Летные и технические характеристики истребителя Су-57

Решение президента России Владимира Путина о корректировке госпрограммы вооружения с целью закупки 76 истребителей пятого поколения Су-57 стало одной из главных военных новостей года: еще совсем недавно сообщалось о намерении военного ведомства ограничиться закупкой до 2027 года всего 15 серийных самолетов. «Известия» оценили перспективы новейшего российского истребителя и возможную стоимость программы.

Эффективная малозаметность: на что способен Су-57

Почему российский истребитель пятого поколения лучше готов к конфликтам будущего, чем американские конкуренты

История создания

ПАК ФА Т-50, или перспективный авиакомплекс фронтовой авиации, — прототип отечественного истребителя новейшего пятого поколения Су-57, разрабатываемый ОКБ Сухого. На 2022 год известно о нескольких тестовых образцах машины с двигателем первого этапа. Однако уже сейчас разработан более совершенный двигатель, который будет устанавливаться на серийные самолеты через 5–7 лет.

Работа по созданию истребителя пятого поколения началась в 2001 году, когда Росавиакосмос и Министерство обороны разработали совместную программу по разработке новейших самолетов. Опытно-конструкторская работа была возложена на ГУП «АПВК Сухой». Планировалось, что серийное производство и масштабная поставка самолета в войска России развернутся в полной мере уже к 2015 году, однако, по неизвестным причинам произошли значительные задержки в разработке машины, из-за чего, в том числе, Индия вышла из программы финансирования и закупки машин данного проекта.

Проекции ПАК ФА Т-50-1. Рисунок.

Многие зарубежные эксперты расценили этот шаг как потенциальный провал программы по разработке истребителя новейшего поколения. Однако судьба Су-57 на сегодняшний день обещает быть весьма перспективной. По словам В. В. Путина, который весьма высоко оценил перспективы нового истребителя, серийные самолеты отечественного производства обойдутся армии как минимум вдвое дешевле зарубежных, в связи с чем было принято решение продолжать разработку.

Учитывая новизну разработки, имя главного конструктора, как и многие технические характеристики машины, на сегодняшний день неизвестны.

Первые испытания самолета Су-57 (тогда еще Т-50) состоялись в начале 2010 года. Полет длительностью 45 минут осуществлял заслуженный летчик-испытатель Сергей Богдан. В следующем году тестовая машина преодолела звуковой барьер, спустя 40 испытательных полетов на дозвуковых скоростях.

В феврале 2022 года в Сирию было доставлено 4 самолета Су-57, чтобы протестировать возможности машины в боевых условиях. В небе над провинцией Латакия планировалось изучить систему вооружения, бортовое оборудование, а также степень обнаружения самолетами противника.

Боевые возможности

Необходимость закупки нового самолета очевидна: предстоящие в следующем десятилетии поставки истребителей пятого поколения F-35 странам-союзникам США в Европе могут серьезно изменить баланс сил не в пользу России. Этот аспект прокомментировал для «Известий» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. «Поставкой небольшого числа современных машин можно создать локальное преимущество в воздухе, чего допустить нельзя, учитывая вполне реальные перспективы появления F-35 в странах Восточной Европы, — отметил он. — В начале 1980-х годов поставкой относительно небольшого числа F-16 США помогли Пакистану обеспечить локальное превосходство в воздухе над южными районами Афганистана, примыкающими к афгано-пакистанской границе, сильно осложнив действия ВВС СССР в этих районах. Допустить повторения подобной ситуации в приграничных с Россией районах — например, над Прибалтикой, Украиной, Белоруссией — мы не имеем права, и это, возможно, важнейший аргумент в пользу закупок Су-57».

f35


Американский многофункциональный истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35

Фото: REUTERS/Pascal Rossignol

Если бы Су-57 поставлялся в войска исходно запланированными темпами, то острота проблемы была бы куда меньшей: в рамках ГПВ 2011–2020 ранее предполагалась поставка для ВВС России 52 машин этого типа до конца 2022 года. К данному моменту (май 2022 года) военные получили бы, скорее всего, уже около 40 машин, а самолет был бы освоен в серийном производстве, что позволяло бы сейчас планировать уже новый, более крупный, контракт и увеличение темпов серийного производства — например, до 15–20 машин в год в следующем десятилетии.

