«Раптор» Ф-22 (F-22 Raptor) — многоцелевой истребитель пятого поколения

Самолёт призванный заменить перехватчик, бомбардировщик, ДРЛО и разведчик. Машина, которая может кардинально изменить ход боя, оставаясь при этом незамеченной. Истребитель, имеющий начинку космического корабля, но выполняющий земные задачи. F-22 Raptor – это первый в мире самолёт пятого поколения, состоящий на вооружении. «Раптор» должен стать опорой и главным защитником интересов Америки на десятилетия вперед.

Аппарат уже прошёл боевое крещение, где полностью проявил свои качества и отстоял право на существование.

История

Необходимость в истребителе нового поколения осознавали как американские, так и советские военные. Работы начались практически одновременно, а именно в 1981. Основными показателями должны были стать: сверхманевренность, сверхзвуковая крейсерская скорость и малозаметность.

Для Пентагона вопрос стоял острее. Дело в том, что советские Су-27 и МиГ-29 вышли позже американских F-15 и F-16, и соответственно, были разработаны с применением более совершенных технических решений.

Главные требования по конкурсу ATF были опубликованы в марте 1981 года.

О начале программы объявили в мае 1986 года. К концу того же года выявились два основных конкурента – компании во главе с Lockheed с одной стороны и Northrop, с другой. Летающие прототипы участники должны были показать уже через 4 года.

К началу 1990 года команды представили свои модели: YF-23 и YF-22. Аппараты вышли сильно дороже ожидаемого бюджета, по этой причине решено было отказаться от некоторых устройств, а именно РЛС бокового обзора и оптико-электронной станции наведения. В ходе испытаний, оба прототипа показали свои достоинства и недостатки.

Модель YF-23 обладала меньшим аэродинамическим сопротивлением и лучшими показателями малозаметности, особенно, в ИК диапазоне. Добиться этого удалось благодаря соплам специальной формы, которые, однако, ухудшают манёвровые характеристики. Такой самолет неспособен выполнять целый ряд фигур высшего пилотажа, таких как «кобра», например.

Модель YF-22 от Lockheed, напротив, имела хорошие манёвровые качества, благодаря управляемому вектору тяги. Еще одним важным преимуществом YF-22 являлась большая полезная нагрузка. В итоге, прототип от группы «Локхид» YF-22 был признан лучшим и стал победителем конкурса.

Первый предсерийный образец совершил полет в сентябре 1997 года.

В первоначальный планер внесли коррективы и установили более мощные двигатели с отклоняемым вектором тяги в вертикальной плоскости.

Серийное производство самолета началось в 2001 году. Первую машину приняли на авиабазе Неллис уже через 20 месяцев. К 2004 году завод выпустил 51-ое изделие.

Первоначальный заказ в 750 машин был сокращен. Правительство не видело смысла закупать большое количество дорогостоящих машин, так как основной геополитический соперник – Советский Союз уже распался к этому времени. Таким образом, последний 187-ой самолет войска приняли в 2012 году, завершив программу.

Обозначение приоритетов

В конечном итоге до всех дошло, что так самолет Ф-22 «Раптор» дальше кульманов вообще не уйдет, а потому чем-то придется пожертвовать. Ученые получили задание максимально улучшить летные качества истребителя. Тогда инженеры решили использовать двигатели с изменяемым вектором тяги, а также значительно усовершенствовали контуры самого планера. По какой-то причине американцы предпочли остановиться только на вертикальном изменении тяги (наш Су-35, к примеру, может изменять ее и в горизонтальном направлении).

Незаметность на экранах радаров поставили на второе место. В отличие от «Хромого гоблина», то есть F-117, их использовали так, чтобы не навредить классическим очертаниям планера и не превращать самолет в утюг с точки зрения аэродинамики. Отступив от темы, скажем, что в 1990 году, когда производство «Ночного ястреба» было в спешном порядке свернуто, все деньги от этой программы перешли в наследство к «Раптору». Теоретически считается, что площадь рассеивания у F-22 Raptor равна 0,3 м². У «Гоблина» же этот показатель составлял от 0,01 до 0,0025 м². Но «Раптора» все же решили сделать именно самолетом, а не летучим утюгом. Проще говоря, компания Lockheed Martin на сей раз решила не испытывать терпение Конгресса.

Впрочем, нормального компромисса между незаметностью и точностью бомбометания все же не вышло. Пусть даже на поиск решения были потрачены немалые средства. Так, именно ради «Раптора» в свое время создали «умные» бомбы с наведением на цель по GPS. Дело в том, что в невеликие бомболюки Ф-22 попросту не умещались нормальные бомбы с активным наведением на цель. Если же использовать «простые» боеприпасы, наводящиеся на поражаемый объект по лазерному лучу, то вся незаметность самолета летит коту под хвост. Так что помощь спутника оказалась едва ли не единственным возможным решением этой проблемы.


В общем-то, бомбы получились впечатляющими: могут улетать на расстояние до 30 километров от точки сброса, отклонение от цели не превышает 11 метров. Строго говоря, это ракета, жестко привязанная к конкретным координатам земной поверхности. Так что если цель маневрирует, поразить ее истребитель пятого поколения сможет навряд ли. Что опять-таки ставит крест на его штурмовых способностях. Но это не единственный минус. Чтобы поразить «умной» бомбой стационарную цель, «Раптор» должен летать буквально под носом у сил ПВО противника. Так что в качестве дополнительной нагрузки в бомболюки машины загружают еще и ракеты, специально предназначенные именно для противодействия противовоздушной обороне.

Конструкция

«First look — first kill» (заметил первый — победил) – концепция, выведенная военными, подразумевает, что выиграет битву тот, кто обнаружит первым, то есть предполагался обмен ракетами на дальних дистанциях.

Ставка была сделана на стелс-технологии в ущерб сверхманёвренности: сопла двигателей выполнены особой формы, исключающей манёвры в горизонтальной плоскости.

Вооружение было спрятано в специальных отсеках – конусообразные части ракет отлично отражают радиоволны, однако традиционные точки подвеса были оставлены на месте. На крыльевых подвесах устанавливаются топливные баки во время длительных перегонов.

Планер

Основная задача при проектировке планера F-22 –уменьшение ЭПР, то есть минимизация отражения радиоволн радара противника. Выступающие части самолета, такие как нос и хвост, старались расположить на параллельных линиях – ромбовидное крыло и V-образное оперение. Даже воздухозаборники и стыки листов корпуса имеют специальную геометрическую форму.

Эти меры должны были отразить лучи РЛС в сторону от антенны. С другой стороны, разработчики активно начали применять радиопоглощающие материалы (РПМ). По разным данным, их доля в планере доходит до 40%, среди которых 30% термостойкие. Полимерную основу составили бисмалеимиды. В дополнение к ним представлены термопластичные углепластики Avimid K-III, которые сохраняют свои свойства при допускаемых повреждениях и нагреве.

Двигатели

На истребителе установлены два двигателя Whitney F119-PW-100. Это турбореактивный двухконтурный двигатель, разработанный специально для программы ATF. Лопатки компрессора выполнены по блиск-технологии, то есть как одно целое с диском. Такая конструкция выдерживает большие нагрузки, что позволяет компрессору качать больше воздуха в камеру сгорания.

Система управление двигателем электронная: контроллер регулирует подачу топлива, в зависимости от условий полёта.

По сравнению с предшественниками, двигатель выдает на 22% больше мощности при том же расходе и имеет на 40% меньше деталей и узлов.

Характеристики F119-PW-100

  • тяга: 11829 кгс;
  • Форсажная тяга: 16785 кгс;
  • длина: 5,16 м;
  • диаметр: 1,168 м;
  • вес: 1770 кг;
  • тяговооруженность : 7,95.

Причина, по которой прототип F-22 изначально выиграл конкурс, была в большей манёвренности, что стало возможно благодаря управляемому вектору тяги. Сопла могут отклоняться в вертикальной плоскости на 20 градусов, а также имеют плоскую форму.

Раскаленная реактивная струя, при такой форме, эффективнее отдаёт тепло в окружающую среду и охлаждается. Как следствие, снижается заметность объекта в ИК-диапазоне.

Электронная начинка

F-22 передовой в техническом плане аппарат ВВС США. Самолёт готов к любому сценарию и для этого в нём предусмотрены:

  1. Детектор облучения AN/ALR-94. Состоит из 32 антенн, разнесённых по корпусу. Комплекс регистрирует излучение РЛС противника, вычисляет его координаты, тип судна и, если их несколько, расставляет приоритеты, в зависимости от представляемой угрозы. На экране пилота отображается информация о противнике в виде круга, обозначающий радиус действия его вооружения. Данные могут быть переданы на радар или могут быть использованы для наведения оружия в пассивном режиме. В первом случае радар, получив координаты, подсвечивает цель узким лучом, избегая сканирования всей местности.
  2. Инфракрасный и ультрафиолетовый датчики пуска ракет AN/AAR-56, также разнесённые на 360 градусов. Струя выпущенной ракеты излучает в инфракрасном диапазоне, что фиксируется прибором. Датчики определяют место пуска ракет и на основе этих данных компьютер выдает оптимальный манёвр ухода в графическом виде.
  3. РЛС AN/APG-77v1. Установка с активной фазированной антенной решёткой (АФАР). Его принципиальное отличие от пассивной ФАР, в отсутствии единого передатчика. Сигнал формируется множеством активных микропередатчиков, что даёт возможность генерировать мощное излучение. Но с другой стороны, увеличивается тепловыделение, что требует установки жидкостного охлаждения. Итого, масса комплекса AN/APG-77 составила 553 кг, а производительность насоса охлаждения 35 литров жидкости в минуту.

