Опытные советские самолеты глазами запада. Истребитель ПВО Mikoyan MiG-29 Fulcrum (МиГ-29)


История создания истребителя МиГ-29

Военная авиационная техника в СССР создавалась параллельно с новыми разработками НАТО. Советский Союз, оглядываясь на достижения в области военной авиапромышленности США, Германии, Франции, старался не отставать. ОКБ Сухого, Микояна, Гуревича, Яковлева постоянно работали над созданием самолётов, способных превзойти натовскую технику.

Проектирование летательного аппарата МиГ-29 началось ещё в 1969 г. ВВС СССР требовался перспективный истребитель (ПФИ) с увеличенным радиусом действия, отличной маневренностью, скоростью выше 2 М. Машина должна была поднимать в небо тяжёлое вооружение. Новый самолёт предполагалось использовать на коротких ВПП. Проект ПФИ был довольно-таки дорогостоящим. Было решено отдельно производить лёгкие и тяжёлые самолёты. МиГ-29 относился к классу лёгких. Его проектирование велось с 1974 г. ОКБ Микояна.

Первый полёт истребитель совершил в 1977 г. Серийный выпуск был начат в 1982 г. Задержка с производством произошла вследствие того, что у первых самолётов было много недоработок, а две машины в ходе испытания разбились. Выпускали МиГи на московском авиа. В 1983 г. машины отправлялись на авиабазу «Кубинка» на вооружение. После успешного прохождения испытаний МиГ-29 в ЛИИ им. М. М. Громова авиатехнику отправили в Первый истребительный авиаполк под Ивано-Франковском.

У этой разработки было много модификаций. Некоторые модели поставлялись на экспорт. Дополнительно был создан палубный и учебный МиГ-29. Летательные аппараты выпускались в МАПО им. Дементьева и на авиазаводе в г. Нижний Новгород. В наши дни усовершенствование и выпуск истребителей проводится в Подмосковье на РСК «МиГ» в Луховицах. С 1982 г. было изготовлено 1600 единиц техники. В авиапарке ВВС РФ насчитывается около 270 машин МиГ-29.

Летные испытания

«Программа 9» благополучно добралась до проекта «9-12» который и был выбран для реализации в виде первых лётных прототипов. Шестого октября 1977 г. совершила первый полёт машина с обозначением «901» на килях и «01» — на воздухозаборниках (лётчик А. В. Федотов). Постепенно, в рамках «Программы 9» было построено еще 18 прототипов, которые обозначались 902-919 (в литературе упоминается также 02-19 или 9-02 по 9-19). На них проверялись заявленные характеристики машины и систем. На их основе разрабатывались и очередные варианты в рамках «Программы 9». Одновременно доводились и окончательные варианты для серийного выпуска и последующей эксплуатации.

К сожалению, не обошлось и без печальной традиции, которая сопровождает создание чего-то принципиально нового. Из-за отказа двигателя были потеряны две машины — 16.06.78 и 31.10.80.

Если не считать этого, испытания проходили успешно. Конструкция «29-го» оказалась очень удачной. Конструкторы сумели разрубить «гордиев узел» противоречий высочайших требований к лётно-техническим характеристикам и ограниченных экономических и технологических возможностей своей страны.

Возможности и преимущества

МиГ-29 может развить скорость до 2450 км/ч и подниматься в небо на высоту 18 км. Самолёт имеет два мотора, однако может взлетать лишь на одном. Непосредственно в полёте запуская второй мотор.

Выполняя фигуру высшего пилотажа «колокол», самолёт резко взлетает вертикально вверх, а затем замирает и быстро падает вниз, при этом истребитель на какое-то время пропадает с поля зрения радаров. Лётчики-асы могут совершать на МиГ-29 и другие фигуры высшего пилотажа: «пирамида», «молот», «крест», «стрела», «звезда».

Фигура высшего пилотажа «колокол»

Самолёт имеет новшества в фюзеляже, за счёт чего улучшились его аэродинамические характеристики по сравнению с более ранними моделями. Корпус изготовили из сплавов алюминия и лития, а клепаные соединения заменили сварными швами. Вес машины стал меньше.

Корпус изготовлен из материалов, которые поглощают радиоволны. Самолёт стал меньше заметен на радарах. Конструкторы МиГа спроектировали крылья более острыми, за счёт чего улучшилось качество управления летательным аппаратом даже на высоких скоростях.

Летательный аппарат оснащён ракетами, бомбами, и пушкой. Самолёт может сопровождать тяжёлые бомбардировщики и прикрывать их от истребителей неприятеля. Лёгкий МиГ способен совершать вылеты в целях разведки. Вооружение истребителя рассчитано на перехват воздушных целей, противодействие разведывательным средствам неприятеля, уничтожение вражеских летательных аппаратов.

