Многоцелевой истребитель Mirage F.1 (Франция)


Истребители

Dassault Mirage F1. Многоцелевой истребитель. (Франция)

Dassault Mirage F1 — французский легкий многоцелевой истребитель. Предназначен для перехвата воздушных целей, ударных операций и ведения разведки. Является последователем самолетов серии Mirage III/5.

В 1964 г. компания Dassault-Breguet добилась правительственного контракта на постройку прототипа двухместного истребителя Mirage F.2 с традиционными крылом и хвостовым оперением, а также турбовинтовым двигателем SNECMA/Пратт-Уитни TF306. Этот самолет совершил свой первый полет в июне 1966 г., а в декабре того же года вслед за ним в воздух поднялся Mirage F.1, который представлял собой одноместный истребитель меньшего размера. Опытный Mirage F.1 разбился, но все же его посчитали перспективным, и в сентябре 1967 г. правительство Франции заказало 3 предпроизводственных экземпляра. Первый из них поднялся в воздух в марте 1969 г.

Dassault Mirage F1. Многоцелевой истребитель. (Франция)

Снабженный двигателем SNECMA «Атар» 9К-31, первый Mirage F.1 имел впечатляющие характеристики. Он развивал скорость 2.12 М, или 2260 км/ч на высоте 11000 м и 1300 км/ч у земли. Великолепные взлетно-посадочные характеристики стали результатом использования системы средств увеличения подъемной силы, включавшей в себя отклонение вниз носка крыла и большие закрылки, расположенные на крыле большой стреловидности. Со средней боевой нагрузкой самолет Mirage F.1 мог взлетать и приземляться на полосу длиной от 500 до 800 м.

Хотя Mirage III и Mirage F.1 имели практически одинаковые габаритные размеры (в частности, одинаковую омываемую воздушным потоком площадь), количество запаса топлива последнего было на 40% больше, что достигалось отказом от топливных баков типа пузыря и использованием под топливо всего свободного внутреннего пространства конструкции.

Это единственный из самолетов серии «Мираж», выполненный по нормальной аэродинамической схеме. Отказ от статически устойчивой схемы «бесхвостка», по которой были выполнены предшествующие самолеты Mirage III/5/50 и Mirage, связан с характерным для этой схемы недостатком — малые значения коэффициента подъемной силы сбалансированного самолета, что существенно ухудшает маневренные и взлетно-посадочные характеристики, столь важные для истребителя. Крыло цельнометаллическое, двухлонжеронное. Фюзеляж типа полумонокок. В конструкции самолета применены в основном алюминиевые сплавы.

Для перехватчика важно быстрое реагирование на команду «подняться в воздух». Вспомогательное оборудование у Mirage F.1 сведено до минимума, а то, которое существует, полностью транспортируется по воздуху. Использовался собственный стартер, а система централизованной заправки под давлением позволяла заполнить внутренние баки примерно за 6 минут. Самолет Mirage F.1 мог быть поднят по тревоге в течение двух минут благодаря применению самоходной подготовительной тележки GAMO. Она использовала электрическую энергию для предварительного подогрева систем навигации и вооружения, с помощью жидкости охлаждала РЛС и контролировала систему кондиционирования кабины пилота, а также переносила солнцезащитный зонтик на телескопической штанге, так что пилот мог сидеть в кабине в полной боевой готовности в течение продолжительного периода даже в жаркий день.

Dassault Mirage F1. Многоцелевой истребитель. (Франция)

Серийное производство велось с 1978 по 1990 г. За это время было произведено более 770 самолетов различных модификаций, включая 251 самолет для ВВС Франции, 18 для Эквадора, 40 для Греции, 113 для Ирака, 36 для Иордании, 33 для Кувейта, 38 для Ливии, 50 для Марокко, 15 для Катара, 48 для ЮАР и 73 для Испании.

Варианты:

  • Mirage F.1A — вариант ударного истребителя для атаки наземных целей в светлое время суток. Оснащен менее сложным авиационным электронным оборудованием и имеет увеличенный запас топлива. Производился по лицензии в Южной Африке.
  • Mirage F.1B — обозначение двухместного учебно-тренировочного самолета с дублированными (в задней кабине) экраном РЛС и индикацией на лобовом стекле (первый полет 26 мая 1976 г.).
  • Mirage F.1C — истребитель-перехватчик, первый серийный экземпляр которого поднялся в воздух 15 февраля 1973 г. Начало поставок ВВС 14 марта 1973 г.
  • Mirage F.1C-200 — обозначение 25 самолетов F.1C ВВС Франции после установки штанг топливо-приемников для дозаправки в воздухе.
  • Mirage F.1E — вариант, сходный с самолетом F.1C, но с более полными системами навигации и атаки, что сделало его подходящим для полетов в любых погодных условиях. Один самолет F.1E был изготовлен с турбовинтовым двигателем SNECMA М53, но от его создания впоследствии отказались.
  • Mirage F.1D — двухместная версия самолета F.1E.
  • Mirage F.1R (CR) — вариант тактического разведчика со стандартными фотокамерами, электромагнитными, оптическими и инфракрасными датчиками, с современными инерциальной системой наведения и системой радиолокационной навигации. В ВВС Франции имеет обозначение F.1CR (первый полет 20 ноября 1981 г.).

В 1992-1996 гг. для ВВС Франции переоборудовано 55 перехватчиков F.1C в ударный самолет F.1CT (первый полет состоялся 3 мая 1991 г., первые самолеты F.1CT поставлены в строевую эскадрилью 6 ноября 1992 г.).

На самолетах Mirage F.1 установлена моноимпульсная РЛС Томсон-CSF «Сирано» IV или «Сирано» IVM, осуществляющая поиск, захват и сопровождение воздушных целей на любой высоте и имеющая на 80% больший радиус действия, чем РЛС «Сирано» II, применявшаяся на самолетах «Мираж» III. Стрельба может вестись автоматически при помощи управляющего огнем компьютера или вручную, когда компьютер выдает пилоту разрешение на поражение цели На самолетах F.1CR и F.1CT — РЛС «Сирано» IVMR, которая дополнительно может работать в режиме картографирования местности, обеспечения облета наземных препятствий и измерения дальности до наземных объектов.

