Тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1114 Орлан типа «Киров»: история создания, боевое применение и учения


Ракетные крейсеры

С появлением и распространением баллистических ракет и ракетных установок представления о методах ведения боя в который раз претерпели существенные изменения.
Мнение эксперта Исаак Якович Зельдер Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Теперь можно было поразить цель, которая находилась на расстоянии несколько сот километров одним нажатием пальца. И обычные артиллерийские крейсера выглядели устаревшими и отсталыми. По крайней мере — в глазах генсека Хрущева, который любил ракеты и не любил корабли.

Проект 58

Был начат в 56-ом году с целью обеспечить превосходство в морях и океанах, при этом не обладая превосходством в количестве. Поэтому упор делался на современные достижения техники, в том числе ядерной и ракетостроительной. Первые эскизы появились в 57-ом году, в 58-ом утвердили производство. В июле 62-го на глазах Хрущева были произведены пробные запуски ракет, которые впечатлили правителя СССР. Теперь о нелюбви к кораблям было забыто.

Ракетный крейсер «Варяг»

Всего было выпущено 4-ре ракетных крейсера — “Грозный”, “Адмирал Фокин”, “Адмирал Головко” и “Варяг”. Заклали их в 60-61 годах, спустили на воду в 61-63-ем. В 90-ые все поочередно,кроме “Адмирала Головко”, списали в утиль. Тот продержался до конца 2002-го.

Основой вооружения был противокорабельный ракетный комплекс(ПРПК) с ракетой длиною почти в 10 метров, и весом в 4,2-4,5 тонны. Дальность стрельбы — 100-300 км, высота полета — с 300-от метров до 7-ми км.

Проект 1164

Были следующим витком в развитии ракетных крейсеров. Строительство начали в 1972-ом году. Прошедший через сито конкурсных работ, окончательный эскиз утвердили в августе 74-го. Изначально планировали выпустить 10 единиц, но в ходе работ сошлись только на 3-ех. Первый корабль заложили в 76-ом, а на вооружение приняли в 83-ем. Сейчас все три находятся на вооружении ВМС РФ — это “Москва”, еще один “Варяг” и “Маршал Устинов”. Было несколько подвидов вооружения — противокорабельное, противолодочное(призванное уничтожать подлодки), две реактивные бомбовые установки, призванные уничтожат выпущенные по кораблю торпеды, 10-ть зенитно-ракетных установок, 6-ть зениток и два корабельных орудия калибром 130 мм. Как можно увидеть, вооружены такие крейсеры были “до зубов”. Основным боевым орудием является 16 пусковых установок “Вулкан”. Весит подобная ракета 6-ть тонн и имеет максимальную скорость в 3000 км/час. Радиус поражения — 700 км. Также стоит отметить комплект торпед, направленных на уничтожение, в основном, подводных кораблей противника. Всего в базовом наличии их было 10-ть штук, длиной до 7-ми метров и весом около 2-ух тонн. Разгоняться такая махина могла до 100-а км/час, а поражала цели на расстоянии до 22 км.

Проект 1144

И, наконец, на десерт — атомные реактивные крейсера. Были построены в период с 1973-го по 1996-ой года. Так как корабли строились с большим временным промежутком, то вспомогательное вооружение на них может сильно отличаться, в зависимости от года спуска на воду и развития технологий на тот момент. Наиболее совершенные орудия, что логично, были установлены на самый последний по выпуску корабль — “Петр Великий”.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»

Мнение эксперта Александр Николаевич Румянцев Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.

В основе же орудий каждого корабля лежит противокорабельные ракеты П-700 “Гранит”. При длине в 10-ть метров, они достигали 7-ми тонной массы и могли развивать скорость свыше 3000 км/час.

В боевой части переносить ядерный заряд. Также стоит отметить зенитно-ракетные комплексы “Оса-М” и “Кинжал”. В качестве зенитной артиллерии выступали АК-130 с калибром 130 мм, имелся противолодочный ракетно-торпедный комплекс РПК-6М “Водопад”, морской бомбомет “Смерч-3” и противоторпедные ракеты “Удав-1М”

Отличительным свойством крейсеров “Проекта 1144” была атомная энергоустановка, которая выступала в качестве сердца и мотора. Без перезарядки функционирует 10-11 лет. Всего выпущено 4-ре корабля — “Киров”, “Адмирал Лазарев”, “Адмирал Нахимов” и “Петр Великий”. Из всех перечисленных только последний сейчас состоит на службе в ВМС РФ. Остальные либо сданы в утиль, либо находятся на модернизации.

