«В мире таких не будет» — экс-главком ВВС РФ рассказал о строящемся музее ВКС в парке «Патриот»

Ниже приводится список Главнокомандующих ВВС СССР и РФ в послевоенное время. Список начальников военно-воздушного флота РККА СССР начиная с 1918 и до 1946 г. смотрите здесь. Для полноты картины можете узнать с чего все начиналось: списки Начальники ВВФ Российской империи и начальники воздушного флота Белых Армий в годы Гражданской войны. Для полноты картины так же рекомендую материал о Руководящем составе войск ПВО.

***

Главный маршал авиации ВЕРШИНИН Константин Андреевич [21.05(3.06).1900 — 30.12.1973]

Главнокомандующий ВВС (04.1946 — 07.1949 и 01.1957 — 03.1969).

Советский военный деятель, главный маршал авиации (1959), Герой Советского Союза (19.08.1944).

На военной службе с 1919 г. Окончил пехотные командные курсы (1920), Высшую тактико-стрелковую школу комсостава РККА (курсы «Выстрел», 1923), Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н.Е.Жуковского (1932), Качинское военное училище летчиков (экстерном, 1935).

Участник Гражданской войны в России: красноармеец, командир маршевой роты запасного полка. После войны командовал учебной ротой 12-х Краснознаменных пехотных курсов Приволжского военного округа (1923-1928), стрелковым батальоном (1928-1930). С 1930 г. в составе Военно-воздушных сил РККА: начальник оперативного отделения штаба авиационной бригады (с 06.1932), помощник начальника тактического отдела научно-исследовательского института ВВС РККА (с 06.1933), командир эскадрильи высших летно-тактических курсов РККА (с 02.1934), помощник начальника по летной подготовке (с 1938), начальник высших авиационных курсов усовершенствования летного состава РККА (с 05.1941).

В годы Великой Отечественной войны: командующий ВВС Южного фронта (09-1941-05.1942), 4-й воздушной армией (05-09.1942; 05.1943-1945), ВВС Закавказского фронта (09.1942-04.1943). Отличался глубокими знаниями в области оперативного искусства, постоянными поисками нового, творческим подходом к решению поставленных задач. Это позволяло ему умело организовывать взаимодействие соединений ВВС с сухопутными войсками, оказывать действенную помощь общевойсковым и танковым армиям.

В послевоенный период: главнокомандующий Военно-воздушными силами (1946-1949), одновременно заместитель Министра Вооруженных Сил СССР. Внес большой вклад в перевооружение военной авиации на реактивные самолеты. С 1950 г. вновь командует воздушной армией, а с сентября 1951 г. возглавил создаваемые в составе ВВС войска воздушной обороны приграничной линии. После объединения указанных войск с войсками противовоздушной обороны в июне 1953 г. командующий Войсками ПВО страны, в мае 1954 г. переведен на должность командующего Бакинским районом ПВО. С апреля 1956 г. Константин Андреевич Вершинин — заместитель главкома ВВС, в январе 1957 г. назначен главнокомандующим Военно-воздушными силами — заместителем Министра обороны СССР.

С марта 1969 г. в группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Награды: 6 орденов Ленина, медаль «Золотая Звезда»; орден Октябрьской революции, 3 ордена Красного Знамени, 3 ордена Суворова 1-й ст., орден Суворова 2-й ст., орден Отечественной войны 1-й ст.;медали СССР; иностранные ордена и медали.

***

Главный маршал авиации ЖИГАРЕВ Павел Фёдорович [6(19).11.1900 — 2.10.1963]

Командующий ВВС КА (06.1941-04.1942), Главнокомандующий ВВС (09-1949 — 01.1957).

Советский военный деятель, главный маршал авиации (1955).

На военной службе с 1919 г. Окончил 4-ю Тверскую кавалерийскую школу (1922), Ленинградскую военную школу летчиков-наблюдателей (1927), Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н.Е.Жуковского (1932), адъюнктуру при ней (1933), Качинскую военную авиационную школу (1934).

В годы Гражданской войны в России служил в запасном кавалерийском полку в Твери (1919-1920). После войны последовательно занимал должности: командира кавалерийского взвода, летчика-наблюдателя, инструктора и преподавателя школы летчиков, начальника штаба Качинской военной авиационной школы (1933-1934). В 1934-1936 гг. командовал авиационными частями, от отдельной эскадрильи до авиабригады.

