Сама по себе идея создания мобильного командного пункта на случай войны не нова. Вопрос создания так называемого МКП, или мобильного командного пункта, начали отрабатывать практически сразу после завершения Второй мировой. Однако первые эксперименты по созданию МКП серьёзных результатов не принесли. В основном в качестве рабочего варианта рассматривалась тема наземного комплекса обеспечения управления и связи, состоящего из нескольких грузовых автомобилей.
Позднее идею отвергли: перемещение колонны автомобилей вероятный противник мог обнаружить с помощью средств разведки и авиации. Провальная идея с желанием создать передвижные сухопутные пункты управления была подхвачена и развёрнута в нужное русло практически сразу, и в начале 60-х годов стали появляться первые образцы самолётов, переоборудованных для связи с войсками на земле.
Прелесть решения заключалась в том, что постоянное дежурство таких самолётов в небе исключало любое неожиданное нападение со стороны противника и даже самый плохой сценарий развития событий в этом случае не выглядел безнадёжным. Если по той или иной причине все наземные коммуникации и линии связи могли выйти из строя, то несколько самолётов, переоборудованных в воздушный командный пункт, могли обеспечить передачу приказа и гарантировать ответный удар. Согласно замыслу, ВКП должны были обеспечить минимум два важных условия. Во-первых, наладить устойчивый канал связи первых лиц государства с войсками и важнейшими государственными структурами, во-вторых, гарантировать неотвратимость удара даже в случае полномасштабной ядерной войны.
Первые ласточки
Первые советские ВКП — турбовинтовые Ил-22, построенные на базе гражданских Ил-18 — получились универсальными. Самолёт был сконструирован и оснащён так, что с его помощью можно было не только приводить в действие «ядерный маховик», но и осуществлять управление войсками на отдельных направлениях. Новое поколение самолётов — Ил-86ВКП — так же создавалось с учётом длительных перелётов и дорабатывалось с целью работы в условиях полномасштабной войны. Для размещения оборудования, средств связи и личного состава был выбран вместительный пассажирский самолёт Ил-86. Четыре двигателя, длина в две трети футбольного поля и грузоподъёмность 42 тонны гарантировали размещение нужного оборудования и комфортную работу спецпассажирам.
Несмотря на мирную базу, от своего гражданского собрата переоборудованный Ил-86ВКП значительно отличался. Отличить спецборт на стоянке от гражданских лайнеров не составит большого труда даже в том случае, если самолёт плохо освещён или подойти к нему на близкое расстояние не представляется возможным. Массивный отсек для средств связи, своеобразный «горб» чуть позади над кабиной пилотов и есть визитная карточка отечественного «самолёта Судного дня».
Похожих контейнеров для радиоэлектронного оборудования, не предусмотренных для установки в гражданские, несколько, однако все главные секреты летающего Генштаба всё же находятся внутри. Несмотря на то что доступ к таким бортам для всех посторонних закрыт, судя по уровню реализации идеи, можно утверждать, что Ил-86ВКП помимо мощных приёмно-передающих устройств оснащён полным комплексом обработки, шифровки/дешифровки сигналов, спецканалом связи (включая спутниковый) и средствами радиоэлектронной борьбы для защиты борта от поражения авиационными ракетами.
Сведения о составе оборудования Ил-80 засекречены до сих пор — беспрецедентный случай в истории авиастроения. И хотя конструкция, частоты связи, количество дежурных на постах и средства бортовой обороны всё ещё закрыты, о некоторых устройствах воздушного командного пункта стоит рассказать отдельно. Наряду с управлением Сухопутными, Воздушно-космическими войсками и другими родами войск, особую ценность в составе Вооружённых сил России составляет ядерная триада — ядерные заряды, размещённые на сухопутных, авиационных и морских носителях.