Dassault Mirage F1. Многоцелевой истребитель. (Франция)

В состав оборудования входит также ИЛС, радионавигационная система LMT TACAN, автопилот SFENA 505, центральный вычислитель воздушных параметров, навигационный индикатор Крузе 63, два УКВ-приемопередатчика, система опознавания государственной принадлежности. Предусмотрена подвеска контейнеров с лазерным целеуказателем, разведывательным и оборудованием РЭБ.

Разведчик F.1CR фактически является первым самолетом ВВС Франции, бортовая аппаратура которого почти полностью цифровая. На нем установлен навигационно-разведывательный комплекс SNAR с БЦВМ 182 и ИНС SAG ЕМ «Улисс» 47. Бортовая РЛС «Сирано» IVMR в комплексе с ИНС позволяет выполнять задачи в сложных метеоусловиях. Разведывательное оборудование включает две фотокамеры, приемник-анализатор ИК-излучения SCM 2400 «Супер Циклоп». ИК-изображения записываются на видеоленту или могут передаваться непосредственно на наземную станцию по микроволновой линии связи с предварительной обработкой на борту самолета. Возможно размещение дополнительного оборудования в подвесных контейнерах. На F.1CT установлены приемники предупреждения о радиолокационном облучении, улучшенная ИНС и навигационный вычислитель.

Самолеты Mirage F.1 вооружены двумя пушками DEFA 553 (калибр 30 мм, по 125 снарядов), самолеты F.1CR и F.1CT — одной. Максимальная расчетная нагрузка на внешних узлах подвески составляет 6300 кг. Эксплуатационная боевая нагрузка 4000 кг. При выполнении задачи перехвата самолет может нести две УР класса «воздух-воздух» средней дальности Матра «Супер» 530 под крылом или две УР ближнего воздушного боя Матра 550 «Мажик», или AIM-9 «Сайдуиндер» на концах крыла. При выполнении ударных операций боевая нагрузка может включать одну УР класса «воздух-поверхность» AS.30, четырнадцать бомб массой 250 кг, восемь бомб массой 450 кг, четыре блока НАР, контейнеры с оружием и баки с напалмом.

Самолеты Mirage F.1 принимали участие в нескольких военных конфликтах, крупнейшие из которых (ирано-иракская война 1980-1988 гг. и война в Персидском заливе в 1991 г.) связаны с действиями ВВС Ирака, обладающего первым по величине парком самолетов Mirage F.1 среди стран-импортеров.

Dassault Mirage F1. Многоцелевой истребитель. (Франция)

Характеристики:

  • Экипаж: 1 пилот;
  • Длина: 15,23 м;
  • Размах крыла: 8,4 м;
  • с ракетами на концах крыла: 9,32 м;
  • Высота: 4,5 м;
  • Площадь крыла: 25,0 м²;
  • Стреловидность по передней кромке: 47° 30′;
  • База шасси: 5,0 м;
  • Колея шасси: 2,5 м;
  • Масса пустого: 7400 кг;
  • Нормальная взлетная масса: 10 900 кг (без подвесок);
  • Максимальная взлетная масса: 16 200 кг;
  • Масса топлива во внутренних баках: 3350 кг (+ 3580 кг в ПТБ);
  • Объем топливных баков: 4300 л;
  • Силовая установка: 1 × ТРДФ SNECMA Atar 9K-50;
  • Бесфорсажная тяга: 1 × 49,03 кН (5000 кгс);
  • Форсажная тяга: 1 × 70,61 кН (7200 кгс);
  • Максимальная скорость: у земли: 1470 км/ч (М=1,2); на высоте: 2335 км/ч (М=2,2);
  • Крейсерская скорость: 885 км/ч;
  • Посадочная скорость: 230 км/ч;
  • Боевой радиус: с 14 × 250 кг бомбами по профилю «большая-малая-большая» высота: 425 км; с 1 × АМ.39 и 2 × 1200 л ПТБ по профилю «малая-малая» высота: 700 км;
  • Перегоночная дальность: 3300 км;
  • Продолжительность полета: 3 ч 45 мин;
  • Продолжительность патрулирования: 2 ч 15 мин (с 2 × Matra R530 и 1 × 1200 л ПТБ);
  • Практический потолок: 20 000 м;
  • Стрелково-пушечное вооружение: 2 × 30 мм пушки DEFA 553 с 125 патронов на орудие;
  • Точки подвески: 7 (1 под фюзеляжем с нагрузкой 2100 кг, 2 внутренние под крылом с нагрузкой по 1300 кг, 2 внешние под крылом с нагрузкой по 550 кг, 2 на концах крыла для ракет «В-В») с нагрузкой по 150 кг);
  • Боевая нагрузка: 4000 кг;
  • Управляемые ракеты: ракеты «воздух-земля»: 1 × AS.37 Martel или AS.30 (или АМ.39 или AS.30L у экспортных самолетов); ракеты «воздух-воздух»: 2 × Super R 530 и 2 × R550 Magic или AIM-9;
  • Неуправляемые ракеты: 4 блока Matra с 18 × 68 мм ракетами;
  • Бомбы: свободнопадающие (8 × 454 кг фугасных бомб, 14 × 250 кг фугасных бомб, 6 × 600 л баков с напалмом);
  • Подвесные топливные баки: 3 × 1200 л.

Dassault Mirage F1

Франция

В 1984 году первое оперативное развертывание французских ВВС Mirage F1 было проведено во время операции «Манта» , французской интервенции в Чад для противодействия растущему ливийскому вторжению в этот регион. Группа из четырех Mirage F1C-200 обеспечивала прикрытие с воздуха еще одной группе из четырех ударных самолетов Jaguar ; они также участвовали в ряде стычек с провивийскими повстанцами Переходного правительства национального единства (ГУНТ).

