Летающий танк — это не каприз советских конструкторов, а насущная необходимость предвоенных и военных времен. В попытках преодолеть силу земного тяготения и усилить военную мощь страны, авиа- и оружейные конструкторы объединяли усилия в разных конструкторских бюро. Например, приделать боевой машине крылья или создать для армии СССР летающие танки было приоритетом уже в конце 1930-х.
Главной задачей войны является быстрое и сокрушительное уничтожение живой силы противника и его военной техники. Летающий танк помог бы справляться с целыми армиями в несколько раз быстрее, решил конструктор П. И. Гроховский. Именно он разработал подвеску для перевозки легких танкеток Т-27 под брюхом тяжелого бомбардировщика ТБ-3. По задумке, танкетка планировала на огромном парашюте с диаметром купола 30 метров.
Идея не прижилась, всё было очень громоздко и медленно, но чертежи в архивах и модели прототипов остались. Многим несведущим людям в конце тридцатых казалось, что Гроховский просто балуется, растрачивая административный и финансовый ресурс. Его танкетки на парашюте были названы «тупиковая ветвь», но история летающего танка в СССР только начиналась.
Соперник «Штуки»
Война в небе Испании показала, что удачный выстрел из зенитки может погубить даже непобедимого аса, а мощная ПВО — осложнить работу авиации вообще.
Авиаконструктор Ильюшин написал Сталину, что советские истребители и штурмовики недостаточно защищены, и предложил создать новый самолет, неуязвимый для пулеметов и легкой артиллерии. Проект у него уже был.
В той же Испании состоялось боевое крещение пикирующего бомбардировщика U-87 Stuka, ставшего символом германской военной мощи. Он эффектно и точно работал по земле, но был беззащитен перед истребителями. Ильюшин придумал машину, сочетающую ударную мощь бомбардировщика с защитой наземной бронетехники. В докладной записке вождю он первым назвал свой самолет «летающим танком». Позже — и независимо от конструктора, — то же прозвище дадут Ил-2 авиаторы.
Итальянское самоходное орудие
Современник Царь-танка, использовался во времена Первой мировой войны. Одна из самых загадочных машин в мире танков, информации по ней сохранилось очень мало. Известно, однако, что помимо крупного размера и необычного внешнего вида танк обладал пушкой, стрелявшей снарядами калибра 305 мм на 17,5 км. Предположительно применялся при обстреле австрийских укреплений в Альпах, дальнейшая история машины неизвестна.
Итальянское самоходное орудие
Летающий танк
Главной и революционной особенностью штурмовика стала бронекапсула, защищавшая летчика и жизненно важные узлы самолета: двигатель, бензобаки, систему управления. 5-миллиметровая броня выдерживала очередь авиационного пулемета, а от 6-миллиметровой нижней отскакивали осколки зенитных снарядов. Спину летчика прикрывала металлическая плита сантиметровой толщины. Все остальное было деревянным — пали сколько хочешь.
В горячие дни штурмовики привозили в хвосте и крыльях по десятку пробоин. За ночь техники латали их и утром Ил-2 был опять готов к бою.
Самолет напоминал танк не только защитой, но и вооружением. Две пушки, два пулемета и 300 килограммов бомб могли уничтожить мост, разогнать батальон пехоты и поджечь пару танков. Однако после первых же боевых вылетов летчики через наркомат обороны попросили Ильюшина создать место для заднего стрелка. Конструктору очень не хотелось добавлять 150 килограммов веса в и без того тяжелый самолет, но он подчинился. Так на Ил-2 появился второй член экипажа и еще один пулемет. Кроме него, у стрелка было 10 авиационных гранат. Если немецкий истребитель заходил в хвост, стрелок нажимал рычажок, граната сбрасывалась на парашюте и взрывалась в 150 метрах за самолетом. Двигатель для двухместной версии пришлось форсировать на 100 лошадиных сил — прежний не тянул.
Бронированный квадроцикл
Если бы фильмы о Джеймсе Бонде начали снимать в 1899 году, то этот британский агрегат точно стал бы одним из транспортных гаджетов агента 007. Обладающий мотором в 1,5 лошадиных силы, четырьмя колесами, велосипедным седлом и пулеметной пушкой, бронированный квадроцикл защищает броней лишь торс и голову водителя. Проходимость такой машины крайне низкая, поэтому в серийное производство она так и не поступила.