Имя Адмирала Ушакова на борту корабля

20 октября 1696 года в Москве собралась Боярская дума для решения вопроса большой государственной важности: быть или не быть флоту, на строительстве которого настаивал царь Петр I. Дума постановила: «Морским судам быть». С этой даты и начинается официальное летоисчисление регулярного военно-морского флота нашей страны. Идея его создания — не прихоть импульсивного и скорого на дела молодого царя. Ход экономического и политического развития Российского государства в конце XVII века настоятельно требовал строительства флота. Петр I понимал, что без выхода к морю, без морских связей с внешним миром Россия не может стать великой державой, будет обречена на внешнеполитическую изоляцию, экономическую и культурную отсталость, на вторые роли среди европейских государств.

Но помним ли мы сегодня об этом?

Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» заложен 16 июня 1892 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. В августе того же года был зачислен в списки судов Балтийского флота. 27 октября 1893 г. спущен на воду, а в строй вступил в сентябре 1897 г. Основные размерения корабля впечатляли современников — длина 84 метра, ширина 15 метров, высота 5 метров, водоизмещение — 4648 тонн. Броненосец мог развивать скорость до 16 узлов. Численность экипажа — 406 человек [1].

Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» в период русско-японской войны входил в состав второй Тихоокеанской эскадры Балтийского флота. Командовал броненосцем Владимир Николаевич Миклухо-Маклай. Он хорошо знал биографию адмирала Ушакова и нередко рассказывал морякам о «доблестном старике». Обычно разговор происходил в кают-компании, в которой на стене висел портрет Федора Ушакова, подаренный экипажу одним из потомков адмирала. Указывая на портрет, В. Н. Миклухо-Маклай выражал уверенность в том, что корабль при встрече с врагом будет достоин своего имени. Так оно и случилось.

Следуя самостоятельно во Владивосток после Цусимского сражения 15 мая 1905 года, броненосец геройски погиб в неравном бою с двумя японскими крейсерами, которые многократно превосходили его как по водоизмещению, так и по дальности стрельбы. По существу, японские крейсера хладнокровно расстреливали российский броненосец, не входя в «контакт» [2].

Второго сентября 1905 года броненосец был исключен из списков судов Балтийского флота.

Крейсер «Адмирал Ушаков» проекта 68 бис заложен 31 августа 1950 года в городе Ленинграде, на заводе N 189, по проекту главного конструктора А. С. Савичева. Корабль спустили на воду 25 сентября 1951 г., а 8 декабря 1953 г. он вступил в строй.

Всего было построено четырнадцать крейсеров этого типа: «Свердлов», «Жданов», «Орджоникидзе», «Дзержинский», «Александр Невский»,»Адмирал Лазарев», «Александр Суворов», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов», «Молотовск» («Октябрьская революция»), «Адмирал Сенявин», «Князь Пожарский», «Михаил Кутузов», «Мурманск». Семь крейсеров не были закончены постройкой — «Кронштадт»,

«Архангельск», «Варяг», «Щербаков», «Адмирал Корнилов» и

«Владивосток».

Крейсер имел цельносварной корпус с 24 переборками. Его длина равнялась 210 м., ширина — 22 м., высота — 7 м. Полное водоизмещение составляло 16340 тонн, экипаж 210 человек.

Главные энергетические установки — шесть паровых котлов и 2 турбины, мощностью 12000 л. с., позволяли развивать максимальную скорость 32 узла. На крейсере установили радиолокационные системы — «Гюйс-2», «Риф», «Нептун».

На корабле имелись большие запасы провизии, пресной и котельной воды, высокопроизводительные испарительные и опреснительные установки, холодильные машины, системы подогрева и охлаждения воздуха, а также крупные жизнеобеспечивающие блоки. Характерной особенностью корабля являлась его высокая живучесть, непотопляемость, пожаро- и взрывобезопасность.

Крейсер «Адмирал Ушаков» перевели с Балтийского флота на Северный флот. За 34-летний срок службы корабля на нем не произошло ни одной аварии. В 1988 году корабль исключен из списков судов ВМФ [3].

Закладка Краснознаменного ракетного крейсера «Киров» (почетное звание присвоено 25 июля 1977 года) произведена 27 марта 1974 года на Балтийском судостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе. 7 декабря 1977 г. корабль был спущен на воду, а 30 декабря 1980 г. был подписан акт о приемке корабля в состав Военно-Морского Флота СССР

Всего было построено на Балтийском заводе пять кораблей этого класса — «Адмирал Ушаков» («Киров»), «Адмирал Лазарев» («Фрунзе»), «Адмирал Нахимов» («Калинин»), «Петр Великий» и один корабль управления — «Урал».

Несколько слов о тактико-технических данных крейсеров этого класса. Он длиной 252 метра, шириной — 29 м., высотой, от воды до верхней точки на антенне, — 60 метров. Корабль оснащен двумя атомными реакторами мощностью 160000 л. с., которые позволяют развивать скорость до 30 узлов (примерно 60 км/час) и способны обеспечить энергией целый город. Крейсер предназначен для решения оперативно-тактических задач, для поиска и уничтожения авианосцев и подводных лодок противника, для нанесения ракетных ударов по береговым целям, на его борту могут разместиться три вертолета.

