Если вам предстоит ближнемагистральный перелет, есть вероятность, что к трапу подадут Sukhoi Superjet 100: схема салона и лучшие места представлены ниже. Лайнер с сертификационным названием RRJ был разработан российскими авиаторами при участии зарубежных компаний. Он стал первым продуктом отечественной авиапромышленности, чьи характеристики по уровню шума получили хорошие отметки при проверке соответствия европейским стандартам.
Особенности модели
Superjet сконструирован по классической аэродинамической схеме: лайнер имеет горизонтальное оперение (стабилизатор), расположенное после крыла. Конструкция распространена в военной и гражданской авиации, поскольку обеспечивает безопасность при полетах и оптимизацию взлетно-технических характеристик.
Модель оборудуется двигателями SaM146—1S18: они выпускаются на франко-российском предприятии. Вариант позволил увеличить дальность авиарейсов, пассажировместимость и взлетную массу (показатель, при котором судно может подняться в воздух при соблюдении правил безопасности).
Другой особенностью Sukhoi Superjet стало применение композитных материалов, позволяющих уменьшить вес лайнера. В перспективе конструкторы планируют увеличить их долю, но процесс замедляется из-за дополнительных исследований. Представители ЗАО «Гражданские разработки Сухого» подчеркивают, что собираются изучить воздействие, оказываемое на материалы резкими перепадами температур.
Что касается кабины пилотов, то она оборудована не стандартными штурвалами, а джойстиками-сайдстиками. Это дало возможность освободить место для удобного и эргономичного расположения других приборов, а также улучшить обзор панели. Для эффективной работы сайдстиков внедрена система Fly-by-wire: движения джойстиков передаются электрическими сигналами.
Основные технические характеристики лайнера
Первое, что интересует специалистов, какие имеет самолет Суперджет 100 технические характеристики. Основные технические данные ССЖ-100 в различных модификациях выглядят следующим образом:
- Длина – 26,4/29,9 м;
- Размах крыла – 27,8 м;
- Количество пассажиров – 78/98 человек;
- Грузоподъемность – 12,2 тонны;
- Длина пробега — 1630 м/2052 м;
- Диаметр фюзеляжа – 3,24 м;
- Скорость полета – 830 км/час;
- Дальность полета – 2900/4500 км;
- Высота полета – 12,5 км;
- Двигатели – два двигателя тягой по 7,9 тонн каждый;
- Пассажирских дверей – 4;
- Объем багажного отсека – 21,7 куб.м;
- Экипаж – 2 человека + 2 бортпроводника.
Модификации самолета
Кроме базовой модификации, разработаны и следующие варианты:
- Sukhoi Superjet 100B-VIP представляет собой административно-деловую версию самолета. Он сочетает комфорт и универсальность лайнеров, предназначенных для перевозки официальных лиц, с надежностью разработок для регулярных авиалиний.
- Sukhoi Superjet 100LR (SSJ100 LR) предназначен для ближне- и среднемагистральных перелетов. Модификации, которые в свое время стали для РФ революционными, позволили увеличить дальность на 1400 км. На основе версии выпущена и модель Sukhoi Superjet 100LR-VIP.
- Sukhoi Business Jet производится по индивидуальным заказам. Модель эксплуатируется Погранслужбой Казахстана.
Все модели получили международные сертификаты, поэтому могут использоваться и зарубежными перевозчиками.
Компании-эксплуатанты
С 2005 года основными эксплуатантами воздушных суден являются российские авиакомпании. К ним относятся следующие:
- Ямал;
- Аэрофлот;
- Азимут;
- ИрАэро;
- СЛО «Россия»;
- Газпромавиа;
- Якутия;
- Московия***;
- Рособоронэкспорт;
- Погранслужба КНБ РК.
Заключены контракты на поставку авиалайнеров с Мексикой, Италией, Индонезией, Ирландией, Замбией и Камбоджи. Некоторые из соглашений были заключены на поставку летательных аппаратов. А некоторые — на покупку в короткие сроки.
