Saab JAS 39E Gripen. Разрекламированный небесный «убийца»


Saab JAS 39E Gripen. Разрекламированный небесный «убийца»

На днях зарубежная и российская пресса распространила заявления главнокомандующего военно-воздушными силами Швеции генерал-майора Матса Хельгессона. В своей недавней речи он высоко оценил новейшие шведские истребители Saab JAS 39E Gripen, а также интересным образом сравнил их с российскими самолетами марки «Су». Резкие заявления главкома не остались незамеченными.

6 февраля генерал Хельгессон заявил, что истребители «Грипен» – особенно новейшей модификации «E» – созданы чтобы убивать самолеты марки «Сухой». В этом деле у них, по словам главкома, имеется «черный пояс». Подобные заявления выглядят весьма интересно, и вполне способны стать темой спора. Попробуем разобраться, почему шведский генерал позволил себе такие высказывания, а также определим, насколько его слова соответствуют действительности.

Обстоятельства и предпосылки

Прежде всего, необходимо учесть место действия и обстоятельства, при которых генерал-майор М. Хельгессон сделал громкое заявление об истребителях JAS 39E. Все это может прозрачно намекнуть на причины и предпосылки резких формулировок. Похоже, речь идет исключительно о коммерческих интересах и рекламе.


Опытный истребитель JAS 39E

С 2015 года ВВС Финляндии ищут новый истребитель для обновления своего авиационного парка. Планируется приобрести технику зарубежного производства, соответствующую требованиям. В 2022 году должны пройти сравнительные испытания нескольких зарубежных машин. В 2022 году командование выберет победителя конкурса и заключит контракт на поставку.

Одним из участников финского тендера является шведская компания Saab, представившая многоцелевые истребители JAS 39E и JAS 39F Gripen. В начале февраля шведская делегация прибыла в Финляндию для очередных переговоров, и именно в ходе эти мероприятий М. Хельгессон сделал интересующие нас заявления. Шведская делегация утверждала, что именно их конкурсное предложение является самым лучшим. Впрочем, Стокгольм – как минимум, на словах – не планирует давить на Хельсинки. Финляндия должна сама выбрать лучший истребитель для своих ВВС.


Прототип Gripen E во время сборки

Таким образом, высказывания о JAS 39E как об «убийце «Сухих» можно рассматривать исключительно как рекламу своего самолета, претендующего на выгодный контракт. Какой-либо иной подтекст у этих заявлений попросту отсутствует. По-видимому, М. Хельгессон не планирует бороться с российскими самолетами – если, конечно, «Сухие» не присоединятся к текущему тендеру.

Две модификации

И все же последние модификации шведского истребителя JAS 39 Gripen представляют большой интерес и достойны рассмотрения, вне зависимости от способов их рекламы на международном рынке. Разработка модернизированной версии «Грипена» стартовала в 2007 году, а к 2013-му завершилось проектирование и началось строительство первого опытного самолета. Свой первый полет опытный истребитель JAS 39E (Gripen E) совершил 15 июня 2022 года; испытания продолжаются до сих пор. Прототип самолета Gripen F еще не построен.


Церемония выкатки опытного «Грипена», 18 мая 2016 г.

Согласно текущим планам Saab и ВВС Швеции, в ближайшем будущем появятся сразу две новые модификации самолета Gripen. Машина JAS 39E будет представлять собой глубоко модернизированный истребитель с одноместной кабиной. Также создается проект JAS 39F, максимально повторяющий «E», но отличающийся от него экипажем из двух человек. В начале двадцатых годов Швеция планирует заказывать как машины новой постройки, так и модернизацию имеющихся «Грипенов».

Еще на стадии проектирования и строительства прототипа истребитель JAS 39E представили финским ВВС, находящимся в процессе выбора новой техники. В этом году шведский опытный образец должен будет показать потенциальным заказчикам все свои возможности. Если сравнительные испытания в рамках конкурса ВВС Финляндии завершатся успехом, фирма Saab получит второй заказ. В рамках контракта финская сторона сможет получить 52 самолета Gripen E и 12 Gripen F.

Преимущества на борту

По известным данным, проект модернизации JAS 39E/F использует хорошо известные и отработанные принципы. Существующий планер, не претерпевая кардинальных изменений, должен получить новый турбореактивный двигатель большей мощности, а также современное радиоэлектронное оборудование. Ожидается, что по результатам такого обновления самолет сохранит летно-технические характеристики, останется прежней его радиолокационная заметность. При этом увеличится собственный потенциал обнаружения целей и противодействия вражескому оборудованию.

Под носовым обтекателем истребителей «E» и «F» будет располагаться активная фазированная антенная решетка РЛС Leonardo Raven ES-05. Станция массой 215 кг работает в X-диапазоне и обеспечивает обзор пространства шириной 200°. Возможно слежение за воздушной и наземной обстановкой. Заявлен существенный рост дальности и надежности обнаружения целей в сравнении со штатной РЛС самолетов старых модификаций. Также увеличена дальность обнаружения целей с малой ЭПР.

Дополнительным средством обнаружения становится инфракрасная оптико-локационная станция Leonardo SkyWard-G. Это изделие предназначается для обзора передней полусферы и обнаружения теплоконтрастных воздушных или наземных целей. ОЛС планируется использовать в качестве дополнения к основной РЛС. Также ее можно применять в качестве основного средства наблюдения, не демаскирующего самолет-носитель собственным излучением.

С 2014 года проходит испытания подвесной контейнер ESTL (Enhanced Survivability Technology), оснащенный средствами радиоэлектронной борьбы. Основной его задачей является защита самолета-носителя от ракет противника. Согласно некоторым источникам, новые проекты предусматривают использование усовершенствованных станций РЭБ, интегрированных в конструкцию самолета. Впрочем, точные данные на этот счет пока отсутствуют.

В компании Saab предлагают оригинальный способ постепенной модернизации самолетов, в том числе находящихся в эксплуатации. Повышать потенциал техники предлагается за счет постоянного обновления программного обеспечения. Компания-производитель каждые два года намерена выпускать пакеты обновлений ПО для бортового оборудования. Это позволит своевременно исправлять ошибки и недочеты, а также внедрять новые функции. Саму электронику будут заменять по мере необходимости.


