К 80-летию начала Великой Отечественной примыкает ряд важных дат, которые связаны с историческими событиями, повлиявшими на ход войны. Одно из таких событий — эвакуация Харьковского паровозостроительного завода и танкового КБ на Урал, позволившая продолжить и нарастить выпуск танков Т-34.
О том, как победа ковалась в тылу, об истории легендарной «тридцатьчетверки» и предприятия, ее производившего, «Ридус» побеседовал с Юрием Апухтиным, долгое время проработавшим в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению имени Морозова.
[править] История
Основная статья
:
История танкостроения России
Первый серийный танк в России вышел из ворот Сормовского завода 31 августа 1920 года. Он получил наименование «Борец за свободу тов. Ленин». По сути, это была копия французского танка FT-17 фирмы Renault, только с некоторыми усовершенствованиями.[2]
Спустя 4 года после выпуска первого танка российской сборки, в 1924 году в стране было начато проектирование полностью отечественных танков.[3]
Появились МС-1, Т-12 и Т-24. Тщательно изучался и зарубежный опыт танкостроения. Закупались отдельные образцы танков на Западе, именно отдельные, чтобы изучить их конструкцию и использовать в дальнейшем имеющиеся в них передовые технические решения, осваивали их производство у себя.[4]
С появлением на свет танков Т-34 и , ставших символами победы во Второй мировой войне, СССР стал одним из мировых лидеров в танкостроении, в своём роде законодателем моды. Потенциальные противники СССР копировали технические новшества, применяемые в советских танках, отлично понимая на основе опыта Второй мировой войны, что танки приобрели решающее значение на поле боя, и особенно с появлением в арсеналах ядерного оружия.[5]
Советские конструкторы боевых машин продолжали удивлять всё новыми и новыми конструкциями своих детищ. Революционный Т-64, многоосные колёсные плавающие бронетранспортеры и новый класс бронетехники — БМП на десятилетия определили мировые тенденции развития бронетехники. Опыт советской школы танкостроения превратился в мировую классику.[6]
В СССР впервые на танках применены гладкоствольные пушки, комбинированное многослойное бронирование, системы автоматического заряжания, газотурбинные силовые установки, системы противоатомной защиты, подводного вождения, динамической, активной защиты и оптико-электронного подавления и многое другое. Именно у СССР были созданы и испытаны первые автоматизированные системы управления боем и огнём, танки с телеуправлением, способные вести бой без экипажей внутри. На Западе в это же время только-только разрабатывали идеологию построения таких систем.[7]
Демидовские миллионы
Вся дореволюционная история Нижнего Тагила связана с металлом. Датой основания города считается 8 октября 1722 года, когда была пущена первая домна на Выйском медеплавильном заводе. В 1725 году вслед за медеплавильным был запущен Нижнетагильский железоделательный завод. Тогда это был самый мощный и современный завод в Европе, превосходящий по объему выпуска и качеству продукции заводы Швеции. Основатель Екатеринбурга, известный знаток горного дела генерал Вильгельм де Геннин в «Описании Уральских и Сибирских заводов» за 1735 год сообщает, что с одной домны тагильского завода получали от 250 до 400 пудов чугуна. А домна на заводе в Швеции выпускала тогда в среднем 200 — 210 пудов. Кроме того, производство в Нижнем Тагиле было менее энергоемким: в шведских печах на получение 100 кг чугуна тратили 300 — 350 кг древесного угля, в тагильских — вдвое меньше.
Качество тагильского металла неоднократно подтверждалось на международных выставках. На Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году — три бронзовые медали, в Париже 1867-м — три золотые, а в 1878 году на Всемирной выставке в Париже сталь марки «Старый соболь» получила Гран-при. Клеймо с изображением соболя, символизировавшего мягкость и добротность (как благородный соболиный мех) тагильского железа, и литерами С. С. Н. А. Д. — статский советник Никита Акинфиевич Демидов, было известно всему миру.
Сам же город приобрел всемирную славу в 1834 году, когда механики Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы создали первый в России паровоз. Благодаря тагильским умельцам и поддержке хозяев завода — Демидовых — Россия стала единственной страной в Европе, которая имела свои, а не импортированные из Англии паровозы. Почти двести лет паровоз был символом прогресса и развития индустрии в России и тагильским брендом национального значения.
