Описания изогнутых мечей и разновидности оружия с кривым клинком


Цитата сообщения Дракон_Севера

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
ВСЕ ИЗГИБЫ СМЕРТИ. Оружие с изогнутым клинком
Среди убитых было четверо воинов, обличием совсем не схожих с орками. Высокие, с крупными чертами лица и раскосыми глазами. Мечи их были широкими и прямыми, тогда как орки признавали только кривые скимитары.

Дж. Р. Р. Толкин, “Две крепости”

Так уж повелось, что авторы произведений в жанре фэнтези считают выбор между изогнутым и прямым клинками делом вкуса или так называемой “культурной традиции”. Кочевник обязательно вооружен саблей, потому, что он — кочевник, у них так принято. Самурай носит катану потому, что только японские мастера владели тайной производства таких мечей… Но все ли было так просто?

На самом деле, выбор между кривым и прямым клинками диктовался соображениями практического характера. Самурай носил катану, рыцарь — длинный меч, а янычар — ятаган, потому что именно такое оружие соответствовало их методам ведения боя и производственным возможностям мастеров-оружейников того времени и конкретной страны.

Меч разрезающий шелк
Улучшение качества стали позволило создавать длинные и легкие кривые мечи. Теперь они начали представлять интерес и для всадников.

Впервые упругая сталь — булат — была получена индийскими мастерами еще в I тысячелетии до н. э. Технология производства булата по меркам средних веков была невероятно сложной. Требовались чистая железная руда и печь из огнеупорного кирпича. На заключительной стадии плавки науглероживание производилось не древесным углем, а графитом.

Печь должна была остывать очень медленно — несколько суток. В этом заключался первый секрет (при очень медленном охлаждении в железе, разогретом до пластического состояния, возникали крупные кристаллы). Второй же секрет заключался в том, что происходит этот процесс только в необычайно чистом железе. Для этого требовалось закладывать в печь графит (чистый углерод) вместо угля.

Но результат стоил затрат! Булатный клинок выходил втрое прочнее сварного, не ломался, и мог быть заточен до бритвенной остроты. Типичный “прикол” того времени — уронить шелковый платок на лезвие такого меча. Невесомая ткань легко распадалась надвое.

Тем не менее, на протяжении всего средневековья булат производился только в Индии. “Похищать” его секрет у индийских мастеров было бессмысленно. Все равно графит за пределами Индии практически не добывался.

Первые попытки наладить производство булата в Европе были предприняты уже в 18 веке. Графит и огнеупорный кирпич в то время уже не были проблемой, но достаточно хорошая руда обнаружилась только на Урале. Лишь в 1830 году русский металлург Аносов, используя тагильский магнетит, выплавил настоящий булат.

Кривой меч

Световой меч из «Звездных войн» на самом деле называется сабля (saber), хотя его «клинок» и не изогнут.

Как изогнутые, так и прямые мечи появились еще в эпоху бронзы. Кривой и прямой мечи различались, в первую очередь, балансом. Центр тяжести прямого меча располагался на уровне гарды или на насколько сантиметров выше. Кривой же меч уравновешивался примерно на середине клинка. В отличие от своего прямолинейного собрата, он предназначался в первую очередь для рубящего удара. Изгиб рубящей кромки делал клинок более прочным, а высокое расположение центра тяжести значительно увеличивало его пробивную силу.

С другой стороны, “низкая” центровка делала прямой меч оружием очень удобным и “быстрым”. Это открывало широкие возможности для нанесения колющих ударов. В качестве рубящего оружия прямой меч оправдывал себя только при весе 2.5-3.5 кг (да и то с грехом пополам). Это вынуждало воина на случай встречи с бронированным противником носить еще и топор.

Обычный на Ближнем Востоке в раннем средневековье, кривой меч весом 1.5 кг и расширяющимся к концу клинком длиной около 50 см разрубал доспехи не хуже, чем вдвое более тяжелый европейский риттершверт

(длинный рыцарский меч). Вот только “дальнобойность” его была невелика. А делать кривой меч длинным не имело смысла, ведь при клинке в 100 см. он ничем не отличался бы от секиры.

Короткие кривые мечи — излюбленное оружие «эвильных» рас в фэнтези.