Для осуществления связи и обмена информацией с подводными лодками, скрытно действующими во всех районах Мирового океана, Ил-80 оснащён не только специальным каналом связи, но и уникальной антенной, смонтированной в хвостовой части. Длина развёрнутой в рабочее положение антенны составляет восемь километров и позволяет связаться с подводными лодками на больших дальностях, причём субмаринам для сеанса радиосвязи не нужно «переходить» в надводное положение.
Как и любое воздушное судно стратегического значения, воздушные командные пункты Ил-86ВКП неоднократно модернизировались — программы доработки и переоснащения борта современным радиоэлектронным оборудованием позволят продержать воздушный командный пункт в строю до 2025 года. Забегая вперёд, стоит отметить, что Ил-86ВКП не был единственным самолётом для обеспечения связи в час икс.
Ещё в СССР был спроектирован и построен самолёт Ил-76ВКП — машина связи и управления войсками на базе транспортника Ил-76. И хотя 76-й имеет куда меньшие размеры относительно своих старших собратьев, по количеству передовых технических решений Ил-76ВКП находится в одном строю с другими самолётами. Большая часть узлов, агрегатов, систем связи и переработанный фюзеляж перекочевали на Ил-76ВКП с другого борта особого назначения — самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50. Как и в случае со «старшими товарищами», Ил-76ВКП из состава 3-й авиационной эскадрильи отличаются от пассажирских и транспортных бортов блоками аппаратуры для спецсвязи, а также изменённым и доработанным фюзеляжем.
У России и США есть самолеты Судного дня: как и куда они полетят в случае конца света
Что такое «самолет Судного дня»
Такие самолеты могут находиться в полёте целую неделю при условии воздушной дозаправки. Все оборудование на борту защищено от поражающих факторов ядерного взрыва. Каждая машина способна поднять в воздух сотню человек. Он всегда полностью готов к вылету в течение нескольких минут.
На самолете установлено оборудование для приёма топлива от самолетов-заправщиков. С периодическими дозаправками в воздухе самолёт может находиться в воздухе неделю (возможно, что и больше).
Срок его дежурства в воздухе ограничивается только рабочим сроком службы масла в маслосистемах двигателей.
Американский самолеты Судного дня
E-4B «Nightwatch» известные, как NEACP (National Emergency Airborne Command Post), произносится как [niːkæp], а с 1994 получившие второе название NAOC (National Airborne Operations Center) — воздушные командные пункты (ВКП).
E-4B называют «самолётами Судного дня», или «конца света». Они предназначены для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства США на случай начала ядерной войны, если наземные структуры управления будут разрушены или повреждены.
Самолет получил большие рабочие помещения, площадь составляет 429,2 квадратных метра.
Что касается E-4, то изначально создали три E-4A и один E-4B: первые затем довели до уровня более поздней модификации. От старой версии и вообще практически от всех других существующих самолетов E-4B можно отличить по большому обтекателю, где находятся антенны спутниковой связи.
Если верить данным из открытых источников, самолет может находиться в полете неделю — конечно, при условии, что его будут дозаправлять. Чтобы полностью заправить E-4B в воздухе, нужны два самолета-заправщика KC-135.
В условиях ядерной войны никто не может гарантировать даже такого, однако если они условия будут соблюдены, то формально время нахождения в воздухе ограничивается лишь сроком службы масла в маслосистемах двигателей. Также, все имеющееся на борту оборудование имеет защиту от поражающих факторов ядерного взрыва. При всем при том на борту, в зависимости от ситуации, могут находиться 60-144 человека.
Конструкция американского самолета
- Верхняя палуба
Верхняя палуба находится над средней в надстройке в передней части фюзеляжа, где у обычных Boeing 747 находятся кабина экипажа и верхний салон.
Кабина экипажа и зона отдыха верхней палубы
Кабина экипажа включает в себя рабочие места командира экипажа, второго пилота, штурмана и бортинженера. Позади кабины экипажа расположены место отдыха и спальные места для лётного состава и других членов команды.
- Средняя палуба
Средняя палуба расположена на месте основного пассажирского салона Boeing 747.
