Т-24 – танк, обогнавший свое время

«Т-24» перенаправляется сюда. Для использования в других целях, см T24 (значения) .

Эта статья требует дополнительных ссылок для проверки

. Пожалуйста, помогите улучшить эту статью , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален.
Найти источники:
«Танк Т-24» — новости
·
газеты
·
книги
·
ученый
·
JSTOR
( сентябрь 2022 г. )( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения )

Средний танк

Средний танк Т-24
ТипСредний танк
Место происхожденияСоветский Союз
История обслуживания
ИспользованСоветский Союз
История производства
ДизайнерИван Николаевич Алексенко, КБ Т2К
Разработано1930 г.
ПроизводительХПЗ
Произведено1931 г.
Нет построено25
ВариантыОпытный образец танка Т-12, артиллерийские тягачи Коминтерн и Ворошиловец
Характеристики
Масса18,5 тонн
Длина6,50 м (21 фут 4 дюйма)
Ширина3,00 м (9 футов 10 дюймов)
Высота2,81 м (9 футов 3 дюйма)
Экипаж5
Броня8–20 мм
Основное вооружение45-мм пушка Модель 32
Вторичное вооружение3 × пулемет ДТ
Двигатель250 л.с. (190 кВт)
Мощность / вес13,5 л.с. / тонна
Приостановкавертикальная пружина
Рабочий диапазон140 км
Максимальная скорость25 км / ч (16 миль / ч)

Т-24

был советский средний танк , построенный в 1931 г. Только двадцать четыре были построены, и никто не видел боя. Это был первый танк, произведенный на заводе ХПЗ в Харькове , который позже стал выпускать очень успешные советские танки серий БТ , Т-34 и Т-54 . Подвеска Т-24 успешно использовалась в первых в Советском Союзе артиллерийских тягачах специального назначения .

Основное вооружение Т-24 — 45-мм пушка. У него был 7,62-мм пулемет ДТ с шаровой установкой в корпусе, еще один в башне и третий во вспомогательной башне наверху основной башни. Танк был хорошо бронирован для своего времени, но с двигателем и трансмиссией были проблемы.

История производства [ править ]

Конструкторское бюро танков было создано на Харьковском локомотивном заводе (ХПЗ) в Харькове , Советская Украина, в 1928 году. Первым танковым проектом завода был Т-12 (или Т-1-12). Это была увеличенная версия Т-18 с более мощным двигателем (Т-18 базировался на Renault FT ). Идея танка Т-24 была настолько велика, что в августе 1930 года Реввоенсовет (РВС) заказал ошеломляющие 1600 танков Т-24 по сравнению с 900 танками, произведенными в мире за эти годы. [1]

Т-24 был введен в эксплуатацию как попытка восстановить технику, которая была помещена в танк Т-12. Кончина Т-24 была вызвана факторами, которые были упущены из виду, чтобы компенсировать недосмотр Т-12, это привело к тому, что Т-24 столкнулся с недостатками, которые считались основными. Это включало механические ошибки в трансмиссии и подвеске. После постройки двадцати пяти танков Т-24 весь проект свернули. Был построен один прототип и разрешено производство тридцати танков в 1930 году, но автомобильные характеристики были настолько разочаровывающими, что было решено провести дальнейшие опытно-конструкторские работы. Всего было построено двадцать пять танков. [2] Со временем оставшиеся танки использовались в качестве учебных танковых частей Красной Армии. [3]

Проект был переименован в Т-24, были завершены работы по устранению проблем с трансмиссией и топливной системой, а также была спроектирована башня большего размера. Были проведены первоначальные испытания, в ходе которых характеристики были признаны удовлетворительными, хотя двигатель прототипа загорелся, и башню пришлось передать опытному образцу Т-12 для дальнейших испытаний. Всего в 1931 году было построено всего двадцать четыре танка. Т-24 изначально были вооружены только пулеметами, пока в следующем году не были установлены 45-мм орудия.

Т-24 был признан ненадежным и использовался только для тренировок и парадов. Хотя танк Т-24 оказался неудачным, он дал ХПЗ первоначальный опыт проектирования и производства танков, который с большим успехом был применен при освоении производства американского танка Christie в качестве серии танков БТ , начиная с 1931 года.