Какие проекты в разработке
Конструкторы рассчитывают реализовать и следующие проекты:
- Sukhoi Superjet 100SV планируется к выпуску в 2022 г., а совершить первый полет он сможет в 2022 г. Вместимость собираются увеличить до 125 пассажиров.
- Sportjet by Sukhoi будет предназначаться для перевозки спортсменов.
- Suhkoi Superjet 75, рассчитанный на 75 пассажиров, будет эксплуатироваться на маршрутах протяженностью до 2 тыс. км. Разработчики надеются, что он позволит компаниям охватить новый сегмент бизнеса.
- Sukhoi Superjet 100R будет включать увеличенную долю российских комплектующих.
Что касается результатов уже созданных моделей, то в 2022 г. выяснилось, что их налет на авиалиниях РФ уменьшился. Зато у зарубежных компаний показатель вырос, а жалоб на прибыли не возникло. Это связано с тем, что у российских перевозчиков начались проблемы с поставкой комплектующих. Чтобы исправить ситуацию, был внедрен комплекс мер по увеличению налета: его результативность оценивать рано.
Аварии
За период своего существование самолёт Сухой Суперджет 100 попадал в ряд серьёзных аварий:
- 9 мая 2012 г. Крушение самолёта произошло под Джакартой. В результаты ошибки пилота все 45 пассажиров погибли.
- 21 июля 2013 г. В аэропорту Рейкьявика посадка самолета произошла с убранными шасси. В это время на борту присутствовало 5 человек. При посадке травмирован был один пассажир.
- 10 октября 2022 г. Самолёт авиа направлялся в Якутск из Улан-Удэ. В результате неудачной посадки лайнер проехал по всей полосе и выкатился за её пределы. Из 92 человек, которые присутствовали на борту, четверым пассажирам потребовалась медицинская помощь. У самолёта были повреждены двигатели, шасси и фюзеляж.
Самая серьёзная авария с самолётом Суперджет 100 произошла 5 мая 2019 г. Лайнер направлялся из аэропорта Шереметьево в Мурманск. Пролетев 30 км, он был вынужден вернуться из-за возникшего пожара в районе крыла. Посадка самолёта была очень жёсткая. После касания земли его подбросило в воздух на высоту 6 м, а затем опустило вниз.
Корпус не выдержат такой нагрузки и начал разрушаться. Вылившееся из самолёта топливо усилило пожар. На борту находилось 78 человек. Быстро приехавшие спасатели потушили огонь. В результате аварии погиб 41 человек. Кроме того,10 пассажиров попали в больницу с серьёзными травмами.
Какими компаниями эксплуатируется: настоящее и перспективы
Что касается эксплуатации самолета Sukhoi Superjet 100, то отзывы компаний оказываются положительными. Лайнеры используют следующие перевозчики:
- «Аэрофлот» (26 единиц);
- «Газпромавиа» (10);
- «Азимут» (10);
- «Московия» (3);
- «Якутия» (2).
Также модели есть в авиапарках Армении, Лаоса, Мексики, Индонезии и Швейцарии. Производитель планирует расширить сотрудничество с компаниями, работающими в Ирландии и Италии. Также есть возможность заключения контрактов с азиатскими перевозчиками.
Конструкция и оснащение
ССЖ-100 выполнен по классической схеме низкоплана. Он оборудован двумя мощными турбореактивными двигателями: SaM146. Они находятся на пилонах крыльев.
Впервые конструкторы оснастили самолет не штурвалом, а боковой ручкой управления. Решение было принято по итогам проведенных испытаний. Управлять судном с помощью такой своеобразной рукоятки легче, чем штурвалом.
Крыло оснащено однощелевыми закрылками. Для облегчения массы всей конструкции было принято решение выполнить из композитных материалов носовой обтекатель, часть механизации крыла и обтекатель корневой части крыла.
Интересно. Конструкторы прорабатывают возможность оборудования крыльев аэродинамическими законцовками. Этими элементами планируют оснастить новые и уже сданные в эксплуатацию авиалайнеры.
Современные модели ССЖ-100 имеют встроенную систему дистанционного управления. С ее помощью можно управлять судном в любом режиме полета. Также она позволяет выпускать шасси, контролировать работу тормозных систем и стабилизаторов.