Передняя зона
В передней зоне находятся кухня, лестницы на верхнюю палубу, на нижнюю палубу в переднюю техническую зону. Там установлены холодильники, морозильники, запасы продуктов, плиты и микроволновки, которые позволяют обеспечить горячим питанием всех членов команды в длительных многодневных полётах с дозаправками в воздухе. С левой стороны передней зоны имеются четыре места для стюардов и службы безопасности.
Зона NCA
За передней зоной следует зона NCA (National Command Authority) которая служит для работы и отдыха президента США, министра обороны или лиц, которые в случае необходимости заменят их согласно закону. Она включает в себя рабочую зону, зону отдыха, спальные места, комнату для переодеваний. Телефонное оборудование позволяет установить надёжную и защищённую связь с помощью систем самолёта с любыми структурами управления и главами других государств.
Комната совещаний командования (NCA)
В комнате совещаний командования имеется стол для совещаний, три кресла для представителей командования (NCA), восемнадцать дополнительных кресел, кафедра и два проекционных экрана.
Зона коммуникаций и связи
Зона коммуникаций и связи делится на зоны голосовой связи и передачи данных. Зона голосовой связи, расположенная справа, состоит из рабочих мест оператора радиосвязи, оператора полуавтоматического коммутатора и офицера связи. Зона передачи данных расположена слева.
Зона авиационного оборудования
Зона авиационного оборудования содержит электрооборудование для питания систем самолёта, полётную авионику, кислородное оборудование, места хранения багажа и запчастей.
Комната совещаний и проекционная
Комната совещаний представляет собой защищённую зону для секретных совещаний. В ней установлены стол совещаний и девять кресел. В конце комнаты совещаний имеется проекционная, обеспечивающая отображение компьютерной графики, 35-мм слайдов на экранах в комнате совещаний и в комнате совещаний командования (NCA) .
Зона operations team
За проекционной расположена зона рабочих мест «operations team», содержащая 29 рабочих мест, оборудование обработки данных. Рабочие места обеспечивают доступ к данным, телефонным и радио каналам голосовой связи, прямым («hot») линиям связи, внутренней связи операторов и командования. Имеется звукозаписывающая аппаратура.
Техническая контрольная зона
В левой передней части пространства контрольной зоны находятся коммутатор, системы спутниковой связи SHF SATCOM, другое оборудование.
- Нижняя палуба
Нижняя передняя техническая зона и нижняя задняя техническая зона
В нижней передней технической зоне установлены баки с водой, 1200-кВ·А электрооборудование, понижающие трансформаторы, сверхнизкочастотные передатчики, оборудование космической связи SHF SATCOM. В передней части нижней технической зоны справа у наружных дверей установлены электрические подъёмные трапы для входа и выхода из самолёта на землю.
В задней технической зоне имеется рабочее место оператора и другое оборудование для связи с командным пунктом Пентагона.
Зона буксируемой антенны
Зона буксируемой антенны содержит катушку 8-километровой буксируемой сверхдлинноволновой антенны для связи с подводными лодками, рабочее место оператора с приборами управления выпуском и втягиванием антенны и индикации состояния антенны.
Российские и советские самолеты Судного дня
В СССр было большое количество самолетов с подобным функционалом:
- Ил-22,
- Ил-22М-11,
- Ил-22М-15 на базе пассажирского самолета Ил-18.
В 80-е был развернут серийный выпуск самолета Ил-86. Именно он стал основой для главного российского воздушного командного пункта — самолета Ил-80, или Ил-86ВзПУ. За все время было построено четыре Ил-80 и два Ил-76СК, которые должны были решать похожие задачи.
Обе машины можно сразу узнать по характерному «горбу», где расположено разное радиоэлектронное оборудование. Однако есть одно важное отличие: Ил-76СК создали не на основе Ил-80, а на базе транспортного Ил-76. И эта машина намного меньше.