Пара французских ВВС Mirage F1C из самолетов EC 2/30 и EC 3/30 в полете, 31 мая 1986 года.

В 1986 году французские Mirage F1 были переброшены в Чад в рамках операции Epervier . Полет из четырех F1C-200 обеспечил прикрытие истребителями ударной группы из восьми Jaguar во время авианалета на ливийскую авиабазу в Уади-Дум 16 февраля. [13] Пара F1CR также проводила разведывательные миссии до и после удара . [14]

В ответ на вторжение Ирака в Кувейт Франция осуществила два развертывания Mirage F1 в Персидском заливе. В октябре 1990 года 12 самолетов Mirage F1C были отправлены в Доху , Катар , для усиления противовоздушной обороны, а еще четыре Mirage F1CR ER 33 были отправлены в Саудовскую Аравию в рамках операции «Дагет» в сентябре 1990 года. [15] [16] [ 17] Чтобы избежать риска быть ошибочно принятым за враждебные иракские Миражи F1, все французские F1CR были остановлены в течение первых нескольких дней воздушных атак союзников, выполнив свой первый боевой вылет 26 января 1991 года; дополнительной причиной их первоначального заземления было отсутствие совместимого оборудования ночного видения. [18] [19] Они использовались в роли истребителя-бомбардировщика, используя свои более совершенные навигационные системы, чтобы вести группы французских истребителей-бомбардировщиков Jaguar , а также выполнять разведывательные миссии; в этом качестве к концу боевых действий было совершено 114 самолето-пролетов. [15] [1] После окончания войны в Персидском заливе Франция разместила несколько самолетов Mirage F1CR на базах в соседней Турции в рамках операции «Обеспечьте комфорт» по защите курдов от иракской агрессии. [15]

В ноябре 2004 года в ответ на воздушное нападение ивуарийских сил на французских миротворцев, группа из трех самолетов Mirage F.1 нанесли удар по аэропорту Ямусукро , уничтожив в общей сложности два самолета Су-25 и три ударных вертолета. [20]

Многонациональное истребительное соединение, включая слева направо, катарский F-1 Mirage, французский F-1C ​​Mirage, F-16C Fighting Falcon ВВС США , канадский CF / A-18A Hornet и Qatari Alpha Jet , во время Операция Desert Shield

В октябре 2007 года три Mirage 2000 и три Mirage F1 были развернуты на базе ВВС в Кандагаре , где они выполняли миссии непосредственной авиационной поддержки и тактической разведки в поддержку международных сил в Южном Афганистане . [21] [22]

Последним французским подразделением, оснащенным Mirage F1, был Escadron de Reconnaissance 2/33 Savoie

, базирующийся в Мон-де-Марсан, который летал на последней версии F1CR. Основной задачей подразделения была тактическая разведка, а второстепенной задачей — наземная атака; из-за уникальных задач 2/33 их неофициальным девизом среди пилотов стал: «Найди, опознай, сфотографируй или уничтожь». В соответствии с двусторонним соглашением об обороне между Францией и Чадом пара 2/33 F1CR вместе с 3 пилотами, переводчиком фотографий, офицером разведки и наземными бригадами всегда направлялись в Нджамену, Чад. Два 2/33 F1CR работали с тремя Mirage 2000D, также на основе ротации из Франции в Чад. [23]

В марте 2011 года 2/33 Mirage F1CRs был развернуты в Solenzara авиабазу , Корсику и провел разведку над Ливией (также оператор Mirage F1) в рамках ОПЕРАЦИИ Harmattan . [24] В 2013 году 2/33 F1CR также участвовали в операции «Сервал» в Мали. 10 января F1CR и Mirage 2000D при поддержке танкера C-135K французских ВВС осуществили первый запуск французской воздушной интервенции против исламистских повстанцев в Мали со своей базы в Нджамене в Чаде. 2/33 F1CR предоставили ценную фотоинформацию для ударных самолетов, вылетавших на следующий день из Франции. Позже, 16 января, два 2/33 F1CR были переброшены из Чада в Бамако, Мали. Оба самолета были оснащены подфюзеляжными баками увеличенной дальности на 2200 литров; а во время полетов над Мали также несли две неуправляемые бомбы по 250 кг плюс одну внутреннюю 30-мм пушку на случай, если они будут задействованы для непосредственной поддержки с воздуха. [25]

Чтобы заменить старые F1CR 2/33, несколько Rafales были оснащены передовой разведывательной капсулой. По дальности, маневренности и боевой нагрузке Rafale намного превосходит F1CR, который он заменяет, а также его разведывательные возможности: после того, как капсула Rafale сделала фотографии, они могут быть почти мгновенно переданы обратно на его базу или там, где могут потребоваться изображения. при наличии совместимого оборудования нисходящей линии связи. [23] Последние истребители Mirage F1 французских ВВС были выведены из эксплуатации 13 июня 2014 года. Последние находящиеся в эксплуатации единицы, в том числе 11 одноместных Mirage F1CR и три двухместных F1B, были переданы на хранение; шесть самолетов совершили последний взлет во время празднования Дня взятия Бастилии над Парижем перед их утилизацией. [26]

Эквадор

Между 1979 и 1980 годами Эквадор получил 16 F.1JA (вариант F1E) и пару F.1JE. Эскадрилья Mirage F1JAs ( Escuadrón de Caza 2112

) ВВС Эквадора (FAE) вступила в строй в январе – феврале 1981 года во время короткой войны Paquisha между Эквадором и Перу , менее чем через два года после того, как самолет был доставлен FAE. В то время эквадорцы решили не бросать прямой вызов ВВС Перу (сокращенно FAP), чьи самолеты Mirage 5P и Су-22 обеспечивали воздушное прикрытие перуанских вертолетных операций в зоне боевых действий. Вместо этого Миражи держались на расстоянии, выполняя боевое воздушное патрулирование (CAP) на окраинах зоны боевых действий на случай, если пограничные столкновения перерастут в более широкие боевые действия. Во время одного инцидента был перехвачен перуанский Су-22 и выпущена единственная ракета класса «воздух-воздух» R.550; однако он не смог поразить перуанский самолет. [27]

Эквадорский Mirage F.1JA во время совместных американо-эквадорских учений «Blue Horizon ’86».

