Столетняя история мирового танкостроения – это непрерывный поиск наиболее эффективного решения триединой задачи: создания максимальной огневой мощи танка, обеспечения его надежной броневой защиты, улучшения скоростных и маневренных показателей боевой машины.
Этот процесс, активным участником которого являются и танки России, заставляет производителей постоянно искать новые технические решения, следить за результатами научных исследований, учитывать данные опытных испытаний, стараться раньше других применить все это для создания и совершенствования бронетехники.
Из истории танков
Попытки соединить три основных действия любого боя – нападение, защиту и маневр – делались вовсе времена. Исторических фактов, подтверждающих это – сколько угодно. Танк отвечает всем этим требованиям.
Первым в мире считается английский танк — МК-1 (Марк 1). 15 сентября 1916 г. в битве на реке Сомме, несколько таких машин, наведя ужас своим появлением, обеспечили убедительную победу англичанам. При этом потери в личном составе оказались в 20 раз меньше «расчетных».
Справедливости ради, надо отметить, что в истории танкостроения сохранились имена и отечественных изобретателей – Лебеденко, Пороховщикова, Стечкина, Микулина.
Танк Леонардо да Винчи
В конце 15 века великому Леонардо да Винчи (см. интересные факты о Леонардо да Винчи) удалось спроектировать танк, выполненный из дерева и металла. По форме он напоминал юлу.
По периметру окружности изобретатель разместил пушки. Такая необычная машина должна была приводиться в движение посредством сложных механизмов. Это позволяло танку эпохи Возрождения передвигаться по поверхности в автономном режиме.
Однако идеи Леонардо настолько опережали время, в котором он жил, что проект остался только на бумаге. Интересен факт, что в 2009 г. американские инженеры смогли воссоздать танк по чертежам великого итальянца.
Новое оружие Первой мировой
Английское правительство, получив информацию об успехах нового оружия, активизировало работы по созданию и производству танков.
За годы Первой мировой войны Англия выпустила боле 3000 танков 13 модификаций.
Не отставала от союзников по Антанте и Франция. Именно ей принадлежит наиболее удачный, на тот момент, танк РеноFT.Он был вооружен пулеметом (с 1917г. — пушкой).Имел вес 6 т, экипаж 2 человека, развивал скорость в 9,6 км. Рено FT стал прообразом многих других танков и находился на вооружении армии Франции до начала 30-х гг.
Что касается других стран, вставших в последствии производителями танков (России, Германии, США), то их вклад в создание нового оружия в годы Первой мировой войны сводился к попыткам модификации купленных либо захваченных в бою английских и французских моделей.
Маленький и Большой Вилли
Маленький Вилли представлял собой бронированный трактор, который успешно был испытан в сентябре 1915 года. Идею по его созданию высказал полковник Британии Суиндон.
Однако бронированную машину пришлось несколько доработать, в результате чего танк превратился в Большого Вилли или танк Mark I. Он может по праву считаться самым первым танком в мире, который стал выпускаться серийно. На линию фронта Mark I отправили в 1916 году.
Длина Mark I составила 8 метров. Он был выполнен в виде стального прямоугольного короба, который сбоку имел ромбовидные гусеницы. Эта конструкция позволяла боевой машине преодолевать сложные участки на поле боя и с легкостью переезжать окопы.
В качестве защиты от ружейно-пулеметного огня служила броня, обладающая толщиной 10-12 миллиметров. Вооружение же самого танка состояло из одной пушки и четырех пулеметов. При этом такое вооружение имели лишь «самцы» Большого Вилли, «самки» же были лишены пушек и имели меньше пулеметов.
Внутри танк выглядел, как рубка корабля. Ходить в нем можно было, не нагибаясь. Командир и водитель танка располагались в отдельном отсеке. Для запуска двигателя Большого Вилли требовалась сила трех человек, которые крутили рукоятку до того момента, пока не заведется мотор.