Предполетные ожидания: когда Су-57 заступят на боевое дежурство

С поставками истребителей пятого поколения нельзя медлить

Этого не произошло: с марта 2015 года, о чем «Известия» уже писали, объем закупок Су-57 начал сокращаться, а ожидаемый срок — съезжать вправо, что в итоге привело к планам закупки двух серийных истребителей в 2022 и 2022 годах и 13 — в 2021–2027-м. Вряд ли имеет смысл гадать о мотивах, которые побудили президента России изменить эти планы, сообщив о намерении закупить до 2027 года 76 самолетов для оснащения трех авиаполков, но в принципе уже называвшиеся выше перспективы появления американских машин пятого поколения в Европе являются вполне достаточным основанием для такого решения.

76 истребителей Су-57 сами по себе не будут способны изменить соотношение сил между Россией и НАТО в целом, но этого от них и не требуется. Если рассматривать роль этих самолетов в составе ВВС, то фактически это машины «качественного усиления», способные резко повысить боевые возможности уже имеющейся авиационной группировки. С учетом оборонительного характера российской военной доктрины, такая группировка, включающая, помимо Су-57, модернизированные машины четвертого поколения и опирающаяся на соответствующие силы обеспечения — от наземной инфраструктуры до летающих танкеров и самолетов ДРЛО, а также на средства ПВО и ПРО, может успешно противодействовать даже превосходящему в численности противнику.

Су_57


Истребители Су-57, сопровождающие «борт номер один» при заходе на посадку, над аэродромом 929-го Государственного летно-испытательного центра имени В. П. Чкалова Воздушно-космических сил РФ

Фото: РИА Новости/Алексей Никольский

Поколение Крыма: новейшие истребители Су-57 отправят на южные рубежи

Самолеты поступят на вооружение полков на напряженном стратегическом направлении

Вариант «дешевой» победы малыми силами в гипотетическом конфликте в этом случае исключается, и любому вероятному противнику придется задуматься о цене возможной эскалации конфликта и ее последствиях — включая возможное применение ядерного оружия.

Очевидно, эта партия будет не последней: общая потребность ВВС России в Су-57 оценивается в диапазоне 200–250 машин, и, скорее всего, поставки этого объема растянутся примерно до середины 2030-х годов даже с учетом ожидаемого роста темпов производства по мере освоения машины и совершенствования техпроцесса.

Характеристики Су-57

О характеристиках Су-57 можно судить весьма условно, т. к. нет данных о моделях с обновленными двигателями второго этапа. Известно, что самолет имеет длину 19,4 м и размах крыла 14 м. Кроме того, увеличен угол стреловидности по сравнению с предшественниками: 48°.

Масса пустого самолета оценивается в 18,5 т, максимальная взлетная масса — 35,5 т. С 63% топлива (обычная загрузка) самолет способен пролететь 2700 км на крейсерской скорости и 1200 км на сверхзвуковой бесфорсажной. Максимальная скорость Су-57 на высоте достигает 2,45 Маха, максимальная бесфорсажная — 2 Маха. Потолок высоты составляет 20 км.

США запускают производство новых истребителей, поскольку опасаются конкуренции с российскими Су-57. Об этом «ПолитРоссии» заявил военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин.

Но вооружении Военно-воздушных силы США появится истребитель поколения «5 минус», названный F-36 Kingsnake. Об этом сообщает американский портал Popular Mechanics. Как отмечается, новый самолет получил турбореактивный двухконтурный двигатель F119 с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, которым оснащен действующий истребитель пятого поколения F-22 Raptor, и радиолокационную станцию AN/APG-83 Scalable Agile Beam Radar (SABR) с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), которая используется на F-16 Fighting Falcon.