В конечном итоге Т-24 был отменен на полпути производства из-за того, что он стоял в линейке советских танков, которые уже существовали в то время. Т-24 должен был заполнить пробел в существующем модельном ряду, состоящем из легких и тяжелых танков, за счет введения механики среднего танка. В процессе проектирования Т-24 Советы сосредоточили внимание на многих источниках решения своей проблемы, включая танки Т-19, Т-21 и Т-23. [4] Однако во время испытаний Т-24 конкурировал с более широко известным танком Grotte-1, также известным как TG-1 и в конечном итоге получившим название Т-22 в СССР. [5]

Коминтерн артиллерийский тягач

Тяжелый артиллерийский тягач Ворошиловец

Артиллерийские тягачи [ править ]

Артиллерийский тягач

ХПЗ «
Коминтерн»
был основан на подвеске танка Т-12 (50 штук с 1930 г.), а затем Т-24 (2 000 штук с 1935 по 1941 г.) с дизельным двигателем мощностью 131 л.с. В отличие от танков-предшественников, трактор оказался более удачным и был запущен в серийное производство.
Коминтерн
унаследовал несколько Т-24 в недостатках (например , медленной подвижность), но некоторые из них [
уточнить
] фиксировался конструкторами, другие были не столь значимы для трактора , как и для танка.
Коминтерн
был использован для буксировки средней артиллерии , таких как 152 мм пушки-гаубицы.

Тяжелый артиллерийский тягач

«
Ворошиловец»
также был основан на подвеске Т-24 с тем же, но отстроенным дизельным двигателем модели В-2, что и танки БТ-7М и Т-34 . С 1939 года на ХПЗ было построено около 230 штук, а после немецкого вторжения в 1941 году производство было перенесено на Сталинградский тракторный завод до августа 1942 года.

Т-24 – танк, обогнавший свое время

История этого танка, которого вполне можно считать дедушкой Т-34, лично для меня началась очень давно. Еще будучи мальчишкой, я в журнале «Наука и жизнь» на маленьких картинках внизу страницы, выполненных в черно-белой графике, увидел два поразивших меня танка – Т-24 и ТГ. Затем такую же «подборку» я встретил в журнале «Юный техник», но ни в том, ни в другом журналах об этих танках не было ничего. Затем рисунок Т-24 с кратким текстом обнаружился в книге «Рыцари брони» Н. Ермоловича. А в 1980-ом я сделал свой первый танк – модель первого советского танка «Борец за свободу тов. Ленин», победившую на конкурсе игрушек Минлегпрома СССР. Затем последовала следующая серия: Т-27, Т-26, БТ-5, Т-35, ИС-2, также ставшая призером конкурса 1982 года. Но… хотелось сделать на конкурс модель неизвестного ранее танка, о котором мало кто знал и который, тем не менее, сыграл бы в истории развития отечественной БТТ определенную роль. И куда я только не обращался в поисках его чертежей, даже в знаменитую Ленинку – библиотеку им. Ленина в Москве, где, кстати, отыскал чертежи танкетки Т-27… в списке ДСП («сов.секретно»), и мне их так ведь и не дали… в 1988 году!


Т-24 из журнала «Моделист-конструктор №9 за 1989 г.

Но зато, когда я написал в НАМИ, что, вот мол, я тот-то и такой-то и мне нужны чертежи малоизвестных танков СССР, откуда (это уже был 1989 год) пришел увесистый конверт с… синьками Т-24, Т-37 и Т-27 с пушкой! Правда, последние две машины даны были фрагментарно, чертежи собраны «с бору по сосенки», но зато на Т-24 синька была просто в идеальном состоянии, со всеми подписями, ТТХ и размерами. И была она просто огромная, в масштабе 1:10, чуть ли не на полкомнаты! То есть настолько это все было там не нужно, что они рады-радешеньки были все это сбыть хоть кому-то, а не просто сжечь на заднем дворе.