Самолет оснащен современной системой УВК-связи. Она оберегает летательный аппарат от столкновения с препятствиями в воздухе. Встроенная система IIIA ICAO позволяет сажать авиасудно при минимальном участии пилотов.
Особенности бизнес-класса
Места этого класса обслуживания в самолете Superjet 100 отличаются удобством. Они располагаются в 3 ряда по схеме 2-2. Правда, у пассажиров, которых посадили в первом ряду, будет меньше пространства для ног из-за перегородки; не удастся положить и вещи на пол. Также поблизости расположен туалет, что может причинить беспокойство. Но в любом случае вам будет удобнее, чем в эконом-классе.
Наличие дополнительного пространства позволит вытянуть ноги.
Лучшие варианты в бизнес-отсеке — 2-й и 3-й ряд. Пространства для ног здесь в 1,5 раза больше, чем в бюджетной части салона. В 3-м ряду может быть слышен шум из «эконом», поскольку перегородка довольно тонкая.
Аэрофлот: история и современность
Образовалась компания в 1923 году в Советском Союзе и была государственной. После распада СССР частично приватизирована, контрольный пакет у государства.
Опытнейший мировой авиаперевозчик обслуживает внутренние и международные маршруты. Дислоцируется воздушный флот в аэропорту Шереметьево. Аэрофлот – головная компания холдинга под одноименным названием. Группа «Аэрофлот» объединяет под своим началом перевозчиков: «Победа», Аврора» и «Россия».
Компания Аэрофлот несколько раз получала звание лучшей авиакомпании Восточной Европы (по итогам голосования пассажиров из разных стран). Отмечается наземный и воздушный уровень сервиса, а также пунктуальность перевозчика.
Всего в воздушном парке используется 230 авиалайнеров различных марок, Аэрофлот, следуя традиции, закупает лишь новые самолеты. Это делает репутацию надежной и увеличивает пассажиропоток.
Салон эконом-класса
Что касается расположения эконом-мест в самолете Superjet 100, то они занимают ряды с 6-го по 20-й. Кресла размещаются по схеме 2-3, причем худшим вариантом считаются сиденья E: они находятся далеко и от иллюминатора, что не позволяет наслаждаться видами, и от прохода. Но, если вы будете часто вставать в туалет, то вариант окажется удобнее, чем при выборе места у окна. Ведь вам придется беспокоить лишь одного соседа!
Конструкция салона не подразумевает наличия кресел возле аварийных выходов, поэтому категория Space + представлена только 6-м рядом.
При выборе учитывайте и следующее:
- Лучшие места находятся в 6-м ряду, поскольку вы получите больше пространства для ног. Впереди нет кресел, и вы не столкнетесь с ситуацией, когда сосед откидывает спинку, мешая вам удобно расположиться с ноутбуком. Но ширина сиденья будет немного меньше, поскольку выдвижные столики крепятся на подлокотниках. Последние не складываются до конца, что может причинить неудобства. К недостаткам относят и то, что этот ряд занимают пассажиры с маленькими детьми. Также за бронирование мест в 6-м ряду компании взимают дополнительную плату, поскольку они относятся к категории Space +.
- У места 6D есть дополнительный недостаток: пассажиры бизнес-класса, решившие воспользоваться туалетом в хвостовой части, натыкаются на кресло.
- В рядах 7—19 находятся стандартные варианты: места для ног немного, но особого дискомфорта вы не почувствуете.
- Путешествие в 20-м ряду не доставит приятных впечатлений. Спинки кресел здесь не откидываются, поэтому поспать будет проблемно. Сказывается и близость туалета, куда постоянно заглядывают другие пассажиры. Немного удобнее на местах 20A и 20F, расположенных у иллюминаторов: вас не будут беспокоить снующие по проходу люди. Худшие варианты — 20C, 20D и 20E.
Выбирайте места, сверившись со схемой, и сделаете путешествие комфортным. А окончательно сориентироваться помогут фото салона Sukhoi Superjet 100 (нажмите для увеличения):
Отношение авиакомпаний
Сухой Суперджет 100, фото которого смотрится очень привлекательно, постоянно подвергается критике со стороны купивших его клиентов. Основная причина заключается в непродуманном сервисном обслуживании машин, поставки недостаточного количества запасных частей, а также частых поломок двигателей.