В 1937-1938 гг. находился в командировке в Китае, возглавляя группу советских летчиков-добровольцев. С сентября 1938 г. начальник управления боевой подготовки ВВС РККА, с января 1939 г. -командующий ВВС 2-й Отдельной Дальневосточной Краснознаменной армии, с декабря 1940 г. первый заместитель, с апреля 1941 г. — начальник Главного управления ВВС Красной армии.

В годы Великой Отечественной войны: командующий Военно-воздушными силами Красной армии (с 29.06.1941). Выступил инициатором создания мобильных авиационных резервов ГК в начале войны, принимал непосредственное участие в планировании и руководстве боевыми действиями советской авиации в битве под Москвой (12.1941-04.1942). С апреля 1942 г. командующий ВВС Дальневосточного фронта.

В период советско-японской войны (1945) командующий 10-й воздушной армией 2-го Дальневосточного фронта. Первый заместитель главнокомандующего ВВС (04.1946-1948), командующий дальней авиацией — заместитель главнокомандующего ВВС (1948-08.1949).

С сентября 1949 г. по январь 1957 г. Павел Фёдорович Жигарев — главнокомандующий ВВС, с апреля 1953 г. одновременно заместитель (с марта 1955 — первый заместитель) Министра обороны СССР. Начальник Главного управления Гражданского воздушного флота. (01.1957-11.1959), начальник Военной командной академии ПВО (11.1959-1963).

Награды: 2 ордена Ленина, 3 ордена Красного Знамени, ордена Кутузова 1-й ст., Красной Звезды; медали СССР.

***

Главный маршал авиации ВЕРШИНИН Константин Андреевич [21.05(3.06).1900 — 30.12.1973]

Главнокомандующий ВВС (01.1957 — 03.1969).

***

Главный маршал авиации КУТАХОВ Павел Степанович [3(16).08.1914 — 3.12.1984]

Главнокомандующий ВВС (03.1969 — 12.1984).

Советский военный деятель, главный маршал авиации (1972), дважды Герой Советского Союза (1.05.1943, 15.08.1984), заслуженный военный летчик СССР (1966).

На военной службе с 1935 г. Окончил Сталинградскую военную школу летчиков (1938, с отличием), Высшие офицерские летно-технические курсы (1949), Высшую военную академию (1957). С 1938 г. командир звена 7-го истребительного авиаполка ВВС Ленинградского военного округа. Участвовал в походе Красной армии в Западную Украину и Белоруссию (1939). В советско-финляндскую войну (1939-1940) совершил 131 боевой вылет.

В годы Великой Отечественной войны: на Ленинградском, затем Карельском фронтах, заместитель командира и командир авиаэскадрильи. С июля 1943 г. помощник, затем заместитель командира 19-го истребительного авиаполка, с сентября 1944 г. — командир 20-го гвардейского истребительного авиаполка. Всего в ходе войны совершил 367 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, лично сбил 14 самолетов противника и 28 — в групповых боях.

После войны Павел Степанович Кутахов командовал истребительным авиаполком, затем заместитель командира, с декабря 1950 г. — командир истребительной авиадивизии. Заместитель командира (11.1951 — 12.1953), командир истребительного авиакорпуса (12.1953 — 12.1955). С декабря 1957 г. заместитель командующего по боевой подготовке, затем 1-й заместитель, с августа 1961 г. — командующий 48-й воздушной армией. Первый заместитель (07.1967 — 03.1969), главнокомандующий Военно-воздушными силами — заместитель Министра обороны СССР (03.1969 — 12.1984). Активно внедрял в летную практику боевой опыт, внес большой вклад в освоение первых поколений реактивных самолетов, в развитие тактики и оперативного искусства ВВС.

Награды: 4 ордена Ленина, 2 медали «Золотая Звезда», орден Октябрьской Революции, 5 орденов Красного Знамени; ордена Кутузова 1-й ст., Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст.; 2 ордена Красной Звезды, орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й ст.,медали СССР; иностранные ордена и медали.

***

Маршал авиации ЕФИМОВ Александр Николаевич [р. 6.2.1923]

Главнокомандующий ВВС (12.1984 — 07.1990).