Передвигаться Mark I мог со скоростью в 6 км/час. На пересеченной местности машина двигалась с гораздо меньшей скоростью – 2-3 км/час. Даже несмотря на невысокую скорость перемещения, танк ужасно трясло – такое происходило из-за того, что броневая часть была выполнена из опорных катков. Не было предусмотрено никаких средств связи. К тому же надежность конструкции танка была слишком низкой, и машины часто выходили из строя. Также недостатком Большого Вилли считались узкие гусеницы, быстро проваливающиеся в мягкой земле, заставляя танк оказываться «на мели». Внутри не было предусмотрено и вентиляции, из-за чего бойцам приходилось часто (даже под огнем пулеметов) выскакивать наружу, чтобы надышаться свежим воздухом и отдохнуть от запахов выхлопных газов.
Несмотря на все недостатки, танк активно применялся на фронте – в бою 1916 года было использовано 18 таких боевых машин. После этого в Лондон пришло требование о том, чтобы такие танки доставили на передовую уже в количестве 1000 экземпляров. В дальнейшем конструкция Большого Вилли с каждым разом совершенствовалась, и более современная модель значительно опережала по техническим параметрам предыдущую.
Между двумя войнами
Этот период не стал прорывом для создателей и производителей бронетанковой техники,хотя танки Англии и Франции не долго оставались вне конкуренции. В процесс создания новых видов вооружения постепенно включились другие страны (СССР, Германия, Италия, Чехословакия, Япония, Польша, США, Венгрия, Швеция).
Однако танкостроение бурного развития не получало. Даже краткий анализ работы конструкторов и производителей бронетехники в 20-30-е годы позволяет выделить его основные направления:
- разработка и производство недорогих, легких танков и танкеток с 1-2 членами экипажа;
- создание легких, маневренных разведывательных танков, с улучшенным вооружением и защитой по сравнению с танкетками;
- отдельным направлением стали разработки разведывательного плавающего танка;
- создание колесно-гусеничных моделей, вызванное необходимостью перемещения машин с одного участка на другой.Но вскоре, вместо этих сложных систем были разработаны более долговечные гусеницы.
Несложно заметить, что основные тенденции развития бронетехники в 20-е и начало 30-х гг. сводились к разработке легких, дешевых и простых в управлении боевых машин.
Сказывался экономический кризис послевоенных лет и неверие в боевые танки определенной части людей из властных, в том числе военных, структур.
Великобритания
На работу компаний, производящих танки в Великобритании, большое влияние оказала, развернувшаяся в военном ведомстве дискуссия между сторонниками крейсерских (быстрых, легких, маневренных, но легко уязвимых и слабо вооруженных) танков и пехотных (тяжелых, с хорошей броневой защитой и сильным вооружением, но недостаточно маневренных) машин.
Победившие сторонники первого, но неверного варианта, привели к тому, что к началу Второй мировой войны на вооружении армии Великобритании были в основном легкие и крейсерские танки.
Не лучше обстояли дела и у другого производителя первых бронемашин. Если англичане танкистам британской армии вместо добротного танка (лицензию на его производство продали) «Виккерс–6 т.» массово поставляли дешевую танкетку «Карден-Ллойд», то французы непрерывно пытались усовершенствовать уже хорошо известный РеноFT.
В результате ко второй мировой войне Франция подошла с армией, укомплектованной, в основном, легкими танками и старыми Рено.
«Леклерк» французской армии
Танков в современном понимании у русских не было до тех пор, пока в ходе Гражданской войны под Одессой не было захвачено несколько французских машин Renault FT-17 – первых танков классической компоновки с вращающейся башней. Их привезли на Сормовский судостроительный завод, и нижегородцы, изучив образцы до последнего винта, создали серию «Русских Рено», почти в точности повторявших оригинал. Сейчас российским танкостроителям уже нет нужды заимствовать идеи зарубежных коллег: в истории отечественного танкостроения есть Т-64, первый в мире серийный основной боевой танк с защитой и вооружением тяжелого и подвижностью среднего и комбинированием брони, а также Т-35, единственный в мире серийный тяжелый многобашенный танк. Французским конструкторам тоже есть чем гордиться: их основной боевой танк АМХ-56 «Леклерк» остается одним из самых совершенных.
