Сколько стоил танк Т-34 во время войны, сколько стоила обувь, масло — архивы раскрывают статистику войны


Производство и стоимость в динамике

Выпуск Т-34 был организован на 6 заводах народного комиссариата танковой промышленности (№№ 183, 112, 174, СТЗ, ЧКЗ, УЗТМ). Всего с 1940 по 1944 гг. изготовлено 35 467 единиц.

С 1944 г. з. №№ 183, 112, 174 стал производиться Т-34-85, которых было выпущено 23 214 ед. Значения заводов по выпуску и количественные данные военных представителей по приёму танков незначительно разнятся, поэтому принято считать общее число изделий примерно 60 000 шт.

Челябинский Кировский завод, фотохроника военных лет

По предвоенным планам (на 1940 г.), стоимость Т-34 определялась по максимальному значению 300 тыс. руб. Цена формировалась как трудностями технологического порядка (сложность конструкции, повышенные требования по допускам), так и стремлением подрядчика (наркомат танковой промышленности) к росту валовых показателей. Правительством были приняты решительные меры по единой трактовке ценообразования всех наркоматов (министерств).

«Мы гордились и сейчас гордимся тем, что советские танкостроители первыми в мире научились варить броню под флюсом. До самого конца войны у немцев не было автосварки танковой брони, а у американцев она появилась только в 1944 году».
Из воспоминаний Е.О. Патона, академика АН СССР, основателя и директора института электросварки академии наук УССР. Источник: Патон Е.О. «Воспоминания» Гослитиздат Киев 1955г.

Стоимость Т-34 во время войны в динамике показывает устойчивое снижение:

  • 1941 г. – отпускная цена составила 269 тыс. руб. (среднее значение данных з. №№ 112, 183, СТЗ);
  • 1942 г. – 193 тыс. руб.;
  • 1943 г. – в районе 145 тыс. руб.;
  • 1944 г. – стоимость нового, технологически более сложного Т-34-85 в среднем 140 тыс. руб. (з. № 183);
  • 1945, 1946 гг. – 135 тыс. руб.

Фото: автоматическая приварка крыши башни танка Т-34–85 к её литой бронеоснове с помощью сварочных автоматов Патона. Завод №183, Нижний Тагил, военная хроника

«Недавно для себя обнаружили такой факт и сейчас его анализируем. Он касается финансового обеспечения поставок в годы Великой Отечественной войны техники. В этот период определенными директивами были заморожены цены на вооружения и военную технику, и политика оптовых цен на закупку вооружений и военного имущества заключалась в их постоянном снижении»
Евгений Пронский, директор департамента финансового обеспечения министерства обороны России, Источник: радиостанция «хо Москвы»

Для сравнения! ИЛ-2 после войны стоил 250 тыс. руб.

Т-34: когда простота хуже воровства.

Главная » Альтернативное танкостроение » Т-34: когда простота хуже воровства.

Альтернативное танкостроениеБронетранспортерыКниги по истории танковМалоизвестные проекты танковТанки настоящего и будущего

Сергей Сталк 02.03.2020 6952

-35

в Избранноев Избранномиз Избранного 0

Я люблю Россию за то что она моя Родина, а не за то что Россия родина слонов. Это я к тому что любой автор пишущий ПРАВДУ о технике и разрушающий бытующие стереотипы и легенды сразу заносится ура — патриотами во враги народа. Я считаю, что Великую Отечественную войну выиграл наш народ, а техника была такою какой была. Легенда о танке Т-34 зародилась в семидесятом году прошлого века на страницах журнала «Техника молодёжи». Кратко она выглядела так. Не признанный гений Кошкин создал уникальный танк Т-34 а тупые военные не хотели его принимать. Тогда он приехал на нём из Харькова в Кремль к отцу народов. Боевая машина имела уникальную подвижность и несокрушимую броню. Конструкторы всего мира проектируют свои образцы по подобию танка Т-34. Немцы его сильно боялись, а наступали только по тому, что внезапно напали, имели десятикратное превосходство и ещё диверсанты со шпионами все провода перерезали. Я попробую рассказать как всё было на самом деле.

О конструкции танка Т-34.

Кошкин был скорее не конструктором а партийным функционером. Он много сделал в организационном плане но вот конструктивно танк Т-34 выглядел довольно примитивно. Свечная подвеска применённая на танке к тому времени морально устарела. На фотографии видно что она состоит из пяти цилиндрических пружин, для каждой из которых в корпусе надо было сделать нишу (и попробуйте теперь мне доказать, что Т-34 был простым в производстве изделием). Система управления с бортовыми фрикционами для машины такого веса уже не годиться. Коробка скоростей не имела синхронизаторов и переключить её на ходу было большой проблемой. Уже одно то, что в обязанности стрелка пулемёта входило помогать механику водителю когда тому не хватало сил сдвинуть с места рычаг управления говорит о многом. Гусеница была довольно примитивной формы, ей не хватало грунтозацепов, что часто приводило к пробуксовке.

Начнём с того, что наклонную броню придумал не Кошкин. До него было разработано (и у нас и за границей) множество образцов с наклонной бронёй. И если лобовая наклонная броня применяется до сих пор то от бортовой наклонной брони отказались раз и навсегда. Главный недостаток бортовой наклонной брони в том, что она не позволяет поставить на боевую машину башню большого размера. Что получилось в итоге? Очень сложный в изготовлении корпус с малым внутренним объёмом. Для изготовления корпусов двух танков Т-34, тех самых что совершили пробег в Москву, загубили ВОСЕМЬ комплектов броневых заготовок.