Бронированный квадроцикл
Бетонный самолет
Так прозвали Ил-2 немцы. Штурмовик проходил сквозь плотный заградительный огонь, сбрасывал бомбы на цель, а на обратном пути разгонял бомбардировщики люфтваффе, поливая их огнем пушек и пулеметов. Еще лучше, чем броня, самолет защищали возможность летать на низкой высоте и высокой скорости.
Оптимальной тактикой работы броневика был подход к цели на бреющем полете — при высоте менее 100 метров немецкие зенитчики не успевали прицелиться, — снижение до 50 метров, сброс бомб и ураганный огонь из всех стволов. А затем переход к следующей стадии боя — охоте за вражескими штурмовиками.
— Настоящего бомбардировочного прицела у Ил-2 не было, но, мне кажется, он и не был нужен. Там некогда прицеливаться! Самое точное оружие штурмовика — это пушки. Очень хорошие 23-миллиметровые пушки ВЯ, — писал Герой Советского Союза Валентин Аверьянов.
Пилоты Ил-2 использовали сходство своих самолетов с U-87 и, выпустив шасси, пристраивались за «Штуками», чтобы подобраться к ним поближе или миновать зону действия немецкой ПВО.
Ил-2 штурмовик
В декабре 1940 года в рядах нашей авиации появился самолет Ил-2. Сразу же началось производство одноместных Ил-2. На 22 июня 1941 года было выпущено 249 машин, 50 уже были в действующих частях, еще 50 только должны были прибыть в свои полки. Несмотря на небольшое количество, первые вылеты Ил-2 совершили уже 25 июня. Машины 74-го и 66-го ШАП наносили удары по продвигающимся немецким колоннам.
Ил-2 готовят к вылету
Источник: waralbum.ru
В первых же боях быстро были выявлены недостатки нового штурмовика – конечно же, это отсутствие бортового стрелка, делающее неповоротливый Ил легкой добычей вражеского истребителя, и недостаточная эффективность бомб. В строевых авиаполках взялись решать первую проблему самостоятельно: кустарным способом прорезали позади кабины отверстие, куда ставили пулемет ШКАС; на место стрелка становился техник или оружейник. Это место прозвали «кабиной смерти». И только в сентябре 1942 года в части стали поступать новые двухместные штурмовики. Правда, кабина стрелка уже не была бронирована, что в среднем приводило к смертности восьми стрелков на одного летчика.
Производство штурмовиков Ил-2 на одном из авиазаводов в Куйбышеве, куда были эвакуированы около 40 предприятий авиапромышленности
Источник: waralbum.ru
А вот довооружили самолет быстро. Под крыльями размещали реактивные снаряды РС-82 или РС-132, как у Катюши. Быстро расширялась номенклатура бомб: так, 100-килограммовая ФАБ-100 могла пробивать бортовую броню средних немецких танков при близком разрыве и выбивать сварные швы и заклепки. А когда на вооружение поступили ПТАБ – кумулятивные противотанковые авиабомбы калибром 1,5–2,5 килограммов, немцы были вынуждены отказаться от танковых атак плотным строем и увеличить дистанции в колоннах. Один штурмовик мог сбросить целый ворох таких бомб, повреждая сразу множество единиц техники. Ил-2 нес от 400 до 600 килограммов бомб и восемь реактивных снарядов на внешней подвеске. Любители загадок могут порассуждать и над торпедной версией штурмовика – Ил-2Т. Мог ли он поднять торпеду? Свидетельства этого есть, хоть и не документальные, а устные. В любом случае Ил-2 служили и в морской авиации, а их пилоты отлично освоили так называемое топмачтовое бомбометание – с рикошетированием бомбы от воды с целью попасть в борт вражеского судна.
Атака на немецкую автоколонну
Источник: pinterest.ru
Самолет постоянно модернизировался, улучшались его летные и технические характеристики. Появилась версия с более мощными 37-миллиметровыми орудиями для поражения бронетехники противника. Испытывались даже 45-миллиметровые, но от них отказались из-за очень сильной отдачи. Улучшили и мотор машины, поставив форсированный АМ-38Ф. К концу войны все наработки были превращены в новый, очень удачный самолет Ил-10 – дальнейшее развитие Ил-2.