На парижской выставке 1867 года экспонировалась найденная в тагильском медном руднике малахитовая глыба весом 4,8 тонны. Конечно, в основе высокого качества металла была не только передовая технология, но и богатая железом руда, извлекаемая из горы Высокой. Месторождение открыли в 1697 году, изыскания проводились по прямому поручению Петра I: государь вел тогда борьбу за выход к морю и поставил задачу развития собственной промышленности. Теперь на месте горы глубокий, чуть не в километр, карьер: «Была гора Высокая, стала яма глубокая».
Металлургия до установления советской власти ассоциировалась исключительно с родом заводчиков Демидовых — основателей города. По идеологическим причинам роль Демидовых в создании и формировании Нижнего Тагила советской властью замалчивалась, а в 1930 году, когда началась новая стадия антирелигиозной политики советского государства, была разграблена фамильная усыпальница Демидовых в Выйско-Никольской церкви. Саму церковь сначала хотели переделать под школу, потом сделали склад, а в 1967 году к юбилею советской власти на ее месте был построен дворец культуры. Сегодня Демидовы пережили историческую реабилитацию: в центре города установлен памятник, правда, не основателю династии Никите Демидову, а одному из его деятельных потомков Николаю — герою войны 1812 года, служившему одно время адъютантом у князя Потемкина. Почему именно ему — вопрос спорный, обсуждавшийся в среде историков и краеведов. Возможно, учли тот факт, что оружейных дел мастеру Никите Демидычу Антюфееву (фамилию Демидов он получил с присвоением ему и потомкам дворянского звания) уже есть памятник на его родине в Туле.
Семь поколений Демидовых владели тагильскими заводами. Самым выдающимся из Демидовых после отца-основателя династии стал его сын Акинфий, настоящий трудоголик, приумноживший и развивший до масштабов, как бы мы сейчас сказали, крупного федерального холдинга, полученную в наследство горную империю. Последним собственником заводов был Елим Демидов, побывавший в Тагиле один раз за всю жизнь и уже плохо говоривший по-русски. Начиная с третьего поколения Демидовы жили постоянно в Москве, Петербурге и за границей, обладали громадным по тем временам состоянием. Только на благотворительность сын Акинфия Прокопий потратил 4 млн рублей — сумму по тем временам гигантскую. Прославился он и экстравагантными выходками. Самая известная из них — зимняя дорога летом в Москве. Прокопий велел засыпать солью версту дороги, сел в карету и промчался одетый в шубу с песнями и бубенцами. Вдоль дороги стояли мужики, тоже одетые в зимнее. После того, как барин умчался, они собрали соль в мешки, кто сколько мог, и унесли с собой — соль в те времена стоила недешево.
[править] Т-14
Танк Т-14
Основная статья
:
Т-14
Основной танк на основе платформы «Армата» будет оснащен 125-миллиметровой пушкой, которая является стандартным образцом советского производства с 1960-х годов. Однако орудие будет иметь необитаемую башню, а экипаж разместится в отдельной бронированной капсуле, а это — уникальная компоновка, какой нет ни у одного современного основного боевого танка.[8]
Особое место в конструкции «Арматы» занимает броня: многослойный «пирог» из металла, керамики и композитов. В ее основе новая броневая сталь марки 44С-св-Ш, созданная специалистами ОАО «НИИ стали», способная повысить броневые свойства техники более чем на 15 %. Применение этой стали позволило разработчикам при сохранении необходимого уровня бронепробиваемости снизить вес конструкции на 15 %.[9]
Ожидается, что на «Армате» будет стоять полностью цифровая боевая информационно-управляющая система. В авиации ее еще называют «цифровой борт». С ее помощью осуществляется запуск, управление, диагностика и регулировка параметров работы машины. То есть, в случае поломки решать, что надо чинить, будет не экипаж или ремонтная бригада, а электроника. Похожее решение реализовано на новейшем немецком танке Leopard 2A6.[10]