Вот так я и стал обладателем этой редчайшей синьки и… поскольку тут я уже был членом британской ассоциации моделистов МАFVA, я решил написать в их журнал статью про этот танк и написал. С большим трудом нашел человека, который сделал мне на основе этой синьки чертежи в масштабе 1: 35 и небольшой материал (да и сам журнала «Танкетте» у них был небольшой),который уехал туда и сразу же был напечатан. Второй материал, уже больших размеров, уехал в журнал «Моделист-конструктор». А там мне не поверили! «Чертежи считаются утерянными! Откуда это вы их взяли?» Пишу – с синьки, мол, а синька из НАМИ. «Пришлите нам ее на экспертизу!» Прислал, и в итоге она так там в редакции и накрылась, но зато большая статья про танки Т-12/Т-24 появилась в «Моделисте-конструкторе» №9 за 1989 год вместе с очень красивой цветной вкладкой. Статья за авторством Ромадина, Барятинского и Шпаковского начиналась со слов о том, что, бесспорно, предлагаемый материал для всех интересующихся бронетанковой техникой будет настоящей сенсацией, так как ранее про танки Т-12/Т-24 никто не писал, да еще так подробно. И хотя мои коллеги написали в нее очень много, в особенности про Т-12, я был очень рад тому, что не было бы моей синьки, не было и этой статьи! А так, спустя какое-то время уже после 1991, года была выпущена на радость моделистам-коллекционерам БТТ даже сборная модель Т-24.

И так как вряд ли есть особый смысл повторяться и писать о том, о чем уже было написано, мне кажется, будет интереснее другое, а именно рассмотреть этот танк через призму нашего сегодняшнего знания, посмотреть возможности, упущенные шансы и перспективы этой машины.


Т-24 в «боевой раскраске». Впечатляет, не так ли?!

Итак, танк появился в СССР на переломе, а именно в 1930-ом году. Переломным этот год был во всех отношениях, прежде всего потому, что… на Западе начался очередной мировой кризис капитализма. А кризис – это недовольство трудящихся, революционная ситуация и мировая революция, о которой тогда все газеты писали, но которая все почему-то не шла и не шла. А ведь если бы она началась «там» и «их» пролетариат бы нас попросил, уж не уж-то тачанки бы на Запад не помчались? Конечно бы помчались, да вот только с танками тогда была бы проблема: их просто не было. То есть были, конечно, МС-1, и много, но это было совсем не то, что требовалось. Не дошли бы они до Атлантического океана. Как написал А. Гайдар в своей повести «Комендант снежной крепости» (правда, не о танках, а о тракторе, но в целом очень похоже) – «мал бензиновый бак и велики ведущие шестеренки».


Т-24 на ходовых испытаниях без вооружения.

Но самое интересное отнюдь не в том, что танк «подоспел» к кризису 1929 года, а то, что разрабатывать его в СССР начали в 1927 году, когда никакими кризисами на Западе даже и не пахло, а царило там полное «просперити». И, тем не менее, у нас была начата работа над технически сложным «маневренным танком» с многоярусным вооружением. Опять же интересно, что такая конструкция имела как множество преимуществ, так и много недостатков. Преимуществом являлась возможность вести огонь сразу в нескольких направлениях одновременно, что и было потом доказано на американских танках М3 «Ли». А недостаток – тот же, что и у «Ли»: большая высота танка, а еще сложности с вращением верхней и нижней башен — поворот нижней сбивал наводку у верхней. Выпускать танк должен был Харьковский паровозостроительный завод.

Сначала сделали Т-12 (причем интересно, что на нем должны были стоять спаренные 6,5-мм пулеметы Федорова под японский патрон). Танк испытали, затем его модернизировали, и именно так получился танк Т-24. А теперь давайте посмотрим, с каким иностранным танком 1927, 1928, 1929 года можно его сравнить? Нет таких! Его ровесник «Виккерс-медиум» имел двигатель спереди, непомерную высоту, одну пушку калибра 47-мм и один пулемет в башне, два по бортам, броню 16-8 мм и скорость 24 км/ч.


Средний танк Т-24: 1 — направляющее колесо, 2 — механизм натяжения гусениц. 3 — тележка подвески, 4 — ведущее колесо, 5 — глушитель, 6 — надгусеничная полка, 7 — люк главной башни, 8 — люк малой башни, 9 — броневые заслонки горловин топливных и масляных баков, 10 — крышки моторно-трансмиссионного отделения, 11 — трехстворчатый люк механика-водителя, 12 — буксирная серьга.