Наконец, кривой меч мог иметь только одну рубящую кромку. А это в эпоху производства оружия путем сварки железа и стали означало вдвое меньший срок службы. Ведь, при ударах клинки стремительно тупились и иззубривались. Зато кривой меч часто имел массивный рифленый обух. Иногда в отверстия на обухе даже вставлялись несколько колец. “Веселее, когда звенят”? Нет… Весело было, когда удавалось принять удар вражеского клинка на это рифление или на сами кольца. Противнику после этого оставалось только бежать за новым мечом…

Сабля — совершенное оружие природы. Саблезубые животные жили примерно 20 млн. лет назад.

Кривой меч имел одни преимущества, а прямой — другие. Но достоинства прямых мечей долгое время перевешивали. Ведь всадникам, сидящим на громадных боевых конях, требовались длинные клинки. Прямыми мечами во времена Крестовых походов вооружались не только европейские рыцари, но и большая часть арабской кавалерии.

Пехота редко вооружалась кривыми мечами. Рубить, стоя в строю, неудобно. Фалангистам требовались мечи колющие, а значит, прямые и короткие — с клинками 25-50 см.

Увесистый кривой меч небольших размеров хорошо подходил для пешего индивидуального боя. Поэтому он получил признание, в первую очередь, в средневековой Азии у лучников и моряков. Не пренебрегали таким оружием и европейцы. Так, например, английские лучники добивали сброшенных ранеными конями рыцарей фальчионами — короткими мечами с расширяющимся клинком, отличавшимися от азиатских аналогов только прямой рубящей кромкой. Фальчионом труднее было рубить, но удобнее колоть. На Руси такие мечи назывались тесаками.

Фальшионы из изобразительных источников

После того как мы рассмотрели полностью либо частично сохранившиеся артефакты фальшионов, было бы правильным приступить к рассмотрению фальшионов чьи изображения есть в многочисленных литературных и изобразительных источниках средневековья. Данный момент весьма актуален, так как зачастую во время участия в различных мероприятиях исторической реконструкции, мы наблюдаем клинки претендующее на историчность благодаря лишь изобразительным источникам. Что же это за фальшионы?

Секреты древних мастеров

Основными клиентами оружейных мастерских в средние века были всадники — тот, кто имел коня, мог позволить себе купить меч. А всаднику требовался клинок одновременно длинный, нетяжелый и хорошо приспособленный для рубящего удара. Ведь попытка нанести колющий удар в движении означала для конника, в лучшем случае, потерю оружия. В худшем — гарда ломала ему запястье.

До появления упругой стали прямой меч с “низким” балансом был наилучшим компромиссом. Но мечи из твердой стали выходили очень недолговечными и тупыми. Рубящую кромку было сложно заточить — она легко крошилась.

Сделать длинным, легким, прочным и острым можно только клинок из упругого материала, и древние металлурги настойчиво искали способ научить сталь пружинить. Но как, если расплавить железо в древних и средневековых печах было невозможно?

Более технологичный путь получения упругой стали, при котором не требовались ни какая-то особенная руда, ни графит, ни специальные печи, был найден в Китае во 2 веке нашей эры.

Железную заготовку расковывали в длину, складывали пополам, потом снова расковывали и складывали — так раз 30-40, пока хватит металла. А с каждой проковкой его оставалось все меньше. Раскаленное железо быстро окислялось. В итоге получалась заготовка, в которой чередовалось много слоев металла с высоким и низким содержанием углерода. Выкованный таким образом клинок всегда можно было узнать по красивому волнистому рисунку, проступавшему на лезвии после полировки.

По более прогрессивной технике, проковывался пучок заранее заготовленной проволоки или ленты с определенным содержанием углерода. Так тратилось значительно меньше времени и железа. Но и в этом случае вес готового изделия составлял всего 15% от веса заготовки.

Под названием “вуц” упругая китайская сталь успела прославиться даже в Риме. Европейцы познакомились с узорчатым железом во время Крестовых походов, и стали называть его “дамасской сталью” или просто “дамаском” — так как в 12-13 веках основным центром металлургии на Ближнем Востоке был сирийский город Дамаск.