На «Армате», как и на истребителе Т-50, будет установлена новейшая радиолокационная станция с активной фазированной антенной решетки (АФАР). Таких решений ни на одном танке мира нет. Система способна одновременно вести до 40 динамических и до 25 аэродинамических целей, контролировать территорию в радиусе до 100 километров и в автоматическом режиме уничтожать цели размером до 0,3 метра. Благодаря наличию АФАР, «Армата» позиционируется, как универсальная ударная машина сухопутных войск, включающая в себя полноценный тактический ракетный комплекс, зенитную систему противовоздушной обороны, комплекс армейской разведки и целеуказания и собственно танк.[11]
Для решения этих задач на «Армате» будет стоять новая 125-мм пушка 2А82. По своим характеристикам, она превосходит немецкий 120-мм ствол L-55, установленный на танке Leopard 2A6. По техническому уровню, говорят разработчики орудия, 2А82 превосходит все западные танковые пушки в 1,2 раза, а непосредственно немецкий ствол в 1,17 раза. При этом российское изделие еще и на 60 см его короче.[12]
К новой пушке для «Арматы» разработаны боеприпасы повышенного огневого могущества. Все они приняты на вооружение ещё в 2013 году.[13]
Про «Армату» известно, что танк будет иметь классическую шестикатковую схему. Внутри танка будет стоять новая 12-ступенчатая автоматическая коробка передач с возможностью ручного переключения и новый двигатель А-85-3А мощностью 1500 л.с. Для увеличения ресурса его «задушили» до 1200 л.с. Для сравнения, на Т-90 (весит 46,5 тонн) силовая установка имеет мощность 1000 л. с. По габаритно-массово-силовым характеристикам ходовая часть «Арматы» должна превосходить лучшие зарубежные образцы моторно-трансмиссионных установок.[14]
Кроме пушки, на «Армате» будет установлен спаренный 7,62-мм пулемет ПКТМ и 12,7-мм пулемет «Корд». Они находятся снаружи башни на отдельных поворотных модулях. Управление им будет вестись экипажем дистанционно с помощью компьютеров и электрических приводов. Это означает, что во время стрельбы военнослужащим не придется высовываться из люка. Готовый к бою боекомплект — 1000 патронов. Еще 1000 хранится в ящике ЗИП на корме башни.[15]
Память о великой команде конструкторов
«Ридус»: С кем из морозовской команды, из участников тех событий вам приходилось общаться?
Юрий Апухтин: Когда я пришел работать в 1972 году, я застал еще людей, которые были в эвакуации. О Полякове я уже рассказывал. Общался также с руководителем отдела перспективного проектирования Омельяновичем. Довольно часто — с Баисовым. Они рассказывали обо всех проблемах военных лет.
Надо сказать и о начальнике отдела механизма заряжания Набутовском. Именно он разрабатывал потом для танка Т-64 механизм заряжания. Мне довольно часто приходилось с ним контактировать. Я разрабатывал вместо карданного вала механизма учета снарядов, находящихся в конвейере механизма заряжания, систему автоматического учета. Набутовский рассказывал, как тяжело было работать в Тагиле: хотя у всех у них было усиленное питание, потому что занимались производством военной техники, но этого было очень мало. И люди пытались разводить огороды рядом с бараками, в которых жили, что-то выращивали… Сотрудникам завода, КБ приходилось и выезжать на фронт для модернизации танков.
Мало кто знает, что после войны конструкторское бюро (которое сейчас носит имя Морозова) вернулось в Харьков не в 1945 году, а только в 1951-м. Первым вернулся Морозов: он болел серьезно, в Москве ему сделали операцию. И потом потихоньку начали возвращать всех специалистов. Меня это удивляло, честно говоря. До сих пор не понимаю: какой смысл был держать их там? Харьков — не Тагил. Но людей не отпускали. Всем известно, что из Сарова, где разрабатывалась советская атомная бомба, из-за секретности всем было запрещено выезжать. А из Тагила даже танкистов до 1951 года домой не отпускали. То есть людям десять лет пришлось жить в эвакуации. Это сотрудники КБ, завода, их семьи. Дети с первого по десятый класс могли проучиться в Тагиле.
Когда я был молодым специалистом, по одной из тем мне повезло поработать под руководством самого Александра Морозова. Заместитель Кошкина, один из авторов Т-34, а потом главный конструктор танка Т-64.
Юрий Апухтин возле Мемориала советским танкистам.
