Тяжёлый крейсер Admiral Scheer (Адмирал Шеер): последний удачливый рейдер

Немецкий военный корабль, 1934-45 гг.

Адмирал Шеер

в Гибралтаре в 1936 году

История
нацистская Германия
Имя:Адмирал Шеер
Тезка:Рейнхард Шеер
Строитель:Kriegsmarinewerft Wilhelmshaven
Выложено:25 июня 1931 г.
Запущено:1 апреля 1933 г.
Введен в эксплуатацию:12 ноября 1934 г.
Домашний порт:Киль
Судьба:Потоплен воздушным ударом 9 апреля 1945 года, частично сломан и захоронен.
Общие характеристики
Класс и тип:Крейсер класса Deutschland
Смещение:
  • Дизайн:
  • 13,660 т (13,440 длинных тонн)
  • Полная нагрузка:
    • 15 180 длинных тонн (15 420 т)
Длина:186 м (610 футов 3 дюйма)
Луч:21,34 м (70 футов 0 дюймов)
Проект:7,25 м (23 футов 9 дюймов)
Установленная мощность:54000 л.с. (53260 л.с., 39720 кВт)
Движение:
  • Восемь дизельных двигателей MAN
  • Два гребных винта
Скорость:28,3 узлов (52,4 км / ч; 32,6 миль / ч)
Классифицировать:9100 миль (16900 км; 10 500 миль) при 20 узлах (37 км / ч; 23 миль / ч)
Дополнение:
  • Как построен:
  • 33 офицера
  • 586 зачислены
  • После 1935 г .:
    • 30 офицеров
    • 921–1 040 зачислены
Датчики и системы обработки:
  • 1940:
  • FMG 39 G (gO)
  • 1941:
    • MG 40 G (gO)
    • FuMO 26
Вооружение:
  • Как построен:
  • 6 × 28 см (11 дюймов) в тройных башенках
  • 8 × 15 см (5,9 дюйма) в одиночных турелях
  • 8 × 53,3 см (21,0 дюйма) торпедных аппаратов
Броня:
  • главные башни : 140 мм (5,5 дюйма)
  • ремень : 80 мм (3,1 дюйма)
  • дека : 45 мм (1,8 дюйма)
На самолетах:2 × гидросамолета Arado Ar 196
Авиационные объекты:Одна катапульта

Адмирал Шеер

[ˌAtmiʁaːl ʃeːɐ̯] был
Deutschland
-класса тяжелый крейсер (часто называемый карманный линкор)который служил с Кригсмарине в нацистской Германии во время Второй мировой войны . Судно было названо в честь адмирала Рейнхарда Шеера , немецкого командующего в Ютландском сражении . Он был заложен наверфи
Reichsmarinewerft
в Вильгельмсхафене в июне 1931 года и завершен к ноябрю 1934 года. Первоначально классифицированныйРейхсмаринекак бронированный корабль (
Panzerschiff
), в феврале 1940 года немцы переквалифицировали оставшиеся два корабля этого класса в тяжелые крейсера. [а]

Корабль номинально подпадал под ограничение в 10 000 длинных тонн (10 000 т) на размер военного корабля, установленное Версальским договором , хотя при полном водоизмещении 15 180 длинных тонн (15 420 т) оно значительно превышало его. Адмирал Шеер

и ее сестры, вооруженные шестью 28-см (11 дюймов ) орудиями в двух трехорудийных башнях , были разработаны так, чтобы превосходить любой крейсер достаточно быстро, чтобы их догнать. Их максимальная скорость составляла 28 узлов (52 км / ч; 32 мили в час), поэтому лишь горстка кораблей англо-французских военно-морских сил могла их поймать и была достаточно мощной, чтобы потопить их. [1]

Адмирал Шеер

прошел тяжелую службу в немецком флоте, включая командировку в Испанию во время гражданской войны в Испании , где она бомбила порт Альмерия . Ее первой операцией во время Второй мировой войны была операция по коммерческому рейдерству в южной части Атлантического океана; она также совершила краткий набег в Индийский океан. Во время операции, она опустилась 113,223 брутто — тонн регистра (GRT) Судоходства, что делает ее самым успешным капитала корабль поверхность рейдер войны. После ее возвращения в Германию она была отправлена ​​в северную Норвегию, чтобы воспрепятствовать доставке в Советский Союз. Она участвовала в неудачной атаке на Convoy PQ 17 и проводила операцию Wunderland., вылет в Карское море . После возвращения в Германию в конце 1942 года корабль служил учебным кораблем до конца 1944 года, когда его использовали для поддержки наземных операций против Советской Армии. В марте 1945 года она переехала в Киль на ремонт, где была опрокинута британскими бомбардировщиками во время налета 9 апреля 1945 года и частично сломана; Остаток обломков был захоронен, когда внутренняя часть верфи Киля была засыпана после войны. [2]

Дизайн [ править ]

