Фото: Антон Тушин
На холдинга «Вертолеты России» запущено серийное производство транспортно-боевого вертолета Ми-35П. Это новейшая модификация легендарного Ми-24 «Крокодил», созданного 50 лет назад. Усовершенствованный Ми-35П создатели недаром прозвали «Фениксом» – возродившись, машина унаследовала все преимущества Ми-24, избавилась от недостатков, а также получила новые возможности. О новейшем серийном вертолете Ростеха – в нашем материале.
История создания вертолетов Ми-24 и Ми-35
Есть такая шутка — «что такое вертолеты? это души погибших танков». Наверняка, её вспоминает каждый, кто хоть раз увидит боевой вертолет Ми-24. Однако, за рубежом «крокодил» (прозвище Ми-24 за характерный внешний вид) больше известен под экспортными обозначениями: Ми-25 и Ми-35. Ми-25 представляет собой экспортный вариант модификации Ми-24Д, а Ми-35 — модификации Ми-24В.
Оба варианта от «российской» версии отличаются комплексами бортового оборудования, и теоретически представляют её полную копию. Так ли это на самом деле, сказать трудно, но технические характеристики Ми-24 соответствующих модификаций и экспортных аналогов практически совпадают.
- Вертолеты типа Ми-25 экспортировались в: Афганистан, Алжир, Анголу, Вьетнам, Индию, Ирак, Йемен, Камбоджу, Кубу, Ливию, Никарагуа, Перу, Северную Корею, Сирию, Эфиопию.
- Вертолеты типа Ми-35 экспортировались в: Анголу, Афганистан, Буркина-Фасо, Зимбабве, Индию, Индонезию, Кипр, Мьянму, Намибию, Перу, Сенегал, Судан, Узбекистан, Чехию, Шри-Ланка, Эритрею, Эфиопию.
Ми-25 ВВС Индии
Небо дало «добро»
Первый образец обновлённого вертолёта Ми-35П завершил программу типовых лётных испытаний. Они проходили на базе предприятия «Роствертол» и Национального центра вертолетостроения имени М.Л.Миля и Н.И.Камова. При этом Ми-35П выполнил ряд полётов с применением нового вооружения и бортового оборудования. Правильность внедрённых конструктивных изменений и заявленные характеристики полностью подтверждены. Дано «добро» на серийное производство в новом облике.
Что же удалось сделать в ходе проведённого обновления Ми-35П? Насколько повысилась эффективность применения вертолёта?
«Ми-35П создан в кооперации предприятий Ростеха и сочетает в себе лучшие качества легендарного семейства Ми-24, закалённого в воздушных боях по всему миру, и новейшие российские разработки в области бортового радиоэлектронного оборудования, — отметил Андрей Богинский. — В прошлом году мы продемонстрировали эту машину целому ряду потенциальных заказчиков и сегодня можем с уверенностью говорить о том, что вертолёт востребован — началось серийное производство Ми-35П по первому заключённому контракту с иностранным заказчиком».
Если коротко, то усовершенствованный вертолёт теперь имеет новую обзорно-прицельную систему, современный пилотажный комплекс и возможность автоматического сопровождения целей. Обновлено в соответствии с приобретённым опытом использования в «горячих точках» и появившимися задачами вооружение. Сама конструкция винтокрылой машины обеспечивает высокую боевую живучесть, а также снижает трудоёмкость технического обслуживания — сегодня это тоже немаловажно.
Конструкция вертолетов Ми-24 и Ми-35
См. статью о боевом вертолете Ми-24.
Вертолет Ми-25 (Ми-35) построен по классической одновинтовой схеме с 5-и лопастным несущим и 3-х лопастным рулевым винтами.
Фюзеляж полумонокок, цельнометаллический. На фюзеляже установлено небольшое крыло, консоли крыла двухлонжеронные, трапецевидные в плане. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой, убирающееся в фюзеляж. Для защиты рулевого винта установлена хвостовая опора.