Авторы материала отмечают, что самолет отвечает основным требованиям, которые Военно-воздушные силы (ВВС) США предъявляют к истребителю, предназначенному для замены F-16 Fighting Falcon. Согласно Popular Mechanics, F-36 Kingsnake обладает всеми свойствами истребителей пятого поколения, кроме малозаметности. В частности, концепция предполагает использование ракет классов «воздух-воздух» и «воздух-земля», размещаемых во внутреннем отсеке и на внешних подвесках, а также авиационных бомб. Впрочем, как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин, в действительности планы США по выпуску нового истребителя связаны вовсе не с F-16.

«США уже давно говорят о необходимости создать новый истребитель. Сейчас вот заявили о замене F-16. Однако я бы не воспринимал эти слова столь буквально. Конечно, официально он станет заменой именно F-16, но на деле будет призван для того, чтобы скрасить провал с их «самым лучшим в мире истребителем» F-35. Это чудо техники, я напомню, вышло в свет недоработанным – у него насчитывается 900 наработок. В связи с чем производство этих самолетов сейчас, как известно, прекращено. На их качество обращают внимание и покупатели, которых сегодня насчитывается более 20 стран. Более того, в разработку истребителя вложили свои средства 9 государств. Поэтому выпутываться из этой ситуации как-то надо», – объясняет эксперт.

По его словам, американские генералы, возможно, не стали бы так нервничать, если бы на мировой арене не появился российский истребитель пятого поколения Су-57. Как отмечает Виктор Литовкин, отечественный самолет уже превзошел по своим возможностям такие передовые американские истребители, как F-22 и F-35.

«С-57 лучше американских конкурентов во всем, начиная от боевых возможностей и заканчивая соотношением цены и качества. У нас мощнейший радар, сверхманевренные двигатели. У нас, наконец, нет недоработок. И американцы понимают, что с полноценным выходом наших истребителей на рынок мы получим ощутимое преимущество, получим новые заказы. Конечно, США без контрактов тоже не останутся – по крайней мере, в рамках НАТО на их продукцию будет оставаться повышенный спрос. Но в том, что касается остальных стран, их позиции уже не будут столь уверенными», – объясняет Литовкин.

Именно поэтому, уверен военный эксперт, сейчас США в спешке ищут вариант замены своим флагманам, который можно будет сделать главным американским истребителем на экспорт. В противном же случае успехи российских Су-57 отбросят США далеко назад.

«Этот новый истребитель, F-36, формально будет заменой F-16. Но по факту на рынке он встанет вместо F-35. Именно на него и будет делаться основная ставка в будущем – истребитель станет главным экспортным вариантом. Да, это будет несколько усеченная модель по сравнению с другими самолетами пятого поколения. Но, как говорится, хоть что-то. Безусловно, это повлечет новые расходы. Сегодня все самолеты такого уровня дорогие – невозможно будет найти замену по более дешевой цене, и только на все конструкторские работы уйдет сумма в 60, а то и выше миллиардов долларов. Немалых средств требует их производство и эксплуатация, тот же керосин, который должен быть абсолютно чистый. Боеприпасы и бортовое радиоэлектронное оборудование также стоят очень дорого. Выпуск же целой серии обойдется в сотни миллиардов. Но если хочешь оставаться в гонке, нужно тратиться», – резюмирует Виктор Литовкин.

Ранее «ПолитРоссия» приводила мнение аналитиков американского издания The National Interest, объявивших, как Россия вынуждает США отказаться от истребителей четвертого поколения.

Конструкция

Чертеж ПАК ФА на сегодняшний момент строго засекречен. Судить о свойствах новой военной машины можно лишь из открытых источников. Известно, что Су-57 относится к классу тяжелых истребителей, многофункционален, обладает высокой маневренностью и сверхзвуковой крейсерской скоростью. Также новый отечественный самолет малозаметен благодаря технологиям Стелс и РЭБ.

Кабина

Кабина Су-57 рассчитана на одного человека, но ее пространство шире, чем у Су-27, из-за особенностей конструкции планера. Внутри кабины есть генератор кислорода. Система информационных дисплеев дополняется отображением информации на стекле шлема пилота.