Испытания двигателя на закрытом стенде

По результатам предлагаемой модернизации истребитель JAS 39 становится немного крупнее. Сухая масса увеличивается с 6,7 до 8 т; максимальная – с 14 до 16,5 т. За счет применения более мощного двигателя General Electric F414-GE-39E планируется компенсировать рост массы и сохранить исходные летно-технические характеристики.

Увеличенный боезапас

В ходе доработки планера JAS 39E/F количество точек внешней подвески доведено до 10 против 8 у JAS 39C/D. Под фюзеляжем помещаются четыре точки, одна из которых предназначена только для подвесного контейнера. Под крылом имеется четыре пилона, еще два балочных держателя интегрированы в законцовки крыла. Максимальная масса боекомплекта доведена до 6 т.

В случае с одноместным Gripen E сохраняется 27-мм автоматическая пушка Mauser BK 27 с боекомплектом 120 снарядов. Двухместная модификация Gripen F отличается компоновкой носового отсека, из-за чего не может нести орудие.


РЛС Raven ES-05

Модернизированный «Грипен» сохраняет возможность атаки воздушных, наземных и надводных целей. Для борьбы с самолетами противника предлагаются ракеты «воздух-воздух» ряда типов шведского и зарубежного производства. Самолет несет до шести ракет малой дальности по типу AIM-9 (Rb 74 в шведской номенклатуре), IRIS-T (Rb 98) и т.д. Возможна транспортировка четырех ракет средней или большой дальности, таких как AIM-120 AMRAAM (Rb 99) или MBDA MICA.

Боекомплект может включать четыре ракеты «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick (Rb 75) или две крылатые KEPD 350. Также возможно применение двух противокорабельных ракет RBS-15F. На четырех подкрыльевых пилонах могут подвешиваться блоки с неуправляемыми ракетами. Возможно применение восьми неуправляемых бомб Mk 82, четырех управляемых GBU-12 Paveway II или двух кассетных Bk 90.

Насколько известно, пока ВВС Швеции не планируют никакие кардинальные обновления номенклатуры боеприпасов своих «Грипенов». В обозримом будущем боевые качества этих самолетов будут расти, в первую очередь, за счет увеличения полезной нагрузки и применения двух дополнительных точек подвески.


ОЛС Leonardo SkyWard

Итоги модернизации

Опытный истребитель Saab JAS 39E Gripen пока проходит летные испытания. В будущем на испытания выйдет его двухместный вариант JAS 39F. Первый контракт на поставку такой техники военно-воздушным силам Швеции ожидается в начале двадцатых годов. Доля модернизированных машин в общем парке ВВС достигнет существенных значений лишь во второй половине следующего десятилетия. Тем не менее, главком ВВС уже сейчас называет новый Gripen E «убийцей «Сухих» – пусть даже из рекламных соображений.

Доступные данные о шведских истребителях, а также о самолетах марки «Су» позволяют считать заявления генерал-майора М. Хельгессона излишне смелыми. Возможно, новые модификации «Грипена» действительно создаются с учетом противостояния «Сухим», но именовать их убийцами с черным поясом все же преждевременно. JAS 39E/F пока не прошли испытания и еще не могут в полной мере продемонстрировать свой потенциал – особенно в рамках полномасштабной эксплуатации в войсках.

С многочисленным во всех отношениях семейством «Сухих» дело обстоит иначе. Во многих странах служат как достаточно старые Су-27, так и новейшие Су-35. При этом некоторые типы машин «Су» по своей численности давно превзошли шведские JAS 39.


Опытный JAS 39E во время наземных испытаний, начало 2022 г.

Впрочем, доступная информация о проектах Gripen E/F не позволяет принижать заслуги шведских авиастроителей и отрицать результаты их работы. В ходе последних работ им действительно удалось создать современный многоцелевой истребитель поколения «4+» (или даже «4++»), вполне способный бороться с воздушным противником и атаковать наземные цели. Впрочем, о кардинальном росте характеристик и возможностей, а также о полноценной конкуренции с 5 поколением речь уже не идет.

Таким образом, модернизированные шведские JAS 39E и JAS 39F вряд ли могут быть убийцами «Сухих», хотя и способны оказаться их конкурентами на международном рынке авиационной техники. Предлагаемая модернизация предусматривает заметный рост основных возможностей, что может привлечь внимание потенциальных покупателей. Впрочем, пока единственный «Грипен» новой модификации проходит испытания, а результаты первого конкурса с его участием еще не определены.

Очевидно, что целью громких высказываний шведского военачальника было создание дополнительной рекламы своему истребителю, претендующему на выгодный контракт от ВВС Финляндии. Эти заявления не имели никакого отношения к техническим вопросам или к боевому применению. Поэтому российская общественность может не беспокоиться – «убийцы «Сухих» не несут никакой реальной угрозы. А российским авиастроителям следует учитывать, что на международном рынке появился еще один современный самолет, способный составить конкуренцию отечественным образцам.

По материалам сайтов: https://yle.fi/ https://businessinsider.com/ https://saabgroup.com/ https://leonardocompany.com/ https://gripenblogs.com/ https://airwar.ru/ https://globalsecurity.org/

Истребители

Saab JAS 39 Gripen. Многоцелевой истребитель. (Швеция)

Saab JAS 39 Gripen — шведский многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный компанией Saab AB.

Разработка многоцелевого тактического истребителя JAS-39 Gripen (JAS -начальные буквы шведских слов Jakt, Attack, Spaning, указывающие на боевое предназначение самолета, а именно: перехват, нанесение ударов, разведка), была начатая в 1982 году в Швеции. Тактический истребитель JAS-39 Gripen способен в любых метеоусловиях днем и ночью вести борьбу с воздушными, наземными, морскими целями и осуществлять воздушную разведку, то есть выполнять боевые задачи истребителя ПВО, штурмовика и разведывательного самолета. При проектировании последователя самолета «Viggen» была поставлена задача создать самолет с основной функцией — истребитель-перехватчик, а второстепенная — возможность атаковать наземные цели при условии, чтобы новый самолет был бы дороже Saab-37 только на 60-65% и вдвое легче его.

Saab JAS 39 Gripen. Многоцелевой истребитель. (Швеция)

, «Volvo Fluegmotor», «Ericsson» и FFV организовали промышленную группу JAS для разработки нового многоцелевого самолета. В 1982 г. были подписаны контракты на создание пяти опытных самолетов JAS 39. В июне 1984 г. парламент Швеции утвердил проект JAS (истребитель, штурмовик. разведчик) по созданию боевого самолета JAS 39 Gripen.