В 1995 году, во время войны за Сенепу , эквадорские миражи снова начали действовать против Перу. На этот раз, в то время как основная часть эскадрильи находилась на авиабазе Таура, небольшой отряд Mirage F1 и Kfir C.2 был развернут на нераскрытых передовых авиабазах, чтобы отговорить перуанские штурмовики от входа в зону боевых действий. К этому времени самолеты были модернизированы израильской электроникой и ракетами «воздух-воздух» Python Mk.III , обычно установленными на внешних подкрыльевых пилонах, и зенитно-ракетными комплексами Matra R550 Magic на пусковых рельсах с законцовкой крыла. [ необходима цитата

]

10 февраля 1995 года пара Mirage F1JAs, пилотируемая майором Раулем Бандерасом и капитаном Карлосом Узкатеги, поразила пять целей, приближавшихся к зоне боевых действий в долине Сенепа. После визуального контакта «Миражи» выпустили свои ракеты, заявив, что два перуанских Су-22М были сбиты, в то время как «Кфир» захватил еще один А-37В «Стрекоза» . [28] [29] [30] [31] Источники в Перу, однако, отрицают утверждения о том, что Су-22М были сбиты эквадорскими самолетами, утверждая, что один из них был сбит эквадорским зенитным артиллерийским огнем во время малой летел по штурмовику, а второй был потерян из-за возгорания двигателя. [32] [33] [34] Бандерас служил командующим ВВС Эквадора с мая 2014 года по февраль 2016 года, а Узкатеги погиб в результате несчастного случая на тренировке в 2002 году на авиабазе Салинас в провинции Санта-Елена . [35] [36] [37] [38]

В 2011 году все оставшиеся в эксплуатации эквадорские Mirage F.1 были списаны после того, как налетали более 33 000 летных часов за 32 года активной службы; Их заменила эскадрилья истребителей Atlas Cheetah, закупленных в Южной Африке. [39]

Ирак

В конце 1970-х годов Ирак разместил заказ на вариант Mirage F1, получивший обозначение Mirage F1EQ, который был специально модифицирован для увеличения дальности полета для выполнения ударных задач и не был похож ни на одну из моделей, эксплуатируемых французскими военно-воздушными силами. [40] В этот период Франция была основным поставщиком военной техники в страну; в 1983 году первый одолжил Ираку несколько автомобилей Dassault-Breguet Super Étendard, в то время как последний ожидал поставки Mirage F1EQ, который пережил длительный период разработки и, как следствие, задержку поставок. [41] Super Étendard решительно поддерживал Dassault, опасаясь возможной отмены значительного заказа на Mirage F1 со стороны Ирака, если запрос не будет удовлетворен. [42]

В 1982 году было решено переконфигурировать несколько незадействованных иракских Mirages F1 из общей боевой конфигурации в специализированную платформу наземного нападения, приняв на вооружение сложное оборудование радиоэлектронной борьбы Thomson-CSF и значительно увеличив грузоподъемность, в том числе недавно разработанная ракета класса «воздух-земля» АС-30 . [43] В этой роли Mirage F1 использовался для замены стареющего иракского флота Hawker Hunters . [44] В сентябре 1985 года между Dassault и Ираком было подписано соглашение о поставке еще 24 самолетов. [45]

Во время ирано-иракской войны иракские вертолеты Mirage F1EQ интенсивно использовались для перехвата, наземных атак и операций по борьбе с судоходством. [46] Mirage F1EQ позволил Ираку наносить удары по Ирану в большем боевом радиусе, чем это было возможно ранее. [47] В ноябре 1981 года на иракском Mirage F1 был сбит первый иранский F-14 Tomcat , за которым в последующие месяцы последовало еще несколько, что вселило в ранее робкие иракские ВВС новую уверенность в боях воздух-воздух. столкновения с иранцами. [48] Согласно исследованию журналиста Тома Купера, во время войны 33 иракских Mirage F1 были сбиты иранскими F-14 [49], а два были сбиты иранскими F-4 Phantom II . [50] Иракские F1EQ заявили как минимум 35 иранских самолетов, в основном F-4 и Northrop F-5E Tiger II , а также несколько F-14 Tomcats. [51] [ необходима страница

]

14 сентября 1983 года пара истребителей F-100F Super Sabre ВВС Турции из 182 Filo «Атмака» вторглась в воздушное пространство Ирака. Самолет Mirage F-1EQ иракских ВВС перехватил полет и выпустил по ним ракету Super 530 F-1. Один из турецких истребителей (серийный номер 56-3903) был сбит и разбился в долине Заху недалеко от турецко-иракской границы. Сообщается, что пилоты самолета выжили в катастрофе и были возвращены в Турцию. Инцидент не был обнародован ни одной из сторон, хотя некоторые подробности всплыли в более поздние годы. Инцидент был раскрыт в 2012 году министром обороны Турции Исметом Йылмазом в ответ на парламентский вопрос депутата от Республиканской народной партии (НРП) Метина Лютфи Байдара после сбития турецкого F-4 Phantom II в Сирии в 2012 году. [52]

17 мая 1987 года иракский Mirage F1 выпустил пару ракет Exocet по военному кораблю ВМС США (USN) USS Stark во время патрулирования Персидского залива , причинив значительный ущерб кораблю, убив 37 и ранив 21 члена экипажа Старка. Точные мотивы и приказы пилота остаются неясными, хотя позже Ирак извинился за нападение, назвав инцидент «ошибкой» и обвинив Иран. [53]