Ил-80 концептуально близок к E-4 — и не только внешне. Изначально самолет разрабатывали для эвакуации высшего военного руководства страны при сохранении возможностей одновременного командования Вооруженными силами. Это касается в том числе ядерного конфликта. Само собой, машина имеет все необходимое, чтобы люди на борту чувствовали себя в безопасности. К сожалению, озвучить характеристики Ил-80 и Ил-76СК невозможно в силу секретности, которая сопровождает самолеты с самого их рождения.
Однако некоторые детали есть в открытом доступе. Известно, в частности, что Ил-80 должен иметь вероятность отказов в десять раз ниже, чем другие летательные аппараты военного назначения. Нужно полагать, что даже если это преувеличение, от истины оно недалеко.
Новейшие самолеты
- Российский
В России разрабатывают новые воздушные командные пункты, более известные как самолеты «Судного дня». Создадут их на базе широкофюзеляжного лайнера Ил-96-400М, впоследствии как минимум два этих ВзПУ станут заменой Ил-80.
Проект называется «Звено-3С». Радиокомплекс самолета рассчитан на передачу приказов войскам в радиусе 6 тыс. километров, он сможет связываться со стратегической авиацией, подвижными и шахтными установками, подводными лодками.
По сравнению с предшественником — Ил-80, — дальность новых Ил-96-400М, представляющих собой глубокую модернизацию Ил-96-300, возрастет в два раза. Детальная характеристика самолетов «Судного дня» является государственной тайной.
Эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ), кандидат политических наук Андрей Губин высказал предположение, что новые ВзПУ России нужны, поскольку это отвечает тенденциям времени. Он также подчеркнул, что в модернизированных Ил-96-400М все внутреннее оборудование будет отечественным.
- Американский
В 2022 году Пентагон объявил конкурс на модернизацию Boeing E-4B. В рамках нее должны обновить бортовую электронику.
Работа охватывает: поддержку/модернизацию программного/аппаратного обеспечения систем национальной связи и связи с ядерными силами (N2CS), средства обеспечения полета, комплектацию службы технической поддержки, поддержку и модернизацию систем N2CS, проектирование систем и модификаций N2CS.
Заявление пресс-службы Пентагона
Начиная с 2021-го на программу модернизации планируют выделять до 100 млн долларов ежегодно
Ранее, 26 июля, Пентагон поделился кадрами своего воздушного командного пункта. Пресс-секретарь штаб-квартиры Минобороны США Джон Кирби опубликован в Twitter видео, на котором показана дозаправка E-4B в воздухе.
An E-4B refuel mid-flight simply never gets old. My goodness, the skills it takes! Great flying by these aircrews. Thank you so much. pic.twitter.com/ZRxXPOd84O
— John Kirby (@PentagonPresSec) July 26, 2021
Читать далее:
Появились детальные фотографии ближайших к нам галактик
Впервые в истории 9 звезд исчезли за полчаса и не вернулись
Физики рассказали, что будет, если Луна приблизится к Земле
Стратегический стерх
Третье поколение «самолётов Судного дня» от своих предшественников будет отличаться чуть более, чем полностью. По данным источника Лайфа, за основу воздушного командного пункта следующего поколения взят самолёт Ил-96-400Т — грузовая модификация Ил-96-300. На таком же самолёте, Ил-96-300ПУ, летает президент и Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами РФ Владимир Путин.
Характеристики Ил-96-400Т уже сейчас позволяют разработчикам и производителям радиоэлектронного оборудования на сто процентов использовать собственные наработки в области связи и защищённых каналов для передачи данных. В отличие от модернизированных Ил-86ВКП «самолёт Судного дня», построенный на базе Ил-96-400Т, сможет принимать до 92 тонн полезной нагрузки. И хотя дальнемагистральный самолёт разрабатывался для коммерческого использования, 92 тонны радиоэлектронного оборудования позволят обеспечивать устойчивую связь со всеми штабами и военными округами.