Силовая установка состоит из 2х ТВД ТВ3-117 (на Ми-35 ТВ3-117В), ВСУ АИ-9В. Воздухозаборники двигателей оборудуются пылезащитными устройствами. Предусмотрена установка 2 дополнительных металлических баков в фюзеляже и подвеска 2(4) ПТБ по 450 л под крылом.
Кабины членов экипажа раздельные, размещены уступом. В грузовом отсеке вдоль оси вертолёта установлены складные сиденья для отделения десантников. Доступ в грузовой отсек осуществляется через двустворчатые двери по обоим бортам. Нижние створки фиксируются в открытом положении и служат трапами. Окна могут окрываться во внутрь для ведения десантниками огня из табельного оружия.
Боевой вертолет Ми-25/Ми-35
Взлетно-посадочное оборудование
Кроме всего прочего, боевой вертолет круглосуточного применения МИ-35М получил новое взлетно-посадочное оборудование. Оно предназначено для поглощения нагрузок при взлете и посадке, руления посаженной машины и изменения ее клиренса на стоянке. Также вертолет имеет неубирающееся шасси, обеспечивающее безопасность его полета на предельно малых высотах или при необходимости аварийной посадки.
Основные модификации вертолётов Ми-25 и Ми-35
- Ми-25 — экспортный вариант Ми-24Д.
- Ми-25У — экспортный вариант Ми-24ДУ с полноценным двойным управлением, но без пулемёта.
- Ми-35 — экспортный вариант Ми-24В.
- Ми-35М1 — модернизированный, с двигателями ТВ3-117ВМА, Х-образным рулевым винтом, французской авионикой, укороченным крылом, топливными баками с пенополиуретаном. Состав вооружения аналогичен Ми-24ВП. Разработан в 1995 году.
- Ми-35М2 — высотный, с двигателями ТВ3-117ВМА-СБЗ, измененным составом радиооборудования. В состав вооружения включена ракета «Игла-В», пушка ГШ-23В с водяным охлаждением. Первый полёт 30 мая 2000 года.
- Ми-35М3 — экспортный вариант Ми-24ВМ.
- Ми-35МО — ночной, с оптико-электронной системой ГОЭС-342. В 2000 году переобрудовано 2 вертолёта.
- Ми-35П — экспортный вариант Ми-24П. Поставлялся в Индию, Мексику.
- Ми-35ПН — ночной вариант Ми-35П. В 2000 году переобрудовано 2 вертолёта.
- «Mission-24» — модернизированный израильской фирмой IAI. Отличается составом БРЭО.
В пятьдесят все только начинается
Ми-24 стал уникальной машиной, первым вертолетом в СССР и вторым в мире, созданным специально для боевых задач. Он впервые поднялся в небо более полувека назад − в сентябре 1969 года. Ми-24, прозванный во время Афганского конфликта «Крокодилом», − еще и самый быстрый вертолет в мире, достигший скорости 368 км/ч. На счету этого «ударника» несколько рекордов, но наиболее яркое достижение – это единственная зафиксированная в истории победа вертолета в воздушном бою над самолетом-истребителем.
Ми-24. фото: Игорь Двуренков / wikimedia.org
Конструкция Ми-24/35 оказалась настолько удачной, что он стал одним из самых массовых ударных вертолетов в мире и несет службу более чем в 60 странах. Для отечественных вооруженных сил вертолеты серийно выпускались до 1989 года, затем был почти десятилетний перерыв. Но к машине проявляли большой интерес иностранные заказчики, и производство было решено возобновить. Пятидесятилетний опыт использования, в том числе в реальных боевых действиях, позволил конструкторам ОКБ Миля довести машину практически до совершенства. Несмотря на такой почтенный возраст, Ми-24 обладает большим потенциалом для развития.
Моделью, давшей вторую жизнь «Крокодилу», стал глубоко модифицированный Ми-35М, который вышел в серию в 2006 году. Эта версия Ми-24 изначально выпускалась в экспортном варианте, а с 2011 года, после более чем 20-летнего перерыва, легендарный вертолет снова поставляется в ВКС РФ.