В Иран, Сирию и Аравию технология производства дамаска проникла из Китая в 6-7 веках. Из Ирана дамаск попадал в Хазарию, а с 11 века сабли стали использоваться и на Руси. Русские называли такую сталь “красным” (красивым) железом или “булатом”. Настоящий булат был редок даже в Азии, и на Русь практически не попадал.

Военный тюрбан.

После появления дамасских клинков кузнецы жесткие доспехи стали уступать место мягким. На Востоке вошли в моду шелковые халаты. Они давали воину отличную защиту и, в отличие от пеньковых кафтанов и войлочных бурок, совершенно не ограничивали подвижность.

Арабы стали надевать на шлемы тюрбаны

— толстые жгуты из грубой крапивной ткани. К 17 веку тюрбан превратился в огромную шапку из множества слоев материи, набитую, к тому же, пенькой и ватой. Надевать под него железный шлем стало не нужно. Не только сабли, но и палицы оказались бессильными против такой брони. По мере распространения сабель кольчуги и кожаные панцири сменялись стегаными халатами и набитыми пенькой и конским волосом стрелецкими кафтанами.

На появление мягкой брони оружейники ответили ковкой клинков с микропилой

. То есть ковать оружие начали так, чтобы волокна стали располагались под углом к рубящей кромке. Тогда на лезвие возникали неразличимые глазу, но очень опасные зубчики. Шелк бессмысленно рубить, но ничто не мешает его резать.

Гросс-мессеры и корды

Нельзя не отметить сходства между гросс-мессерами и тесаками/кордами используемыми в восточной Европе: Кроме схожей общей длины, а именно 1-1,2 метра, все экземпляры однолезвийные с рукоятями под двуручный хват. Отсутствие противовеса на кордах из Болгарии и польском корде позволяет сделать вывод о том, что эта черта была характерна не только для гросс-мессеров. На представленных ниже болгарских кордах и на 1 польском корде, по сути, отсутствует гарда, но присутствует нагель – характерная черта гросс-мессеров. Совокупность этих деталей и факт примерно одновременного производства в разных частях Европы говорят сами за себя.

В целом, корды, безусловно, требует систематизации и собственной типологии и мы надеемся, что в ближайшем будущем данная задача будет выполнена. Что еще можно сказать по итогам…. Имеющаяся информация о фальшиЕсли вы заметили неточности в статье либо ошибки, то можете связаться с нами по следующим адресам: мастер-ремесленик Янбенг мастер-ремесленик Varazhbit Почта мастерской ZF: Янберг, веб-почта icq 446713180 icq 469959694

Сабля против меча

Карта “Танцующий скимитар” из коллекционной карточной игры “Magic: the Gathering”.

В игре “Baldur’s Gate II”

при посещении “
Лавки авантюриста
” невозможно не обратить внимания на тот факт, что скимитары ценятся в “
Забытых королевствах
” в несколько раз выше прямых мечей. Легко заметить и то, что и большая часть “плюсовых” клинков — кривые. Взять хотя бы “
Лепесток Розы
” или “
Убийцу Драконов
”.

Это — один из редких в данной игре элементов исторического реализма. Для изготовления длинных и легких кривых мечей годилась только очень редкая в средние века упругая сталь. Булат и дамаск были вполне реальными аналогами фэнтезийных митрила

и
адамантита
. Стоили они соответствующе.

Возможность уменьшить вес оружия втрое сделала смещение центра тяжести к гарде ненужным. Напротив, появлялись все основания сместить центр тяжести к острию, а сам клинок изогнуть для увеличения эффективности рубящего удара.

Радикальное улучшение качества материала позволило всадникам обзавестись легким рубящим оружием. Так появился скимитар

— меч весом около 1-1.4 кг с изогнутым, расширяющимся к острию клинком, длиной 70-90 см.

Скимитары использовались не только кавалерией, но и пехотой. Еще в раннем средневековье в Китае появились двуручные скимитары весом 2.5-3.5 кг и клинками длиной 100-120 см. Предназначались они, как и положено двуручным мечам, для борьбы с кавалерией. Если быть точнее — с конями (арабы сносили такими двуручниками головы коням крестоносцев).

