9 заблуждений о боях на мечах, которые нам навязали фильмы и сериалы

Фехтование на шпагах – это зрелищное искусство, возникшее в глубокой древности и развивающееся по сей день. С 1900 г. данная дисциплина является Олимпийской наряду с фехтованием на рапирах и саблях. Она не утрачивает своей зрелищности и увлекательности для людей всех возрастов и дарит незабываемые впечатления и спортсменам, и болельщикам.

Мастер меча может держать оружие как угодно


Кадр из сериала «Игра престолов» / HBO Существует несколько способов удерживать меч, и некоторые из них отличаются от привычного нам «бей острым концом». Тем не менее персонажи фильмов и сериалов зачастую обращаются со своим оружием слишком уж вольно.
Например, в сериале «Ведьмак» Генри Кавилл перехватывает меч за лезвие перед гардой, нанося удар. С таким хватом вы лишаете свою руку защиты и уменьшаете дистанцию, на которой удар эффективен.

Конечно, это выглядит необычно и эффектно, но мастер меча так бы не делал.

Просто взгляните, как держит оружие на видео парень справа, и поймёте, о чём речь.

Или Арья Старк, которая во многих сценах неправильно держит свою «Иглу». По идее кольцо на эфесе «Иглы» должно защищать её пальцы, но она постоянно поворачивает его не туда.

Сирио Форелю стоило обратить на это внимание, пока он был жив. Девочке изувечат руку, как только она попытается парировать удар противника, который действительно умеет фехтовать.

Где купить качественные мечи и рыцарские доспехи?

Многие просто не понимают, где купить меч и доспехи, некоторые уверены, что современные рыцари самостоятельно изготавливают оружие и доспехи. На самом деле, в России хватает профессиональных мастеров, которые изготовят для вас как стандартное историческое оружие и доспехи, так и что-то необычное, на заказ.

Например, наш интернет-магазин средневековых товаров и исторического фехтования в Москве способен удовлетворить запросы самых требовательных покупателей. На сайте представлен широчайший выбор оружия и доспехов как для исторического фехтования, так и для HEMA и Современного Мечевого Боя.

На нашем сайте представлен широкий выбор средневековых костюмов, всевозможных аксессуаров средневековых времён. Исторические реконструкторы обязательно оценят, тем более, что всегда есть возможность заказать что-то особенное, по вашим эскизам или чертежам.

Для любителей ролевых игра на нашем сайте есть несколько разделов, посвящённых оружию и костюмам этого направления. Выбор просто огромный, на любой вкус и бюджет.

Выбирая оружие и доспехи для исторического фехтования, нужно быть уверенным в их качестве. Наши мастера – это настоящие профессионалы, влюблённые в свою работу, каждый меч и элемент доспеха сделан с огромным запасом прочности. В отличие от большинства конкурентов, у нас есть полноценный торговый зал в Москве на Волгоградском проспекте, дом 32, корпус 8. В зале можно осмотреть оружие и доспехи, потрогать их, примерить на себя.

Историческое фехтование – это интереснейшее хобби и спортивное направление, где каждый может почувствовать себя настоящим воином прошлого. Стоит только попробовать, и вас затянет в красочную средневековую атмосферу, как в бурный водоворот!

Меч очень здорово носить за спиной


Обложка сериала «Ведьмак» / Netflix
Авторы фэнтези упорно продолжают вешать двуручные мечи своим героям за спины. Проблема в том, что человек физически не способен вынуть меч из ножен за плечами: даже высокому мужчине просто не хватит длины рук.

Клинок держали в ножнах на бедре, откуда его легко достать. А такие длинные мечи, как цвайхандер, вообще не помещали в ножны. Их носили на плече, а в долгих походах возили на лошади или в фургоне.


Hans Burgkmair, the Elder / Achenbach Foundation, Germany

На этой гравюре XV века изображены ландскнехты с двуручными мечами. Наверняка, если меч было бы удобнее носить за спиной, они бы так и делали.

