Исследовательская работа «История кораблестроения»


С древних времен корабли использовались для перевозки людей и грузов через моря и океаны. Даже в современном мире при наличии авиации и космонавтики корабли, как и ранее, остаются важнейшим транспортным средством для пассажирских перевозок и поддержания торговли. Кроме грузовых и пассажирских судов, всегда были необходимы также и военные корабли для обеспечения безопасности морских торговых путей. Еще со времен Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима мощью морского флота создавались и разрушались целые империи. В этой статье описываются наиболее значимые этапы в развитии кораблестроения с древнейших времен, Так как многие типы кораблей со временем усовершенствовались, чтобы показать разнообразие одного и того же типа корабля, мы во многих случаях представляем несколько его видов.

На протяжении столетий на кораблях поднимаются флаги для указания их принадлежности и передачи сообщений на другие корабли. Каждый флаг имеет свое значение.

С 2500 г. до н.э. до 1500 г. н. э. корабли приводились в движение веслами и парусами. С 1630 по 1850 г. самым мощным военным кораблем являлся трехпалубный деревянный парусник, имевший 100 и более пушек на борту.

Команда военного корабля XVIII в. состояла из 850 офицеров и матросов. Должности в то время: капитан, лейтенант, гардемарин, матрос, комендор, мальчик — подносчик пороха. Экипаж современного пассажирского судна состоит из людей различных профессий: штурманов, компьютерных операторов, механиков-мотористов и, конечно же, хороших поваров! Должности наше время: капитан, медсестра, штурман, механик, радист, повар.

На современных пассажирских лайнерах имеются комфортабельные каюты, кинотеатры, рестораны, бассейны и игровые с (мши для детей. Большое значение на них предается мерам безопасности. В прежние времена плавание на кораблях было очень опасным. Лишь после гибели в 1912 г. в результате столкновения с айсбергом супер-лайнера «Титаник», на борту которого находились около полутора тысяч членов экипажа и пассажиров, наличие спасательных жилетов для всех людей на судне стало обязательным.

Принцип работы корабля

Трюмная часть корабля вытесняет массу воды, равную ее собственной массе. Пытаясь вернуться на свое место, вытесненная вода толкает корабль вверх.

Установленные под углом лопасти корабельного винта, вращаясь, создают усилие, толкающее винт и соответственно корабль вперед. На некоторых современных скоростных паромах используется водоструйный движитель; морская вода засасывается в него, а затем выпускается высокоскоростной струей.

Руль, подвешенный на шарнирах на корме судна, соединяется со штурвалом или румпелем. Если рулевой отводит румпель влево, руль и корма двигаются вправо. Если необходимо сделать поворот вправо, он отводит румпель влево.

В эпоху парусных судов была разработана такая установка парусов, которая позволяла двигаться против ветра. Делая повороты в разные стороны (идя галсами), корабль продвигался вперед, даже когда не было попутного ветра.

Викинги

Воинственные викинги были очень хорошими мореходами, по имеющим реальные основания легендам именно они первые достигли берегов Америки.

Здесь флот был представлен такими судами:

  1. Торговыми, которые назывались кноррами. Вмещали около 40 человек.
  2. Боевыми драккарами, на которых располагалось 30-70 воинов. Достигали до 30 метров в длину, были быстрыми и имели высокую проходимость,

Картинки в интернете достаточно точно передают вид лодок викингов: строгие, крупные и прочные.

История судостроения и использования судов

На протяжении веков корабли неоднократно изменяли судьбы народов. На них люди отправлялись в дальние плавания в поисках новых земель, новой жизни, новых рынков. Одновременно с развитием торговых судов совершенствовались и боевые корабли, служившие для защиты торговых путей и отражения нападений вражеских флотов. Даже в нашу эпоху покорения космоса, спустя почти 5000 лет после появления первых известных кораблей, на судах перевозятся самые тяжелые грузы и создаются самые комфортабельные условия для длительных путешествий.

Создатели кораблей постоянно искали пути совершенствования судов. За время, прошедшее от однопарусных судов до лайнеров с дизельными двигателями, корабли стали намного более безопасными, комфортабельными и быстроходными.

Корабли используются в различных областях человеческой деятельности: в торговле, военных действиях, перемещении людей, научных исследованиях, туризме и отдыхе, спасательных операциях, рыболовстве и даже сельском хозяйстве.

Для перевозки людей через моря и океаны существуют различные типы судов. Паромы, суда на воздушной подушке и с подводными крыльями позволяют пассажирам быстро пересекать моря вместе со своими автомобилями на борту. В конце XIX века начали строить пассажирские лайнеры — один из самых комфортабельных видов транспорта. Сейчас они, конечно, уступают в скорости и стоимости путешествия самолетам, однако такие океанские лайнеры успешно применяются для круизов и отдыха.

Суда имеют жизненно важное значение для обеспечения способности какого-либо государства вести торговлю, импортировать или экспортировать различные грузы. К торговым кораблям относятся танкеры, способные перевозить сырую нефть, и контейнерные суда, доставляющие твердые грузы. Корабли также используются для добычи морских ресурсов.

Военные корабли могут использоваться в качестве баз для войск и вооружения. Так, например, авианосец представляет собой полностью оснащенную авиабазу. Военные корабли применяются также для проведения атак против вражеских целей. Например, такие корабли, как французский эсминец «Турвиль», несет на борту управляемые ракеты.

В каждой стране, омываемой морем, имеется своя спасательная служба, и важнейшую ее часть составляют спасательные суда. Спасательные катера спускают на воду по наклонному слипу со спасательной станции на берегу моря. Для определения места крушения корабля на нем установлен радар.

Развитие парусов

В Древнем Египте так называемые «круглые» корабли приводились в движение с помощью одного квадратного паруса. Это был единственный использовавшийся тип паруса вплоть до эпохи средневековья, когда торговцы переняли конструкцию парусов, применявшихся на китайских джонках и арабских дау. К XVII в. корабли оснащались уже несколькими мачтами и многими парусами.

Конструкция корпуса

На протяжении более 5000 лет корпуса судов строились из дерева. Сначала люди выдалбливали цельные стволы деревьев. Затем стали использоваться деревянные доски, которые соединялись внахлест (клинкер), а еще позднее их начали соединять встык (каравелла). Во времена промышленной революции для этих целей применялись железо и сталь. Сегодня корабли строят из таких материалов, как стеклоармированная пластмасса.