Постройка первого опытного самолета JAS 39 Gripen была завершена 26 апреля 1987 г., его первый полет состоялся 9 декабря 1988 г. Во время шестого испытательного полета 2 февраля 1989 г. из-за отказа системы управления полетом опытный самолет потерпел катастрофу, что потребовало усовершенствования системы управления. Исправления в основном программном обеспечении были сделаны в США на модифицированном самолете T-33. Были проблемы и с двигательной установкой RM12, которая страдала от помпажа и трещин на лопатках компрессора. Поэтому серийный самолет впервые поднялся в воздух 10 сентября 1992 г., а не в 1990 г. как планировалось первоначально.

JAS 39 Gripen является одноместный самолет, выполненный по схеме «утка», с одним двигателем, расположенным в фюзеляже. Планер рассчитан на максимальную эксплуатационную перегрузку 9. Кабина летчика с каплевидным фонарем герметичная. Катапультное кресло S10LS обеспечивает аварийное покидание самолета на стоянке. Шасси трехопорное, с одноколесными основными и двухколесной носовой стойками, рассчитано на посадку с большой вертикальной скоростью.

Самолет JAS-39 Gripen представляет собой моноплан со среднерасположенным треугольным в плане крылом со срезанными законцовками, переднерасположенными поверхностями управления и однокилевым хвостовым оперением. Шасси трехопорное, основные стойки убираются вперед, а передняя — назад. Крыло оснащено двумя парами элевонов (внешние и внутренние) и предкрылками. В хвостовой части фюзеляжа установлены аэродинамические тормозные щитки. Воздухозаборники двигателя размещены по обеим сторонам фюзеляжа на уровне кабины летчика.

Saab JAS 39 Gripen. Многоцелевой истребитель. (Швеция)

Судя по материалам иностранной прессы, до 30 проц. конструкции самолета, включая крыло, киль, передние управляющие поверхности, воздухозаборники и створки шасси, выполнены из композиционных материалов, что позволило снизить его массу почти на 25 проц. В соответствии с требованиями нормальная взлетная масса самолета должна составлять 8000 кг, максимальная скорость полета без наружных подвесок — около 2000 км/ч (на большой высоте) и 1200 км/ч (на уровне моря). Длина истребителя 14 м, размах крыла 8 м, экипаж один человек. Также была начата разработка двухместного варианта, получение заказа на который ожидалось в 1987 году.

В качестве силовой установки намечалось использовать двухконтурный турбореактивный двигатель (ТРДД) RM12 с низкой степенью двухконтурности (0,28), являющийся модификацией американского ТРД F404-GE-400. Двигатель RM12 разработан совместно шведской и американской «Дженерал электрик». По сравнению с американским он имеет на 10 проц. большую тягу на форсажном режиме (8200 кгс при удельном расходе топлива около 1,8 кг/кг-ч). Это достигнуто за счет увеличения степени повышения давления компрессора до 27 и температуры в камере сгорания, применения материалов с улучшенными характеристиками в конструкции турбины и форсажной камеры, а также изменения программы управления лопатками спрямляющего аппарата первой ступени компрессора. Для повышения надежности RM12 на нем устанавливается дублирующая система запуска и диагностическое устройство контроля работы. Кроме того, усиливается передняя опора компрессора, что позволит выдерживать ударные нагрузки, возникающие в полете при попадании в двигатель птиц массой до 0,5 кг. Масса двигателя RM12 1050 кг.

Топливо размещается в протектированных фюзеляжных баках. Система регулирования подачи топлива обеспечивает управление центровкой самолета. Возможна установка подвесных топливных баков емкостью по 500 или 1000 л. Имеются две основные гидравлические системы и одна резервная.

С июня 1984 года в США и с января 1985-го в Швеции осуществлялась программа наземных испытаний двигателя RM12, рассчитанная на 5500 ч наработки. По свидетельству западной печати, на прошли испытания пять опытных его образцов, которые к апрелю 1986 года уже наработали 1400 ч. Летные испытания двигателя были намечены на первую половину 1987 года, а принятие решения о его серийном производстве ожидалось в конце 1987-го. Шведские специалисты рассчитывали к 1990 году увеличить максимальную тягу двигателя на 20 проц., а к 1995-му — на 30 проц. по сравнению с тягой двигателя F404-GE-400.

Saab JAS 39 Gripen. Многоцелевой истребитель. (Швеция)

Самолет JAS-39 Gripen оснащается современным радиоэлектронным оборудованием на базе шведской центральной цифровой ЭВМ SDS80, которая будет использовать в своем математическом обеспечении языки программирования «Ада» и «Паскаль». Многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС 3-см диапазона разрабатывается совместно шведской и английской «Ферранти». Считается, что благодаря цифровой обработке сигналов с помощью программируемого микропроцессора РЛС обеспечит применение оружия по наземным, морским и воздушным целям, полет с огибанием рельефа местности и обзор земной поверхности с высокой разрешающей способностью в интересах разведки.

Летчик сможет сам выбирать любой из режимов работы станции. По оценке шведских специалистов, новая РЛС в сравнении с установленной на истребителе «Вигген» будет обладать в 3 раза большей эффективностью, а за счет применения миниатюрных электронных компонентов и подвижной щелевой фазированной антенной решетки из углеродистого пластика, разработанной , занимаемый ею объем уменьшится на 40 проц. Первый опытный образец РЛС прошел стендовые испытания.

Для нанесения ударов по наземным целям и ведения разведки в ночное время в состав бортовой прицельно-навигационной аппаратуры намечается включить ИК-станцию переднего обзора с автоматом захвата и сопровождения цели. Станция будет размещаться в подвесном контейнере под правым воздухозаборником двигателя. В кабине летчика устанавливаются электронно-оптический индикатор американской с расширенным (30X20°) полем зрения и три комбинированных растровых индикатора на электронно-лучевых трубках с экранами размером 120X150 мм. На левом индикаторе будет отображаться пилотажная информация (в том числе искусственный горизонт, скорость и высота полета, данные для захода на посадку), на центральном — движущаяся карта местности, хранящаяся в цифровом виде в запоминающем устройстве, на правом — тактическая обстановка с данными о целях, получаемая от РЛС и ИК станции.