Характеристики Ми-25, Ми-35
Характеристики приведены для моделей Ми-25/Ми-35, там где они различаются, данные даны через дробь
я ЙНМЖЮ ОНЯКЕДМЕЦН ДЕЯЪРХКЕРХЪ ОПНЬКНЦН БЕЙЮ ПЮГПЮАНРВХЙ БЕПРНКЕРЮ — лбг ХЛ. M.к. лХКЪ — ЯНБЛЕЯРМН Я ГЮБНДНЛ «пНЯРБЕПРНК» ОПХЯРСОХК Й ПЮАНРЮЛ ОН ЛНДЕПМХГЮЖХХ ЯЕПХИМШУ лХ-24б Х лХ-24о, Б ПЕГСКЭРЮРЕ ЙНРНПШУ ОНЪБХКНЯЭ МЕЯЙНКЭЙН НОШРМШУ БЮПХЮМРНБ Я ПЮГКХВМШЛХ ЯНБПЕЛЕММШЛХ НАГНПМН-ОПХЖЕКЭМШЛХ ЯХЯРЕЛЮЛХ, АКЮЦНДЮПЪ ЙНРНПШЛ БЕПРНКЕР НАПЕК БНГЛНФМНЯРЭ ЩТТЕЙРХБМНЦН ЙПСЦКНЯСРНВМНЦН АНЕБНЦН ОПХЛЕМЕМХЪ, Б Р.В. Я ХЯОНКЭГНБЮМХЕЛ МНБШУ ЙНЛОКЕЙЯНБ СОПЮБКЪЕЛНЦН БННПСФЕМХЪ. нДХМ ХГ РЮЙХУ БЮПХЮМРНБ — лХ-24ом — ЯРЮК НАПЮГЖНЛ ДКЪ РЮЙ МЮГШБЮЕЛНИ ЯЕПХИМНИ ЛНДЕПМХГЮЖХХ ВЮЯРХ «ОСЬЕВМШУ» лХ-24о ПНЯЯХИЯЙНИ ЮПЛЕИЯЙНИ ЮБХЮЖХХ, БШОНКМЕММНИ МЮ «пНЯРБЕПРНКЕ» Б ОЕПБНИ ОНКНБХМЕ ОПНЬКНЦН ДЕЯЪРХКЕРХЪ. нДМЮЙН, ОН-МЮЯРНЪЫЕЛС БРНПНИ ФХГМЭЧ ОПНЯКЮБКЕММНЦН АНЕБНЦН БЕПРНКЕРЮ ЯРЮКН ЯНГДЮМХЕ ЦКСАНЙН ЛНДЕПМХГХПНБЮММНЦН лХ-35л — Я ЯХКНБНИ СЯРЮМНБЙНИ ХГ АНКЕЕ ЛНЫМШУ ДБХЦЮРЕКЕИ бй-2500-02, МЕЯСЫХЛ БХМРНЛ Я ЙНЛОНГХРМШЛХ КНОЮЯРЪЛХ, у-НАПЮГМШЛ ПСКЕБШЛ БХМРНЛ, МЕСАХПЮЧЫХЛЯЪ ЬЮЯЯХ, СЙНПНВЕММШЛ ЙПШКНЛ, Ю ЦКЮБМНЕ — ЯНБПЕЛЕММШЛ ЙНЛОКЕЙЯНЛ АНПРНБНЦН НАНПСДНБЮМХЪ Я МНБНИ НАГНПМН-ОПХЖЕКЭМНИ ЯХЯРЕЛНИ, ЩКЕЙРПНММНИ ХМДХЙЮЖХЕИ Х БНГЛНФМНЯРЭЧ ОПХЛЕМЕМХЪ БННПСФЕМХЪ Б КЧАНЕ БПЕЛЪ ЯСРНЙ. б 2006 Ц. лХ-35л АШК ГЮОСЫЕМ Б ЯЕПХИМНЕ ОПНХГБНДЯРБН МЮ «пНЯРБЕПРНКЕ». оЕПБШЕ ОЮПРХХ МНБШУ БЕПРНКЕРНБ ОНЬКХ МЮ ЩЙЯОНПР — ЯМЮВЮКЮ Б бЕМЕЯСЩКС, ГЮРЕЛ Б аПЮГХКХЧ, юГЕПАЮИДФЮМ Х ДПСЦХЕ ЯРПЮМШ, Ю Я 2011 Ц., ОНЯКЕ АНКЕЕ ВЕЛ ДБЮДЖЮРХКЕРМЕЦН ОЕПЕПШБЮ, БНГНАМНБХКХЯЭ Х ОНЯРЮБЙХ НРЕВЕЯРБЕММШЛ БННПСФЕММШЛ ЯХКЮЛ. й МЮЯРНЪЫЕЛС БПЕЛЕМХ Б пНЯРНБЕ ХГЦНРНБКЕМН Х НРОПЮБХКНЯЭ Й ГЮЙЮГВХЙЮЛ Б пНЯЯХХ Х ГЮ ПСАЕФНЛ СФЕ АНКЕЕ ОНКСРНПЮ ЯНРЕМ лХ-35л МНБНИ ОНЯРПНИЙХ.