Главный ударный комплекс на «Ушакове» — «Гранит». Это 20 крылатых ракет, которые могут нести ядерные боеголовки, способные поражать цели на расстоянии 700 км. На вооружении крейсера находится также противолодочный комплекс «Метель». Эти ракеты могут нести торпеды по воздуху на расстояние до 80 км. На корабле установлен ракетный комплекс «Оса», дальность действия которого доходит до 20 км. Для собственной обороны крейсер имеет зенитные ракеты с дальностью поражения воздушных целей на расстоянии до 80 км., реактивные противолодочные бомбометы, с дальность поражения цели до 60 км, ракеты для уничтожения торпед. Плюс ко всему — корабельная артиллерия различного назначения, включая 100-миллиметровые пушки, и меньшего калибра [4].

Любая, даже самая современная техника, ничего не значит без человека. По словам заместителя командира по воспитательной работе, личный состав крейсера высокопрофессиональный, дружный. Начиная с 1995 года, около 300 призывников из Архангельской области, проходили службу на корабле, среди них: Игорь Стародубов из Котласа, Алексей Гришин из Северодвинска, Василий Подосенов из деревни Вершинино Плесецкого района, Антон Воронов из Нарьян-Мара, Игорь Быков из Архангельска. Сегодня на крейсере служат семеро наших земляков.

В 1986 году крейсер «Киров», выполнявший боевое задание в Атлантике, снимал с воды экипаж терпящей аварию российской подлодки. В 1989 году экипаж крейсера сделал все, чтобы спасти оставшихся в живых подводников с затонувшей в Северном море подводной лодки «Комсомолец».

Спустя время, в 1990 году, крейсеру самому пришлось пережить аварию. В боевом походе на Средиземное море была обнаружена трещина в ядерном реакторе. Крейсер тогда добрался до родных берегов своим ходом и надолго встал к причальной стенке. В 1992 г., указом президента Российской Федерации, крейсер «Киров» переименовали в «Адмирал Ушаков».

С 1999 г. крейсер находится в Северодвинске в тревожном ожидании судьбоносного решения. Было время, когда корабль вообще хотели разрезать на металл, но второго такого России сейчас не построить, поэтому сначала Совет Федерации принимает постановление от 14 октября 1999 г. «О необходимости сохранения в боевом составе ВМФ крейсера «Адмирал Ушаков». 13 января 1999 г. Государственная дума Российской Федерации принимает аналогичное постановление. Но решение Федерального собрания это одно, а открытие финансирования — совсем другое.

Сочетание мощи и интеллекта, вложенных в этот корабль, с его нынешнем положением, поражает и угнетает. А ведь корабль такого класса — это не только гордость ВМФ, но престиж России. «Везер». На нем имелось две палубы, два дизеля, мощностью по 3800 л. с. Длина судна составляла 155 м., ширина — 18 м., высота -10 м. Общая грузоподъемность теплохода составляла 10820 т., чистая грузоподъемность — 9000 т., водоизмещение в грузу — 16620 т., осадка без груза — 3,36 м., в грузу — 8,32 м.

Интенсивно развивающаяся, с 20-х гг. XX в. в Архангельской области, лесная промышленность требовала и особого транспорта для сплава леса. Так появляется «водный труженик».

Буксирный колесный пароход «Адмирал Ушаков» построили в 1948 г. на . Судно предназначалось для буксировки несамоходных судов и плотов. Тип судна — буксирный пароход с бортовыми колесами и развитыми надстройками на обносах. Габаритные размеры судна составляли: 57 м. в длину, 17 м. в ширину, 9 м. в высоту. Водоизмещение судна с полными запасами, работающего на жидком топливе — 346 тонн, на твердом топливе — 363 тонны. Средняя осадка составляла 1 метр. На судне имелось 26 мест для экипажа, срок автономности — 8 суток.

Этот пароход был приписан к Северному речному пароходству и ходил по Северной Двине, Его списали в 1986 году [6].

Федор Ушаков сыграл значительную роль в истории нашего государства и флота. Считаю за честь, что корабли, названные его именем связаны с историей нашего края.