Как видно, электронные системы тесно интегрированы аппаратно и взаимно дополняют друг друга. Приборы, основанные на разных принципах действия, выявляют любые существующие угрозы.

С помощью микширования всех данных, составляется единая круговая информационная система, снимающая нагрузку с лётчика и повышающая, в конечном итоге его выживаемость.

Штурмовая немощь

Примечательно, что универсальный Ф-22 «Раптор», характеристики которого мы разбираем, вообще не имеет специального оборудования для обнаружения и сопровождения наземных целей, что опять-таки снижает его штурмовые возможности до минимума. В общем-то, и в этом виноваты не конструкторы: изначально подобная аппаратура у самолета была, но ее вывели из конструкции по требованию Пентагона, когда стоимость программы совсем уж зашкалила. К чести инженеров из «Локхид-Мартин» нужно сказать, что хотя бы базовые средства для прицельного бомбометания они все же смогли сохранить. Так, в ПО самолетов имеются все необходимые опции, которые позволяют быстро и без особых потерь все же подключить нужное бортовое оборудование, если на это даст добро вышестоящее руководство.

Впрочем, пока что основным средством поражения целей на земле являются как раз-таки упомянутые выше бомбы с GPS, эффективность которых велика, но только лишь при работе по стационарным объектам. В общем и целом это именно та причина, по которой «Рапторы» не принимали никакого участия в боевых операциях США в том же Афганистане. Кого там отлавливать по GPS? Так что еще и по этой причине на вооружении американцев до сих пор стоят старые F-16, адекватной замены которым пока что нет.


Вообще, с учетом войны в Ираке, где военные США встретили более-менее серьезного противника, у которого была авиация, напрашивается один-единственный вывод: использовать Ф-22 для войны со странами Третьего мира – несусветная глупость. Часы полета этого самолета стоят едва ли не дороже, чем парочка старых Ф-15, которые с успехом выполнят те же самые задачи.

Радиолокационная станция

Для истребителя был создан абсолютно новый радар c электронной разверткой луча. Бортовая РЛС представлена моделью AN/APG-77. Её особенность в режиме псевдослучайной смены частоты. В основу заложена идея многократного изменения частоты случайным образом. Зафиксировать такой сигнал вражеским станциям будет сложнее.

Вторая особенность это 2 тысячи элементов, каждый из которых является приёмо-передающей ячейкой.

Разрешающая способность такой станции качественно улучшается – количество сопровождаемых целей увеличилось до 100, а также появилась возможность передавать команды выпущенной ракете с помощью луча.

Дальность обнаружения целей типа

  1. Истребитель с ЭПР >3 м² до 250—310 км (Су-27, Миг 29, Eurofighter Typhoon).
  2. Крылатые ракеты (0,1-0,5 м²) — до 150 км.
  3. Танки и катера — до 70 км.

Остальные характеристики

  • Угол обзора по горизонтали, и по вертикали — 120 градусов.
  • Количество целей, обстреливаемых одновременно — 20 единиц.
  • Время полого обновления картинки — 14 секунд.
  • Максимальная средняя мощность – 18500 Ватт.

С такими параметрами F-22 «Raptor», является полноправным самолетом ДРЛО, являясь его компактной версией.

Многоцелевой истребитель F-22 «Raptor»

F-22 «Raptor»

— многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics для замены F-15 Eagle. F-22 на сегодняшний день является единственным стоящим на вооружении истребителем пятого поколения и самым дорогим истребителем в мире.

К сентябрю 2010 года было произведено 166 самолётов F-22. Закупки для ВВС США были завершены в 2009 году. 6 апреля 2009 года, в рамках публикации проекта бюджета Пентагона на 2010 год, министр обороны США Роберт Гейтс сообщил о планах завершения производства истребителей F-22 в 2011 году. В июле того же года, Конгресс США отказался от закупок данного истребителя начиная с 2010 года.
История создания

Начало работ над истребителем пятого поколения

В 1981 году ВВС США сформировали требование к новому реактивному истребителю завоевания превосходства в воздухе — передовому фронтовому истребителю (ATF), который должен был заменить F-15 Eagle. Новый истребитель должен был включать в себя все новейшие разработки, включая передовую авионику, новые двигатели с цифровым управлением, а также должен быть малозаметным для радаров и многофункциональным. В июле 1986 года было объявлено начало конкурса на проект истребителя пятого поколения. В октябре того же года были отобраны две команды — Lockheed/Boeing/General Dynamics и Northrop/McDonnell Douglas, которые в течение 50 месяцев должны были создать новый истребитель.

К 1990 году каждая команда построила по два прототипа самолетов — YF-22 и YF-23

. На разработку самолетов ATF к концу 80-х годов были затрачены огромные средства, поэтому компаниям пришлось отказаться от РЛС бокового обзора, оптико-локационной станции и системы предупреждения о ракетном нападении (на самолетах F-22 устанавливается система AN/ALR-94). Требования к самолету были снижены, чтобы избежать увеличения стоимости программы разработки, а затем и серийных самолетов. 23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed/Boeing/General Dynamics победителем в конкурсе на истребитель пятого поколения.

F-22 Raptor

Первая предсерийная машина поднялась в воздух 7 сентября 1997 года. По сравнению с опытным образцом, F-22 оснащался более мощными двигателями (15876 кгс против 13900 на прототипе) с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги, планер самолета был частично изменен: изменилась форма крыла, рулей высоты, носового обтекателя, фонарь кабины пилота был перемещен вперед. Серийное производство самолета началось в 2001 году. 14 января 2003 года первый F-22 поступил на военную базу «Неллис», находящуюся в пустыне Невада. К 2004 году был построен в общей сложности 51 самолет. В 2006 году на новые истребители впервые полностью перешла боевая часть — 27-я эскадрилья тактических истребителей, дислоцирующаяся на авиабазе Лэнгли.

В 2006 году планировалось закупить 384 самолета для оснащения семи эскадрилий боевого дежурства, в 2008 году план закупки сократился до 188 самолетов, 127 из которых были уже построены. Экономический кризис и огромная стоимость самолета заставили правительство США отказаться от закупок данного самолета и сделать упор на программу F-35. 21 января 2009 года группа конгрессменов США направили президенту Бараку Обаме письмо, в котором доложили о распространении ЗРК С-200/300

по всему миру, как главном аргументе о продолжении производства истребителей F-22 Raptor. В июле 2009 года Сенат США проголосовал за сокращение военного бюджета 2010 года на сумму 1,75 млрд долларов, выделенных на производство многоцелевых истребителей пятого поколения F-22 Raptor.

Особенности самолета

В основу проектирования самолета положен принцип обеспечения повышенной выживаемости за счёт реализации принципа «First look — first kill» (первый обнаружил — первый поразил). Для этого широко использованы технологии снижения заметности («Stealth»). Важным, характерным для истребителей 5-го поколения конструктивным решением, снижающим заметность самолета, является размещение штатного вооружения во внутренних отсеках. F-22 имеет и внешние подвески, но их применение ухудшает малозаметность и является компромиссным шагом с целью повысить универсальность самолета.

Планер


В конструкции планера самолета доля полимерных композиционных материалов (ПКМ) составляет не менее 40 процентов (по другим данным 60 процентов), из них не менее 30 процентов приходится на термопластичные углепластики, широко применены радиопоглощающие материалы РПМ. В частности РПМ конструктивно оформляет кромки крыла самолёта. Большая часть конструкции выполнена из ПКМ на основе бисмалеимидов — класс термостойких полимеров, работоспособных при температурах до 230 градусов. Вторые по значению полимерные композиты представлены термопластичными углепластиками, в частности материалом Avimid K-III , к достоинствам которых, помимо прочности, ремонтопригодности и термостойкости, относятся лучшие характеристики допускаемой повреждаемости. Контуры щелей, образующихся в местах соединения фонаря кабины с фюзеляжем, створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также обеспечивает эффективное рассеивание электромагнитной энергии и предотвращает её прямое отражение в направлении приемопередающей антенны РЛС противника. Крыло — ромбовидное, вертикальный стабилизатор V-образной формы. Проектирование самолёта велось с учётом требований боевой живучести. По целому ряду данных, живучесть конструкции планера решена применительно к осколочно-фугасному зажигательному (ОФЗ) снаряду, составляющему основу боекомплекта российских 30-мм авиационных пушек.

Двигатели

F-22 оснащен двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажными камерами (ТРДДФ) Pratt & Whitney F119-PW-100 с тягой 15876 кг/с, и оснащенными управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги. Данные двигатели имеют бесфорсажную тягу около 11000 кг/с и позволяют самолету совершать полёт на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, что является важным тактическим преимуществом. Сопла двигателей имеют плоскую форму, снижающую заметность самолета в инфракрасном диапазоне. В конструкции сопловых устройств применен радиопоглощающий материал на основе керамики, который снижает радиолокационную заметность самолета.

Бортовое оборудование


F-22 оборудован РЛС AN/APG-77 с активной фазированной антенной решеткой. Антенна такого типа состоит из 1500 приемно-излучающих элементов. Основным достоинством такой антенны является электронное управление главным лепестком диаграммы направленности (аналог сканирования лучом) — нет нужды в механическом сканировании, что упрощает конструкцию и повышает надежность работы. Дальность обнаружения крупной аэродинамической цели типа истребитель (ЭПР >3 м²) до 270—300 км, крылатая ракета (0,1-0,5 м²) — до 150 км, наземные цели — до 70 км.

Эксплуатация

По состоянию на май 2010 года на вооружении частей ВВС США стоит 139 F-22.

В 2006 году были проведены учения «Норден Эйдж», в которых проводились учебные воздушные бои 12 истребителей F-22 с F-15, F/A-18C и F/A-18E. За первую неделю учений самолёты F-22 условно сбили 144 самолёта противника без потерь со своей стороны.