мЮ БНЕММН-РЕУМХВЕЯЙНЛ ТНПСЛЕ «юПЛХЪ-2018», ОПНЬЕДЬЕЛ Б оНДЛНЯЙНБЭЕ ОПНЬКШЛ КЕРНЛ, АШКХ ОПЕДЯРЮБКЕМШ БЮПХЮМРШ ДЮКЭМЕИЬЕИ ЛНДЕПМХГЮЖХХ РПЮМЯОНПРМН-АНЕБШУ БЕПРНКЕРНБ ЯЕЛЕИЯРБЮ лХ-35, ОПХВЕЛ, МЮПЪДС Я лХ-35л, АШК БОЕПБШЕ ОПЕДЯРЮБКЕМ Х НАМНБКЕММШИ лХ-35о
: ЯНУПЮМХБ «ТХПЛЕММШЕ» ВЕПРШ «ЙКЮЯЯХВЕЯЙНЦН» лХ-24о. ЯПЕДХ ЙНРНПШУ «ДКХММНЕ» ЙПШКН, САХПЮЧЫЕЕЯЪ ЬЮЯЯХ, НМ ОЕПЕМЪК ПЪД ВЕПР «ЩЛЙХ», МЮОПХЛЕП — ОНДБХФМСЧ СЯРЮМНБЙС Я 23-ЛЛ ОСЬЙНИ ць-23к БЛЕЯРН ОПЕФМЕЦН МЕОНДБХФМНЦН НПСДХЪ ЙЮКХАПЮ 30 ЛЛ, НДМНБПЕЛЕММН ОНКСВХБ МНБШИ ЙНЛОКЕЙЯ СОПЮБКЪЕЛНЦН БННПСФЕМХЪ, ЯНБПЕЛЕММСЧ ЙПСЦКНЯСРНВМСЧ НАГНПМН-ОПХЖЕКЭМСЧ ЯХЯРЕЛС, ЙНЛОКЕЙЯ МЮБХЦЮЖХХ Х ЩКЕЙРПНММНИ ХМДХЙЮЖХХ. лХ-35о БННПСФЕМ орпй 9л120-1 «юРЮЙЮ-бл» Я ДЮКЭМНЯРЭЧ 6 ЙХКНЛЕРПНБ КХАН орпй 9л127-1 «бХУПЭ-1» Я КЮГЕПМНИ ЯХЯРЕЛНИ МЮБЕДЕМХЪ Х ДЮКЭМНЯРЭЧ ДН 8 ЙХКНЛЕРПНБ. рЮЙ ФЕ БЕПРНКЕР ЛНФЕР МЕЯРХ ЙНЛОКЕЙР ЮООЮПЮРСПШ СОПЮБКЕМХЪ Х ОСЯЙНБШУ ЛНДСКЕИ «яРПЕКЕЖ» Я сп «хЦКЮ».
