Истребитель-перехватчик «Мираж» создавала, насколько возможно, легким и маленьким, чтобы обеспечить в боевом снаряженном состоянии при использовании одного турбовентиляторного двигателя SNECMA М53-5 тяговооруженность, равную 1. На самолете «Мираж» 2000 вернулись к треугольному крылу семейства самолетов «Мираж» III. а для увеличения маневренности снабдили аппарат электродистанционной системой управления полетом (fly-by-wire). которая позволяет растянуть линию центра масс к хвостовой части более, чем на самолетах традиционной схемы. Это приводит к уменьшению собственной устойчивости (без использования автостабилизации).
История создания
18 декабря 1975 года правительство Франции приняло решение о создании для ВВС истребителя нового поколения, предназначенного для завоевания господства в воздухе и решения задач ПВО. Первый опытный самолет Mirage-2000 поднялся в воздух 10 марта 1978 года. Параллельно с одноместным боевым самолетом был разработан двухместный учебно-боевой Mirage-2000В, его первый полет состоялся в 1980 году. Mirage-2000В послужил основой для создания целого семейства двухместных ударных самолетов, пришедших на смену истребителям-бомбардировщикам Dassault Mirage-III и Mirage-V (эти машины описаны в книге В. Е. Ильина и М. А. Левина «Современные истребители») и «евростратегических» бомбардировщиков Dassault Mirage-IV. В 1983 году был создан двухместный истребитель-бомбардировщик Mirage-2000N, предназначенный для доставки французских ядерных боеприпасов. фактически на этот самолет были возложены задачи, аналогичные задачам американских истребителей-бомбардировщиков F-100 и F-101 конца 1950-х — начала 1960-х годов. Создание французской бомбы началось еще в 1945 году, когда по указанию президента Шарля де Голля был образован Комиссариат по атомной энергии СЕА (Commissariant a l’Energie Atomique), на который возлагались задачи по организации национальной ядерной программы. В .1951 году началась непосредственная разработка ядерного оружия, координировавшаяся созданным для этого Управлением по специальному вооружению (Commandement des Armes Speciales). В декабре 1954 года на основании секретного указа премьер-министра эти работы были ускорены, а в мае 1955 года началось проектирование конкретных «спецбоеприпасов». В ноябре 1956 года СЕА приступил к подготовке первого французского взрыва опытного ядерного устройства, который произвели 11 февраля 1958 года. В апреле того же года была принята программа оснащения ВВС Франции ядерным оружием, в соответствии с которой в 1960-64 гг. предполагалось изготовить 40 ядерных бомб для вооружения бомбардировщиков Dassault Mirage-IV. 13 февраля 1960 года на полигоне в Алжире была взорвана первая французская плутониевая (Pu 239) ядерная бомба AN-11 мощностью 60-79 Кт. В дальнейшем этот боеприпас подвергся ряду усовершенствований, направленных на снижение его массы. В окончательном виде (взрыв 1 мая 1962 г.) бомба имела мощность 50 — 60 Кт. Ее первый сброс с реального самолета-носителя — бомбардировщика Mirage-IVА — состоялся 19 июля 1966 г., однако развертывание ядерного оружия началось несколько раньше — осенью 1964 года. Бомба массой 1500 кг имела корпус оживальной формы длиной 6,6 м с развитым оперением и размещалась в полуутопленном положении под фюзеляжем самолета Mirage-IV (каждый бомбардировщик мог нести лишь один боеприпас). Имелся взрыватель с временным механизмом, обеспечивающий подрыв боеприпаса на большой высоте, а также радиовзрыватель (для низковысотного взрыва). 