Свою долю дебилизма в строение корпуса танка Т-34 внесли, как ни странно, конструкторы двигателей. На фотографии хорошо виден огромный вентилятор надетый на выходной вал двигателя. Этот вентилятор выступает за нижние габариты корпуса двигателя на триста миллиметров. Соответственно на триста миллиметров пришлось сделать выше корпус боевой машины. И вместо того чтобы поднять вентилятор и сделать к нему привод через ремень или шестерню — гениальный Кошкин просто утяжелил боевую машину добавив ей тридцать сантиметров корпуса. Зато так проще.

Часть легенды посвящённая двигателю рассказывает как Николай Кучеренко доказывая превосходство дизеля тушил факел в ведре с соляркой и как немецкие конструкторы не смогли создать ни чего подобного. Если вспомнить кто по национальности был изобретатель дизеля, и про то что на наших экспериментальных дизелях стояла топливная аппаратура фирмы БОШ, то тему о неумелых немецких конструкторах можно закрыть раз и навсегда. Михаил Свирин признал установку дизелей на танк Т-34 в сороковом году ошибкой. Мотивировал он это большей ценой дизеля и сложностью снабжения войск отдельным видом топлива.

Но если мыслить шире то можно понять что даже бензиновый танковый двигатель работает на другом, более качественном, бензине чем армейский грузовик. Поэтому проблемы со снабжением возникали при любом варианте двигателя. Мы во время войны и авиацию высококачественным бензином обеспечить не могли, а тут ещё танки. А вот дизельного топлива было много. Оно получается как «отходы» при перегонке нефти сразу после получения керосина — бензин, керосин, дизельное топливо, мазут. Не смотря на дизельный двигатель горел танк Т-34 хорошо и часто. Гораздо чаще немецких бензиновых танков. И даже наш лёгкий танк Т-70 с бензиновым двигателем загорался гораздо реже. Всё дело в том что гениальный Кошкин расположил половину топливных баков в боевом отделении. Во время войны пришлось даже создавать комиссию, что бы расследовать этот феномен.

НАШИ ТАНКИ ЛЕГКО ЗАВОДИЛИСЬ ЗИМОЙ А НЕМЕЦКИЕ ПЛОХО. Заявить что дизель зимой завести легче чем бензиновый двигатель может только полный идиот, не зависимо от национальности.

НЕМЦЫ НЕ МОГЛИ СОЗДАТЬ ТАКУЮ БРОНЮ КАК У НАС И ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. Ребята вы знаете кто был по национальности Рудольф Дизель? Вы знаете, что до самой войны на танковый дизель В-2 ставили немецкую топливную аппаратуру? Вы что нибудь слышали про немецкие карманные линейные корабли оснащённые гигантскими дизельными двигателями? Так что не надо пересказывать мне журнал техника молодёжи за семидесятый год прошлого века. К стати станки для производства нашего дизеля покупали а Австрии, Америке и той же Германии.

С вооружением вроде всё в порядке — довольно мощная для того времени пушка. Но мало поставить пушку, из неё надо ещё и стрелять. А вот с этим были большие проблемы. Дело в том, что первоначально предполагалось поставить пушку калибра сорок пять миллиметров. Под неё и была спроектирована башня. Потом в неё поставили орудие калибра 76.2 миллиметра. Для экипажа места просто не осталось, да и вытяжной вентилятор оказался не над затвором а над противооткатными устройствами. Экипажу стало просто нечем дышать.

Бронирование танка Т-34 тоже не было идеальным. В лобовом листе было два слабых места, это шаровое крепление пулемёта и люк механика водителя. При попадании снаряда и то и другое проваливалось в боевое отделение. Кроме того — носовая балка. У первого — «показушного» варианта танка Т-34 — какие участвовали в пробеге Киев-Москва, носовая часть корпуса выполнена из цельного броневого листа согнутого на прессе.

У первых же серийных танков Т-34, в носу корпуса уже появилась носовая балка.

Подбитый Т-34 на улицах Сталинграда — точное попадание в носовую балку сделанную из сырого железа. Толщина в сто пятьдесят миллиметров не помогла.

Если быть абсолютно честными, то надо признать, что в сорок первом году лучшая корабельная броня была у американцев, а танковая у немцев. Именно проверка на купленном перед войной немецком танке показала что мы выпускаем бракованные бронебойные снаряды калибра сорок пять миллиметров. Что касается конца войны, то немецкие конструкторы не поглупели, просто в стране никель кончился. А без никеля или ванадия любая броня будет хрупкой.

Что бы закрыть тему о неуязвимости танка Т-34 надо вспомнить, что с началом войны на него почти сразу стали лепить навесные экраны и приваривать дополнительную броню. Правда товарищ Сталин быстро прекратил эту самодеятельность, ведь трансмиссия танка Т-34 и родной вес боевой машины не очень тянула.