На Ближнем Востоке скимитары стали использоваться еще в 6-7 веках. Но даже в эпоху Крестовых походов такое оружие рассматривалось как драгоценность. Только в 14 веке скимитары и сабли стали главным оружием азиатской кавалерии. В 15 веке мечи были вытеснены саблями и на Руси, хотя металл для клинков ввозился в Московию по Волге из Ирана.

В Западную Европу азиатское оружие практически не попадало. Но уже в 16 веке европейцы начали ковать сабли из “английской” стали. А в 17 веке в Европе стал производиться и дамаск. Первыми освоили технику выковывания клинков из пучка проволоки мастера испанского города Толедо

.

Европейские сабли: изгиб клинка слабый или средний, гарда закрытая.
Сабли появились вскоре за скимитарами и постепенно вытеснили их. Совершенствование мастерства кузнецов позволило сделать клинок более узким и длинным. Кроме того, расширение было заменено “елманью” — утолщением вблизи острия. Выковать клинок с елманью было значительно сложнее, чем плоский. Зато равномерное по ширине лезвие сабли удобно было убирать в ножны.

Придумать удобные ножны для меча с расширяющимся клинком, действительно, было сложно. Короткие кривые мечи раннего средневековья носились без ножен — просто за поясом, как, например, топоры. Клинок из дамасской стали заткнуть за пояс было нельзя — он бы его просто перерезал.

Иногда для переноски скимитары снабжались собственными ремнями. Точнее — шелковыми лентами. Один конец ленты крепился к рукоятке, второй пропускался через проушину или кольцо в обухе. Но носить острый меч таким способом было не только неудобно, но и опасно.

Парадная американская сабля носится на крючке (цепляется за кольцо на лезвии) и балансируется цепью.

Орудие заплечных дел
Кроме небольших боевых фальчионов, в средневековой Европе изредка встречались и более тяжелые мечи этого типа, подобные зачарованному против нежити гномьему “лепестку”, упоминаемому в “Одиночестве мага” Перумова. Двуручные фальчионы весом 5-6 кг были оружием палачей. Иногда для еще большего смещения центра тяжести к острию в обух таких мечей вставлялся свинцовый груз или даже емкость с ртутью!

Но зачем палачу настолько мощное оружие? Неужели обычный двуручный меч не мог перерубить шею на плахе? Представьте себе, не мог!

Головы особ королевской крови считалось допустимым отрубать только мечом и только с одного удара. Когда в 16 веке в Англии возникла необходимость казнить Марию Стюарт, специалиста и инструмент пришлось выписывать из-за границы.

Особенным успехом фальчионы пользовались у европейских моряков эпохи Возрождения.

Фальшион из Торпа

Фальшион из Торпа – оружие конца XIII, начала XIV века, данный меч находится на хранении в музеи Норфолка, Англия ( Norfolk Museums). Как отмечает Э. Окшотт, данный клинок отличается от широко распространенных в то время аналогов (фальшион Корнуэза, фальшион из Гамбурга и т.д.). Клинок фальшиона из Торпа больше похож на лезвие сабли. Как отмечает Окшотт, генезис подобной формы клинка не вполне понятен. До 1290 года подобная форма клинка редко встречается на иллюстрациях к манускриптам. Возможно, подобный тип клинка формировался под влиянием восточноевропейских изделий, поскольку сильно напоминает венгерский меч Шарлеманя, т.е. тип клинка, используемый с IX века. Хочется отметить некоторые особенности клинка: навершие данного меча гравировано. Лезвие фальшиона имеет два дола, первый дол с одной стороны верхний, длинный вдоль обуха с окончанием виде хвостика, с другой – нижний, коротенький на рикассо и тоже с хвостиком. Вместе перекрестья фальшиона сечение клинка прямоугольное, заточка начинается после окончания нижнего дола, и заточка лезвия начинается после окончания верхнего. Если рассмотреть внутренне сечение клинка то мы получим следующее, в сечении C – пятиугольник, обух 4.5 мм., сечении В – пятиугольник, обух 2.5 мм, сечение А-шестиугольник, ближе к острию уже ромб. Некоторые характеристики меча: вес 904 гр., что существенно меньше веса вышеперечисленных клинков. Длина клинка 956 мм, длина лезвия 803 мм. Длина гарды 196 мм. Длина рукояти 100 мм. Особый внешний вид фальшиона из Торпа, предает особый интерес для реконструкции подобного клинка.