Советский военный деятель, маршал авиации (1975), дважды Герой Советского Союза (26.10.1944, 18.08.1945), заслуженный военный летчик СССР (1970), доктор военных наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР (1984).

На военной службе с мая 1941 г. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу летчиков пилотов (1942), Военно-воздушную академию (1951), Военную академию Генерального штаба (1957).

Во время Великой Отечественной войны: летчик 594-го штурмового авиационного полка, командир звена, эскадрильи 198-го штурмового авиаполка. Всего за годы войны совершил 222 боевых вылета на штурмовике Ил-2, в ходе которых лично и в составе группы уничтожено 85 вражеских самолетов на аэродромах (что является высшим достижением среди советских летчиков всех родов авиации) и 7 самолетов сбито в воздушных боях, уничтожено большое количество живой силы и техники противника.

После войны Александр Николаевич Ефимов продолжал службу в авиации: командир штурмового авиаполка, авиационной дивизии. Заместитель, первый заместитель командующего (1959-10.1964), с октября 1964 г. -командующий воздушной армией. Первый заместитель главнокомандующего ВВС (03.1969 — 12.1984), главнокомандующий Военно-воздушными силами — заместитель Министра обороны СССР (12.1984-07.1990). Председатель Государственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением (1990-1993).

С августа 1993 г. — в отставке. С 2006 г. председатель Российского комитета ветеранов войны и военной службы.

Награды: 3 ордена Ленина, 2 медали «Золотая Звезда»; орден Октябрьской революции, 5 орденов Красного Знамени, орден Александра Невского, 2 ордена Отечественной войны 1-й ст.; ордена Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й ст., «За заслуги перед Отечеством» 4-й, 3-й и 2-й ст., Мужества; медали СССР и РФ; иностранные ордена и медали.

***

Маршал авиации ШАПОШНИКОВ Евгений Иванович [р. 3.02.1942]

Главнокомандующий ВВС (07.1990 — 08.1991).

Государственный и военный деятель СССР и Российской Федерации, маршал авиации (1991), заслуженный военный летчик РФ.

На военной службе с 1959 г. Окончил Харьковское высшее военное училище летчиков ВВС (1963), Военно-воздушную академию (1969), Военную академию Генерального штаба (1984). В 1963-1966 гг. летчик, старший летчик, командир звена истребительного авиаполка, в период 1969-1973 гг. командир эскадрильи, заместитель командира авиаполка по политической части, командир истребительного авиаполка. С 1975 г. заместитель командира, с 1976 г. — командир истребительной авиадивизии, в 1979-1982 гг. заместитель командующего ВВС Прикарпатского военного округа по боевой подготовке — начальник отдела боевой подготовки. Заместитель командующего (1984-03.1985), командующий ВВС Одесского военного округа — заместитель командующего войсками этого округа по авиации (03.1985-06.1987), командующий ВВС Группы советских войск в Германии (ГСВГ) — заместитель главнокомандующего ГВСГ по авиации (06.1987-05.1988), командующий 1б-й воздушной армией ГВСГ (05-12.1988).

С декабря 1988 г. Евгений Иванович Шапошников — первый заместитель главнокомандующего, с июля 1990 г. — главнокомандующий Военно-воздушными силами — заместитель Министра обороны СССР. Министр обороны СССР (08-12.1991), главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами СНГ (утвержден в должности в феврале 1992). Секретарь Совета безопасности РФ (06-09.1993), с октября — в распоряжении Президента РФ. В феврале 1994 г. назначен представителем Президента РФ в государственной компании по экспорту и импорту вооружений и военной техники «Росвооружение». С ноября 1996 г. зачислен в резерв Министерства обороны РФ по акционерному обществу (АО) «Аэрофлот — Российские международные авиалинии», был генеральным директором АО. Помощник Президента РФ по вопросам развития космоса и авиации (03.1997-03.2004). С 2004 г. советник Генерального директора ОАО авиационной холдинговой . Председатель Правления некоммерческого партнерства «Безопасность полетов».

Награды: ордена Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й ст.;медали СССР, России, ордена иностранных государств. Удостоен международного общественного ордена «Золотой Сокол».

***

Генерал армии ДЕЙНЕКИН Пётр Степанович [р. 14.12.1937]

Главнокомандующий ВВС (08.1991 — 01.1998).