Навигационные приборы

Первыми навигационными приспособлениями определялись курс корабля и его положение к северу или югу от экватора путем измерения угла между Солнцем или звездами и кораблем. Примерами таких приспособлений могут служить астролябия и секстант. В наше время для этих целей используются электронные приборы, компьютеры и спутниковые технологии.

Движущая сила

В XIX в. использование силы пара освободило корабли от зависимости от ветра, приливов и течений. Сначала появились суда с боковыми гребными колесами. В середине века их стали вытеснять более эффективные корабли с кормовым гребным винтом. Поначалу, для приведения в движение гребных колес и винтов использовались паровые двигатели, как у первого парохода. Наиболее современным типом двигателя является высокоскоростной водоструйный движитель.

Корабли на протяжении веков

Наиболее разительные перемены в конструкции как торговых, так и боевых кораблей произошли в течение последних 200 лет. С III тысячелетия до н.э. до начала XIX в. н.э. корабли приводились в движение только с помощью весел и парусов

3000 г. до н.э.: первый известный корабль — древнеегипетское тростниковое судно.

1180 г. до н.э. первый известный военный корабль — древнеегипетская боевая галера.

150 г. н.э.: древнеримское торговое судно — использовалось для торговых плаваний внутри империи.

850 г. н.э.: ладья викингов — появление клинкерного корпуса.

1490 г.: испанская каравелла — появление корпуса типа «каравелла» с тремя мачтами.

1570-1620 гг.: создание галеона с бортовой артиллерией ставшего ведущим боевым кораблем.

1802 г.: шотландский корабль «Шарлотта Дандэс» стал первым действующим пароходом.

1859 г.: создание броненосцев — на «Мониторе» (построен в 1862 г.) впервые установлены вращающиеся бронированные башни.

1897 г.: британский корабль «Турбиния» стал первым судном с газотурбинным двигателем.

1906 г.: военный корабль «Дредноут» имел совершенно новую конструкцию, позволявшую разместить на борту 10 тяжелых пушек.

1923 г.: вступают в строй первые авианосцы, британский «Гермес» — один из них.

1920-1930 гг.: создание комфортабельных лайнеров, самым большим из которых был «Куин Мэри» (построен в 1934 г.).

1960 г.: создание военных кораблей с управляемыми ракетами на борту.

1990 г.: судно на воздушной подушке «Грейт Бритэн» — самый большой многокорпусный скоростной паром в мире.

Рыбопромысловый флот

Во времена Советского Союза именно в нашей стране был создан первый в мире рыбопромышленный флот.

Вскоре рыбная промышленность стала процветать в стране, чему способствовало тотальное техническое перевооружение. В частности, активно начали осваиваться Охотское и Баренцево море.

Если в 1950 году общий улов составлял около 1,5 млн тонн в год, то уже к 1970 году вырос почти до 7,5 млн тонн.

В 80-е годы в СССР добывали 14 млн тонн рыбы, экспорт морепродуктов осуществлялся на 4,5 млрд долларов. После развала Советского Союза отрасль оказалась в упадке. Только в последнее время можно наблюдать некоторое восстановление, которое пока идет не самыми активными темпами. В 2022 году впервые со времен СССР удалось достичь объема вылова в 5 млн тонн рыбы в год.

Корабли Древнего Египта

«Я приказал создать в устье Нила прочную стену из боевых кораблей и галер… для врага была приготовлена сеть, способная поглотить его».

Фараон Рамсес III. Надпись на памятнике в честь победы при Мединат-Хабу.

Древний Египет был ведущей в мире морской державой, располагавшей грузовыми судами для торговли и боевыми кораблями для войны. Первые египетские парусные суда строились из папирусного тростника, однако к 2500 г. до н.э. в Египте появились изящные речные суда и корабли из кедра — дерева, завезенного из Ливана. Самым древним из обнаруженных судов является построенная из кедра похоронная барка фараона Хеопса, создателя великой пирамиды. Защищаясь от нападений «людей моря» с помощью флота боевых галер, фараон Рамсес III одержал в 1180 г. до н.э. победу в первой известной в истории морской битве. Рисунки с изображением сцен битвы на стенах храма Рамсеса III в Мединат-Хабу доказывают, что она была выиграна не только таранными атаками, но и рукопашными схватками при абордаже и захвате вражеских кораблей. Такая тактика морского боя оставалась основной на протяжении следующих 3000 лет, пока в XIX в. не стали применяться дальнобойные орудия и разрывные снаряды.

Папирусный тростник, росший вдоль Нила, являлся основой для производства бумаги в Древнем Египте. Но связанные из тростника плотные пучки использовались также для строительства первых морских парусных судов. Такие суда создавались свыше 5000 лет назад.

Как на земле, так и в море основным оружием египтян были луки и стрелы для стрельбы на расстояние, копья, дубины, булавы мечи и легкие топорики из бронзы. Таран представлял собой выступающее вперед продолжение киля судна, имевшее, как правило, тяжелый бронзовый наконечник в виде головы животного.

Египетские кораблестроители создавали корпуса судов путем скрепления коротких планок в деревянными колышками. Между бортами корпусов закреплялись поперечные балки. На них укладывались палубные доски, и матросы вместе с отрядами лучников жили и работали на такой палубе. Соединения (швы) внешних досок законопачивались, их делали водонепроницаемыми, затыкая пропитанными маслом стеблями папирусного тростника.

Лишь более чем через 1300 лет после того, как похоронная барка фараона Хеопса была аккуратно разобрана на части и похоронена вместе с ним для использования в загробном мире, египтяне одержали свою первую победу в битве на море. В мемориальном храме Рамсеса III в Мединат-Хабу имеются рисунки, детально изображающие эту битву. На них показано, как египтяне разбивают флот «людей моря». Сражение происходило в устье реки Нил. Египтяне сумели выиграть его, протаранив и потопив несколько вражеских кораблей и взяв на абордаж остальные.

Древний Рим и Византия

Рим и Византия – могучие державы, которые славились своими шикарными суднами. Они отправлялись в далекие странствия и успешно преодолевали большие расстояния.

