Преимущество кораблей на воздушной подушке (КВП, СВП) — минимальная или отсутствующая осадка. Это позволяет судам перемещаться не только по мелководью, но и по грунту или льду, преодолевая небольшие участки суши. Помимо свойств амфибии малая осадка обеспечивает кораблю высокую скорость хода.
Впервые идея подобной конструкции озвучена в начале XVIII века, технологии для реализации появились в конце XIX. Опытные образцы судов на воздушной подушке появились лишь в первой половине XX века. Сегодня в военных целях такие корабли применяются для десантирования, минирования, доставки грузов и техники.
Проект 12322 «Зубр» — советский малый десантный корабль на воздушной подушке (МДК, МДВКП). Предназначен для доставки и эвакуации пехоты и техники с оборудованного или необорудованного берега.
История разработки и создания десантного корабля
СВП «Зубр»
Для работ по проектированию нового судна на воздушной подушке у советских инженеров уже был достаточный опыт. В начале 1970-х гг на вооружении имелись десантные катера «Скат», «Кальмар» и корабль на воздушной подушке «Джейран».
В 1978 в «ЦМКБ Алмаз» поступило задание на проектирование более мощного десантного корабля на воздушной подушке по сравнению с имевшимся «Джейраном». Проект под номером 12322 получил название «Зубр». Акцент разработки ставился на увеличении скорости и ходовых качеств, грузоподъемности, а также улучшении боевого и радиоэлектронного вооружения.
Строительство новых судов началось в 1983. Первый опытный образец МДК-95, ставший головным кораблем серии, собран в 1986 году. После всех испытаний в 1988 данные суда на воздушной подушке приняты на вооружение. Последующие модели собирались с некоторыми доработками, учитывающими итоги испытаний.
К началу 1990-х гг в составе ВМФ СССР числилось 8 таких судов. С распадом СССР 5 из них отошли к России, 3 — Украине, еще один она смогла собрать самостоятельно. Российское производство новых кораблей было приостановлено, акцент смещен на экспорт. В Грецию было поставлено 4 «Зубра». Столько же Украина собрала для Китая.
На текущий момент в составе ВМФ России лишь два судна на воздушной подушке проекта 12322 — «Мордовия» и «Евгений Кочешков». В 2022 объявлено о возрождении серии, начало строительства новых кораблей ориентируют на 2019-21 гг.
Сколько осталось «Зубров»?
При всех достоинствах этого замечательного образчика советского оборонпрома нельзя не добавить в славную бочку меда, которой, несомненно, достойны его создатели, и ложку дегтя. На момент распада СССР в составе Черноморского флота числились восемь единиц ДКВП «Зубр». Эта бригада десантных кораблей была поделена не поровну, но по-братски: России достались пять (среди них – первый опытный образец, его можно не считать), а Украине – три судна («Краматорск», «Артемовск» и «Горловка»). Возмущаться поборникам всеобщей справедливости не стоит. Украинскому флоту оказались не нужны и те «Зубры», что он получил, содержать их оказалось не под силу военному бюджету. К тому же в Феодосии достраивались еще два корабля, один из которых удалось завершить. Опять же, справедливость требует заметить, что российский флот тоже распорядился своими «Зубрами» не лучшим образом. Когда Греция (страна – член НАТО!) изъявила желание приобрести уникальные боевые корабли, то и Украина, и Россия предложили купить по паре штук. Сделка состоялась.
Затем три оставшиеся единицы были за ненадобностью списаны из состава ВМС Украины, и, по всей видимости, порезаны на металлолом, спрос на который есть всегда.
Итак, в итоге у греков «Зубров» больше всех, целых четыре. Флот России обладает двумя единицами, а в Китае – один, достроенный на украинских верфях. Кстати, в КНР планируется постройка еще четырех экземпляров. Украинские специалисты предоставили помощь и техническую документацию.
В утешение можно констатировать, что боевое применение «Зубров» во время грузино-абхазского конфликта пока было единственным и успешным. Подробности военных операций с их участием широкой общественности неизвестны.