Истребитель JAS-39 Gripen оборудуется электродистанционной цифровой системой управления полетом с трехкратным резервированием (механическое резервирование не предусмотрено), разработанной американской . В ее состав войдут три основные цифровые и три резервные аналоговые ЭВМ. Сообщается, что система уже прошла испытания на специально оборудованном самолете «Вигген».

Самолет JAS-39 Gripen будет оснащен лазерной инерциальной навигационной системой Н-423 американской , включающей, в частности, ЭВМ (быстродействие 860 тыс. опер./с.) с объемом памяти запоминающего устройства около 66 тыс. слов. УКВ радиостанция AMR-345 шведской , имеющая кнопочный набор и встроенный микропроцессор, обеспечивает установку 500 предварительно настроенных частот.

Для размещения современного ракетного и бомбового вооружения самолет оборудуется четырьмя подкрыльевыми узлами и двумя узлами подвески на концах консолей крыла (для ракет класса «воздух-воздух»). Кроме того, в фюзеляже устанавливается пушка «Маузер» калибра 27 мм. Предусматривается также использование подвесных контейнеров с разведывательным оборудованием и аппаратурой РЭБ.

Вооружение включает встроенную пушку Маузер ВК27 (калибр 27 мм) и подвесное оружие на семи наружных узлах, которое может состоять из УР класса «воздух-воздух» RB71 «Скай Флеш», RB74 (AIM-9L) «Сайдуиндер» или AIM-120, а также УР класса «воздух-поверхность» «Мейверик», ПКР RBS-15F, бомб, НАР и кассетного оружия.

В 1987 году началась сборка первого из пяти запланированных опытных образцов самолета JAS-39 Gripen. Три комплекта крыла для них изготавлены английской , а затем технология их производства будет передана Швеции. Для наземных испытаний систем истребителя построено более десяти стендов, проведено три серии испытаний в аэродинамической трубе, изготовлено несколько передних частей фюзеляжа для испытаний на прочность при столкновении с птицами и проверки системы катапультирования.

Saab JAS 39 Gripen. Многоцелевой истребитель. (Швеция)

Первый летный прототип «39-1» был утерян при посадке в 1989 г., второй прототип «39-2» поднялся в воздух в 1990 г., в этом же году начались испытания прототипов «39-4» и «39-3» и в 1991 году взлетел последний прототип опытной серии. В 1992 г. в воздух поднялся первый серийный JAS-39А с заводским номером 39101, также включившийся в испытания. Все НИОКР по программе были завершены в конце 1996 г — к этому времени шесть машин, задействованных в испытаниях, выполнили более 1800 полетов, налетав 2300 часов.

В октябре 1991 г. началась разработка двухместного тренировочного самолета JAS 39B. Первый самолет был передан ВВС Швеции 8 июня 1993 г. Всего до 2002 г. планировалась поставка до 300 самолетов JAS 39 Gripen.

Командование ВВС Швеции предполагало закупить 140 самолетов JAS-39 Gripen. Общая стоимость программы разработки и закупки этого самолета, по оценке зарубежных экспертов, составит около 4 млрд. долларов. На вооружение ВВС Швеции самолет поступил в 1996 году.

Характеристики:

  • Экипаж: 1-2 человека;
  • Длина: 14,1 (14,8 — двухместный) м;
  • Размах крыла: 8,4 м;
  • Высота: 4,5 м;
  • Площадь крыла: 30 м²;
  • Масса пустого: 6800 (7100) кг;
  • Нормальная взлетная масса: 8500 кг;
  • Максимальная взлетная масса: 14 000 кг;
  • Масса полезной нагрузки: 5300 кг;
  • Масса топлива во внутренних баках: 2000 кг;
  • Двигатель: Вольво Аэро RM12;
  • Максимальная тяга: 1×5100 кгс;
  • Тяга на форсаже: 1×8160 кгс;
  • Максимальная скорость на большой высоте: ~ 2200 км/ч (M=2,0);
  • Боевой радиус: 800 км;
  • Практический потолок: 15 240 м;
  • Нагрузка на крыло: 283 кг/м²;
  • Тяговооруженность: 0,97;
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3/+9 g;
  • Пушечное вооружение: 1 × 27-мм Mauser BK27 (боезапас — 120 снарядов);
  • Ракеты: «воздух—воздух» — 6 × Rb.74 (AIM-9) или Rb 98 (IRIS-T), 4 × Rb.99 (AIM-120) или MICA, 4 × Rb.71 (Skyflash) или Meteor; «воздух—поверхность» — 4 × Rb.75, 2 × KEPD-350, 2 × Rbs.15F (противокорабельная ракета);
  • Бомбы: 4 × GBU-12 Paveway II, 2 × Bombkapsel 90 (кассетная бомба), 8 × Mark 82.

Су-27СК ВВС НОАК и JAS-39C Королевских ВВС Таиланда на учениях «Eagle Strike 2015»
Вашему вниманию предлагается перевод статьи Рика Джоу (Rick Joe) «Фланкеры [1] против «Грипенов»: что произошло на учениях «Удар Орла 2015, вышедшей 16 апреля 2022 года в японском издании The Diplomat. Статья посвящена разбору учебных воздушных боёв между Су-27СК китайских ВВС против истребителей SAAB J-39C Grippen Королевских ВВС Таиланда. Вкратце об этих учениях и результатов боёв Су-27СК против истребителей шведского производства уже сообщалось и в отечественной прессе. На «Военном обозрении» — дважды: раз и два. Однако статья Джоу изобилует рядом подробностей, неизвестных отечественному читателю.
Весь текст ниже – статья Рика Джоу. В течение последних нескольких месяцев военные и авиационные СМИ сообщали о лекции лётчика-испытателя ВВС Народно-освободительной армии Китая (ВВС НОАК) Ли Чжонхуа, прочитанной в декабре 2022 года в Северо-Западном политехническом университете в Шэньси[2]

. Лекция предоставила на редкость детальный взгляд на опыт, полученный ВВС НОАК в ходе учений «Удар Орла 2015», прошедших в Таиланде с участием Королевских ВВС Таиланда, выступавших в качестве соперников ВВС НОАК. ВВС НОАК направили на учения свои Су-27СК, тогда как Королевские ВВС Таиланда – SAAB JAS93C Gripen (Gripen-C).