Характеристики ВИТ-2
Характеристики приведены для самолета ВИТ-2
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет
Landkreuzer P. 1000 Ratte (Крыса)
Тысяча тонн, 39 метров в длину (с орудием), 11 м в высоту. Если бы сверхтяжелый танк Ratte в начале 1940-х годов все-таки был воплощен в металле, то стал бы самым крупным и массивным танком в истории человечества, и этот рекорд не был бы побит до сих пор. Немецкое руководство, однако, не стало развивать проект, так как ресурсов требовалось много, а серьезного перелома на поле боя машина не обеспечила бы, и «Крыса» так и осталась на стадии чертежей и эскизов.
Предполагалось вооружить танк двумя корабельными орудиями с калибром снарядов 280мм, пушкой калибра 128мм, а также почти десятком пулеметов (по некоторым данным – восемью, однако четкого представления о количестве вооружения на стадии проектирования не было; то же касается числа и типа двигателей – от восьми дизельных до двух судовых).
Источник
Гусеничная машина Tracklayer Best 75
«Рельсоукладчик», если переводить название модели дословно, являлся ответом американской промышленности на новости об использовании танков в Первой мировой. Был разработан компанией C.L. Best в 1916 году, поэтому эту машину иногда называют танком Беста. На самом деле это трактор той же компании, на который наложен бронированный корпус с башней, двумя пулеметами и пушкой. Больше всего эта модель похожа на перевернутую лодку. Военная комиссия, однако, не пустила машину Беста в серийное производство – не понравились слишком малый обзор, тонкая броня и низкая управляемость (ездить он мог почти только по прямой).
Итальянское самоходное орудие
Новое в блогах
В 50-е годы в советском обществе стал культивироватся миф о том что И.Сталин устроив репрессии уничтожил в 1937-1938 годах множество талантливых военных и конструкторов предприятий.
Только вот когда говорят о достижениях этих ученых почему-то ничего существенного не приводится.
Десятилетиями такие конторы, как РНИИ, Остехбюро, КБ Боровкова, Флорова, Беляева , Курчевского разрабатывали прожекты, вроде бронебойно-отравляющих снарядов
Это когда пробивается дырочка, и сквозь неё в танк запускается отравляющий газ…..оригинальное оружие
А также летающих танков,телетанков, аэрожиров, мотоциклетных шестидюймовых пушек и армаду….дирижаблей
И ничего из этого так и не пошло в серию.В итоге бюро работали на заранее убыточные проекты,растрачивали деньги.
Речь идет не о творческих неудачах: а о сознательном введении в заблуждение правительства «Остапами Бендерами» от техники—Курчевским,Флоровым,Беляевым,Боровковым,Лангемаком,Бекаури, Томашевичем, Бисноватовым… ..
Автор проекта «Сталинские крылья», не много, ни мало…а идеи Курчевского о замене всей артиллерии РККА на ДРП?
И что получили на выходе? Груду металлолома, да еще и не стреляющего.
За все эти «увлечения» платила страна и прежде всего народ,который и без того жил небогато.
В 30-е годы заместитель наркома обороны Михаил Тухачевский вел вредительскую деятельность в качестве главы отдела вооружений РККА.
У советской пятой колонны были свои методы ведения подрывной деятельности.Они заключались несколько в торможении,а в ускоренном развитии самых абсурдных проектов.
Тухачевский предлагал экстравагантные идеи вооружения.Такие которые были в то время за гранью фантастики,но тем не мене реально создавались
Тухачевский к тому же стремился доказать свою значимость как специалист в военном деле,но все его проекты начиная от развития артиллерии кончались оглушительными провалами.
Впоследствии все его действия были обьяснены некомпетентностью и предательством.
Тухачевский предложил создать летающий танк.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
Первые танки, впервые появившиеся на полях сражений в Первую мировую войну, представляли собой весьма грубые конструкции. Впрочем, это не помешало военным увидеть в неуклюжих гусеничных бронированных коробках совершенно новый вид вооружений, который очень скоро в корне изменил всю военную мысль.