Основным новшеством этого времени были так называемые римские галеры и византийские дромоны. В их конструкции использовалось не только дерево, но также металл и ткани, медные элементы, не подверженные коррозии от взаимодействия с водой.

Корабли имели несколько этажей и целую армию гребцов, которым приходилось орудовать огромными веслами в сотни килограмм. Их построение проводилось не интуитивно, а с использованием многих наук и конкретных прикладных знаний.

Древнегреческие корабли

«В бушующем море они не могли убрать вест, и из-за этого кормчим было еще труднее управлять судами. Афиняне атаковали, потопили один из адмиральских кораблей, а затем продолжали уничтожать все встречавшиеся им на пути суда».

Тацит. История Пелопоннесской войны.

Древние греки усовершенствовали боевые галеры и создали свои триремы, что означает «три весла». В течение периода ослабления Египта и его последующего захвата Персией в 525 г. до н.э. новой крупной морской силой стали финикийцы. Ими были созданы биремы, на которых устанавливалось по два ряда весел на каждом борту вместо одного ряда, применявшегося египтянами. К 500 г. до н.э. греки добавили на эти суда третий ряд весел и создали более быстроходный грозный морской флот. Триремы выходили в патрульное плавание в море под парусами и патрулировали по нескольку сот километров, пока не обнаруживали неприятеля. В этот момент мачты и паруса опускались, и за дело принимались гребцы, направляя трирему на таран вражеского судна с целью его потопления. В 480 г. до н.э. флот трирем Афин и Спарты успешно отразил нападение на Грецию Персии. В сражениях было потоплено свыше 200 персидских кораблей, в то время как греки потеряли менее 40 судов. Позже, во время Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой (431-404 гг. до н.э.), происходило много морских битв между флотами трирем. Окончательную победу на море одержали спартанские триремы.

Над тараном с бронзовым наконечником возвышался изящно изогнутый форштевень. На носу было нарисовано «всевидящее око» — один из древнейших в истории мореплавания символов удачи. Считалось, что оно направляет корабль по верному пути и благополучно приводит его обратно в гавань. Такое «око» имеется на рисунках древнеегипетских кораблей (2400 г. до н. э.). И в наше время оно наносится на рыболовные суда многих стран.

На триремах находились тяжеловооруженные пехотинцы, которых называли гоплитами. Вооруженные копьями и мечами, они могли сражаться как на земле, так и на боевых кораблях в море.

Капитан триремы, называвшийся триерархом, командовал судном со своего места на корме. Рядом с ним находились воины и командиры, а перед ним — рулевой. Капитан постоянно следил, чтобы у гребцов оставались достаточно сил для наращивания скорости при таранной атаке.

На протяжении столетий учеными велись споры о том, как на самом деле была организована гребля на триремах. И лишь после создания копии триремы в 80-х гг. XX в. и ее компьютерного моделирования эта загадка была разрешена. Трирема приводилась в движение 170 гребцами, по 85 на каждом борту. Весла 31 транита на верхнем ряду не соприкасались с веслами двух нижних рядов, так как опирались на выносные уключины (аутригеры) по бортам судна. Под ними находились 27 зигитов среднего ряда и 27 таламитов нижнего ряда.

Гребля на триреме требовала хороших навыков. Концы весел находились всего лишь в 30 сантиметрах друг от друга, и трудность этой работы состояла еще в том, что только гребцы верхнего ряда могли видеть воду.

Авианосцы побеждают линкоры

В ходе флотских маневров в 1930-е гг. самые большие в мире американские авианосцы «Лексингтон» и «Саратога» отрабатывали задачи разведки, хотя в составе их авиагрупп имелись торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики. Авианосцы решили использовать и в качестве рейдеров – истребителей торговых судов противника, игнорируя старую истину: корабль, сочетающий в себе две функции, не справится ни с одной из них. Американские, японские и германские авианосцы должны были с помощью палубных самолётов искать жертвы и топить их огнём крупнокалиберных пушек. Вторая мировая война доказала неосуществимость данной задачи.


Разгром американского флота в Пёрл-Харборе

Несмотря на низкое качество палубной авиации Британии, именно ей принадлежат лавры первой успешной атаки неприятельских кораблей в базе: в 1939 г. устаревшие бипланы-торпедоносцы «Свордфиш» с британских авианосцев потопили или повредили четыре итальянских линейных корабля, находившихся в военно-морской базе Таранто. Опыт этой операции использовала Япония.

7 декабря 1941 г. десятки японских торпедоносцев, пикировщиков и истребителей с ударного авианосного соединения адмирала Т. Нагумо появились над американской военно-морской базой Пёрл-Харбор на Гавайских островах, где стоял тихоокеанский линейный флот США – восемь мощных линкоров. Менее чем за час эта армада была разгромлена: один линкор взлетел на воздух от попадания бомбы в пороховой погреб, один перевернулся и лёг на борт, остальные потоплены на мелководье. Во время атак на корабли истребители из японского эскорта носились над американскими аэродромами, расстреливая не успевающие взлетать самолёты. Эта победа была ценой потери полусотни японских самолётов. Так авианосец доказал свою боевую ценность в качестве ударной единицы.


«Ямато» – самый мощный линкор мира

Первое в истории сражение на море началось 4 июня 1942 г., в его ходе корабли противоборствующих сторон так и не увидели друг друга. Японское элитное соединение авианосцев выдвинулось к атоллу Мидуэй в Тихом океане. За авианосцами двигались корабли эскорта, в том числе самый мощный линкор мира «Ямато», и транспорты с десантом. Грозной армаде противостояли три американских авианосца. Казалось, удача благоволит японцам: тяжёлые американские бомбардировщики, бросавшие бомбы с больших высот, не причинили их эскадре вреда. Но эскадрилья американских торпедоносцев была сбита на подлёте к цели. Далее произошло невероятное: американские пикировщики выскочили из облаков, в то время как на палубах японских авианосцев самолёты готовились к взлёту, и три корабля превратились в плавучие костры. Американцы, собрав сводную группу, ударили по четвёртому японскому авианосцу. В ходе Мидуэйского боя японский флот лишился и костяка своих авианосных сил, и лучших лётчиков.