Примечание:

1. Бережной С. С. Линейные и броненосные корабли. Канонерские лодки. Справочник. М.: Воениздат, 1997. С. 107-108. 2. Молитва в российском флоте (16-2003) // https://rusvest.ru/index.php?s&13&16-2003 3. Артиллерийские крейсера пр. 68, 68-бис типа «Свердлов» и их модификации // Морской сборник. 2003 N 10. 4. Павлов А. С. Военные корабли СССР и России. 1945 — 1955 гг. Справочник. Якутск, 1994. С. 69-71. 5. Морские сухогрузные транспортные суда. Справочник. Л.: Транспорт, 1968. С. 13 — 14. 6. Архив Северного речного пароходства.

https://www.pobeda.ru/content/view/4694/21/

Примечания

  1. При использовании резервной ЭУ на обычном топливе.
  2. Утилизация крейсера планировалась ещё на 2016 год, но тогда так и не состоялась.
  3. Назван в честь лёгкого крейсера Дважды Краснознамённого Балтийского флота, принимавшего участие в Великой Отечественной войне. Тот, в свою очередь, был назван в честь советского государственного деятеля Сергея Мироновича Кирова.
  4. При первой швартовке в Североморске «Киров», невзирая на свои размеры и водоизмещение, выполнил её собственными машинами, без помощи буксиров – что показало как хорошую управляемость крейсера, так и профессиональное мастерство командира и экипажа.
  5. Примечательно, что Краснознамённый Военно-Морской флаг ракетного «Кирова» был подлинным – тем самым, под которым во время Великой Отечественной войны ходил лёгкий крейсер «Киров». Сначала предполагалось отправить этот флаг в музей, но по инициативе совета ветеранов заслуженного крейсера его боевое знамя было вручено экипажу нового атомохода.
  6. Цитируется по «Заказу 800» Б. П. Пономарёва
  7. В ряде источников ошибочно указывается, что во время этого похода на крейсере произошла авария главного редуктора ГТЗА, чего на самом деле не было – см. «Заказ 800» Бориса Пономарёва.
  8. С точной датой переименования крейсера есть расхождения – встречаются версии о мае и октябре 1992 года. Фактически на корме крейсера по-прежнему остались литеры первого названия, лишь закрашенные шаровой краской под цвет борта. После 2004 года, когда название «Адмирал Ушаков» было присвоено находящемуся в строю эсминцу, экипаж атомного крейсера вновь отчистил от краски литеры «КИРОВ», хотя официально первое название не было кораблю возвращено.
  9. В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы крейсера. В списке звания командиров приведены на период нахождения в должности; для тех, кому за это время было присвоено очередное звание, оно приводится в скобках.

Недалёкое будущее

Сначала вышел из строя первый «Вояджер». Его запустили вторым, но за счёт более оптимального маршрута, он вырвался вперёд и первым улетел за границу Солнечной системы, посверкивая золотым посланием на борту. Вот и поплатился: пришельцы попросту сожгли его. В НАСА подняли шум, но доказать ничего не получалось — скептики и вовсе подняли всех на смех.
Спустя полтора месяца вышел из строя второй «Вояджер». Засечь корабль «чужих» удалось только зонду «Новые горизонты», который запустили на границу Солнечной системы после завершения исследований в системе Плутона.

День, когда новости всех каналов мира начали передавать фотографии угловатого корабля «чужих», не забыть никогда.

Биржевая паника, самоубийства и совместные молебны помочь не смогли — впрочем, никто на это и не рассчитывал. Полгода ушло на запуск двух совместных разведывательных миссий. Всё это время телевизоры вместо прогноза погоды передавали сводки из обсерваторий, не выпускавших корабль из прицела телескопов.

Разведчики подтвердили ранее озвученную информацию — корабль идёт в сторону Земли, скрываясь за огромным астероидом. Сбить его прямым ударом с Земли не получится. Нужно что-то серьёзнее, и желательно поторопиться: судя по скорости корабля, железяка с массой оружия на борту подойдёт к нашей планете уже через три года.

Разумеется, всё вышенаписанное — лишь фантастика. Интересно другое — смогут ли жители Земли, работая вместе, собрать на орбите военный космолёт, чтобы справиться с инопланетянами? И если да — как они это реализуют?

Тяжелые крейсеры СССР

Во время Второй мировой советское командование осознало свое отставание в морском вооружении, в том числе — в количестве и качестве крейсеров.

Вооружение крейсера Проект 26

Несмотря на то, что серия “Проекта 26” достаточно неплохо показала себя в боях, они напрочь проигрывали тяжелым моделям. Впрочем, первый опытные эскизы были созданы еще в середине 30-ых, когда о над Европой начинал только куриться дым будущего конфликта. К сожалению или к счастью, судьба у всех “тяжеловесов” оказалась несчастливой.

Проект 69

Тяжелые крейсеры типу “Кронштад” были представлены высшему руководству в июне 38-го года. Толщина брони была от 80-ти мм до 210-ти.

Мнение эксперта Александр Николаевич Румянцев Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.

Вооружен он был 9-ю орудиями калибра 305 мм, 8-ю — калибра 152-ух мм, и 32-мя пушками калибра поменьше. Предназначался от также для ведения боевых в условиях открытого океана, поэтому дальность плавания составляла более 8000 миль.

