Российские самолеты будущего на МАКС-2021: истребитель «Шах и мат» и летающая субмарина

«Хорошие сапоги, надо брать», — думают зарубежные делегации и охотно подписывают контракты на поставку новых самолетов.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Уже в первый день, когда на авиасалон пускали только официальные делегации, аэродром посетили более 7 тысяч человек. В бизнес-дни ручейки проходящих через КПП аэродрома превратились в реки. С сегодняшнего дня, когда двери открыты любому, они грозят стать бурлящими потоками. Корреспондент «КП» посетил авиасалон МАКС-2021, так что благодаря нашей схеме и советам вы сможете сэкономить время и, возможно, деньги.

НОВЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ

Конечно, главной сенсацией авиасалона стал представленный в первый день легкий тактический истребитель Checkmate («Шах и мат»). Это младший брат нашей главной военной авиационной разработки — Су-57, даже индекс у него будет, скорее всего, зеркальный — Су-75.

Главной сенсацией авиасалона стал легкий тактический истребитель Checkmate («Шах и мат»), он же Су-75.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Checkmate — это даже не самолет, а скорее платформа, на ее базе будут созданы новые истребители. Разработчики обещают, что машина превзойдет своих главных конкурентов — американский F-35, французский Rafale и шведский Gripen. Правда, наш истребитель дешевле.

Для презентации Checkmate на МАКСе оборудован специальный павильон.

МС-21-310 — ПЕРСПЕКТИВНЫЙ, ПАССАЖИРСКИЙ, НАШ

Среднемагистральный пассажирский самолет МС-21, главную надежду нашего гражданского авиапрома, уже представляли на МАКСе два года назад.

В этот раз он тоже в списке новинок. И неудивительно — машину постоянно модернизируют, замещают импортные узлы отечественными. В прошлый раз он взлетал тут с американским двигателем, а сегодня новую модификацию МС-21-310 тянет в небо наш ПД-14 — двигатель нового поколения, основанный на российских технологиях.

Пара самолетов МС-21-310 на воздушных просторах авиасалона МАКС 2021.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Более того, этот самолет и через два года тоже будет новинкой: в 2023 году он должен взлететь с полностью композитными отечественными крыльями. Первую их партию уже доставили на авиазавод в Иркутск.

Вообще МС-21 можно назвать флагманом импортозамещения: более 80 процентов его комплектующих производится в России.

Полет «Беркута»

Еще одной очень интересной машиной, созданной в ОКБ имени Сухого, является Су-47. Жаль, что до сих пор она остается на стадии прототипа. Этот самолет имеет крыло обратной стреловидности, что обеспечивает машине небывалые маневренность и скороподъемность. В Су-47 широко использовались композиционные материалы, был значительно улучшен интерфейс управления в кабине пилота.

Су-47 также создавался как прототип самолета пятого поколения. Но до требований, выдвигаемых к таким машинам, он пока не дотягивает. «Беркут» не может летать на сверхзвуковой скорости без форсажа. В дальнейшем самолет планируют оснастить новым двигателем с изменяемым вектором тяги, который позволил бы Су-47 преодолевать сверхзвуковой барьер без форсажа.

Свой первый полет «Беркут» совершил в 1997 году, построен только один такой самолет. В настоящее время он используется как испытательный.

Вот характеристики самолета Су-47 «Беркут».

Размах крыла, м16.70
Длина самолета, м22.60
Высота самолета, м6.40
Площадь крыла, м256.00
Масса, кг
нормальная взлетная25670
максимальная взлетная34000
Тип двигателя2 ТРДДФ Д-30Ф6
Максимальная скорость, км/ч
у земли1400 (М=1.12)
на высоте2200 (М=2.1)
Практическая дальность, км3300
Практический потолок, м18000

ХОТЬ АСФАЛЬТ, ХОТЬ ГРУНТОВКА

Еще премьеры МАКС-2021 — легкий военно-транспортный самолет Ил-112В и его родной гражданский брат Ил-114-300. Это машины нового поколения, идеальные для региональных перевозок. Они могут взлетать и приземляться на небольших аэродромах с бетонным, асфальтовым и даже грунтовым покрытием. И на военном транспорте, и на гражданском стоит российский двигатель ТВ7-117СТ.