Историческая справка

Первые сражения на шпагах имели место в Древнем Египте. Оружие и снаряжение фехтовальщиков того времени весьма схоже с современным, о чем свидетельствуют изображения на фресках. Аналогичные поединки были популярны также в Японии, Греции, Индии и Китае. Фехтование на шпагах считалось занятием для знати. А бедняки сражались на обычных палках, иногда обитых железом.

Основные техники владения шпагой сформировались в Испании 15-го века. Именно в это время меч был вытеснен более узким холодным оружием, которое проникало бы в щели. В 1913 г. начала работу Международная федерация, а в 1914 г. утверждены единые правила. В 1981 г. впервые прошел Чемпионат Европы. А с 1972 г. на регулярной основе проводится Кубок мира.

В нашей стране фехтование на шпагах начало развиваться в 17 в. и особенно при Петре I. Первоначально оно являлось исключительно военным искусством. Ему в обязательном порядке обучали всех дворян.

Как вид спорта владение шпагой оформилось в 1778 г. А в 1816 в Питере начала работу первая школа, в которой готовили тренеров по фехтованию. А с середины 19 в. повсеместно стали открываться секции, в том числе коммерческие.

Меч издаёт скрежет при извлечении

В фильмах и сериалах мечи извлекаются из ножен с характерным звуком, который ни с чем не перепутаешь: это скрежет стали о сталь.

Делать стальные ножны не только дорого, но и вредно для меча, ведь так он вскоре придёт в негодность. Клинок будет тереться о ножны всякий раз, когда вы его вынимаете или вкладываете обратно, и быстро потеряет остроту.

В реальности ножны чаще всего делали из дерева, покрытого кожей, тканью или мехом. И если вынуть из таких ножен меч, никакого скрежета не будет.

Крутые парни используют два меча сразу


Кадр из сериала «Игра престолов» / HBO
Парные мечи — распространённое явление в фильмах и видеоиграх, но в настоящих боях два меча использовать очень неудобно. Даже опытному бойцу будет слишком тяжело контролировать сразу два длинных клинка.

Поэтому в поединках во вторую руку брали La Scherma (Francesco Fernando Alfieri) кинжалы, баклеры (небольшие круглые щиты), плащи (чтобы запутать клинок противника), палки или даже ножны. Что угодно, кроме второго меча.

Меч — для нападения, вспомогательный предмет — для защиты.

Даже если вы сражаетесь с несколькими противниками, как сир Артур Дейн у Башни Радости в «Игре престолов», то разумнее для этого использовать один двуручный меч, а не два одноручных.

Ролевое фехтование

Самое первое направление, появившееся в России и странах СНГ. Ролевые игры по мотивам романов Толкина, типа «Властелин колец», по мотивам популярной компьютерной игры «Варкрафт», по мотивам всевозможных романов жанра «Меч и магия».

Ролевиков нельзя назвать настоящими бойцами, да и оружие у них часто очень далеко от исторических прототипов. Сражаются ролевики на своих играх обычно не в полную силу, правила заранее оговариваются, сила ударов ограничивается.

Но многие бойцы Исторического Средневекового Боя и Дуэльного Фехтования выросли именно из ролевого движения, это те люди, которые захотели развивать бои на холодном оружии, а не устраивать костюмированные представления.

Иногда даже на ролевых играх можно встретить хорошего фехтовальщика, их мало, но они встречаются. Хотя ролевое движение больше похоже на игру, фехтование тут тоже присутствует, как обязательный элемент игры.

Сражаются ролевики обычно на дюралевом, текстолитовом и резиновом оружии, технику боя знаю плохо, но драться любят, что даёт в итоге некоторое умение владеть клинком или другим оружием.

Доспехи бесполезны


Кадр из сериала «Ведьмак» / Netflix
Судя по «Властелину колец», «Игре престолов» и «Ведьмаку», самая эффективная броня — сюжетная. Главные герои практически непобедимы, а статисты, даже закованные в панцирь, погибают от одного тычка в стальную пластину на груди.

На самом деле человек в броне хорошо защищён от меча. Поэтому против воина в доспехах лучше сражаться с боевым молотом или клевцом, а меч приберечь на другой случай.