Ещё одной разработкой, обеспечивающей пилоту МиГ-29 явное преимущество в бою, считается шлём с монокулярным прицелом. Лётчик может поймать цель и выпустить по ней ракету Р-73 даже в том случае, когда нос летательного аппарата направлен в другую сторону.

Самолёты этой версии могут находиться на линии фронта и обеспечивать армии наступление. МиГи могут взлетать с неподготовленных ВПП. У самолётов закрывающиеся нижние воздухозаборники и усиленное шасси.

МиГ-29 может осуществлять быстрый взлёт. Его скороподъёмность равна 330 м/с. Машина проходит виражи с малыми радиусами, отлично маневрирует в горизонтальной и вертикальной плоскости. В 1988 г. была выпущена новая модель, способная взлетать и приземляться на авианосец. Самолёт мог складывать крылья для более компактного размещения на борту корабля. МиГ может осуществлять практически вертикальный взлет (с очень коротким разбегом), но не способен взлетать из-под воды.

Первым авиационным полком, приступившим к освоению МиГ-29, стала авиагруппа «Стрижи». Лётчики на 6 самолётах в 1986 г. посетили финскую авиабазу Риссала. Именно тогда зарубежному сообществу впервые продемонстрировали этот советский истребитель. В 1988 г. на Международной выставке в Фарнборо, на которой был показан этот летательный аппарат, экспертов поразил тот факт, что у самолёта расход топлива на 15% ниже, чем у натовских аналогов. Для международной презентации советским машинам придумали интересный дизайн. Самолёт разукрасили в сине-красный цвет и написали на носовой части слово «Стрижи». С тех пор МиГ-29 стали называться стрижами.

Представление

В ноябре 1977 первый опытный МиГ-29 был заснят в Раменском американским разведывательным спутником и получил «опознавательное» обозначение RAM-L.

В январе 1986 года начали эксплуатироваться МиГ-29 на зарубежных базах СССР (в ГДР). 1 июля 1986 г. шесть МиГ-29 были впервые официально показаны западной публике во время визита летчиков 234 ИАП (Кубинка) в Финляндию на авиабазу Риссала-Куопио (Rissala-Kuopio). В августе 1988 г. МиГ-29 был самым интересным экспонатом на авиасалоне в Фарнборо (Англия).

20 мая 1989 года впервые новый самолёт появился на Западе с вооружением. В этот день советский пилот Александр Зуев на высокой скорости бреющим полётом улетел на МиГ-29 в Табзон (Tubzon), Турция; где совершил посадку в 5:00 местного времени. СССР требовал вернуть самолёт вместе с пилотом, который на родине обвинялся в уголовном преступлении. Власти Турции в течении 30 часов приняли решение и вернули самолёт на базу в СССР, несмотря на протесты посольства США, которое настаивало на передаче самолета американским специалистам для подробного изучения, мотивируя это тем, что Турция — член НАТО.

В качестве меры противодействия (как всегда, уже после ЧП) на советских базах были организованы тренировки по быстрой блокировке ВПП автомобилями.

Технические и летные характеристики

Лётные и технические параметры:

  • экипаж — 1–2 чел.;
  • длина и высота — 17,32 и 4,73 м;
  • размах крыльев — 11,36 м;
  • вес пустого — 10,9 т;
  • макс. взлётный вес — 18,4 т;
  • запас топлива — 4 300 л (внутри) и 1 500 л (ПТБ);
  • высота подъёма — 18 км;
  • максимальная скорость — 2 415 км/ч;
  • скорость полёта у поверхности земли — 1 500 км/ч;
  • дальность полета при полной заправке — 2 000 км (3 200 км с тремя подвесными топ. баками);
  • скороподъемность — 330 м/с;
  • посадочная скорость — 260 км/ч;
  • боевой радиус — 710 км;
  • боенагрузка — 3 000 кг;
  • мотор — 2 (ТР ДД Ф РД 33).

Особенности конструкции

Летательный аппарат сконструирован по интегральной аэродинамической схеме. У него двухкилевое оперение и низкорасположенное крыло. Планер сделан из стали, сплавов алюминия и титана, композитных материалов. Угол стреловидности крыла — 42 градусов по передней кромке. На крыле находятся отклоняемые носки, щелевые закрылки и полуоткрывающиеся элероны. Шасси — трёхопорное. Передняя стойка имеет 2 колеса. Основные — по одному колесу.

Компоновочная схема МиГ-29

Вооружение истребителя

Боевое оружие:

  • боевая нагрузка — 3 000 кг на 6 или 8 точках подвески;
  • пушка ГШ 30 1 на 150 снарядов;
  • УР «воздух-воздух» — Р 27, Р 73, Р 60;
  • «воздух-земля» — ФАБ 250, ФАБ 500;
  • кассетная КМГУ 2;
  • блоки НУР 57 мм, 130 мм, 240 мм;
  • атомная бомба РН 40.