До начала войны в Персидском заливе 1991 года иракский флот Mirage F1EQ был вторым по численности флотом ВВС Ирака (наиболее многочисленным был МиГ-21). [54] 17 января 1991 года, в первые минуты конфликта, невооруженный EF-111 ВВС США (ВВС США) с экипажем капитана Джеймса А. Дентона и капитана Брента Д. Брэндона убил иракский «Мираж». F1EQ, которым им удалось маневрировать в землю, что сделало его единственным F-111, который одержал воздушную победу над другим самолетом. [55] Позже в ходе войны иракский «Мираж», пилотируемый капитаном Нафи Аль-Джубури, успешно сбил американский EF-111 Raven в результате воздушного маневрирования, когда он разбился при попытке уклониться от ракеты, выпущенной Аль-Джубури. [56] [57]

Силы коалиции сбили несколько иракских F1 во время войны в Персидском заливе, например, шесть F1EQ, сбитых ВВС США F-15 Eagles . Пара F1EQ, которые готовились нанести бомбовый удар Beluga по нефтяным объектам Саудовской Аравии, была сбита F-15C Королевских ВВС Саудовской Аравии (RSAF). [58] [59] Из 88 самолетов Mirage F1EQ до конфликта 23 были уничтожены в ходе войны, еще шесть были повреждены, 24 были доставлены в Иран и интернированы; К концу войны в Персидском заливе в строю оставалось всего 23 самолета. [1] Из 23 уничтоженных иракских вертолетов Mirage F1EQ 9 были уничтожены в ходе воздушного боя. [44]

Марокко

Марокканский Mirage F1CH (2007).

В 1975 году Королевские ВВС Марокко (RMAF) разместили большой заказ на 30 Mirage F1CH и 20 Mirage F1EH , первый из которых должен был быть доставлен в 1978 году. по штурмовым операциям и по противовоздушной обороне; Составляя более трети своих истребителей, Mirage F1 служил основным истребителем ПВО RMAF в течение следующих двух десятилетий. [60] Еще в 1979 году эти самолеты участвовали в боевых вылетах против сил Фронта ПОЛИСАРИО , действовавших в Западной Сахаре . RMAF потерял семь «миражей» в результате вражеского огня, а также еще шесть, разбившихся из-за различных происшествий. Трое пилотов «Миража» были убиты, трое попали в плен. [61] По словам политического автора Энтони Кордесмана , RMAF изо всех сил пыталась эффективно обслуживать и эксплуатировать все свои Mirage F1, возможно, из-за отсутствия финансирования на запасные части. [62]

Южная Африка

Группа из четырех Mirage F1CZ, пролетавших над авиабазой Истерплаат , около 1982 г.

В 1971 году Южная Африка начала поиск замены Mirage III; В результате было решено приобрести лицензию на производство Mirage F1 и его двигателя с намерением произвести до 100 Mirage F1. Однако эта лицензия была быстро аннулирована из-за нависшего в 1977 году эмбарго на поставки оружия . SAAF приступил к закупить 16 Mirage F1CZs и 32 Mirage F1AZs, которые были быстро доставлены от Dassault до эмбарго, осуществляются, первые из этих родов происходят в 1975 году.

Оба варианта F1CZ и F1AZ ВВС Южной Африки (SAAF) принимали участие в боевых действиях во время пограничной войны . В ноябре 1978 года первые пять F1CZ были отправлены в Юго-Западную Африку (Намибия), и им было поручено обеспечивать сопровождение разведывательных полетов над Южной Анголой. С 1980 года использование самолетов сопровождения стало регулярным. Из-за проблем с F1AZ, F1CZ изначально были назначены на ударную роль в южной Анголе с использованием ракетных блоков Matra M155 или 250-кг бомб. [ необходима цитата

]

F1CZ 3-й эскадрильи сбили два ангольских МиГ-21 в 1981 и 1982 годах. 6 ноября 1981 года во время операции «Дейзи» два F1CZ были направлены GCI на перехват двух МиГ-21, направлявшихся на юг. Майор Йохан Ранкин сбил ведомого артиллерийским огнем, поскольку ракеты не смогли захватить МиГи. 5 октября 1982 г., сопровождая 12-ю эскадрилью « Канберры» в фоторазведывательном вылете, Рэнкин и его ведомый атаковали два МиГ-21 на курсе перехвата. Он выстрелил два Волшебных ADSL — на одном из МиГов, повредив самолет со второй ракетой. Затем Ранкин атаковал второй МиГ и уничтожил его пушечным огнем. [63] Первый МиГ смог вернуться на базу, но получил дополнительные повреждения, приземлившись на брюхо .

В мае 1982 года ангольский вертолет Ми-8 , на борту которого, по предположениям САДФ, находились старшие офицеры, был обнаружен и уничтожен в районе Кувелай. Вертолет с несущими винтами был обнаружен парой F1CZ и уничтожен огнем из 30-мм орудия. [ необходима цитата

]

Два F1AZ из 1-й эскадрильи были потеряны над Анголой. 20 февраля 1988 года во время полета запрет вылазку в F1AZ «245» против дорожного конвоя во время операции Хупера , майор Эд Каждый был сбит SA-13 Gopher SAM . F1AZ ‘223’ был потерян почти месяц спустя, 19 марта, когда капитан Вилли ван Коппенхаген врезался в землю, возвращаясь после ночного диверсионного удара; Комиссия по расследованию SAAF не смогла определить причины крушения. [63] [64]

SAAF Mirage F1CZ во время показа с воздуха на базе ВВС Истерплаат , Кейптаун , около 1982 г.