Первыми заложили крейсеры “Кронштад” и “Севастополь” в декабре 39-го года. Всего планировали построить 15 крейсеров. В процессе строительства возникало множество проблем технического характера, многие орудия не удавалось установить в заданные сроки ввиду их неготовности. А не готовы они были из-за того, что у советских инженеров не было нужных образцов и разработку пушек приходилось начинать чуть ли не с нуля. Впрочем, все было тщетно — когда пришла война, строительство законсервировали, все силы бросили на оборону страны.

Изображение крейсера «Кронштадт»

“Кронштад”, который делали в Ленинграде, разобрали на металлолом, после войны осталась только половина построенного. “Севастополь” ждала та же участь, только теперь его пользовали немцы. По окончанию войны, все работы по восстановлению были признаны нецелесообразными. Проект вылетел в трубу.

Интересно, что большинство технических элементов, которых не было под рукой у советских инженеров, планировали покупать у Германии. Во многих случаях, на договорах стояли подписи, были уплачены деньги, а поставки ожидали в конце 40-го, начале 41-го года. Но они, почему-то, не пришли. Ага, почему-то.

Проект 66

Несмотря на путаницу в нумерацию, сейчас пойдет речь об идейном наследнике “69-ки”. В 47-ом году было принято решение продолжить строительство тяжелых крейсеров, которые по своим параметрам скорее напоминали средние. Так как “холодная война” уже началась, они должны были превосходить американского оппонента, судна типа “Де Мойна”, по всем параметрам. Разработка велась до 54-го года, когда и была полностью прекращена.

Американский крейсер «Де Мойна»

При крайне высокой себестоимости(900 млн. рублей при серийном производстве), практически во всем проигрывал конкуренту, был крайне уязвим для атак с воздуха и при подрыве на минах. Поэтому высшее руководство решило поставить точку и перейти к более перспективным проектам.

Проект 82

Если крейсеры “Проекта 66” были тяжелыми только по названию, то 82-ые были полновесными “тяжеловесами”. Приказ о разработке в 46-ом году отдал лично Сталин. В основу разработки был положен трофейный немецкий корабль “Лютцер”, который захватили еще в 41-ом году. В принципе, работы над созданием своего тяжелого судна стартовали тогда, но из-за тяжелых условий войны времени и денег на него не было. Обладал толстой броней свыше 200-т мм, в качестве основного вооружения имел 9-ть пушек СМ-33 калибра 305 мм. Масса одного снаряда была за 400-та кг!, а максимальная дальность полета — примерно 50 км. Имел особые снаряды легкого типа с радиусом обстрела до 120-ти км. Было заложено два корабля — “Сталинград” и “Москва”. Оба начали строить в 51-ом году. В 53-ом, после смерти Сталина, их разобрали на металоллом.

Тяжелый крейсер «Сталинград»

Такова печальная история тяжелых крейсеров в СССР. Ни один из них так и не был принят на вооружение, а в дальнейшем правительство Советского Союза не видела смысла в постройке кораблей этого типа, так как задачи по борьбе с аналогичными суднами противника она возлагала на другие боевые единицы.

Верфь на орбите

Строить такой корабль на Земле — вариант бессмысленный. Самые большие сверхтяжёлые ракеты — как прошлого («Сатурн-5» и «Энергия»), так и нынешнего времени (SLS, которая ещё не летает, и «Фалкон Хэви») — могут доставить на НОО (низкую опорную орбиту) не более 100-120 тонн груза. Для примера представим, что звёздный крейсер землян (поперёк традиции назовём его «Киров») весит примерно как морской крейсер (полное водоизмещение — 9436 тонн), ну и объём работ примерно соответствующий.

Верфь мы сделаем на орбите, примерно как у МКС в настоящее время — 380-400 километров над поверхностью моря. На такой высоте влияние земной атмосферы всё ещё есть, но уже не такое большое. В крайнем случае, немного поднимем орбиту крейсера при помощи двигателей прилетающих грузовых космических кораблей. С МКС сейчас так и поступают — несколько раз в год запускают двигатели космических грузовиков и повышают орбиту. Собственно, строительство тоже надо начинать рядом с МКС (сейчас там работает около шести человек экипажа, но этого мало, реально мало).

Для начала организуем стапеля (без их помощи монтировать присылаемые с Земли части конструкции будет очень сложно). Их вес — примерно 1/20 от веса крейсера, 470 тонн (дело в космосе, держать корабль не надо, это лишь вопрос удобства). Если считать по весу, а не по объёму — землянам потребуется запустить примерно 20 ракет-носителей «Протон» или восемь «Фалкон Хэви».