Основная статья: Крейсер типа Deutschland

Признательный рисунок адмирала Шеера

Адмирал Шеер

был 186 метров (610 футов) длиной в целом и имел пучок на 21,34 м (70 футов) и максимальной осадкой 7,25 м (23 футов 9 дюймов). Корабль имел проектное водоизмещение 13 440 длинных тонн (13 660 т) и полное водоизмещение 15 180 длинных тонн (15 420 тонн) [3], хотя официально было заявлено, что судно находится в пределах 10 000 длинных тонн (10 160 тонн). предел Версальского мирного договора . [4]
Адмирал Шеер
был оснащен четырьмя наборами девятицилиндровых двухтактных дизельных двигателей двойного действия MAN . Максимальная скорость судна — 28,3 узла.(52,4 км / ч; 32,6 миль / ч), при 54000 л.с. (53 260 л.с., 39 720 кВт). При крейсерской скорости 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час) корабль мог пройти 9 100 морских миль (16 900 км; 10 500 миль). Согласно проекту, ее стандартный состав состоял из 33 офицеров и 586 рядовых, хотя после 1935 года это число было значительно увеличено до 30 офицеров и 921–1 040 матросов. [3]

Адмирал Шеер

» с первичным вооружением было шесть 28 см (11 дюймов) SK C / 28 пушки установлены в двух тройных орудийных башен , один вперед и один кормовой части надстройки . Корабль нес аккумуляторную батарею из восьми 15-см (5,9 дюйма) орудий SK C / 28 в одиночных башнях, сгруппированных на миделе . Ее зенитная батарея первоначально состояла из трех орудий 8,8 см (3,5 дюйма) L / 45, хотя в 1935 году они были заменены шестью орудиями 8,8 см L / 78 . К 1940 году корабельная зенитная батарея была значительно увеличена и состояла из шести 10,5-см (4,1 дюйма) орудий C / 33 , четырех спаренных 3,7-см (1,5 дюйма) C / 30.орудий и до двадцати восьми 2-см (0,79 дюйма) орудий Flak 30 . К 1945 году зенитная батарея снова была реорганизована и насчитывала шесть 4-см орудий, восемь 3,7-сантиметровых орудий и тридцать три 2-сантиметровых орудия. [3]

Корабль также нес пару четырехкамерных палубных торпедных аппаратов диаметром 53,3 см (21 дюйм), размещенных на его корме. Корабль был оборудован двумя гидросамолетами Arado Ar 196 и одной катапультой . Адмирал Шеер

» с бронированным поясом был от 60 до 80 мм (2,4 до 3,1 дюйма); ее верхняя палуба имела толщину 17 мм (0,67 дюйма), а основная бронепалуба — от 17 до 45 мм (от 0,67 до 1,77 дюйма). Башни ГК имели толщину граней 140 мм (5,5 дюйма) и борта 80 мм. [3] Изначально радар состоял из комплекта FMG 39 G (gO), хотя в 1941 году его заменили комплектом FMG 40 G (gO) и системой FuMO 26. [5]

Главный калибр

Восемь 203-мм орудий, расположенных в четырех двухорудийных башнях, по две в носу и в корме. Немцы считали такое расположение наиболее предпочтительным со всех точек зрения: достаточное минимальное количество снарядов в одном залпе (четыре), минимальные мертвые углы обстрела и равный огонь по носу и корме.

Довольно логично. А если учесть, что в распоряжении немцев просто не было трехорудийных башен для 203-мм орудий, то старая проверенная схема была вполне нормальна.

Башни легких крейсеров типа «К» не годились именно по причине того, что 203-мм орудия требовали большей прочности, а башни рейдеров типа «Дойчланд» под 283-мм орудия были несколько тяжелее, чем хотелось бы. И три башни крейсера точно «не потянули» бы.

Да, это не смотрелось внушительно, поскольку 8 стволов против 9 у французского «Алжира» или 10 у японского «Такао» или американской «Пенсаколы» — маловато. С другой стороны, 4 х 2 была очень распространенной схемой у британцев и итальянцев, и ничего, воевали.

Немецкие орудия наводились по горизонту электромоторами, вертикально — при помощи электрогидравлических приводов. Для заряжания орудия следовало установить под углом возвышения 3°, что снижало скорострельность на больших дистанциях из-за того, что опускание ствола в положение заряжания и последующий его подъем на нужный угол требовали времени.

Практическая скорострельность составляла около четырех выстрелов в минуту вместо первоначально предполагавшихся шести. Но и на британских крейсерах была та же проблема, потому скорострельность не превышала тех же 5 выстрелов в минуту.

А вот само по себе орудие SKC/34 было превосходным. Это была новейшая разработка от Круппа. 122-кг снаряд вылетал из ствола с начальной скоростью 925 м/сек. Более высокими характеристиками среди орудий того времени обладала только итальянское, имевшее начальную скорость 940 м/сек при примерно таком же весе снаряда. Однако точность и живучесть итальянского орудия оставляло желать лучшего.

Крупповским инженерам удалось найти золотую середину. С одной стороны – хорошая траектория и точность, с другой – ресурс ствола в 300 выстрелов.