АМХ-56 “Леклерк”
На вооружении сухопутных войск Франции значатся более 400 «Леклерков», и еще свыше 380 — в армии Арабских Эмиратов, которые оказывали разработчикам финансовую помощь с целью дальнейших закупок. Как и американский «Абрамс», «Леклерк» назван в честь генерала Второй мировой войны: маршал Франции, граф Филипп де Отклок, взял псевдоним в память о военачальнике XVIII века, дивизионном генерале Шарле Леклерке. Преемственность наблюдается и у Леклерков-машин: когда в середине семидесятых устарел AMX-30, его лучшие характеристики были учтены при реализации нацпроекта по созданию «Леклерка». С 1986 по 2004 год танк выдержал десять модификаций, а последние два года продолжается очередная программа модернизации, благодаря которой Франция сможет держать свои «Леклерки» в строю до 2040 года. Особенность модели AMX-56 заключается в усиленной системе защиты, которая успешно совмещается с массой.
Германия
Версальский мирный договор от 28.06.1919 г. ввел для побежденной Германии жесткие ограничения на производство многих видов боевой техники и вооружений. В том числе и на танки. Несмотря на запрет, еще до прихода к власти нацистов, немцы тайно, прикрываясь производством тракторов, начали разработку и выпуск легких и средних танков.
С приходом к власти Гитлер просто игнорировал Версальский договор. Начиная с 1934 г. танки Германии(легкие Pz-I, чуть позжеPz-II и средний танкPz-III) стали поступать на вооружение армии.
Истинный британец «Челленджер»
Прототипы танков, панцирные машины, появились перед Первой мировой войной в Великобритании, Франции и Германии, а затем трансформировались в бронированные коробки сперва на тракторном, а после на гусеничном ходу. Британский «Челленджер» («Бросающий вызов») был создан в 1980-х годах на основе экспортного варианта еще одного британского танка «Чифтен». На нем была применена комбинированная броня «чобхэм», позже ставшая прототипом брони для американского «Абрамса». Танк производили до 1990 года, а в 1993 году на заводах в Ньюкасле и Лидсе «Викерс» начали выпускать «Челленджер-2» — модификацию первой модели, которую по собственной инициативе разработала та же компания еще в середине восьмидесятых. Год спустя «Челленджер-2» прошел полевые испытания и был принят на вооружение британской армии.
“Челленджер”
У «Челленджеров-2» есть инновационные цифровые системы прицеливания от «Дженерал Дайнэмикс», с которыми тренированный экипаж может делать до семи точных выстрелов в минуту. Также в танке имеются средства дневного и ночного наблюдения и нарезные дальнобойные пушки, запас хода составляет почти 500 километров, а их броня, как и у других танков, выдержит даже удар кумулятивного снаряда. Как и первые «Челленджеры», вторые тяжелы и неповоротливы, а последняя машина поступила на вооружение более десяти лет назад, однако использовать их планируется до 2035 года. Интересно, что «Челленджером» в мире привыкли называть не британский танк, а космический челнок НАСА. Как известно, в 1986 году он потерпел катастрофу у побережья Флориды — в то же время, когда «Челленджеры-2» только начали поступать на вооружение. Они, к слову, остаются единственными современными танками с нарезным орудием: еще одно проявление знаменитого британского консерватизма.
Советский Союз
В число стран, производящих танки, Россия, по объективным причинам, попала позже всех. Военное ведомство царской России этой темой не интересовалось. Осенью 1919 года был сделан первый шаг.
Совет военной промышленности РСФСР принял решение о создании на базе французского Рено советского танка.