По словам источника Лайфа в ОПК, запас топлива и конструкция производительных авиадвигателей позволят новой «воздушной крепости» летать на расстояние до 11 тысяч километров. Третье поколение ВзПУ с учётом уже внедрённых в промышленное производство решений окажется на голову эффективнее Ил-86ВКП. Во-первых, такое понятие, как «ограниченная дальность полёта», практически исчезнет: новый спецборт без особых проблем сможет махнуть через всю страну.
Во-вторых, по сравнению с предыдущим ВзПУ новый самолёт на базе Ил-96-400Т длиннее почти на десять метров, что позволяет разместить на свободном участке фюзеляжа дополнительное оборудование или предметы для быта членов экипажа. В-третьих, современная элементная база, выпуск которой предприятиями российского ВПК уже налажен, позволит на несколько порядков снизить габариты и массу специального оборудования для связи и передачи данных. Эксперты утверждают, что в связи с этим новый самолёт могут оснастить дополнительными топливными баками, с использованием которых дальность беспосадочного перелёта воздушного командного пункта значительно возрастёт и составит 13 тысяч километров вместо 11. Сообщается также, что, вобрав в себя весь опыт отечественной науки и современную электронику, новый самолёт на базе Ил-96-400Т в ближайшем будущем сможет заменить все эксплуатируемые самолёты подобного типа.
Спастись и ответить
Призрак ядерной войны витает над миром с 1945 года, когда США сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. На постсоветском пространстве эту акцию часто рассматривают как демонстрацию «преступных умыслов США». Но янки не стремились уничтожить СССР – своего союзника по Второй мировой, – иначе сделали бы это задолго до появления у оного атомной бомбы.
Сталин настоящее рождение советского «чудо-оружия» фактически не застал: это случилось уже при Никите Хрущеве. Достать территорию США могла первоначально проблемная, но все же принятая на вооружение в 1960 году двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, к которой всегда был прикован огромный интерес за океаном. Переживания Вашингтона не были напрасными: удары по Штатам и гибель страны стали реальностью – как и уничтожение военной инфраструктуры, в частности командных центров, а также гибель военного и политического руководства, разумеется.
Свою собственную атомную бомбу – РДС-1 – Советский Союз впервые испытал 29 августа 1949 года. Однако тогда он еще не имел носителя, который смог бы эффективно «работать» по территории США. В свою очередь, у Запада были не только передовые стратегические бомбардировщики (гигантский Convair B-36, например), но и базы в Европе, откуда можно было бомбить Страну Советов.
Так появилась идея создать самолет Судного дня: крылатую машину, с борта которой можно управлять армией и даже всей страной. В теории ее роль мог сыграть кто угодно, но это в теории: «вечно» находиться в небе нельзя. И даже просто перелет из пункта «А» в пункт «Б» в условиях военного времени может стать большой проблемой. Пришлось создавать специализированные машины.
Р-7 — двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8 тыс. км. / ©wikipedia.org
Американские самолеты
Соединенные Штаты ввели в строй воздушный командный пункт (ВКП) в 1962 году, модернизировав топливозаправщик КС-135А, который, в свою очередь, был модернизированным пассажирским Boeing-707. Первой же современной (с некоторыми оговорками) машиной такого класса стал Boeing E-4, известный сейчас как Nightwatch. Как и предполагалось, самолет получил большие рабочие помещения, которые оснастили самой передовой аппаратурой связи и обработки информации. Площадь рабочих помещений E-4 составляет 429,2 квадратных метра, что приблизительно в три раза больше аналогичного показателя самолетов ЕС-135С – одной из версий ВКП.
Boeing E-4 поднялся в небо 13 июня 1973 года. Здесь, впрочем, нужно внести ясность: не стоит путать эти машины с президентскими самолетами, тоже оснащенными по последнему слову техники и имеющими высочайший уровень защиты. К числу последних относится современный американский Boeing VC-25, или «Борт номер один» (Air Force One). Всего США построили два VC-25 начиная с 1986 года.