В результате судно имеет суточный налёт ниже, чем у зарубежных аналогов. Это приводит к критике лайнера со стороны используемых его компаний.
Superjet 100
Комментарии носят следующий характер:
- Red Wings Airlines. Компания отказалась от приобретения самолётов из-за высокой себестоимости их обслуживания.
- Мексиканская компания сообщила о ненадёжности двигателей. В результате 4 лайнера были выведены из полётов и стали использоваться только как источник поступления запчастей. Для частной фирмы это существенный убыток.
- Якутия. Представители авиакомпании также недовольны состоянием двигателей. В результате много времени уходит на их ремонт, что срывает график полётов.
- Brussels Airlines. Последовал отказ компании от приобретения самолётов из-за написанного руководства по эксплуатации на русском языке.
- РусЛайн. Данная российская компания не захотела приобретать самолёты из-за неуверенности пассажиров в безопасности полёта на лайнере.
- Ямал. Авиакомпания сообщила, что из всех закупленных ею самолётов эксплуатируется только половина. Остальные находятся в ремонте.
Если такая критика обоснована, то самолёт необходимо проверить на соответствие его сертификационным требованиям.
Отзывы пассажиров: на что обратить внимание
Салон самолета Sukhoi Superjet 100 достаточно комфортен, и большая часть пассажиров жалуется лишь на дизайн кресел. Они удобны, но внешний вид не дотягивает до мировых стандартов. В целом же отзывы о путешествиях положительны, хотя для оптимального удобства надо обратить внимание на нюансы.
21/01/2018, отзыв о месте 6A
Дополнительного пространства для ног очень много, поэтому я без проблем положила багаж на пол.
04/05/2017, отзыв о месте 19A
Во время перелета беспокоил шум двигателей, но в этом лайнере он слышен повсюду. Мне было удобнее, чем в носовой или центральной части: уединения больше, ведь сюда стараются не садиться.
04/05/2017, отзыв о месте 7A
Ужасный полет: сиденье находилось близко к двигателям, и шум оказался невыносимым. К нему добавилась и вибрация, поэтому поспать не удалось. Если вы покупаете билет на Superjet 100, берите беруши!
14/07/2017, отзыв о месте 20B
Я летел на Superjet из Коста-Рики в Мексику в июле 2022 г. Пространства для ног хватало: это лучший вариант, который я встретил за годы путешествий в «эконом», даже по сравнению с более габаритными лайнерами. Ручная кладь поместилась на полку для багажа, хотя на многих самолетах с ней возникают проблемы. Даже на Боинге-727 мой большой чемодан не удавалось туда положить!
Кроме обилия пространства для ног, я оценил туалеты, низкий уровень шума, современный дизайн и освещение. Мне понравилось, что в нижней части самолета расположена видеокамера, и при взлете мы видели процесс на мониторах. А еще во время перелета компания предлагала бесплатные алкогольные напитки!
25/05/2016 отзыв о месте 15A
Долетел из Киева в Москву за 1 ч. 20 мин., ведь лайнер используется только на ближних и средних маршрутах. Максимальная продолжительность рейса на нем составляет 3 ч. Обратите внимание, что размеры ручной клади могут ограничиваться: у меня проблем не возникло, но зимой, когда хочется захватить с собой теплую одежду, нужно заранее уточнять правила перевозчика.
Само кресло было удобным, пространства для ног хватало (с учетом продолжительности рейса). Если бы нам предстояло лететь дольше, я бы пожаловался на ширину прохода: когда приходится проводить в воздухе несколько часов, я предпочитаю вставать и прохаживаться. Но за час ноги не затекли, и разминать их не понадобилось.
Питание оказалось не очень, поэтому я советую брать еду с собой. Зато стюардессы были приветливыми и улыбчивыми, а пилот хорошо справился с задачей. Я даже не почувствовал толчка при приземлении! И прибыли мы вовремя, что самое главное. Не понравилось одно: иллюминатор располагается низко, и мне приходилось наклонять голову, чтобы полюбоваться видами. В остальном — хороший самолет и хороший экипаж!