Фонарь кабины покрыт радиопоглощающим составом. Сообщается, что сейчас его конфигурация не окончательна и подвергнется изменениям уже в процессе серийного производства. Цифровая ЭВМ учитывает параметры пилота, в том числе рост и вес, оптимизируя под них маневры и управление самолета.

К серийному выпуску конструкторы обещают разработать новую систему жизнеобеспечения, снаряжение и кислородную систему.

Планер

У ПАК ФА планер выполнен по нормальной аэродинамической схеме и имеет интегральный тип. Форма планера во многом определена технологиями снижения заметности, что необходимо для истребителя пятого поколения. Масса корпуса была снижена за счет применения композитов: четверть веса пустого самолета и 70% его поверхности составляют композиты. Кроме того, в Су-57 в 4 раза меньше деталей по сравнению с Су-27, что уменьшает время и трудоемкость сборки изделия.

Вы верите, что за самолетом Су-57 будущее?1

ДаНет

Двигатели

На первых образцах Су-57, его прототипе, а также предшествующих моделях были установлены двигатели АЛ-41Ф1, позволяющие выходить в сверхзвук без помощи форсажа. Этот двигатель имел улучшенные расходные характеристики, полностью цифровую систему управления, повышенную силу тяги.

Однако в будущем планируется устанавливать новый двигатель для Су-57, который на данный момент носит название «Изделие 30», а в перспективе получит индекс «АЛ». Это полностью новый двигатель, с новым вентилятором, системой управления и «горячей» частью. По словам представителя разработчиков, этот двигатель не имеет аналогов в мире и способен не только улучшать летные характеристики машины, но и снижать ее заметность.

Авионика

По заявлению гендиректора НИИП, радиоэлектронная система ПАК ФА будет принципиально отличаться от аналогичных систем в привычном понимании. Инновационный эффект будет достигаться благодаря сети активных и пассивных радио- и оптиколокационных установок, составляющих «умную обшивку» самолета.

Планируется устанавливать на серийные Су-57 оптико-локационную систему, которая позволит эффективно обнаруживать противника как в передней, так и в задней полусфере относительно самолета, защищать машину от солнечной эрозии, а также понижать эффективную площадь рассеяния (ЭПР), которая уменьшит заметность самолета.

Для использования на Су-57 проектируется новая РЛС — «Белка», т. к. предыдущая модель «Ирбис» не может быть установлена на эту модель самолета из-за несоответствия габаритам. В 2009 году был впервые продемонстрирован прототип этой системы.

Малозаметность

Авиаконструкторы во время разработки ПАК ФА были особенно озадачены технологиями снижения заметности, т. к. это основное требование, предъявляемое к истребителям пятого поколения. Под этим термином подразумевается комплекс мер для уменьшения вероятности обнаружения самолета в различных диапазонах волн, в том числе акустически.

В проекте Су-57 малозаметность для радиоволн реализована благодаря форме и покрытию планера самолета, а также средствам РЭБ. В частности, конструкция исключает взаимное расположение поверхностей под прямым углом, что исключает эффект уголкового отражателя.

Кроме того, часть вооружения располагается во внутренних отсеках самолета для снижения радиозаметности. Для визуальной маскировки применяется камуфляжное окрашивание планера. Первый Су-57 имел зимнюю деформирующую окраску — это значит, что выступающие части самолета были окрашены в темные пятна, а остальная часть — в светлый цвет, что визуально деформировало очертания самолета в видимом диапазоне.

Тепловая и звуковая заметность были снижены благодаря новой конструкции двигателей самолета. Также на ПАК ФА используется система пассивных датчиков и сенсоров, которые позволяют получать информацию о позициях противника, не выдавая себя сигналами.

Вооружение истребителя

Вооружение Су-57 позволяет называть истребитель ПАК ФА универсальным бойцом, способным поражать как наземные, так и воздушные цели. Максимальная боевая нагрузка российского истребителя пятого поколения составляет 10 тонн. Снаряды располагаются на 16 точках подвески: восьми внутренних и восьми внешних. Для воздушного боя в основных отсеках вооружения могут располагаться ракеты «воздух-воздух»:

  • до 6 средней дальности;
  • до 4 ближней дальности.