Двигатель

У самолёта два турбореактивных мотора РД 33. На них — компрессоры низкого давления с 4 ступенями. Причём высокое давление создаётся 9-ступенчатым компрессором. РД 33 развивает тягу в 81,42 Кн. Этот показатель тяговооруженности не смог превысить ни один зарубежный аналог.

Расход топлива на мотор на максимале — 0,77 кг/кГс*ч. Вес двигателя — 980 кг. Мотор бездымный, с впрыскиванием жидкости при посадке. Топливная система состоит из 5 фюзеляжных и 2 крыльевых топ. баков. Их суммарная ёмкость — 4 300 л.

РЛС

На воздушном судне установлена САУ-451, система АУ, СОС-3М, аппаратура ограничительных сигналов. Вооружение управляется СУВ-29, включающей БЦВМ Ц100 и РЛПК-29 («Сапфир-29»).

МиГ оснащён навигационной установкой СН-29, комплексом ОЭПрНК-29. На лобовом стекле установлена система индикации с фотоконтрольным прибором. У истребителя есть аппаратура КРУ «Бирюза», механизм выброса ложных целей ППИ-26, станция радиопомех, СПО-15ЛМ «Берёза».

Кабина

Фонарь кабины — каплеобразной формы. У козырька нет переплётов, он способен обеспечить хороший обзор в полёте, во время посадки и взлёта. Кабина просторная, оборудована катапультным креслом К-36ДМ. Пилот может покинуть авиамашину даже на минимальной высоте. Приборная панель как у Су-27.

Развитие

Детальная разработка проекта МиГ-29 началась в 1971 г., когда в США уже совершил первые полёты YF-16.

В это время в СССР уже вводились некоторые прогрессивные методы проектирования самолётов, новые конструкционные материалы, новые технологии. Но в то же время конструкторы ОКБ «МиГ» стали заложниками старой административно-командной (директивной) системы ведения экономики, одной из черт которой, в частности, был запрет на доступ к мировым «ноу-хау», что больше всего ударило по бортовой электронике нового «МиГа». Уже с первых моментов проектирования конструкторам приходилось думать о большем весе встроенных систем и оборудования, чем на Западе, что повышало общий вес самолёта. Большой объем оборудования уменьшал количество топлива на борту и сокращал дальность.

Управляемость самолётом была ограничена возможностями классической механической системы управления.

Но, невзирая на это, самолёт должен был быть лучшим в своей категории и мог выполнять более широкий диапазон задач, чем конкурент.

Большое внимание было уделено аэродинамике самолёта. После обширных испытании в аэродинамической трубе Т-105 ЦАГИ (при которых изучались также качества проектов зарубежных самолётов YF-16, YF-15, YF-17) была выбрана интегральная конструкция планера с очень тщательным соблюдением «правила площадей» от кончика ПВД до среза сопел

Фюзеляж, через ярко выраженный вихревой генератор (наплыв), плавно переходит в крыло трапециевидной формы с классическим профилем и круткой по передней кромке. Картину дополняли два слегка разваленных киля и разнесённые под фюзеляжем мотогондолы.

Одной из самых сложных проблем оказалась силовая установка. Двухконтурный ТРДФ РД-33 (изделие «88») конструкции НПО им. Климова (Ленинград) начали проектировать ещё в 1968 г. В 1972 г. начались его стендовые испытания, а в 1976 г. — опытное производство. Очень большим недостатком ранних моделей была высокая аварийность и малый ресурс.

До этого невиданной мерой при развитии двух проектов было массовое применение общих для ОКБ МиГ и Су систем — вооружений, радиотехнических средств, кресла пилотов, части прицелов и т. п. (даже аэродинамическая концепция во многом была обшей).

В первой половине 70-х годов началось развитие УР «воздух-воздух» Р-27 (ОКБ «Вымпел»), имеющей модульную конструкцию (очень высокая степень унификации, включая сменные головки и ракетные двигатели). Некоторые мелкие части в ее конструкции были заимствованы от американской УР «Sparrow», проходившей испытания в СССР в 1968…71 гг. (Например, это была гидравлическая система управления элеронами).

В 1873 г., всего после 4-х лет начала разработки, начался серийный выпуск УР «воздух-воздух» Р-60 (ОКБ «Молния»), предназначенной для ближнего маневренного воздушного боя. Высокую маневренность УР обеспечивают увеличенная площадь крыла и рулей, и дестабилизатор на головной части. Боевая эффективность Р-60 была подтверждена в 1982 г. в воздушных боях между Сирией и Израилем. Модернизированный вариант Р-60М предполагалось иметь на МиГ-29 в виде временного вооружения и на экспорт.