Экономические показатели

Стоимость самолёта

На сегодняшний день, самолёт F-22 является самым дорогим истребителем, стоящим на вооружении в мире. Себестоимость производства одного самолета оценивается в 146,2 млн долларов (на 2008 год), а полная цена с учетом всех косвенных затрат и при ожидаемом объёме производства — 350 млн.

Иногда об F-22 говорят, что он «на вес золота», что буквально соответствовало финансовым рынкам на февраль 2006 года — стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого F-22A) в этот период составляла те же 350 млн долларов. При этом, F-22 не является самым дорогим самолетом в мире — самым дорогим является малозаметный бомбардировщик B-2 Spirit, каждый из которых обошёлся ВВС США без учёта НИОКР в 1,157 млрд долларов., а с учётом НИОКР — в 2,1 млрд долларов. По данным Главного контрольного управления (GAO) США, на конец 2010 года полная цена одного самолета F-22 достигла 411,7 млн долларов

Эксплуатационные расходы

Эксплуатация F-22 также обходится очень дорого, что во многом связано с уязвимостью радиопоглощающего покрытия, дефекты на котором может вызвать даже обыкновенный дождь. Газета The Washington Post со ссылкой на неназванных американских военных сообщает, что себестоимость лётного часа F-22 составляет 44 000 долларов. Тем не менее, трудоёмкость обслуживания у F-22 не является чрезмерно высокой — 30 человеко-часов на 1 час полёта. Для сравнения, у истребителя третьего поколения F-4 «Фантом» II этот показатель составлял 35 чел.-ч, а у F-104 «Старфайтер», считавшегося сложным в обслуживании — 50 чел.-ч.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

Экипаж: 1 человек Размах крыла: 13,56 м Длина самолета: 18,90 м Высота самолета: 5,09 м

Масса: — пустого: 19700 кг — нормальная взлетная: 30206 кг (100 % топлива) — боевая: 25776 кг (52 % топлива) — максимальная: 38000 кг

Лётные характеристики

Скорость: — максимальная : 2160 км/ч (2 М) — максимальная бесфорсажная скорость: 1850 км/ч (1,78 М)[40] — крейсерская скорость: 950 км/ч (0,9 М)

Дальность: — без ПТБ, боевая: 1900 км — на скорости 1,78 M: 1300 км

Боевой радиус: 760—1100 км Практический потолок: 22000 м Потребная длина ВПП: 915 м]

Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.
Читайте самые актуальные новости в агрегаторе smi.today!

Авионика

Системы самолета находятся под управлением сдвоенной ЭВМ с высокой степенью безотказности, основанные на RISC-процессорах. Лётная информация отображается на индикаторе на лобовом стекле и на шести многофункциональных цветных дисплеях.

Ввод маршрута автопилота и параметров связи производится через пульт ICP, расположенный выше центрального дисплея. Внедрение голосового управления, запланированное изначально, было отменено. Низкая надёжность распознавания и долгое время реакций явились главными причинами отказа от этой идеи.

Модернизация авионики требует больших затрат.

Связано это с тем, что блок обработки, индикаторы, панель ввода и многие другие органы управления тесно интегрированы и замена одного из компонентов невозможна без полного апгрейда всей электроники.

Передача данных

Фирме TRW было доверено разработать ответственные компоненты, а именно средства коммуникаций и распознавания. Комплекс состоит из системы опознавания дружественных объектов, шин IFDL и Link-16 JTIDS. По IDFL каналу передача работает в обе стороны, тогда как Link16 JTIDS настроен только на приём данных, так как высока вероятность его перехвата.

По программе Increment 3.2, была поставлена задача модернизировать интерфейс связи до уровня MADL, которые уже были установлены в бомбардировщик B-2 и в перехватчик F-35 «Лайтнинг 2». Однако проект было решено свернуть из-за нагрянувшего финансового кризиса.

Была бы возможность

Военная операция западной коалиции в Ливии началась 19 марта 2011 года. В ней приняли участие ВВС и ВМС Великобритании, Франции, США, Италии и Канады, причем основные боевые задачи выполняли истребители F-15 Eagle, F-16 Fighting Falcon, Dassault Rafale и Panavia Tornado GR4. Незадолго до начала операции, получившей название «Одиссея. Рассвет», некоторые американские и европейские аналитики предвкушали участие в ней американского истребителя F-22 Raptor, единственного в мире боевого самолета пятого поколения, принятого на вооружение.

Однако ожидания экспертов не оправдались — F-22 в небе Ливии так и не появился, причем, согласно заявлению ВВС США, не появится и впредь. Несмотря на то, что другие участники западной коалиции участия F-22 в военной операции и не ожидали, США вдруг решили оправдаться, назвав массу причин, по которым знаменитые «Рапторы» не были направлены на обеспечение бесполетной зоны над территорией Ливии.

F-22 Raptor. Фото с сайта af.mil

Lenta.ru

Первым по этому вопросу 22 марта 2011 года высказался аналитик Лексингтонского института Лорен Томпсон. По его словам, самый продвинутый американский боевой самолет просто не предназначен для выполнения военных задач, подобных тем, что реализовывались в Ливии в самом начале «Одиссеи». Напомним, основной целью первого этапа военной операции было обеспечение бесполетной зоны над территорией африканского государства, для чего необходимо было вывести из строя все системы противовоздушной обороны, находившиеся под контролем войск, лояльных Муаммару Каддафи. При этом противостояние ливийской авиации в расчет не принималось (и действительно, с начала «Одиссеи» ни один ливийский самолет не был замечен в воздухе).

Томпсон отметил, что F-22 физически не предназначен для нанесения ударов по наземным целям. Самолет может быть вооружен двумя корректируемыми бомбами JDAM калибра 450 килограммов, которые способны, однако, поражать стационарные, но не движущиеся цели. Кроме того, как выяснилось, радар F-22 не способен картографировать местность, как это делают РЛС с синтезированной апертурой, а значит, не может самостоятельно выбирать наземные цели. Это фактически означает, что если F-22 в нынешнем своем виде и будет использоваться для бомбардировки каких-либо объектов, информация о целях будет загружаться в бортовой компьютер самолета еще до взлета.

Но и на этом перечисление недостатков американского истребителя пятого поколения не закончилось. Оказалось, что истребитель имеет весьма ограниченные возможности связи. Самолет способен обмениваться информацией только лишь с другими F-22 в звене. Raptor оснащен и «урезанной» системой связи стандарта Link 16, широко используемой военными США и НАТО, но она работает исключительно на прием оперативных сведений от других самолетов и вертолетов и не может быть использована для передачи данных. При создании F-22 инженеры намеренно ограничили возможности связи истребителя, чтобы обеспечить еще большую его малозаметность — предполагается, что в случае боевого применения самолет всегда будет действовать в режиме радиомолчания.

На умозаключения Томпсона можно было бы закрыть глаза — бывает, что аналитики рассказывают вещи, которые впоследствии либо опровергаются военными, либо так и не выходят за рамки домыслов и догадок, не находя фактического подтверждения. Тем не менее, в конце марта 2011 года по вопросу неучастия F-22 в ливийской операции решил высказаться лично командующий ВВС США Нортон Шварц. По его словам, американский истребитель не принимает участия в ливийской операции, потому что территориально находится далеко от района боевых действий.

«Если бы F-22 были размещены на одной из баз в Европе, они несомненно приняли бы участие в ливийской операции», — заявил Шварц. При этом он добавил, что «поскольку операция в Ливии началась относительно быстро, было принято решение использовать различные ресурсы, расположенные неподалеку». В настоящее время американские F-22, по данным ВВС США, базируются в Виргинии, Нью-Мехико, Калифорнии, Флориде, Аляске и на Гавайях. Под конец своего выступления Шварц заявил, что «факт неучастия F-22 в конкретно этой операции не является показателем его бесполезности».

В тот же день, выступая на слушаниях подкомитета по ассигнованиям Палаты представителей США, Шварц попытался объяснить, по какой причине ВВС в 2010 году решили отказаться от модернизации систем связи истребителя F-22, которую планировалось провести в рамках программы Increment 3.2. По словам Шварца, на F-22 планировалось установить систему связи стандарта MADL, которая в настоящее время создается для перспективных истребителей F-35 Lightning II. Новая система MADL пока не прошла проверку на боевое применение, а значит, ее использование на F-22, по словам Шварца, означает лишние траты и определенный риск, на которые ВВС пойти не могут. При этом остальные параметры программы Increment 3.2 будут реализованы.

Экипаж

: 1 человек;
Длина
: 18,9 метра;
Размах крыльев
: 13,56 метра;
Масса пустого
: 19,7 тонны;
Максимальная взлетная масса
: 38 тонн;
Двигатели
: 2 P&W F-119-PW-100 тягой 140 килоньютонов;
Тяговооруженность
: 1,08;
Максимальная скорость
: 2,25 числа Маха;
Крейсерский сверхзвук
: 1,5 числа Маха;
Боевой радиус
: 759 километров;
Потолок
: 19,8 тысячи метров;
Вооружение
: 20-миллиметровая пушка, до шести ракет класса «воздух-воздух» или две бомбы JDAM, четыре точки подвески на крыльях для вооружения массой до 2,3 тонны.

Бывший руководитель разведки ВВС США Дэвид Дептула, присутствовавший на слушаниях в Палате представителей, жестко раскритиковал отказ от установки MADL на истребители F-22. По его словам, было бессмысленно создавать «самый совершенный истребитель в мире», чтобы потом не иметь возможности обмениваться данными с другими самолетами. «Тут мудрости на пенни, а дурости на фунт», — такими словами Дептула прокомментировал решение ВВС США отказаться от установки систем MADL на истребители F-22.