Наряду с танками генералы получили и еще одну новую игрушку – только что оперившуюся авиацию.
Залечивая раны и готовясь к будущей войне, практически все страны стали активно изучать новые виды техники и создавать учебники по тактике совместного использования новейших вооружений.
После негативного опыта позиционной войны начала века военными умами завладела идея «молниеносной войны», когда основные военные и силовые объекты захватывались танковыми клиньями, действовавшими в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией.
Но у этой красивой идеи был один большой минус.
Требовалось быстро и в сжатые сроки перебрасывать огромные танковые армии на новые места, а это не всегда было возможно из-за дорожных условий и сопротивления врага. Архаичные бомбардировщики 1930-х не могли возить ничего кроме самих себя, экипажа да 2–3 т полезной нагрузки.
Под этот весовой предел подпадали легкие бронеавтомобили и танкетки, но их было явно недостаточно для ведения военных действий. Тогда и пришла идея – не использовать чужие крылья, а приделать к танку его собственные и заставить бронетехнику перемещаться самостоятельно.
Так была сформулирована концепция летающих танковых армад, внезапно появляющихся во вражеском тылу после скрытной высадки.
Дело оставалось за малым – создать летающий танк.
ЛЕТАЮЩАЯ КРЕПОСТЬ
Идею летающего танка предложил в 1932 году американский инженер Джон Уолтер Кристи.
На первом этапе Кристи изготовил из дюралюминия и стали безбашенную машину М.1932. Американская пресса писала:
«Эта настоящая летающая крепость вооружена 75-мм орудием. Благодаря идеям мистера Кристи машина получилась удивительно легкой, ее масса не превышает 4 т. Танк готов к защите Америки от любых нападений».
Танк Кристи имел двойные пневматические шины на основных катках. В комплекте с 750-сильным двигателем это давало возможность развивать на гусеницах скорость до 90 км/ч, а скинув гусеницы, М.1932 превращался в бронированный гоночный автомобиль, способный развивать сумасшедшую скорость в 190–200 км/ч.
«При таких скоростях и при наличии крыльев не представляет никакой проблемы поднять танк в воздух», – говорил сам Кристи.
Специальная подвеска позволяла танку производить прыжки в длину с трамплинов (это отлично показано в начале фильма «Трактористы»), пролетая порой до 4–5 м.
Проект Кристи.
По проекту летающего танка на М.1932 устанавливалась бипланная крыльевая коробка, к которой крепилось хвостовое оперение. На верхнем крыле спереди располагался воздушный винт.
Разгон для взлета составлял примерно 200 м. Первую половину пути танк разгонялся на гусеницах, затем привод переключался на воздушный винт, и по достижении скорости в 130 км/ч происходил взлет.
Благодаря независимой подвеске танк мог сесть прямо на изрытое воронками поле боя, после посадки механик-пилот сбрасывал крылья и вступал в бой. Экипаж танка состоял из двух человек: пилота-механика и стрелка-командира.
«Гусеницы будут работать на любой поверхности, – считал сам конструктор. – Я готов практически показать Департаменту вооружений США мощь машины. Механик-пилот может прямо в воздухе включить гусеницы и, планируя, сесть на большой скорости. Добравшись до шоссе, экипаж сбросит гусеницы и помчится по твердому покрытию со скоростью 160 км/ч и более».
Однако, несмотря на всю кажущуюся реалистичность проекта, осуществить его на практике так и не удалось. Основной причиной стала сложность выполнения дистанционного переключения привода от мотора с колес на воздушный винт и обратно.
При уровне развития техники того времени это была сложная проблема. Вскоре взаимоотношения Кристи с Департаментом вооружений США окончательно испортились, в первую очередь из-за переговоров конструктора с СССР.
Военные чиновники решили не тратить деньги на танк Кристи, а попробовать разработать его самостоятельно.
В итоге широко разрекламированный М.1932 достался СССР.
Кристи создал еще несколько танков и пробовал продать их американскому Департаменту вооружений, но эти попытки не увенчались успехом.
ТРАНСФОРМЕРЫ В СССР
11 июня 1932 года в газете «Красная звезда» была опубликована статья об «аэротанке» Кристи.