тХПЛЕММЮЪ ВЕПРЮ лХ-35о, НРКХВЮЧЫЮЪ ЕЦН НР лХ-35л, √ САХПЮЧЫЕЕЯЪ ЬЮЯЯХ, ВРН НАЕЯОЕВХБЮЕР ЕЛС АНКЕЕ БШЯНЙСЧ ЛЮЙЯХЛЮКЭМСЧ ЯЙНПНЯРЭ ОНКЕРЮ, ЙНРНПЮЪ ЛНФЕР ДНЯРХЦЮРЭ 335 ЙЛ/В. лНДЕПМХГХПНБЮММШИ лХ-35о ОНКСВХР ЯНБПЕЛЕММШИ БШЯНЙНЩТТЕЙРХБМШИ АНПРНБНИ ЙНЛОКЕЙЯ НАНПНМШ, ВЮЯРЭ ЮООЮПЮРСПШ ЙНРНПНЦН СЯРЮМНБКЕМЮ Б ЯОЕЖХЮКЭМШУ ЦНМДНКЮУ ОНД ГЮЙНМЖНБЙЮЛХ ЙПШКЮ. рЮЙ ФЕ лХ-35о ОНКСВХК НАГНПМН-ОПХЖЕКЭМСЧ ЯХЯРЕЛС ноя-24м-1к Я ЛЮРПХВМШЛ ДКХММНБНКМНБШЛ РЕОКНБХГНПНЛ РПЕРЭЕЦН ОНЙНКЕМХЪ, РЕКЕБХГХНММНИ ЙЮЛЕПНИ Х КЮГЕПМШЛ ДЮКЭМНЛЕПНЛ.
мНБШИ ЖХТПНБНИ ОХКНРЮФМШИ ЙНЛОКЕЙЯ ймщх-24щ-1 Я ЛМНЦНТСМЙЖХНМЮКЭМШЛХ ДХЯОКЕЪЛХ, МЮ НЯМНБЕ ЮБРНОХКНРЮ ойб-8-35 СКСВЬХР СОПЮБКЪЕЛНЯРЭ, ОНБШЯХР СЯРНИВХБНЯРЭ БЕПРНКЕРЮ, Ю СКСВЬЕММШИ ОПХЖЕКЭМН-БШВХЯКХРЕКЭМШИ ЙНЛОКЕЙЯ оПбй-24-2 ОНБШЯХР РНВМНЯРЭ ОНПЮФЕМХЪ ЖЕКЕИ. б АКХФЮИЬХУ ОКЮМЮУ — НЯМЮЫЕМХЕ ЕЦН МНБЕИЬХЛ БШЯНЙНЩТТЕЙРХБМШЛ АНПРНБШЛ ЙНЛОКЕЙЯНЛ НАНПНМШ Б ОНДЙПШКЭЕБШУ ЦНМДНКЮУ.
лХ-35о НРКХВЮЕРЯЪ БШЯНЙХЛХ КЕРМШЛХ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮЛХ, Б ВЮЯРМНЯРХ, НМ ЛНФЕР ЩТТЕЙРХБМН ОПХЛЕМЪРЭЯЪ Б СЯКНБХЪУ БШЯНЙХУ РЕЛОЕПЮРСП Х БШЯНЙНЦНПЭЪ. йНМЯРПСЙЖХЪ БЕПРНКЕРЮ НАЕЯОЕВХБЮЕР БЕПРНКЕРС МХГЙСЧ ЮЙСЯРХВЕЯЙСЧ ГЮЛЕРМНЯРЭ, ОНБШЬЕМХЕ АНЕБНИ ФХБСВЕЯРХ, Ю РЮЙФЕ ЯМХФЮЕР РПСДНЕЛЙНЯРЭ РЕУМХВЕЯЙНЦН НАЯКСФХБЮМХЪ.