Тяжелые крейсера типа «Хиппер» были прекрасно оснащены снарядами различных типов. Точнее, целых четыре типа: — бронебойный снаряд Pz.Spr.Gr. L/4,4 mhb с донным взрывателем и баллистическим наконечником; — полубронебойный снаряд Spr.Gr. L/4,7 mhb, также с донным взрывателем и баллистическим наконечником; — фугасный Spr.Gr. L/4,7 mhb без специального баллистического колпачка, вместо которого в головной части устанавливался взрыватель с малым замедлением; — осветительный снаряд L.Gr. L/4,7 mhb также с баллистическим наконечником.

Бронебойный снаряд, снаряженный 2,3 кг взрывчатки, мог пробивать 200-мм броневую плиту на дистанции до 15 500 м, а 120-130-мм бортовая броня, составлявшая защиту большинства крейсеров других стран, пробивалась на практически любых реальных дистанциях боя при сражении на параллельных курсах.

Нормальный боезапас насчитывал 120 снарядов всех типов на орудие, хотя крейсера без особых проблем могли принимать и по 140, а всего погреба вмещали 1308 бронебойных, полубронебойных и фугасных, а также 40 осветительных, включенных в боекомплект только возвышенных башен.

История обслуживания [ править ]

Адмирал Шеер

в 1935 году

Адмирал Шеер

был заказан Рейхсмарине с верфи Reichsmarinewerft в Вильгельмсхафене . [3] Военно-морское перевооружение не пользовалось популярностью у социал-демократов и коммунистов в германском рейхстаге , поэтому только в 1931 году был принят закон о строительстве второго
Panzerschiff
. Деньги для
Panzerschiff B
, который был заказан как
Ersatz
Lothringen , были получены после того, как социал-демократы воздержались, чтобы предотвратить политический кризис. [6] Ее киль был заложен 25 июня 1931 года [7] под строительным номером 123. [3]Спущен на воду 1 апреля 1933 г. при спуске на воду ее окрестила Марианна Бессерер, дочь адмирала Рейнхарда Шера , тезки корабля. [8] Она была завершена чуть более чем через полтора года, 12 ноября 1934 года, в день ее ввода в состав немецкого флота. [9] Старый линкор « Гессен» до дредноута был выведен из эксплуатации, а его команда переведена на недавно введенный в строй
Panzerschiff
. [8]

При вводе в строй в ноябре 1934 года адмирал Шеер

был переведен под командование
Kapitän zur See
(
KzS
) Вильгельма
Маршала
. [10] Остаток 1934 года корабль провел, проводя ходовые испытания и тренируя команду. [11] В 1935 году у нее была установлена ​​новая катапульта и система десантных парусов, чтобы управлять ее гидросамолетами Арадо в условиях сильного волнения. [5] С 1 октября 1935 года по 26 июля 1937 года ее первым офицером был Леопольд Бюркнер , позже ставший главой внешней разведки в Третьем рейхе . [12]К октябрю 1935 года корабль был готов к своему первому крупному круизу, когда 25–28 октября он посетил Мадейру , вернувшись в Киль 8 ноября. Следующим летом она совершила круиз через Скагеррак и Ла-Манш в Ирландское море , прежде чем посетить Стокгольм в обратном плавании. [11]

Гражданская война в Испании [ править ]

Адмирал Шеер

» стало первым за рубежом развертывание с в июле 1936 года , когда она была отправлена в Испанию для эвакуации немецких гражданских лиц , оказавшихся в разгаре гражданской войны в Испании . С 8 августа 1936 года она служила вместе со своим сестринским кораблем Deutschland в патрулировании невмешательства у республиканского побережья Испании. [8] До июня 1937 года она четыре раза служила в патруле невмешательства. Ее официальной целью было контролировать приток военной техники в Испанию, хотя она также зафиксировала, что советские корабли доставляли припасы республиканцам и защищали корабли, доставляющие немецкое оружие чтобы Националистические силы. [13]Во время командировки в Испанию Эрнст Линдеманн служил первым артиллеристом корабля. [14] После того, как
Германия
была атакована 29 мая 1937 года самолетами испанских республиканских ВВС у побережья Ибицы ,
адмиралу Шееру
было приказано в ответ на это бомбардировать удерживаемый республиканцами порт Альмерия . [13] 31 мая 1937 года, в годовщину Ютландской битвы ,
адмирал Шеер
под имперским военным флагом прибыл из Альмерии в 07:29 и открыл огонь по береговым батареям, военно-морским сооружениям и кораблям в гавани. 26 июня 1937 года ее заменил родственный корабль.Адмирал Граф Шпее , позволяющий ей вернуться в Вильгельмсхафен 1 июля. Однако в период с августа по октябрь она вернулась в Средиземное море. [8] В сентябре 1936 года
KzS
Отто
Килиакс
сменил Маршала на посту командира корабля. [10]

Вторая мировая война [ править ]