Даже простую куртку, если она состоит из нескольких слоёв ткани, нелегко рассечь мечом.

Те, у кого не было металлических доспехов, носили гамбезоны (стёганки), и они уже обеспечивали неплохую защиту. Попробуйте порезать своё одеяло ножом и поймёте, о чём речь. Та же русская шинель вполне останавливала Cut And Thrust: European Swords and Swordsmanship удары британской кавалерийской сабли.


Кадр из сериала «Ведьмак» / Netflix

Так что парень, который в «Ведьмаке» не смог устоять на ногах после того, как его полоснули мечом по кирасе, выглядит просто нелепо.

Исторический Средневековый Бой

Данное направление в России и странах СНГ появилось ещё в начале 1990-х годов, и именно ИСБ (Исторический Средневековый Бой) всегда собирает вокруг себя восторженных зрителей. Именно тут можно увидеть настоящих рыцарей в доспехах, которые сражаются до тех пор, пока один из противников не сдастся или не сможет продолжать бой.

Техника боя у приверженцев Исторического Средневекового Боя хромает, что является следствием наличия стальных доспехов. Как-то навредить противнику в стальной защите красивыми и зрелищными ударами сложно, он их просто не ощущает. Вот и бьют, как придётся. Если противник тяжелее килограммов на 20 и более, по выиграть у него по правилам ИСБ очень сложно.

Победа в Историческом Средневековом Бою обычно достаётся самому сильному, крепкому и выносливому бойцу, который при этом ещё и смог защитить себя стальным доспехом по максимуму.

Бой по правила ИСБ больше похож на драки ММА, разве что упавшего противника запрещено добивать. Красивые и зрелищные бои тут бывают редко, да и в тяжеленых доспехах тяжело прыгать, по крайней мере, без соответствующей подготовки. А вот бугурты всегда зрелищные, этого у них не отнять!

Исторический Средневековый Бой даст всем желающим огромную физическую нагрузку, поможет развить выносливость, смелость, научит не бояться боли. А групповые бои, или бугурты позволят научиться работать в команде, где твой личный результат не главное, главное командная победа, иначе тебя всё равно забьют скопом.

Бойцы ИСБ шутят: «У нас в секции можно бить людей железяками со всего размаха, и никто на тебя не пожалуется!».

Блокировать удар чужого меча лезвием своего — отличная идея


Кадр из сериала «Ведьмак» / Netflix
Несмотря на то что в Голливуде только так и делают, принимать удары вражеским мечом на своё лезвие — верный способ испортить клинок и сделать его бесполезным. А меч — штука дорогая, и его следует беречь.

Лезвие меча делят на сильную сторону (более широкая, ближе к гарде), слабую сторону (сужается, находится дальше от гарды) и остриё (тот конец, которым следует тыкать в противника). И удары врага парировали The Myth of Edge-On-Edge Parrying in Medieval Swordplay только гардой и сильной стороной клинка, которую зачастую даже не затачивали.

Фехтование на шпагах и его правила

Площадку, на которой проводятся соревнования, именуют «Полем для боя». Она должна быть строго горизонтальной и идеально ровной. Ширина составляет 1,5-2 м., а длина — 14 м. Поле размечается пятью линиями: задняя граница поля (с каждой стороны), центральная линия и 2 линии начала боя. Задняя граница обычно выделяется другим цветом, чтобы спортсменам было хорошо ее видно.

Согласно международному регламенту чемпионаты проводятся по круговой системе или по системе прямого выбывания. В первом случае поединок длится 6 мин. либо же до 5 уколов шпагой. Система прямого выбывания подразумевает наличие 16-32 участников, сражение длится 12 мин. (до 10 уколов) для мужчин и 10 мин (до 8 уколов) для женщин. Если требуемое количество уколов наносится до истечения установленного времени, поединок считается завершенным раньше. Если же по окончании времени боя ни один из спортсменов не нанес сопернику необходимое число уколов, то сражение продолжается до этого количества. При обнаружении ничьей поражение засчитывается обеим сторонам.

