Blenheim Mk.IV, надёжная британская классика


Bristol Blenheim

Самолёт был разработан «Bristol Aeroplane Company» в середине 1930-х годов на основе конструкции самолёта «Bristol 142».

Серийный выпуск был начат в конце 1936 года[2] и составил 4422 самолёта.

Бомбардировщик широко использовался в ходе Второй мировой войны.

В ВВС Финляндии

Финский бленхейм Мк. I. 1939
По состоянию на 30 октября 1939 года, перед началом советско-финской войны бомбардировщики «бленхейм Mk.I» находились на вооружении авиаэскадрилий LLv-44 и LLv-46 4-го авиаполка ВВС Финляндии, которые базировались на аэродроме Луонетьерви[3].

1 декабря 1939 года во время атаки колонны советских войск в районе Тсалки огнём с земли был сбит первый финский «Бленхейм»[2].

14 декабря 1939 года состоялась первая встреча финского «Бленхейма» (бортовой номер BL-105) с ВВС РККА, в ходе которой «Бленхейм», увеличив скорость до максимальной и набирая высоту, сумел уйти от начавшего атаку звена из трёх истребителей И-153[2]. Во время следующей встречи обнаруженный «Бленхейм» успел скрыться от советских истребителей в облаках. При разборе полётов было установлено, что внешнее сходство «Бленхейма» с советским скоростным бомбардировщиком затрудняет своевременное распознавание цели лётчикам-истребителям РККА[4].

20 декабря 1939 состоялась первая встреча «Бленхеймов» с истребителями И-16 — звено из трёх «Бленхеймов» LLv-46, после бомбового удара по колонне советских войск в районе Саамаярви — Тулемаярви было атаковано несколькими звеньями И-16, все три бомбардировщика получили повреждения, один бортстрелок был убит. По финским данным, огнём бортстрелков был сбит один И-16[2].

19 февраля 1940 шестой финский «Бленхейм» был уничтожен во время его атаки военного госпиталя (атака на который была начата несмотря на наличие знаков Красного Креста)[4]. Бомбардировщик был сбит над Ладожским озером звеном из трёх истребителей ВВС РККА (пилоты Муразанов, А. П. Савушкин, Горюнов).

Во время войны Финляндия получила из Великобритании ещё 24 бомбардировщика «Бленхейм», 22 из которых были переданы в 4-й авиаполк (один Mk.IV был разбит и ещё один — сильно повреждён при перегоне в Финляндию). По официальным данным Финляндии, в ходе боевых действий были сбиты три Mk.I и четыре Mk.IV, серьёзно повреждены ещё три машины; ещё 11 самолётов «Бленхейм» были потеряны по иным причинам. В результате, к концу войны в строю осталось 29 бомбардировщиков «Бленхейм», только 11 из которых находились в боеспособном состоянии[3]. Большинство повреждённых машин были отремонтированы после окончания войны (признаны не подлежащими восстановлению и списаны были только 5 «Бленхеймов»), но в период с апреля 1940 до июля 1941 года в авариях и катастрофах были потеряны ещё 4 самолёта[2].

