Бюджетный убийца США испытали «истребитель шестого поколения». Чем это грозит России?

В сентябре помощник по закупкам министра Военно-воздушных сил (ВВС) США Уилл Ропер заявил, что Пентагон в условиях секретности в рамках программы Next Generation Air Dominance (NGAD) спроектировал, построил и по крайней мере один раз поднял в воздух прототип Х-самолета. Под последним подразумевается, в частности, беспилотный или пилотируемый летательный аппарат нового поколения, в том числе, истребитель шестого поколения. «Лента.ру» рассказывает о том, что имел в виду помощник по закупкам.

«В реальном мире мы уже построили и подняли в воздух полномасштабный демонстрационный летный образец, и мы побили все рекорды в этом деле. Мы готовы приступить к созданию самолетов следующего поколения так, как никогда раньше», — сказал в интервью Defense News помощник по закупкам.

Ропер отметил, что разработка Х-самолета предполагала не просто использование гибкой методологии разработки, открытой архитектуры и цифровой инженерии, как было в случае американо-шведского реактивного учебного самолета eT-7 Red Hawk, а нечто большее. «Мы стремимся к самым сложным системам, которые когда-либо создавались, и проверяли все возможности этой цифровой технологии. Фактически [мы] продемонстрировали нечто действительно волшебное», — добавил помощник по закупкам.

Учебно-тренировочный самолет eT-7 Red Hawk

Фото:

Ропер отказался назвать число построенных прототипов Х-самолета, его конструктивные особенности, предназначение, боевые характеристики, в частности, скорость и режим управления (с пилотом или без), а также головного разработчика изделия и место, где состоялся первый полет. Тем не менее помощник по закупкам отметил важность проведенного испытания, поскольку таким образом ВВС доказали способность использовать передовые технологии для тестирования изделий, спроектированных цифровым способом.

Готовое производство

Судя по подобным заявлениям, американская промышленность действительно готова к производству новых истребителей. Согласно Роперу, наладить выпуск соответствующих изделий в рамках NGAD можно «довольно быстро», однако перед этим ВВС необходимо определиться с точным числом и сроками начала закупок X-самолетов, что может начиная с 2022 финансового года повлиять на пятилетний план оборонного бюджета, ожидаемые параметры которого в условиях текущей пандемии COVID-19, как полагают в Пентагоне, оставляют желать лучшего.

NGAD, на которую в 2022 финансовом году потрачено около миллиарда долларов, может, с одной стороны, радикально «встряхнуть» оборонную промышленность США, а, с другой, поставить под угрозу запланированные объемы закупок военной техники. Считается, что в программе NGAD могут быть задействованы, кроме традиционных подрядчиков Пентагона, новые компании, в частности, даже SpaceX, которые способны предложить конкурентные цены на собственные изделия, а передовые методы разработки, использованные, например, в программе eT-7 Red Hawk, позволят на десять процентов снизить стоимость программ вроде F-15 Eagle на протяжении их 30-летнего жизненного цикла.

Истребитель пятого поколения F-35 Lightning II

Фото: Globallookpress.com

Popular Mechanics отмечает, что NGAD «попадает в переполненную корзину для покупок». Издание напоминает, что в течение следующих десяти лет ВВС планируют закупать, разрабатывать или проводить модернизацию по программам F-35 Lightning II, F-15EX Advanced Eagle, тяжелого стратегического бомбардировщика B-21 Raider, eT-7 Red Hawk, самолета-заправщика KC-46 Pegasus и межконтинентальной баллистической ракеты проекта Ground Based Strategic Deterrent (GBSD). «Как ВВС будет платить за все?» — задается вопросом издание, предполагая, что NGAD «выйдет на первое место в этом списке».

Defense Оne в публикации, посвященной заявлению Ропера, пишет, что «новый самолет может быть вовсе не продуктом одного из гигантов обороны» вроде Boeing, Northrop Grumman или Lockheed Martin. Издание напоминает, что в июле на конкурс ВВС, предполагающий создание беспилотных летательных аппаратов для пилотируемых самолетов, было подано 18 заявок. «Есть свидетельства того, что инструменты цифрового проектирования, которые рекламировал Ропер, позволяют более мелким выскочкам выходить на рынки, которые когда-то были зарезервированы только для определенных подрядчиков», — пишет Defense Оne.