И хотя в январе 1933 года УММ докладывало Тухачевскому, что у американского конструктора Кристи нет законченных чертежей «летающего танка», в особенности его двигательного отсека, он не успокоился.
О трех конкурсных проектах и экспериментах Тухачевского с «летающими танками» рассказывалось в докладе Управления моторизации и механизации 31 мая 1933 года.
Пробный советский трансформер.
Впрочем, все экстравагантные замыслы Тухачевского не были плодами собственных умозаключений. Почитывая иностранные журналы, он охотно подхватывал чужие идеи.
Так, познакомившись «с новаторскими работами генерал-майора Джона Фуллера о действиях механизированных войск», Тухачевский «развил свою собственную теорию».
20 июня 1932 года «Красная звезда» опубликовала статью «Неудачные попытки Фуллера перепрыгнуть через себя», подписанную псевдонимом «Тау». этой статье Тухачевский подверг Фуллера «критике за то, что тот не развил свою концепцию механизации с учетом новейшей техники».
Он выдвигал идею «авиа-мех-моторизации» и предлагал использование военно-воздушных и воздушно-десантных войск совместно с новыми броневойсками в качестве развития оперативной концепции.
СОВЕТСКИЙ ТРАНСФОРМЕР РАФЭЛЯНЦА
В Советском Союзе схему Кристи скопировал и доработал авиаконструктор Арам Рафаэлянц. Правда, планер Рафаэлянца имел гораздо более широкую область применения – танк БТ-2 взлетал и садился не на собственное шасси, а на высокое шасси планера.
Это не только экономило ресурс подвески танка, но и позволяло использовать планер в качестве крыльев для перевозки любых грузов. Толкающий воздушный винт монтировался непосредственно над кормовой частью танка, что значительно упрощало передачу вращения от двигателя.
Отсоединение танка от планера после посадки и падение с высоты 1,5 м производилось без выхода экипажа.
К середине 1933 года после ряда технических оценок проекта стало окончательно ясно, что мощности двигателя будет недостаточно для обеспечения требуемых летных данных.
Кроме того, вызывала тревогу сложность подготовки экипажей – они должны были включать и танкистов, и летчиков. Поэтому дальше расчетов и чертежей проект не продвинулся.
В мае 1937 года инженер Михаил Смалько разработал проект летающего танка МАС-1.
Танк очень смахивал на автомобиль Фантомаса – для полета его крылья и пропеллер выдвигались из-под защитных бронелистов!
Корпус, имевший бронирование до 10 мм, представлял собой дальнейшее развитие БТ-7, но был переработан для улучшения аэродинамических свойств.
Вооружение танка составляли два 12-мм пулемета в башне и один 7,62-мм ШКАС, стрелявший через винт с использованием авиационного синхронизатора. Крылья машины состояли из двух половин, наружной (броневой) и выдвижной.
Броневая половина крыла крепилась к корпусу и поворачивалась вокруг оси крепления на 90 градусов назад, а внутренняя половина выдвигалась наружу специальным механизмом, размах крыльев достигал 16,2 м.
Вот так Рафэлянц видел крылья своего творения.
Ему помогал творческий дуэт фантастов-технарей Самсонова и Добровольского.
Убирающийся хвост крепился на особых каретках внутри танка и с помощью специального механизма выдвигался и убирался одновременно с крыльями. Винтовая установка, состоявшая из двух металлических лопастей, на поле боя убиралась под бронированные щитки в носу танка.
Так как подвеска осталась от БТ-7, танк сохранил возможность колесного хода и способен был развивать скорость до 120 км/ч.
По расчетам конструктора, крейсерская полетная скорость составляла около 200 км/ч, высотный потолок – 2000 м, а дальность полета – около 800 км. Был изготовлен полноразмерный деревянный макет, после чего работы были приостановлены.
Работы над летающими танками велись не только в СССР.
Разработанный в 1940 году британской фирмой Saunders-Roe проект под кодовым названием P.1033 предполагал создание танкодесантного модуля для переброски танков через Ла-Манш в будущей войне. P.1033, имевший четыре автономных двигателя и убирающееся шасси, должен был отрываться от земли на скорости в 140 км/ч и переносить танк на дальность около 900 км.