Катана

Катана — меч очень необычный. Даже куда более необычный, чем принято считать. Перечисление странностей катаны можно начать с того, что она — все-таки меч, хотя и выглядит, как сабля. С прямыми мечами катану роднит низкое расположение центра тяжести. Это, казалось бы, указывает на преимущественно колющее назначение оружия.

Но зачем колющему мечу изогнутый клинок? Это неудобно. Еще неудобнее колоть, удерживая меч двумя руками, а ведь рукоятка катаны сделана именно под две руки. Двуручный захват требуется для того, чтобы быстро занести тяжелый

меч. Усилению удара легким клинком он никоим образом не способствует.

Действия самурая, сражающегося катаной, надо признать, не менее странны, чем сам этот меч. Японец не рубит и не колет, а наносит необычные скользящие

удары. Он… режет! Вот, стало быть, зачем нужна вторая рука. Поскольку инерция оружия не используется (при таком весе и расположении центра тяжести инерции, можно считать, вовсе нет), на рукоятку приходится сильно нажимать.

Поражают законченность и совершенство формы самурайского меча. Даже рукоятка (случай беспрецедентный!) чуть отгибается назад, продолжая линию клинка.

Никакое холодное оружие не наносило таких страшных ран, как режущее. Во время Второй Мировой войны американцы предостерегали своих солдат от попыток закрываться винтовками от ударов японских мечей, запросто перерубавших огнестрельное оружие. Но не стоит забывать, что наносить удары режущими клинками было очень трудно. Они оправдывали себя только как бронебойное оружие, причем далеко не против всякой брони.

Но ствольная сталь была мягкая, поэтому винтовка, по большому счету — не показатель “крутизны” катаны. Японский плетеный доспех, в котором шелковыми шнурами были скреплены пластинки из твердой стали, катана не брала.

Катана — не средневековый меч. Такой, какой мы привыкли ее видеть, катана стала только в 17 веке. До 17 века самураи были конными воинами. Соответственно, и мечи им требовались совсем другие.

Режущим оружием были, конечно, не только катаны. На Ближнем Востоке в позднем средневековье режущие сабли стали даже преобладать. Классическим примером может служить кавказская шашка, предназначенная для разрезания бурок и папах.

Шашка имела “высокий” баланс, и удар ею наносился резкий, от себя, что, конечно, было удобнее для всадника. Но затем клинок требовалось вести

таким же скользящим движением, как катану. Это называется “
рубить с оттяжкой
”.

Шашки: изгиб клинка слабый или средний, гарда отсутствует.
Война и мода
Кивер сшивался из нескольких слоев кожи и снабжался султаном. Султан затормаживал сабельный клинок еще «на подлете».

После перевооружения кавалерии саблями значительно легче стало и европейское защитное снаряжение. Рубящий удар фактически может обрушиться только на голову или плечи. Так что доспехи всадника быстро свелись к усиленному конским хвостом шлему и легким наплечникам из железа и шелковых шнуров — эполетам. Пехоте же не нужны были и эполеты. Даже драгунский конь имел не меньше 165 см в холке — ударить пехотинца всадник мог только по голове.

В 17 веке голову, шею и плечи европейского воина защищал парик. Парик уже сам по себе, особенно, если его обсыпать пудрой, “держал” рубящие удары шпаг. На случай же удара саблей поверх парика надевалась треуголка. Треуголка с париком давала лучшую защиту, чем бронзовый шлем с конским хвостом, но всадники еще долгое время предпочитали жесткие шлемы. Парик мало помогал при падении с лошади.

В 18 веке на смену непрактичному парику пришел удобный кожаный шлем кивер с заимствованным у турецких тюрбанов султаном — торчащим вверх пучком конского волоса и проволоки. Гвардейцы вместо киверов использовали огромные меховые папахи.

Но оригинальнее всего оказался путь, выбранный японцами. Самураи стали носить на головах нечто, до изумления напоминающее легендарный тазик для бритья дона Кихано (благодаря “блестящему” переводу Сервантеса более известного как Дон Кихот).