Самолёт, под который нет войны

В России ведётся работа над истребителем шестого поколения. Как и в США, Китае, Великобритании, Европе. Но эти самолёты будут обладать такими качествами, под которые пока даже не предвидится подходящей войны…

«Работа над шестым поколением уже ведётся», – приводит РИА «Новости» слова генерального директора Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС) Сергея Хохлова.

Сергей Хохлов. Фото: MOD Russia, Vadim Nekrasov/Globallookpress

Но далее Хохлов сказал странное:

Основным отличием от пятого поколения будет то, что в базовом варианте истребитель шестого поколения предполагается беспилотным. Возможность пилотирования опциональна. Все остальные характеристики являются дальнейшим развитием уже существующих: ещё быстрее, ещё манёвреннее, ещё незаметнее и так далее…

В чём странность?

Их две. Раз речь идёт о необязательном присутствии человека в кабине машины, так и делайте беспилотники! Они всяко обойдутся дешевле аппарата со сложной и дорогой системой жизнеобеспечения для живого человека. И огромный простор для развития «быстрее, манёвреннее, незаметнее». Потому как уже пятое поколение истребителей летает на режимах, для человека близких к предельным – и по скорости реакции, и по перегрузкам, и по способности одним мозгом контролировать десятки быстро меняющихся параметров. И так уже конструкторы заводят речь о машинах с искусственным интеллектом. Он пока ещё не так развит, как человеческий, но зато электронный, а вскоре и квантовый аппарат мышления куда надёжнее, нежели сгусток нейронной слизи, отключающийся даже при крепком ударе. Не говоря уже о мешающих принимать быстрые и правильные решения эмоциях.

Так что человек нужен ПОКА. Пока ИИ не развился до стадии уверенного анализа данных и принятия решений, а самолёты ещё не дошли до уровня ракет, которые маневрируют с перегрузками до 20g (а на Западе хвастают, что новая германо-европейская ракета IRIS-T способна выдержать и 60g). А дальше всё – здравствуй, эпоха боевых терминаторов, где человек нужен только для того чтобы вызвать жалость у робота. И то – у одного получилось вызвать, а второго, более развитого, удалось только расплавить…

Ракета IRIS-T. Фото: Daniel Karmann/Globallookpress

Вторая же странность в том, что «быстрее, выше, сильнее» – это ещё не новое поколение, как бегун, пробежавший стометровку за 9,69 секунды, вовсе не является изделием следующего поколения, нежели тот, кто пробежал за 9,91. Разве что – нового поколения допингов…

Новое поколение – это не эволюционные, а скачковые усовершенствования в основных параметрах ТТХ. Скажем, скорость на гиперзвуке. Или невидимость абсолютная. Или РЛС, заглядывающая аж в кабину чужого самолёта. Будет это?

Новые возможности нового скачка

По РЛС, кстати, техника 6-го поколения, похоже, вырисовывается. Речь идёт о так называемых радиофотонных комплексах, о которых не так давно рассказывал Царьград. Интересная штука, но она принцип радиолокационной малозаметности – как раз хоронит!

Впрочем, он, этот принцип, с самого начала был, мягко говоря, не абсолютен. Он затруднял слежение за летательным аппаратом, но окончательно не воспрещал оное. И, получается, для шестого поколения надо изобрести в этом смысле что-то вроде пространственного кокона, который обтекают волны любого излучения. Да, работы в этом направлении, знаем, ведутся, но это пока всё же туманная фантастика.

