Уже в этом году компания Aurora Flight Sciences планирует выпустить первый беспилотный самолет на солнечных батареях. Odysseus сможет беспрерывно летать несколько месяцев подряд, проводить исследования и не загрязнять атмосферу. Его также можно перепрограммировать на другие задачи.
© aurora
Кажется – вот оно, самое большое достижение в мире авиации. Но мир не стоит на месте, и авиация будущего становится все интереснее и необычнее.
© Aurora
Мы в Joy-pup.com уже рассказывали вам о суперяхтах будущего, некоторые из которых напоминают тропические острова. Теперь представляем топ самолетов будущего, на которых полет станет сплошным удовольствием.
Гиперзвуковые самолеты
Это проекты ближайшего будущего, которые уже становятся реальностью. В июне прошлого года Boeing представила проект гиперзвукового самолета, который будет лучше всем известных «конкордов». Эта летающая машина должна будет всего за 2 часа долететь из Нью-Йорка до Лондона, а за 3 часа из Нью-Йорка до Токио. Скорость такого самолета должна превысить 6 тыс. км/час, что в 5 раз выше скорости звука. Для сравнения, скорость Конкорда превышала скорость звука только в 2 раза. Ожидается, что первые такие самолеты выйдут из-под конвейера через 20 лет.
© Boeing
По словам представителей Boeing, данный самолет может применяться как в коммерческих, так и военных целях. Судя по количеству окон концепта, он сможет перевозить около 32 пассажиров, плюс экипаж. Сам фюзеляж имеет обтекаемую форму с игловидным носом, что позволяет минимизировать сильный звуковой удар. Скорее всего, такой самолет будет работать на криогенном водородном топливе.
Создают сверхзвуковой самолет и в России. Аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) работает над проектом пассажирского лайнера HEXAFLY-INT с двигателями на жидком водороде. Скорее всего, появится он не раньше 2030 года и будет осуществлять пассажирские перевозки по стране.
Это будет футуристический самолет, который имеет волнолетную конфигурацию. Благодаря треугольному крылу с передней кромкой малого затупления и отрицательной поперечной V-образностью, уменьшается сопротивление воздуха. Сам воздухозаборник интегрирован в общую внешнюю форму. Совокупность этих характеристик позволяет намного увеличить подъемную силу и аэродинамические качества на гиперзвуковых режимах. Для управления самолетом используются элевоны, которые расположены в конце крыла. Модель будет вмещать около 300 человек, а ее длина составит 90 метров.
Что день грядущий нам готовит?
Надежды отечественного авиастроения связаны не только с Sukhoi Superjet 100, но и с проектом, имеющим обозначение МС-21 (Магистральный самолет XXI века). Его разработчиком является корпорация «Иркут», которая сегодня провела выставку МС-21-300, предназначенного для проведения летных испытаний. Первый полет нового среднемагистрального пассажирского лайнера запланирован на конец текущего года.
Магистральный самолет XXI века входит в семейство МС-21, которое включает две модели. МС-21-200 рассчитан на перевозку от 132 до 165 пассажиров, МС-21-300 способен принять на борт от 163 до 211 пассажиров. Самолет оснащен композитным крылом большого удлинения, увеличенным диаметром фюзеляжа, а также двигателями и системами последнего поколения. Лайнер, разработанный на базе проекта Як-242 ОКБ имени Яковлева, может эксплуатироваться в любых климатических зонах.
Иркут МС-21 («Магистральный Самолёт XXI века») / ©ime4aviation.com
Согласно первоначальным планам, российский самолет должен был составить конкуренцию авиалайнерам Boeing и Airbus. В то же время, как считают эксперты, главным конкурентом МС-21 станет китайский пассажирский самолет Comac C919.
Последний, кстати, тоже вызывает большой интерес специалистов. Comac C919 станет крупнейшим в истории Китая серийным пассажирским самолетом. Но интерес к нему вызван не только этим. Новая китайская разработка – важный шаг в долгосрочной программе, направленной на преодоление монополии западных держав в авиастроении.
Когда речь идет о проектах недалекого будущего, в первую очередь вспоминается Airbus A350. В модификации A350-1000 новый пассажирский самолет сможет перевозить до трехсот пятидесяти пассажиров. В линейке самолетов Airbus он призван сменить A340, а еще дополнить собой более современный A330.
Именно A350 в недалеком будущем будет главным конкурентом «Дримлайнера». Как и в случае с новой разработкой компании Boeing, в конструкции A350 найдут свое широкое применение новые материалы. Композиты составят 52% от общего веса самолета. Несмотря на жесткую конкуренцию на рынке пассажирской авиации, уже сейчас можно с уверенность сказать, что A350 будет коммерчески успешным проектом.
Airbus A350 — дальнемагистральный широкофюзеляжный авиалайнер / ©Airbus
Еще одна интересная разработка компании Airbus – узкофюзеляжный пассажирский самолет A320neo, созданный на базе A320. В основе проекта – снижение потребления топлива. В сравнении с базовым вариантом, новые двигатели позволят A320neo снизить расход горючего на 15%. Это сделает эксплуатацию самолетов более рентабельной. Кроме того, такой подход призван снизить количество вредных выбросов. Начало эксплуатации A320neo намечено на 2016-й год.