Первые бои подтвердили то, что было ясно ещё до войны — танк Т-34 слепой и не надёжный. Мне как то попалось руководство по эксплуатации танка Т-34 образца сорок первого года. Для нормальной работы двигателя нужно было чуть ли не каждые пять минут выскакивать из боевой машины и ручным насосом смазывать различные механизмы. Как вы думаете во время боевых действий кто нибудь выполнял эти рекомендации? Главным недостатком было отсутствие в экипаже освобождённого от других обязанностей командира. Его обязанности сначала выполнял заряжающий а потом наводчик. Что бы понять на сколько это важно нужно вспомнить, что немцы не взяли на вооружение французские танки, обладавшие мощным бронированием, только потому что в них не было места для командира. На сколько танки Т-34 мешали немецкому немецкому наступлению лета сорок первого года, и на сколько немцы были шокированы их появлением? Наверно не больше чем нам мешали тигры и пантеры летом сорок третьего года. Был ли нанесён ощутимый ущерб немецкой армии применением танков Т-34? Оценить ущерб можно посмотрев статистику потерь вермахта. Летом немецкая армия практически не несла потерь в артиллерии. Исключение составляют противотанковые пушки. Их потери были очень велики. Это прямо показывает какую цену заплатила немецкая армия отбивая атаки наших боевых машин. Средний пробег танка Т-34 в начальный период войны не превышал шестидесяти километров, что очень мешало их полноценному использованию. Яркий пример этого произошёл летом сорок второго года. Немцы только начали своё летнее наступление (которое окончилось у стен Сталинграда) и нужно было срочно ударить в основание прорыва. Наши танковые войска находились всего в ста километрах. Но командование не решилось бросить танковые войска своим ходом даже на такое мизерное расстояние. Пока грузились на железнодорожные платформы, пока разгружались, время было упущено. Сталина очень не устраивала такая ситуация. В письме написанном Сталиным в июне сорок третьего года Малышеву говорилось следующее: «и в заключении товарищ Малышев, очень хочется надеяться, что вам наконец удастся что то сделать с «сормовским уродом», на котором боятся воевать наши танкисты». Речь шла о танке Т-34 выпускавшимся в городе Горьком на сормовских верфях. В сорок третьем году танк Т-34 получил новую коробку скоростей, и башенку кругового обзора. Башня то же была новая увеличенного объёма шестигранной формы, в народе прозванная гаечкой. Было два варианта башни — литая, которая кололась при попадании снаряда и штампованная, которая по качеству брони была чудесной но имела толщину всего сорок миллиметров.

О производство танка Т-34.

ТАНК Т-34 БЫЛ ПРОСТОЙ ПОЭТОМУ ИХ СДЕЛАЛИ МНОГО.

Эта легенда требует отдельной главы. Танк с толстой бронёй, дизельным двигателем и весом в тридцать тонн по определению не может быть простым. Так почему их сделали так много? По тому что пахали день и ночь, и потому что кроме танков ничего больше не делали — ни рельсов, ни вагонов, ни тракторов, ни подводных лодок, ни паровозов. Так где же их делали? В основном на двух заводах. Самый большой танковый завод возник на базе самого большого в Европе, а может и в мире, завода по производству вагонов в Нижнем Тагиле. На его территории уместилось сразу несколько заводов из Харькова и других мест.

Второй по величине танковый завод возник на базе завода по производству подводных лодок в городе Горьком. Эти два завода произвели примерно две трети танков Т-34. А что же немцы? Немцы производили свои танки в мастерских. В хорошо оборудованных, но всё же мастерских.

Обратите внимание на фотографии изготовления тигра. На верхней фотографии в сборочном цеху стоят сверлильные станки. Я такое только в колхозной мастерской видел.

А теперь сравните с нашим производством: на любой фотографии конец цеха скрывается за горизонтом.

На фотографии немецких сборочных цехов — шесть корпусов конец цеха, шесть корпусов конец цеха.

Товарищ Сталин очень мало понимал в технологии производства. Понятие ЗАВОД представляло для него какое то универсальное средство производства, которое могло выпускать ВСЁ И СРАЗУ. Поэтому Некоторые самолёты делали в мебельных и кроватных мастерских, а воронежский авиационный завод пытался выпускать стазу три вида самолётов абсолютно различных в технологическом плане. С производством танков было не лучше. Т-34 выпускался на заводе по изготовлению паровозов. Потом на его выпуск нацелили тракторный завод в Сталинграде. Правда он едва наладив производство был уничтожен немецкой авиацией. С началом войны началась эвакуация. Харьковский завод по производству паровозов и танков эвакуировали на Урал и разместили на территории завода по производству вагонов в Нижнем Тагиле. С точки зрения производства танков у этого завода было только одно положительное качество — он был самым большим заводом по производству вагонов в мире. Поэтому на его территории поместился харьковский завод по производству паровозов, харьковский завод по производству танковых дизелей и несколько небольших московских механических заводов. В результате получился САМЫЙ БОЛЬШОЙ ТАНКОВЫЙ ЗАВОД В МИРЕ. Он выпустил примерно третью часть всех танков Т-34. Знаменитый УРАЛЬСКИЙ ЗАВОД ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ выпускал корпуса и башни. После уничтожения сталинградского тракторного, вторым по величине стал завод в городе Горьком. Для тех кто не в курсе сейчас это Нижний Новгород. Производить танки обязали верфь Красное Сормово. Естественно технология производство подводных лодки и бронекатеров сильно отличается от производства танков. Поэтому качество выпускаемой продукции было соответственное. Танк этого завода получил обидную кличку — СОРМОВСКИЙ УРОДЕЦ. Специально для выпуска танков построили завод в городе Омске. Правда его строили для производства танка Т-50 а выпускать стали Т-34. Но полноценное производство началось только ближе к сорок третьему году. В Челябинск на тракторный завод переехало всё танковое производство Ленинграда. Оно было ориентированно на выпуск тяжелых танков, но его заставили выпускать и средние. Два различных танка на одном не очень большом заводе, представляю как матюкались по этому поводу заводские технологи.