С началом Второй мировой войны в сентябре 1939 года адмирал Шеер

с тяжелым крейсером « Адмирал Хиппер» оставался на якоре на рейде Шиллиг недалеко от Вильгельмсхафена . 4 сентября две группы из пяти бомбардировщиков Bristol Blenheim атаковали корабли. Первая группа удивила зенитчиков на борту
адмирала Шеера
, которым, тем не менее, удалось сбить один из пяти Бленхеймов. Одна бомба попала в палубу корабля и не взорвалась, две взорвались в воде возле корабля. Остальные бомбы также не взорвались. [15] Вторая группа из пяти Бленхеймов столкнулась с встревоженной немецкой обороной, которая сбила четыре из пяти бомбардировщиков.
Адмирал Шеер
вышел из атаки невредимым. [16] В ноябре 1939 года
KzS
Теодор Кранке стал командиром корабля. [17]

Адмирал Шеер

подвергся переоборудованию, в то время как его сестринские корабли отправились на торговые операции в Атлантике. [18]
Адмирал Шеер
был модифицирован в первые месяцы 1940 года, в том числе был установлен новый клипер с граблями. [17] Тяжелая командная башня была заменена более легкой конструкцией, и она была реклассифицирована как тяжелый крейсер . [13] Были также установлены дополнительные зенитные орудия и обновленное радиолокационное оборудование. [17] 19–20 июля бомбардировщики Королевских ВВС атаковали
адмирала Шеера
и линкор « Тирпиц» , но ни разу не попали.[19] 27 июля корабль был объявлен готовым к эксплуатации. [17]

Атлантический вылет [ править ]

Адмирал Шеер

Адмирал Шеер

совершил свой первый боевой вылет в октябре 1940 года. В ночь на 31 октября он проскользнул через Датский пролив и вырвался в открытую Атлантику. [20] Ее оборудование радиоперехвата
B-Dienst
идентифицировало конвой HX 84 , следовавший из Галифакса , Новая Шотландия .
Адмирал Шеер
» Арадо гидросамолеты s находится конвой 5 ноября 1940 года [18] вооруженный торговец крейсер HMS Джервис — Бей, единственный эскорт конвоя, сообщил о немецком рейдере и попытался помешать ему атаковать конвой, которому было приказано разойтись под прикрытием дымовой завесы. [20]
Адмирал Шеер
» первый залп забил хиты на
Джервис — Бей
, отключив ее беспроводного оборудования и рулевого механизма. Корпуса из ее второго залпа ударили по мосту и убили ее командир, Эдвард Fegen VC . [21]
Адмирал Шеер
потопил
Джервис-Бей
за 22 минуты, но столкновение задержало немецкий корабль достаточно надолго, чтобы большая часть конвоя могла уйти.
Адмирал Шеер
потопили только пять из 37 кораблей конвоя, хотя шестой корабль был потоплен Люфтваффе после разгона конвоя. [22] [23]

18 декабря адмирал Шеер

столкнулся с рефрижераторным судном
Duquesa
водоизмещением около 8 651 тонны (8 790 тонн). Корабль послал сигнал бедствия, который немецкий рейдер сознательно разрешил, чтобы привлечь британские военно-морские силы в этот район. [24] Кранке хотел заманить в этот район британские военные корабли, чтобы отвлечь внимание от
адмирала Хиппера
, который только что вышел из Датского пролива. [25] В авианосцах ГМС Грозного и Hermes , крейсера Дорсетшир , Нептун и Dragon , и торговец вооруженный крейсерское Преторийский замоксобрались выследить немецкого рейдера, но она ускользнула от англичан. [24]

18 января 1941 года адмирал Шеер

захватил норвежский нефтеналивной танкер
Sandefjord
вместимостью 8 038 тонн , посадил на борт призовой экипаж и использовал его для отправки пленных в Бордо . После войны
Сандефьорд
был перестроен в британский сухогруз
Cedar Trader
, показанный здесь.

С 26 декабря по 7 января адмирал Шеер

встретился с кораблями снабжения
Nordmark
и
Eurofeld
, вспомогательным крейсером Thor и призами
Duquesa
и
Storstad
. Рейдеры переправили около 600 пленных в
Сторстад,
пока они заправлялись топливом из
Нордмарка
и
Еврофельда
. [26] Между 18 и 20 января
Адмирал Шеер
захватили три торговых судов союзников на общую сумму 18,738 брутто — тонн регистра (GRT), [27] , включая норвежского нефтяного танкера
Sandefjord
. Рождество 1940 года она провела в море посреди Атлантики, в нескольких сотнях миль от Тристан-да-Кунья , прежде чем совершить набег в Индийский океан в феврале 1941 года. [28]

14 февраля адмирал Шеер

встретился со вспомогательным крейсером « Атлантис» и кораблем снабжения « Танненфельс» примерно в 1 000 морских миль (1 900 км; 1 200 миль) к востоку от Мадагаскара . Рейдеры пополнили запасы
Танненфельса
и обменялись информацией о торговых перевозках союзников в этом районе, разделив роту 17 февраля. Затем
адмирал Шеер
отправился на Сейшельские острова к северу от Мадагаскара, где обнаружил два торговых судна со своими гидросамолётами Arado. Она взяла 6994 GRT нефтяного танкера
British Защитника
в качестве приза и потопила 2456 GRT греко-помеченный
Grigorios
. Третий корабль —
Canadian Cruiser
7178 GRT., удалось послать сигнал бедствия, прежде чем
адмирал Шеер
потопил ее 21 февраля. На следующий день рейдер натолкнулся на четвертый корабль, голландский пароход GRT
Rantaupandjang объемом
2542 тонн, и
потопил его
, хотя он тоже смог послать сигнал бедствия до того, как затонул. [29]