Антон Железняк Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Если подобное произойдёт не прямо «послезавтра», а хотя бы через пару десятилетий, то орбитальному заводу с материалами сильно поможет лунная база. Уж чего-чего, а алюминия в лунном грунте достаточно. Воды, по последним исследованиям, тоже много (значит водород и окислитель тоже можно производить). А уже прямо на орбитальной верфи, по чертежам с Земли огромные трёхмерные принтеры будут создавать требуемые детали нужных форм и размеров.

Всего же, если считать по весу, для постройки крейсера потребуется около 400 запусков тяжёлых ракет. Разумнее всего было бы разделить нагрузку между запускающими странами, чтобы сэкономить время. Основные операторы тяжёлых ракет в настоящее время — США, Россия, Китай, Европа. Уже через несколько лет к ним присоединится Индия. Получается примерно 120-130 запусков на страну за три года (сейчас мы говорим исключительно о доставке материалов и готовых деталей, а их не всегда получится загружать «под завязку»).

Реально ли запустить такое количество ракет? В 1985 году СССР сделал сто запусков (из них три оказались неудачными) в течение года всего с двух космодромов — Байконура и Плесецка (ну и один с Капустина Яра). За три года сделать полторы сотни запусков более чем реально, при условии максимальной жизненной необходимости.

Сильно поможет, если уже будут готовы к этому времени «Биг Фалкон» (150 тонн на НОО) и SLS (131 тонна на НОО в максимальной конфигурации), китайский «Чанчжэн-9» (133 тонны на НОО), а также российский сверхтяж с приблизительно такой же нагрузкой.

Итальянский прототип для советских крейсеров

В конце 1920-х г.г. не один из флотов СССР не мог похвастаться большим количеством современных боевых кораблей, особенно плачевной была ситуация с кораблями крупного водоизмещения. Из более-менее современных проектов РККФ располагал разве только тремя крейсерами типа «Светлана», но, и эти корабли были заложены ещё до революции.

Первые опыты в проектировании даже относительно небольших сторожевых кораблей типа «Ураган» показали, что подготовка специалистов, оборудование, производственные мощности — всё это стране Советов только-только предстояло создать, а ведь на это уйдут годы и миллиарды вложенных рублей.

Современный, мощный флот нужен был уже сейчас, поэтому, единственным разумным средством для руководства РККФ в то не простое время, стали попытки купить военные корабли за рубежом. Однако, во-первых, обстановка в мире была такой, что добровольно, да ещё по сходной цене не одна ведущая военно-морская держава со своими новыми судами расставаться не желала, а во-вторых, уже тогда СССР рассматривался на Западе как прообраз «империи зла», вооружать который на свой страх и риск было опасно.

И все-таки, переговоры о покупке кораблей велись.

Итальянский крейсер «Раймондо Монтекукколи» — прототип для «Кирова»

И с высоты вам шлём привет

А где космические монтажники будут жить? МКС строили несколько лет — и то там можно максимум два десятка человек разместить. А ведь им даже при вахтовом методе нужно место, где поспать, поесть и сходить в туалет.

Проще всего решить эту проблему при помощи надувных модулей. Один такой уже существует — Bigelow Expandable Activity Module (BEAM) — и в настоящее время тестируется на МКС. Его пока используют как склад, и объём у него всего 16 кубических метров. Но уже в 2022 году Bigelow Aerospace планирует вывести в космос модуль B330, с рабочим объёмом после полного раскрытия в 330 кубических метров. Это треть нынешнего объёма МКС.


Надувной модуль BEAM (фото: NASA)

Модули B330 хотят объединять по четыре штуки в комплексы Space Complex Alpha. Пара-тройка таких комплексов — и рабочие места для нескольких десятков работников готовы. После чего останется продержаться, пока завершится формирование внутреннего объёма крейсера «Киров», а потом наполнить его дыхательной газовой смесью — и можно действовать по принципу гастарбайтеров: где работать, там и спать.

Большинство монтажников на первых порах будут набирать из космонавтов — проще их дообучить, чем земным сварщикам втолковывать премудрости работы в космосе. Спустя год уже будет готова вторая смена из специалистов‑электронщиков.

Евгений Башин-Разумовский Эксперт по историческим вопросам

Говорят, на съёмках легендарного «Армагеддона» молодой и ещё зелёный Бен Аффлек спросил у Майкла Бэя, не логичнее ли было обучить космонавтов основам бурения, нежели посылать неопытную команду бурильщиков. Майкл Бэй задумался, а затем выдал ёмкое: «Иди на хрен, Бен!»

Конечно, потребуется постоянная «карусель» из грузовых космических кораблей для снабжения работников воздухом, водой и пищей. Ну тут уж назвался Маском — полезай в кузов. Придётся запускать космические грузовики по одному-два еженедельно. Да, тяжело, но по современным меркам вполне реально.