У Т-34 ЗА ВРЕМЯ ВОЙНЫ БЫЛО УБРАНО ИЛИ УПРОЩЕНО ПЯТЬ ТЫСЯЧ ДЕТАЛЕЙ. Наверно правильнее было сказать — в конструкцию внесено пять тысяч изменений. Потому что у Т-34 упрощать было нечего. У него не было в достаточном количестве приборов наблюдения и насосов которые должны производить смазку двигателя и трущихся элементов. При выполнении всех мероприятий по обслуживанию танка, танкисту просто некогда было воевать. Он каждые пять минут должен был выскакивать из танка и что то смазывать шприцем или крутить ручку ручного насоса. Что ещё можно было в нём упростить? На сколько я знаю упростили в основном технологический процесс термической обработки брони и заменили качественные материалы на откровенное гавно. Самый яркий пример замена медных трубок на железные в системе смазки двигателя. Для тех кто не в курсе медные трубки меньше страдают от вибрации чем железные. А вы видели дизель без вибрации? Второй пример это замена легированных сталей на обычные конструкционные. Шестерёнку из конструкционной стали сделать конечно можно, но вот зубья на ней отлетят на втором часу работы. И третий пример это применение очень упрощённого фильтра очистки воздуха. Зимой это ещё пройдёт. А вот летом по пыльной дороге двигатель через пару часов сдохнет.

Я не говорю что тигр был простым танком, но если бы его в Нижнем Тагиле делали, то его раза в три больше бы выпустили. Но у немцев тоже были заводы по производству подводных лодок. И произвели они примерно ТЫСЯЧУ подводных лодок. Причём не малюток как в Горьком, а нормальных океанских подводных лодок. А если вместо подводных лодок немцы стал бы выпускать тигры? Представляете ещё ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ ТИГРОВ. А если бы немцы ещё и вагоны делать перестали?

Подводя итоги, скажу: как бы там не было — но лучше с Т-34, чем без него! Своим количеством Т-34 давал серьезное превосходство советской пехоте. Да он не был совершенным, но в совокупности простоты производства простоты и возможности обеспечить армию большим количеством Т-34 заставил немцев создавать и «Тигр» и «Пантеру». Простота производства, относительная дешевизна затрат на изготовление одной единицы, влияние на театре военных действий и так далее. В совокупности сделали Т-34 танком победы. Т34-85 официально снят с вооружения российской армии в 1992 году стоит на вооружении некоторых стран до сих пор а это о чём то говорит. В машиностроении есть такое выражение лучший механизм тот которого нет.

Много это или мало

Стоимость Т-34 в годы войны снизилась с 300 тыс. руб. до 135 тыс. руб. Чтобы разобраться, насколько эта сумма достижима в плане покупки, ниже приведены данные о ценах на товары повышенного спроса продуктовой и промышленной групп.

Таблица 1. Цены в магазинах Военторг, 1940 г.

НаименованиеСтоимость, руб.
Хлеб1
Конфеты шоколадные «Весна», 1 кг20
Мыло туалетное «Красный мак»1,5
Колбаса «Краковская», 1 кг17,5
Папиросы «Казбек»3,15
Водка, 05 л11,4
Ботинки мужские140
Часы наручные женские «ЗИФ»450
Пальто мужское демисезонное377

Источник: статистический сборник «СССР в пятилетках», М 1980

Отсутствие товаров в продаже, сокращение их производства, нормирование снабжения привели к дефициту и небывалому скачку цен на рынке. Н.А. Вознесенский в книге «Военная экономика СССР» отмечал 12-кратный рост стоимости продуктов питания:

  • булка пшеничного хлеба на рынке – до 400 руб.;
  • десяток яиц – 200 руб.;
  • костюм шерстяной мужской – 1 000 руб. (чаще предлагался бартер);
  • мука ржаной – до 200 руб.;
  • часы наручные – до 2 000 руб.

В действующей армии рядовому начислялось по должностному окладу 17 руб., командиру роты – 800 руб., батальона – 1 100 руб., командующему корпусом – 2 500 руб., армии – 3 200 руб., фронта – 4 000 руб.

За весь период войны Верховным Главнокомандующим выпускались приказы о денежном поощрении военнослужащих и работников тыла. Выплачивались или зачислялись на счёт премии летчикам за сбитые самолеты противника, успешные штурмовые и бомбовые удары, танкистам – за уничтоженную технику и живую силу, пехотинцам – за подбитый танк противника, артиллеристам – за поражение целей. Рядовому и сержантскому составу доплачивали за классность, овладение новым вооружением. Большое внимание уделялось сбору стреляных гильз и восстановлению техники.

По свидетельству Вознесенского, заработная плата в промышленности: рабочих – 690 руб., инженеров – 940 руб., средняя оплата по экономике страны составляла на начало войны 339 руб., в 1945 г. – 442 руб.

Перевод зарплаты на книжку, снабжение продуктами питания по карточкам и недоступность многого по причине дефицита и высоких цен на рынке привели к фактическому накоплению значительных сумм на счетах. Это послужило почвой для «покупки» техники и вооружения трудовыми коллективами и общественными организациями.

Однако самостоятельно, используя даже весь доход, простой человек не мог оплатить покупку танка. Более 25 лет пришлось бы копить средства из средней зарплаты в 442 руб.

Интересный факт! За создание танка Т-34 Михаил Ильич Кошкин был посмертно (умер в 1940 г.) удостоен Сталинской премии (1942 г.), а в 1990 г. (!) ему присвоено звание Герой Социалистического Труда.

Страницы истории

Т-34 участвовал во всех крупных сражения Великой Отечественной войны и первым вошёл в Берлин. Новый советский танк стал для немцев крайне неприятным сюрпризом. Он превосходил все немецкие танки по мощи вооружения и бронированию. Стандартная немецкая пр

По итогам ХХ столетия специалистами различных стран советский средний танк Т-34 признан шедевром мирового танкостроения.