© Фото из личного архива Юрия Апухтина
Одной из первых работ, где я участвовал, было создание гранатомета «Туча». Это сейчас на всех танках стоят такие короткие стволы для запуска дымовых гранат, а потом и аэрозольных гранат (для защиты от ПТУРСов, которые летят в танк). Вот я участвовал в разработке этой системы. Были проблемы: контактное устройство в этом гранатомете плохо работало. И приходилось разрабатывать варианты этого контактного устройства. А эти работы курировал сам Морозов. Он заставил меня разрабатывать 24 варианта конструкции! Мне на юбилей в КБ потом подарили альбомчик, где подшиты все эти варианты. И вот Морозов искал простое надежное решение. Когда вылетала граната, взрывался пороховой заряд, куски дюраля оставались в гранатомете — и происходило замыкание. Искали и нашли в итоге то решение, которое было очень простым, даже примитивно простым. Это было году в 1973 или 1974, когда я работал под руководством этого действительно гениального человека.
Я помню довольно интересный случай. Мне надо было ехать в Москву по какому-то вопросу по элементной базе для новой системы. Мы не знали точно название предприятия. Пытались связаться с министерством — человека нужного не было. Я написал предписание, где не указал предприятие, на которое еду, и не указал цель. Отдали его на подпись Морозову. Звонит секретарь, приглашает меня к Морозову. Он спрашивает: «Вы писали предписание? Куда вы едете?» Отвечаю: «Пока непонятно, не знаем названия предприятия. В Москве разберемся». Морозов говорит: «Смотрите: я подпишу сейчас… Вы потом возьмете и напишете: командируется в Москву для взрыва мавзолея Ленина. И я, Морозов, подписал…» То есть он настолько скрупулезно к каждой мелочи относился. Потом Морозов говорит: «Давайте звоните в министерство, выясняйте». На любую мелочь он всегда обращал внимание.
При создании Т-64 была масса проблем. Танк принципиально новый. И военное представительство из Москвы постоянно давило на Морозова: вот это надо сделать, это сделать. А всё не получается. И однажды на совещании (потом заместитель Морозова мне рассказывал) один из полковников начал: «Это ж можно сделать. Почему ж вы не делаете?» Морозов взял карандаш и говорит: «Вот тебе карандаш, возьми и сделай, если такой умный».
Морозов болел за дело, болел за танк. Я проработал в КБ при трех главных конструкторах. Морозов — единственный, у кого смысл жизни был в создании новых машин. Человек возвращается из командировки, из Москвы. Можно выходить на работу на следующий день. Поезд в 8:30 утра был в Харькове. И уже в десять утра Морозов на работе, вникал в суть вопроса: как, где, что делается.
Т-64 — это было принципиально новое поколение машин, идея принадлежала Морозову. В чем она заключалась? Был создан абсолютно новый двигатель, который раньше использовался на немецких самолетах. Это плоский двигатель, который позволял силуэт машины существенно уменьшить. Впервые была применена танковая пушка 125 миллиметров, механизм заряжания внедрен. Выбросили члена экипажа — заряжающего. Новый прицельный комплекс, принципиально новая компоновка силового отделения, бортовые передачи и коробка передач — такого раньше никогда не было.
[править] Производство комплектующих
[править] Пушки
Основная статья
:
Производство танковых пушек в России
Производство пушек 2А82 (устанавливаются на танк Т-14) идёт на «Заводе № 9» в Екатеринбурге.[16]
[править] Комплексы активной защиты
Комплекс активной защиты «Афганит» (применяется на танке Т-14) разработан в коломенском КБ машиностроения.[17]
[править] Динамическая защита
Блоки динамической защиты танков разрабатываются в АО «НИИ стали».[18]
[править] Броневая сталь
Броневая сталь марки 44С-СВ-Ш (применяется на танке Т-14) создана специалистами АО «НИИ стали».[19]
[править] Двигатели
Основная статья
:
Производство танковых двигателей в России
Дизельный турбопоршневой двигатель А-85-3А (устанавливается на танк Т-14) был разработан челябинским ГСКБ «Трансдизель». Производится на Челябинском тракторном заводе.[20]
[править] Ссылки
[править] Видео
- Сборка танка. 23 декабря 2013
- Русские танки — производство. 23 декабря 2012
[править] Рунет
- Раздел о танкостроении на сайте Armyprom
- Российское танкостроение в начале XXI века
- Т-64, Т-72 или Т-80, что лучше?