Любопытно все же, что для того, чтобы позволить F-22 обмениваться информацией с другими самолетами, вертолетами и наземными подразделениями, ВВС США создали специальный воздушный боевой узел связи. В его состав вошли шесть специальных версий беспилотных летательных аппаратов RQ-4 Global Hawk Block 20, с которыми истребители способны обмениваться данными. При этом беспилотники умеют ретранслировать данные с F-22 на другие самолеты и вертолеты, оборудованные системой Link 16. Такая связка создана на случай ведения масштабных боевых действий и в реальности пока еще не применялась.

То есть ВВС США фактически подтвердили, что возможность обмена данными пилотам F-22 все же нужна. Но для чего нужно было создавать для «Раптора» отдельный узел связи и отказываться от модернизации собственных систем связи истребителя, не совсем понятно. Вероятно, ставка по-прежнему делается на малозаметность — обмениваясь информацией с узлом связи, F-22 получает более широкий доступ к оперативной информации, не выдавая при этом своего местоположения.

Любопытно, что F-22 был принят на вооружение ВВС США в 2005 году. С тех пор он не принимал участия ни в одной военной кампании, которые США вели за пределами страны. С одной стороны, американский истребитель слишком дорог для участия в военных действиях в Пакистане, Ираке, Афганистане или Сомали. Но с другой, как еще можно проверить все возможности самолета, который на деле свое «могущество» пока так и не доказал.

Вооружение

Главная задача, поставленная Раптору – завоевание господства в воздухе. Однако современные методы ведения войны требуют от машины возможность нести ещё и бомбы. Всего в корпусе предусмотрено три отсека: центральный для бомб и тяжелых боеприпасов и два маленьких для противовоздушных ракет. Открытие створки и выпуск выполняются менее чем за секунду – иначе значение ЭПР резко возрастет.

В качестве стрелково-пушечного вооружения выступает 20 мм многоствольное орудие M61A2 Vulcan, с боекомплектом в 420 выстрелов. Скорострельность пушки составляет 4000 выстрелов в минуту. Охлаждение стволов воздушное, вследствие этого, продолжительность очереди ограничена до 1.4 секунд. Во время воздушного боя, система управления огнем рассчитывает оптимальное упреждение и проецирует точку обстрела на лобовой индикатор.

Кроме того, номенклатура вооружения включает:

  • AIM-9M «Sidewinder» ракета воздух-воздух с тепловой головкой самонаведения. Самая распространённая модель, имеющая около 20 модификаций, среди которых противолокационная и противотанковая версии. Предельная дальность полёта -18км.
  • AIM-120 AMRAAM – ракета воздух-воздух с радиолокационной ГСН. Имеет бортовую ЭВМ, которая выбирает оптимальную траекторию полёта. Начальный участок полёта AIM-120 летит по команде РЛС носителя. В середине пути включается собственный радар, и ракета независимо продолжает полёт. Дальность полёта стандартной модели 60 км, а модифицированной – 120 км.:
  • GBU-32 JDAM – Корректируемая свободнопадающая авиабомба. Обстрел осуществляется по заранее известным координатам. Величина вероятного отклонения – 11 метров. В отличии от лазерных систем наведения, GPS сигнал нечувствителен для неблагоприятной погоды.
  • GBU-39/B – свободнопадающая бомба с развитым оперением. Разработана с использованием стелс-технологий. Имея ЭПР 0,015 м2 , бомба призвана преодолеть плотные ЗРК эшелоны. Боевая часть способна пробить 90 см железобетона, чем активно пользовались войска НАТО при уничтожении иракских аэродромных укрытий. GBU-39/B способен поразить мобильную цель на дальности до 110 км.

Изделие, в зависимости от модификации, комплектуется тепловой или РЛС головкой.

Вооружение на F-22 имеет несколько большую дальность поражения, в силу сверхзвуковой крейсерской скорости. К примеру, в ходе испытательного запуска бомбы с высоты 15.000 метров, JDAM поразила мобильную цель в 38 км, в то время как на аналогичном испытании на F-15 – в 28 км.

На крыле предусмотрено 4 точки подвески. Они предназначены для нескрытного крепления вооружения либо для подвеса дополнительных топливных баков. Одна точка подвески рассчитана на две противовоздушные ракеты или на 2300 литровый бак.

Основные технические характеристики

  • Общая длина планера – 18,9 м.
  • Полная максимальная высота корпуса – 5,09 м.
  • Общий размах крыла – 13,56 м.
  • Полная площадь поверхности крыла – 78,04 м.
  • Масса ненагруженного самолета – 19 700 кг.
  • Предельная масса взлета – 38 000 кг.
  • Площадь рассеивания – 0,3-0,4 кв. м.
  • Форсированная тяга двигателей – 2 х 15 876 кгс.
  • Максимально достижимая скорость – 2700 км/ч.
  • Скорость в нормальном режиме, без форсажа – 2410 км/ч.
  • Максимально допустимая скорость у земли – 1490 км/ч.
  • Радиус боевого применения – 760 км.
  • Максимально достижимая высота – 20 000 м.
  • Перегрузка при ускорениях – 9 g.
  • Основное вооружение Ф-22 «Раптор» — 20-миллиметровая автоматическая пушка, восемь ракет «воздух-воздух» или шесть «умных» бомб, или же их комбинация.

Ввод в эксплуатацию произошел в 2005 году. Всего выпущено 187 самолетов. Потеряно пять истребителей.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что «Раптор» — идеальный пример негативного пиара, который во многом распространяется самими же американскими военными. Да, у самолета много проблем экономического плана, на которые Пентагон внимания вообще может не обращать. Зато с технической точки зрения машина получилась очень достойной. Единственный реальный недостаток – отсутствие той самой многозадачности.

По наземным целям истребитель Ф-22 «Раптор» работать практически не может, эффективность трех-четырех бомб явно незначительна. А вот в плане борьбы с вражескими истребителями самолет наверняка хорош, пусть даже на практике это и не подтверждено.

К слову, наш Т-50 также имеет только закрытые внутренние отсеки для вооружения, а сведений о наличии внешнего обвеса нет… Так что наш и американский истребители пятого поколения явно похожи друг на друга. Хотелось бы надеяться, что в боевых условиях проверка их возможностей проведена не будет. Кроме того, при всех технических ограничениях «Раптора» не следует забывать о том, что в современном воздушном бою львиная доля успеха – использование современных ракет. А с ними-то у американцев все в полном порядке.


Наконец, огромный плюс программ по Ф-22 и Ф-35 (для США, конечно же) – движение науки и обкатка совершенно новых технологий. Отечественный Су-47 «Беркут» создавался и обкатывался с теми же самыми целями.

Запас топлива

Полный объем внутренних баков вмещает всего 8 тонн топлива. Этого хватит, чтобы пролететь 1400 километров. Это на 30% меньше, чем у F-15 и сужает его возможности в патрулировании.

С использованием подвесных баков дальность возрастает до 2500 километров. Однако к ПТБ прибегают лишь при дальних перелетах.

Баки нецелесообразно использовать при боевых вылетах – аппарат уже на начальном этапе будет засвечен радаром противника и потеряет преимущество.

Применять Раптор для длительного патрулирования будет затруднительно. Топливозаправщики — это единственный выход в этой ситуации. Однако здесь напрашиваются аналогии времен Второй Мировой, когда немецкие подводные лодки уничтожались, как раз во время заправок.

F-22 Raptor известен как первый истребитель 5-го поколения, который появился на вооружении ВВС США. Он исключительно впечатляет, так как оснащен современной авионикой, малозаметными технологиями и эффективными двигателями. Это истребитель, не имеющий себе равных среди других современных летательных аппаратов подобного класса. Это первый действующий самолет, который сочетает суперкруиз, сверхманевренность, малозаметность и сочетание датчиков на одной платформе вооружения

Это наиболее важный компонент оперативной группы Global Strike Task Force и был создан для достижения целей проецирования господства в воздухе на больших расстояниях и одновременно молниеносно уничтожая любые угрозы армии, военно-морскому флоту, корпусу морской пехоты США.

F-22 был разработан, потому что после окончания холодной войны ВВС США нуждались в сверхзвуковых истребителях с господством в воздухе, которые были доступны для покупки и эксплуатации. И американские производители самолетов, и их союзники (такие как Великобритания, Япония, Израиль) почувствовали необходимость заменить старые сверхзвуковые самолеты, такие как F-15 Eagle, современными самолетами, чтобы снизить затраты на разработку авионики и двигателей.

В мире мало истребителей, которые могли бы сравниться с F-22, что дает США отличное оружие в воздухе. Несомненно, F-22 — это нечто чрезвычайно особенное, и нам не терпится увидеть все, что у него есть в арсенале.

Вот 16 фактов о Lockheed Martin F-22 Raptor, о которых вы возможно не знали.

Имеет в двое больше снаряжения

F-35 может нести в общей сложности около 2600 кг бомб и ракет. С другой стороны, F-22 способен нести вдвое больший вес. Следовательно, истребитель не только обладает удивительными боевыми характеристиками, но и идеально подходит для более длительных конфликтов, поскольку на нем есть все возможное вооружение.

Векторизация тяги

Тот факт, что F-22 способен управлять вектором тяги, — лишь одна из немногих вещей, которые делают его таким невероятным активом для НАТО. Сопла с вектором тяги были добавлены инженерами Lockheed на F-22 для достижения повышенного уровня маневренности.