Фехтование на шпагах отличается тем, что в нем зачитываются только уколы, наносимые острием клинка. И удары, и уколы могут наноситься только по поражаемой поверхности тела, т.е. покрытой специальной токопроводящей курткой. Все остальные уколы не засчитываются.

Правилами боя предусмотрено, что на каждую атаку должна быть произведена защита. Лишь в этом случае спортсмен получает право нападать сам. Контратака допускается только в том случае, если клинок противника был перехвачен или остановлен уколами (ударами) в том же темпе. Темпом в данном случае считается временной интервал, необходимый спортсмену для одного движения. При нанесении одновременных поражений сторонами главный судья решает вопрос о том, какая из сторон была права. В отличие от других дисциплин фехтование на шпагах допускает засчитывание одновременных уколов каждой из сторон, если они были нанесены с интервалом менее 1/25 сек.

В процессе боя каждая из сторон вправе держать шпагу так, как ей удобно, и менять руку. Но вот метать оружие в соперника недопустимо. На старт противники выходят по команде судьи: «Ан гард» и стоят неподвижно до того, как судья скомандует: «Начинайте». До этого момента все произведенные удары и уколы не засчитываются.

Для регистрации уколов используется специальное электрооборудование. Оно срабатывает в том случае, если наконечник острия касается поражаемой поверхности. При сражении на шпагах при засчитываемом уколе загорается цветной сигнал. Если же укол приходится в непоражаемую поверхность тела соперника или же в пол, то загорается сигнал белого цвета. Одновременное включение и белой, и цветной лампы свидетельствует о том, что укол будет аннулирован.

Правилами ведения боя установлены 3 вида санкций за нарушение спортсменами правил и неспортивное поведение:

  1. Предупреждение (желтая карточка). Предшествует штрафному удару и применяется при незначительном отступлении от регламента.
  2. Штрафной удар (красная карточка). Означает, что противнику присуждается дополнительное очко, которое может сыграть решающую роль по итогам боя.
  3. Дисквалификация (черная карточка) предполагает отстранение участника от соревнований.
К нарушениям правил, влекущим штрафные санкции, относятся:
  • Насильственные действия, произведенные шпагой, руками, ногами или иным способом, а также преднамеренный физический контакт с противником.
  • Нарушение границ площадки, в том числе боковых.
  • Оскорбления в адрес противника, судьи или других лиц.
  • Не соответствие установленным требованиям экипировки или оружия.
  • Поворот спиной к сопернику.
  • Самовольный уход с поля.
  • Использование свободной руки при сражении, а также касание ею электрооборудования.

При нарушении правил судья может остановить сражение командой «Стой» и применить к виновному предусмотренное регламентом наказание. После чего спортсмены отступают на равное расстояние, чтобы соблюсти необходимую дистанцию, и сражение возобновляется.

При проведении соревнований в обязательном порядке проверяется применение спортсменами допинга. Полномочия по осуществлению допинг-контроля принадлежат FIE. Всем участникам турниров выдаются свидетельства установленного образца.

Одежда и снаряжение фехтовальщика

Костюм спортсмена изготавливается из плотного материала белого цвета и состоит из куртки и брюк с застежками ниже колен. Обязательными составляющими выступают также гетры, перчатки, специальные резиновые туфли и сетчатая маска, закрепляемая при помощи ремней. Под курткой у фехтовальщиков имеется набочник с длинным рукавом. А представительницы прекрасного пола обязаны надевать под одежду защитный бюстгальтер.

Фехтование на шпагах предусматривает наличие личного шнура, используемого для электронной регистрации уколов. Он присоединяется одним концом к оружию, а другим — к катушке электро фиксатора и проходит под курткой спортсмена через рукав и перчатку рабочей руки.

Шпага должна иметь длину 110 см. и вес 770 г. Изготавливается она из стали и имеет ратифицированный наконечник, заканчивающийся «ершиком». В желобе шпаги проходят провода, соединяющиеся с электро фиксатором. Рукоять не может быть покрыта никаким материалом, а на гарде не допускается никакой рекламы.