В ответ на разработку европейцами A320neo Boeing не так давно начал проектирование модели 737 MAX. Базой для нового самолета послужил самый популярный в мире узкофюзеляжный пассажирский самолет Boeing 737. По заявлению представителей компании, Boeing 737 MAX будет расходовать на 4% меньше топлива, чем его европейский конкурент. Поставки авиалайнера заказчикам намечены на 2017-й год.
В общем, совсем скоро на международном рынке пассажирских самолетов развернется настоящая битва титанов.
Крупнейший в мире пассажирский самолет – Airbus A380. Его длина – 72 метра, а размах крыльев достигает 79 метров. Самолет может брать на борт до 853 (!) пассажиров. А при условии разделения салона на три класса, в них можно разметить до 525 пассажиров, что тоже немало. На сегодня построено более ста A380. Общий портфель заказов на него превышает 260 машин. Из всех российских авиа сделала заказ на A380.
Электрические самолеты
Авиация будущего – это безопасность и экологичность. Так, норвежская компания Avinor представила проект коммерческого рейса с использованием электрического самолета на 19 пассажиров. Воздушный аппарат разрабатывает компания Pipistrel, он будет иметь электромотор с мощностью 50 киловатт и батарею емкостью в 21 киловатт в час, сможет проводить в воздухе до 1 часа. В 2025 году должен состояться первый рейс, а в 2040 году все самолеты для ближних перевозок в Норвегии перейдут на электричество.
© Pipistrel
Отметим, что это не первый электрический летательный аппарат. Например, с 2015 года компания Pipistrel выпускает двухместный самолет Alpha Electro. Но он предназначен только для обучения.
Электрический двигатель планируют установить и на самолете Lilium, особенностью которого станет вертикальный взлет и посадка. То есть, ему совершенно не нужен аэропорт, а сам он будет классифицироваться, как легкий воздушный транспорт. Модель сможет развить скорость до 400 км/час, но на одном заряженном аккумуляторе пролетит около 500 км.
© Lilium
Для самолета предусмотрено 3 режима управления. Это традиционное управление из пилотской кабины, управление через дистанционный пульт с земли и с использованием автопилота. Благодаря электрическому двигателю, в кабине будет практически бесшумно. Сама модель рассчитана на двоих человек.
Вертикалка нужна на море и на суше
Емкость ангаров нашего перспективного УДК может позволить разместить, по приблизительным оценкам, 8–12 СВКВП вместе с тремя-четырьмя вертолетами РЛД Ка-31. При действиях по наведению самолетов ДРЛО берегового базирования можно будет одновременно вводить в бой до двух звеньев на удалении до 400 километров от корабля. Такие возможности позволят нашему перспективному УДК в качестве легкого авианосца решать задачи прикрытия небольших групп надводных кораблей в оперативно важных районах от ударов малых групп авиации противника (до 6–8 машин) и обеспечивать боевую устойчивость подводных лодок от ударов базовой патрульной авиации (БПА) противника. Обе эти задачи исключительно важны для поддержания благоприятного оперативного режима.
Как показывает опыт боевого применения американских УДК в ходе агрессии против Югославии, эффективно может использоваться авиагруппа таких кораблей и для нанесения ударов по наземным объектам как в составе массированных авиационно-ракетных ударов, так и в ходе систематических действий. Таким образом, при наличии в России современных СВКВП наш перспективный УДК может оказаться весьма эффективно легким авианосцем, способным в зависимости от состава авиагруппы решать задачи по борьбе с подводными лодками или воздушным противником, наносить ограниченные удары по малым группам надводных кораблей и отдельным наземным объектам.
Минимальное потребление топлива
Большие пассажирские самолеты потребляют много топлива. Инженеры Lockheed Martin создали концепт Box Wing – это обычные самолеты, в которых будут использоваться легкие материалы и особенная конструкция крыльев с отношением подъемной силы к лобовому сопротивлению на 16% выше, чем у обычных самолетов. Это позволит им летать дольше и расходовать топливо по минимуму.
© NASA
Исследователи отказались от турбовентиляторных двигателей в пользу двухканального турбовентилятора и больших на 40% лопастях двигателя. Это позволяет на 50% снизить расход топлива и делать более крутые посадки и взлеты. Самолет представят в 2025 году.
МС-21-310 — ПЕРСПЕКТИВНЫЙ, ПАССАЖИРСКИЙ, НАШ
Среднемагистральный пассажирский самолет МС-21, главную надежду нашего гражданского авиапрома, уже представляли на МАКСе два года назад.
В этот раз он тоже в списке новинок. И неудивительно — машину постоянно модернизируют, замещают импортные узлы отечественными. В прошлый раз он взлетал тут с американским двигателем, а сегодня новую модификацию МС-21-310 тянет в небо наш ПД-14 — двигатель нового поколения, основанный на российских технологиях.