Первый истребитель 5-го поколения в США

F-22 был спроектирован таким образом, чтобы его было очень сложно обнаружить и отслеживать с помощью радара. Меры по уменьшению RCS включают изменение формы планера, такое как выравнивание кромок, змеевидные воздухозаборники с фиксированной геометрией и изогнутые лопатки, которые предотвращают прямую видимость поверхностей двигателя и турбин с любого внешнего вида, использование радиопоглощающего материала (RAM).

F-22 также был спроектирован так, чтобы уменьшить радиоизлучение, инфракрасную сигнатуру и акустическую сигнатуру, а также уменьшить видимость невооруженным глазом. Плоские сопла с вектором тяги самолета уменьшают инфракрасное излучение выхлопного шлейфа, чтобы уменьшить угрозу инфракрасного самонаведения («теплового поиска») ракет класса «земля-воздух» или « воздух-воздух».

Ходят слухи, что США рассматривают возможность производства большего количества F-22 со временем, поскольку это лучший истребитель, который у них есть на сегодняшний день. Ведь F-22 — первый истребитель 5-го поколения, хотя ВВС США считают его самолетом-невидимкой четвертого поколения и по сей день единственный действующий. На данный момент США не о чем беспокоиться.

Срок эксплуатации 30 лет

F-22 был разработан с расчетом на срок службы 30 лет и 8000 летных часов, наряду с «программой модернизации конструкций» стоимостью 100 миллионов долларов. Ведется работа, чтобы найти способ еще больше продлить срок службы Раптора, и в долгосрочной перспективе он, вероятно, будет заменен реактивным истребителем шестого поколения Next Generation Air Dominance (NGAD).

В апреле 2009 года производство истребителя F-22 было официально прекращено, когда министр обороны Роберт Гейтс объявил, что Пентагон завершит программу Lockheed F-22 и увеличит производство совместных ударных истребителей F-35. Последний произведенный F-22 был поставлен в 2012 году, и в настоящее время на вооружении ВВС США находятся 183 самолета F-22.

Самый дорогой истребитель

F-22 — самый дорогой истребитель в НАТО и один из самых дорогих во всем мире. Однако цена в 150 миллионов долларов за Raptor неудивительна, учитывая, что F-22 был революционным с самого начала и одним из величайших военных достижений за всю историю.

По мере прекращения производства в 2011 году общая стоимость программы оценивается примерно в 67,3 миллиарда долларов, из которых 32,4 миллиарда долларов были потрачены на исследования, разработки, испытания и оценки (RDT & E) и 34,9 миллиарда долларов на закупки и военное строительство (MILCON) в начальные годы.

Максимальная скорость: 1,82 Маха

Максимальная скорость F-22 без внешних накопителей оценивается в 1,82 Маха во время суперкруиза на высоте 15 000 м, а с форсажной камерой — свыше 2 Махов. Что делает его еще лучше, так это то, что он легко маневрирует как на до сверхзвуковой скорости, так и на сверхзвуке.

Самолет оснащается двумя турбовентиляторными двигателя Pratt & Whitney F119 -PW-100 с тягой 11828,7 кгс (116 кН) каждый сухой, 15876 кгс (156 кН) с форсажной камерой.

Большой объем оружия

F-22 имеет три внутренних отсека вооружения: большой основной отсек в нижней части фюзеляжа и два меньших отсека по бокам фюзеляжа за воздухозаборниками двигателей. Главный отсек может вместить шесть пусковых установок LAU-142 / A для ракет вне зоны видимости, а в каждом боковом отсеке есть пусковая установка LAU-141 / A для ракет малой дальности. Четыре пусковые установки в главном отсеке могут быть заменены двумя бомбодержателями, каждая из которых может нести одну 450 кг или четыре 110 кг бомбы.

В то время как F-22 обычно несет вооружение внутри, крылья включают четыре точки подвески , каждая из которых рассчитана на 2300 кг. Каждая точка подвески может вместить пилон, на котором можно разместить съемный внешний топливный бак объемом 2270 л, или пусковую установку, вмещающую две ракеты класса «воздух-воздух».

Первая боевая задача в 2014 году

23 сентября 2014 года F-22 выполнил свой первый боевой вылет, поразив наземные цели организации ИГИЛ в Сирии. Это была миссия, которая сделала заявление миру, продемонстрировав всем, на что способен F-22. США повезло иметь в своем распоряжении такое мощное оружие.

Эксплуатационная стоимость в час

Стоимость эксплуатации (в час) Lockheed Martin F-22 Raptor составляет 68 362 долларов. Хотя это довольно устрашающая цифра, она не шокирует, учитывая потенциал этого самолета и безумное количество топливо, которое должно потребоваться, в первую очередь, просто для поддержания его работы.

Не экспортируемый

F-22 не может быть экспортирован из США в соответствии с федеральным законом США в попытке США защитить свои технологии малозаметности и секретные особенности. В сообщениях говорилось, что Япония пыталась закупить F-22, поскольку ей потребовалось бы меньше истребителей, если бы у нее был F-22.

Коэффициент поражения 108: 0

С коэффициентом поражения 108: 0, F-22, несомненно, оправдывает свое название. Согласно отчетам Exercise Northern Edge 2016, F-22 должен был конкурировать с F-15 и стал лидером с коэффициентом поражения 108: 0. Он сохранил хорошие отношения даже с некоторыми очень продвинутыми самолетами.

На радаре напоминает шмеля

Поскольку основные и задние крылья F-22 точно совпадают, на радарах он выглядит маленьким, как шмель. Это делает его чрезвычайно незаметным и трудным для захвата, однако он не невидим. По словам Китая, они создали технологию, позволяющую легко отслеживать F-22.

Универсальный истребитель

F-22 служил заменой F-16 Fighting Falcon и F-15 Eagle, поэтому он способен вести бой как воздух-земля, так и воздух-воздух. Однако некоторые могут возразить, что лучшая сила F-22 заключается в его превосходстве в воздухе.

Являясь результатом программы Advanced Tactical Fighter (ATF) ВВС США, этот самолет был разработан в первую очередь как истребитель превосходства в воздухе, но также обладает возможностями наземной атаки, радиоэлектронной борьбы и средств радиотехнической разведки.

1,7 миллиона строк кода

Программное обеспечение F-22 состоит примерно из 1,7 миллиона строк кода, большая часть из которых связана с обработкой радиолокационных данных.

Бывший секретарь ВВС США Майкл Винн обвинил использование Ada (язык программирования) Министерства обороны в перерасходе средств и задержках по многим военным проектам, включая F-22.

Уникальная кабина

Самый важный факт для пилота — у F-22 это уникальная кабина, оформленная по новейшей технологии. Она имеет модернизированную систему жизнеобеспечения и является первой кабиной, совместимой с базовыми очками ночного видения. Наконец, в кабине используется система крепления на шлеме, обеспечивающая постоянную фокусировку пилота.

Одежда пилота была разработана в рамках проекта Advanced Technology Anti-G Suit (ATAGS) и защищает от химических / биологических опасностей, погружения в холодную воду , противодействия перегрузкам и низкому давлению на больших высотах, а также обеспечивает тепловую защиту.

Операционные проблемы

В первые годы службы пилоты F-22 испытывали такие симптомы, как потеря сознания, потеря памяти, эмоциональная лабильность и неврологические изменения, а также хронические респираторные проблемы и хронический кашель. Был исследован ряд возможных причин, в том числе наличие ядовитых химикатов в дыхательных трубках, неисправность скафандра и нарушение подачи кислорода. В 2012 году Министерство обороны обнаружило, что клапан BRAG, используемый для надувания жилета пилота во время маневров, был неисправен ограничивая дыхание пилота.

В конечном итоге определили, что ограничение дыхания пилота было основной причиной. Симптомы кашля были приписаны ускоренному ателектазу из-за воздействия высоких перегрузок и OBOGS(бортовая кислородная система Генерации), обеспечивала чрезмерную концентрацию кислорода на малых высотах. Модификации оборудования жизнеобеспечения и кислородной системы позволили снять ограничения по дальности и высоте полета 4 апреля 2013 года.

Фото: lockheedmartin.com

Делитесь с друзьями

Эксплуатация

В строю военно-воздушных сил США находится 180 F-22A. До 2007 года самолет было запрещено размещать вне территорий страны, в связи с секретностью, а Конгресс США наложил запрет на экспорт машины за рубеж, включая союзников по НАТО.

Машина не раз подвергалась критике общественности, за непомерные расходы на содержание. По утверждению авторитетного The Washington Post стоимость часа полёта F-22 обходится казне в 40.000 долларов, что является одним из самых больших показателей. Основная причина расходов – частая замена радиопоглощающих материалов, износ которого вызывают, порой, даже обильные осадки.

Однако газетой также отмечается, что трудоёмкость обслуживания аппарата невысокая и равна 30 человеко-часам на час полёта. Для сравнения у F-15 этот показатель равен 35, а у F-104 «Starfighter» эпохи Вьетнама равен 50.

Во время учений с участием «Eurofighter Typhoon» Люфтваффе на Аляске, были отработаны индивидуальные воздушные бои.

По утверждению майора Грюна участвовавший на учениях, F-22 имел несравненное превосходство на дальних дистанциях в силу средств обнаружения, но на близких дистанциях резвый «тайфун» не раз перехватывал инициативу. Вскоре, чиновники Пентагона аргументировали это маловероятностью близких схваток на практике.

Авиация России

Что происходит с достижениями, передовой мыслью и новейшей техникой, если почивать на лаврах, заявлять о своей исключительности и кичиться своей гениальностью? Через некоторое время вы будете в отстающих, авангард уйдёт далеко вперёд, а вам придётся затратить неимоверные усилия, чтобы его догнать и надеяться, что догоните.