Британский крейсер HMS Глазго , который патрулировал в районе, получил оба сообщения от Admiral Scheer

» жертв s.
Глазго
запустил самолет-разведчик, который 22 февраля заметил
адмирала Шеера
. Вице-адмирал Ральф Литэм , командующий станцией Ост-Индия , развернул авианосец
Hermes
и крейсеры Capetown , Emerald , Hawkins , Shropshire и австралийский HMAS Canberra.присоединиться к охоте. Кранке повернул на юго-восток, чтобы уклониться от преследователей, и к 3 марта достиг Южной Атлантики. Между тем британцы отказались от охоты 25 февраля, когда стало ясно, что
адмирал Шеер
покинул этот район. [29]

Затем адмирал Шеер

направился на север, прорвавшись 26–27 марта через Датский пролив, уклонившись от крейсеров « Фиджи» и « Нигерия» . 30 марта она прибыла в Берген , Норвегия, где провела день в Гримстад-фьорде . Эскорт эсминца присоединился к кораблю для перехода в Киль, которого они достигли 1 апреля. [30] В ходе рейда она прошла более 46 000 морских миль (85 000 км) и потопила семнадцать торговых судов на общую сумму 113 223 брутто. [18] [30] Она была самым успешным немецким рейдером по торговле крупными кораблями за всю войну. [31]Вернувшись в Германию, Кранке покинул корабль и в июне 1941 года его заменил
KzS
Вильгельм
Мендсен
-Болькен . [10] Потеря линкора « Бисмарк» в мае 1941 года и, что более важно, разрушение Королевским флотом сети немецких кораблей снабжения в Последствия операции «
Бисмарк»
вынудили
адмирала Шеер
и ее сестры
Лютцов
в конце 1941 года отказаться от запланированной операции по
нападению
на Атлантический океан . [32] 4–8 сентября
адмирал Шеер
был ненадолго переведен в Осло . Там 5 и 8 сентября 90-я эскадрилья RAF , оснащеннаяБомбардировщики Boeing B-17 Flying Fortress совершили пару неудачных атак на корабль. 8 сентября корабль покинул Осло и вернулся в Свинемюнде . [33]

Размещение в Норвегии [ править ]

Адмирал Шеер

, сфотографирован из Принца Ойгена по пути в Норвегию.

21 февраля 1942 года « Адмирал Шеер»

, тяжелый крейсер « Принц Ойген» и эсминцы Z4 Richard Beitzen , Z5 Paul Jakobi , Z25 , Z7 Hermann Schoemann и Z14 Friedrich Ihn отправились в Норвегию. После краткой остановки в Гримстад-фьорде корабли проследовали в Тронхейм. 23 февраля британская подводная лодка Trident торпедировала
Prinz Eugen
, причинив серьезный ущерб. [34] Первой операцией в Норвегии, в которой принял участие
адмирал Шеер,
была операция Rösselsprung., в июле 1942 года. 2 июля корабль совершил вылет в рамках попытки перехватить арктический конвой PQ-17 . [35]
Адмирал Шеер
и
Лютцов
сформировали одну группу, а
Тирпиц
и
адмирал Хиппер —
другую. По пути к месту встречи
Lützow
и три эсминца сели на мель, вынудив всю группу отказаться от операции.
Адмирал Шеер
был откомандирован, чтобы присоединиться к
Тирпицу
и
адмиралу Хипперу
в Альтафьорде . [36]Британцы заметили отход немцев и приказали конвою разойтись. Зная, что неожиданность потеряна, немцы прервали надводную атаку и передали уничтожение PQ-17 подводным лодкам и люфтваффе . Двадцать четыре из тридцати пяти транспортов конвоя были потоплены. [37]

В августе 1942 года она выполнила операцию «Страна чудес» , вылет в Карское море, чтобы воспрепятствовать советскому судоходству и атаковать возможные цели. Продолжительность миссии и расстояния не позволили обеспечить сопровождение эсминца для операции; три эсминца будут сопровождать адмирала Шеера,

пока не достигнут Новой Земли , после чего вернутся в Норвегию. Две подводные лодки — U-251 и U-456 — патрулировали Карские ворота и Югорский пролив . Первоначально немцы намеревались отправить
адмирала Шеера
с его сестринским кораблем
Lützow.
, но поскольку последняя села на мель в предыдущем месяце, она была недоступна для операции. [38]

Карта, показывающая маршрут, пройденный адмиралом Шеером

во время операции Wunderland

Оперативный план предусматривал строгое радиомолчание, чтобы обеспечить возможность внезапности. Это требовало от Мендсена-Болкена полного тактического и оперативного контроля над своим кораблем; береговые команды не смогут руководить миссией. [38] 16 августа адмирал Шеер