- РАЗВЕРТЫВАНИЕ НОВЫХ ТИПОВ ТАНКОВ В ГСВГ/ЗГВ
- Беспристрастно о танках «Оплот-М» и Т90МС. 6 сентября 2012
- Размышления на тему о Т-84 и Т-90
- Секретное оружие российской армии: программа «Армата» («The National Interest», США). 21 ноября 2014
- Симферопольский начал производить высокоточные угловые датчики для танков «Армата». 27 мая 2015
- Новейшие танки России. 4 января 2015
- УВЗ занялся превращением танка Т-90 в робота. 12 октября 2015
- Т-90СМ с комплексом «Айнет» будут настоящим проклятием для противника. 18 февраля 2015
- Американская ракета против новейшего российского танка. 29 февраля 2016
- Что стало с российским Т-90, подбитым американской ракетой в Сирии. 1 марта 2016
- Т-72Б3
- Танкостроение
[править] Прочее
- Russian Armour. 13 мая 2015
- Советские танки Второй мировой войны
Мегастройки
20 августа 1919 года постановлением Екатеринбургского военно-революционного комитета слиянием трех волостей (Выйско-Никольской, Тагильской и Троицкой) был образован «безуездный город Нижний Тагил». После революции и Гражданской войны город был обескровлен, заводы еле теплились, рудник затоплен. Много народу ушло с белыми войсками, выбитыми из города красными в октябре 1918 года. Начало 20-х годов ознаменовалось борьбой с беспризорностью, созданием экспериментального Детского городка, куда свозили беспризорников и малолетних преступников, которых милиция вылавливала по подворотням и бандитским малинам. В 1923 году это созданное советской властью новое образовательное учреждение посетил нарком просвещения Луначарский. «Действительно, я не мог не порадоваться этому учреждению. Оно еще совсем юное, существует первый год, многое в нем еще нехорошо; обуви, как почти всюду на Урале, у детей крайне мало: много босеньких. С перебоями идет и питание. Но зато педагогическая сторона поставлена прекрасно», — писал Анатолий Васильевич в одной из своих статей.
Новый импульс развитию города был дан в начале 30-х годов прошлого века. 15 мая 1930 года ЦК ВКП(б) принял решение о создании в СССР второй угольно-металлургической базы. XVI съезд партии, проходивший в июне — июле, рассматривал вопросы дальнейшего экономического развития страны и постановил форсировать строительство Магнитогорского и Кузнецкого заводов и приступить к строительству Ново-Тагильского металлургического завода (НТМЗ). Стройка для тех ударных лет шла долго, несколько раз останавливалась, менялся проект, поэтому первый чугун первая доменная печь НТМЗ выдала только 25 июня 1940 года.
Вторая мегастройка началась в Тагиле в 1931 году. Это Уральский вагоностроительный завод (УВЗ) — самое крупное предприятие в мире, вошедшее впоследствии в книгу рекордов Гиннесса. Датой рождения завода стало 11 октября 1936 года, когда с вагоносборочного конвейера сошла первая продукция. В годы ударных строек население Нижнего Тагила увеличилось в разы. В значительной степени за счет так называемых спецпереселенцев, в основном крестьян, «раскулаченных» в ходе коллективизации и отправленных на великие стройки в качестве дармовой рабочей силы. Через пять лет после начала строительства УВЗ (а стройка началась в чистом поле, точнее, в лесу) появился Дзержинский район Нижнего Тагила (в народе именуемый Вагонкой) с населением в 45 тыс. человек. «Новый город — Дзержинский район — имеет 600 домов, 20 улиц, девять школ, телефонную станцию на 900 номеров, 87 магазинов, две поликлиники, клуб, парк культуры. В районе проживают представители 23 национальностей», — писала газета «Тагильский рабочий» в сентябре 1936 года.
Именно тогда, в 30-е годы, пребывающий с начала 20-х в экономической стагнации провинциальный Нижний Тагил, где пыхтели давно устаревшие заводы, вновь оказался вовлеченным в бурный поток отечественной и мировой истории.