Дальше расчетов проект не продвинулся.
ТРАНСФОРМЕР АНТОНОВА
Ближе всех смог приблизиться к реально летающему танку советский авиаконструктор Олег Антонов. В 1941 году коллективу Антонова была поручена разработка планеров для доставки грузов партизанам.
Во время работы над этой задачей Антонову в голову пришла мысль объединить планер и легкий танк. Работы над планером, получившим индекс А-40, начались в декабре 1941 года.
Для испытаний использовался серийный легкий танк Т-60. По расчетам, его ходовая часть должна была выдерживать нагрузки при взлете. Предполагалось, что танк будет отцепляться от буксировщика за 20–30 км от места посадки, проделывая оставшийся путь как планер.
Была спроектирована и построена большая деревянная бипланная крыльевая коробка, напоминавшая самолет времен Первой мировой. Крылья и хвостовые балки крепились к корпусу танка в четырех точках нижнего крыла.
После приземления поворотом одной рукоятки планер сбрасывался – и Т-60 мог тут же идти в бой.
Для уменьшения сопротивления воздуха в полете башня была развернута пушкой назад. Механик-водитель должен был проходить начальную подготовку летчика.
Планер построили в апреле 1942 года в Тюмени, после чего перевезли в подмосковный Жуковский для испытаний. Проводил их летчик-испытатель Сергей Анохин. В качестве буксировщика использовали бомбардировщик ТБ-3 с форсированными моторами АМ-34РН.
Общий вес конструкции приближался к 7,5 т, из которых 2 т приходились на деревянные крылья. Поэтому перед полетом танк максимально облегчили, сняв ненужные в полете надгусеничные полки, инструментальный ящик и т.п. Для обзора пилоту поставили специальный перископ.
К обычному танковому оборудованию были добавлены пилотская ручка управления и педали для управления рулями поворота. На приборной доске разместили компас, спидометр и альтиметр.
ИСПЫТАНИЯ
Испытания авиатанка Антонова начались с пробежек на земле. Анохин выруливал танк на бетонную полосу, зацеплялся трос, и самолет начинал разбег. Из-под гусениц летели искры, казалось, танк вот-вот оторвется от земли.
Но механик-пилот раскрывал замок троса – и в полет уходил один буксировщик. Танк некоторое время еще бежал по инерции, а затем уходил своим ходом на стоянку.
Первый и последний настоящий полет состоялся 2 сентября.
Анохин вспоминал:
«Все было терпимо, хотя было непривычно сидеть с парашютом в танке.
Запускаю мотор. Включаю скорость. Лязгая гусеницами, танк подруливает к хвосту тяжелого четырехмоторного бомбардировщика. Вот уже прицеплен буксировочный трос. В смотровую щель видно, как из-под винтов самолета поднялось облако пыли. Буксир натягивается.
Длинный, словно змея, трос на глазах превращается в стальной стержень. Летающий танк вздрагивает и трогается с места. Все быстрее и быстрее мы мчимся по полю. Потом легкий крен влево – машина в воздухе. Выравниваю ее. Мы стремительно набираем высоту. Легонько трогаю рули. Танк послушно отвечает на мои движения».
Но через 15 минут полета от большого воздушного сопротивления планера у самолета-буксировщика начали перегреваться двигатели. По команде с ТБ-3 Анохин отцепился и пошел на посадку на ближайший аэродром Быково.
После приземления Анохин, не сбрасывая планер, двинулся на командный пункт аэродрома – там не были предупреждены об испытаниях, и в связи с приземлением необычного летательного аппарата была объявлена воздушная тревога.
Расчет зенитной батареи вытащил испытателя из танка и «взял в плен».
Отпустили «шпиона» только с прибытием аварийно-спасательной команды. Первый в мире полет крылатого танка был благополучно завершен. По результатам полета был сделан вывод, что мощности двигателей ТБ-3 не хватает.
Единственный образец успешного советского трансформера
А-40 могли буксировать более мощные Пе-8, но в строю их имелось всего чуть больше 70 штук, и привлекать дальние бомбардировщики ради буксировки танков никто не решился.
ТАНКОПЛАНЕРЫ В КОНЦЕ ВОЙНЫ
Разработками танколетов под самый конец войны занималась и императорская Япония.