Против наземных целей предусмотрено следующее вооружение:

  • до 4 КАБ-500, корректируемые бомбы;
  • до 4 Х-38, высокоточные ракеты;
  • до 2 Х-58, противолокационные ракеты.

Кроме того, для серийных Су-57 разрабатываются новые типы вооружения, которые будут поставляться вместе с вновь выпускаемыми самолетами на службу в ВВС.

Почему Су-57 оказался дорогой и бесполезной игрушкой

Массовое производство новейшего истребителя Су-57 «не надо форсировать». Об этом заговорили сначала новый куратор оборонного комплекса, а затем и глава профильной комиссии Госдумы. А ведь на эту машину пятого поколения еще несколько лет назад возлагались очень серьезные надежды – которые, похоже, проект вовсе не оправдал. Что же пошло не так?

В эпоху стремительного развития технологий истребитель пятого поколения Су-57 быстро устареет, поэтому нужно сосредоточиться на разработке самолета нового, шестого, поколения. Об этом заявил член экспертного совета Госдумы по авиапрому, глава думской комиссии по правовому обеспечению развития организаций «оборонки» Владимир Гутенев. «Су-57 не будет массово закупаться в интересах ВКС. Зато у машины прекрасный экспортный потенциал, многие страны захотели бы ее приобрести», – сказал Гутенев агентству «Интерфакс».

Оставим на совести депутата заявление о «прекрасном экспортном потенциале» – иностранцы всегда покупают только те машины, которые предпочитает использовать сама Российская армия. Одно утверждение депутата противоречит другому – если Су-57 не будет массово закупаться в интересах ВКС, на его экспортном потенциале смело можно поставить крест. Самое важное другое – почему депутат подтверждает, что ВВС России, по сути, отказываются от самолета, на который возлагались такие надежды и в разработку которого вложены столь гигантские средства?

Такое резкое суждение нельзя считать мнением отдельно взятого депутата, пусть и из профильной комиссии. Гутенев подчеркнул: он солидарен с мнением нового куратора «оборонки», вице-премьера Юрия Борисова, в недавнем прошлом замминистра обороны. Форсировать массовое производство Су-57 нет смысла, сказал Борисов в понедельник в эфире канала «Россия 24».

Вице-премьер отдал должное качествам этого истребителя: Су-57 «проявил себя очень хорошо, в том числе и в Сирии, подтвердил свои летно-технические характеристики и боевые возможности». Но при этом Борисов заметил: сегодня одним из лучших самолетов в мире считается представитель предыдущего поколения «4+» – Су-35. Видимо, Су-35 – вполне эффективный и одновременно не столь дорогой вариант.

Аналогичный аргумент привел и депутат Гутенев. ВКС уже имеют на вооружении одни из лучших в мире истребителей Су-35С, заявил он. По мнению Гутенева, эти машины поколения «4+» по боевым качествам превосходят не только основные американские аналоги – F-15 и F-16. В некоторой степени Су-35 не уступают F-35 и F-22 – самолетам пятого поколения, считает депутат.

Такие выводы контрастируют с многообещающими планами, о которых заявлялось в начале работы над Т-50 (таким был заводской индекс нынешнего Су-57). Разработка этого истребителя пятого поколения в рамках проекта ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) началась еще в 2001–2002 годах. Планировалось, что истребитель пятого поколения, находящийся на острие военно-технической мысли (технологии «стелс», продвинутая авионика, мощные радары), должен стать противовесом F-22 и F-35.

Вложения в проект были более чем внушительными. Через девять лет после начала работ, в 2010 году, президент Владимир Путин констатировал: только на первом этапе создания самолета было затрачено около 30 млрд рублей. Столько же, по оценке главы государства, требовалось для завершения работ.