Т-24, ставший первым советским средним танком, запущенным в серийное производство, имел пушку калибра 45 мм и два пулемета ДТ в башне, и еще два пулемета в верхней башне и в лобовом листе корпуса. Толщина основной брони равнялась 20 мм. Скорость лишь на два километра меньше, чем у «англичанина».


Сборная модель из полистирола танка Т-24 в масштабе 1:35 фирмы Хобби Босс. Уважают наши машины за границей, а? Причем даже такие!

Экипаж Т-24 был продуман весьма рационально: командир, наводчик, механик-водитель и два пулеметчика. Бронирование было также рациональным – имело наклонное расположение броневых листов на корпусе спереди. Катки ходовой части имели резиновые бандажи, а упругими элементами подвески служили защищенные броневыми кожухами вертикальные спиральные пружины. Танк имел традиционный съемный «хвост», но в данном случае он его не портил. 8-цилиндровый авиационный мотор М-6 имел мощность 300 л.с., что для 18,5-тонного танка было вполне достаточно, поскольку удельная мощность у него получалась 16 л.с. на тонну веса. Но в ходе первых испытаний летом 1930 года танк подвела скверно сконструированная система охлаждения, из-за которой произошло даже возгорание двигателя.

В боекомплект орудия входило 89 выстрелов, включая бронебойные, осколочные снаряды и даже… картечь. Вот только хотя сам танк был готов к 1930 году, пушки Т-24 получили лишь в 1932 году, а до этого ездили только с пулеметным вооружением.


Танк во время ходовых испытаний.

Первые 15 серийных Т-24 сделали во второй половине 1930 года на Харьковском паровозостроительном заводе, причем бронекорпуса танков для них производились на Ижорском заводе. Потом сделали еще 10 Т-24, после чего модель этого танка с производства была снята. В боях эти танки ни разу не участвовали, а использовались исключительно как учебные. Также очень интересным техническим решением была унификация ходовой части этого танка с артиллерийским тягачом «Коминтерн», что позволяло существенно ускорить моторизацию РККА и облегчить освоение машины в войсках. То есть во всех отношениях это был танк, опережающий свое время в 1927-29-ом годах, соответствующий своему времени до середины 30-ых и устаревший сразу после начала Гражданской войны в Испании. Однако все это время равного ему не были ни в Англии, ни во Франции, ни уж тем более в Германии и в Польше. То есть уровень конструкторского таланта у его создателей был не просто удовлетворителен, нет, он был очень высок! Что же тогда было плохо? А плохо, вернее, плохой была технологическая основа тогдашнего производства! То есть воплощение задумок в металл. Ну как это понимать, когда танк уже есть в металле, а пушку к нему все еще разрабатывают? Опять-таки, когда американцам понадобился танк М3, они сделали его от начала и до конца всего за девять месяцев и сразу же запустили в производство. А тут при высоком уровне инженерной проработки конструкции, технологические «проколы» насчитывались десятками: двигатель горел, гусеницы слетали, фрикционы работали плохо. Никудышной была оснастка, с помощью которой производился танк. То есть многие детали подгонялись по размерам при помощи напильника. Естественно, что стоимость такого танка «ручной работы» была очень велика. К сожалению, прошло 80 лет, но низкий уровень технологического обеспечения так до конца не изжит и сегодня. Ну, а в прошлом он был едва ли не нормой. Вспомним прекращение приемки Т-34 из-за технологических дефектов и даже трещин в броне, отваливающиеся крылья у «яков», огромное количество брака первых РЛС, дистанционных взрывателей, о чем однозначно свидетельствуют материалы партийных архивов. Придумать – все, что угодно! Сделать в металле с одинаковым качеством (все, что сделано в конце месяца, не покупать!) – задача почти что непосильная – вот он бич, причем многолетний, советской промышленности.


Собранная и покрашенная модель Т-24.

Ну, а если мы гипотетически посмотрим на Т-24, то перед нами будет танк, развитие которого – более мощный двигатель, более толстая броня, более мощная пушка, могло бы на десятилетия определить облик советского танкостроения путем последовательного перехода от одной его модификации к другой, более совершенной! И, может быть, и Т-34 появился бы тогда на его основе значительно раньше. То есть это танк… да, обогнавший свое время, но из-за технологической отсталости тогдашнего производства так и не сказавший своего веского слова в бою и так и оставшийся, по сути, опытной машиной.