Военный деятель СССР и Российской Федерации, генерал армии (1996), Герой России (1997), заслуженный военный летчик СССР, доктор военных наук, профессор.

На военной службе с 1955 г. Окончил Харьковскую спецшколу ВВС (1955), Балашовское военное авиационное училище летчиков (1957), Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина (1969), Военную академию Генерального штаба (1982).

Службу проходил в должностях: летчика Центра боевого применения авиации (1957-1962), командира экипажа стратегического бомбардировщика (1962-1964). Заместитель командира эскадрильи (1969-05.1970), командир эскадрильи (05.1970-08.1971), заместитель командира полка по летной подготовке (08.1971-01.1973), командир отдельного гвардейского авиаполка специального назначения (01.1973-11.1975). С ноября 1975 г. — заместитель, затем командир 13-й гвардейской Днепропетровско-Будапештской ордена Суворова 2-й степени тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии, с 1982 г. — заместитель, с 1984 г. — первый заместитель, с августа 1985 г. -командующий воздушной армией ВГК. Командующий Дальней авиацией (05.1988-10.1990). С октября 1990 г. — первый заместитель, с августа 1991 г. — главнокомандующий Военно-воздушными силами — заместитель министра обороны СССР. Заместитель главнокомандующего Вооруженными Силами Содружества независимых государств (СНГ) — командующий ВВС (12.1991-08.1992).

Главнокомандующий ВВС Российской Федерации (09.1992-01.1998). Внес большой вклад в сохранение воздушной составляющей Вооруженных Сил и становление Военно-воздушных сил РФ.

С января 1998 г. в запасе, с декабря 2002 г. Пётр Степанович Дейнекин — в отставке. Начальник управления Президента РФ по вопросам казачества (09.1998-02.2003). В последующие годы был вице-президентом ЗАО «Авикос», председателем Совета директоров ОАО СО «Афес».

Награды: медаль «Золотая Звезда»; ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й ст., «За военные заслуги»; медали СССР и РФ.

***

Генерал-полковник авиации КОРНУКОВ Анатолий Михайлович [10.01.1942 — 2.07.2014]

Главнокомандующий ВВС (01 — 02.1998).

Военный деятель Российский Федерации, генерал армии (2000), кандидат военных наук, лауреат Государственной премии.

На военной службе с 1959 г. Окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков (1964, с красным дипломом), Военную командную академию ПВО (1980, заочно) и Военную академию Генерального штаба (1988). Службу в войсках начал в октябре 1964 г. в Прибалтике старшим летчиком истребительного авиаполка ПВО. С 1968 г. заместитель командира эскадрильи по политчасти — старший летчик 54-го гвардейского истребительного авиаполка ПВО. С 1970 г. на Дальнем Востоке. В 1971-1972 гг. командир эскадрильи, в 1972-1974 гг. — заместитель командира авиаполка, с января 1974 г. — командир авиаполка дивизии ПВО. В сентябре 1976 г. — феврале 1978 г. заместитель командира корпуса ПВО по авиации — начальник авиации корпуса. Заместитель начальника авиации 11-й Отдельной армии ПВО (02.1978-06.1980), командир 40-й истребительной авиадивизии ВВС Дальневосточного военного округа (06.1980-01.1985).

С января 1985 г. в Группе советских войск в Германии командир 71-го истребительного авиакорпуса ВВС (01.1985-07.1988). С июля 1988 г. первый заместитель начальника авиации Войск ПВО. С июня 1989 г. первый заместитель командующего, затем командующий 11-й Отдельной армией ПВО -заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа (ДВО) по ПВО, член Военного совета ДВО (07.1990-09.1991). С сентября 1991 г. командующий войсками Московского округа ПВО.

С января 1998 г. главнокомандующий ВВС РФ, с марта 1998 г. главнокомандующий нового вида Вооруженных Сил РФ — Военно-воздушными силами. Внес большой вклад в становление нового вида Вооруженных Сил и дальнейшее развитие Объединенной системы ПВО государств — участников СНГ.

С января 2002 г. Анатолий Михайлович Корнуков в запасе. Советник генерального директора НПО «Алмаз-Антей» по вопросам военно-технической политики (с 2002).