и ее эсминец эскорт покинули Нарвик, взяв курс на север Новой Земли. Войдя в Карское море, она столкнулась с тяжелым льдом; Помимо поиска торговых судов, гидросамолет Arado использовался для разведки путей через ледяные поля. [39] 25 августа он столкнулся с советским ледоколом « Сибиряков» .
Адмирал Шеер
затонул ледокол, но не раньше, чем он послал сигнал бедствия. [40] Немецкий корабль затем повернул на юг и через два дня прибыл из порта Диксон .
Адмирал Шеер
повредил два корабля в порту и обстрелял портовые сооружения. Мендсен-Бохлкен рассматривал возможность высадки десанта на берег, но стрельба из советских береговых батарей убедила его отказаться от этого плана. Прервав обстрел, Мендсен-Болкен решила вернуться в Нарвик. Он прибыл в порт 30 августа, не добившись значительных успехов. [41]

23 октября адмирал Шеер

,
Тирпиц
и эсминцы
Z4 Richard Beitzen
, Z16 Friedrich Eckoldt , Z23 , Z28 и Z29 покинули залив Боген и направились к Тронхейму . Там
Tirpitz
остановился на ремонт, а
Admiral Scheer
и
Z28
продолжили свой путь в Германию. [42]
Fregattenkapitän
Ernst Gruber исполнял обязанности командира корабля в конце ноября. [10] В декабре 1942 года
адмирал Шеер
вернулся в Вильгельмсхафен для капитального ремонта, где он был атакован и слегка поврежден бомбардировщиками Королевских ВВС. Следовательно,
адмирал Шеер
перебрался в менее уязвимый порт Свинемюнде. [35] В феврале 1943 года
кораблем
командовал
KzS
Ричард Рот-Рот . [10] До конца 1944 года
адмирал Шеер
входил в учебную группу флота. [43]

Вернуться на Балтику [ править ]

KzS

Ernst-Ludwig Thienemann , последний командир корабля, принял командование
адмиралом Шеером
в апреле 1944 года. [10] 22 ноября 1944 года
адмирал Шеер
, эсминцы
Z25
и Z35 и 2-я флотилия торпедных катеров сменили крейсер
Prinz Eugen
и несколько эсминцы, поддерживающие немецкие войска, сражающиеся с Советским Союзом на острове Эзель в Балтике. [44] ВВС СССР нанесли серию воздушных ударов по немецким войскам, все из которых были успешно отражены тяжелым зенитным огнем. [45] Однако гидросамолет «Арадо» был сбит. [43]В ночь с 23 на 24 ноября германские военно-морские силы завершили эвакуацию острова. Всего с острова было эвакуировано 4694 военнослужащих. [45]

Адмирал Шеер

опрокинулся в Киле

В начале февраля 1945 года адмирал Шеер

стоял у Самланда с несколькими торпедными катерами в поддержку немецких войск, борющихся с советскими наступлениями. 9 февраля корабли начали обстрел советских позиций. Между 18 и 24 февраля немецкие войска начали контратаку на местах;
Адмирал Шеер
и торпедные катера оказали артиллерийскую поддержку, нацелившись на советские позиции около Пейса и Гросс-Хейдекруга . Немецкое нападение временно восстановило сухопутное сообщение с Кенигсбергом . [46] Корабельные орудия к марту были сильно изношены и нуждались в ремонте. 8 марта
адмирал Шеер
уехала из восточной части Балтики, чтобы перебраться в Киль; она перевезла 800 гражданских беженцев и 200 раненых солдат. Неубранное минное поле не позволило ей добраться до Киля, и поэтому она выгрузила пассажиров в Свинемюнде. Несмотря на изношенные стволы орудий, корабль затем обстрелял советские войска за пределами Кольберга, пока не израсходовали оставшиеся боеприпасы. [43]

Затем корабль загрузил беженцев и покинул Свинемюнде; она успешно преодолела минные поля по пути в Киль, прибыв туда 18 марта. К началу апреля на верфи Deutsche Werke заменили орудия в кормовой башне . В процессе ремонта большая часть экипажа вышла на берег. Ночью 9 апреля 1945 года более 300 самолетов британских ВВС нанесли общий удар по гавани в Киле. [43] Адмирал Шеер

был сбит бомбами и перевернулся. После окончания войны судно было частично разобрано на металлолом, хотя часть корпуса осталась на месте и засыпана обломками от нападения, когда внутренние гавани были заполнены в послевоенное время. [47] Число жертв в результате ее потери неизвестно. [9] [48]

Зенитное вооружение

Крейсера имели по 6 двухорудийных 105-мм установок С/31 (LC/31), что обеспечивало огонь из 6 стволов в любом секторе.

Установки универсалок тоже были весьма продвинутыми, если не сказать – уникальными для того времени. Они имели стабилизацию в трех плоскостях, такими установками не обладал ни один крейсер мира. Кроме того, если к этому добавить еще возможность дистанционного управления орудиями из постов управления артиллерийским огнем…

Были и минусы. Во-первых, электрификация башен, которая не очень хорошо относилась к соленой воде. Во-вторых, установки были открытыми, и расчеты не были защищены сверху от осколков и всего остального.