Древнеримские корабли

«Команда корабля была похожа на армию. Мне сказали, что это судно может вместить столько зерна, что его хватит для всех жителей Афин на целый год. И все это богатство корабля находится в руках одного маленького старого человека, который управляет огромными рулями при помощи румпеля толщиной не более обычной палки». — Лукиан

Греческий писатель Лукиан написал эти слова в 150 г. до н.э. Он описывал древнеримский торговый корабль, стоявший в порту Афин, которые в то время входили в состав Римской империи. Такие корабли были прочны и хорошо подходили для морских плаваний. На них перевозились различные грузы, а на самых крупных из них на корме имелись пассажирские каюты, в которых могли разместиться более 250 человек. В основном это были заключенные или рабы, закованные в кандалы и соединенные цепями. Так как эти суда редко плавали во время штормовых зимних месяцев, команда обычно спала на палубе.

На корме древнеримских торговых судов имелся высокий изогнутый ахтерштевень, который венчала грациозная голова лебедя или гуся. Как и на подобных кораблях более поздних веков, такое украшение было окрашено и позолочено.

Римская империя во многом зависела от морской торговли. Торговые флоты плавали по Средиземному морю, вдоль Атлантического побережья Испании и Франции, а также через пролив Ла-Манш.

Часто в грузовых трюмах древнеримских кораблей, перевозивших зерно, скапливалось огромное количество крыс. Они являлись переносчиками чумы и способствовали распространению этой болезни. Так, в 166 г. н.э. в Римской империи началась эпидемия чумы, завезенной с Ближнего Востока.

Продовольствие доставлялось в Рим и другие города по морю. Египет являлся важнейшим поставщиком кукурузы для Римской империи. Зерно перевозилось в мешках, а оливковое масло — в глиняных амфорах.

Преуспевающие торговцы и банкиры были самыми богатыми людьми в Римской империи. Многие из них заработали целые состояния, доставляя жизненно важные для империи грузы. Они жили в роскоши и имели огромную власть, так как даже императоры были вынуждены брать у них деньги в долг. Некоторые богатые торговцы становились Римскими императорами, используя свое богатство для получения поддержки воинов империи.

Из Африки и Ближнего Востока в крупные города империи доставлялись дикие животные, например пантеры и львы. Они переправлялись в амфитеатры для участия в развлекательных боях. В портах клетки с дикими животными разгружали рабы.

Торговый корабль II в. н.э. был длиной 55 метров, шириной 14 метров и высотой 13 метров от киля до палубы. Голова лебедя символизировала египетскую богиню Изиду, защитницу моряков, и часто украшала корабли. Корабль приводился в движение при помощи большого квадратного паруса.

Средиземноморское судно 8-9 века

Когда викинги начали заплывать в акваторию Средиземного моря в 700-800 годах, то они обнаружили, что местные корабли не используют прямоугольный парус с рейками, заменив их скошенными, треугольными вариантами. В то время такие корабли северяне начали называть латинскими, как и все, что относилось к южной половине Европы. Никто не может сказать, кто именно создал парус такой формы, но считается, что их впервые начали использовать в Греции и Римской империи. Его удобство заключалось в повышенной маневренности, что имело большое значение во время плавания среди небольших островов, коих много в данной акватории. Кроме того, косой парус обеспечивал достаточную скорость движения при использовании ветров бокового направления.

Здесь нарисован каботажный корабль, используемый в 800 годах. Он обладает срезанным штевнем, а на палубе имеется лишь одна, наклонная в сторону форштевня, мачта. Для управления использовалась 2 весел.

Ганзейские коги

«Будучи опытными моряками и отличными стрелками, французы быстро подготовили свои корабли и пустили в авангард захваченный ими у англичан в том ж году ког «Кристофер» с большим отрядом генуэзских арбалетчиков на борту, которые должны были защищать корабль и не давать покоя англичанам».

Жан Фруассар. Хроники. 1340 год

Около 1250 г. в Европе появился новый вид судна. Его назвали «ког», хотя он имел много общего со строившимися ранее кораблями. Подобно ладье викингов, у кога был корпус клинкерного типа, одна мачта и квадратный парус. Но имелись и существенные отличия. У кога был прямой киль, грузовой трюм под палубой и шарнирный руль управления.

Эти корабли использовались в крупных городах Северной Германии, которые входили в состав торгового объединения, известного под названием Ганзейский союз. Вследствие этого их корабли часто называли ганзейскими когами. Данными судами европейские товары перевозились до начала XV в. Во время войн на них также перевозились войска, а два их «замка» служили боевыми платформами для лучников и арбалетчиков.

Рулевой кога управлял судном с помощью румпеля — деревянного бруса, закрепленного в верхней части руля. Этот способ был намного эффективней, чем управление рулевым веслом, и представлял значительный прогресс в конструировании кораблей.

В 1330 году английские дальнобойные лучники обеспечили победу в битве при Слайзе, знаменитом морском сражении с французским флотом. Они выпускали «тучи смертоносных стрел» с «замков» на корме и носу когов, заполненных солдатами.

Во время боя в море тихоходные коги не шли на таран. Вместо этого ког старались подвести ближе к вражескому кораблю, обстреливая его палубы из луков и арбалетов. Затем солдаты брали неприятельское судно на абордаж и захватывали его после рукопашной схватки. Иногда солдаты бросали по ветру тучи негашеной извести, ослепляя таким образом неприятеля, — тактика варварская, но эффективная. «Бои в море всегда более жестоки, чем на земле, так как отступление и бегство здесь невозможно, — писал Жан Фруассар в XIV в. — Каждый человек должен рисковать своей жизнью и надеяться на успех, полагаясь на свои храбрость и умение».

Массивные грузовые палубы кога позволяли устанавливать как минимум один брашпиль — ворот или лебедку — для поднятия тяжелых грузов. Он обычно устанавливался на палубе полуюта или на главной палубе. Брашпиль состоял из цилиндрического барабана с намотанными на него канатами. Его использовали для поднятия тяжелых рей или мачт, на которых крепились паруса, а также для загрузки и разгрузки трюма.

Судно Этрусков 4 век д.н.э.