Т-34 создан в конце 1930-х годов, находился в вооруженных силах СССР — России с июня 1940 г. по сентябрь 1997 г. Он стал самым массовым танком в мире, состоял на вооружении в 46 государствах и успешно применялся во всех часовых поясах и на всех широтах — от Заполярья до Южной Африки.

В 1942 году за создание Т-34 — нового типа среднего танка — Сталинская премия первой степени присуждена Михаилу Кошкину (посмертно), Александру Морозову и Николаю Кучеренко. Но только ли благодаря этим людям Т-34 стал легендой ХХ столетия?..

Неоспорима роль танка Т-34 на полях сражений Второй мировой войны. Известно, что в 1941 году на третий день войны с Советским Союзом имперскому канцлеру Германии было доложено о двух захваченных танках: тяжелого КВ и среднего Т-34. Гитлер в шоке: никто в военном руководстве рейха не знал о существовании этих танков. «Если бы мне было известно о таких танках у русских, возможно, я не начал бы эту войну», — заявил фюрер своим генералам.

В августе 1941 года, когда до Москвы оставалось всего три сотни километров, Адольф Гитлер приказал 2-й танковой группе генерал-полковника Хайнца Гудериана повернуть на юг — на Харьков, чтобы захватить завод, разработавший и производящий Т-34.

Кстати, к лету 1943 года основным танком вермахта становится Т-V «Пантера», формы броневого корпуса и башни которого были скопированы с Т-34.

В 1945 году, подводя итоги Второй мировой войны, премьер-министр Великобритании лорд Уинстон Черчилль на вопрос журналистов о самом лучшем оружии ответил так: «Три. Английская пушка. Немецкий самолет «Мессершмитт». Русский танк Т-34. Однако, если в первых двух случаях мне понятно, как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой танк…»

После Второй мировой войны Т-34 обрел другую «специальность» — стал самым массовым памятником воинской доблести. И вот что интересно: как бесстрастно свидетельствует телехроника, простояв на постаменте более шести десятилетий, «тридцатьчетверка» по-прежнему легко заводится и способна самостоятельно передвигаться!

Об этих и многих других уникальных фактах повествует экспозиция музея истории танка Т-34.

Рекорды танка Т-34

В области военной страттегии

Скрытность оснащения армии новым образцом бронетанкового вооружения: на начало Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г.) на вооружении Красной Армии находилось свыше тысячи танков Т-34 — германское политическое и военное руководство не имело об этом достоверных разведывательных данных.

В области тактики.

Универсальность применения: наиболее успешно использовался во всех видах боевых действий.

Уникальность применения: единственный средний танк, из пушки которого во время Великой Отечественной войны Героем России А.М. Фадиным был сбит летящий самолет противника.

В области боевых свойств и технических характеристик (среди однотипных танков периода Второй мировой войны).

Оптимальное сочетание огневой мощи, защищенности и подвижности

Самое мощное пушечное вооружение: 76,2-мм пушка при создании и 85-мм пушка после модернизации

Самая рациональная форма противоснарядного броневого корпуса

Самый быстроходный танк: Vmax = 55 км/ч

Наибольший запас хода по топливу: 370-420 км

Самый экономичный танк по расходу топлива: благодаря быстроходному танковому дизелю

Наилучшая проходимость: благодаря широким гусеницам.

В области производства и ремонта

Самый массовый танк в мире: В СССР только в 1940-1946 годах выпущено свыше 58000 танков Т-34

Наиболее приспособленный к серийному производству на различных заводах, в том числе — на предприятиях, изначально не предназначенных для производства танков.

Первый в мире танк, при массовом производстве которого применена автоматическая сварка под флюсом, позволившая в 10 раз повысить производительность сварочных работ.

Наиболее приспособленный к проведению ремонта в полевых условиях (среди однотипных танков).

В области научно-технических знаний.

Самое большое число изданий, посвященных конкретному образцу танка

Наиболее часто упоминаемый в научно-технической литературе конкретный образец бронетанкового вооружения.

В области геронтологии.

Находился в вооруженных силах СССР — России с июня 1940 г. по сентябрь 1997 г..

В области географии

Находился в вооруженных силах 46 государств

Первый средний танк эксплуатировавшийся от заполярья до южной Африки, во всех часовых поясах.

В области военно-патриотического воспитания

Наиболее часто используемый образец вооружения в рассказах о беспримерных подвигах: во время Великой Отечественной войны, к примеру, экипаж танка Т-34-76 старшего лейтенанта Д.Ф. Лавриненко с 6 октября по 18 декабря 1941 г. уничтожил 52 танка противника; 13 августа 1944 г. экипаж танка Т-34-85 младшего лейтенанта А.П. Оськина уничтожил тяжелый танк «Королевский тигр», впервые в этот день примененный противником на советско-германском фронте

Самый любимый танк танкистов-ветеранов Великой Отечественной войны, гордость их детей, внуков и правнуков

Самое большое чи сло танков — символов победы и воинских памятников — Т-34

Самый экспонируемый образец вооружения и военной техники в музеях мира

Единственный в мире образец вооружения и военной техники, которому посвящен персональный музейный комплекс

Наиболее часто изображаемый на медалях, грамотах, памятных знаках, благодарственных письмах, монетах, значках, открытках, конвертах, почтовых марках, этикетках и т.п. .

В области культуры, искусства, творчества (cреди образцов вооружения и военной техники).

Больше всего представлен в документальных и художественных фильмах.

Чаще всего изображен на живописных полотнах.