Видны сравнительные размеры самолётов

В некоторых комментариях по поводу раскрытых результатов прошедших учений были экстраполяции результатов на возможности других самолётов семейства Су-27 или китайских J-11
[3]
или делались выводы о способностях и подготовке пилотов ВВС НОАК.

Предлагаемая статья описывает возможности участвовавших в учениях самолётов и предлагает взглянуть на результаты этих учений с учётом этих возможностей.

Су-27СК и «Gripen-C»

Трудно оценить результаты учений, не имея доступа к подробному сравнению участвовавших самолётов, а также задач и условий проведённых боёв. К сожалению, довольно трудно установить особенности задач и отдельных упражнений, выполнявшихся в ходе этих учений, и в то время,как лекция Ли даёт информацию о том, что решались различные задачи, точной информации об этих задачах нет.
Тем не менее, в лекции сделано сравнительно подробное сравнение «Грипена-С» в противостоянии с Су-27СК, из которого следует вот что.

Сравнение самолётов в бою на средних (вне пределов визуальной видимости) дистанциях (первыми приводятся параметры JAS39C-вторыми параметры Су-27СК. – Прим. переводчика)[4]

:

Ракеты для указанной дистанции: AIM-120 с дальностью 80 км – РВВ АЕ с дальностью 50 км.

БРЛС: Дальность обнаружения 160 км, сопровождение 10 целей – 120 км и 10 целей.

ЭПР самолётов: 1,5-2 метра у «Грипена» — 10-12 метров у Су-27СК.

Число одновременно обстреливаемых целей: 4 у «Грипена» — 1 у Су-27СК.

Станции РЭБ: одна встроенная и до двух контейнерных – одна контейнерная.

Буксируемая ложная цель: У «Грипена» — есть, у Су-27СК – нет.

Буксируемая ложная цель Raytheon

Истребитель «Тайфун» буксирует ложную цель

Пассивные ложные цели: ИК-ловушки и дипольные отражатели у обоих самолётов.

Функции систем предупреждения: «Грипен» — о радиолокационном облучении (СПО), о пуске ракет противником, о приближении ракеты; Су-27СК – СПО и предупреждение о приближении ракеты.

Каналы автоматизированного обмена информацией: 2 у «Грипена» — 1 у Су-27СК.

Система ночного видения для пилота: у «Грипена» есть, у Су-27СК нет.

Сравнение самолётов в бою на ближней (в пределах визуальной видимости) дистанции. Вместо численных значений некоторые параметры характеризуются словами «удовлетворительно», «хорошо», «отлично» [5]

. Максимальная перегрузка: «Грипен» +9/-2g – Су-27СК +8/-2g
[6]
.

Тяга двигателя (двигателей): «хорошо» — «отлично».

Совершенство БРЭО: «отлично» — «удовлетворительно».

Скорость установившегося разворота: «хорошо» — «отлично».

Скорость неустановившегося разворота: «отлично» — «удовлетворительно».

Ракеты ближнего радиуса действия: AIM-9L — «хорошо», Р-73 — «отлично»[7]

Нашлемная система целеуказания и индикации: «отлично» — «хорошо».

Принципиальные факторы:

Боевой радиус: 900 км – 1500 км.

Возможность дозаправки в воздухе: есть у «Грипена», нет у Су-27СК.

Боевая нагрузка: 6 тонн – 4 тонны.

Выполняемые задачи: воздушный бой, удары по наземным целям, авиаразведка – только воздушный бой[8]

.

Имея всю эту информацию, можно начать анализировать преимущества и недостатки обоих летательных аппаратов.

«Грипен-С» имеет превосходство в бою на больших дистанциях вне зоны визуальной видимости благодаря дальности обнаружения целей своей БРЛС (160 км против 120 у Су-27СК), максимальной дальности пуска своих ракет (80 км против 50 км) и возможности одновременной атаки четырёх целей, против одной цели у Су-27СК.

В целом БРЭО «Грипена» со всеми его возможностями существенно превосходит таковое у Су-27СК. Также у него имеется превосходство в скорости неустановившегося разворота. Су-27СК, в свою очередь, имеет превосходство в тяге, скорости установившегося разворота, имеет превосходящие ракеты Р-73, потенциал которых вполне может реализовать примитивная, но эффективная система нашлемного целеуказания «Щель-3М».

Соответственно, преимущества и недостатки самолётов могут быть описаны следующим образом:

— в целом «Грипен» существенно превосходит Су-27СК в ведении боя на больших дистанциях, системах РЭБ, связи, ситуационной осведомлённости пилота, радиоканалах автоматизированного обмена информацией, имеет более совершенное БРЭО и оборудование кабины;

— самолёты превосходят друга на «своих» дальностях боя;

— Су-27СК имеет превосходство в тяге двигателей, в манёвренности, и имеет более эффективные ракеты для ближнего боя Р-73, превосходство которых реализуется при использовании нашлемной системы прицеливания.

Значение оружия и авионики

Перед тем как делать обзор результатов «Удара Орла 2015», может быть полезно изучить возраст и возможности Су-27СК на китайской службе. Су-27СК, который также собирается в Китае как J-11A, был первым истребителем четвёртого поколения в ВВС НОАК, импортированным из России в начале 90-х годов.
Однако за десятилетия службы, прошедших с того момента, Су-27СК модернизировался в самой минимальной степени, например, получив возможность применять ракеты РВВ-АЕ, которой в первоначальном виде не имел, систему предупреждения о приближении ракет противника и некоторые второстепенные обновления приборов кабины.

Все остальные системы – БРЛС, БРЭО в целом, системы РЭБ, системы обмена информацией и оружие, существенно отстают от других современных истребителей четвёртого поколения, не говоря уже о поколении «4+».

«Четвёртое поколение» истребителей может быть классифицировано как несколько субпоколений, отражающих уровень возможностей их авионики, оружия, датчиков и систем связи. В списке ниже приводится небольшое количество некоторых примеров:

— «раннее четвёртое поколение» — можно привести в пример F-14A, F-15A, Су-27СК/J-11A;

— «современное четвёртое поколение» — например, F-15C, J-11B, J-10A и «Грипен-С» (JAS39C который и состоит на вооружении Королевских ВВС Таиланда. – Прим. переводчика);

— поколение «4+», например F-15EX, F-16V, J-16, J-10C и «Грипен-Е».