F-22 Raptor долгое время в США и зависимых от них странах считался самым грозным истребителем завоевания превосходства в воздухе. До 2022 года он был единственной действующей платформой пятого поколения в мире. Анализ возможностей «Раптора» во многих аспектах быстрого старения и наличия тяжёлых истребителей следующего поколения у конкурирующих стран, указывает на то, что преимущество США в воздухе, когда-то гарантированное F-22, уже не является бесспорным.

Способность F-22 превзойти наиболее передовые истребители, созданные Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) или китайскими авиационно-космическими корпорациями, в Соединенных Штатах долгое время считалась само собой разумеющимся, но теперь преимущество «Раптора» уже не столь чёткое и оно имеет тенденцию к сокращению.

Авионика F-22 считалась устаревшей ещё задолго до начала его эксплуатации в декабре 2005 года. В общей сложности программа развития истребителя длилась 24 года и более десяти лет от начала проектирования до производства. Из-за столь длительного периода истребитель к моменту поставки в ВВС США имел архитектуру бортового компьютера, относящуюся к началу 1990-х годов с тактовой частотой центрального процессора всего 25 МГц, что на сегодняшний день очень медленно. В тоже время в конце ноября 2022 года стало известно, что бортовая компьютерная сеть истребителя Су-57 использует для передачи информации волоконно-оптические каналы связи вместо привычных медных, что на порядки повышает быстродействие авиационного оборудования российской платформы.

Су-57 — боевой летающий суперкомпьютер

Использование специализированного, но несколько бестолкового программного обеспечения, сделало самолёт чрезвычайно сложным для обновления. Это вызвало особые трудности при попытке оснастить истребитель боеприпасами нового поколения, такими как ракета дальнего действия AIM-120D или ракета ближнего боя AIM-9X. Американские ВВС вынуждены и далее полагаться на более старые ракеты «воздух-воздух», которые к тому же не сопоставимы с тем вооружением, которое развёрнуто на современных российских и китайских истребителях.

Например, AIM-120C не может сравниться с новейшей китайской PL-15, имеющей дальность 150 км, или с российскими K-77. Даже более устаревшие боеприпасы, как ракета Р-27, превосходят дальность пуска своих американских аналогов.

Су-57 — круговое зрение и 10 тонн вооружения

Ещё важно учитывать устаревший планер F-22, который уже не отвечает требованиям самолёта XXI века, он предшествовал даже советскому прототипу истребителя пятого поколения МиГ-1.44 и был разработан в середине 80-х годов. Если авионика «Раптора» с большими усилиями и затратами постепенно, но улучшается, то малая заметность и планер истребителя с точки зрения уже разработанных технологий следующего поколения, оставляют желать лучшего.

Если бы F-22 всё ещё находился в серийном производстве, было бы значительно больше возможностей для модернизации платформы и сохранялась бы потенциальная возможность модернизировать более старые варианты истребителя с использованием новейших технологий. Однако, несмотря на это, сегодня военно-воздушные силы США ограничены в своей способности улучшить качество флота истребителей F-22, а американские военные могут только сожалеть, что ни один из вышеупомянутых факторов, ограничивающих потенциал F-22, не относится ни к китайскому J-20, ни к российскому Су-57.

Су-57 — рождён невидимкой

J-20 поступил в эксплуатацию в 2022 году, а российский истребитель, ещё даже не принятый на вооружение, уже был испытан в боевой обстановке на сирийском ТВД в феврале 2022 года. Оба этих самолёта не только оснащены самым передовым авиационным оборудованием, компьютерными системами, процессорами и ракетами, но и их производство рассчитано на несколько десятилетий вперёд, как это было, например, с Су-27, что значительно превышает четыре года производства F-22 в Соединенных Штатах. По мере развития новых технологий это даёт и Китаю, и России значительно больше возможностей для модернизации своих истребителей, а также для отработки технологий платформы шестого поколения. Эти два истребителя во многом превосходят F-22 в вычислительной мощности, программном обеспечении и авионике, а также в более совершенном и современном вооружении, что в совокупности будет решающим активом в любом потенциальном конфликте.

В конечном счёте, по инерции F-22 ещё признаётся самым передовым истребителем в мире, но это на словах, и вопрос в том, как долго он продержит этот титул, времени у него практически не осталось. На «Раптор», как на платформу имеющую качественное преимущество США в воздушном превосходстве над Россией или Китаем, полагаться нельзя, потому что обе страны располагают новыми машинами пятого поколения, при этом Су-57, в частности, с самого начала разрабатывался с намерением отработать на нём технологии шестого поколения.

Формула успеха: Су-57=f22+f35

Американский флот F-22 поставлен перед лицом не только качественного недостатка, но и количественного, при том, что истребитель был выпущен для удовлетворения только 25% требований ВВС, и изначально не предназначался для использования военно-морским флотом, в то время как Су-57 и J-20 должны быть выпущены в гораздо большем количестве. И даже несмотря на то, что Россия пока не форсирует массовое серийное производство Су-57, так как обладает самыми совершенными на сегодняшний день в мире истребителями предыдущего поколения Су-35С и Су-30СМ, новый российский авианосец «Шторм» проектируется именно под платформу Су-57.

Следует также учитывать, что Соединённые Штаты с несколькими сотнями военных баз по всему миру, столкнулись с четырьмя «великими державами», о которых говорится в Стратегии национальной обороны 2018 года — это Россия, Китай, Северная Корея и Иран, все из которых требуют поблизости присутствия F-22. Это означает, что элитные истребители, доступные для размещения в каком-либо конкретном месте, представляют собой лишь часть всего американского флота, в эскадрильях которого может находиться всего по шесть «Рапторов». В тоже время и Россия, и Китай планируют гораздо более сконцентрированное размещение своих передовых самолётов в Восточной Европе и Восточной Азии и не намерены распыляться техникой по всему миру на нескольких фронтах.

Су-57 — безопасная топливная система и всевидящий радар

В свете последних событий США выделяют значительные ресурсы на разработку тяжёлого истребителя шестого поколения для завоевания превосходства в воздухе, чтобы заменить F-22 и производить новую платформу в достаточном количестве и для наземных сил, и для военно-морского флота. Однако их соперники не стоят на месте, и пока Соединённые Штаты более 20 лет почивали на лаврах, Россия и Китай далеко продвинулись в разработке технологий следующего поколения.

По материалам издания Military Watch Magazine

ПАК ФА и «изделие 30» — станет ли «Раптор» динозавром?

  • 08.10.2018 F-22 и F-35 против ЗРК С-300 — проверять эффективность не рекомендуется
  • 16.10.2018 В США более 20 истребителей F-22 Raptor после урагана пропали без вести
  • 09.11.2018 Китайские стелс-истребители J-20 и J-31 на МАКС-2019 — возможно ли?
  • 16.11.2018 Су-57 — полёт с максимальной нагрузкой

(11 оценок, среднее: 3,36 из 5)

F-22 RaptorJ-20Су-57

Боевое применение

Первое боевое крещение F-22 получил в Сирии, в январе 2014 года. Произведя пару точечных ударов по базам исламистов в Ракке, самолет благополучно вернулся на базу. На июнь 2015 года, количество выполненных заданий превысило 120.

В ходе одного из 11 часовых полётов пилоты провели разведку местности, выполнили задачу ударно, произвели целеуказание, и сопроводили бомбардировщики на деле показав универсальность самолета.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) в сравнении с аналогами

МоделиF-22Су-57F-35BCу-35Eurofighter typhoon
Масса пустого1970018500146501900011 000
Боевой радиус км760140086513501390
Практический потолок м20 00020 00018 00020 00020 000
Тяга на форсаже2 x 167852 × 15000195002 × 145002 × 9000
Боевая нагрузка кг1037010000910080007500
Максимальная скорость24102600193014002400
Наличие Оптико-электронной станции+++
БРЛС с АФАР+++++

Таким образом, главные недостатки F-22 Raptor перед соперниками – малый радиус действия и отсутствие оптико-электронной станции наведения.

Технические проблемы и инциденты

Обязательным атрибутом современных летательных аппаратов стала кислорододобывающая станция, заменяющая баллон с кислородом. Такие станции имеются и на «Рапторах» и именуются OBOGS.

В 2012 года Пентагон наложил ограничение на полеты машин с этой системой.

В распоряжении запрещалось летать вдали от баз, на Аляске, и на высотах свыше 7600 метров. По мнению экспертов это максимальная высота, с которой можно вернутся на землю если летчик испытывает удушье.

Ситуация осложнилась тем, что двое пилотов публично отказались летать на F-22 из-за проблем с воздухом. Дефект унес жизни людей. При расследовании крушения одного из аппаратов в 2010 году, на Аляске выяснилось, что причина катастрофы была в потере сознания от удушья. Также стало известно, что костюм высокого давления пилотов сильно раздувался при перегрузках, не давая лётчикам нормально дышать.

Конструкторы решили проблему, установив клапан, сбрасывающий лишнее давления в костюме и убрав фильтр очистки для увеличения пропускной способности воздуховода, исключив при этом вероятность засорения.

Среди других необычных происшествий также известны:

  • 10 апреля 2006 года. Ложное срабатывание замка блокировки кабины. После многочасовых попыток открыть фонарь, с участием сотрудников компании-изготовителя, он был демонтирован с помощью инструмента. Стоимость замены фонаря составила 200.000 долларов.
  • 11 февраля 2007 года. Сбой программного обеспечения навигатора при перелете в Японию. Связан со сменой даты и времени в середине Тихого океана. В программе не было предусмотрено алгоритма смены, поэтому GPS приёмники выдавали неверную информацию. Вся эскадрилья вернулась на базу, после чего Lockheed в срочном порядке обновили прошивку.
  • 16 ноября 2010 года. Чрезмерное перегрев двигателя и срабатывание аварийного отключения кондиционирования и системы OBOGS. Пилот не успел отреагировать, задохнулся и разбился. После этого инцидента в кабину начали устанавливать аварийные баллоны с кислородом.