[править] Примечания
- «Уралвагонзавод» ведет переговоры о покупке «Амурметалла»
- Броня крепка, но Запад нам дороже. 10.09.2010
- Броня крепка, но Запад нам дороже. 10.09.2010
- Броня крепка, но Запад нам дороже. 10.09.2010
- Броня крепка, но Запад нам дороже. 10.09.2010
- Броня крепка, но Запад нам дороже. 10.09.2010
- Броня крепка, но Запад нам дороже. 10.09.2010
- СМИ: Американские эксперты обеспокоены мощью российских танков «Армата». 21 ноября 2014
- «Армата» против «Леопарда»: новый русский танк превзойдет все мировые аналоги. 22 ноября 2014
- «Армата» против «Леопарда»: новый русский танк превзойдет все мировые аналоги. 22 ноября 2014
- «Армата» против «Леопарда»: новый русский танк превзойдет все мировые аналоги. 22 ноября 2014
- «Армата» против «Леопарда»: новый русский танк превзойдет все мировые аналоги. 22 ноября 2014
- «Армата» против «Леопарда»: новый русский танк превзойдет все мировые аналоги. 22 ноября 2014
- «Армата» против «Леопарда»: новый русский танк превзойдет все мировые аналоги. 22 ноября 2014
- «Армата» против «Леопарда»: новый русский танк превзойдет все мировые аналоги. 22 ноября 2014
- Танк Т-14 «Армата» или Т-99 «Приоритет»
- Танк Т-14 «Армата» или Т-99 «Приоритет»
- Танк Т-14 «Армата» или Т-99 «Приоритет»
- Танк Т-14 «Армата» или Т-99 «Приоритет»
- Танк Т-14 «Армата» или Т-99 «Приоритет»
- Олег Сиенко: «Армата» ручной работы в три раза дешевле «Абрамса». 18 апреля 2016
Оборонно-промышленный комплекс России | |
История | 1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2022, 2022, 2020) |
Авиастроение | Самолётостроение • Вертолётостроение |
Судостроение | Надводное кораблестроение • Подводное кораблестроение |
Прочие отрасли | Танкостроение • Производство средств ПВО |
Компании | Ростех • Оборонпром • ВСМПО-Ависма • РусСпецСталь • ОДК-Сатурн • Моторостроитель • Алмаз-Антей • Мотовилихинские моторы • Уралвагонзавод • Тактическое ракетное вооружение • Северное машиностроительное предприятие • Амурский судостроительный завод • Арзамасский машиностроительный завод • КБ приборостроения • Конструкторское бюро машиностроения • Курганский машиностроительный завод • НПО машиностроения |
ЦФО | Белгородская область • Брянская область • Владимирская область • Воронежская область • Ивановская область • Калужская область • Костромская область • Курская область • Липецкая область • Московская область • Орловская область • Рязанская область • Смоленская область • Тамбовская область • Тверская область • Тульская область • Ярославская область • Москва |
СЗФО | Карелия • Коми • Архангельская область • Ненецкий автономный округ • Вологодская область • Калининградская область • Ленинградская область • Мурманская область • Новгородская область • Псковская область • Санкт-Петербург |
ЮФО | Адыгея • Калмыкия • Краснодарский край • Астраханская область • Волгоградская область • Ростовская область |
КФО | Крым • Севастополь |
СКФО | Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Карачаево-Черкесия • Северная Осетия • Чечня • Ставропольский край |
ПФО | Башкортостан • Марий Эл • Мордовия • Татарстан • Удмуртия • Чувашия • Пермский кpай • Кировская область • Нижегородская область • Оренбургская область • Пензенская область • Самарская область • Саратовская область • Ульяновская область |
УФО | Курганская область • Свердловская область • Тюменская область • Ханты-Мансийский автономный округ • Ямало-Ненецкий автономный округ • Челябинская область |
СФО | Алтай • Бурятия • Тыва • Хакасия • Алтайский край • Забайкальский кpай • Красноярский край • Иркутская область • Кемеровская область • Новосибирская область • Омская область • Томская область |
ДФО | Якутия • Камчатский кpай • Приморский край • Хабаровский край • Амурская область • Магаданская область • Сахалинская область • Еврейская автономная область • Чукотский автономный округ |
Источник — «»
Категория: Танкостроение России