Пассажирский самолет Ил-114-300 в небе Международного авиационно-космического салона МАКС-2021 в Жуковском. Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

Правда, армейскую версию на МАКСе не покажут, зато пытливый зритель может вдоволь насладиться гражданской модификацией — Ил-114. Этот лайнер может взять на борт до 68 пассажиров, его скорость — 500 км/час, а дальность полета — 1900 км.

Су-35

Еще одним новейшим самолетом, недавно принятым на вооружение ВВС России, является Су-35. В 2014 году в авиаполки ВКС прибыли 12 подобных самолетов, всего же до конца 2022 года в ВВС поступит 48 Су-35. Этот самолет, разработанный в ОКБ имени Сухого, относится к поколению 4++ и обладает техническими и боевыми характеристиками почти на уровне самолета пятого поколения.

От ПАК-ФА он отличается только отсутствием стелс-технологий и активной фазированной антенной решетки (АФАР). Самолет оснащен новой информационно-управляющей системой, РЛС с фазированной решеткой, новыми двигателями с управляемым вектором тяги, которые могут развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Усилен также планер самолета.

С принятием на вооружение этого самолета российские военные летчики могут дать отпор новейшим самолетам последнего поколения.

Основные характеристики самолета Су-35:

Размер крыла, м14.70
Длина самолета, м22.18
Высота самолета, м6.35
Площадь крыла, м262.00
Масса
пустого самолета18400
нормальная взлетная25700
максимальная взлетная34000
Тип двигателя2 ТРДДФ АЛ-31ФМ.
Максимальная тяга, кгс2 х 12800
Максимальная скорость, км/ч:
у земли1400
на большой высоте2440
Практический потолок, м18000
Практическая дальность, км:

НА РЕАКТИВНОЙ ТЯГЕ И ПОРШНЯХ

Гвоздь авиасалона для любого зрителя — конечно же, летная программа. Самолеты в небе будут радовать посетителей и жителей окрестных районов каждый день. Легендарные «Русские витязи» — единственная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на тяжелых истребителях Су-35С и Су-30СМ. Будут и «Стрижи» на МиГ-29, и «Соколы России» на Су-27 и «Беркуты» на вертолетах Ми-28Н и Ка-52.

А еще сюрприз для любителей малой авиации — пилотажная группа «Первый полет» на поршневых самолетах. В ее составе выступают спортсмены — призеры чемпионатов России и мира по высшему пилотажу. Они выполняют спортивные и художественные фигуры на шести самолетах Як-52 и Як-54.

Пилотажная группа «Первый полет» в воздухе. Фото: vk.com/firstflight

Будут и одиночки — Су-57, МС-21, Ил-114-300, МиГ-35 и многие другие. Расписание летной программы верстается отдельно на каждый день, его перед поездкой можно посмотреть на официальном сайте авиасалона (aviasalon.com).

Текущее состояние авиапрома — советский задел практически исчерпан

В феврале 2006 года был подписан указ о создании Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Спустя 15 лет после создания ОАК пришло понимание, что планы по захвату мирового рынка оказались слишком оптимистичными. Происходит возврат к мысли: как и во времена СССР, произведенные самолеты будут летать преимущественно в «домашнем» небе и эксплуатироваться российскими перевозчиками. Новая концепция позволит поставить на крыло среднемагистральный МС-21 и вдохнуть новую жизнь в выпускающийся ближнемагистральный «Сухой Суперджет 100», а потом приступить к производству Ил-114-300 и Ил-96-400М. Не стоит забывать и про российско-китайский дальнемагистральный CR929.

В данный момент существует два различных взгляда на ОАК. Рыночники считают, что развитие корпорации не имеет смысла. Содержание заводов, чья продукция не востребована в условиях международной конкуренции, ложится тяжким бременем на бюджет, который ежегодно закрывает их убытки. Государственники говорят, что столетняя история национального воздухоплавания — это часть культурного наследия и не может быть помещена на обочину истории. Важно сохранить компетенции в авиастроении и не допустить исчезновения России из высшей лиги стран с собственным доступом к небу.