Два F1AZ и F1CZ также были повреждены противником, но смогли вернуться на базу. 7 июня 1980 года во время атаки на тренировочный лагерь Тобиаса Ханеко СВАПО во время операции «Скептик» (дымовая раковина) майор Франс Преториус и капитан IC du Plessis были поражены ЗРК SA-3 Goa . Самолет Дю Плесси попал в топливопровод, и ему пришлось совершить резкую посадку на авиабазе Ондангва. Самолет Преториуса получил более серьезные повреждения и был вынужден уйти на передовую взлетно-посадочную полосу Руаканы, где приземлился с выдвинутым только основным шасси. Оба самолета были отремонтированы и возвращены в строй. [63] Во время последней фазы войны Буша F1AZ совершили 683 боевых вылета, и по ним было выпущено более 100 зенитных ракет. [ необходима цитата

]

27 сентября 1987 года в ходе операции «Модулер» была предпринята попытка перехватить два кубинских истребителя МиГ-23МЛ FAR . F1CZ капитана Артура Пирси был поврежден либо из AA-7 Apex, либо из AA-8 Aphid AAM, выпущенных майором Альберто Лей Ривасом в лоб. Взрыв разрушил тормозной парашют самолета и повредил гидравлику. Пирси удалось добраться до авиабазы ​​Рунду , но самолет пролетел мимо взлетно-посадочной полосы. В результате столкновения с пересеченной местностью катапультируемое кресло Пирси загорелось ; он не смог оторваться от сиденья и получил серьезные травмы позвоночника. [63]

В феврале 1987 года три F1AZ безуспешно выпустили несколько ракет В-3Б по группе МиГ-23. Это повторилось снова в феврале 1988 года, когда F1AZ выпустил ракету по МиГ-23 и выстрелил из 30-мм пушки, снова безуспешно. Различные другие безуспешные попытки были предприняты в период с 1987 по 1988 год.

Помимо операций в Намибии в июле 1981 года, летчик ВВС Мозамбика дезертировал на своем МиГ-17 . Он вылетел со своей базы недалеко от Мапуту в сторону Южной Африки. Два F1AZ, возвращавшихся с учений, перехватили МиГ-17. В марте 1981 года два F1AZ перехватили CASA C-212 зимбабвийской армии и вынудили его приземлиться в Южной Африке, заявив, что самолет вторгся в воздушное пространство Южной Африки. [ необходима цитата

]

SAAF потеряли еще шесть F1AZ и три F1CZ из-за различных неудач. F1CZ ‘205’ загорелся после приземления и был отремонтирован с использованием хвостовой части F1CZ ‘206’ (самолет Пирси). [63]

Испания

Испанские ВВС F.1M в Kecskeméti Repülőnap 2010

.

В июне 1975 года, когда напряженность в отношениях с Марокко нарастала, Испания решила усилить свои военно-воздушные силы и купила 15 самолетов Mirage F1C, которые были переданы компании Albacete AB. В середине 1976 года все еще сохранялась некоторая напряженность с полетами МиГ-25 в Марокко, Алжира и Ливии по Средиземному морю, что привело к тому, что ВВС Испании закупили еще десять Mirage F1C и два года спустя заказали 48 Mirage F1C и F1E. [ необходима цитата

]

Несколько лет спустя Испания также купила 12 F1EDA / DDA, вышедших на пенсию у ВВС Катара, которые пожертвовали некоторое оборудование и оружие, используемые этими Mirage F1. В Испании F1CE назывался C.14A, F1EE — C.14B, а двухместный F1EDA — C.14C.

Они служили главным образом в качестве основных перехватчиков ПВО Испании и второстепенными функциями перехвата, пока их не вытеснили испанские EF-18A Hornets . Они служили с Ala 11 (11-е крыло) в Манисесе (бывшие катарские самолеты), Ala 14 в Альбасете и Ala 46 в Гандо на Канарских островах. [65] Ala 46 использовала свои Mirage F1 в основном как самолеты ПВО, используя тот же темно-синий цветовой узор, что и французские самолеты.

В октябре 1996 года Thomson-CSF заключила контракт на 700 миллионов франков (96 миллионов долларов США) на модернизацию 48 одноместных тренажеров F1C / E и 4 тренажеров F1EDA до стандарта Mirage F1M (см. Ниже). Бывшие катарские Mirage F1 остались без обновления, так как это была другая версия, и они были первыми снятыми с производства. [66] Помимо продления срока службы, это улучшило авионику и добавило возможности защиты от судоходства с модернизированным радаром Cyrano IVM и совместимостью с Exocet.

С июля 2006 года по ноябрь 2006 года испанские Mirage F1 были развернуты в Литве в рамках миссии НАТО по воздушной полиции Балтии ; во время этого развертывания они дважды взлетали, чтобы перехватить нераскрытых злоумышленников. 20 января 2009 года пара испанских F1 из 14-го крыла потерпела крушение возле своей базы во время обычной учебной миссии ВВС Испании по воздушному бою, в результате чего погибли все три члена экипажа. Обломки двух самолетов, включая останки экипажа, были обнаружены на расстоянии около 3 км друг от друга. [67] К 2009 году на вооружении 141-й эскадрон (141-я эскадрилья) «Патанес» и 142-й эскадрильи (142-я эскадрилья) «Тигрес» с Ала 14 находилось 38 F1M. [65]

В 2013 году ВВС Испании списали свой парк Mirage F1, [68] постепенно выводя их из эксплуатации по мере того, как увеличивающееся количество Eurofighter Typhoon становилось доступным. [65] В течение 2013 года сообщалось, что Испания может продать шестнадцать F1M Аргентине, но, похоже, теперь у них есть бюджет для покупки новых Kfirs . [69] Сделка была заключена, и Аргентина купила испанские Миражи в октябре 2013 года, [70] но сделка была отменена в марте 2014 года из-за давления со стороны Великобритании на Испанию, чтобы не содействовать модернизации FAA из-за напряженности между странами из-за Фолклендских островов. Острова . [71] В ноябре 2022 года Draken International объявила, что приобрела у Испании 22 самолета F1M и отремонтирует и модернизирует их для использования в качестве самолетов противника. [72]

Ливия

Ливия закупила 36 самолетов Mirage F.1AD для оснащения ВВС Ливии в качестве истребителя превосходства в воздухе. [73] Базовая модель F.1AD представляет собой специализированный ударный вариант, в котором отсутствует стандартный радар; вместо этого он снабжен выдвижным топливным зондом, установленным в носовой части. Впоследствии четыре F.1AD были модернизированы до многоцелевой конфигурации. [73]

Mirage F1BD, который считается единственным двухместным самолетом этого типа, оставшимся на вооружении в Ливии в то время, 2009 г.