40 бомб AN-11 поступили на вооружение 36 бомбардировщиков Mirage-IV. Mirage-IVА с бомбой AN-11 и двумя ПТБ имел боевой радиус действия 1500 км (по профилю большая-малая-большая высота) и мог рассматриваться лишь как оперативно-тактическая система оружия. По американским данным, в 1964 году ВВС Франции располагали четырьмя ядерными бомбами, в 1965 году их число увеличилось уже до 32, а в 1966 году до 36. Совершенствование советской системы ПВО заставило ударную авиацию перейти к действиям на малых высотах. Однако конструкция бомбы AN-11 позволяла применять ее лишь с больших высот. Потребовалось создание маловысотной модификации, снабженной тормозным парашютом. Модернизированный боеприпас, получивший обозначение AN-22, имел несколько увеличенную мощность (до 100 Кт) и усовершенствованную предохранительную систему. Масса бомбы составила 1400-1500 кг. В 1968 году началось переоборудование бомб AN-11 в AN-22. Всего ВВС Франции получили 36 бомб AN-11, которыми вооружались 36 бомбардировщиков Mirage-IVА (одновременно эти самолеты были оснащены системой дозаправки в воздухе и приобрели способность наносить стратегические удары по территории СССР). В 1972 году число AN-22 было сокращено до 32, в 1983-85 гг. — до 28, в 1986-87 гг. -до 24 и в 1988 году — до восьми. В начале 1990-х годов эти боеприпасы были сняты с вооружения. 2 июля 1966 году был испытан первый французский «тактический» ядерный боеприпас — плутониевая бомба AN-52. Мощность взрыва оценивалась в 30 Кт. В 1972 году бомба поступила на вооружение тактической авиации, а 28 августа 1973 г. на атолле Мороруа самолетом Dassault Mirage-IIIЕ было выполнено первое реальное бомбометание этим боеприпасом (мощность взрыва составила 6,6 Кт). Кроме того, AN-52 была использована в качестве боевой части тактической ракеты «Плутон», поступившей на вооружение французской армии. Существовало два варианта боеприпаса AN-52, имевшие мощность 6-8 и 25 Кт (из 80-100 изготовленных боеприпасов AN-52 2/3 имели уменьшенную мощность). Масса ядерной бомбы AN-52, внешне напоминающей подвесной топливный бак, составляла 455 кг, длина — 4,2 м, диаметр — 0,6 м, размах оперения — 0,8 м. Бомба имела тормозной парашют, стандартная высота подрыва составляла 150 м. Для подвески тактических ядерных бомб было оборудовано 30 истребителей-бомбардировщиков Mirage-IIIЕ (использовались в этом качестве в
1973-88 гг.) и 45 SEPECAT Jaguar А (1974-91 гг.). Кроме того, в составе ВМС имелось 24 истребителя-бомбардировщика Super Etendard, также способных нести ядерное оружие. На самолетах Mirage-IIIЕ и Jaguar A боеприпас AN-52 подвешивался на центральном подфюзеляжном узле, а на истребителе-бомбардировщике Super Etendard — под правой консолью крыла на узле подвески №6. В 1991 году бомбу AN-52 также сняли с вооружения.
68 самолетов французских ВВС North American F-100D Super Sabre, базировавшихся в Западной Германии в 1961-66 гг., оснащались американскими термоядерными бомбами В28. Это были модификации В28ЕХ (массой 925 кг) и B28RE (984 кг), мощность которых составляла 70 Кт. Контроль за боеприпасами осуществлялся персоналом США. Официально французское правительство до сих пор не подтвердило факта обладания в 1960-х годах ядерными бомбами американского производства. В 1970-х годах начались работы по созданию авиационного ядерного оружия нового поколения — сверхзвуковой крылатой ракеты Aerospatiale ASMP (Air-Sol Moyenne Portee). 17 июля 1974 году была испытана ядерная боевая часть TN-80 мощностью 300 Кт, предназначенная для комплектования ракеты. Испытания этой БЧ завершились в 1980 году, и первые ракеты ASMP с TN-80 поступили на вооружение ВВС Франции в сентябре 1985 года. В 1984 году начались испытания облегченной БЧ TN-81 (масса 175-200 кг), завершившиеся в 1985 году. Ракета ASMP оснащена прямоточным воздушно-реактивным двигателем (в качестве топлива используется керосин) и стартовым твердотопливным ускорителем. Максимальная скорость на большой высоте соответствует М=3, у земли — М=2. Диапазон дальностей пуска 100-300 км (очевидно, для ракеты с БЧ TN-80) или 90 — 350 км. Стартовая масса КР — 840 кг. Всего изготовлено 90 ракет ASMP и 80 ядерных БЧ для них. Первоначально носителями ракет являлись 18 самолетов Mirage-IVP (с мая 1986 года переоборудовавшихся из бомбардировщиков Mirage-IVА), однако в 1997 году Mirage-IVР был снят с вооружения и единственными «атомными» самолетами во французских ВВС остались 42 истребителя-бомбардировщика