Пара самолетов МС-21-310 на воздушных просторах авиасалона МАКС 2021.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Более того, этот самолет и через два года тоже будет новинкой: в 2023 году он должен взлететь с полностью композитными отечественными крыльями. Первую их партию уже доставили на авиазавод в Иркутск.
Вообще МС-21 можно назвать флагманом импортозамещения: более 80 процентов его комплектующих производится в России.
Авиатакси
Самолетами будущего можно назвать и авиатакси. Pop.Up Next – это автомобиль-дрон с модульными составляющими. Это совместная разработка немецкой автокомпании Audi AG и авиастроительной компании Airbus. Также участие приняла дизайн-компания ItalDesign Giugiaro. Электрическое шасси мощностью 60 кВт крепится к пассажирской капсуле, благодаря чему вы получаете электромобиль. Есть также летающий модуль, который можно вызвать с помощью специального приложения. Он крепится к крыше капсулы и поднимает автомобиль в небо.
Для передачи капсулы машины дрону и последующей разгрузки, колесная основа оснащена подъемником. Люди в кабине – это простые пассажиры, а все управление, включая трансформацию в каждое из состояний и преодоление маршрута, осуществляется в автоматическом режиме.
Двухместная капсула автомобиля Pop.Up выполнена из карбона. Она имеет габариты в 2,6 м длины и 1,4 м ширины, а также 1,5 м высоты. В воздушном режиме полет и посадка проходят вертикально, а максимальная дальность полета составляет 100 км. Электромоторы могут набирать скорость до 100 км/час. Колесная база может проехать до 130 км, а максимальная скорость составляет 100 км/час.
Как видим, самолеты будущего становятся все интереснее и необычнее. И дело не только в дизайне, но и новых тенденциях, среди которых экологичность, удобство и сверхскорость.
НОВЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ
Конечно, главной сенсацией авиасалона стал представленный в первый день легкий тактический истребитель Checkmate («Шах и мат»). Это младший брат нашей главной военной авиационной разработки — Су-57, даже индекс у него будет, скорее всего, зеркальный — Су-75.
Главной сенсацией авиасалона стал легкий тактический истребитель Checkmate («Шах и мат»), он же Су-75.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Checkmate — это даже не самолет, а скорее платформа, на ее базе будут созданы новые истребители. Разработчики обещают, что машина превзойдет своих главных конкурентов — американский F-35, французский Rafale и шведский Gripen. Правда, наш истребитель дешевле.
Для презентации Checkmate на МАКСе оборудован специальный павильон.
На ПЦР-тест — 48 часов
Пандемия внесла коррективы в правила посещения авиасалона. Любой зритель должен иметь при себе удостоверение личности и документ, подтверждающий отсутствие коронавирусной инфекции. То есть либо ПЦР-тест, либо QR-код. Да-да, они тоже работают.
Но обратите внимание, что если вы едете с ПЦР, то он должен быть сделан не больше чем за двое суток до посещения Жуковского. Не 72 часа, как мы успели привыкнуть, а 48 (!) — такое правило ввели власти Московской области.
Впрочем, организаторы договорились с некоторыми лабораториями о специальных условиях и спеццене, если вы приходите сдавать анализы с билетом. Их полный список на сайте организаторов.
Мы позвонили в одну из этих лабораторий. Действительно, гостям авиасалона есть скидка 20 процентов. Но результаты обычного теста будут готовы через двое суток, то есть выполнить правило 48 часов практически невозможно. Впрочем, можно сдать экспресс-анализ в лаборатории в Жуковском. Это дороже, но скидка тоже предоставляется. Результаты будут готовы через 5 часов.
— То есть надо приехать к 10 утра, сдать тест и ждать примерно до 15 часов, а потом идти на МАКС? — спросили мы. Даже по телефону чувствовалось, как девушка на том конце развела руками.
Зато с QR-кодом, подтверждающим наличие прививки, вы король. Показал на КПП, и ходи где хочешь.
Важно!
Посетителям до 18 лет никаких тестов сдавать не нужно. Об этом заявил заместитель гендиректора Владимир Советкин.
План МАКСа.
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
МАЛ ДА УДАЛ
Малая авиация традиционно собирает на МАКСе массу зрителей. И в этом году особенно есть на что посмотреть.
Например, проект самолета «Партизан», который представляет Фонд перспективных исследований. Он способен подняться в воздух с площадки размером всего 50 на 50 метров.
Название родилось из его возможности доставлять грузы на небольшую почти необорудованную площадку — ох как пригодился бы такой самолет во время Великой Отечественной! Дальность полета «Партизана» — около 1000 километров при скорости 250 километров в час. Первый взлет намечен на 2022 год.
«Байкал» — замена устаревшим кукурузникам.
Свой первый полет в этом году должен совершить и легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал». Эта машина должна сменить ветерана Ан-2 и тем самым возродить малую авиацию России. У «Байкала» габариты меньше, чем у кукурузника, скорость больше, и он может дольше лететь без дозаправки. Все это поможет ему сделать ближе труднодоступные регионы.