Ливийские Mirage F.1 активно участвовали в войне в Чаде и доказали свою ценность во время ливийских кампаний в 1981 и 1983 годах; однако они не использовались позже, поскольку ВВС сдерживали их для возможной ожидаемой конфронтации с США и их союзниками. В августе 1981 года большая группа из 70 ливийских самолетов, в том числе МиГ-23 Микояна-Гуревича , МиГ-25 , Су-20 , Су-22М и Мираж F1, подошла к боевой группе авианосцев ВМС США в знак силы. Их сопровождали до выхода из его окрестностей 14 McDonnell Douglas F-4 Phantom II и Grumman F-14 Tomcats . [74]

При работе в Чаде типичная боевая конфигурация Mirage F1.AD состояла из пары спускных баков объемом 1,300 л и пары CBU Belouga. Операции проводились почти исключительно в светлое время суток и с большой высоты, что приводило к ограниченной эффективности. [75] С 1981 года отряд дислоцировался в Мартен-эс-Серра на юге Ливии; с 1983 года эти Mirage F1 регулярно отправлялись также в Фая-Ларджо в центральном северном Чаде. Вместе с Mirage 5, Mirage F.1 сыграли важную роль в огромном успехе, достигнутом в различных кампаниях против чадских войск в начале 1980-х годов: действуя на открытой и бесплодной пустынной местности, они нанесли тяжелый урон, что сделало любые крупные перемещения войск очень дорогостоящими. без потерь при обмене.

Флот Mirage F1 участвовал в боевых действиях во время гражданской войны в Ливии 2011 года . Ливийские ВВС представляли небольшую угрозу силам коалиции, частично из-за недостаточного оборудования и сильной зависимости от старых самолетов, приобретенных у Советского Союза , но оставались эффективными против плохо вооруженных повстанцев, выступающих против Каддафи . [75] 21 февраля 2011 года пара ливийских самолетов приземлилась на Мальте после того, как им было приказано бомбить протестующих в Бенгази ; оба пилота попросили политического убежища. [73] После смерти Муаммара Каддафи и окончания гражданской войны Франция и Ливия в 2012 году заключили соглашение о модернизации оставшегося парка Mirage F1, а также о покрытии потенциальной покупки дополнительных Mirage F1, которые ранее использовались ВВС Франции. [76]

Многоцелевой истребитель Mirage F.1 (Франция)


Многоцелевой истребитель Mirage F.1

предназначен для перехвата воздушных целей, ударных операций и ведения разведки. Самолет Mirage F.1 является последователем самолетов серии Mirage III/5. В 1964 г. компания Dassault-Breguet добилась правительственного контракта на постройку прототипа двухместного истребителя Mirage F.2 с традиционными крылом и хвостовым оперением, а также турбовинтовым двигателем SNECMA/Пратт-Уитни TF306. Этот самолет совершил свой первый полет в июне 1966 г., а в декабре того же года вслед за ним в воздух поднялся Mirage F.1, который представлял собой одноместный истребитель меньшего размера. Опытный Mirage F.1 разбился, но все же его посчитали перспективным, и в сентябре 1967 г. правительство Франции заказало 3 предпроизводственных экземпляра. Первый из них поднялся в воздух в марте 1969 г. Снабженный двигателем SNECMA «Атар» 9К-31, первый
Mirage F.1
имел впечатляющие характеристики. Он развивал скорость 2.12 М, или 2260 км/ч на высоте 11000 м и 1300 км/ч у земли. Великолепные взлетно-посадочные характеристики стали результатом использования системы средств увеличения подъемной силы, включавшей в себя отклонение вниз носка крыла и большие закрылки, расположенные на крыле большой стреловидности. Со средней боевой нагрузкой самолет Mirage F.1 мог взлетать и приземляться на полосу длиной от 500 до 800 м.

Хотя Mirage III и Mirage F.1 имели практически одинаковые габаритные размеры (в частности, одинаковую омываемую воздушным потоком площадь), количество запаса топлива последнего было на 40% больше, что достигалось отказом от топливных баков типа пузыря и использованием под топливо всего свободного внутреннего пространства конструкции.

Это единственный из самолетов серии «Мираж», выполненный по нормальной аэродинамической схеме. Отказ от статически устойчивой схемы «бесхвостка», по которой были выполнены предшествующие самолеты Mirage III/5/50 и Mirage, связан с характерным для этой схемы недостатком — малые значения коэффициента подъемной силы сбалансированного самолета, что существенно ухудшает маневренные и взлетно-посадочные характеристики, столь важные для истребителя. Крыло цельнометаллическое, двухлонжеронное. Фюзеляж типа полумонокок. В конструкции самолета применены в основном алюминиевые сплавы.

Для перехватчика важно быстрое реагирование на команду «подняться в воздух». Вспомогательное оборудование у Mirage F.1

сведено до минимума, а то, которое существует, полностью транспортируется по воздуху. Использовался собственный стартер, а система централизованной заправки под давлением позволяла заполнить внутренние баки примерно за 6 минут. Самолет Mirage F.1 мог быть поднят по тревоге в течение двух минут благодаря применению самоходной подготовительной тележки GAMO. Она использовала электрическую энергию для предварительного подогрева систем навигации и вооружения, с помощью жидкости охлаждала РЛС и контролировала систему кондиционирования кабины пилота, а также переносила солнцезащитный зонтик на телескопической штанге, так что пилот мог сидеть в кабине в полной боевой готовности в течение продолжительного периода даже в жаркий день.