Изначальная стратегия ОАК — занять 12—15% мирового рынка к 2025 году. Конкурировать с «Эйрбас» и «Боингом», которые производят по 600—800 самолетов в год каждый, было бы сложно — поэтому упор был на нишевые продукты. Удалось ли добиться успеха?

Единственным российским самолетом, который продавался за границей, был и остается «Сухой Суперджет 100», введенный в эксплуатацию в 2011 году. Он должен был занять относительно свободную нишу региональных самолетов, но пока его готовили к вводу, появилось несколько конкурентов — Bombardier C Series, Embraer E-Jet в разных компоновках. Из-за ценовой политики позиции Embraer стали очень сильными и продвижение «Суперджета» на внешних рынках является проблемой. Изначально планировалось продавать по 70 штук в год, хотя весь мировой спрос в этом сегменте составляет 100 штук. В итоге результаты продаж «Суперджета» воспринимаются как провал. С 2022 года были неудачные попытки продать в Таиланд, Словению, Перу, Иран, Замбию.


Конкурировать с «Эйрбас» и «Боингом», которые производят по 600—800 самолетов в год каждый, было бы сложно — поэтому упор был на нишевые продукты. Фото: ato.ru

Эпидемия коронавируса тоже внесла свои коррективы (как отрицательные, так и положительные). В частности, в 2022 году была достигнута договоренность о продаже 40 самолетов норвежскому лоукостеру Norwegian Air Shuttle. Осенью 2022 года сделка была приостановлена. В 2022 году от «Суперджетов» отказался единственный европейский эксплуатант — ирландская компания CityJet. В остальном мире менее десяти самолетов летают в Мексике у лоукостера InterJet, в ВВС Таиланда и в госструктурах Казахстана.

ОАК утверждает, что пандемия не отразилась на темпах производства, а вот с маркетинговыми действиями пришлось повременить. Для справки: в 2016 году было выпущено 19 штук, в 2017-м — 33 штуки, в 2018-м — 24 штуки, в 2019-м — 18 штук, в 2020-м — 11 штук.

Есть и положительные моменты пандемии — для «Суперджета» открываются новые перспективы, так как многие рейсы, на которых летали большие «Эйрбас» и «Боинги», сейчас недозагружены и выгоднее пускать 100-местный самолет, с полной загрузкой. Хорошим примером является наша российская , результаты которой в 2022 году превысили таковые в 2022 году.

Еще одна причина невостребованности наших самолетов в целом — отсутствие системы постпродажного обслуживания. Из-за банального отсутствия вовремя поставленных запчастей процветает так называемый «авиационный каннибализм», когда перевозчики вынуждены держать часть самолетов на земле с целью разборки их на запчасти для поддержания остальных в небе. Самолет должен постоянно летать, на этом строится экономика авиа можно понять, конечно, им дорого держать центры обслуживания по миру, как «Эйрбас» и «Боинг», которые могут себе это позволить в силу своих размеров. Авиакомпании всегда предпочтут покупку техники у проверенного производителя.

Надо отдать должное ОАК, многое уже сделано: созданы склады длинноцикловых запчастей, позволяющие поставлять их 24/7/365 , введен цех структурных ремонтов, открыт центр обслуживания на Дальнем Востоке. Эти центры в будущем будут использоваться и новыми моделями российских самолетов, как МС-21.


Еще одна причина невостребованности наших самолетов в целом — отсутствие системы постпродажного обслуживания. Фото: rostec.ru

ПОЛЕТИМ НА ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ И ВОДОРОДЕ

Новинкой МАКС-2021 станет летающая лаборатория с гибридной силовой установкой.

Что это за зверь?

О, это самый настоящий взгляд в будущее, ведь, по мнению большинства специалистов, будущее авиации как раз в создании гибридных или полностью электрических двигателей. А почему нет? Беспилотники на электротяге уже могут держаться в воздухе часами. Теперь ученые работают над тем, чтобы пилотируемые электро- и гибридные самолеты могли поднять в воздух внушительный груз. В этом им и помогает летающая лаборатория со сверхпроводящим электрическим авиадвигателем.