Японский шлем — настолько плоский, что европейцы долгое время принимали такие шлемы за маленькие щиты — носился без подшлемника. В качестве “амортизирующей шапки” самурай использовал собственные волосы, сплетая их в тугой узел на макушке. Неустойчиво сидящий на узле волос шлем не давал себя разрубить. Под ударами он раскачивался, и даже самый “зубастый” клинок соскальзывал с него.

Корд из музея в Варшаве и Фальшион Святого Михаила

Анализ обширного пласта информации привёл нас к довольно интересным аналогиям. Так, например, тяжело было не заметить сходство между кордом выставленным в музее в Варшаве и фальшионом Святого Михаила. Ввиду того что последний уже описан выше мы более подробно остановимся на первом: Этот корд датируется примерно второй половиной XV-ого века. Его нашли у озера Dabrowno рядом с замком Dabrowno (Gilgeburg) в 1898 в графстве Оструда. Общая длина: 78 см Вес: 0,72 кг Длина Клинка: 64 см Длина рукояти: 14 см Безусловно, этот корд мог быть как немецкого так и польского происхождения, но сравнительный анализ гросс-мессеров и кордов покажет насколько близко друг к другу развивались оружейные ремёсла в восточной Европе и близлежащих странах.

Ятаган

Сильноизогнутые скимитары или сабли имели гарды обычного типа.

Как уже было сказано выше, азиатские оружейники умели изготавливать клинки с микропилой. Но им долго пришлось ломать голову над тем, как объединить эффективность режущего удара с простотой рубящего.

Результатом напряженного творческого поиска стало появление сабель и скимитаров с необычайно сильным изгибом клинка. Казалось бы, зачем сгибать клинок под углом 40-50 градусов? Таким оружием колоть будет невозможно, да и общая длина сабли уменьшится. Но средневековые мастера знали, что делают. Нелепые с виду сильноизогнутые сабли (в Европе они обычно назывались “турецкими

”) оказались страшным оружием.

Такие сабли рубили и резали одновременно — так называемая оттяжка

клинка при ударе производилась не неудобным движением к себе, а естественным движением руки вниз, с использованием инерции оружия. Но колоть турецкой саблей было, действительно, почти невозможно. Часто ее острие даже не затачивалось.

Чтобы наделить такой меч возможностью колющего удара, следовало совместить на одной линии рукоятку и острие, придав клинку двойной изгиб. S-образную форму, кстати, имели еще древнеегипетские бронзовые мечи кхопеши

. В средние века мечи с двойным или даже обратным изгибом иногда ковались, но только турецкие оружейники сумели “довести идею до ума”. Так появилось самое мощное клинковое оружие —
ятаган
.

Короткие ятаганы турецкой пехоты могли выступать и в качестве метательного оружия.
Кавалерийские ятаганы: слабый обратный изгиб, гарды нет.
«Уши» ятагана.

В литературе ятаганами иногда называют скимитары и сабли, а иногда это название закрепляется исключительно за кинжалами янычар. Это неправильно. Ятаганом можно называть только оружие с небольшим

двойным изгибом. Длина клинка могла быть разная. У янычар ятаганы действительно были короткими, но кавалерийские образцы могли иметь клинки длиной до 90 см. Вес же ятаганов, независимо от их размеров, составлял, как минимум, 0.8 кг. При меньшем весе оружием становилось трудно рубить.

Ятаганом можно было колоть, рубить и резать. Причем рубящие удары наносились верхней частью клинка, а режущие нижней — вогнутой — частью. То есть резали ятаганом, как шашкой или катаной, поэтому гарды он не имел. Но была разница. На ятаган не требовалось наваливаться двумя руками, как на японский меч, его не надо было медленно вести

, как шашку. Пешему бойцу достаточно было резко дернуть ятаган назад. Всадник же должен был его просто удерживать. Остальное, что называется, было делом техники. Вогнутый клинок “вгрызался” во врага сам. А чтобы ятаган не вырвался из руки, его рукоятка снабжалась
ушами
, плотно охватывающими кисть бойца
сзади
. У наиболее тяжелых образцов под обычной рукояткой располагался упор для второй руки.

О пробивной силе ятаганов достаточно сказать, что даже 50-сантиметровые кинжалы янычар пробивали рыцарские латы.