Серийное производство велось с 1978 по 1990 г. За это время было произведено более 770 самолетов различных модификаций, включая 251 самолет для ВВС Франции, 18 для Эквадора, 40 для Греции, 113 для Ирака, 36 для Иордании, 33 для Кувейта, 38 для Ливии, 50 для Марокко, 15 для Катара, 48 для ЮАР и 73 для Испании.

Mirage F.1A — вариант ударного истребителя для атаки наземных целей в светлое время суток. Оснащен менее сложным авиационным электронным оборудованием и имеет увеличенный запас топлива. Производился по лицензии в Южной Африке.

Mirage F.1B — обозначение двухместного учебно-тренировочного самолета с дублированными (в задней кабине) экраном РЛС и индикацией на лобовом стекле (первый полет 26 мая 1976 г.).

Mirage F.1C — истребитель-перехватчик, первый серийный экземпляр которого поднялся в воздух 15 февраля 1973 г. Начало поставок ВВС 14 марта 1973 г.

Mirage F.1C-200 — обозначение 25 самолетов F.1C ВВС Франции после установки штанг топливо-приемников для дозаправки в воздухе.

Mirage F.1E — вариант, сходный с самолетом F.1C, но с более полными системами навигации и атаки, что сделало его подходящим для полетов в любых погодных условиях. Один самолет F.1E был изготовлен с турбовинтовым двигателем SNECMA М53, но от его создания впоследствии отказались.

Mirage F.1D — двухместная версия самолета F.1E.

Mirage F.1R (CR) — вариант тактического разведчика со стандартными фотокамерами, электромагнитными, оптическими и инфракрасными датчиками, с современными инерциальной системой наведения и системой радиолокационной навигации. В ВВС Франции имеет обозначение F.1CR (первый полет 20 ноября 1981 г.).

В 1992-1996 гг. для ВВС Франции переоборудовано 55 перехватчиков F.1C в ударный самолет F.1CT (первый полет состоялся 3 мая 1991 г., первые самолеты F.1CT поставлены в строевую эскадрилью 6 ноября 1992 г.).

На самолетах Mirage F.1

установлена моноимпульсная РЛС Томсон-CSF «Сирано» IV или «Сирано» IVM, осуществляющая поиск, захват и сопровождение воздушных целей на любой высоте и имеющая на 80% больший радиус действия, чем РЛС «Сирано» II, применявшаяся на самолетах «Мираж» III. Стрельба может вестись автоматически при помощи управляющего огнем компьютера или вручную, когда компьютер выдает пилоту разрешение на поражение цели На самолетах F.1CR и F.1CT — РЛС «Сирано» IVMR, которая дополнительно может работать в режиме картографирования местности, обеспечения облета наземных препятствий и измерения дальности до наземных объектов.

В состав оборудования входит также ИЛС, радионавигационная система LMT TACAN, автопилот SFENA 505, центральный вычислитель воздушных параметров, навигационный индикатор Крузе 63, два УКВ-приемопередатчика, система опознавания государственной принадлежности. Предусмотрена подвеска контейнеров с лазерным целеуказателем, разведывательным и оборудованием РЭБ.

Разведчик F.1CR фактически является первым самолетом ВВС Франции, бортовая аппаратура которого почти полностью цифровая. На нем установлен навигационно-разведывательный комплекс SNAR с БЦВМ 182 и ИНС SAG ЕМ «Улисс» 47. Бортовая РЛС «Сирано» IVMR в комплексе с ИНС позволяет выполнять задачи в сложных метеоусловиях. Разведывательное оборудование включает две фотокамеры, приемник-анализатор ИК-излучения SCM 2400 «Супер Циклоп». ИК-изображения записываются на видеоленту или могут передаваться непосредственно на наземную станцию по микроволновой линии связи с предварительной обработкой на борту самолета. Возможно размещение дополнительного оборудования в подвесных контейнерах. На F.1CT установлены приемники предупреждения о радиолокационном облучении, улучшенная ИНС и навигационный вычислитель.

Самолеты Mirage F.1

вооружены двумя пушками DEFA 553 (калибр 30 мм, по 125 снарядов), самолеты F.1CR и F.1CT — одной. Максимальная расчетная нагрузка на внешних узлах подвески составляет 6300 кг. Эксплуатационная боевая нагрузка 4000 кг. При выполнении задачи перехвата самолет может нести две УР класса «воздух-воздух» средней дальности Матра «Супер» 530 под крылом или две УР ближнего воздушного боя Матра 550 «Мажик», или AIM-9 «Сайдуиндер» на концах крыла. При выполнении ударных операций боевая нагрузка может включать одну УР класса «воздух-поверхность» AS.30, четырнадцать бомб массой 250 кг, восемь бомб массой 450 кг, четыре блока НАР, контейнеры с оружием и баки с напалмом.

Самолеты Mirage F.1 принимали участие в нескольких военных конфликтах, крупнейшие из которых (ирано-иракская война 1980-1988 гг. и война в Персидском заливе в 1991 г.) связаны с действиями ВВС Ирака, обладающего первым по величине парком самолетов Mirage F.1

среди стран-импортеров.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Экипаж, чел. 1 Скорость, км/ч: максимальная на высоте около 10 км 2350 максимальная на высоте до 3 км 1470 крейсерская 885 Практический потолок, м 20000 Дальность, км: перегоночная 3300 действия 900 Масса, кг: максимальная взлетная 15200 пустого самолета 7400 Максимальная боевая нагрузка, кг 4000 Габариты самолета, м: размах крыла 8,4 длина 15,0 высота 4,5 Двигатель: ТРДФ SNECMA-Atar- 9К-50, кгс 5000/7200

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]