37-мм автоматические пушки модели SKC/30 размещались в одиночных и спаренных и тоже стабилизированных установках. Наличие гиростабилизации и ручное управление – это хороший шаг вперед от «Рейнметалла». Да, счетверенные «Виккерсы» британцев и «Бофорсы» обладали более высокой плотностью огня. Но немецкие пушки были более точные.

20-мм зенитные автоматы, пожалуй, были единственным слабым звеном. «Эрликоны» союзников были в два раза более скорострельны, чем «Рейнметалл», да еще немецкий автомат требовал 5 человек расчета против 2-3 у «Эрликона».

Сноски [ править ]

Примечания [ править ]


  1. Третий корабль, « Адмирал Граф Шпее» , был затоплен после битвы на реке Плейт . См. Gardiner & Chesneau , p. 220.
  2. FMG означает Funkmess Gerät
    (радарное оборудование), а числовые цифры обозначают год выпуска устройства. «G» обозначало, что оборудование было произведено GEMA, «g» указывало, что оно работало в диапазоне от 335 до 440 МГц , а «O» указывало на расположение устройства над передним дальномером . FuMO расшифровывается как
    Funkmess-Ortung
    (радар обнаружения). См. Williamson , p. 7.

Цитаты [ править ]

  1. Папа , стр. 7.
  2. Для определения места затопления см. Додсон, Эйдан; Кант, Серена (2020). Военные трофеи: судьба вражеских флотов после двух мировых войн
    . Барнсли: Сифорт. п. 165. ISBN 9781526741981., верх.
  3. ^ Б с д е е Гронерами , с. 60.
  4. Папа , стр. 3.
  5. ^ а б Грёнер , стр. 61.
  6. Meier-Welcker et al. , п. 435.

  7. Gardiner & Chesneau , стр. 227.
  8. ^ a b c d Уильямсон , стр. 24.
  9. ^ а б Грёнер , стр. 62.
  10. ^ a b c d e f Уильямсон , стр. 22.
  11. ^ a b Уитли , стр. 69.
  12. Бюркнер, Леопольд: Bordgemeinschaft дер Emdenfahrer .
  13. ^ а б в Чупа , стр. 20.
  14. Grützner , стр. 91-100.
  15. Перейти
    ↑ Watson , p. 71.

  16. Watson , pp. 71–72.
  17. ^ a b c d Уотсон , стр. 72.
  18. ^ a b c Уильямсон , стр. 33.
  19. Ровер , стр. 33.
  20. ^ а б Шоуэлл , стр. 66.
  21. Эдвардс , стр. 90.
  22. Ровер , стр. 48.
  23. «Конвои HX» . База данных конвоев Арнольда Гаага . Дата обращения 15 июня 2022 .
  24. ^ a b Rohwer , стр. 52.
  25. Эдвардс , стр. 99.
  26. Ровер , стр. 53.
  27. Ровер , стр. 56.
  28. Уильямсон , стр. 34.
  29. ^ a b Rohwer , стр. 59.
  30. ^ a b Rohwer , стр. 65.
  31. Hümmelchen , стр. 101.
  32. О’Хара и др. , п. 71.
  33. Ровер , стр. 98.
  34. Ровер , стр. 146.
  35. ^ a b Уильямсон , стр. 35.
  36. Эдвардс , стр. 194.
  37. Ровер , стр. 175-176.
  38. ^ a b Zetterling & Tamelander , стр. 150.
  39. Zetterling & Tamelander , стр. 151.
  40. Zetterling & Tamelander , стр. 151-152.
  41. Zetterling & Tamelander , стр. 152.
  42. Ровер , стр. 206.
  43. ^ a b c d Уильямсон , стр. 36.
  44. Ровер , стр. 373-374.
  45. ^ a b Rohwer , стр. 374.
  46. Ровер , стр. 387.

  47. Для точного определения места крушения см. Додсон, Эйдан; Кант, Серена (2020).
    Военные трофеи: судьба флотов противника после двух мировых войн
    . Барнсли: Сифорт. п. 165, верхнее изображение. ISBN 9781526741981.

  48. Gardiner & Chesneau , стр. 228.

Торпедное вооружение

Вообще, на крейсерах того времени торпеды рассматривались как некое дополнительное вооружение, потому много аппаратов не устанавливали. В среднем 6-8, да и те зачастую снимали. Не берем здесь в рассмотрение японские крейсера, у японцев торпеды были вообще частью доктрины нападения.

Потому 12 торпедных аппаратов на тяжелом крейсере – это был явно перебор, поскольку стоит заметить, что немецкие 533-мм торпеды – это совсем не «Лонг лэнсы» 610-мм у японцев. Но так было сделано.

Радарное и гидролокационное оборудование

Здесь немецкие инженеры оторвались по полной программе. Две системы гидролокации, пассивная «NHG» — использовалась для навигационных целей. Вторая система, тоже пассивная, «GHG», применялась для обнаружения подводных лодок, хотя неоднократно с ее помощью обнаруживались и выпущенные по кораблю торпеды.