кру:
лНДХТХЙЮЖХЪ | лХ-35о |
дХЮЛЕРП ЦКЮБМНЦН БХМРЮ, Л | 17.30 |
дХЮЛЕРП УБНЯРНБНЦН БХМРЮ, Л | 1.50 |
дКХМЮ,Л | 17.51 |
бШЯНРЮ ,Л | 3.90 |
лЮЯЯЮ, ЙЦ | |
ОСЯРНЦН | 8200 |
МНПЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ | 11200 |
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ | 11500 |
бМСРПЕММХЕ РНОКХБН, ЙЦ | 1500 + НОЖХНМЮКЭМН 1000 |
ора | 1200 (4 У 500 К) |
рХО ДБХЦЮРЕКЪ | 2 црд йКХЛНБ рб3-117блю |
лНЫМНЯРЭ, К.Я. | 2 У 2225 |
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В | 335 |
йПЕИЯЕПЯЙЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В | 260-280 |
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ | 1000 |
аНЕБЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ | 450 |
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л | 4500 |
яРЮРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л | 1750 |
щЙХОЮФ, ВЕК | 2 |
оНКЕГМЮЪ МЮЦПСГЙЮ: | ДН 8 ЯНКДЮР ХКХ 4 МНЯХКНЙ ХКХ 2400 ЙЦ ЦПСГЮ |
бННПСФЕМХЕ: | ОСЬЕВМЮЪ СЯРЮМНБЙЮ моос-23 Я 23-ЛЛ ОСЬЙНИ ць-23к АНЕБЮЪ МЮЦПСГЙЮ — ДН 2400 ЙЦ МЮ 6 СГКЮУ ОНДБЕЯЙХ: 4 ос сб-32-57 32У55-ЛЛ мсп я-5 ХКХ 2 ос са-20-8 20У80-ЛЛ я-8 мсп, ХКХ 4У 240-ЛЛ мсп C-24а, ХКХ 4 ос а-13п Я 122-ЛЛ мсп я-13, ХКХ ос сб-20-57 20У55-ЛЛ мсп я-5 4 ос орпй 9л120-1 юРЮЙЮ-бл ХКХ 9л127-1 бХУПЭ-1, пй яРПЕКЕЖ Я сп хЦКЮ ЙНМРЕИМЕПШ сой-23-250 Я 23-ЛЛ ОСЬЙНИ ць-23к Х 250 ОЮРПНМЮЛХ, ЙНМРЕИМЕПШ Я ОСКЕЛЕРЮЛХ ХКХ 30-ЛЛ ЦПЮМЮРНЛЕРЮЛХ, ХКХ 1500 ЙЦ АНЛА ЛЮКНЦН ЙЮКХАПЮ Б РНЛ ВХЯКЕ ЙКЮЯРЕПМШЕ, МЮОЮКЛНБШЕ, ДШЛНБШЕ. БНГЛНФМЮ СЯРЮМНБЙЮ ОНЯРЮБЫХЙЮ ЛХМ отл-1 (ЙНМРЕИМЕП йлцс- 2) |
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ : |
тНРНЦПЮТХХ: | лХ-35о (c) мХЙНКЮИ цПХЫЕМЙН |
лХ-35о (c) пНЯРБЕПРНК / бЕПРНКЕРШ пНЯЯХХ | |
лХ-35о (c) йХПХКК мЮСЛЕМЙН | |
лХ-35о (c) пНЯРБЕПРНК / бЕПРНКЕРШ пНЯЯХХ | |
лХ-35о (c) еЦНП ьХРНБ | |
пй «яРПЕКЕЖ» МЮ лХ-35о | |
нАГНПМН-ОПХЖЕКЭМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ ноя-24м-1к |
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ: |
бГКЕР 2019-05-06. юМДПЕИ тНЛХМ. лХ-35о: ОРХЖЮ тЕМХЙЯ ЮПЛЕИЯЙНИ ЮБХЮЖХХ рюяя. «бЕПРНКЕРШ пНЯЯХХ» ЯНГДЮКХ МНБШИ ЯРЮМДЮПР ЛНДЕПМХГЮЖХХ лХ-24 Russianplanes.net. лХ-35о |
сЦНКНЙ МЕАЮ. 2020
Универсальность
Кроме боевого назначения, вертолет может быть использован как грузовой, десантный или санитарный. В десантном варианте он вмещает в себя 8 солдат с личным вооружением. Транспортная версия вертолета позволяет транспортировать грузы или боеприпасы массой до 1,5 тонны. Кроме того, наличие надежной наружной подвески позволяет перевезти до 2,4 тонны грузов вне кабины машины. В санитарной модификации вертолет может транспортировать 3-х больных (2 лежачих и 1 сидячий) и одного сопровождающего их медицинского работника.