Mirage-2000N (из 45 построенных), начавшие поступать в строевые части с июля 1988 года. ВВС Франции получили 25 самолетов этого типа 1-й серии, имевших обозначение Mirage-2000N-К1 и несущих только ракету ANSP. Самолеты оснащены БРЛС «Антилопа», обеспечивающей полет в режиме следования рельефу местности, а также дублированной ИНС и сдвоенным радиовысотомером. С 1988 по 1993 год строились ударные самолеты Mirage-2000N-К2, способные применять как ядерные ракеты ASMP, так и обычные боеприпасы. Всего предполагается построить 75 истребителей-бомбардировщиков Mirage-2000М. На базе Mirage-2000N в 1991 году был создан многоцелевой ударный самолет Mirage-2000D, первоначально именовавшийся Mirage-2000М, предназначенный для доставки различных типов неядерного оружия класса «воздух-поверхность» (в составе его вооружения отсутствует ракета ASMP). Самолет оснащен системой следования рельефу местности с БРЛС Антилопа-50 и усовершенствованными средствами РЭП. В 1994 году самолеты этого типа начали поступать на вооружение ВВС Франции (до 1999 года должно быть поставлено 90 самолетов этого типа). Первые шесть бомбардировщиков Mirage-2000D (R1N1L) оснащались исключительно ударным оружием с лазерным наведением (контейнер «Атлис», две УР Aerospatiale AS.30L или три КАБ), а также двумя ракетами Matra Magic. Самолеты Mirage-2000D серии R1 могут нести весь комплекс ударного вооружения ВВС Франции (свободнопадающие бомбы, НАР). Истребители-бомбардировщики Mirage-2000D серии R2, поставка которых началась в 1997 году, должны нести тактическую крылатую ракету «Апаш» (Apache). Вместе с истребителями Mirage-2000С истребители-бомбардировщики Mirage-20000 в составе межнациональных сил НАТО приняли участие в «миротворческих» действиях в Боснии. ВВС Франции сообщили о потере истребителя Dassault Mirage-2000D, 30 августа 1995 года сбитого в районе города Пале сербской ПВО. Оба летчика катапультировались. Mirage-2000D участвовал в налете на позиции сербских ЗРК, а также склады боеприпасов и амуниции, сосредоточенные в этом районе. Ударные варианты Mirage-2000 применялись в боевых действиях против Югославии в 1999г.
Старт программы Mirage F
Отвечая на запрос штаба французских ВВС компания Dassault, носившая в то время наименование Générale aéronautique Marcel Dassault (GAMD), разработала самолет, получивший обозначение Mirage IIIT2, которое 16 сентября 1963 года было изменено на Mirage IIIF. 21 ноября генеральный директор компании Dassault Бенно-Клод Вальер (Benno-Claude Vallieres) подписал контракт на разработку прототипа самолета, оснащенного двигателем TF 106.
Новый самолет разрабатывался группой под руководством Жан-Жака Самина (Jean-Jacques Samin). Низкорасположенное треугольное крыло было заменено на высокорасположенное крыло с большой стреловидностью (55°) и повышающими подъемную силу средствами механизации крыла. Технический директор компании Dassault Анри Деплант (Henri Déplante) так объяснил этот выбор:
«Усовершенствованные технологические процессы (интегральные фрезы и химическое фрезерование, новые высокопрочные материалы) позволили создать крыло, которое одновременно является очень тонким и очень прочным. Это привело к возврату к классическим стреловидным крыльям с невозможностью значительного увеличения подъемной силы [средствами механизации крыла] на треугольных крыльях».
Горизонтальное оперение является низкорасположенным и установлено в задней части фюзеляжа.
Масса пустого самолета (9,8 тонн) была в два раза больше, чем у истребителя-бомбардировщика Mirage IIIE, часть характерных особенностей которого была заимствована (средства механизации крыла для повышения подъемной силы, узлы крепления шасси, системы вооружения и конструктивная схема). Фюзеляж с двухместной кабиной экипажа имел герметичную несущую конструкцию, позволяющую вместить как можно больше топлива, и поддерживался шасси с носовой стойкой, оснащенной одним колесом, и основными стойками, получившими установленные бок о бок колеса.