Тогда же, в 2010-м, был совершен первый полет. В Минобороны планировали, что в конце 2016 года начнется серийное производство новых самолетов. Только с 2016-го по нынешний год ВВС должны были получать по восемь Т-50 ежегодно. Госпрограмма вооружений до 2020 года подразумевала закупку 52 машин. Планировалось сформировать два полка. Но, как говорится, «что-то пошло не так». По прошествии 17 лет с начала работы вице-премьер Борисов констатировал: испытания Су-57 «идут согласно плану» (то есть до выхода в серию еще далеко), и в 2022 году в ВКС должны быть приняты всего две опытные машины. Опытные, а вовсе не серийные.

Отклонение от заданного курса можно было заметить еще в 2015 году. Тот же Юрий Борисов, тогда в ранге замглавы Минобороны, сообщал: ведомство Сергея Шойгу оставляет за собой право пересмотреть количество закупаемых машин. «Законтрактовано» было всего 12 самолетов Т-50. С другой стороны, в прошлом году Минобороны заказало уже под сотню Су-35С и более 100 Су-30СМ.

Эксперты считают, что причиной падения интереса к Су-57 стала «межвидовая» конкуренция.

Во-первых, по своим характеристикам Су-35 почти не уступает Су-57. Во-вторых, на ныне существующих образцах новейшего Су-57 стоят устаревшие двигатели – аналогичные тем, что используются на действующих в ВВС машинах марки «Су». Модернизация этого «движка» заняла 14 лет, и только в апреле были завершены государственные стендовые испытания. В мае сообщалось: «летающая лаборатория Т-50-2» (прототип Су-57) продолжает летные испытания с двигателем второго этапа. А ведь этот двигатель, именуемый «изделием 30», как ожидалось, уже давно должен быть в деле.

Сказывается специфика, проявившаяся еще в советские времена – новейшие самолеты появляются раньше, чем разработаны и испытаны необходимые им двигатели (и это понятно, учитывая сложность изготовления этого важнейшего элемента самолета).

В-третьих, вопрос стоимости. Цена одной единицы Су-57 – около 50 млн долларов, или 3,16 млрд рублей. Для сравнения, в 2014 году тогдашний главком ВВС Виктор Бондарев сетовал на дороговизну Су-30, Су-35 и Су-34, поступающих в армию: «Более 1 млрд рублей каждый самолет стоит!» Напомним, что в начале 1970-х чрезмерная стоимость «похоронила» проект перспективного бомбардировщика-ракетоносца Су-100. И не его одного.

Нынешний интерес, проявленный военным ведомством к Су-35, вполне оправдан. «Истребитель зарекомендовал себя как отличный аппарат с хорошими показателями по дальности полета. Важно, что он может использоваться как многоцелевой самолет, как фронтовой бомбардировщик, даже как самолет сопровождения с хорошим радиусом действия – с теми «движками», которые на нем стоят. И я думаю, что это не последний двигатель, они и дальше будут разрабатываться в плане увеличения дальности его полета», – пояснил бывший летчик-инструктор, майор ВВС Андрей Красноперов. Такому самолету «класса 4++» не хватает одного плюса до полной невидимости для радаров, отмечает эксперт.

Что же касается Су-57, то, как полагает Красноперов, это «скажем так, более дорогая игрушка».

«То, что характеристики Су-57 очень похожи на Су-35, особенно по двигателю – понятно, но ведутся разработки нового двигателя, и он появится. Это все приходит не сразу и, естественно, требует затрат», – подчеркивает летчик. Пока же «для того, чтобы оставить обороноспособность нашей страны на необходимом уровне, надо закупать те самолеты, которые есть и которые надежны – это касается прежде всего Су-35», – подчеркивает Красноперов. Добавим, что при этом возникает вопрос – почему ставка на Су-35 не была сделана раньше?

Эксперт также напоминает, что «у американцев самолеты серии F потерпели несколько катастроф и в целом у них много отказов. То есть проект сыроват». Напомним, что истребитель F-35, новейший и крайне дорогостоящий (Lockheed Martin преподнес как достижение снижение его стоимости со 100 млн до 85 млн долларов за штуку), подвергался жесткой критике. В частности, много говорилось о его проблемах с катапультированием, которые, судя по всему, пока не решены.