Система жизнеобеспечения пилота

Может сложиться впечатление, что ВВС США получили машину, являющуюся набором технических нелепиц. В принципе, основания для такого мнения есть, но на самом деле эта техника имеет в своем составе немало прорывных технологий. Вот только они настолько «сырые», что все даваемые ими преимущества – ничто перед лицом тех проблем, которые они же и создают. Новинки сложны, дороги и капризны в отладке. Одним из наиболее характерных примеров является специальный костюм жизнеобеспечения пилота. По сути, этот «костюмчик» по сложности едва ли не превосходит космический скафандр.

Система настолько навороченная, что управлять ей приходится используя далеко не самый слабый компьютер. Если она откажет, есть вариант ручного переключения на мануальное управление (сейчас переключение идет автоматически). Но уже при первых испытаниях в строевых частях начальство пилотов стало десятками получать рапорты от пилотов с просьбами пересадить их c Lockheed Boeing F-22 Raptor на что-то более адекватное. Дело в том, что при входе и выходе из маневров с сильной перегрузкой все летчики испытывали острое кислородное голодание, на грани обморока. Тогда армейские бюрократы не придали жалобам никакого значения. Вот только в 2010 году очередной летчик оказался «слабоват» и попросту упал в обморок при выводе «Раптора» из виража. В результате машина рухнула, человек погиб.

Впоследствии выяснилось, что система стравливания и нагнетания воздуха в костюм пилота плохо проработана. Точнее, «химичил» клапан: из-за его неадекватной работы воздух не успевал нормально стравливаться, в результате чего людей попросту сжимало избыточным давлением. Причем перегрузка была настолько сильной, что сжимались даже легочные альвеолы. В результате полторы сотни машин, находившихся к тому времени в строю, пришлось экстренно переоборудовать. Более года «Рапторам» было строжайше запрещено подниматься свыше пяти тысяч метров (при потолке в 20 тысяч).

В массовой культуре

Несмотря на свой юный возраст F-22 стал популярным. В частности, он фигурирует в:

  1. Халк. (2003)
  2. Трансформеры. (2007) Один из антагонистов перевоплощается в F-22
  3. Трансформеры 2. (2009)
  4. Падение Олимпа. (2013) Самолеты атакуют AC-130, обстреливающий Белый дом
  5. Серия игр Command and Conquer Generals. Является многофункциональным единицей.
  6. В игре Ace Combat: Assault Horizon и во многих других авиасимуляторах

Образ самолёта в фильмах ассоциируется с технологическим совершенством, а в компьютерных играх на нём можно полетать лишь по достижении высокого ранга.

Перспективы

Эксперты высказывают различные мнения о будущем Раптора, однако становится ясно, что пришедший в дополнение F-35 Lightning II привлекает внимание военных все больше.

Наличие электронно-оптической станции с нашлемным целеуказателем, станции постановки помех, современного интерфейса обмена данных, совместимости с широким спектром вооружения, вплоть до тактических атомных бомб, превращает F-35 в отличную машину поддержки войск. В странах же третьего мира, эту задачу давно взяли на себя беспилотники.

У F-22 другая задача. Самолёту предначертано безраздельно доминировать в небе. Он должен увести вражеские перехватчики в сторону от бомбардировщиков, разведать местность резким энергичным пролётом и провести целеуказание, нанести точечные удары по укреплениям в общем всё чтобы обеспечить армии уверенную победу.

Уже скоро Россия ответит запуском Су-57 в серийное производство, а значит, вполне вероятна их встреча в третьих странах.

Это выявит их слабые стороны и даст мощный импульс развитию авиации. Обе машины будут не раз модифицироваться, соответствуя возросшим требованиям времени. Поэтому Раптор будет сторожить небо своей страны еще не одно десятилетие, пока ему на замену не придут машины нового, шестого поколения.

Армия и вооружение

Знаменательной датой в истории мировой авиации стало 15 декабри 2005 г. В этот день на авиабазе Лэнгли (шт. Вирджиния) состоялась официальная церемония, посвященная принятию не вооружение ВВС США многоцелевого истребители Локхид Мартин F/A-22A «Раптор»

— первого в мире истребителя пятого поколения. Командующий боевым авиационным командованием ВВС генерал Рональд Кис заявил, что с этого дня истребитель достиг состояния начальной оперативной готовности и приступает к выполнению боевых заданий. Первые боеготовые истребители вошли в состав 27-й эскадрильи 1-го истребительного авиакрыла, дислоцирующегося на авиабазе Лэнгпи. К началу декабри 2005 г. построила 66 истребителей, из которых 53 переданы ВВС.

Самолет F/A 22А «Раптор» является самым современным и дорогим из всех когда-либо созданных истребителей: цена одной машины в настоящее время достигла $120 млн (без учета стоимости программы НИОКР). Он играет важную роль для военно-промышленного комплекса США, где полагают, что на рынке истребителей пятого поколения достойного соперника у него нет.

Хотя «Раптор» сейчас классифицируется как многоцелевой истребитель, первоначально он рассматривался как усовершенствованный тактический истребитель ATF завоевания превосходства в воздухе. Аббревиатура ATF впервые появилась в 1971 г., когда существовавшее тогда тактическое авиационное командование ВВС США (ТАС) предложило идею создания нового самолета, предназначенного для замены истребителей F 16 и штурмовиков А-10 «Тандерболт». Появление в Советском Союзе высокоманевренных истребителей нового поколения МиГ-29 и Су-27 поколебало веру американцев в то, что в перспективе самолеты F-15 и F-16 смогут отвести угрозу воздушного нападения. Hо вот в начале 1980-х годов в США начались проработки первых вариантов истребителя ATF. Одновременно оценивались возможности совмещения требований ведения воздушного боя и нанесения ударов по наземным целям в одном самолете, а также пытались определить, какую из этих боевых задач считать приоритетной.

Ведущие авиационные фирмы США получили предварительные требования, на которые им следовало дать свои предложения. Ответы были получены от , «Дженерал Дайнэмикс», «Грумман», «Локхид», «Макдоннелл-Дуглас», «Нортроп» и «Рокуэлл». и «Воут» ответили отказом. Представленные проекты сильно отличались друг от друга размерами и внешним обликом: например, «Нортроп» предложила проект самого легкого истребителя, а «Локхид» представила проект «летающего монстра» взлетным весом почти 54.4 т и обладающего сверхзвуковой скоростью, соответствующей числу М=2,8.

К 1982 г американские ВВС стали отдавать предпочтение самолету для ведения маневренного воздушного боя. В это время еще не задумывались, что потребуется замена тяжелому истребителю бомбардировщику Дженерал Даинэмикс F-111, а сверхсекретный малозаметный ударный истребитель Локхид F-117A «Найтхоук» еще не поступил на вооружение

Командование ВВС решило создавать тяжелый истребитель, предназначенный для замены самолетов F-15 и способный уничтожать противника, где бы он ни находился. В результате пересмотрели требования к летным характеристикам, размерам и весовым параметрам истребителя ATF. Были также выработаны некоторые дополнительные специфические требования, в частности, использование сверхскоростных интегрированных каналов обработки информации (VHSIC), крыла с активной системой управления круткой, гидравлической системы с повышенным рабочим давлением и невоспламеняющейся жидкостью, конформных антенн и датчиков и объединенной системы управления самолетом и силовой установкой.

Предлагалось также использовать речевую систему управления некоторым бортовым оборудованием и двигатели с системой управления вектором тяги для обеспечения короткого разбега и улучшения маневренности в полете. Но все это было отклонено.

В ответ на новые требования перечисленные выше фирмы дали свои доработанные предложения, после чего им были выданы контракты на предварительные исследования. Начался этап эскизного проектирования, по итогам которого планировалось выбрать две фирмы для постройки опытных машин и проведения их сравнительных летных испытаний. Лидирующие строительные и «Пратт-Уитни» получили средства на конкурсную разработку двигателей по программе JAFE. Результатом их деятельности было создание соответственно опытных ТРДДФ YF120 и YF119.

В 1986 году в программах ATF произошло существенное изменение – руководство ВМС США объявило о желании получить палубный истребитель NATF для замены самолета Грумман F-14. В соответствии с новыми планами предусматривалось построить для ВВС 750 истребителей ATF, а для ВМС – 546 самолетов NATF. Через некоторое время изменилась структура программы. Фирмы-участники, оценив финансовые возможности, решили образовать совместные группы. При этом они договорились, что фирма, проект которой окажется победителем, станет главным подрядчиком. В одну группу вошли «Локхид», «Боинг», и «Дженерал Даинэмикс», а во вторую – «Макдоннелл-Дуглас» и «Нортроп». и «Рокуэлл» продолжили работы самостоятельно.

31 октября 1986 года победителем были признаны проекты и «Нортроп». Обе фирмы получили контракты на разработку и постройку по паре опытных самолётов, причём один с ТРДДФ Пратт-Уитни YF119, а другой с двигателями Дженерал Электрик YF120.

Опытные истребители не предназначались для эксплуатационных испытаний, на них предстояло отработать наиболее важные технологии. С целью обеспечения большой продолжительности испытаний было решено не покрыватьвесь планер панелями из РПМ, а разместить их только в некоторых местах. В противном случае пришлось бы часто прерывать полёты для осмотра обшивки из РПМ.

