервые увидел небо в 2012 году. Аппарат дозвуковой и может развивать максимальную скорость 0,8 Маха. Экспериментальный БПЛА не пойдет в серию, но позволит отработать ряд технологий, которые лягут в основу настоящих машин шестого поколения. Но даже если самолет нового поколения и будет создан в Европе, наивно полагать, что он сможет составить достойную конкуренцию американским истребителям. Все-таки перешагнуть через целое поколение и остаться наравне с ведущими производителями довольно сложно.
Китай в данный момент занят разработкой истребителей пятого поколения J-20 и J-31 и тоже не прочь пофантазировать на тему самолета будущего. В 2013 году состоялся полет китайского ударного беспилотника-невидимки Lijian, технологии которого это самое будущее обеспечат. Lijian может брать полезную нагрузку массой до 2 т, а дальность его полета достигает 4 тыс. км. Можно быть полностью уверенным в том, что компании Chengdu Aircraft Industry Corporation и Shenyang довольно скоро вплотную подойдут к облику нового самолета.
БПЛА Lijian / ©flightglobal.com
Желание обзавестись шестым поколением изъявила и Япония. Истребитель будет создан на основании опыта, полученного в результате испытаний экспериментального аппарата ATD-X. Разработка шестого поколения будет вестись совместно с американцами. Сам проект ATD-X иногда называют прототипом пятого поколения, но это, насколько можно судить, неверно. ATD-X – не прототип, а демонстратор технологий будущего.
Великий скачок
Впервые о создании «шестёрок» задумались в США. Учитывая неоспоримое лидерство американцев в авиастроении, это неудивительно. Правда, создавать ещё более совершенные машины решили отнюдь не потому, что пятое поколение устарело.
В начале 90-х годов стало ясно: «пятёрки» получаются машинами очень сложными, а главное — дорогими. Насытить ими войска будет затратно даже для США. При этом американцы находятся в уникальном положении — конкурентов в этой сфере у них нет. РФ не до самолётов, Китаю ещё десятилетия развиваться до перспективных машин. Отрыв Штатов оценивали минимум в 20 лет.
Конечно, и флот, и ВВС США имели свои программы шестого поколения. На фото: «Боинг» F/A-XX — перспективный палубный истребитель, который должен заменить F/A-18. Справа — беспилотная версия
Учитывая эти преимущества, можно было попытаться уйти в ещё больший отрыв. Не строить массово пятое поколение, а перевести все средства на создание более совершенных самолётов. И когда в начале третьего десятилетия 21-го века остальные страны наконец подойдут к постановке в серию своего пятого поколения, у США в воздухе будет уже шестое. И разрыв станет непреодолимым.
А это уже машина для ВВС. «Локхид-Мартин» NGAD (Next Geneation Air Dominance, «воздушное превосходство нового поколения»)
В целом, военным идея понравилась. Конечно, снимать все средства в пользу перспективных шестёрок не стали, но некоторое финансирование работ обеспечили.
Первым делом нужно было решить, что нового будет в шестом поколении. Предлагались самые различные варианты: крейсерский гиперзвук (гиперзвуковой принято называть скорость более чем в пять раз превышающую скорость звука. — Прим. ред.), оптический камуфляж и многое другое.
Самолёт шестого поколения со ставкой на скорость. Видение «Локхид-Мартин»
В конце концов с основными параметрами определились. Главной фишкой «шестёрок» должно стать опциональное наличие пилота. Самолёты предполагалось создавать с расчётом, что значительная часть машин будет беспилотной. А каждая пилотируемая станет лидером небольшой стайки беспилотных собратьев. Сверхманёвренность распространится на все режимы полёта, в том числе и на максимальных скоростях. Самолёт получит лазерное и гиперзвуковое оружие, возможность чинить мелкие повреждения прямо в воздухе. Ну и стандартный «джентельменский набор»: больше «стелс», лучше электроника и радары, более продвинутая связь и передача данных.
Применения лазерного оружия по наземным целям с беспилотного варианта NGAD от «Боинг»
Пилотируемые истребители шестого поколения ведут в бой беспилотные версии самих себя
Хозяин неба — истребитель 6 поколения Т-60 «Голубь». Секретный проект на базе Су-57
Проекты 6 поколения истребителей уже длительное время находятся в разработке военных инженеров и конструкторов. Работы по их созданию ведутся в засекреченном режиме. Также как это когда-то было с истребителями 4, а затем и 5 поколения. Современный мир и военные технологии стремительно несутся вперед и военные сейчас находятся в поиске принципиально новых решений и возможностей для российских боевых истребителей.
Известно, что первые шаги и наработки в направлении проекта Т-60 «Голубь» были сделаны еще 1980 г. в СССР. После распада Советского Союза многие проекты были заморожены. Однако в наши дни мы можем наблюдать активный процесс расконсервации и дальнейшей разработки советских военных проектов. Самый последний пример этого — это создание и постановка на вооружение ВКС России истребителя 5 поколения Су-57, проект которого разрабатывался еще во времена Советского Союза.
Секретный проект Т-60 «Голубь» на базе Су-57 призван придти на смену или в дополнение и усиление боевой мощи российских истребителей 4 и 5 поколения. Название «Голубь» проект получил из-за внешнего сходства по форме и окрасу фюзеляжа самолета с этой птицей. Рисунок проекта истребителя Т-60 также напоминает зарисовки из фантастических фильмов и компьютерных игр конца прошлого столетия — словно небольшой и очень скоростной космолет. И судя по предполагаемым характеристикам этого самолета — все это похоже на правду. В настоящее время основной смысл в создании принципиально новых истребителей, которые смогут передвигаться с огромной скоростью под управлением летчика и\или в беспилотном режиме. Также новые истребители должны иметь возможность выполнять боевые задачи в ближайшем космосе.
По характеристикам предполагаемая скорость полета Т-60 свыше 2500 км/ч. В последствии ее планируют увеличить до 6000 км/ч за счет создания приспособленного под эти условия полета двигателя. Высота полета более 20 км, полезная боевая нагрузка более 20 тонн. Длина истребителя 38 метров, размах крыльев 35 метров. В техническом плане будет оснащен гиперзвуковыми ракетами и самыми передовыми средствами радиоэлектронной борьбы.
Летные испытания этого истребителя можно ожидать ближе к 2030 году. Фантастика? Звучит действительно фантастично: истребитель который на летает на огромных скоростях и способен выполнять задачи в ближнем космосе — настоящий хозяин неба. Но всего лишь в конце прошлого века люди снимали фантастику про роботов и автоматизированную технику, которая сегодня уже внедрена во многих странах. Поэтому правда или нет, получится довести проект «до ума» или нет — узнаем с течением времени и скорее всего долго ждать ответа на этот вопрос не придется.
Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.