Основные цели и задания
Основное назначение судов проекта 12322 — десантирование пехоты вместе с техникой. Для этого Зубр корабль способен принимать на борт подразделения с необорудованного берега, перевозить их морем, преодолевать участки суши, включая небольшие препятствия. Высадка десанта может производиться как на береговой линии, так и дальше в тыл противника.
С учетом технических характеристик «Зубр» способен высаживать десант на 70% побережья всех морей и океанов мира. Помимо этого, судно способно устанавливать минные заграждения, а также прикрывать высадку десанта имеющейся артиллерией.
Альтернативные концепции десантирования
Транспортное средство, имеющее колесную или гусеничную ходовую часть, может передвигаться по суше и преодолевать сложные препятствия, но диапазон высот преград ограничен. Есть бронированные технические средства, способные плавать, но их судоходные качества обычно не соответствуют понятию «судно», они тихоходны и относительно беспомощны до момента входа на берег. Существуют военные корабли специального назначения, предназначенные для перевозки и высадки десанта, в составе которого могут присутствовать несколько единиц бронетехники и живая сила. У этих плавсредств также есть недостатки, они уязвимы в силу тихоходности, для успешного выполнения боевой задачи им требуется подходящий берег. Только 14% всех пляжей пригодны для высадки с МДК (аббревиатура означает малый десантный корабль) водовытесняющего типа, причаливающих вплотную и открывающих аппарели.
Есть и еще одна концепция, разработанная в последние десятилетия. Это загоризонтное десантирование. Суть ее состоит в том, что основной корабль находится вдали от побережья, а доставка бронетехники осуществляется специальными самоходными маломерными судами. Именно к такому десантированию готовы вертолетоносцы класса «Мистраль». Высаживаться таким способом можно, конечно, лишь в условиях полного господства суше, в воздухе и на воде. Что произойдет с десантом, если у противника есть эффективные средства противодействия (комплексы береговой обороны, например), можно легко представить. Ему предстоит послужить кормом для рыб.
Десантный корабль «Зубр» быстр, он не останавливается на берегу, его огневая мощь сама по себе представляет опасность для обороны противника. В общем, это почти идеальное средство высадки. Он может обслужить 78 процентов всего мирового морского и океанского побережья.
Описание конструкции
Модель компоновки корабля проекта 12322
Конструкция корабля включает три основных элемента: воздушную подушку, понтон (корпус) и надстройку. Отдельно выделяют и силовую установку, обеспечивающую нагнетание воздуха и движение судна. Характерная особенность данного типа судов — кормовые винты, возвышающиеся над основной частью корабля.
Десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» оборудован двумя электростанциями на базе газотурбогенераторов мощностью 100 кВт. Управление судном осуществляется с командного пункта, центрального поста управления или выносных пультов централизованно, удаленно, а также с применением систем автоматизации.
Корпус корабля
В основе судна на воздушной подушке находится прямоугольный понтон, обеспечивающий прочность и непотопляемость корабля. Для этого он имеет цельносварной корпус на основе высокопрочного алюминиево-магниевого сплава с повышенной стойкостью к коррозии.
Под корпусом располагается воздушная подушка, для ее удержания задействовано гибкое ограждение. Также оно обеспечивает необходимый подъем судна над опорной поверхностью. Ограждение двухъярусное, с гибким ресивером и навесами. Благодаря этому воздушная подушка крестообразно делится на секции с поперечными и продольными килями.
Внутренние помещения
Внутренние помещения ориентированы на комфортные условия для экипажа и десанта. Для этого реализована система вентиляции, кондиционирования и отопления. Имеется тепло- и звукоизоляция, последняя особо актуальна, учитывая уровень производимого шума. Внутренние конструкции выполнены из вибродемпфирующих материалов. Предусмотрены условия для комфортного питания и и отдыха экипажа.
Надстройка
Надстройка располагается на понтоне и делится двумя переборками на три отдельных отсека. Средний предназначен для перевозки техники и оборудован соответствующими аппарелями и дорожками для танков.
Боковые отделения включают жилые, служебные и технические помещения. Здесь размещаются основные и вспомогательные энергетические установки, системы обеспечения жизнедеятельности корабля и его защиты от оружия массового поражения. Также тут располагается экипаж судна и десантные группы.