J-11A/Су-27СК, следовательно, относятся к «раннему четвёртому поколению» из-за непрохождения модернизаций, и этот самолёт легко можно определить как самый старый и наименее боеспособный истребитель 4-го поколения в ВВС НОАК; вероятно, что даже модернизированный истребитель 3-го поколения, такой, как J-8DF (оснащённый современной БРЛС, относящейся к четвёртому поколению, и эффективными на большой дальности ракетами PL-12), может легко разгромить Су-27СК в бою в равных для обоих самолётов условиях.

Обзор результатов

Любой мог предвидеть, что, являясь современным истребителем 4-го поколения, «Грипен» будет иметь существенно превосходящий боевой счёт по сравнению с Су-27СК на больших дистанциях, вне дальности визуального обнаружения, а также в любых групповых боях, требующих лучших координации и ситуационной осведомлённости. Эти результаты легко можно было предвидеть, основываясь на подавляющем превосходстве «Грипена» в системах обнаружения противника, оружии большой дальности, малой ЭПР, средствах РЭБ и БРЭО в целом. Уровень подготовки пилотов имел бы минимальный эффект для нивелирования такого огромного разрыва в технологиях.
От Су-27СК можно было ожидать превосходства в ближнем бою, где он мог опереться на превосходство своих ракет Р-73 и превосходство в манёвренности и ЛТХ и где противник не может реализовать технологическое превосходство так явно, как на больших дистанциях. Технологическое превосходство значит в таких боях намного меньше, что делает подготовку пилотов куда более важной для нейтрализации дисбаланса в технологиях.

Результаты учений «Удар Орла 2015» полностью соответствуют описанной логике, хотя Су-27СК показал такое превосходство в победах в манёвренном бою, которого никто не мог ожидать[9]

. Этот успех можно приписать как ракетам Р-73, так и тренировкам пилотов в учебных боях с самолётами семейства J-10, из состава ВВС НОАК.

Какие выводы?

Результаты «Удара Орла 2015» — серьёзное подтверждение того, что самолёт с лучшей авионикой, БРЛС и другими датчиками, средствами связи, РЭБ и оружием сможет устроить громкий разгром в бою на большой дальности и групповых боях, требующих высокого уровня взаимодействия в группе и ситуационной осведомлённости.
Превосходство «Грипена» в таких боях не является неожиданным, однако эти результаты не могут характеризовать семейство Су-27 в целом как малобоеспособное. В конце концов, Су-27СК — это один из самых старых самолётов из всех вариантов Су-27 в мире, имеющий самые минимальные возможности, и множество последующих вариантов «Фланкера» получили существенно улучшенное оружие, БРЛС и системы обнаружения, связи, РЭБ и БРЭО в целом.

ВВС НОАК оснащены многоцелевыми истребителями Су-30МКК/МК2, отечественный истребитель завоевания господства в воздухе J-11B/BS. Новейший истребитель J-16 с АФАР и ракетами PL-15.

Тем не менее, будет неправильно сказать, что ВВС НОАК не вынесли никаких уроков из прошедших учений. Статья, написанная на китайском языке по информации инсайдеров, как и информация с оригинальных декабрьских слайдов указали на такие уязвимости, как недостаточная ситуационная осведомлённость в групповых боях и невозможность противостоять моделируемым ракетам большой дальности, последняя из которых по известным параметрам, применённым в модели, напоминает AIM-120 AMRAAM.

Уязвимости в ситуационной осведомлённости также могут быть приписаны уступающим [противнику] системам обнаружения (включая БРЛС. – Прим. переводчика)

, приборам отображения информации в кабине и средствам связи и обмена информацией самолёта Су-27СК, хотя из китайской презентации следуют некоторые ожидания, что китайские пилоты смогут преодолеть это техническое отставание
[10]
.

В целом, тот взгляд, который принят в ВВС НОАК на прошедшие учения «Удар Орла 2015», акцентирует внимание на качества китайского личного состава, участвовавшего в учебных боях. Это необязательно нужно считать чем-то неожиданным, так как ВВС НОАК не часто участвует в международных воздушных учениях, что делает каждую подобную встречу ценной возможностью для обучения.

Также не стоит забывать, что ВВС НОАК находились в процессе крупномасштабных сдвигов в режимах своей боевой подготовки, которые начались в 2010-х годах и пик обсуждения которых был как раз в период, когда «Удар Орла 2015» имел место.

Акцент на связи результатов «Удара Орла 2015» и подготовки китайских пилотов мог быть сделан специально для того, чтобы интенсифицировать боевую учёбу и усовершенствовать учебные планы и методы.

Зарубежные учения ВВС НОАК

До 2010 года ВВС НОАК почти не проводили учений с иностранными военными в заслуживающем упоминания масштабе. В 2010-х годах учениями в которых ВВС НОАК участвовали, были учения «Шахин» в Пакистане, уже упоминавшиеся регулярный учения «Удар Орла» и участие в каком-то российском соревновании «Авиадартс». Также было однократное учение с турецкими ВВС «Анатолийские Орлы».
Заслуживает упоминание то, что на «Анатолийские Орлы 2010» ВВС НОАК отправили те же Су-27СК, которым противостояли модернизированные F-4E, и, хотя формальные результаты учений не были опубликованы, по слухам, Су-27СК проявили себя плохо. Стоит указать на то, что ВВС НОАК применили на учениях такие же Су-27СК, которые позже применялись на учениях «Удар Орла 2015», при этом с 2010 года более никаких учений с Турецкими ВВС не проводилось.

Есть смысл обдумать, какие рациональные основания стоят за применением Су-27СК в учениях с ВВС, с которыми ВВС НОАК ранее никогда не взаимодействовали. Так как Су-27СК — самый слабый истребитель четвёртого поколения в китайском арсенале (и в 2010, и в 2015, и сегодня), его отправка на учения, возможно, отражает нежелание ВВС НОАК раскрывать чувствительную информацию о более современных истребителях. Как видно из более поздних учений «Удар Орла», китайцы посылали более эффективные и современные истребители J-10A и J-10C, что, возможно, отражает рост взаимного доверия в укрепляющихся военных взаимоотношениях.

Конечно, так как ВВС НОАК проводит учения с парой ВВС в мире, трудно сделать однозначный вывод о том, что эти догадки верны. Но стоит упомянуть то, что на учениях «Шахин» с Пакистаном, с учётом очень долгих военных и геополитических отношений, ВВС НОАК применяет различные новые системы от истребителей поколения «4+» до самолётов ДРЛО, причём обычно без многолетних задержек с момента принятия на вооружение.