Танк Т-24, использовавшийся в качестве мишени для артиллерии.

Процесс проектирования [ править ]

В поисках тяжелобронированного танка в категории «средний танк» Советы создали комитет под названием «Конструкторское бюро танков» на Харьковском локомотивном заводе. [4] Комитет начал с проектов большой версии Т-18, это был оригинальный Т-12. Т-12 будет иметь более мощный двигатель мощностью 200 лошадиных сил и более крупные орудия. [2] Первоначально комитет создал 30 Т-12 с выделением бюджетных средств в 1930 году. Прототипы Т-12 были охарактеризованы как несовершенная конструкция, и было решено, что новый дизайн будет разработан полностью.

В конце концов, проект был переименован в Т-24, который претерпел множество изменений, в том числе более сложную конструкцию. Первоначальные изменения касались исправления проблем с трансмиссией и топливной системой, что дало возможность получить большую башню. [4] Корпус был расширен, что дало больше места, а башни теперь были скругленными, а не восьмиугольником. Т-24 также обеспечивал большую броню в определенных областях.

В период с 1930 по 1931 год усовершенствования Т-24, внесенные в Т-12, были многообещающими: на 300 танков больше, чем планировалось изначально. Однако во время испытаний первых 25 произведенных проблем снова возникли проблемы, поставившие под сомнение надежность Т-24. Т-24 был снят с производства не только из-за недостатков, но и из-за сложности изготовления. [4]

История создания

После Гражданской и Первой Мировой войн в армии СССР было большое количество трофейных танков. Из-за этого советские танки долгое время не выпускались. Когда орудий и техники стало не хватать, советским конструкторам был дан приказ – создать проекты «малого» и «маневренного» танков. «Малый» со временем стал широко известным МС-1, и на его основе была создана «маневренная» машина – опытный танк Т-12.

Когда опытный образец Т-12 был построен, его признали не соответствующим новым требованиям. Тогда в 1930 году был разработан проект Т-24, модернизации Т-12. У Т-24 был увеличен запас хода, уменьшена толщина брони и изменена конструкция башни. Также создатели полностью перепланировали боевой корпус, что позволило установить в танк радиостанцию.

В период с 1930 по 1931 на заводах изготовили 9 шасси, 17 башен и 25 корпусов. В итоге было выпущено всего девять танков. Из-за экономических условий массовый выпуск танков наладить не удалось, а конструкторам не удавалось улучшить работу агрегатов и узлов машины.

В июне 1931 года был дан приказ начать проектировать колесно-гусеничный легкий танк БТ, и все работы над Т-24 были свернуты. Танки поступили Красной Армии, но их довольно быстро сделали учебными, а потом и вовсе сняли с вооружения.

Технические характеристики [ править ]

Размер [ править ]

Т-24 имел шасси длиной 5,68 метра, шириной 2,8 метра и высотой 3 метра. Таким образом, экипаж составлял около пяти человек. По сравнению с американскими танками времен Второй мировой войны, Т-24 имеет почти те же размеры, что и танк M4 Sherman , но больше, чем печально известный американский M18 Hellcat .

Двигатель [ править ]

Танк Т-24 имел одиночный 8-цилиндровый двигатель М-6. Двигатель работал на бензине и развивал от 250 до 300 лошадиных сил. Такая конфигурация двигателя позволяла танку развивать максимальную скорость 25 километров в час (16 миль в час). Танк Т-24 имел топливный бак, достаточно большой, чтобы проехать 120 километров (75 миль). [2]

Вооружение [ править ]

Танк Т-24 имеет одну 45-мм пушку Model 32 в качестве основной башни. Т-24 также оснащен 3 7,62-мм пулеметами ДТ, размещенными вокруг спаренной опоры в основной башне, в передней левой носовой части (обращенной вперед), что обеспечивает гибкость при наведении на цель, и, наконец, отдельно управляемая башня над основной башней. турель. [2]

Однако в том же году стало ясно, что одними малыми танками проблему прорыва позиционной обороны противника (а именно в этом виделось тогда основное предназначение танка) решить невозможно, но создавать тяжёлые танки по тем временам посчитали слишком обременительным для бюджета. Поэтому вскоре было поставлена задача создания танка, занимающего промежуточное положение между лёгкими и тяжёлыми танками.