Бортовое оборудование
Многоцелевая допплеровская БРЛС Dassault Electronics/Thompson-CSF «Антилопа», обеспечивающая автоматическое следование рельефу местности на высоте 60 м при скорости до 1112 км/ч. БРЛС Антилопа-5 на самолете Mirage-2000М обеспечивает коррекцию навигационной системы по высоте. Станция Антилопа-5-3C (Mirage-2000D) имеет режим картографирования местности, обеспечивающий экстремальную корреляционную навигацию. Самолет имеет встроенный комплекс РЭП ICMS, в состав которого входит приемник радиолокационного излучения Thompson-CSF Serval, автоматическая система выброса ИК ложных целей Матра «Спираль» (размещена в зализах в местах сопряжения крыла и фюзеляжа). Имеется система активных помех Dassault «Камелеон». Mirage-2000М оснащен двумя инерциальными платформами SAGEM, двумя усовершенствованными радиовысотомерами TRT AHV-12 и встроенным вертикальным АФА «Омера» (для контроля результатов бомбометания). В передней и задней кабине самолета «Mirage.» 2000N имеется по одному цветному индикатору на ЭЛТ фирмы Thompson-CSF, а также ИЛС VMC-180 (в передней кабине). Самолет Mirage-2000D оснащен также многофункциональными экранными индикаторами (один — у летчика и два — у оператора). На подфюзеляжном узле подвески может размещаться РЛС БО Thompson-CSF «Рафаэль», малогабаритный контейнер для ведения фоторазведки Dassault COR2 (масса — 400 кг), длиннофокусная фотоаппаратура для съемки на большой дальности Dassault АА-3-38 «Гарольд» (680кг). Самолет Mirage-2000D может нести контейнер с тепловизионной аппаратурой (FUR) Dassault/TRT/Intertechinc Rubis (110 кг), телевизионно-тепловизионную всепогодную систему слежения Thompson-CSF PDLCT (340 кг; на экспортных самолетах Mиpaж-2000S — CLDP/ «Атлис»2). Для ведения радиоэлектронной разведки самолет может оснащаться контейнером Thompson-CSF TMV 004 (CT51J) «Кайман» массой 550 кг или контейнером Thompson-CSF «Астак» (400 кг). Подвесные средства РЭП включают два контейнера активных Thompson-CSF DB3141/3163 «Ремора» (2х182 кг). На бомбардировщиках, участвующих в боевых действиях над Боснией, в 1994 г. установлена ИК-система оповещения о приближении ракет SAT SAMIR (размещена на АПУ ракет Magic).
Мираж 2000 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
Истребитель-перехватчик «Мираж» создавала, насколько возможно, легким и маленьким, чтобы обеспечить в боевом снаряженном состоянии при использовании одного турбовентиляторного двигателя SNECMA М53-5 тяговооруженность, равную 1. На самолете «Мираж» 2000 вернулись к треугольному крылу семейства самолетов «Мираж» III. а для увеличения маневренности снабдили аппарат электродистанционной системой управления полетом (fly-by-wire). которая позволяет растянуть линию центра масс к хвостовой части более, чем на самолетах традиционной схемы. Это приводит к уменьшению собственной устойчивости (без использования автостабилизации).
Источники и ссылки
- Ильин В.Е. Многоцелевые истребители зарубежных стран
Основные характеристики многоцелевого истребителя Mirage-2000
Начало работ по программе | 18.12.1975 |
Первый полет | 10.03.1978 |
Размеры | |
Mirage-2000 | |
Размах крыла, м | 9,13 |
Длина самолета, м | 14,55 |
Высота самолета, м | 5,20 |
Площадь крыла, м2 | 41,0 |
Массы, кг | |
Mirage-2000 | |
Максимальная взлетная | 17 000 |
Нормальная взлетная | 12 200 |
Пустого самолета | 7600 |
Взлетная без внешних подвесок | 10 960 |
Топлива во внутренних баках | 3100 |
Топлива в ПТБ | 3720 |
Силовая установка | |
Mirage-2000 | |
Фирма-изготовитель | SNECMA |
Тип | ТРДДФ |
Марка | M53-P5 |
Тяга, кгс | 9900 |
Количество | 1 |
Летные характеристики | |
Mirage-2000 | |
Максимальная скорость, число М | 1,4 |
Максимальная скорость на малой высоте соответствует, М | 1,2 |
Практический потолок, м | 16 460 |
Перегоночная дальность, км | 3330 |
Длина разбега, м | 600 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка | 8,0 |
Вооружение | |
Mirage-2000 | |
Встроенное пушечное | Отсутствует |
Ракеты класса «воздух-поверхность» | AS.30L, КР ASMP с ядерной БЧ (Mirage-2000N), ТКР Apache (Mirage-2000D, КР SCALF |
Ракеты класса «воздух-воздух» | До двух ракет Magic или Magic-2 |
КАБ | До трех |
НАР и бомбы | до 6300 кг |
#agal Фотографии и схемы #acdsee mirage-2000c-2.jpg 53 KB 640x450x24b jpeg Mirage-2000C| mirage-2000-dr.jpg 41 KB 800x449x24b jpeg Схема истребителя Mirage-2000| #/acdsee #/agal
Copyright © Serge Pod. Создано 01.01.1970. -я версия от 30.06.2004. В среднем посещений в день: 2,4.