Так что же это такое – самолёт шестого поколения? Чтобы разобраться в этом, проще всего пройтись по страницам западных журналов по военной тематике. Они тоже секретов не выдают, но по крайней мере о тенденциях догадаться позволяют. Не как наш тов. Хохлов…

Тенденции для 6-го поколения: 0

Работы над самолётами следующего после 5-го поколения активно ведутся во всех технически развитых державах – в России, США, Англии, Китае, Германии, Франции. Но похоже всё-таки, что работы эти заключаются покамест лишь в активном поиске концепции машин будущего.

Так, практически полное согласие царит в том, что пропуск в 6-е поколение открывает только гиперзвуковая скорость. И вот по этому пункту ближе всего к тому «КПП», где пропуск нужно будет предъявить, находится Россия с её вышедшими на очень перспективные рубежи работами над истребителем-перехватчиком МиГ-41.

Считается, что как раз за счёт этой скорости будет в определённом смысле снижаться ЭПР – проще говоря, его видимость на экранах. Ведь для обеспечения такой скорости машину нужно будет собирать из композитных материалов, а они плохо отражаются на радарах. Если он сможет спрятать гиперзвуковую же ракету от комплекса «Кинжал» внутрь фюзеляжа, то по показателю «скорость–невидимость–убойность» этот самолёт вполне сможет претендовать на место на 6-й ступени авиационных поколений.

В США получает развитие ещё одна тенденция, относимая к следующему этапу развития. Согласно программе Next Generation Air Dominance (NGAD), следующее поколение истребителя должно быть «сетевым». То есть некий – назовём это «роем» – конгломерат разных машин работает как одно целое, причём кто-то несёт некое совершенное оружие, кто-то средства РЭБ, кто-то станет вместилищем искусственного интеллекта и будет выполнять роль командира всей этой стаи.

Полноразмерная модель истребителя нового поколения демонстрируется во время 53-го Парижского авиасалона в Париже, Франция, 20 июня 2022 года. Фото: Xinhua/Globallookpress

Нечто похожее на то, как уже сегодня ведут себя современные противокорабельные ракеты: летят на жертву сразу всем кагалом, заменяя друг друга в роли лидера, когда того сбивают, наводясь на его ощупывающие цель лучи. Но – с самолётами это будет, действительно, уже на уровне следующего поколения.

Сами же самолёты, так сказать, персонально должны, как подразумевается, обладать следующими характеристиками. Для ВВС – истребитель программы Penetrating Counter Air (F-X/PCA), предназначенный для завоевания превосходства в воздухе, сопровождения бомберов и самостоятельной борьбы с наземными целями (те же задачи, что у Су-57), должен уметь далеко летать, нести много ракет и быть незаметным для радаров. Как видим, тоже ничего концептуально выдающегося по сравнению с тем же Су-57, представляющим 5-е поколение.

Примерно в таком же духе выдержаны «концепции» шестого поколения и у других авиастроительных компаний и других стран. Все говорят фактически о лучших, но – не революционно лучших характеристиках. Разве что почти все обещают самолёт в облике «летающего крыла».

Су-57. Фото: Фото: MOD Russia/Globallookpress

Британия вообще подверглась со стороны специалистов критике за… нескромность. Точнее – за «нескромное желание» выдать свой проект Tempest, истребитель фактически 5-го поколения, да к тому же ещё и не готовый, к истребителю 6-го поколения. И только на том основании, что он может летать в… беспилотном варианте. Так что тов. Хохлов не одинок…

Китайцы тоже поделились планами создания истребителя 6-го поколения. Только – по-китайски: не сказав по сути ничего. Зато в Китае уже построили для этих разработок аэродинамическую трубу весом 6620 тонн и объёмом 17 000 кубометров. Явно тоже «летающее крыло» тестировать намереваются.

Итак, что же мы видим? А видим мы чуть ли не международный «заговор» – в кавычках, конечно же – авиационных конструкторов, которые «впаривают» своим правительствам концепции самолётов 6-го поколения, на деле подходящими не более чем под значок 5+ или максимум 5++. И массово упирают почему-то на беспилотность как основной признак скачка в следующий этап развития. И лишь один русский МиГ-41 близок к тому, чтобы иметь хотя бы два-три свойства действительно революционно новой машины. Но это тоже ещё – не 6-е поколение.