Экраноплан
Начиная с 1965 г. в СССР проводили эксперименты в Каспийском море с машиной, ставшей известной как экраноплан, или «Каспийский монстр». Машина имеет скорость 556 км/ч и летает на высотах 3,5-14 м над водой, болотом или подобным ландшафтом. Имея корпус, подобный широко фюзеляжному воздушному лайнеру, экраноплан может поднимать более чем 90 т груза или около 900 полностью экипированных солдат или морских пехотинцев. Главная энергетическая установка включает восемь газотурбинных двигателей, установленных выше крыла малого удлинения и двух двухконтурных …
Читать дальше
Технические характеристики
«Зубр» со спущенной подушкой сзади
Корабли проекта 12322 считаются самыми большими судами на воздушной подушке в мире. При рассмотрении его технических характеристик обращают внимание на габариты, грузоподъемность, ходовые свойства — аспекты, обеспечивающие выполнение поставленных задач.
Силовая установка
В качестве двигателя используются 5 ГГТА общей мощностью в 50 тыс. л. с. Нагнетание воздушной подушки и винтов осуществляется от тягово-маршевой установки М35. Для этого процесса применяются четыре нагнетательные устройства НО-10, осевое рабочее колесо каждого достигает 2,5 метров.
РЛС
Радиолокационное оснащение судов «Зубр» представлено следующими системами:
- РЛС «Лазурь», на головном корабле вместо нее была установлена РЛС «Позитив»;
- РЛС радиоэлектронной борьбы МП-411;
- навигационная РЛС «Экран-1»;
- средства связи Р-782 «Буран-6Э», ориентированная на различные диапазоны.
Также имеется комплекс управления оборудованием и движением КСУ ТСДК «Флора-32». Ожидается, что с возобновлением производства на новые суда будут установлены современные РЛС и средства радиоэлектронной борьбы.
Максимальная скорость
Скорость хода судна на воздушной подушке «Зубр» составляет 60 узлов (111 км/ч). Дальность хода — 300 миль при скорости в 55 узлов, автономность плавания — 5 суток.
Экипаж
Экипаж «Зубра» составляет 27 человек. Для десанта предусмотрено 4 помещения по 140 мест. При отсутствии техники корабль может перевозить до 500 человек.
Габариты и водоизмещение
По габаритам судно на воздушной подушке «Зубр» имеет следующие показатели:
- длина — 57,3 м;
- ширина — 25,6 м;
- высота по верхней палубе — 21,9 м;
- осадка — 1,6 м.
Вес судна соответствует его водоизмещению. У «Зубра» масса корабля составляет 555 тонн.
Движители
Обеспечивающая движение судна тяга создается за счет трех четырехлопастных реверсивных винтов с принудительным управлением шагом. Диаметр винтов — 5,5 м, установлены в кольцевых насадках из полимерных композитов.
Состав серии
В период с 1970 г. по 1985 г. на ПО «Алмаз» г. (Санкт-Петербург) было построено 20 МДКВП данного типа (1 корабль проекта 1232 и 19 кораблей проекта 12321). При этом МДК-66 в результате пожара в 1973 г. Поправка – Это было в 1983 году. получил сильные повреждения и был построен фактически заново, при этом первоначальные корпусные конструкции были разобраны на металл, а задел оборудования и механизмов использовался при постройке других кораблей серии. В настоящее время все МДКВП исключены из списков флота. Представители данной серии представлены в таблице.Цвета таблицы:
Красный
— Списан или утилизирован или потерян
Название | Иллюстрация | Изготовитель | Ввод в строй | Флот | Текущий статус | |