Видео Superjet 100 а/к Азимут
Первый рейс а/к Азимут Рейс Псков — Москва Рейс Санкт-Петербург — Краснодар
Билеты без пересадок из Ростова
Куда | Дата вылета | Дата возвращения | Авиакомпания | Найти билет |
Волгоград | 04.02.2022 | 05.02.2022 | Билеты от 1 776 | |
Симферополь | 01.02.2022 | 02.02.2022 | Билеты от 1 776 | |
Самара | 22.02.2022 | 25.02.2022 | Билеты от 1 776 | |
Калуга | 02.02.2022 | 04.02.2022 | Билеты от 1 776 | |
Саратов | 27.02.2022 | 27.02.2022 | Билеты от 1 776 | |
Псков | 04.02.2022 | 06.02.2022 | Билеты от 1 776 | |
Белгород | 09.02.2022 | 16.02.2022 | Билеты от 1 776 | |
Воронеж | 01.02.2022 | 05.02.2022 | Билеты от 1 776 | |
Минеральные Воды | 08.02.2022 | 15.02.2022 | Билеты от 1 776 | |
Брянск | 05.02.2022 | 12.02.2022 | Билеты от 1 970 | |
Астрахань | 20.02.2022 | 27.02.2022 | Билеты от 2 360 | |
Набережные Челны | 16.05.2022 | 24.05.2022 | Билеты от 2 460 | |
Махачкала | 22.02.2022 | 01.03.2022 | Билеты от 2 560 | |
Пермь | 16.02.2022 | 20.02.2022 | Билеты от 2 570 | |
Москва | 11.03.2022 | 04.04.2022 | Билеты от 2 692 | |
Калининград | 04.02.2022 | 16.02.2022 | Билеты от 2 948 | |
Нижний Новгород | 21.03.2022 | 23.03.2022 | Билеты от 2 960 | |
Уфа | 29.03.2022 | 10.04.2022 | Билеты от 3 348 |
Билеты без пересадок из Санкт-Петербурга
Куда | Дата вылета | Дата возвращения | Авиакомпания | Найти билет |
Калуга | 02.02.2022 | 06.02.2022 | Билеты от 1 776 | |
Элиста | 12.03.2022 | 26.03.2022 | Билеты от 1 824 |
Билеты без пересадок из Москвы
Куда | Дата вылета | Дата возвращения | Авиакомпания | Найти билет |
Псков | 01.02.2022 | 02.02.2022 | Билеты от 1 776 | |
Ростов-на-Дону | 17.03.2022 | 27.03.2022 | Билеты от 1 856 |
Билеты без пересадок из Краснодара
Куда | Дата вылета | Дата возвращения | Авиакомпания | Найти билет |
Махачкала | 11.03.2022 | 14.03.2022 | Билеты от 1 776 | |
Воронеж | 10.02.2022 | 17.02.2022 | Билеты от 1 776 | |
Брянск | 09.02.2022 | 16.02.2022 | Билеты от 1 776 | |
Белгород | 07.03.2022 | 14.03.2022 | Билеты от 1 776 | |
Саранск | 29.01.2022 | 01.02.2022 | Билеты от 1 776 | |
Минеральные Воды | 08.02.2022 | 11.02.2022 | Билеты от 1 776 | |
Пенза | 15.02.2022 | 18.02.2022 | Билеты от 1 776 | |
Калуга | 27.01.2022 | 03.02.2022 | Билеты от 1 776 | |
Симферополь | 24.01.2022 | 31.01.2022 | Билеты от 2 560 |
Билеты без пересадок из Сочи
Куда | Дата вылета | Дата возвращения | Авиакомпания | Найти билет |
Петрозаводск | 07.02.2022 | 14.02.2022 | Билеты от 1 776 | |
Махачкала | 12.02.2022 | 19.02.2022 | Билеты от 2 760 | |
Псков | 22.01.2022 | 25.01.2022 | Билеты от 3 160 | |
Калуга | 02.02.2022 | 11.02.2022 | Билеты от 3 960 |