Далее. Активная система «S», аналог британского «асдика». Весьма эффективная система.

РЛС тоже были установлены, пусть и не сразу при постройке, а в 1940 году. Первыми получили FuMo 22 готовые на тот момент «Хиппер» и «Блюхер», «Блюхер» так и утонул с ней, а «Хиппер» во время модернизации 1941 года оснастили сразу двумя РЛС FuMG 40G.

«Принц Ойген» сразу получил два локатора типа FuМо 27, а в 1942 году еще и FuMo 26 на крышу главного дальномерного поста наверху носовой надстройки. К концу войны набор РЛС крейсера вообще был роскошен: еще один, модели FuMo 25, на специальной площадке позади грот-мачты, а также старый FuMo 23 на кормовом КДП. Кроме того, на нем имелся радиолокатор для наблюдения за воздухом Fu Мо 81 на верхушке фок-мачты.

Кроме того, крейсера оснащались и детекторами обнаружения облучения РЛС противника. Эти детекторы несли названия индонезийских островов. «Принц Ойген» имел пять устройств «Суматра» на фок-мачте, а потом получил систему обнаружения «Тимор». «Хиппер» также имел «Тимор». Оба крейсера оборудовались пассивными детекторами типа FuМВ Ant3 «Бали».

Вообще, пассивные детекторы для немецких кораблей, которые обычно оказывались в роли тех, на кого охотятся, то есть дичи, оказались очень полезными. Но к концу войны они уже не справлялись, поскольку у противника появилось слишком много РЛС с разными длинами волн.

Ссылки [ править ]

  • «Бюркнер, Леопольд» . Bordgemeinschaft der Emdenfahrer
    . Проверено 18 октября 2013 года .
  • Чупа, Хайнц (1997). Die Deutschen Kriegsschiffe 1939–1945
    . Раштатт : Моэвиг. ISBN 978-3-8118-1409-7.
  • Эдвардс, Бернард (2003). Остерегайтесь рейдеров! Немецкие надводные рейдеры во Второй мировой войне
    . Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-55750-210-0.
  • Гардинер, Роберт и Шено, Роджер, ред. (1980). Боевые корабли всего мира Конвея, 1922–1946 . Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-913-9.
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг
    . Vol. I: Основные надводные суда. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6.
  • Грюцнер, Йенс (2010). Kapitän zur См. Ernst Lindemann: Der Bismarck-Kommandant — Eine Biographie
    (на немецком языке). ВДМ Хайнц Никель. ISBN 978-3-86619-047-4.
  • Хюммельхен, Герхард (1976). Die Deutschen Seeflieger 1935–1945
    (на немецком языке). Мюнхен: Леманн. ISBN 978-3-469-00306-5.
  • Майер-Велкер, Ганс; Форстмайер, Фридрих; Папке, Герхард и Петтер, Вольфганг (1983). Deutsche Militärgeschichte 1648–1939
    . Херршинг : Павляк. ISBN 978-3-88199-112-4.
  • О’Хара, Винсент П.; Диксон, В. Дэвид и Уорт, Ричард (2010). На морях оспаривается: семь великих флотов Второй мировой войны
    . Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-646-9.
  • Папа, Дадли (2005). Битва у реки Плейт: Охота на немецкий карманный линкор Граф Шпее
    . Итака: McBooks Press. ISBN 978-1-59013-096-4.
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: военно-морская история Второй мировой войны
    . Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-59114-119-8.
  • Шоуэлл, Як П. Маллманн (2003). Немецкие морские нарушители кодекса
    . Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-308-6.
  • Уотсон, Брюс (2006). Атлантические конвои и нацистские налетчики
    . Вестпорт: Прегер. ISBN 978-0-275-98827-2.
  • Уитли, MJ (1998). Линкоры Второй мировой войны
    . Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-55750-184-4.
  • Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие карманные линкоры 1939–1945 гг
    . Оксфорд: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84176-501-3.
  • Зеттерлинг, Никлас и Тамеландер, Майкл (2009). Тирпиц: жизнь и смерть последнего супер-линкора Германии
    . Хавертаун: Каземат. ISBN 978-1-935149-18-7.

Авиаоборудование

Основным средством нерадарной разведки на крейсерах был гидросамолет «Арадо» Аг.196. Весьма приличный гидросамолет, с большой дальностью полета (1000 км) и хорошим вооружением (две 20-мм пушки и три 7,92-мм пулемета плюс две 50-кг бомбы).

«Хиппер» и «Блюхер» несли по 3 гидросамолета: два в одиночных ангарах и один — на катапульте. «Принц Ойген» мог нести до пяти самолетов (4 в ангаре и 1 на катапульте), так как на нем и последующих кораблях серии ангары были сдвоенными. Но полный авиакомплект принимался редко, обычно на кораблях этой серии имелось 2-3 гидросамолета.

Несмотря на моду отказываться от торпедного и авиационного вооружения в угоду средствам ПВО, крейсера сохранили свои «Арадо» до конца войны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]