Ещё одной проблемой станут скафандры для ВКД (внекорабельной деятельности). Делают их долго и стоят они очень дорого (разработку нового скафандра NASA оценивает в 250 миллионов долларов). Впрочем, если безопасность Земли потребует — можно и потрудиться. Хорошим подспорьем станут несколько манипуляторов, по типу установленного сейчас на МКС «Канадарм 2». Их можно будет настроить на управление с Земли, что позволит круглосуточно выполнять часть операций.


Манипулятор «Канадарм 2» (фото: NASA)

Видео

Типы кораблей Военно-морского флота СССР периода Второй мировой войны

Линейные корабли«Севастополь» • «Архангельск»R • «Советский Союз» • проект 24Р • «Кронштадт»Х
Лёгкие крейсера«Светлана» • «Киров» проекта 26 • «Максим Горький» проекта 26-бис • «Чапаев» проекта 68-К • «Мурманск»L • «Коминтерн» • «Керчь»R
Эсминцы«Новик» • «Гневный» проекта 7 • «Сторожевой» проекта 7У • «Опытный»S • «Огневой»S • «Дерзкий»L • «Деятельный»L • «Доблестный»L • «Достойный»L • «Дружный»L • «Жаркий»L • «Живучий»L • «Жгучий»L • «Жёсткий»L • «Муссон»R • «Торос»R • «Легкий»R • «Ловкий»R • «Лихой»R • «Летучий»R
Лидеры«Ленинград» проекта 1 • «Минск» проекта 38 • «Киев» проекта 48 • «Ташкент» • проект 24Р • проект 47Р
Подводная лодкатип Д («Декабрист») • тип Л («Ленинец») II серия • тип Л («Ленинец») ХI серия • тип Л («Ленинец») ХIII серия • тип Л («Ленинец») ХIII-1938 серия • тип Щ («Щука») III серия • тип Щ («Щука») V серия • тип Щ («Щука») V-бис • тип Щ («Щука») V-бис-2 серия • тип Щ («Щука») Х серия • тип Щ («Щука») Х-бис серия • тип П («Правда») IV серия • тип К («Крейсерская») ХIV серия • тип М («Малютка») VI серия • тип М («Малютка») VI-бис серия • тип М («Малютка») XII серия • тип М («Малютка») ХV серия • тип С («Средняя») IХ серия • тип С («Средняя») IХ-бис серия • «Калев»R • «Ронис»R • ТС-1R • В-1R • В-2R • ТМ-4R • U-18R • Н-22R • Н-26R • Н-27R
Сторожевой корабль«Ураган» • «Жемчуг» • «Туман»
Торпедный катерГ-5 • Д-3 • «Комсомолец»
Тральщик«Фугас» • «Владимир Полухин» • проект 253Л

Примечания: S

: Единственный корабль в классе;
R
: Корабль полученный в качестве репараций или трофея;
L
: Корабль поставленный по ленд-лизу;
X
: Недостроен;
P
: Нереализованный проект;

Дополнительное вооружение

Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-16 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронных ловушек, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором. Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и систему опознавания «свой-чужой».

Взлётная палуба на корме крейсера «Калинин». Видны открытые двери ангара и палубные вертолёты Ка-25 и Ка-27

На каждом крейсере проекта 1144 базируются два тяжелых многоцелевых вертолёта Ка-27 в модификации РЛД и ПЛ. Вертолёты используются в противолодочном варианте и в качестве ретранслятора-корректировщика полёта ПКР «Гранит». Экипаж вертолёта — 3 человека (лётчик, штурман и оператор гидроакустической станции). Максимальная взлётная масса — 11 т, продолжительность полёта — 4,5 часа, потолок — 4300 м, максимальная скорость — 270 км/ч, дальность полёта — 800 км. Вертолёты могут иметь противолодочные ракеты АПР-2Е (диаметр — 350 мм, длина — 370 см) с твердотопливным ракетным двигателем, обеспечивающим под водой скорость 115 км/ч. Масса ракеты — 575 кг, б/ч — 100 кг. Под водой ракета движется по 2 мин, обследуя пространство радиусом 1500 м и определяя пеленг на цель с точностью 2°. На вооружении вертолётов — и управляемые глубинные бомбы массой 94 кг и скоростью движения 55 км/ч с активной гидроакустической системой наведения. Бортовой радиоэлектронный комплекс вертолёта Ка-27 обеспечивает полёт над морем в любую погоду, поиск и слежение за подлодками на удалении до 200 км от корабля, автоматический вывод вертолёта в точку сброса средств поражения, возврат и заход на посадку в автоматическом режиме.

Гидроакустическая система включает в себя гидролокатор с корпусной антенной (в бульбовом обтекателе) для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150—200 м) — на средних частотах.