Что касается E-4, то изначально создали три E-4A и один E-4B: первые затем довели до уровня более поздней модификации. От старой версии и вообще практически от всех других существующих самолетов E-4B можно отличить по большому обтекателю, где находятся антенны спутниковой связи.
Самолет E-4B / ©CC0 / Masteruploader
В качестве основы для E-4A и E-4B выступил хорошо известный четырехдвигательный дальнемагистральный двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолет Boeing 747. Стоит сказать, что хотя авиалайнер и выполнил первый полет в далеком 1969 году и имеет на своем счету множество аварий, он до сих пор считается одним из самых надежных пассажирских самолетов в истории. Шестьдесят три машины, потерянные в авариях, – не так много на фоне 1500 произведенных за все годы. Это, конечно, не тройка лидеров в плане безопасности, но вполне достойный показатель.
Чем примечателен сам E-4B? Во-первых, ценой. По данным из открытых источников, одна такая машина стоит примерно 220-250 миллионов долларов. До уровня стратегического бомбардировщика B-2 с ценником в два миллиарда зеленых, конечно, далеко. Однако, согласно оценкам, самолет Судного дня занимает почетную вторую позицию. Уместно напомнить, что истребители пятого поколения F-22 и F-35 после запуска в полномасштабное серийное производство (F-22, кстати, уже прекратили производить) сильно подешевели и давно не стоят столько, сколько стоили раньше.
Более интересный вопрос касается возможностей. Опять же, если верить данным из открытых источников, самолет может находиться в полете неделю – конечно, при условии, что его будут дозаправлять. Чтобы полностью заправить E-4B в воздухе, нужны два самолета-заправщика KC-135. В условиях ядерной войны никто не может гарантировать даже такого, однако если они условия будут соблюдены, то формально время нахождения в воздухе ограничивается лишь сроком службы масла в маслосистемах двигателей. Кстати, все имеющееся на борту оборудование имеет защиту от поражающих факторов ядерного взрыва. При всем при том на борту, в зависимости от ситуации, могут находиться 60-144 человека.
Если посмотрим ближе на самолет, то увидим, что E-4B имеет три палубы: верхнюю, среднюю и нижнюю. На верхней палубе находится кабина экипажа. Сзади нее расположена зона отдыха, где, кроме прочего, находятся спальные места для летного состава и других членов команды.
На средней палубе есть еще одна зона отдыха, техническая контрольная зона, контрольная зона, зона рабочих мест, комната для совещаний и проекционная. Тут же расположены зоны авиационного оборудования, коммуникаций и связи, комната совещаний командования, зона работы и отдыха президента США, министра обороны и других важных лиц. Кроме того, на средней палубе расположилась передняя зона с кухней, холодильниками, морозильниками, запасами продуктов и многим другим из того, что нужно для поддержания работы членов экипажа.
Что касается нижней палубы, то там находятся зона буксируемой антенны, нижняя задняя техническая и нижняя передняя техническая зоны. В отделении буксируемой антенны есть катушка восьмикилометровой буксируемой сверхдлинноволновой антенны, предназначенная для того, чтобы в любой ситуации иметь возможность связаться с подлодками. В технических зонах расположена аппаратура космической связи, а также много другого оборудования: например, электрические подъемные трапы для входа в самолет и выхода из него.
Современное состояние проекта
В 80-е годы было построено 4 самолета. Сейчас все ИЛ-80 находятся на аэродроме Чкаловский. Поскольку техника стоит на вооружении, информации по ней немного. Известно, что 1 или 2 самолета проходили модернизацию с оснащением более современным радиоэлектронным оборудованием. Новый ИЛ 80 использует усовершенствованные цифровые системы связи из новых образцов вооружений. Сама авиация за прошедшие 30 лет изменилась мало, поэтому модернизируется только электронная часть.