А каким же оно должно быть, чтобы действительно стать революционным?

Об этом – следующий материал.

Конкуренция и инновации

Появление неожиданного заявления Ропера, вероятно, связано с надеждами ВВС получить достаточное бюджетное финансирование, особенно в условиях неопределенности, вызванной COVID-19. Однако из него имеет смысл сделать скорее не военные, а экономические выводы. Как неоднократно заявлялось, в настоящее время разработка и производство США новых малозаметных истребителей, стратегических бомбардировщиков и ведомых беспилотников является скорее не революционной инновацией, а высокотехнологичной рутиной. И, несмотря на наличие ограниченного числа крупных военно-промышленных компаний, в Соединенных Штатах по-прежнему создаются конкурентные условия для появления на рынке новых игроков, способных предложить Пентагону нестандартные, но эффективные решения.

Вероятно, американским конкурентам можно было бы обратить внимание на то, что относительно невысокая стоимость новых беспилотников программы NGAD (из расчета их жизненного цикла), в управлении которыми предполагается активное использование систем искусственного интеллекта, косвенно указывает на их повышенную смертоносность. С другой стороны, согласно Роперу, непрерывная разработка и производство истребителей обеспечат Соединенным Штатам стратегическое преимущество, поскольку поставят такие страны, как, например, Китай и Россия, в состояние технологической неопределенности касательно реальных американских военных возможностей.

Всё хорошо, прекрасные маркизы?

Сегодняшнее состояние боевой авиации США представляет собой довольно противоречивую картину. С одной стороны, это огромная армада, намного превосходящая численно всех потенциальных противников. Так, по оценкам издания FlightGlobal, в вооруженных силах США числится 13 232 самолета и вертолета всех типов — это не только больше, чем у кого-либо другого, но и примерно равно сумме шести следующих мест в первой десятке самых авиационно-укомплектованных стран.

Однако, это достаточно лукавая цифра, не обеспечивающая полного спокойствия американскому военно-политическому руководству. Во многом она определяется огромным количеством вертолетов (что, разумеется, тоже важно и полезно, но лежит за пределами сегодняшней темы), а вот по боевым самолетам Россия и Китай в сумме уже имеют численное превосходство.

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что американская мощь «размазана» почти по всему земному шару. Обеспечивает это глобальное присутствие огромный парк самолетов-заправщиков (625 или ¾ от всех, имеющихся в мире), конечно, вносящий свою лепту в общий размер военно-воздушных сил и их мобильность, но не всегда способный помочь в бою. В результате получается, что локально — например, в западно-тихоокеанском регионе — в сравнении с Китаем американцы окажутся, скорее, в меньшинстве. Отчасти ситуацию для Штатов улучшают союзники, но полностью положиться на них нельзя.

Впрочем, при провозглашении самими США эпохи «противостояния великих держав» (Great-Power Competition, обязательное сегодня для любого американского доктринального документа) куда более чувствительным оказалось не отсутствие количественного превосходства, а ненадежность качественного.

В начале 2020-х годов основным истребителем ВВС США остается «рабочая лошадка» F-16, последний из которых получен в 2005 году, а большинство было выпущено и вовсе в 1990-х. Программы модернизации ведутся, но ограничено, и американские F-16 уступают по боевым возможностям тем, что поставлялись на экспорт последние десять лет.

На флоте парк боевой авиации практически унифицирован: за всех (даже за заправщиков) трудится такая же верная «рабочая лошадка» F/A-18E/F — достойный представитель поколения 4+, но никак не превосходящий на голову потенциальных противников — Су-35 или J-16. А между тем именно качественного превосходства — на уровень, на поколение — требуют американские военные. Между тем, национальный военно-исторический миф твердит, что Америка всегда (по крайней мере после Второй мировой) давала своим — конечно же, лучшим в мире — летчикам технику, превосходящую аналоги противников. В мифе иначе быть не может. Но реальную текущую ситуацию это делает совершенно неприемлемой.