Критики высказывают мнение, что высокотехнологичные, но дорогостоящие истребители пятого поколения что отечественного, что американского производства представляют собой своего рода «тупиковую ветвь» эволюции боевых самолетов. Нельзя сказать, что Минобороны прямо подтверждает такое мнение. Но обратим внимание на упомянутое в начале высказывание депутата Гутенева. Он, кроме всего прочего, заявил, что следует начать работать над боевым самолетом следующего поколения, который стал бы переходным звеном между пилотируемой и беспилотной авиацией.

И это значит, что массовый выпуск Су-57 мы не увидим, скорее всего, никогда.

Михаил Мошкин

Стоимость Су-57

В связи с тем, что серийные поставки ПАК ФА в ВВС еще не начались, стоимость закупки этих самолетов пока не раскрывается широкой общественности. Ясно только то, что стоимость Су-57 для российской армии будет значительно ниже, чем для зарубежных покупателей.

Ориентируясь на цену ближайших аналогов, можно сказать, что цена отечественного инновационного истребителя будет составлять приблизительно 120–150 млн. долларов за единицу. Так, наиболее близким по концепции является американский F-22 пятого поколения, который поставляется по цене 150 млн. долларов за самолет.

Авиация России

Стоимость контракта на 76 истребителей Су-57 для формирования трёх авиаполков, по оценке газеты «Коммерсант», составляет 170 млрд рублей, что примерно $2,6 млрд по курсу 65 руб за $1 или около $35,6 млн за один самолёт. Различные аналитики и эксперты как в России, так и на Западе были крайне удивлены такой нехарактерно низкой стоимостью истребителя.

Действительно, контракт на экспорт 24 самолётов Су-35С для ВВС КНР в 2015 году оценивался примерно в $83,3 миллиона за один самолёт. В 2022 году было уточнено, что один Су-35С обойдётся Китаю более чем в $104 миллиона, что составляет 289% от цены Су-57. При том, что Су-35С — это машина поколения «4++», истребитель старше и значительно уступает по своим боевым возможностям Су-57.

Оценочная стоимость истребителя пятого поколения привела к ряду утверждений о том, что указанная цена не точна. Западные источники делали особый акцент на относительно небольшом масштабе серийного производства Су-57 по сравнению с Су-35С и американскими самолётами пятого поколения F-35A. Однако существует ряд факторов, которые могут объяснить гораздо меньшую стоимость российского Су-57, чем предполагают специалисты.

Первое объяснение заключается в том, что в стоимость входит только производство самолётов — без учёта затрат на исследования и разработки, которые уже включены в программу и не увеличатся, независимо от количества заказанных истребителей. Это может иметь очень сильное влияние на цену боевого самолёта. Американский аналог Су-57 — F-22, производство которого завершилось в 2009 году, является ярким тому примером.

Документально подтверждено отчётом 2009 года Центра стратегического и бюджетного анализа США (CSBA), что после включения стоимости исследований и разработок (НИОКР), которые составляют более $24 млрд, затраты на один истребитель существенно увеличились — со 150 миллионов долларов до 350 миллионов. В итоге затраты выросли на 250%, а стоимость одной машины выросла с $35 миллионов в ценах 1985 года, до примерно $60 миллионов в 2009 году.

Вторым фактором, объясняющим экономическую эффективность российского оборонного сектора, когда его стоимость измеряется в американских долларах, является отсутствие паритета покупательной способности между рублём и долларом США. При дешёвом рубле доллар может купить в России гораздо больше, чем в Европе или в США. И хотя это не объясняет более низкую стоимость Су-57 по сравнению с Су-35С, это объясняет, почему российский истребитель намного дешевле американского.

Стоимость жизни в России значительно ниже, чем в США или в Евросоюзе, и десятки, если не сотни тысяч участвующих в программе специалистов, получают гораздо меньше своих коллег на Западе. Это ключ к более низкой стоимости оборонного сектора России, который подрезает конкуренцию с Западом с точки зрения ценообразования.