Наиболее часто упоминаем в прозе, средствах массовой информации, интернет-изданиях.

Больше всего стихотворений и песен посвящено танку Т-34

Самая массовая из выпускаемых масштабных моделей военной техники.

В современных рублях

Если выполнить перерасчёт, исходя из «золотого содержания» рубля по курсу на военный период и конец 2022 г., то минимальная стоимость танка Т-34 составит примерно 1,8 млн руб. Ориентация по курсу доллара выдаст искаженное значение по причине значительных и радикальных изменений этого отношения за столь длительное время.

Современный потомок легендарного Т-34 – основной танк Сухопутных войск Вооруженных сил России – Т-72 Б3М. Стоимость закупки одной машины составляет порядка 80 млн руб.

Фото: Т-72 Б3М

Как сообщает Группа информационного обеспечения Сухопутных войск, в рамках выполнения государственного оборонного заказа до конца 2022 г. запланирована поставка 120 основных боевых танков Т-72Б3М в подразделения.

Средняя зарплата в 2022 г. составила 47 468 руб., по сведениям Росстата, следовательно, для приобретения Т-72 Б3М среднестатистическому гражданину страны потребуется больше 140 лет.

Интересная статистика! Как менялось количество танков в России.

Таблица 2. Пересчет стоимости Т-34 в средних зарплатах

ГодЦенаОплата трудаВ ср. з/п
1941300 000339884
1945135 000442305
20201 809 00047 46838

Источник: расчетно

Сопоставляя данные, получается, что для покупки танка Т-34 гражданину СССР пришлось бы трудиться более 25 лет, а современному россиянину – более 140 лет, чтобы приобрести Т-72 Б3М.

Автор: Андреев Александр Алексеевич. 2 июля 2022.

Откопал миллионы в болоте: рынок танков Второй мировой поразил расценками

Эта криминальная история растянулась на 6 лет. Еще в 2015 году к бывшему финансовому маклеру Клаусу-Дитеру Ф. (фамилия фигуранта дела не разглашается), проживающему в городке Хайкендорф, нагрянула с обыском полиция. Искали якобы незаконно приобретенные пожилым мужчиной художественные произведения периода Третьего рейха, но вместо картин и скульптур обнаружили коллекцию оружия времен 2-й Мировой, – в том числе, ружья, автоматы, зенитную пушку, миномет и даже танк «Пантера». Весь этот арсенал экс-маклер разместил в специально оборудованном подвале.

84-летнего пенсионера обвинили в незаконном хранении оружия, хотя после проведенных экспертиз выяснилось, что большая часть собранного им старого армейского «железа» демилитаризована. В том числе и танк.

«Пантеру» Клаус-Дитер приобрел в свое время у какого-то британца, причем ретро-машина досталась ему чуть ли не по цене металлолома. Правда, потом энтузиаст потратил немало времени, сил и средств на реставрацию старого танка, в итоге вернув ему первоначальный внешний вид и даже отремонтировав двигатель.

На состоявшемся несколько дней назад итоговом заседании суда был оглашен вердикт. Незадачливого коллекционера все-таки признали виновным в незаконном хранении оружия и приговорили к условному лишению свободы на 14 месяцев, а также к штрафу 250 000 евро. Что касается коллекции, то Клауса-Дитера не стали лишать главных его сокровищ – зенитки и танка. Однако экс-маклер обязан в течение ближайших двух лет избавиться от этих раритетов.

Как сообщают новостные агентства, на «Пантеру» уже нашлись покупатели. Восстановленным танком (судя по опубликованным фото, он выглядит так, будто только что собран на заводе, лишь гусениц не хватает) заинтересовались представители одного из американских музеев. Они предложили немцу за эту машину 2 миллиона.

«Пантеры» — вымирающий вид

– Откуда столь заоблачная сумма? – интересуюсь у реставратора, знатока старой армейской техники, который попросил называть его Ярославом Михайловичем.

– Отнюдь не заоблачная, – успокоил опытный специалист. – За все время серийного выпуска таких «Пантер» собрали около 6000 штук. Однако большое их количество было уничтожено в ходе боевых действий, захвачено частями Красной Армии в качестве трофеев.

Известно, например, что летом 1945-го в наших войсках насчитывалось более 300 «Пантер». Однако эту трофейную «броню» на вооружение брать не стали. Немецкие танки чаще всего использовали как мишени для учебных стрельб на полигонах. Отдельные экземпляры приспосабливали в качестве тягачей, но трудилась такая техника до первой серьезной поломки. После чего «Пантеры» списывали и отправляли на переплавку. Аналогичная ситуация была и с трофейными танками других моделей. По имеющимся у меня сведениям, уже к началу 1947 года в нашей армии практически не оставалось немецкой бронетехники.

Какое-то количество захваченных у врага танков, в том числе и «Пантер» Советское правительство вскоре после войны передало образовавшимся тогда союзным «странам народной демократии» – Болгарии, Румынии, Чехословакии. Там такие боевые машины служили по прямому своему назначению вплоть до начала 1950-х, однако потом их заменили более современными образцами бронетехники.

Часть немецких танков на исходе войны досталась союзникам. Впрочем и они не обеспечили этим машинам долгую жизнь.

– Каково же «поголовье» «Пантер» в настоящее время?

– Сейчас их в мире сохранилось порядка 20 экземпляров, причем основная часть из этого количества – «мертвые» «коробки», и лишь 6-7 штук способны самостоятельно ездить. В музеях Германии есть 5 «Пантер», в Бельгии и США – по 3. У нас в стране на данный момент имеется один такой танк, он выставлен в экспозиции музея в Кубинке.