В центре Италии было найдено древнее капище 400 годов до нашей эры. Там обнаружили несколько надгробий с рисунками, изображающими корабли этрусков. По своей форме они очень походили на финикийские суда, однако было и ключевое отличие, заключающееся в сильном изгибе штевней. Аналогично кораблям викингов, весла пронизывались непосредственно в борт, что позволяло гребцам находиться ближе к воде и более эффективно выполнять свою функцию. Люди находились под защитой, опять же, бортов. Отверстия для весла было снабжено рукавом из кожи, что снижало негативный эффект трения. Для изменения направления использовалось весло, оборудованное поперечным румпелем, который устанавливался с обратной стороны корпуса по правой стороне. Мачта находилась в центре, и к ней крепился прямоугольный парус и один рей. На верхнем поясе обшивки наносился узор, изображающий морскую волну, а на корпусе он напомнил листья. Ахтерштевень с обоих направлений защищался боевыми щитами, а заканчивался изображением рыбьего хвоста. Аналогичная защита применялась и на топе форштевня. В передней части корабля имелся проемболон, напоминающий баранью голову и служивший защитой от вражеского тарана. Собственный таран выполнялся из металла и располагался близко к линии воды. Этрусские судна были достаточно широкими, обладали высокими бортами, что позволяло им комфортно бороздить просторы Средиземного моря.

Боевые корабли XVII века

«Наше положение плачевно. Корабль наш сильно поврежден, приближается зима, запасы продовольствия заканчиваются и портятся, матросы болеют от несвежей воды и пищи, которая уже два месяца готовится в соленой воде».

Рапорт адмирала Роберта Блейка Оливеру Кромвелю. Август 1655 г.

С 1570 по 1620 г. самым мощным типом военных кораблей в мире стал галеон. Он был вооружен батареями орудий, установленных для бортового огня через порты, вырезанные в бортах судна. На протяжении последующих 50 лет галеон развился в двух- и трехпалубный военный корабль, несущий 100 и более орудий, водоизмещением свыше 2000 тонн и с командой численностью более 800 матросов и солдат. Эти крупные и красивые корабли представляли собой настоящие произведения искусства, сверкая позолотой и яркими красками. Однако, как видно из приведенного выше рапорта, жизнь на борту такого судна была очень суровой.

Командир имел полную власть на корабле, однако нередко он полагался на шкипера, более опытного и подготовленного морехода, командовавшего матросами. На борту судна находились также канониры, солдаты и мастера-ремесленники. Чистоту на галеоне должен был поддерживать юнга.

При сближении галеона с кораблем противника по его палубам открывался смертоносный огонь крупной картечью из легких вращающихся орудий, установленных на леерах. На более ранних галеонах находились отряды лучников. Хотя они в основном сражались на суше, но в случае необходимости также могли встать на защиту своего судна.

Преимущество корабля в бою зависело от того, насколько быстро можно было перезаряжать его орудия и вести огонь. После каждого выстрела дуло орудия нужно было прочистить от тлеющих остатков влажным банником, зарядить орудие порохом и ядром и выкатить его вперед. Самые тяжелые орудия обслуживались командами по 10 и более канониров.

В местах соединения секций матч устанавливались круглые платформы под названием «топы», которые облегчали работу матросов на высоте. Они также служили в качестве постов для впередсмотрящих и стрелков-снайперов.

Управлял кораблем рулевой с помощью рукоятки — гандшпуга. Так как гандшпуг находился ниже палубы, рулевой не мог видеть, куда направляется судно. Он должен был выполнять команды палубного офицера, которые выкрикивались ему через люк. Получив приказ командира на изменение курса, рулевой толкал гандшпуг в сторону, руль отклонялся, и корабль совершал поворот.

Большой королевский корабль «Кронан» флагманского типа был построен для демонстрации богатства и мощи короля и государства. Снаружи, даже вокруг орудийных портов, он был украшен богатой резьбой. Английский галеон «Хозяин морей», спущенный на воду в 1637 г., был покрыт таким количеством золотых пластин, что враги называли его «золотой дьявол». Тем не менее при хорошем уходе они служили дольше, чем современные военные корабли.

Флаги показывали, к какой стране относится судно и кто им командует. С 1650 г. флаги стали использовать для передачи сообщений другим судам того же флота.

Ссылки [ править ]

Сноски [ править ]

  1. ^ a b «Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву. Часть II, подраздел C» . Организация Объединенных Наций
    . Проверено 28 июня 2015 года .
  2. Уинфилд, Риф; Робертс, Стивен С. (30.10.2017). Французские военные корабли в эпоху парусов 1626–1786 гг . Pen & Sword Books Limited. ISBN 9781473893535.
  3. Перейти
    ↑ Bacon 1901 , p. 246.
  4. Даль 2001 , стр. 51.
  5. Анон. 1904b , стр. 27.
  6. Перейти
    ↑ Lyon 2005 , p. 80.
  7. Перейти
    ↑ Lyon 2005 , p. 97.
  8. Перейти
    ↑ Siegel 2002 , p. 181.
  9. Перейти↑ Armi da Guerra
    , De Agostini, Novara, 1985.

Пароходы

«Может, показаться, что постоянный прогресс в результате соединения железа и пара был прогрессом неограниченным. Однако пример с пароходом «Грейт Истерн» напоминает о том, что за все приходится расплачиваться».

Энтони Бертон. Расцвет и упадок британскою судостроения.

К 30-м гг. XIX в. на парусных судах начали устанавливаться паровые двигатели для усиления их мощности в океанских плаваниях, однако они были способны пригашать на борт лишь небольшое количество угля. Британский инженер Исамбард Киндом Бранел, сконструировавший пароходы «Грейт Вестерн» (1837 г.) и «Грейт Бритен» (1843 г.), взялся за создание еще большего парохода из металла. Таковым стал «Грейт Истерн», который был способен принимать на борт количество угля, достаточное для плавания в Индию и Австралию. Он был спущен на воду в 1858 г.

Оснащенный парусами, гребными колесами и кормовым винтом, этот гигантский пароход был способен принять на борт 4000 пассажиров и 6000 тонн грузов. До 90-х гг. XIX в. он являлся самым крупным кораблем в мире, однако имел массу недостатков и оказался непригодным для пассажирских перевозок. Хотя «Грейт Истерн» успешно проложил первый телеграфный кабель через Атлантику в 1866 г., уже в 1888 г. он был отправлен на металлолом.

Пароход «Грейт Истерн» имел два огромных гребных колеса диаметром 17 метров каждое. Они добавляли почти 11 метров к общей ширине судна и при ходе под парусами становились мощными тормозами, резко снижавшими его скорость.