Немного о будущем

Презентация учений «Удар Орла 2015» дала очень полезные и редкие подробности участия ВВС НОАК в первых учениях с Королевскими ВВС Таиланда. И пока подробности презентации дают основания для обсуждения недостатков пилотов, принимавших участие в учениях, некоторые англоязычные интерпретации произошедшего содержат в себе явную переоценку масштаба последствий. В частности, трудно игнорировать оценки боёв на большой дальности и групповых боёв, которые в основном зависят от технологического уровня самолётов и в минимальной степени – от подготовки пилотов.
В последующих учениях «Удар Орла» (2017, 2022 и 2022 годы) ВВС НОАК применяла более совершенные нежели Су-27СК истребители J-10A и в конце концов в 2022 году – J-10C.

Китайский лёгкий истребитель J-10C

Слухи, которыми сопровождаются эти учения, говорят о том, что китайцы добились куда более лучших результатов, в частности, с J-10C. К сожалению, очень маловероятно, что ВВС НОАК сделают публичными настолько же подробные разборы всех последующих учений.

Rick Joe, The Diplomat (Япония), 16 апреля 2022 г.

Послесловие переводчика

Истребитель SAAB JAS 39 «Грипен» в варианте «С» сегодня вполне можно рассматривать как некий «условно средний истребитель Запада». В этой связи результаты боёв Су-27 против подобной машины представляют для нас огромный интерес. Хотя Су-27 на сегодня уже считается устаревшим самолётом и не производится серийно, в ВКС ещё остаются десятки таких самолётов, есть они и в морской авиации.
Более половины из них не проходили существенную модернизацию БРЭО и в боях с западными машинами покажут себя так же, как показали китайские истребители. А последние проиграли 100% боёв на большой дистанции. Автор статьи совершенно справедливо указал, что в таких боях подготовка пилотов имеет минимальное значение, а решающее значение имеют тактико-технические характеристики самолёта и его оружия.

Теоретически есть несколько способов решения проблемы устаревших самолётов. Первый — банальная замена на новый самолёт. Это самый надёжный способ, и именно этим Минобороны занималось предыдущие годы, но всё же этот процесс не может быть мгновенным. К тому же существуют объективные экономические трудности, которые испытывает наша страна и которые не исчезнут так быстро.

Второй способ — модернизация. Но по имеющейся информации, Минобороны считает, что доведение уровня Су-27 до современных требований неоправданно дорого.

Представляет интерес частичная модернизация самолёта без дорогостоящей замены РЛС и переделки электросистемы (стоимость чего совокупно и привела к отказу от продолжения модернизаций Су-27), но с обновлением систем передачи информации и оборудования кабины, и приданием самолёту способности применять оружие по данным РЛС другого самолёта. Тогда один единственный Су-35 или МиГ-31 сможет сделать несколько Су-27 способными пустить ракеты по целям, которые они сами даже не смогли бы обнаружить. Такой режим ещё и «маскирует» истребитель, так как он в принципе не включает свою РЛС, даже применяя ракеты. Американцы с огромным успехом применяют такой метод в связке из F-35A и истребителей четвёртого поколения.

Ещё одна возможность состоит в интеграции в Су-27 систем РЭБ, позволяющих отвести с курса идущую на самолёт ракету с АРЛГСН. Тогда преимущество противника в дальности пуска не поможет, и он вынужден будет сойтись в ближнем бою, который, как показывает пример китайцев, он, скорее всего, с треском проиграет.

Есть и не технические способы – добиться такой культуры штабной работы, чтобы при планировании боевых операций не получалось бы отправить в бой самолёты, которые заведомо его не выиграют, а использовать Су-27 для посильных задач – охоты на противолодочные самолёты противника, поражение его ударных истребителей при совместных действиях с современными истребителями ВКС и т.д. Это самый ненадёжный способ, в силу человеческого фактора чреватый отправкой пилотов на убой. Хотя это было бы выходом. Но не в наших условиях.

Так или иначе, а решение проблемы наличия в ВКС устаревших и неспособных противостоять даже середнячкам типа «Грипена» истребителям откладывать нельзя. Примеры пренебрежения развитием авиации в нашей истории есть. Цена этого была страшной. Будем надеяться, что этот вопрос будет решён максимально быстро.

Примечания переводчика

[1] «Фланкер» (Flanker, атакующий с фланга) – кодовое название самолётов семейства Су-27 в ВВС США, НАТО и ряда других стран.
[2] Это учебное заведение – кузница кадров для китайских ВВС и авиапрома. Периодически его студенты привлекаются даже для проектирования реальных боевых самолётов – так, например, было со штурмовиком Q-5.

[3] J-11 – семейство самолётов, первым вариантом которого был Су-27СК китайской сборки.

[4] Все технические характеристики предоставлены автором статьи, и, с его слов, взяты им из оригинальных китайских слайдов. ТТХ, озвученные в статье существенно отличаются от тех, которые публиковались в РФ.

[5] В тексте “average”, “capable”, “strong”. При переводе эти слова заменены на привычные русскому читателю оценки, смысл при этом не изменился.

[6] Разница в максимальной перегрузке непринципиальна, почти никакой строевой пилот не выдержит 9g. Табличное преимущество между 8g и 9g почти ничего не даёт.

[7] Тут надо учесть то, что «Сайдуиндеры», даже новейшие, показали себя неспособными противостоять даже старым отечественным ИК-ловушкам. Это хорошо показало сбитие сирийского Су-22 американским F/A-18.

[8] Су-27СК может применять неуправляемое оружие для ударов по наземным целям.

[9] Данные о количестве и итогах боёв в ходе учений противоречивы и сильно расходятся в разных источниках. Известно, что бои на предельной дистанции китайцы проиграли полностью, все без исключения, а вот по поводу боёв на малой дальности некоторые источники отдают им 86% побед. В любом случае, все эксперты и наблюдатели уверены в подавляющем превосходстве Су-27СК ВВС НОАК в ближнем бою.