<… contentScore=»1483″> В августе 1935 года британские ВВС решили заменить Avro Anson, использовавшийся в береговой разведке и в качестве легкого бомбардировщика. Была выпущена спецификация G.24/35, в соответствии с которой предложила свой новый вариант — Type 149, который оснащался двумя двигателями Bristol Aquila и имел большое сходство с Blenheim Mk I. Министерство авиации это предложение не заинтересовало, но позже машина стала рассматриваться как потенциальный самолет-разведчик. Был изготовлен опытный образец — модернизированный Blenheim Mk I, на котором удлинили носовую часть фюзеляжа, чтобы обеспечить дополнительное пространство для размещения штурмана-наблюдателя и его оборудования, силовая установка — двигатели Mercury VIII. Новый вариант получил обозначение Blenheim Mk IV. Министерство авиации, впрочем, опасалось, что запуск в серию нового Type 149 может нарушить стройную производственную цепочку программы выпуска Blenheim, зато Type 149 был одобрен командованием канадских ВВС для сборки в Канаде под обозначением Bolingbroke Mk I. Первый самолет канадской сборки оснащался двигателями Mercury VIII, но последующие 18 машин, получившие обозначение Bolingbroke Mk IV, имели уже двигатели Mercury XV и различное оборудование канадского и американского производства. Среди более поздних вариантов были модификации Bolingbroke Mk IV-W с двигателями Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp мощностью по 1200 л. е., а также учебные самолеты Bolingbroke Mk IV-T. Вспомнило о Type 149 и британское Министерство авиации, рассматривая его как временную замену — пока в войска не поступит торпедоносец-бомбардировщик Type 152, создававшийся на базе Blenheim. Было принято решение использовать удлиненную носовую часть и ступенчатый фонарь самолета Bolingbroke, а также обеспечить увеличение дальности полета за счет большей емкости крыльевых топливных баков. оставила за новой модификацией обозначение Type 149, а в британских ВВС ей присвоили обозначение Blenheim Mk IV. В серию новая машина пошла в конце 1938 года, но первые 68 самолетов были построены со старым крылом — со стандартной емкостью крыльевых баков. Силовая установка состояла из более мощных двигателей Mercury XV, за счет чего удалось увеличить максимальную взлетную массу машины. Расходы на оснащение самолетов дополнительным вооружением оказались столь высоки, что на первых Blenheim Mk IV сохранили состав вооружения в варианте Mk I — два пулемета, зато было усилено бронирование и обеспечена возможность внешней подвески 145 кг бомб при выполнении полетов на малую дальность. Первой Blenheim Mk IV получила 90-я эскадрилья, в марте 1939 года, всего же эти самолеты состояли на вооружении более 70 эскадрилий. Самолет Blenheim совершил первый разведывательный полет над территорией Германии — 3 сентября 1939 года его выполнил Blenheim Mk IV из 139-й эскадрильи, и первую бомбардировку объектов рейха — 4 сентября 1939 года. С началом войны Blenheim Mk IV активно использовался Бомбардировочным командованием британских ВВС — до тех пор, пока его в 1942 году в этой роли не заменили Douglas Boston и de Havilland Mosquito. Несмотря на его слабое оборонительное вооружение, самолет часто использовали днем и без истребительного прикрытия. В эскадрильях, базировавшихся вне метрополии, Blenheim продолжал эксплуатироваться намного дольше, чем на Европейском ТВД. Всего было выпущено 3983 самолета Blenheim Mk IV и Bolingbroke, причем Blenheim Mk IV состояли на вооружении как британских ВВС, так и авиации Свободной Франции, ЮАР, Финляндии и Греции. Аналогом модификации Mk IF стал ночной истребитель Blenheim Mk IVF. Его выпускали, конвертируя из имеющихся Blenheim Mk IV. Последним в семействе Blenheim стал самолет Type 160, более известный как Bisley и поступивший в войска летом 1942 года под обозначением Blenheim MkV. Рассматривавшийся изначально в качестве маловысотного бомбардировщика непосредственной авиационной поддержки, этот самолет с массивной носовой частью фюзеляжа, вмещавшей четыре пулемета, в конечном итоге преобразился в высотный бомбардировщик с двигателями Mercury XV или XXV. Было построено 945 таких самолетов, а первой их получила 18-я эскадрилья (всего самолеты поступили в шесть эскадрилий на Ближнем Востоке и четыре — на Дальнем Востоке). Однако самолет получился не очень хорошим — возросшую на 17% максимальную взлетную массу не удалось компенсировать, двигатели остались прежней мощности. Поэтому когда эти бомбардировщики вступили в борьбу с истребителями Люфтваффе в ходе Итальянской кампании, их потери оказались просто ужасающими.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Bristol Blenheim Mk IV

Тип: легкий бомбардировщик с экипажем из трех человек Силовая установка: два звездообразных двигателя Bristol Mercury XV мощностью по 905 л. с. (675 кВт) Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3595 м — 428 км/час; крейсерская скорость на оптимальной высоте 319 км/час; начальная скороподъемность 457 м/мин; практический потолок 8310 м; дальность 2350 км Масса: пустого 4441 кг; максимальная взлетная 6532 кг Размеры: размах крыла 17,17 м; длина 12,98 м; высота 3,00 м; площадь крыла 43,57 м2 Вооружение: один 7,7-мм пулемет Vickers в левой плоскости крыла, два 7,7-мм пулемета Browning в надфюзеляжной турели «Bristol» и два 7,7-мм дистанционно-управляемых пулемета Browning в подфюзеляжной турели «Frazer-Nash» для обстрела задней полусферы, а также до 454 кг бомб в бомбоотсеке и 145 кг — на внешней подвеске
</…>

Blenheim Mk.IV, надёжная британская классика


Рожденный на волне британского патриотизма и стремления создать самый быстрый самолет в мире, «Бленхейм» Mk.IV определил направление будущего развития самолетостроения и задал новую планку характеристик самолета. Этот самолет, весьма совершенный для своего времени, но уже практически устаревший к началу войны, внес значительный вклад в ход войны и развитие военной авиации.

Лорд Ротермер, владелец влиятельной газеты Дейли мейл (Daily Mail), не мог спокойно реагировать на новости о создании в других странах все более совершенных и скоростных самолетов. Особенно тяжело он воспринял открытие Германией коммерческой авиалинии, для которой применялись обладавшие рекордными скоростными показателями Хейнкель He.70 «Блитц». Чтобы успокоить ущемленное чувство гордости за Великобританию, Ротермер хотел создать еще более скоростной пассажирский самолет и нашел идеально подходящего для этого кандидата, прототип, предложенный под обозначением «Тип 135».