Для десантного комплекса был специально разработан легкий танк весом всего в 2 т, но в отличие от советского, японский Maeda Ku-6 так и не смог оторваться от земли.
К летающим танкопланерам можно отнести также и английский планер Hamilcar, созданный для единственной цели – переброски через Ла-Манш легких танков Tetrarch. Hamilcar был самым большим деревянным планером за всю историю британских Королевских ВВС.
Для буксировки применялись специально доработанные бомбардировщики Mk.III Halifax. Весь груз планера составляли танки Tetrarch с экипажем, пристегнутые внутри фюзеляжа, да два пилота, сидевшие тандемом в пилотской кабине.
Средняя скорость полета составляла около 240 км/ч. Во время высадки в Нормандии было использовано около 30 планеров.
Только один полет завершился неудачей: над Ла-Маншем от тряски открылись замки носового обтекателя, и танк, находившийся внутри планера, рухнул в пролив вместе со своим экипажем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как и все странные проекты Тухачевского—проект летающих танков закончился полным провалом.
Но одно можно утверждать точно—ресурсы и время было утраченно,а конструкторские коллективы работали на заведомо убыточные проекты.
В тоже время пока СССР терпел неудачи,происходило бурное развитие танкостроения,артилерии и авиации в западных странах.
Kugelpanzer, или танк-шар
Про эту машину, единственный экземпляр которой весом в 1,8 т находится в бронетанковом музее в Кубинке, почти ничего не известно. Ясно лишь несколько вещей: танк-шар произведен в нацистской Германии компанией Krupp, и был захвачен советскими войсками в 1945 году – по разным версиям либо в Маньчжурии, либо на немецком полигоне. Кабина оборудована радиостанцией, вооружения нет, корпус единый, попасть в него можно через люк. Двигатель – одноцилиндровый, мотоциклетный. Предназначением шаротанка, как предполагается, была корректировка курса артиллерийских ударов.
Танк-шар в музее Кубинки
Конструкция самолета ВИТ-2
ВИТ-2 представлял собой цельнометаллический боевой самолет с двухкилевым оперением. В плоскости сопряжения фюзеляжа с крылом конструкция выполнена в виде мощной стальной фермы, воспринимающей усилия от выстрелов пушек К-37. Крыло двухлонжеронное, пояса лонжеронов из стальных труб. В многочисленных соединительных узлах повсеместно применялась сварка. Размах центроплана 3250 мм, его размер определялся из условий перевозки самолета по железной дороге. В каждом крыле имелось по 7 бензобаков, четыре из которых являлись носками центроплана.
Все лобовые части фюзеляжа, крыла и оперения имели потайную клепку, в остальной обшивке использовались заклепки с выступающей головкой. Внутреннее пространство кабин экипажа было связано между собой и позволяло обеспечить визуальное общение.
Колеса шасси, закрытые вместе со стойками выпуклыми обтекателями, убирались с помощью пневматического привода в задние отсеки мотогондол.
Вооружение ВИТ-2 составляли 2 подвижные пушки ШВАК-20 в носу и на турели, 2 неподвижные 37-мм пушки ШВАК в крыле, 2 7,62-мм пулемета ШКАС в нижней кинжальной установке.
Внутреннее устройство истребителя танков ВИТ-2
Интересная особенность (предвосхитившая, надо сказать, время) — защита задней полусферы самолета не пулеметом, а 20-мм пушкой ШВАК. Поликарпов исходил из простых соображений: если ВИТ-2 будет атакован истребителями с пушечным вооружением, то огонь будет вестись на дальних дистанциях. Пулеметная турель при этом совершенно не эффективна, что в скором времени подтвердилось практикой воздушных боев. При этом, учитывая солидную скорость ВИТ-2, атаки противника были возможны лишь на догоне, на малых курсовых углах — отсюда и небольшой угол обстрела турели. Для выполнения возлагаемых на неё задач, что бы не говорили критики, этого вполне должно было хватить для отражения любой атаки. Впоследствии, в связи с давлением представителей ВВС, пришлось разработать специальную подфюзеляжную («кинжальную»), дистанционно управляемую башню со спаркой пулеметов ШКАС.