В ноябре 1927 года по распоряжению наркома военно-морских дел К. Е. Ворошилова Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста (ГКБ ОАТ) получило техническое задание на проектирование маневренного танка. Изготовление опытного образца, получившего обозначение Т-12 (А-12), «с железным корпусом» поручается Харьковскому паровозостроительному заводу № 183 им. Коминтерна (ХПЗ). Руководитель танковой конструкторской группы на ХПЗ – И. Н. Алексенко.

В апреле 1930 года с опытным образцом танка Т-12 знакомится высший командный состав РККА – В. К. Блюхер, К. Е. Ворошилов, И. П. Уборевич, И. Э. Якир и др. Танк признан не соответствующим требованиям, предъявляемым новым танкам. В мае 1930 года в московском ГКБ ОАТ при участии конструкторов ХПЗ разрабатывается проект танка Т-24, представляющий собой модернизацию Т-12. В частности, уменьшена толщина броневых листов, увеличен запас хода по топливу, изменена конструкция башни. На Т-24 произведена полная перепланировка броневого корпуса: из кормового отделения в боковые ниши перенесены топливные баки, в носовой части предусмотрена возможность установки радиостанции. Концепция Т-12 представляла собой синтез опыта, накопленного при проектировании Т-18, и идеи многоярусного расположения вооружения, последовательно проводимой американцами на опытных средних танках серии Т.1 (мод. 1921–1925 гг.). Все вооружение (а Т-12 создавался под 45-мм пушку и 3 установки спаренных пулеметов системы Федорова) размещалось двухъярусно в башнях – главной и независимо вращающейся малой пулеметной. Серьезный недостаток такого размещения вооружения заключался в том, что вращение главной башни неизбежно сбивало наводку малой. Кроме того, многоярусность влекла за собой увеличение высоты танка до 3 м, что делало его очень заметным и трудномаскируемым.

Чистая масса танка составила 14 280 кг. В боевом положении, то есть с экипажем 4 человека, боекомплектом (100 патронов к пушке и 4000 к пулеметам), горючим и т. п., удельное давление при погружении гусеничных цепей на 100 мм в мягкий грунт составляло 0,45 кг/см2. Для танка был предусмотрен восьмицилиндровый авиамотор “Испано-Сюиза”, развивавший мощность до 200 л. с. при 1500 об/мин. При этом учитывалась его возможная замена на 180-сильный (при 1800 об/мин) специализированный двигатель.

Для Т-12 было характерным нетипичное для советского танкостроения расположение механизма-водителя – справа от продольной оси машины. В ходовой части применили весьма удачный механизм натяжения гусениц. Максимальная скорость равнялась 26 км/ч, причем планетарная коробка передач позволяла изменять режим движения на 15, 7 и 2,7 км/ч, сохраняя возможность реверса на всех скоростях. Новинкой стал и ленточный плавающий тормоз профессора В. И. Заславского.

Вертикальная бронировка выполнялась из 22-мм брони, горизонтальная– из 12-мм. Механизм поворота главной башни имел механический привод, наведение на цель пулеметной башни осуществлялось с помощью спинного упора. Т-12, как и его предшественник Т-18, оборудовался “хвостом” – он увеличивал длину машины на 690 мм и позволял переезжать через окоп шириной 2,65 м. Наибольший преодолеваемый угол подъема составлял 40 градусов. Испытывали новый танк с 28 апреля по 9 мая 1930 года. Одновременно артиллеристы провели экспериментальный обстрел 22-мм и 1 8-мм бронеплит и дали заключение о стойкости брони. Акты испытаний подписали главный инженер завода С. Н. Махонин и начальник КБ И. Н. Алексенко. По их результатам заводское КБ ГХПЗ приняло самое активное участие в доводке машины, выполнив, по существу, капитальную модернизацию исходного образца, получившего в итоге обозначение Т-24. Судя по документам, рассматривались три возможных варианта вооружения нового танка. Во всех случаях на него предстояло установить разрабатываемую 45-мм танковую пушку с плечевым упором, известную впоследствии как система образца 1930 года. По конструкции она во многом была идентична 37-мм танковой пушке образца 1927 года, но ее боекомплект включал бронебойный снаряд. Что касается пулеметов (а в расчет брался новейший ДТ), то существовал ряд комбинаций: три пулемета, размещенные, как на Т-12; вариант со спаренной установкой пушки и пулемета и трехъярусное расположение вооружения за счет установки четвертого ДТ в специальном лобовом выступе подбашенной коробки. В металле был осуществлен последний, третий вариант.