3

Фехтование на шпагах считается технически сложным за счет быстроты и высокой точности. Фехтовальщик выполняет все движения в точной взаимосвязи с возникшей на поле боя ситуацией (дистанция, поведение противника и т.п.). А потому он должен обладать превосходной координацией движений, способностью быстро менять тактику и отменной ловкостью, которая лежит в основе точности всех движений. Для того, чтобы сформировать все необходимые качества и овладеть техническими приемами, фехтовальщикам требуется 6-10 лет систематических тренировок.

Интересные факты о фехтовании на шпагах
  • В данной дисциплине судья отдает команды только на французском.
  • Важной составляющей успеха в фехтовании выступает логическое мышление спортсмена.
  • Ноги фехтовальщика принимают на себя 70% нагрузки.
  • Клинок шпаги считается самым быстрым после пули.
  • В фехтовании отсутствует подразделение спортсменов на категории по весу.
  • До появления электро регистратора уколов наконечник шпаги обмакивали в чернила — его отпечаток был хорошо виден на белой одежде. Благодаря этому белая форма прочно утвердилась в этой дисциплине.
  • Балет многими своими движениями обязан именно фехтованию. Эта тенденция сформировалась во Франции в 17 в. В балет охотно принимали мужчин, поскольку считали, что им легче освоить те движения, которые так часто использовались в поединках.

Держать меч за лезвие нельзя


Hans Talhoffer, Michel Rotwyler / Wikipedia
В интернете можно часто встретить картинки, на которых средневековые воины берут свой меч не за рукоять, а за клинок. Их обычно сопровождают насмешливые комментарии в духе: «Нужно было читать инструкцию».

Однако меч можно брать за клинок! Такая техника называется Half-sword half-sword, «полумеч». Если против вас враг в доспехах, вместо того чтобы гнуть и тупить лезвие о его броню, проще ухватить меч с другого конца и ударить гардой по голове. Даже если на нём стальной шлем, такой удар как минимум будет неприятен. А то и к сотрясению может привести.

Ещё меч брали за лезвие левой рукой, оставляя на рукояти правую, чтобы усилить колющий удар. Такой приём годился, правда, только против ошеломлённого и беззащитного врага.

Историческая реконструкция

К историческому фехтованию относится и историческая реконструкция. Люди, состоящие в клубах исторической реконструкции, называют себя реконструкторами, и они периодически устраивают бои в доспехах с использованием затупленного холодного оружия.

Если не вникать в нюансы, то кажется, что между реконструкторами и бойцами, занимающимися Историческим Средневековым Боем нет никакой разницы, но это только кажется. Главная задача реконструктора – максимально точно воссоздать облик из той эпохи, которую он реконструирует. Тут не увидишь рыцаря, носящего части доспехов из разных веков, если это крестоносец, то его облик будет выверен до малейших деталей костюма, оружия и доспехов.

Бои на ристалище для реконструкторов вторичны, хотя всё зависит от человека, некоторые большую часть времени посвящают именно историческому фехтованию. Но чаще всего реконструкторов можно встретить на исторических фестивалях, городских праздниках и прочих мероприятиях с показательными выступлениями. Рыцарские бои на таких праздниках больше постановочные.

Удары с разворота — это здорово


Кадр из сериала «Игра престолов» / HBO
Джон Сноу и Геральт в бою вертятся вокруг своей оси, будто балерины, но настоящие фехтовальщики никогда так поступать не станут. Нельзя поворачиваться спиной к человеку, который намерен вас атаковать.

Разворот на 360 градусов в поединке на мечах бесполезен. Во-первых, так вы подставляетесь под удар. Во-вторых, вы на какое-то мгновенье выпускаете врага из виду. В-третьих, бессмысленно пытаться бить врага мечом с разворота: от такого движения легко уклониться, а удар усиливается незначительно.

Мечи были очень тяжёлыми


Меч «Убийца драконов». Иллюстрация: манга «Берсерк»
Иногда такое утверждают даже вроде бы образованные люди. К примеру, один академик на телеканале The History Channel заявил What did Historical Swords Weigh? , что мечи XIV века весили по 40 фунтов, то есть 18 кг. Наверное, нужно быть настоящим богатырём, чтобы махать такой штангой?