Опыт того, чего не следует делать
Аудиторы Счетной палаты добавили, что
«пример франко-британского проекта самолета с изменяемой геометрией, работы по которому были приостановлены в январе 1967 года и прекращены в июле того же года, показывает, что можно быстро завершить программу, когда прогнозы, сделанные достаточно своевременно, показывают, что затраты на проектирование и производство будут очень высокими. Тем не менее расходы достигли 45 миллионов франков».
Начатые в 1960-х годах амбициозные программы переоснащения французских ВВС – Mirage IIIV c вертикальным взлетом, Mirage F2 и F3, Mirage G с крылом переменной стреловидности, франко-британский самолет с крылом изменяемой геометрии столкнулись с техническими и бюджетными ограничениями, которые привели к их закрытию. Тем не менее, не все было так плохо. Опыт того, чего не следует делать, позволил определить более разумную политику, которая была успешно реализована как при создании планера, так и двигателя. Сначала был создан истребитель Mirage F1 (с двигателем Atar 9K50), а затем истребитель Mirage 2000 (с двигателем M53), которые производились серийно и успешно поставлялись на экспорт. Компания SNECMA смогла приобрести опыт, который можно обнаружить в двигателе M88 истребителя Rafale и в гражданских двигателях CFM 56, которыми оснащаются транспортные самолеты.
снизу вверх: Mirage F1 с двигателем 9K50, Mirage F2 и Mirage G с крылом изменяемой геометрии. Последние два самолета были оснащены двигателями TF 306. Снимок компании Dassault Aviation
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ MIRAGE F2/F3
Силовая установка:
тип двигателя | SNECMA TF 306C | SNECMA TF 306E |
максимальная мощность | 5210 кгс | 5970 кгс |
форсажная мощность | 9150 кгс | 10330 кгс |
Размеры:
размах крыла 10,5 м длина 17,5 м площадь крыла 27 м²
Масса:
пустого 10110 кг максимальная 18320 кг
Двигатели различных программ Mirage F
Самолет | Тип двигателя | Мощность двигателя | Назначение | Время действия программы |
Mirage IIIT | SNECMA TF104 | 6500 кгс | Испытания двигателя TF 104 | 1959-1965 годы |
Mirage IIIT | SNECMA TF106 | 7300 кгс | Испытания двигателя TF 106 | 1964-1967 годы |
Mirage IIIT2 | SNECMA TF 106 | 7300 кгс | Двухместный ударный дальний самолет для полетов на малых высотах | 1963 год |
Mirage IIIF | SNECMA TF 106 | 7300 кгс | Двухместный ударный дальний самолет для полетов на малых высотах | 1963-1964 годы |
Mirage IIIF2 | SNECMA TF 306 | 9500 кгс | Всепогодный двухместный ударный самолет и самолет-разведчик для действий на малых высотах | 1964-1967 годы |
Mirage IIIF2J Asmodée | Pratt & Whitney TF 30 | 8600 кгс | Проект, предложенный для Израиля | 1964-1967 годы |
Mirage F3 | SNECMA TF 306 | 9500 кгс | Одноместный истребитель-перехватчик и носитель ядерного оружия | 1965-1967 годы |
Mirage F1 | SNECMA 9K50 | 7200 кгс | Многоцелевой истребитель (одно- и двухместный) | 1964-2005 годы |