Получив финансирование, конструкторы Бристоль создали на его основе «Тип 142», самолет, который, впервые поднявшись в небо 12 апреля 1935 года, значительно превосходил по скорости любую из машин Королевских ВВС Великобритании. Несмотря на то, что самолет строился для пассажирских перевозок, у его конструкции были все признаки гоночного аппарата — миниатюрная кабина и обтекаемый вытянутый фюзеляж. Как и ожидалось, самолет немедленно привлек внимание командования ВВС, и началась его модификация под военные нужды. Основные изменения заключались в подъеме крыла для установки бомбовой нагрузки в 450 кг (1000 фунтов) и вооружения, а также в необычно полном остеклении носовой части. В результате получилась модификация Mk.1 (Mark 1), впервые поднявшаяся в небо 25 июня 1936 года.

Заостренный стеклянный нос исходной модификации «Бленхейм» Mk I был вскоре заменен на удлиненную носовую часть в «Бленхейм» Mk IV. В результате ряда серьезных усовершенствований и модернизации вооружения был разработан «Бленхейм» Mk.IV (Mark 4), который и представлен в игре War Thunder. Это окончательная модификация с двумя пулеметами «Виккерс» К в верхней оборонительной башне и уникальной подфюзеляжной турелью с двумя пулеметами «Браунинг» и перископным прицелом. Несмотря на сложность в управлении, в реальных условиях, как и в игре, она жизненно необходима для обороны нижней полусферы, до этого остававшейся беззащитной. Непривычно выглядящее носовое остекление обеспечивало пилоту хорошую видимость взлетно-посадочной полосы при взлете и посадке. Бомбонагрузка, доступная в игре (4 бомбы по 117 кг или 2 бомбы по 225 кг), отражает исторические данные и показывает ограничения в применении этой машины для военной сферы, однако она не так уж и мала, как показал опыт применения самолетов на множестве театров военных действий.

В игре данная машина находится на первом ранге, при этом часто сталкивается с соперниками, встреча с небе с которыми была бы исторически вероятной: это поздние истребители-бипланы и ранние истребители-монопланы, вплоть до наиболее распространенных истребителей, таких как Bf.109E и A6M2. Против ранних бипланов данная машина имеет преимущество в скорости при практически равном вооружении. В распоряжении пилота даже есть один пулемет Браунинга, расположенный, что любопытно, почти на самом краю левого крыла. Против истребителей с более высоким БР лучшая тактика — воспользоваться относительно высокой скоростью и отходить в сторону своих, осложняя погоню за собой стрельбой из турели. Есть даже одна выгодная точка, по которой обе турели могут вести огонь одновременно.

Доступный первоначально «Бленхейм» довольно слаб, у него значительно снижена скорость, он несет только одну бомбу и вооружен не самыми лучшими патронными лентами. Перед первым вылетом разблокируйте сначала радиатор, чтобы увеличить скорость (это исключение, обычно я рекомендую в первую очередь улучшать вооружение), а затем бомбовые держатели MBC-B. После открытия второго ранга выберите 7-мм турель и, когда она будет разблокирована, выберите универсальную ленту. Возможны два улучшения турелей, первое для верхней башни с «Виккерс» К, и второе для подфюзеляжной турели. Разблокируйте их вместе с улучшением мощности. Более важным является улучшение экипажа до уровня «Эксперт» (в версии 1.53 требуется уровень экипажа 5 или выше).

Результаты реального применения этих самолетов в ходе войны были не однозначны. Случались как серьезные успехи, так и сокрушительные неудачи, подобные результаты возможны и в игре. Недостаток защиты нижней полусферы быстро осознали и добавили соответствующее вооружение, однако этому предшествовало множество потерь. На модификации самолета, представленной в игре, уже установлена подфюзеляжная турель. Истребителям избежать огня защитных турелей можно только с помощью классической атаки сверху на высокой скорости, при этом необходимо использовать 12,7-мм или более мощное вооружение, так как 7-мм патроны не причинят большого вреда алюминиевой обшивке самолета.

Стремительный технический прогресс в 30-е годы привел к тому, что к 1940 году «Бленхейм» уже устарел, однако наработки по созданию легких высокоскоростных бомбардировщиков позволили построить более крупный и эффективный противокорабельный «Бофорт», который, в свою очередь, стал основой для создания мощного «Бофайтера» (обе эти машины имеются в игре). За пределами Великобритании было три основных импортера самолета. Для канадских ВВС производилась копия, получившая наименование «Болингброк». «Бленхеймы» поставлялись в Югославию, а также производились там по лицензии (интересно, что там собирали и Do.17). Финляндия также применяла эти британские бомбардировщики против СССР, а югославские запасные части, предоставленные Германией, продолжали поднимать эти самолеты в небо еще долго после войны. Последний полет «Бленхейма» состоялся в Финляндии в 1954 году. Этот самолет является лучшим из сохранившихся на сегодняшний день экземпляров.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]