Награды: ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й ст., «За военные заслуги», «За заслуги перед Отечеством» 3-й и 4-й ст.; медали СССР и РФ.

ВВС России

ВВС любого государства – это показатель экономического и научного потенциала государства. На сегодняшний день ВВС России в техническом оснащении являются одними из лучших в мире, если не лучшими. Этот вид вооруженных сил является самым молодым, так как был создан лишь в начале 20 века. Но без участия военной авиации не обходится не одна наземная и морская операция. Ведь ведение разведки, нанесение удара на тактическую и стратегическую глубину, переброску живой силы и техники в самые кратчайшие сроки могут выполнить только «крылья армии».

Примечания[ | ]

  1. На момент назначения на должность
  2. Количество присвоенных званий Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации
  3. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1947 года был лишён звания Героя Советского Союза и всех государственных наград. Звание Героя Советского Союза и награды возвращены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1957 года, только после посмертной реабилитирован.
  4. Скончался бывший главком ВВС РФ Анатолий Корнуков (неопр.)
    . Российская газета (1 июля 2014). Дата обращения: 12 марта 2019.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 11.08.2014 № 565 «О присвоении воинских званий высших офицеров военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации» (неопр.)
    .
    Официальный интернет-портал правовой информации
    . Дата обращения: 12 марта 2022.

История

В 1910 году по повелению Императора Николая II Российская Империя закупила несколько самолетов у Франции для создания своего Воздушного Флота. После чего незамедлительно в Севастополе стартовала подготовка офицеров, которые бы могли управлять самолетами. Уже к началу Первой мировой войны Россия обладала воздушным флотом из 263 самолетов, что было первым показателем среди всех стран, участвовавших в глобальной бойне. Самолеты использовались исключительно для корректировки огня артиллерии. Но вскоре в голубой выси завязались воздушные бои, а небо стало нести смерть в виде бомб, которые щедро стали сыпаться на головы солдат в окопах. Из российских пилотов наиболее известен Петр Нестеров, который первым выполнил знаменитую «мертвую петлю» в 1913 году и первым в 1914 году совершил воздушный таран.

В 1917 году Императорский Воздушный Флот прекратил свое существование в результате Великой Октябрьской Революции. Многие пилоты, имевшие бесценный опыт ведения воздушных боев, погибли или же иммигрировали. В 1918 году в молодом социалистическом государстве был создан Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. Промышленность страны развивалась, рос научно-технический потенциал. Поэтому нет ничего удивительного, что страна к 1917 году имевшая в вооруженных силах всего 700 самолетов, что делало ее крайне уязвимой с воздуха, уже в 1930-х смогла выйти в ряды лидеров авиастроения и создать мощную военную авиацию. Конструкторские бюро Туполева и Поликарпова смогли наладить массовый выпуск бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3 и истребителей И-15, И-16. В СССР к подготовке пилотов стали относиться более грамотно, создавая по всей стране аэроклубы, летные школы, выпускники которых пополняли ряды вооруженных сил, Осоавиахим, Гражданского Воздушного Флота или направлялись в запас.

Первый боевой опыт наши летчики получили в Испании, где с 1936 по 1939 г. г. выполняли свой интернациональный долг. Во время Гражданской войны в Испании наши летчики на отечественных самолетах с успехом действовали против немецких ассов, управлявших новейшими «Мессершмиттами». Позже успехи в небе в ходе войны с Финляндией, военно-воздушные силы которой были значительно слабее, вскружила голову советскому командованию. Но как показали первые годы вооруженного противостояния с гитлеровской Германией, СССР значительно уступал в техническом оснащении, а также в подготовке пилотов. Но с каждым днем опыт наших летчиков рос, а мужество и героизм всегда отличали наших пилотов. В конечном итоге это позволило получить преимущество над противником в воздухе.

После Второй мировой войны отношения с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стали стремительно накаляться. США и ее союзниками стали разрабатываться планы, направленные против страны советов. Ответной мерой было наращивание военного потенциала СССР, в том числе и модернизация ВВС. В ходе модернизации огромные деньги из бюджета страны уходили на разработку современных самолетов, которые должны были создать преимущество в воздухе над авиацией противника, а также обеспечить выполнение задач по нанесению адекватного удара по важным экономическими и военным объектам противника, его группировкам войск. Стоит также отметить, что подготовке летного состава уделялось не меньше внимания, постоянно совершенствовалась тактика воздушного боя, изучалась возможность проведения маневров, используя все возможности современных самолетов.