МДК-167 | 539, 500, 530, 552, 701, 747, 799 | ПО «Алмаз» | 71 | 1970 | БФ | Экспериментальный (пр. 1232). Списан в 1992 |
МДК-86 | 501, 523, 734, 742, 704, 708 | ПО «Алмаз» | 72 | 1975 | БФ | Списан в 1988 |
МДК-117 | 588, 529, 527, 729, 710, 737, 722, 751, 719 | ПО «Алмаз» | 73 | 1974 | БФ | Списан 24.06.1991 |
МДК-103 | 525, 745, 730, 754, 717, 755 | ПО «Алмаз» | 74 | 1975 | БФ | Списан 19.03.1992 |
МДК-217 | 531, 740, 755, 731, 744, 738 | ПО «Алмаз» | 75 | 1976 | БФ | Списан 19.03.1992 |
МДК-219 | 742, 708, 749, 739, 707 | ПО «Алмаз» | 76 | 1977 | БФ | Списан 19.03.1992 |
МДК-184 | 570, 569, 573, 590, 505, 610 | ПО «Алмаз» | 77 | 30.07.1978 | КФл | Списан 28.05.2004 |
МДК-162 | 612, 572, 568, 567, 575, 504 | ПО «Алмаз» | 78 | 1979 | ЧФ | Списан 8.07.1996 |
МДК-165 | 601, 753, 748, 721, 755, 756, 740 | ПО «Алмаз» | 79 | 1979 | БФ | Списан 4.08.1995 |
МДК-9 | 572, 559, 583, 500 | ПО «Алмаз» | 80 | 1980 | ЧФ | Списан 5.12.1995 |
МДК-16 | 630, 578, 561, 581, 501 | ПО «Алмаз» | 81 | 1981 | ЧФ | Списан 5.12.1995 |
МДК-88 | 574, 563, 579, 502, 609 | ПО «Алмаз» | 82 | 30.11.1981 | ЧФ, КФл | Списан 14.03.2010 |
МДК-89 | 615, 576, 565, 577, 503 | ПО «Алмаз» | 83 | 1982 | ЧФ | Списан 8.07.1996 |
МДК-77 | 622, 701, 707, 777, 759 | ПО «Алмаз» | 84 | 1982 | БФ | Списан 17.12.1994 |
МДК-18 | 575, 570, 506, 608 | ПО «Алмаз» | 85 | 30.11.1984 | ЧФ, КФл | Списан в марте 2007 |
МДК-15 | 611, 789, 760, 700 | ПО «Алмаз» | 86 | 1984 | БФ | Списан 10.04.2002 |
МДК-113 | 700, 758, 722, 730 | ПО «Алмаз» | 87 | 1984 | БФ | Списан 10.04.2002 |
МДК-17 | 710, 775, 722 | ПО «Алмаз» | 88 | 1985 | БФ | Списан 10.04.2002 |
МДК-114 | 635, 741, 711, 726, 738, 703 | ПО «Алмаз» | 89 | 1985 | БФ | Списан 16.03.1998 |
МДК-44 | 727, 779, 726 | ПО «Алмаз» | 90 | 1985 | БФ | Списан 17.12.1994 |
Вооружение и транспортные характеристики
Десантирование техники с пехотой
С учетом назначения судна «Зубр» обращают внимание не только на его ходовые качества, но и на десантную вместимость. Учитывается и вероятность поддержки высадки собственным вооружением, а также необходимость самообороны против возможных атак.
Десант
Количество перевозимого десанта зависит от загружаемой техники. Общая грузоподъемность корабля — 150 тонн. При отсутствии боевых машин и танков судно способно принимать на борт до 500 человек. В остальных случаях все зависит от загрузки.
Танки, БТР, БМП
Десантирование техники осуществляется несколькими вариантами:
- три основных танка суммарной массой до 150 тонн;
- 10 БТР до 131 т весом и 140 человек десанта;
- 8 БМП весом до 115 тонн с сопровождением;
- 8 плавающих танков.
Загрузка и высадка производится через аппарель в носовой части судна. Для танков предусмотрены специальные дорожки.
МС-227 «Огонь»
Артиллерийское вооружение «Зубра» представлено двумя пусковыми установками А-22 (МС-227) «Огонь». Данные комплексы рассчитаны на поражение целей неуправляемыми ракетами калибра 140 мм. Имеется система управления огнем. Боекомплект на каждую установку — 66 снарядов.
Две автоматические 30-мм пушки
В качестве зенитной артиллерии используются две установки АК-630. Каждая имеет по 6 стволов калибром 30 мм. Боекомплект — 3000 снарядов. Могут вести огонь по воздушным и наземным или надводным целям. Система управления — МР-123-02. Дополнительно на борту имеется 8 переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» или Stinger.