Боевая масса Т-24 составила 18,5 т (удельное давление на грунт равнялось, соответственно, 0,51 кг/см2), при этом толщина брони была оптимизирована и составила 20 мм для вертикальных плит и 8,5 мм для горизонтальных, что обеспечивало защищенность от огня крупнокалиберных пулеметов на всех дистанциях. Главной башне придали цилиндрическую форму, в крыше малой появился люк с откидной крышкой. Боекомплект орудия уменьшили до 89 выстрелов, а пулеметов увеличили до 8000 патронов. Численность экипажа возросла до 5 человек. На Т-24 применили более мощный 300-сильный авиамотор М-6 отечественного производства, но максимальная скорость снизилась до 22 км/ч. Запас хода составлял 120 км при запасе горючего 460 л.

Ходовая часть была унифицирована с артиллерийским тягачом “Коминтерн”. Силовая передача включала дисковый главный фрикцион, планетарную коробку передач, двойной дифференциал в качестве механизма поворота и простые бортовые передачи. В целом трансмиссия по конструкции агрегатов находилась на весьма высоком уровне. 27 марта 1930 года в Управлении механизации и моторизации РККА состоялось совещание по вопросу изготовления установочной серии Т-24 в количестве 15 единиц.

Заказ выполнил ГХПЗ, собрав три машины в июле, пять в августе и семь в сентябре. Бронекорпуса поставлял Государственный Ижорский завод, моторы – один из заводов Авиапрома. Дальнейшая программа строительства Т-24 предусматривала наращивание темпа сборки с 7 единиц в октябре 1930 года до 45 в сентябре 1931-го. Однако после изготовления 25 танков производство прекратили.

Штатную 45-мм пушку 20К

Т-24 получили лишь в 1932 году, а до этого они снабжались только пулеметами (впрочем, первые суперскоростные харьковские , к выпуску которых ГХПЗ приступил в 1931 году, были тоже чисто пулеметными). В войсках Т-24 использовались первоначально в качестве танков усиления, но вскоре их перевели в разряд учебных машин. Принять участие в боевых действиях им так и не довелось.

Заметки [ править ]

  1. Залог, Стив, 1952-. Легкий танк Т-26: костяк Красной Армии
    . Оксфорд. ISBN 9781472806253. OCLC 914137039 .CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  2. ^ a b c d «Прототип среднего танка Т-24 — Советский Союз» . www.m militaryfactory.com
    . Проверено 9 марта 2022 .
  3. «Средний танк Т-24» . www.globalsecurity.org
    . Проверено 18 апреля 2022 .
  4. ^ a b c d «Средние танки Т-12 и Т-24 (1931 г.)» . Танковая энциклопедия
    . 2016-01-10 . Проверено 18 апреля 2022 .
  5. «Русские танки и броня — Танк Гроте ТГ» . www.nemo.nu
    . Проверено 18 апреля 2022 .

Примечания [ править ]

  1. Залог, Стив, 1952-. Легкий танк Т-26: костяк Красной Армии
    . Оксфорд. ISBN 9781472806253. OCLC 914137039 .CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  2. ^ a b c d «Прототип среднего танка Т-24 — Советский Союз» . www.m militaryfactory.com
    . Проверено 9 марта 2022 .
  3. «Средний танк Т-24» . www.globalsecurity.org
    . Проверено 18 апреля 2022 .
  4. ^ a b c d «Средние танки Т-12 и Т-24 (1931 г.)» . Танковая энциклопедия
    . 2016-01-10 . Проверено 18 апреля 2022 .
  5. «Русские танки и броня — Танк Гроте ТГ» . www.nemo.nu
    . Проверено 18 апреля 2022 .
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]