Так что совсем не удивительно, что на «Пантеру» этого немецкого дедушки уже нашлись покупатели, готовые выложить за такой раритет кругленькую сумму. Между прочим, по моим сведениям, 2 миллиона евро – отнюдь не предельная цена для неплохо отреставрированной, «живой» машины. Довелось видеть ценники за подобный товар более высокие – 2 миллиона 350 тысяч, например.

— Другие образцы бронетехники времен 2-й Мировой столь же высоко котируются?

— В основном западные музейщики и коллекционеры охотятся за немецкими танками, машинами американского, английского производства… Вот, к примеру «сородич» «Пантеры» тяжелый немецкий танк «Тигр». Их в комплектном виде сохранилось всего штук семь (один из таких отреставрированных, поставленных на ход «хищников» тоже находится в подмосковной Кубинке). Поэтому цена даже на потрепанный «Тигр» стартует от 2 миллионов евро, а за такую машину в хорошем состоянии придется выложить уже миллионов пять. Наши Т-34 по сравнению с этим «зоопарком» проигрывают в цене больше, чем на порядок. «Виновата» их массовость: «тридцать четверок» было выпущено рекордно много и сохранилось тоже достаточно много. Хотя здесь, конечно, в каждом конкретном случае следует учитывать техническое состояние, комплектность машины и ее модификацию. Ранние, более редко встречающиеся образцы Т-34 ценятся гораздо больше.

Возможно, вашим читателям будет интересно посмотреть на цифры из старых прейскурантов и сравнить с нынешними ценами. Тогда станет понятно, насколько выгодным является вложение капитала в бронетехнику вермахта.

Так вот в годы 2-й Мировой покупка одного танка «Пантера» – без учета стоимости штатного вооружения, радиостанции, – обходилась Германии в 130000 рейхсмарок. А «Тигр» стоил 260000 рейхсмарок. С учетом тогдашнего курса американского доллара это около 100 тысяч «зеленых». Если пересчитать цену на сегодняшний день, получается, что новый «Тигр» обошелся бы армии в сумму около полутора миллионов долларов. Как видите, это в разы меньше нынешних цен на рынке армейской ретро-техники.

Похитители бронированных артефактов

Обратившись к хронике последних десятилетий корреспондент «МК» узнал о нескольких криминальных случаях, связанных с попытками нажиться на присвоении и продаже раритетных старых танков. В том числе и немецких.

Одна из таких историй случилась летом 2001 года в Белоруссии. Из экспозиции мемориального комплекса «Буйничское поле» похитили немецкий танк Т-III. Хотя пропажу обнаружили лишь несколькими днями позже, похитителя и его «трофей» все-таки удалось вычислить. Оказалось «спец-операцию» провернул креативный одиночка. Мужик нанял в одной из транспортных организаций Могилева трейлер и автокран, средь бела дня подогнал эту технику на музейную площадку. Охраннику заявил, что танк забирают на реставрацию, после чего погрузил многотонную махину на прицеп и – был таков.

Танк удалось найти неделю спустя довольно далеко от места похищения. Его «припарковали» во дворе одного из домов деревни Белыничи. Хозяин подворья, с которым предварительно договорился похититель, даже не догадывался, что ретро-машина краденая. В итоге Т-III вернули на его законное место. А самого вора, скрывшегося на время на территории соседней России, смогли арестовать лишь два года спустя. На допросе 43-летний мужчина пояснил, что якобы вовсе не собирался красть бронированного «немца», а «позаимствовал» его во временное пользование: мол, пришла в голову идея снять видеоролик с этим танком и выгодно продать такой материал киностудии. Впрочем история про такие творческие проекты на повлияла на судей: похититель получил наказание.

Другая «танковая» эпопея разыгралась на исходе прошлого века под Вязьмой. В тех местах, где когда-то шли ожесточенные бои, группа «черных следопытов» откопала увязший в овраге немецкий танк – тоже «трешку». Абсолютно целую, неплохо сохранившуюся машину вытащили втихаря. По своим каналам нашли покупателя, готового хорошо заплатить. Правда, любитель военной старины жил за границей, в Прибалтике, однако это не стало для нелегалов препятствием. Они разобрали танк и поместили его фрагменты в кузов грузовика, замаскировав под металлолом. Подобная «военная хитрость» не сработала. К несчастью для воришек на границе им попались бдительные таможенники, которые все-таки разобрались, что за железяки вывозят из России. Танк в итоге конфисковали.

А вот в одной из областей Украины «бизнес-проект» по реализации обнаруженной в этих местах старой «Пантеры» обсудили на высоком представительском уровне. Танк затонул во время войны при переправе через речку из-за обрушившегося под чрезмерной тяжестью моста. Десятилетия спустя об уникальном объекте узнали немецкие специалисты. В итоге германская сторона договорилась с местными властями о финансировании поисково-спасательной операции и сверх того выплатила еще круглую сумму за предоставленную возможность вывезти раритет в ФРГ. Получила ли казна что-либо из этих денег, история умалчивает.

Впрочем, некоторые предприимчивые, а, главное, рукастые граждане умудряются делать бизнес на продаже немецких ретро-танков даже… без наличия самих этих танков. В начале 2016 года на одной из интернет-площадок житель Вязьмы разместил информацию о продаже сделанной им копии немецкого танка Pz. IV. В объявлении сказано: «Танк самодельный — стреляет! Участвовал в реконструкции и съемках военных картин». Далее этот «кулибин» пояснял, что его «танк» собран из узлов и агрегатов двух тракторов, а также грузовика ЗиЛ, и что стрельба возможна только холостыми зарядами. В объявлении указано также, что на данное чудо техники оформлена вся необходимая документация. Цену такой «игрушке» умелец определил впечатляющую – 2700000 рублей.