Палаш
Палаш — оружие с прямым клинком односторонней заточки — в Европе долгое время рассматривался как альтернатива сабле. Чаще всего появление этого оружия датируется 16 веком, хотя на самом деле палаш намного древнее. Прямые мечи односторонней заточки встречались в Европе в 10-11 веках, еще раньше палашами из иранского дамаска вооружалась кавалерия хазар. Известно такое оружие было и в средневековом Китае, и в Индии, и на Ближнем Востоке. Но настоящее признание, пусть даже временное, палаши получили только в Западной Европе. Еще в 18 веке большая часть европейской кавалерии вооружалась именно палашами. Тяжелая же кавалерия — кирасиры — вооружалась палашами и в 19 веке.

В отличие от сабли, палаш имел “низкий” баланс, что, наряду с прямой формой клинка, делало его значительно более удобным для колющего удара. Но рубить наравне с саблей палаш начинал, только если был на 25-30% тяжелее. Поэтому вес европейских палашей достигал 1,4 кг.

Европейский палаш: клинок прямой, гарда закрытая.

Фальшионы из «Романа об Александре»(ROMAN D’ALEXANDRE) (1338-44)

«Роман об Александре» – по-видимому, первый рыцарский роман, считается средневековой обработкой гроригинал фальшиона из Парижского музея. В изображения данного романа мы можем увидеть двуручные и полутороручные фальшионы в чем-то схожие с парижским фальшионом. В данном варианте (первый тип) фальшиона мы наблюдаем интересный тип гарды, она состоит из дуги, которая защищающая кисти обеих рук, что для вариантов рассмотренных выше не характерно. Различные формы защиты кисти появляются на более поздних формах крестовин фальшиона. В «Романе об Александре» встречаются аналогичные по внешнему виду фальчионы и в полутороручной версии, так на изображениях рыцари часто держат это оружие то одной рукой, то двумя. При этом на изображениях где фальчион держится одной рукой, художник оставил значительной пространство, которое подразумевает возможность хвата второй рукой. Также вызывает интерес геометрия клинка, его режущая кромка образует своеобразный шип, который вероятно служил для пробивания доспехов при колющем ударе. Исходя из изображения мы можем придти к выводу, что та часть, которая более всего похожа на обух и является лезвием. На всех изображениях этот момент присутствует, но отсутствие археологических находок клинков с похожей геометрией заставляет усомниться в факте его действительного существования… Второй тип фальшиона из «Романа об Александре», это фальшион меньшего размера, с клинком, весьма напоминающим клинок парижского фальшиона. Однако есть и основное отличие, это отсутствие, какой либо гарды на фальшионе. Данный фальшион имеет прямые формы и весьма удлиненное острие. Предположительно на фальшионе имеется дол, об этом можно судить, рассматривая изображение. В целом в процессе изучения истории и в исторической реконструкции в частности, использование изобразительных, скульптурных и иных исторических источников всегда являлось общепризнанным.

* * *

О достоинствах сабли лучше всего говорит тот факт, что все прочие виды холодного оружия с длинным клинком были вытеснены ею в честной конкурентной борьбе. В конце концов, сабле удалось одолеть даже ятаган.

В 60-х годах 19 века оружейники наконец-то научились плавить сталь. Вскоре появился ее особый сорт — “сабельная”. Новые клинки, за характерный оттенок блеска прозванные “селедками”, не уступали по качеству булатным — разваливали человека от плеча до пояса и разрубали стальные шлемы. Они могли производиться машинным способом, а следовательно, были дешевле и доступнее клинков ручной работы.

Для пеших воинов клинковое оружие всегда имело только вспомогательное значение. Лучшего же, чем сабля, оружия для всадника придумать было нельзя. Сабли сохранялись на вооружении кавалерии до тех пор, пока существовала сама кавалерия.