Достоинства и недостатки
Существенный недостаток судов на воздушной подушке — высокий уровень шума и заметность
К достоинствам судов на воздушной подушке относят их ходовые свойства. Преодоление участков суши позволяет входить в акваторию рек и десантировать войска в глубоком тылу противника. Также «Зубр» способен ходить в северных морях в период ледохода.
Подчеркивается десантная вместимость корабля. Проект изначально разрабатывался для увеличения грузоподъемности с ориентиром на технику и десант. Однако имеется и ряд недостатков, связанных с общими свойствами судов на воздушной подушке:
- высокий уровень шума, делающий скрытность операции минимальной;
- уязвимость для большинства вооружений, включая легкое стрелковое;
- зависимость скорости и дальности хода от погодных условий и ветра.
Данные факторы в определенной степени ограничивают применение судов «Зубр». Оптимальной считается быстрая переброска войск в контролируемом союзными кораблями секторе. Подходит и для локальных операций. Однако участие таких судов в масштабных действиях остается под вопросом.
Боевое применение
Несмотря на длительный период службы суда на воздушной подушке «Зубр» не имели применения в боевых условиях. С момента принятия на вооружение корабли регулярно участвуют в проводимых учениях по высадке десанта. Последние прошли на Балтийском флоте. Помимо высадки БТР-82 и подразделений штурмовой морской пехоты отрабатывались и артиллерийские стрельбы.
По результатам проведенных учений было принято решение о модернизации имеющихся в составе флота двух «Зубров» — МДКВП Мордовия и «Евгений Кочешков», а также строительстве новых судов данного типа. Планируется установить новые навигационные системы, обновить вооружение, средства связи и управления. О сроках строительства и модернизации точных сведений пока не имеется, ориентир делается на начало 2020-х гг.
Состав серии
Название | Введён в состав флота | Изготовитель | Текущий статус | |
МДК-51 | 100 | 10.10.1988 | Приморский судостроительный завод | Утилизирован |
МДК-122 | 101 | 02.01.1990 | Приморский судостроительный завод | Утилизирован |
МДК-50,с 17.08.2001 — «Евгений Кочешков» | 102 | 30.10.1990 | Приморский судостроительный завод | В составе Балтийского флота РоссииВ 2013—2014 годах прошёл ремонт |
МДК-94,с 12.03.2001 — «Мордовия» | 103 | 15.10.1991 | Приморский судостроительный завод | В ремонте. В составе Балтийского флота России. |
МДК-118,с 20.12.2000 — «Кефалония» (Kefallonia) L180 | 104 | 29.08.1994 | Приморский судостроительный завод | В строю, ВМС Греции |
МДК-119 | 105 | — | Приморский судостроительный завод | Не достроен |
МДК-120 | 106 | — | Приморский судостроительный завод | Не достроен |
«Керкира» (Kerkyra) L182 | 107 | 28.05.2001 | Приморский судостроительный завод | В строю, ВМС Греции |
«Закинтос» (Kakynthos) L183 | 108 | 25.07.2004 | Приморский судостроительный завод | В строю, ВМС Греции |
МДК-57,с 1995 года — «Краматорск» (Краматорськ) U422 | 301 | 30.12.1988 | Судостроительный | Утилизирован |
МДК-123,с 1995 года — «Артёмовск» (Артемівськ) U424 | 302 | 30.12.1989 | Судостроительный | Утилизирован |
МДК-93,«Горловка» (Горлівка) | 303 | 30.12.19912015 | Судостроительный | ВМС КНР |
МДК-100,«Донецк» (Донецьк) U420 | 304 | 26.06.1993 | Судостроительный | Утилизирован |
«Иван Богун» (Іван Богун) U421,«Итаки» (Ithaki) L181 | 305 | 03.02.2001 | Судостроительный | В строю, ВМС Греции |
3325 | 306 | ~03.2014 | Судостроительный | В строю, ВМС КНР |
3326 | 307 | 28.12.2015 | Судостроительный | В строю, ВМС КНР |
3327 | 308 | Судостроительный | В строю, ВМС КНР |