После того как СССР прекратил свое существование 40 % всего парка техники досталось Российской Федерации. 65 % личного состава остались проходить службу в частях ВВС России. С начала 1990-х до начала 2000-х «крылья армии» находились в плачевном состоянии, когда из-за плохого финансирования обновления парка практически не проводилось, а налет часов был крайне скуден. После смены руководства страны начались позитивные изменения. А с 2008 года началась масштабная реорганизация военно-воздушных сил, которая включает и изменение структуры этого вида войск, и реконструкцию и замену старой техники.

День Военно-воздушных сил, 12 августа, является днем памяти. В этот день Николай II, как говорит история, подписал указ про создание первой авиационной части. Праздничные мероприятия в соответствие с Указом Президента РФ установлено проводить в третье воскресенье августа, в День Воздушного флота России.

* Указа Императора от 12 августа от 1912 года про создание авиационной части в архивах не обнаружено. Есть приказ Военного Министра Российской Империи, датированный тем же числом, про передачу всех вопросов авиации и воздухоплавания в ведение воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба.

Военно-воздушные силы — новый вид Вооруженных Сил Российской Федерации с марта 1998 г.

Указом Президента Российской Федерации (РФ) от 16 июля 1997 г. определено формирование нового вида Вооруженных Сил (ВС) на базе существовавших Войск противовоздушной обороны (ПВО) и Военно-воздушных сил (ВВС). К 1 марта 1998 г. на базе органов управления Войск ПВО и ВВС было сформировано управление Главнокомандующего ВВС и Главный штаб ВВС, а Войска ПВО и ВВС объединены в новый вид Вооруженных сил Российской Федерации – ВВС.

***

Генерал армии КОРНУКОВ Анатолий Михайлович [р. 10.01.1942]

Главнокомандующий ВВС (03.1998 — 01.2002).

***

Генерал армии МИХАЙЛОВ Владимир Сергеевич [р. 6.10.1943]

Главнокомандующий ВВС (01.2002 — 05.2007).

Военный деятель Российский Федерации, генерал армии (2004), Герой России (13.06.1996), заслуженный военный летчик СССР, лауреат премии им. Г.К.Жукова (2002).

На военной службе с сентября 1962 г. Окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков (1966, с золотой медалью), Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина (1975), Военную академию Генерального штаба (1991). С 1966 г. проходил службу в должностях: инструктора-летчика, старшего инструктора-летчика, командира звена, эскадрильи. С 1974 г. заместитель командира и командир авиационного полка. Заместитель начальника Ейского высшего военного авиационного училища летчиков по боевой подготовке (1977-1980), начальник Борисоглебского высшего военного авиационного училища летчиков (1980-1985). В 1985-1988 гг. на различных должностях по боевой подготовке авиационных частей и соединений Московского военного округа. С 1988 г. заместитель и первый заместитель командующего ВВС округа по боевой подготовке и военно-учебным заведениям, с 1991 г. командующий ВВС Северо-Кавказского военного округа, с 1992 г. — командующий воздушной армией. Активный участник вооруженного конфликта на территории Чеченской республики (1994-1996).

С апреля 1998 г. первый заместитель главнокомандующего ВВС, с января 2002 г. по май 2007 г. — главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации. Почетный гражданин города Борисоглебск (2000). Лауреат премии имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова (2002). За время службы освоил около 20 типов самолетов, общий налет составил около 6 тысячи часов.

С мая 2007 г. в запасе.

Награды: медаль «Золотая Звезда»; ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й ст., «За личное мужество», «За военные заслуги»; медали СССР и РФ.

***

Генерал-полковник ЗЕЛИН Александр Николаевич [р. 6.05.1953]

Главнокомандующий ВВС (05.2007 — 04.2012).

Военный деятель Российский Федерации, генерал-полковник, заслуженный военный летчик РФ, кандидат военных наук.

Окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков (1976, с отличием), Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина (1988), Военную академию Генерального штаба (1997). Службу проходил в должностях: летчика 787-го истребительного авиаполка, заместителя командира, командира 115-го гвардейского истребительного авиаполка. Первый заместитель командующего 23-й воздушной армией ВВС и ПВО, командир 16-й гвардейской истребительной авиационной дивизии Северо-Кавказского военного округа, 50-го корпуса ВВС и ПВО, командующий 14-й (2000-2001) и 4-й (2001-2002) армиями ВВС и ПВО.

С августа 2002 г. — начальник управления авиации ВВС — заместитель главнокомандующего ВВС по авиации. Главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации (9.05.2007-26.04.2012). Осуществлял руководство по переводу к новому облику ВВС РФ.

С 6 мая 2012 г. — помощник Министра обороны Российской Федерации.

Освоил более 10 типов летательных аппаратов, в том числе самолеты Су-34, Як-130.

Награды: ордена Красной Звезды, «За военный заслуги», «За заслуги перед Отечеством» 4-й ст.; Св. Георгия 2-й ст.; медали СССР и РФ.

***

Генерал-полковник БОНДАРЕВ Виктор Николаевич [р. 7.12.1959]

Главнокомандующий ВВС (с 6.05.2012), Главнокомандующий ВКС (с 1.08.2015)

Военный деятель Российский Федерации, генерал-полковник, Герой России (21.04.2000).

На военной службе с 1977 г. Окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков (1981), Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина (1992), Военную академию Генерального штаба (2004).

Службу проходил в должностях: инструктор-летчик, командир звена в Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков, старший штурман, командир эскадрильи в Учебном центре подготовки летного состава, заместитель командира штурмового авиаполка.

Участник боевых действий в Афганистане в составе Ограниченного контингента советских войск. Командир 899-го гвардейского штурмового Оршанского дважды Краснознаменного ордена Суворова III степени авиаполка (09.1996-10.2000). Участник вооруженного конфликта на территории Чеченской республики (1994-1996, 1999-2003).

С октября 2000 г. заместитель командира, с 2004 г. — командир 105-й смешанной авиационной дивизии, с 2006 г. — заместитель командующего, с июня 2008 г. — командующий 14-й армией ВВС и ПВО. Начальник Главного штаба ВВС (07.2011-6.05.2012). С 6 мая 2012 г. — главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации.

С августа 2015 г. — главнокомандующий Воздушно-космическими силами РФ.

Награды: медаль «Золотая Звезда»; ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», Мужества; медали СССР и РФ.

***

Генерал-майор Кобылаш Сергей Иванович

Начальник авиации ВВС РФ (с 13.11.2013).

Сергей Кобылаш родился 1 апреля 1965 г. в Одессе. Окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков имени В.М. Комарова в 1987 году, Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина в 1994, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ в 2012 году.

Боевой лётчик, службу проходил на должностях летчика, старшего летчика, командира звена, заместителя командира эскадрильи, командира эскадрильи, заместителя командира полка, командира полка, командира базы 1 разряда, начальника отдела оперативно-тактической и армейской авиации Главного командования ВВС, заместителя начальника авиации ВВС. Участвовал в операции по принуждению Грузии к миру в грузино-абхазской войне 2008 года.

Имеет квалификацию летчик-снайпер. Общий налет — более полутора тысяч часов. Освоил следующие типы авиационной техники: Л-29, Су-7, Су-17 и его модификации, Су-25.

Награды: Герой Российской Федерации, орден Мужества, «За военные заслуги», «За боевые заслуги», медаль «За отвагу» и другие ведомственные медали.

Структура ВВС

В ходе реформ ВВС в 2008 году была введена новая структура для ВВС.

На сегодняшний день в состав ВВС России входят:

  • Главное командование ВВС,
  • Авиация,
  • Зенитные ракетные войска,
  • Радиотехнические войска,
  • Специальные войска.

Авиация делится на армейскую, оперативно-тактическую, дальнюю и военно-транспортную в соответствии с выполняемыми задачами.

Специальные войска должны выполнять задачи по обеспечению деятельности ВВС.

Радиотехнические войска – род войск ВВС, который отвечает за ведение разведки и передачу информации в целях выполнения задач, стоящих перед ВВС.

Зенитные ракетные войска выполняют задачи по обеспечению противовоздушной обороны и защите важных государственных и военных объектов от нанесения авиа удара.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]