Первым на летные испытания поступил опытный истребитель Нортроп – Макдонелл-Дуглас YF-23 с двигателями YF119, поднявшийся в воздух 27 августа 1990 года. Опытный Локхид YF-22

, оснащенный двигателями YF120, взлетел 29 сентября того же года. Самолет YF-23 номер 2 совершил первый полет 26 октября 1990 года, на нем стояли ТРДДФ YF120. Наконец, 30 октября взлетел второй истребитель
YF-22
с двигателями YF119. Известно, что самолет YF-23 неофициально назывался «Блэк Уидоу» в честь истребителя Второй мировой войны Нортроп Р-62. Истребитель
YF-22
также носил неофициальное название: в память о другом известном истребителе военного периода Локхид Р-38 ему присвоили имя «Лайтнинг».

Истребители YF-22 (снизу) и YF-23 (сверху)

Программа летных испытаний опытных истребителей YF-22

завершилась 28 декабря 1990 года. Они совершили 74 полета и налетали 91, 6 часов. Во время испытаний была получена максимальная скорость, соответствующая числу М>2. Выполнялись длительные полеты на сверхзвуковом режиме без использования форсажа., максимальное число М в этих полетах равнялось 1,58. Осуществлялись пуски УР класса «воздух-воздух» AIM-9 и AIM-120 (AMRAAM), размещенных во внутренних отсеках. Были выполнены полеты с углами атаки 60 град.

Самолеты Нортроп YF-23 налетали 65 часов. Пуски ракет и полеты на больших углах атаки не осуществлялись. Однако в сверхзвуковом крейсерском полете самолеты превышали число М=1,6. Знамение достигнутой максимальной скорости до сих пор засекречено. По мнению специалистов, истребитель YF-23 обещал превзойти своего конкурента по скорости, кроме того, он имел меньшую ЭПР. Испытания моделей в аэродинамических трубах показали, что YF-23 не имеет ограничений по углам атаки, обладая при этом чрезвычайно высокой маневренностью. задумала создать скоростной и малозаметный истребитель, который должен всегда первым уничтожать самолет противника прежде, чем тот сможет выйти на рубеж атаки, «Локхид», в свою очередь, предпочла отдать приоритет высокой маневренности при умеренных углах атаки.

Самолеты Нортроп YF-23

В апреле 1991 года «Локхид» стала победителем программы ATF. Этой победе во многом способствовало ее разрекламированное намерение создать палубный истребитель NATF с двухместной кабиной экипажа и крылом с изменяемым углом стреловидности. По иронии судьбы, проект NATF был через несколько месяцев аннулирован. В качестве силовой установки было решено использовать ТРДДФ Пратт Уитни YF119, который по конструкции был более консервативен, чем конкурент YF120, который оказался сложнее, так как относился к двигателям с изменяемым рабочим циклом, что повышало технический риск.

Серийный истребитель Локхид Мартин F/A-22A заметно отличается от опытного YF-22

. Прежде всего, он несколько больше по размерам. Кабина экипажа сдвинута вперед с целью улучшение переднего обзора, а воздухозаборники двигателей смещены назад, что улучшило летчику обзор вбок и вниз. Площадь вертикальных килей уменьшена почти на 20-30%, а угол стреловидности крыла по носку стал меньше на 6 град. Направление носков и задних кромок крыла и горизонтального оперения выбрано таким образом, чтобы в максимальной степени обеспечить малую ЭПР. У F-22 изменена форма обтекателя РЛС для лучшей производительности станции.

YF-22 (слева) и F/A-22A (справа)

Первый опытный YF-22 с двигателями YF120 стал впоследствии использоваться в качестве макета для отработки различных новых инженерных решений. Второй самолет продолжал летные испытания до тех пор, пока 25 апреля 1992 г. в результате сильного бафтинга горизонтального оперения не потерпел аварию. К этому времени машина 113 раз поднималась в воздух, общий ее на лет составил 153,2 ч. После аварии планер восстановили, установив на него крыло и оперение серийного истребителя, и стали использовать для наземных испытаний БРЛС и определения ЭПР.

Первоначально по контракту на разработку и летные испытания предсерийных истребителей (этап ЕМD), выданному в августе 1991 г., намечали построить 11 самолетов: девять одноместных F-22А и два двухместных F-22В, а также двух планеров для статических и усталостных испытаний. Предполагалось, что летные испытания первого предсерийного истребителя начнутся в середине 1996 г., первого серийного — не позже середины 1999 г. Первую эскадрилье планировалось поставить на боевое дежурство к 2003 г.

Однако финансовые проблемы разрушили все планы. Лишь 9 апреля 1997 г. состоялась официальная презентации первого предсерийного истребителя F-22А (91-4001), во время которой он получил название «Раптор («Хищник»). На его борту вывели надпись – «Спирит оф Америка». Первый полет машина совершила 7 сентября 1997 года с авиабазы Доббинс (шт. Джорджия). Но между этими двумя датами произошло важное событие: в июле отменили постройку двухместного самолета F-22B.

В это же время начались полёты летающих лабораторий, на которых отрабатывались различные системы будущего истребителя. В частности, на летающей лаборатории F-16D VISTA проходило проверку программное обеспечение системы управления, а на летающей лаборатории Боинг 757-200FTB испытывались полностью оснащенный макет кабины экипажа и авионика. На полигоне в районе г. Форт-Уэрт (шт. Текас) был построен стенд с полноразмерной носовой частью фюзеляжа самолета F-22A

и секциями крыла с конформными антеннами для испытаний радиоволнового и навигационного оборудования, а также системы опознования.

После заводских испытаний предсерийные F-22A

по очереди прибывали на авиабазу Эдвардс (шт. Калифорния), где раполагалась объединенная испытательная группа. В состав этой группы входили летно-испытательный центр ВВС, центр войсковых и оценочных испытаний, воздушное боевое командование, управление программной разработкой истребителя
F-22
(F-22SPO), и отделение авиационных тактических систем . Самолет
F-22A
(91-4001) был доставлен на авиабазу 5 февраля 1998 года в разобранном виде на борту тяжелого военно-транспортного самолета Локхид С-5B «Гелакси», а машина 91-4002 прилетела сюда сама 26 августа того же года. Третий предсерийный
F-22A
(91-4003) выполнил первый полёт 6 марта 200 года, а 15 марта его встречали на авиабазе Эдвардс.

Задержи в поставах предсерийных машин существенно тормозили всю программу. Из 9 самолетов, строившихся в рамках этапа EMD, только машина под номером 91-4002 полетела точно по графику (29 июня 1997 года). Остальные запаздывали на год и более. В политических кругах росло недовольство ходом выполнения программы, и в июле 1999 года палата представителей конгресса США неприятно удивила Пентагон и разработчиков решением не выделять на 2000 финансовый год ассигнований в размере 1,8 млрд.$ на серийное производство истребителей F-22A. Это нанесло болезненный удар по программе, так как финансирование в полном объеме восстановить позднее не удалось, хотя кое-какие средства добавили для начала серийного выпуска по программе LRIP, предусматривавшей постройу истребителей небольшими партиями.

Стоит упомянуть ещё кое-какие сведения о модернизации раптора. В мае 1993 года командование ВВС решило, что F-22A

должен вести не только воздушный бой, но и уничтожать наземные цели с помощью высокоточного оружия. Поэтому были сделаны соответствующие доработки в конструкции внутренних отсеков вооружения для размещения КАБ GBU-32 калибром 454 кг, оснащенных комплектом наведения JDAM. Таким образом, самолет постепенно превратился в многоцелевой, что позднее отразилось на его обозначении – в сентябре 2002 года он получил индекс
F/A-22A
.

Во время летных испытаний предсерийных машин отрабатывалась версия программного обеспечения «Блок 3.0.», выполнялись пуски УР AIM-9 «Сайдундер» и AIM-120 (AMRAAM), определялись характеристики БРЛС и величина ЭПР. В целом, работы шли удовлетворительно, набирала обороты программа LRIP. Однако ВВС США решили продлить сроки летных испытаний. Ыа доработана программа первоначальных эксплуатационных и оценочных испытаний (DIOT&E). Сначала её хотели начать в августе 2002 года, но из-за задержек в поставке серийных самолетов, строящихся по программе LRIP, к ней приступили только в конце сентября 2003 года.

В сего по этапу EMD было построено 9 самолетов с номерами 91-4001 до 91-4009. Последний полетел 31 марта 2003 года. Судьба у этих самолетов оказалась разной. Самолет 91-4001 закончил карьеру в ноябре 2000 года. Он был передан на авиабазу Райт-Петерсон (шт. Огайо), где его обстреливали пушками и ракетами с целью оценки боевой живучести. С истребителя 91-4002, первоначально предназначавшегося для испытаний конструкции планера, выполнялись пуски ракет. Он также использовался для испытания на штопор и был оснащен противоштопорным парашютом. Такую же роль самолет 91-4003. Истребитель 91-4004 первым получил БРЛС AN/APG-77, на нём также определялись характеристики радиолокационной и тепловой заметности. Самолеты 91-4005 — 91-4009 предназначались для отработки авионики и её программного обеспечения.

F-22A (номер 91-4004) Военно-воздушная база в Эдвордсе, (Калифорния). Находится в климатической лаборатории МкКинлей для тестов. Рассматривается выносливость F-22 к осадкам и различным погодным условиям.

F-22 (номер 91-4006)в безэховой камере антенного полигона Бенефилд (авиабаза ВВС Эдвардс, Калифорния).

С помощью безэховой камеры исследуются такие параметры, как эффективная отражательная/поглотительная поверхность и точные характеристики антенных устройств объектов, испытывается бортовое радиоэлектронное оборудование, включая радиостанции, системы управления оружием и контейнеры средств радиоэлектронного противодействия.

————

источник:

https://users.bart.nl/users/wbergmns/info/f22.htm

https://www.aerospaceweb.org/question/planes/q0021a.shtml

Мел Уильямс «Супер истребители» илл.энциклопедия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]