Постройка и испытания

Основная статья

:
Лёгкие крейсера типа «Киров» проекта 26
Корпус крейсера был заложен 22 октября 1935 на Ленинградском заводе №189 имени С. Орджоникидзе. 30 ноября 1936 года лёгкий крейсер «Киров» был спущен на воду. 12 марта 1937 года была проверена работа турбозубчатого агрегата, а в конце июня крейсер отбуксировали в Кронштадт. Корабль впервые самостоятельно вышел в море 7 августа 1937 года под заводским флагом. В Кроштадте было выявлены дефекты в изготовлении башен главного калибра, вследствие чего башни заклинило. 12 августа 1937 года пробило главный паропровод вследствие чего, 17 человек получили ожоги. После этого были арестованы ответственный сдатчик В. Л. Бродский и строитель корабля Н. В. Григорьев. Последний в скором времени был расстрелян. 15 сентября 1937 года были проведены первые стрельбы холостыми залпами. Вследствие стрельб получил деформации полубак, который в дальнейшем пришлось укрепить. В июне 1938 года во время испытаний торпедного аппарата, одна из торпед, на которой отсутствовал боевой заряд, описала циркуляцию и ударилась в борт крейсера. После этого случая, Векман А. К. который возглавлял комиссию по приёмке корабля был отстранён от должности.

Крейсер «Киров» перед войной.

9 сентября 1938 года были проведены сдаточные испытания крейсера «Киров». На них корабль развил скорость в 35,94 узла. А при экономической скорости в 18 узлов было пройдено расстояние в 3750 миль. Остановка крейсера с полного хода показала результат в 20 мин после команды «стоп» и пройдя 16,5 кбт по инерции, а с полного хода и при команде «полный назад», крейсер остановился через 2:42, пройдя 6,2 кбт.

26 сентября 1938 года комиссией под председательством капитана 2 ранга Д. Д. Долина, был подписан акт о приёмке крейсера. И был утверждён заместителем Наркома ВМФ флагманом 1 ранга И. С. Исаковым 1 октября 1938 года.

Но приёмочная комиссия в акте отметила, что присутствует большое количество недоработок: броневая защита торпедных аппаратов не была установлена, скорострельность орудий главного калибра оказалась низкой, не заменены и не сданы редукторы главных турбин и арматура главного и вспомогательного паропроводов. Также не было установлено устройство паравана. Прибор управления зенитным огнём не был установлен. Также было отмечено наличие сильной вибрации носовой надстройки, неудачная конструкция мостика и рубок за счёт малой площади и плохого обзора с постов. Силовая синхронная передача для орудий «Б-34» была в нерабочем состоянии и орудия стреляли с помощью ручной наводки на цель, гировертикаль «Газон» была не эффективной вследствие неудачного расположения.

Вооружение

Главный калибр

Артиллерия главного калибра корабля была представлена 3 × 3 — 180-мм орудиями «Б-1-П» в башенных установках «МК-3-180». Две башни размещались в носовой части корабля, одна в корме. Боекомплект насчитывал 900 снарядов. На крейсере была установлена система приборов управления стрельбой главного калибра «Молния».

Вспомогательная/зенитная артиллерия

На крейсере были установлены 6 × 1 — 100-мм орудия «Б-34». Они располагались в кормовой надстройке по три на борт. Боезапас составлял 300 снарядов на ствол. Управление стрельбой 100-мм артиллерии производилось с помощью системы «Горизонт».

Зенитная артиллерия крейсера была представлена 6 × 1 — 45-мм орудиями «21-К» с боезапасом 600 патронов на ствол и 4 × 1 — 12,7-мм пулемётами «ДШК» с боезапасом 12 500 патронов на ствол.

Носовые орудия крейсера «Киров»

Характеристики артиллерийского вооружения крейсера «Киров»
Орудие/Калибр, мм«Б-1-П»/180«Б-34»/100«21-К»/45«ДШК»/12,7
Год разработки1934193619321937
Длина ствола, калибры/мм57/10 34556/579546/2072,579/1003
Объём зарядной камеры, дм³52,37,9850,5
Масса снаряда, кг97,515,81,40,052
Скорострельность, выстр./мин41530250
Углы вертикальной наводки−4°/+50°-5°/+85°-5°/+85°-34°/+85°
Максимальная дальность стрельбы, м37 12922 00092003500
Начальная скорость, м/сек920900760840
Расчёт, чел.50931

Минно-торпедное вооружение

На крейсере были установлены 2 × 3 — 533-мм торпедных аппарата «39-Ю». Боекомплект составлял шесть торпед которые хранились в самих торпедных аппаратах. Также крейсер по необходимости мог нести 264 мины заграждения образца 1912 года или 100 мин «КБ-1». Для приема мин на верхней палубы размещались рельсы длинной 270 м. Сбрасывание мин в воду производилось по двум кормовым скатам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]