На самом деле нет. Большинство длинных или полуторных мечей в коллекции Собрания Уоллеса в Лондоне весят What did Historical Swords Weigh? менее 1,5 кг. Средний вес мечей в период с X по XV век составлял 1,3 кг, в XVI веке он уменьшился до 0,9 кг. Даже огромные двуручные мечи, например цвайхендеры длиной в рост человека, имели массу не больше 3 кг.

Устройство шпаги

Шпага, как и другое клинковое оружие, состояло из двух основных частей: клинка и эфеса. Клинок – прямой и плоский с двухсторонней заточкой с долом или двумя, плавно сужающийся к острию. Длина клинка составляла около 1 метра, но впоследствии она уменьшилась до 700-800 мм.

Сам клинок кроме плоской в сечении формы мог быть квадратным, ромбическим или овальным, режущие кромки в этом случае оставались лишь у острия.

Рапира – это колющее оружие, обладающее длинным гранёным клинком с рёбрами.

Вес шпаги составлял около 1,2-1,6 кг. Иногда возникает вопрос, сколько весила шпага мушкетёра? Ответ на этот вопрос есть в музеях Франции. Шпага тех времён имела вес около 1,5 кг.

Эфес шпаги состоит из следующих частей:

  • рукоятка шпаги, обычно изготовлена из дерева и металла и имеет оплетку или рифление для комфортного охвата рукой;
  • перекрестие, защитное приспособление на переходе между клинком и эфесом, прямое или наклонное;
  • дужка, защитное устройство защищающее пальцы руки, в виде полосы металла от крестовины к навершию рукоятки;
  • навершие, металлическое яблоко завершающее рукоять, служащее для балансировки выполнялось в виде металлического шара или шляпки;
  • гарда, защита кисти руки, состояла из защитных колец с креплением, к перекрестию, так и щитков или развитой корзины выполненной в виде сплошной или узорчатой металлической полосы, целиком закрывающей кисть.

Эфес ранних образцов представлял собой обычную крестовину с дужкой, изредка дополненную защитным кольцом. На вершине ручки крепилось балансировочное яблоко.

Более поздние эфесы получили гарду-корзину поверх развитого перекрестия, а количество дужек увеличилось до 2-3, или сплошной полосы фигурной формы прикрывающей кисть руки.

Рукоять могла иметь округлое, круглое или прямоугольное сечение, она насаживалась на хвостовик клинка и жёстко фиксировалась. Материалом для её обтяжки служили кода или ткань. Часто рукоять шпаги оплеталась металлической проволокой в несколько рядов.

Гарды клинков во многом зависели от школы фехтования, так испанские мастера фехтования предпочитали полностью закрытые гарды, при этом в фехтовании они работали рукой от предплечья, французская школа предпочитала лёгкие гарды, так как больше была развита кистевая техника.

По современной классификации Оушкотта гарды делятся по степени закрытия кисти руки на дробные числа четверти. По типу гарды подразделяются виды шпаг, имеющих ярко выраженные свойства, характерные только для этого рода оружия:

  • «испанская» чаша, глубокая чаша перед перекрестием с парой колец внутри её, в бою шпага удерживается за них, либо за саму рукоять;
  • бильбо, более защищённая разновидность «испанской чаши», с дополнительной дужкой и более объёмной чашей;
  • папенхаймер, развитая гарда с чашкой и защитой кисти в виде сложного плетения дужек;
  • фламандская гарда, в виде перекрестия с кольцами или щитками, без дужки;
  • кавалерийская, развитие фламандской, но с с наличием одной или более дужек прикрывающих кисть руки.

В дальнейшем при переходе боевой шпаги в ранг придворного украшения и парадного оружия эфесы стали украшать драгоценными камнями, плетение их представляло собой произведение искусства. В то время как перекрестие практически полностью исчезло.

Боевые шпаги этого времени представляли собой упрощённые образцы с небольшим перекрестием, дужкой и двумя щитками справа и слева от клинка. На яблоке могли располагаться различного рода украшения или награды. Общая длина шпаги зависела от мастера, что её ковал и от школы фехтования владельца.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]