Фальшиона из Порте де Хал, Брюссель

Весьма интересно будет рассмотреть фотоизображение фальшиона из Порте де Хал (Porte de Hal, Brussels)- фальшиона XIV века,который исключительно редко упоминается в специализированной литературе. Данный клинок указывается в монографии: Европейское и Американское Оружие Клода Блейра (“European & American Arms by Claude Blair”). Фальшион находится в оружейной палате герцога Бургундии, Брюссель ( Museum van het Leger en de Krijgsgeschiedenis” in Brussels). Форма клинка фальшиона активно обсуждалась в ходе дискуссии на форуме сайта Myarmoury.com Discussion Forums. Связано данное обсуждение с тем, что как предполагается, клинок обломан, о чем говорится и в подписи под клинком: Фальшион XIV столетия (обломан)(“14th century falchion (broken)”). Некоторые участники обсуждения предполагают что, изначально фальшион имел форму подобную клинку из Торпа. Однако другая часть участников дискуссии с данным утверждением несогласно. Они думают, что клинок фальшион из Порте де Хал не обломан и имеет изначально присущею ему форму. Так в ходе исследования фотографии из монографии Европейское и Американское Оружие Клода Блейра, была обнаружена трещина на самом клинке, возможно именно это обстоятельство было указано в подписи под клинком в музеи. Точно установить является ли клинок фальшиона обломанным так и не удалось, работники музея так и не ответили на вопрос участниковMyarmoury.com Discussion Forums. Также, можно отметить датировку Клода Блейра, которая более точна: 1300 год. Как мы видим, клинок имеет простую квадратную форму лезвия, на котором, судя по изображению, имеется дол, расположенный от гарды до «острия» клинка. Также клинок снабжен типичной для того времени гардой и навершием.

Используемая литература и источники:

1. Oakeshott, Ewart: The Archaeology of Weapons 2. Oakeshott, Ewart: The Sword in the Age of Chivalry, Boydell & Brewer, Woodbridge 3. Кленнер Александр. Статья: «Фальшион. Рубящее и колющее оружие» (Alexander’а Klenner’а “Hieb & Stichwaffen: Das Falchion”) 4. Хелквист Бйорн. Conyers-falchionen, Den sista av sitt slag? 5. Encyclopedie Illustree Les Armes Blanches de Jan Sach. 6. Jan Peterson. De Norske Vikingesverd 7. Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. Мечи и сабли IX – XIII веков 8. Ю.Бохан. «Зброя Велiкага Княства Лiтовскага 1385-1576» 9. Ю.Бохан в своей статье «Структура войска ВКЛ во второй половине XIV- XV вв.. 10. W.Boeheim. Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders 11. Claude Blair. European & American Arms by Claude Blair 12. S.C. Cockerell. Maciejowski Bible. Pictures from the Maciejowski Bible , Phaidon Press Ltd – London 13. Статут ВКЛ 1588 года, под редакцией ШамякинаИ.П. 14. Материалы сайта: myArmoury.com 15. Материалы сайта: Sword Forum International 16. Материалы сайта: Тоже Город 17. Материалы форума: “Традиция” 18. Материалы форума: FREHA Авторы статьи: мастер-ремесленик Янбенг +375 29 687 99 64 Velcom +375 25 987 74 58 Life мастер-ремесленик Varazhbit +375 29 575 75 58 MTC Почта мастерской ZF: Янберг, веб-почта icq 446713180 icq 469959694

Недостатки фальшионов

Однако вес фальшиона также мог оказаться и его недостатком. Историки считают, что атака тяжелым оружием предполагает более широкие и размашистые движения, которые оставляют воинов открытыми для удара противника. Это может оказаться не таким критичным в поединке один на одни, но очень неблагоприятно на поле боя, поэтому фальшион являлся лишь вспомогательным оружием рыцарей. Еще одним недостатком является его длина. Большинство фальшионов – мечи короткие, что предполагает ближний бой. Солдаты должны были подпустить своих противников на близкую дистанцию, прежде чем нанести удар, и тем самым подвергали себя опасности.

Агрегатор новостей 24СМИ

Типы фальшионов

Если посмотреть, как классифицируется данное оружие, то можно увидеть, что существует всего два типа:

Классический фальшион. Данное оружие чаще всего встречается на исторических гравюрах того времени. Скорее всего, именно им вооружалось большинство средневековых наёмников. Данный фальшион прямой с незаточенным обухом клинка. Считается, что это оружие — прямой потомок скрамасакса, но боевой нож древних германцев обладал клинком, который был толще как минимум в два раза; Изогнутый фальшион, который напоминал арабские мечи. У этого оружия частично затачивалась первая половина клинка на другой стороне от лезвия. Это оружие получило популярность только в 15-16 веках.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]