С летчиками, кстати, ситуация тоже противоречивая. С одной стороны, американская авиация уже тридцать лет практически непрерывно участвует в боевых операциях — например, в 1991-2003 годах над Ираком было ежедневное так называемое патрулирование бесполетных зон, во время которого были выполнены сотни тысяч полетов и сотни ударов по наземным целям. Однако все это были конфликты низкой интенсивности, в которых авиация действовала в лучшем случае против примитивной и малочисленной наземной ПВО. Последний полноценный бой с полноценным и технически хотя бы близким противником американцам дали иракцы как раз тридцать лет назад.

Разумеется, у российских и тем более китайских летчиков за тот же период времени не было такого опыта. Но, с другой стороны, в боевой подготовке они могли позволить себе концентрироваться на борьбе с серьезным противником, а не изнурять личный состав многомесячными командировками с рутинным забрасыванием очередных врагов свободного мира корректируемыми авиабомбами.

Конфликт поколений

Вопрос поколений крылатых машин – дискуссионный, четкой грани между ними зачастую нет. Успевшее набить оскомину пятое поколение характеризует, прежде всего, малозаметность, сверхзвуковая крейсерская скорость и сверхманевренность, а также интеграция в единую информационно-командную систему.
Но сколь бы совершенны ни были авиационные комплексы пятого поколения, у них есть одно слабое звено: человек. Считается, что боевой потенциал истребителя сегодня сдерживают ограничения человеческого организма и разума. Именно поэтому имеется повод рассуждать о том, что машины шестого поколения могут стать поголовно беспилотными и будут способны на скорость и маневренность, которая не снилась конструкторам минувших лет.


Фантазии художников на тему истребителей шестого поколения / ©flightglobal.com

Впрочем, этот, казалось бы, очевидный тезис справедлив лишь отчасти. Дело в том, что ни огромная скорость, ни выдающаяся маневренность уже не спасают летательные аппараты от зенитных ракет. За последние десятилетия средства ПВО сделали большой скачок вперед, и теперь едва ли не единственное спасение от них – малозаметность.

С другой стороны, использование технологий стелс часто ведет к ухудшению летных характеристик, и всегда – к резкому удорожанию самолета. Особенно разница в цене ощутима для беспилотных систем. Например, разведывательный БПЛА RQ-4 Global Hawk стоит 140 млн долларов, а перспективные американские аппараты, построенные по стелс-технологии, обойдутся дороже в разы. Поэтому вопрос, будет ли истребитель шестого поколения беспилотным, во многом лежит в экономической плоскости.

По мнению ведущих специалистов, такой самолет должен существовать как в пилотируемой, так и в беспилотной версиях, причем пилотируемый вариант сможет использоваться как ведущий для небольшого звена, включающего несколько беспилотных аппаратов. Но зачем превращать истребитель в пункт управления беспилотниками, разве не проще это делать с земли? Проблема в том, что БПЛА еще не стали полностью автономными, а отправка сигналов с расстояния нескольких тысяч километров означает задержки. В современном воздушном бою, где все решают доли секунд, такое промедление смерти подобно. Кроме того, в серьезном конфликте обе стороны будут активно использовать всевозможные постановщики помех: к своим беспилотникам в такие моменты лучше держаться поближе.


Фантазии художников на тему истребителей шестого поколения / ©flightglobal.com

Считается, что внешность боевых машин следующего поколения будет сильно отличаться от предыдущих: еще более малозаметные, они должны обрести еще большие летные способности. Если машины пятого поколения могут выполнять сложные маневры на дозвуковых скоростях, то шестое поколение должно делать это уже на сверхзвуковой скорости, а в форсаже набирать и гиперзвуковую (превышающей 5 Маха – около 6 тыс. км/ч).

В остальном машины шес­того поколения не будут принципиально отличаться от поколения пятого или четвертого с двумя плюсами. Они научатся еще шире взаимодействовать с наземными или морскими соединениями. Вооружение станет еще более дальнобойным, что позволит действовать за сотни километров от зоны поражения зенитно-ракетных систем противника. Гигантская цена боевых машин не позволит создавать узкоспециализированные самолеты, истребители лишь расширят свою многофункциональность, научившись применять весь спектр существующих вооружений.