Основным вооружением МиГ-29 в маневренном воздушном бою является УР «воздух-воздух» Р-73 (ОКБ «Вымпел»). Ограниченные возможности истребительного самолёта удалось расширить внеконкурентной маневренностью Р-73. Этого добились комбинацией классических элеронов и изменяемого вектора тяги ракетного двигателя. Увеличенная дальность ракеты позволяет попасть в цель даже на пороге т.н. «средней дальности».

И, хотя Р-73 находятся в эксплуатации с середины 70-х годов, они до сих пор не имеют аналогов в мире. Более того, имеются уже модернизированные варианты Р-73.

Локатор Н-019 «Топаз» () состоит из ряда модулей, идентичных с РЛС самолета Су-27. Импульсно-доплеровская система позволяет обнаруживать воздушные цели как в свободном пространстве, так и на фоне земли (причём, практически на тех же идентичных дальностях). РЛС имеет ограниченную возможность атаки только на ракурсах, близких 4/4 (перпендикулярно курсу цели).

В 1980 г. был начат выпуск унифицированных катапультных кресел К-36, обеспечивающих покидание самолета на скоростях 75…1500 км/ч и высотах 0 м (вверх) и 200 м (вниз). Известны случаи спасения пилотов на скоростях более 2000 км/ч, а также нескольких метров из под воды

Модификации МиГ-29

Разработанные модификации:

  • МиГ-29 — одноместная авиамашина;
  • МиГ-29 К — палубный истребитель и бомбардировщик;
  • МиГ-29 КВП — промежуточная модель для обучения пилотов взлётам с палубы авианосца;
  • 9-41 — корабельный истребитель;
  • МиГ-33 — МиГ-29М;
  • МиГ-29М/ОВТ — опытная модель с отклоняемым вектором тяги;
  • МиГ-29UPG — усовершенствованная модель для индийской ВВС;
  • 9-13 — следующая серийная версия, на вооружении с 1986 г., дополнительно имеет РЭБ «Гардения», БВП-30-26М, больший запас топлива, боевая нагрузка 3200 кг;
  • МиГ-29СМТ — модернизированная экспортная версия, созданная в 1994 г.;
  • МиГ-29УБТ — 2-местный, выпуск с 1998 г.;
  • 9-12 — серийная модель, на вооружении с 1983 г., вес боенагрузки 2 т;
  • МиГ-29AS — усовершенствованный, для экспорта в Словакию с новым БРЭО;
  • МиГ-29СМ — усовершенствованная версия, имеет новые бомбы «В-П»;
  • 9-31 — корабельный, разрабатывался в 2004 г. для индийского авианосца «Викрамадитья»;
  • МиГ-29М — с улучшенным оборудованием, имеет УР «В-П»;
  • МиГ-29МУ1 — украинская усовершенствованная модель с улучшенной навигацией;
  • МиГ-29УБ — 2-местный учебно-боевой самолёт, место для конструктора разместили за счёт уменьшения РЛС, в эксплуатации с 1985 г.;
  • 9-12Б — экспортная версия для других государств, не состоящих в ОВД, изменили управление УР, в боекомплект входили Р-27Р1 и Р-27Т1;
  • МиГ-29М2 — 2-местный, с большей дальностью полёта и нагрузкой;
  • МиГ-29Н — разрабатывался на экспорт;
  • МиГ 29КУБ — экспортный, палубный;
  • МиГ-29БМ — белорусская модернизированная модель с обновлённой РЛС;
  • МиГ 29С — 3-серийная модель, с УР РВВ-АЕ и современной СУ, вес боевой нагрузки 4 000 кг;
  • 9-12А — экспортная модель для государств Варшавского договора, с изменённой РЛПК-29, боекомплект Р-27Р1 и Р-27Т1;
  • MiG-29 Sniper — усовершенствованная румынская модификация.

МиГ-29 утратил былую актуальность и устарел?

ДаНет

Серийное производство и экспорт

МиГ-29 эксплуатируется не только в России, но и в других странах мира. Постепенно старые модели выводятся из вооружения. Их заменяют новые версии — МиГ-29СМТ и другие. Алжир закупил 24 авиамашины, но потом вернул их назад. Бангладеш в 1999 г. купил 8 самолётов. В Белоруссии, Туркмении, Узбекистане, Украине и других бывших республиках СССР МиГи остались после развала Союза.

Египет заказал 46 летательных аппаратов. Малайзия уже получила 18 машин. Судан получил более 12 самолётов. Сирия получила 62 МиГа. Иран — 36, Индия — около 80 самолётов. Всего на экспорт в 30 стран мира было поставлено 800 истребителей. Стоимость одного МиГа на мировом рынке — 22 млн. долларов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]