Третий фактор, объясняющий низкую цену на Су-57 — договорённости с Объединённой авиастроительной корпорацией о сокращении прибыли и более полного удовлетворения внутреннего спроса. Это привело к снижению стоимости примерно на 20%, а это значит, что первоначальная цена истребителя составляла чуть более $42 миллионов, или немногим больше чем 2/3 от стоимости F-22. Это также имеет большое значение для объяснения более высокой стоимости самолётов Су-35С, приобретенных Китаем, когда самолёты, изготовленные на экспорт, стоят дороже, чтобы получить большую прибыль для реинвестирования в собственное авиастроение.

Также необходимо отметить, что контракт на Су-35С предусматривал поставку наземного вспомогательного оборудования, запасных двигателей и боеприпасов. Были также учтены затраты на передачу современных высоких технологий, которые оцениваются в сотни миллионов долларов российских инвестиций в исследования и разработки. Таким образом, фактическая стоимость Су-35С, даже при экспортных поставках, значительно ниже $83 млн.

Стоимость вооружения Су-57 исключительно высока. Полностью вооруженный и имеющий в достаточном количестве арсенал боеприпасов, Су-57 может стоить более $50 миллионов. Учитывая затраты на обучение пилотов, запасные части и двигатели, а также новую инфраструктуру обслуживания, цена будет ещё выше. Таким образом, стоимость экспортных вариантов истребителя, с учётом прибыли ОАК, вполне может достигнуть $100 миллионов, особенно если в контрактах будут предусмотрены условия обучения пилотов, что скорее всего и будет, учитывая новизну и сложность самолёта.

Итак, подведём итог.

Первоначальная стоимость инновационного, первого истребителя пятого поколения F-22 в ценах 1985 года составляла 35 млн. долларов. К окончанию серийного производства самолёта она выросла до 60 млн. долларов в ценах 2009 года.

Первоначальная стоимость первого российского серийного истребителя пятого поколения составляла примерно 42 млн. долларов. За счёт оптимизации производства и сокращения прибыли ОАК цена снижена на 20% и составляет примерно 35 млн. долларов.

На кого будет охотиться «Охотник»

Стоимость экспортной версии Су-57Э может достигать 100 и более млн. долларов за счёт включения в контракт дополнительных условий по вооружению, инфраструктуре, обучению лётного и обслуживающего персонала, передачу технологий и компенсацию снижения прибыли ОАК на внутреннем рынке.

Стоимость истребителя вырастет после того, как пройдёт испытания и начнёт устанавливаться на самолёт двигатель второго этапа «изделие 30».

Контракт на поставку ВКС России 76 истребителей Су-57 может быть подписан на авиакосмическом салоне МАКС-2019, который пройдёт в подмосковном Жуковском с 27 августа по 1 сентября. Вероятно, в конце лета мы узнаем точную стоимость истребителя.

Источники: https://inosmi.ru/military/20180614/242475904.html https://militarywatchmagazine.com/article/russia-s-new-su-57-fighters-cost-just-35-million-each-are-fifth-generation-jets-really-cheaper-than-the-su-35 https://csbaonline.org/research/publications/the-f-22-program-in-retrospect/publication

  • 02.11.2020 Су-57 получит двигатель второго этапа «изделие 30» в 2022 году
  • 11.11.2018 Формула успеха: Су-57=f22+f35
  • 25.11.2018 Су-57 — боевой летающий суперкомпьютер
  • 24.11.2018 Су-57 — безопасная топливная система и всевидящий радар

(17 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Су-57

Экспортная модификация

Версия Су-57 для поставки в другие страны (прежде всего были запланированы поставки в Индию) получила название FGFA. Индия вместе с Объединенной авиастроительной корпорацией спонсировала разработку ПАК ФА и частично принимала в ней участие.

Однако в 2022 году индийская сторона вышла из проекта, объяснив это тем, что заявленные характеристики будущего самолета не соответствуют фактическим, а также то, что многие системы проектируемой машины не соответствуют параметрам пятого поколения. На данный момент потенциальная страна-импортер Су-57 — Перу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]