Каждое огромное гребное колесо «Грейт Истерна» приводилось в движение большим двухцилиндровым двигателем. Вибрирующие цилиндры приводили в движение гребные колеса через коленчатые валы, которые двигались по большому кругу. Вместе с массивным поршнем и шатуном каждый цилиндр был весом почти 30 тонн. Весь этот огромный двигатель с его неконтролируемыми вращающимися кривошипами и муфтами с самого начала оказался обременительным, опасным и чрезмерно шумным.

Массивный четырехлопастный гребной винт на корме был шириной 7 метров и весил свыше 36 тонн. Он приводился в движение четырехцилиндровым двигателем, расположенным в отдельном машинном отсеке. Каждый из цилиндров в случае необходимости мог работать независимо от других.

Единственным в мире кораблем, способным нести достаточное количество кабеля (4022 км, вес 4673 тонн) для укладки на морское дно через Атлантику от Ирландии до Ньюфаундленда, был «Грейт Истерн». Эта задача была выполнена в июле 1866 г.

Голландский флейт 16 век

Первый такой корабль появился в 1595 году на территории Голландии, точнее – город Хорн, считающийся центральной судостроительной верфью. Создатели решили использовать соотношение длины к ширине 4:1 или 6:1. Это было необходимо, чтобы появилась возможность двигаться под острым градусом к ветру. Здесь впервые начали использовать стеньги, хотя сами они появились еще в 1570 году. Мачта использовалась очень высокая, на несколько метров больше, нежели общая корпусная длина. В противовес этому было решено использовать маленькие реи. Это позволило использовать небольшие, по ширине, паруса, которые были очень удобные в обслуживании, а следовательно – экипажа мог состоять из меньшего количества человек. Прямоугольные паруса использовались на фок-мачте, грот-мачте, к которым также крепились марсели. Крюйсель удерживался на бизань-мачте. Бушприт оборудовался блиндом, а в некоторых случаях использовался бом-блинд. На данных судах было и еще одно нововведение – штурвал. Представители XVII века обладали длиной в 40 метров и шириной в 6.5 метров. При этом осадка находилась на уровне 3.5 метра, а перевозить корабль мог до 400 тон груза. Чтобы отбиваться от противников или нападать могли использоваться до 20 орудий. Общий состав экипажа включал в себя от 60 до 65 членов. По своим мореходным параметрам, флейт находился в числе первым, поэтому использовался как для транспортировки грузов, так и во время боевых действий. Их господство продлилось вплоть до XVIII века.

Броненосцы

«Наша единственная надежда, наш единственный шанс на спасение — это Монитор».

Гидеон Уэллс, министр ВМФ США. 1862 г.

К концу 1830 г. для деревянных парусных кораблей возникла новая угроза — разрывные снаряды вместо ядер. Деревянные корабли были не способны выдержать такой обстрел. Требовалась бронированная защита, и в результате в 1860 г. французский и британский ВМФ создали новые военные корабли, защищенные броней, — броненосцы. Первым из них был французский пароходный фрегат «Глуар», имевший бронированный «пояс» над ватерлинией. За ним последовал британский полностью бронированный «Уорриор», Во время Гражданской войны в Америке (1861-1865 г.) пароходные броненосцы впервые встретились в бою. Южане построили «Мерримак», а северяне ответили строительством «Монитора» (показан ниже на рисунке) с вращающейся бронированной башней. Жизнь на этих кораблях была крайне тяжелой. В 1862 г. они провели между собой сражение у побережья штата Виргиния, расстреливая друг друга на близком расстоянии в течение 2 часов. Ни один из них не смог пробить броню другого, и сражение закончилось вничью. Так была открыта новая эра в стратегии морского боя.

Для поражения бронированных кораблей требовались бронебойные снаряды. «Мерримак» вступил в бой неподготовленным, он вел огонь не бронебойными, а разрывными снарядами. «Монитор» же стрелял уменьшенными пороховыми зарядами, поэтому большинство из них просто отекай шали от наклонной брони «Мерримака».

Всего за 4 месяца «Монитор» был построен и готов к спуску на воду в январе 1862 г. Многие специалисты сомневались, что он вообще сможет оставаться на плаву. Чтобы доказать свою правоту, конструктор этого корабля Джон Эриксон сам находился на палубе во время спуска «Монитора» на воду в Нью-Йорке.

Корпус «Уорриора» (1861 г.) имел изнутри бронированный пояс на тиковой древесине. У «Монитора» (1862 г.) был плоский корпус, расположенный глубоко в воде, что уменьшало возможность его поражения неприятелем. Броненосец «Баффель» (1868 г.) имел еще более укрепленный корпус с закругленным днищем, что позволяло ему легче справляться с морским волнением.

Орудийная башня «Монитора» имела в ширину 6 метров и в высоту 3 метра. Она была вращающейся, поэтому орудия могли вести огонь в любом направлении без поворота корабля в сторону цели. Однако орудийный расчет не имел возможности наружного наблюдения и часто допускал ошибки при вращении башни. Кроме того, отсутствовала система ведения в корректировки орудийного огня. Впоследствии была сделана неподвижной, а орудия -заправлялись на цель путем поворота судна.

Конструкция «Монитора» позволяла выдерживать попадания снарядов того времени, и самому поражать вражеские корабли. Его корпус состоял из двух частей: подводная часть была длиной 38 метров, бронированная надводная часть корпуса из тикового дерева — 52 метров.

Два орудия «Монитора» имели стволы диаметром по 28 см. Огонь из них велся 60-килограммовыми снарядами на расстояние около 2 км. Однако до сражения 1862 г. они не были проверены на полную мощь. Канонирам отдали приказ использовать заряды половинной мощности. У «Мерримака» было десять орудий: по четыре на каждом борту и по одному на носу и корме. Наибольшей опасности подвергались те члены обоих экипажей, которые во время артиллерийского обстрела находились вблизи броневой обшивки.

Металлические листы броненосцев соединялись заклепками, что было новым методом в судостроении. Раскаленные заклепки вставлялись в просверленные в листах отверстия и расклепывались молотком. Орудийная башня «Монитора» состояла из восьми склепанных слоев железных листов толщиной 2,5 см.