Шестое поколение еще очень нескоро потеснит пятое. Даже истребители поколения четыре с плюсом будут служить еще не одно десятилетие, а уж такие самолеты как ПАК ФА и вовсе останутся на вооружении до 2050-х. Модернизационный потенциал современных истребителей очень велик, и технологии шестого поколения сначала найдут свое применение на машинах поколения предыдущего.

Возможно, к привычным для нас корректируемым бомбам и ракетам добавится еще и лазерное оружие. Так, ВВС США планируют оснас­тить шестое поколение лазерными системами нескольких типов. Маломощными –для выведения из строя датчиков противника, средней мощности – для уничтожения ракет. Наконец, мощные лазеры должны будут поражать авиацию врага и выводить из строя наземную технику. Но чтобы всерьез говорить об этом, нужно решить вопрос с источником питания, увеличить мощность и снизить цену лазерных комплексов.

Дабы сохранить малозаметность, все вооружение шестого поколения разместится внутри фюзеляжа, подобно тому, как это делается на машинах пятого.


Проект истребителя шестого поколения F/A-XX / ©flightglobal.com

Что нам известно

Прежде всего, для создания полноценного истребителя шестого поколения необходимо разработать соответствующую силовую установку. А создание нового авиационного двигателя занимает до двух десятков лет (что отнюдь не предел). Тем более, когда речь идёт о принципиально новом агрегате.

В принципе, у американцев ведутся изыскания в области создания опытной силовой установки, работающей на паре «водород-кислород». По сути, это две установки в одной, причём одна из них «трудится» в атмосфере, а другая — в ближнем космосе, на суборбитальной высоте.

Самое интересное, что российский проект «Игла» на более чем десятилетие опережает в этой области американский аналог. Как известно, США не обладают сплавами, способными выдержать температуру камеры сгорания водородного двигателя. Нет у них и соответствующих материалов для лопаток силовой установки. Американская разведка не раз пыталась перекупить формулы соответствующих веществ в России, но, слава богу, пока безрезультатно.


© Фото из архива

Макет гиперзвукового летательного аппарата «Игла».

В области развития искусственного интеллекта для истребителя 6-го поколения российской стороне известно, что испытания прототипа «полноразмерного демонстратора» показали недостаточную управляемость американского летательного аппарата и сбой при выполнении манёвров набора высоты. Также не выполнялись и некоторые команды с удалённого пульта оператора.

Можно ли перейти к VI поколению в России?

Российский Су-57 является самолётом с открытой архитектурой. Иными словами, он модульный и позволяет создание новых инновационных модификаций, что, например, невозможно для американского F-22. Кроме того, Су-57 ещё и неприхотлив при боевой эксплуатации, то есть способен показать результат даже в жёстких условиях, приближённых к боевым.

По этому поводу можно заключить, что в нынешнем Су-57 уже содержится возможность быть доработанным до уровня шестого поколения.


© sukhoi.org

Су-57 неприхотлив при боевой эксплуатации, способен показать результат даже в жёстких условиях, приближённых к боевым.

В том, что касается беспилотников (вспомним, что США намерены делать шестое поколение сразу в двух модификациях — с пилотом и без), то в России уже проводились испытания дронов, которые, при помощи искусственного интеллекта, управляли дистанционно находящимся рядом в воздухе Су-57. Заметим, что, в отличие от американцев, российская сторона не скрывает, где и что конкретно было испытано. То есть верить на слово в данном случае не надо — всегда есть возможность перепроверить.

В заключение можно сказать, что, конечно, «волшебство» в духе Уилла Роупера — это, наверное, хорошо, но для взрослых людей как-то… недостоверно.

А вот российские самолёты — в отличие от американских «пепелацев» — можно вполне потрогать и пощупать, и коммерческая цена их, как правило, не в пример дешевле западных аналогов, хотя и обладают наши аппараты нередко более совершенными технологиями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]