[10] Попытки компенсировать проблемы с техникой за счёт человеческого фактора свойственны не только ВВС НОАК. В ВВС США есть спецпрограмма по разработке тактических приёмов, пользуясь которыми пилот F-16 мог бы вести манёвренный бой против превосходящего в манёвренности Су-27. Один такой бой между F-16 и Су-27 был сфотографирован в Неваде случайным очевидцем, фото попали в прессу. Трудно сказать, какого эффекта американцам удалось добиться. Некоторые приёмы, рождённые в таких боях и попавшие в прессу, выглядят как крайне опасное трюкачество, хотя шансы на победу они увеличивают.

Gripen E «Грифон»: SAAB подняла в воздух новую версию своего истребителя

Опытный образец истребителя JAS-39E Gripen-E — представитель нового поколения известной шведской авиационной платформы — совершил первый полет 15 июня в Швеции. Машина легкого класса, оснащенная более мощным двигателем и усовершенствованной электроникой, должна составить конкуренцию более дорогим и сложным американским, европейским и российским самолетам.

Первый прототип JAS-39E (бортовой номер 39-08) был выкачен в Линчёпинге еще 18 мая 2016 года. Первоначально первый полет самолета планировался до конца 2016 года, однако в итоге состоялся примерно с полугодовым опозданием. В ходе летных испытаний первый образец будет использоваться в основном для отработки аэродинамических и летных характеристик и маневренности. Сообщалось, В настоящее время на предприятии в Линчёпинге заканчивается постройка второго летного прототипа Gripen E (бортовой номер 39-09), который предназначен для отработки систем вооружения. Третий летный прототип Gripen E (бортовой номер 39-10) должен в 2022 году стать машиной в предсерийной конфигурации. Сейчас для отработки части систем по программе Gripen NG и в качестве демонстратора используется модифицированный самолет JAS-39D (бортовой номер 39-07).

К настоящему времени ВВС Швеции заказали 60 одноместных истребителей JAS-39E (и еще 10 в опционе), которые должны быть поставлены с 2022 по 2026 годы, заменив большую часть нынешнего шведского парка из примерно 100 истребителей JAS-39C/D. Кроме того, 28 одноместных JAS-39E и восемь двухместных JAS-39F заказаны Бразилии, которой они должны быть поставлены в 2019-2024 годах (Бразилия также должна будет получить один специально изготовленный для нее прототип JAS-39E). Не снят с повестки дня и вопрос о возможности приобретения JAS-39E Швейцарией. Также Gripen E участвует в новом тендере ВВС Индии на однодвигательный истребитель.

Gripen 39-7 Фото: Stefan Kalm / SAAB

Прототип нового Gripen — демонстратор технологий, получивший обозначение Gripen 39-7. Впервые представлен в 2012 году.


Выкатка Gripen-E Фото: Per Kustvik / SAAB

Опытный экземпляр Gripen нового поколения был показан публике в мае 2016 года.


Выкатка Gripen-E Фото: Per Kustvik / SAAB

Обновленный Gripen оснащается радаром Raven ES-05 с активной фазированной антенной решеткой.


Гонка двигателя Фото: Per Kustvik / SAAB

Новый вариант истребителя Gripen-E оснащается двигателем General Electric F414G, созданными на основе F414-GE-400, которые используются на американских двухдвигательных истребителях F/A-18E/F Super Hornet.


Gripen-E в камере гонки двигателей Фото: SAAB

Более мощный двигатель позволил увеличить боевую нагрузку Gripen-E по сравнению с предыдущими вариантами.


JAS-39С над Бангалором Фото: Per Kustvik / SAAB

«Грипен» регулярно выступает на различных авиашоу. Маркетинг этого истребителя можно назвать одним из самых активных в мире. На фото зафиксирован один из моментов выступления JAS-39C на выставке Aero India 2022.


Истребитель на биотопливе Фото: Linus Svensson / SAAB

Весной 2022 года SAAB провел испытания истребителя на новом виде топлива. На снимке — JAS-39D, заправленный биотопливом CHCJ-5. Новое горючее изготавливается из гидроочищенных спиртов и жирных кислот и соответствует по характеристикам стандартному авиакеросину JP-8.


Арсенал Фото: Stefan Kalm / SAAB

Одно из достоинств Gripen всех модификаций — разнообразный арсенал.

Gripen-C на фото, демонстрирующий возможности полной загрузки, оснащен ракетами воздух-воздух IRIS-T, воздух-поверхность Meteor, кассетными бомбами Bk-90, подвесным топливным баком и прицельным контейнером.


Gripen-D, самолет ДРЛО SAAB 340 AEW и беспилотный летательный аппарат NEURON Фото: Stefan Kalm / SAAB

В современных конфликтах боевые самолеты все более тесно взаимодействуют с летательными аппаратами других классов, обеспечивающими их действия.


Дополнительное оборудование Фото: Stefan Kalm / SAAB

На фото хорошо заметен прицельный контейнер LITENING, обеспечивающий применение управляемых боеприпасов «воздух-поверхность».

Первый опытный образец истребителя Saab JAS-39E Gripen (Gripen E, бортовой номер 39-08) в первом полете. 15.06.2017 (с) Saab AB

По материалам Lenta.ru, bmpd

Стокгольм: JAS 39 Gripen E разобьет в пух и прах Су-30СМ и Су-35С

Крупнейшая шведская газета Aftonbladet опубликовала статью, в которой говорится о достижениях отечественного военного самолетостроения. Они, конечно, существуют. Причем, немалые — страна, уступающая по населению Москве без пригородов, производит истребители Saab JAS 39 Gripen. Они не только эксплуатируются с 1997 года в ВВС Швеции, но и неплохо продаются в несколько европейских стран. Более того, этот истребитель был приглашен участвовать в грандиозном индийском тендере, наравне соревнуясь с французскими, российскими и американскими самолетами.

Скоро в шведской оборонной промышленности будет праздник — в обозримом будущем, года через 2−3, должно начаться серийное производство новой модификации самолета — JAS 39 Gripen E. Он должен приблизить шведов к созданию истребителя пятого поколения.

Но при этом автор публикации в Aftonbladet, преисполненный патриотической гордости, существенно завышает возможности новой машины на фоне лучших российских и американских истребителей: «Су-57 — это первый российский истребитель пятого поколения. Со своими технологиями незаметности („стелс“), продвинутыми радарами с АФАР и ракетами дальнего радиуса действия он отвечает на вызов самого передового истребителя-перехватчика США F-22 Raptor — наравне со шведским Gripen E».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]