Торпедное оружие

Впервые термин «торпеда» был применён к несамоходным плавающим минам, которые ставились на фарватерах американских рек во время Гражданской войны. В составе многих флотов имелись также минные катера, вооружённые шестовыми минами. Такую мину, укреплённую на длинном шесте, необходимо было приблизить к борту вражеского корабля, который при этом нещадно обстреливал крошечное судёнышко, и замкнуть электрическую цепь взрывателя. Во время последней Русско-турецкой войны русские минные катера добились выдающихся успехов на Дунае в борьбе с турецким судоходством, в основном благодаря героизму своих экипажей. Но всем было ясно, что будущее – за самоходными подводными минами, которые изобрели независимо друг от друга русский инженер И. Ф. Александровский и англичанин Р. Уайтхэд.


Минный катер «Бычок» с двумя шестовыми минами

Изобретение Александровского развития не получило, а торпеда Уайтхэда была успешно испытана в 1866 г. Вскоре было налажено производство торпед. А затем появились миноносцы – корабли, для которых торпеда стала главным оружием. Миноносец нёс два варианта торпедных аппаратов – неподвижные, стрелявшие прямо по курсу, и многотрубные, поворотные, которые стреляли вбок. Выпущенная из аппарата торпеда включала двигатель, который вращал винты, и, выдерживая курс и глубину хода, она устремлялась к цели. При ударе о борт вражеского корабля срабатывал взрыватель, и торпеда проделывала в подводной части корабля опасную пробоину, заделать которую в море было почти невозможно.

Миноносец был лёгок, маневренен и быстроходен: он должен был догонять корабли противника, уклоняться от обстрела, выходить на рубеж торпедного залпа и выпускать торпеды. Первым успехом нового класса кораблей была атака японскими миноносцами русской эскадры на рейде Порт-Артура в 1904 г. Для эффективного применения торпед миноносцы должны были действовать сообща, эскадрой. Вскоре к названию этих кораблей добавилось слово «эскадренный», а для краткости их стали именовать эсминцами. Для ведения эскадры эсминцев в атаку строились крупные корабли – лидеры эсминцев с усиленным артиллерийским вооружением.


Эскадренный миноносец «Москвитянин»

Со временем к арсеналу вооружения эсминцев добавились глубинные бомбы для борьбы с подлодками. Во Второй мировой войне эта функция стала для эсминцев главной. С некоторых кораблей этого класса снимали торпедные аппараты, чтобы поставить бомбосбрасыватели и бомбомёты. Сегодня эсминец — мощный боевой корабль с ракетно-артиллерийским вооружением, противолодочными торпедами, мощными гидрофонами и вертолётами для поиска подводных лодок и радиолокаторами, которые наблюдают за водной поверхностью и воздухом. Название сохранилось как дань традиции.

Наследники минных катеров – торпедные катера. Эти сверхскоростные небольшие суда, получившие название «москитный флот», несли по две–четыре торпеды и лёгкое ствольное оружие. Они использовались во внутренних морях.

Боевые корабли первой мировой войны

«Как только германские корабли стали один за другим появляться из тумана, все британские линейные корабли, имевшие перед собой чистое пространство, открыли по ним смертоносный огонь. Германский адмирал, знаменитый фон Кёнигс, увидел огненные вспышки по всему горизонту, насколько хватало взгляда. На немецкие корабли обрушился шквал снарядов».

Уинстон Черчилль. Мировой кризис.

В начале XX в. большую опасность для линейных кораблей стали представлять торпеды, выпускавшиеся с быстроходных судов. В результате в 1906 г. появился британский «Дредноут», вооруженный десятью тяжелыми орудиями и способный двигаться быстрее любого другого линкора. Военно-морские флоты других стран также начали строить подобные корабли, и в начале первой мировой войны у Великобритании было 20 судов класса «Дредноут», а у Германш — 14. Между этими двумя военными флотами произошло только одно морское сражение — Ютландская битва в 1916 г. Исход ее остался неопределенным: британский флот понес больше потерь в живой силе и потерял больше кораблей по водоизмещению, а меньший германский флот отступил на свои базы и больше никогда не предпринимал попыток выйти на другое сражение.

К 1880 г. прогресс в развитии паровых двигателей привел к тому, что военным кораблям больше не требовались мачты и паруса. Линейные корабли стали крупными, тяжело бронированными пароходами с мощными дальнобойными орудиями. Это были орудия с затворным механизмом, т. е. снаряды заряжались в них с казенной части. Таким образом, орудийный расчет мог вести огонь изнутри бронированной башни.

Входе первой мировой войны для передачи сигналов продолжали использовать флаги. Они применялись д ля передачи сообщений между боевыми кораблями и для направления маневров флота. Каждым флагом обозначалась буква или зашифрованное слово.

Снаряды и пороховые заряды подавались в орудийную башню снизу, из погреба боеприпасов, размещенного под ватерлинией. Двое канониров заряжали орудие, а двое других держали наготове следующие заряд и снаряд. Все заряжающие носили длинные перчатки и капюшоны для защиты кожи от огневой вспышки при выстреле из орудия. «Дредноут» мог давать залп из восьми орудий. Это означало, что восемь из его десяти крупных орудий могли одновременно стрелять в одном и том же направлении.

Матросы должны были также хорошо владеть стрелковым оружием, поэтому с ними регулярно проводились учебные стрельбы. Хотя крупные дальнобойные орудия боевых кораблей не позволяли другим кораблям приблизиться к ним на расстояние ружейного выстрела, тем не менее матросы должны были уметь в случае необходимости воевать и на суше.

Радиосвязь — важнейшая новая технология в годы первой мировой войны. Она позволила адмиралтействам и правительствам поддерживать беспроводную связь со своими флотами в море и прослушивать радиосообщения своих противников. Вначале сообщения по радио передавались азбукой Морзе (буквы алфавита обозначались точками и тире), однако позже была изобретена система для голосовых сообщений.

Хотя новые мощные газотурбинные двигатели придавали дредноутам первой мировой войны высокую скорость, их котлы нагревались углем. Самые крупные линейные корабли принимали в свои бункеры, расположенные по бортам, свыше 3650 тонн этого топлива.

Тяжелую и неприятную работу выполняли кочегары машинного отделения, которым приходилось не только поддерживать огонь в топках, но и перекладывать уголь в бункерах так, чтобы корабль сохранял ровное положение на воде. После загрузки угля весь корабль покрывался черным щебнем и пылью.