Как говорят конструкторы, следующим этапом разработок должно стать водородное топливо. Так что в перспективе эта лаборатория получит криогенную систему хранения водорода, водородный двигатель.

«Миг» пятого поколения

Сергей Коротков, генеральный директор РСК «МиГ», заявил журналистам, что специалисты конструкторского бюро работают над истребителем пятого поколения. За основу новой машины, скорее всего, возьмут Миг-35 (еще одна российская машина поколения 4++). По словам разработчиков, новый Миг будет сильно отличаться от ПАК ФА и будет выполнять совсем иные функции.

МАЛ ДА УДАЛ

Малая авиация традиционно собирает на МАКСе массу зрителей. И в этом году особенно есть на что посмотреть.

Например, проект самолета «Партизан», который представляет Фонд перспективных исследований. Он способен подняться в воздух с площадки размером всего 50 на 50 метров.

Название родилось из его возможности доставлять грузы на небольшую почти необорудованную площадку — ох как пригодился бы такой самолет во время Великой Отечественной! Дальность полета «Партизана» — около 1000 километров при скорости 250 километров в час. Первый взлет намечен на 2022 год.

«Байкал» — замена устаревшим кукурузникам.

Свой первый полет в этом году должен совершить и легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал». Эта машина должна сменить ветерана Ан-2 и тем самым возродить малую авиацию России. У «Байкала» габариты меньше, чем у кукурузника, скорость больше, и он может дольше лететь без дозаправки. Все это поможет ему сделать ближе труднодоступные регионы.

ЛЕТАЮЩАЯ СУБМАРИНА

Беспилотный автожир GY-500, образец которого представляет на МАКСе Научно-инженерная компания (НИК), чем-то напоминает летающую подводную лодку. Наверное, потому что у этого аппарата есть рубка, хоть и без перископа, как у субмарин. Правда, в ней не летчики, а аппаратура, способная их заменить. Интеллектуальная система управления может переправить это транспортное средство из точки А в точку Б в автоматическом режиме. Разработчики обещают, что перевозить от сможет до 200 кг груза.

GY-500 будет демонстрироваться на статической стоянке в разделе «Малая авиация на МАКС-2021». Фото: aviasalon.com

ВНИМАНИЕ!

На ПЦР-тест — 48 часов

Пандемия внесла коррективы в правила посещения авиасалона. Любой зритель должен иметь при себе удостоверение личности и документ, подтверждающий отсутствие коронавирусной инфекции. То есть либо ПЦР-тест, либо QR-код. Да-да, они тоже работают.

Но обратите внимание, что если вы едете с ПЦР, то он должен быть сделан не больше чем за двое суток до посещения Жуковского. Не 72 часа, как мы успели привыкнуть, а 48 (!) — такое правило ввели власти Московской области.

Впрочем, организаторы договорились с некоторыми лабораториями о специальных условиях и спеццене, если вы приходите сдавать анализы с билетом. Их полный список на сайте организаторов.

Мы позвонили в одну из этих лабораторий. Действительно, гостям авиасалона есть скидка 20 процентов. Но результаты обычного теста будут готовы через двое суток, то есть выполнить правило 48 часов практически невозможно. Впрочем, можно сдать экспресс-анализ в лаборатории в Жуковском. Это дороже, но скидка тоже предоставляется. Результаты будут готовы через 5 часов.

— То есть надо приехать к 10 утра, сдать тест и ждать примерно до 15 часов, а потом идти на МАКС? — спросили мы. Даже по телефону чувствовалось, как девушка на том конце развела руками.

Зато с QR-кодом, подтверждающим наличие прививки, вы король. Показал на КПП, и ходи где хочешь.

Важно!

Посетителям до 18 лет никаких тестов сдавать не нужно. Об этом заявил заместитель гендиректора Владимир Советкин.

План МАКСа.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]