Сокровища в болоте

Есть категория «следопытов армейской старины», которые пытаются заработать на «виртуальной» продаже дефицитных немецких танков. Эти поисковики, обнаружив лежащую где-нибудь на дне реки или в болоте бронированную машину вермахта, не спешат организовывать хлопотную, затратную экспедицию по ее подъему из трясины. Вместо того, чтобы танк вытащить и продать, они торгуют информацией о его местонахождении.

Вот несколько объявлений прошлых лет, обнаруженных на интернет-форумах:

«Мне известно местонахождение немецкого танка… Уже веду переговоры о продаже информации об этом танке, если Вам интересно, то ответьте на мой адрес… Танк находится на дне реки в черте одного маленького белорусского города».

«Господа, располагаю достоверной информацией о местонахождении немецкого танка «Тигр» и еще одного, не установленной модели. Находятся они на дне реки. Хочу продать эту информацию. Если Вас заинтересовало мое предложение пишите».

«Танк Второй мировой войны — НЕМЕЦКИЙ!!!!! Лежит в болоте, видно дуло.

Беларусь, Минская область…»

– Много ли могут заплатить за подобные сведения? И не вылетят ли для покупателя деньги в трубу: ведь информатор может его элементарно обмануть, подсунув место-«пустышку»?

– Как правило, в таких случаях предварительно обговаривают различные варианты подстраховок от взаимного обмана. Так, чтобы окончательный расчет произошел по факту подтвержденного наличия танка на указанном месте, — пояснил Ярослав Михайлович. — А что касается ценника… Насколько мне известно, суммы варьируются в очень широком диапазоне: от нескольких тысяч до сотен тысяч долларов.

Но, даже заплатив 100-200 тысяч «зеленых», подпольный предприниматель, занимающийся продажей старой бронетехники, в итоге может хорошо «наварить» на реализации такого товара. Танки вермахта, воевавшие во 2-ю Мировую, очень интересуют немецких коллекционеров и реставраторов. А порой эти господа выступают в роли промежуточного звена. Они покупают вытащенный из болота танк, перевозят его в Германию, там восстанавливают и перепродают с выгодой. Самые щедрые покупатели подобных артефактов — богатые американские предприниматели и шейхи из арабских «нефтяных» стран.

Вообще подпольный рынок тяжелой армейской техники времен войны – это довольно опасное «минное поле». Здесь участникам приходится действовать с постоянной оглядкой, чтобы не быть обманутыми или не пострадать от происков конкурентов. Да и сам объект купли-продажи – на десятилетия брошенные в глухих местах подбитые, затонувшие танки, самоходки, — очень опасен и непредсказуем. Ведь внутри этих бронированных машин вполне может скрываться боекомплект — снаряды, гранаты, которые даже 70 лет спустя не потеряли своей убойной силы. Среди «черных следопытов», бывали случаи тяжелых травм и даже смертей при попытке проникнуть в танк, освободить его от грунта.

Ходила байка об одном таком «немце», застрявшем в лесной чащобе в Калужской области. Якобы, экипаж этого танка, покидая машину, ухитрился заминировать все люки, поставил внутри гранаты на растяжках… В итоге много лет спустя несколько «копателей»-нелегалов там в разное время подорвались.

— Все-таки могу я, например, при большом желании договориться с поисковиками и с их помощью «вытащить из небытия» какой-нибудь немецкий танк? Потом демилитаризовать его, поставить на своем приусадебном участке, а по праздникам принимать участие в столь модных сейчас военных реконструкциях?

– С «танком из болота» это вряд ли получится. Ведь по существующим законам вся обнаруженная старая военная техника должна передаваться министерству обороны. А уже тамошние начальники определяют ее будущее: отдать в музей, по заявке органа местного самоуправления предать для установки на постаменте в качестве памятника…

Так что вытащенный из трясины поисковиками лично для вас танк сразу становится нелегалом. Можно, конечно, попытаться его тайком перевезти на загородный участок и там поставить, скрывая от всех высоким забором. Но удовольствие это сомнительное. Поэтому куда более верный путь – найти, возможно даже за границей, уже легализованную каким-то образом бывшую боевую, а ныне разоруженную машину и приобрести ее. Хотя денег за это придется выложить немало.

Существует и еще один – весьма специфический, вариант стать обладателем ретро-танка. Вы узнаёте через тех же поисковиков о том, что вот здесь в болоте на глубине нескольких метров покоится, например, затонувшая в войну «Пантера». Идете в соответствующие государственные инстанции и договариваетесь о покупке данной территории. Отныне болото вместе с его «танковой начинкой» находится в вашей собственности. Можете приходить на это место и мысленно любоваться «своим» танком.

– Ну это уж извращение какое-то!

– Называйте как хотите. Однако знаю по крайней мере про одного такого человека. На территории его поместья есть неудобья — сильно заболоченная низина, в топях которой «с головой» увяз танк. Хозяин даже обследовал этот «клад» при помощи специальной аппаратуры, и приборы ему показали абрис скрывающейся в недрах земных бронированной машины. Теперь мужик ждет, когда появятся условия для легализации стального «утопленника».

– Но ведь танк ржавеет, разрушается!

– На самом деле все не так страшно. Болотная среда – отличный консервант для подобной техники. Бывало много случаев, когда танк, вытащенный из торфяной топи, выглядел как новенький.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]