Охотник и разведчик

Слово «крейсер» происходит от голландского «крейцер», что означает «крест». Одной из основных задач этого класса кораблей – наследников парусных фрегатов – была «война на перекрещивающихся курсах», перехват неприятельской морской торговли. Кроме того, крейсера должны были служить не только авангардом эскадры линкоров, но и её глазами и ушами: тогда ещё не была изобретена радиолокация, крейсера высылались вперёд: разведывать тактическую обстановку, обнаруживать и отслеживать перемещения кораблей противника. В бою крейсера должны были вести артиллерийскую дуэль с противником и отражать нападения эсминцев и «москитного флота». Именно поэтому в классе крейсеров имелось большое количество подклассов.


Крейсер «Аврора»

Лёгкие крейсера служили в основном для разведки перед эскадрой. Обладая высокой скоростью и большой дальностью плавания, они несли лёгкое вооружение и тонкую броню. Дополнительной защитой служил запас угля, располагавшийся в ящиках – бункерах вдоль бортов. В английском флоте такие крейсера именовались «скаутами» (разведчиками). Более тяжёлые собратья скаутов по классу – броненосные и бронепалубные крейсера – служили как для истребления торговых судов противника, так и для боя в составе эскадры. У броненосных крейсеров броня располагалась вертикально.

У бронепалубных крейсеров внутри корпуса была скрыта так называемая карпасная броневая палуба, по форме напоминавшая панцирь черепахи. Именно к бронепалубным крейсерам относится и знаменитая своим выстрелом в октябре 1917 г. «Аврора», находящаяся в г. Санкт-Петербурге на вечной стоянке. К началу Второй мировой войны классификация крейсеров изменилась, теперь они подразделялись на лёгкие и тяжёлые, но задачи у них остались, в общем, прежними.


Крейсер «Красный Крым»

И наконец, особняком стоит класс линейных крейсеров, изобретённый английским адмиралом – новатором Дж. Фишером. По его замыслу в эскадру линкоров должны были входить более быстроходные корабли с вооружением, как у линкора, но с более лёгким бронированием. Они должны были действовать в авангарде основной эскадры, составляя её маневренную часть и ведя бой в одном строю с линкорами. В Ютландском бою встретились британские и германские линейные крейсера, и вот тут-то и выяснилось, что пренебрежение к защите очень дорого стоит. Германцы при строительстве линейных крейсеров снизили калибр их орудий, но сохранили отличную бронезащиту и боевую живучесть. Меньший калибр пушек с лихвой компенсировался отличной подготовкой германских артиллеристов. В результате три британских линейных крейсера взлетело на воздух от взрывов боевых погребов уже в самом начале боя. А германцы в этом бою лишились только одного корабля этого класса, который при отступлении было решено затопить из-за того, что он потерял ход.

К началу Второй мировой войны линейные крейсера сохранились как класс, но претерпели изменения. В результате серии модификаций и перестроек они превратились в быстроходные линкоры. Все они активно воевали.

Пассажирские лайнеры 30-х годов XX века

«Вероятно, комфортабельные трансатлантические лайнеры 20-х и 30-х гг. XX в. предоставляли своим пассажирам самое роскошное обслуживание в мире. Меню в ресторанах составляло 10 страниц и включало блюда со всех концов мира стены были украшены произведениями искусства, публику развлекали оркестры, на борту имелись спортивные залы и бассейны…»

Ч. С. Форестер. Корабли.

С 80-х гг. XIX в. вплоть до появления недорогих авиарейсов в 1960 г. самым быстрым и комфортабельным средством пересечения Атлантики являлись пассажирские лайнеры. Крупные лайнеры Европы и Америки соревновались за приз «Голубая лента Атлантики», присуждавшийся за самое быстрое пересечение этого океана. Роскошь, комфорт и обслуживание для пассажиров первого класса были лучшими в мире. Даже наименее состоятельным пассажирам третьего класса, отправлявшимся в Америку в поисках лучшей жизни, предоставлялись такие удобства, в которых они раньше никогда не жили. В 30-х гг. самыми крупными и быстроходными лайнерами своего времени были французская «Нормандия» и британская «Куин Мэри».

Свое праздничное настроение и волнение при отплытии пассажиры обычно выражали тем, что бросали с пароходов на пристань бумажный серпантин. Это было символом прощания с берегом.

Запасы продовольствия, напитков и вспомогательных материалов на один рейс «Куин Мэри» через Атлантику рассчитывались на 1432 пассажира первого класса, 1510 — второго класса и 1058 — третьего класса. Ниже приводятся их количества, а также количества материалов, использованных при строительстве этого лайнера.

Высота «Куин Мэри» от киля до верхних точек труб превышала на 10 метров факел на статуе Свободы в Нью-Йорке. Пароход «Куин Мэри» водоизмещением 82 000 тонн был самым крупным плавучим средством в истории судостроения. Его длина составляла 310 метров, ширина — 36 метров. На стене в главном ресторане «Куин Мэри» была помещена огромная карта с часами. На ней были изображены Нью-Йорк и Лондон по обе стороны Атлантики, а движущаяся модель корабля указывала его местонахождение в течение плавания.

Приглашение занять место за обеденным столом капитана почиталось за честь даже самыми богатыми и знаменитыми пассажирами. Для их развлечения также проводились балы, торжественные вечера и спортивные соревнования. Наряду с французским пароходом «Нормандия» «Куин Мэри» предоставлял пассажирам самое роскошное обслуживание по сравнению с другими лайнерами того времени.

Библейские времена

Уже в библейские времена кораблестроение было очень развито, что подтверждается многими документами и письменами тех времен, в частности, Библией. В этой книге не раз указывается на то, как многие герои повествований отправлялись в другие земли на суднах.

В эти времена преобладали парусники – прочные деревянные корабли, которые были оборудованы прочными парусами, использовавшими силу ветра для перемещения. Древнеримские суда также были в этом плане достаточно похожи.

Главными судостроителями библейских времен были племена финикийцев, которые жили на берегу Средиземного моря и вели с его помощью многие свои промыслы. История судостроения здесь очень богата и насыщена открытиями, смелыми подвигами и длительными путешествиями в далекие страны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]