31 августа 1920 г. из ворот вышел первый танк «Борец за свободу товарищ Ленин!». Всего было произведено 15 танков, которые по характеристикам не уступали аналогичным моделям других стран.
Дальнейшее развитие бронетанковой техники в стране было столь активным, что разумным будет лишь тезисно обозначить вехи этого пути:
- январь-февраль 1928 г. – начало серийного производства танка МС-1 (Т-18) –малый, сопровождения. Первый серийный танк. Участвовал в боях на КВЖД;
- 1931 – 1932 г. – создание и серийный выпуск танков Т-26 и БТ-2. Вплоть до начала Великой Отечественной войны были модели были главными боевыми танками РККА;
- 1930 – 1933 г- следуя мировым тенденциям запустили в производство двухместную танкетку Т-27 и плавающего танка Т-38;
- 1931 год – первый год массового серийного производства танков. Было произведено 740 единиц техники. Для сравнения, в 1931 г. – 170;
- десятилетие 1931-1941 гг. историки называют периодом создания комплекса бронетанковой техники. Массовая разработка моделей танков всех категорий, позволила к началу Великой Отечественной войны иметь ряд образцов, ставших в последствии «оружием победы».
- середина – конец 30-х гг. на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) ведется разработка модели тяжелого танка КВ, решение о серийном производстве которого было принято в конце 1939 г;
- 76 мм танковую пушку на КВ заменили на 152 мм танковую гаубицу М-10Т. Новая боевая машина получила классификацию КВ 2. Танк КВ стал именоваться КВ 1;
- Сентябрь 1938 г – перед КБ Харьковского завода поставлена задача создания легкого танка А-20. Конструкторы завода во главе с М. Кошкиным предложили свой вариант — А-32, ставший в последствии средним танком Т-34. Впервые примененная наклонная лобовая броня, дизельный двигатель В-2, 76-мм пушка Ф-34, подвеска Кристи– все это в комплексе сделало средний танк лучшим для того времени.
Израильская «Колесница»
Название израильского танка «Меркава» в переводе с иврита означает «Колесница», а поводом для его создания — одним из самых интересных в истории танкостроения — стала отмена сделки. После того как в 1970 году Великобритания отказалась продавать Израилю свои «Чифтены», было решено начать разработку собственной модели танка, и с тех пор гусеничная «Колесница» прошла через четыре этапа модернизации. Пятый вариант «Меркавы» планируется запустить в разработку, оснастить лазерной пушкой и провести испытания в 2020 году, тем не менее и четвертую модель нельзя назвать несовершенной — так, явным плюсом остается расположение двигателя в передней части для защиты экипажа, а не в задней, как у большинства танков.
“Меркава”
Уникальность нынешней версии израильского танка заключается не только в расположении двигателя, но и в дополнительном отсеке с броневой дверью в корме: в этой «кладовой» можно перевозить и раненых, и десант, и боеприпасы, а в случае опасности выйти через нее наружу. По сути, «Меркава» — это гибрид бронетранспортера, боевой машины пехоты и танка. Хотя Израиль — довольно маленькая страна, ЦАХАЛ — одна из самых боеспособных армий мира, а по экспорту военной продукции израильтяне уступают только США, России и Германии. Что касается танков, у «Меркавы» высокие оценки профессионалов: в известном танковом рейтинге агентства Forecast International израильская «Колесница» обошла даже легендарный российский танк Т-90.
В годы Великой Отечественной войны
Война стала кровавым «соревнованием» между немецким и советским танкостроением. В ходе нее, как боевые машины Красной Армии, так и немецкие танки,постоянно совершенствовались. Нередко, изменения в боевых и технических характеристиках советских танков становились мотивацией для активизации работы немецких производителей бронетехники. И наоборот.
Так, Красная Армия, имея на вооружении в начале войны небольшое количество средних танков Т-34, тяжелых КВ и легких Т-40, (в основном части были укомплектованы Т-26 и БТ-2), уже после первых боев практически отказалась от легких танков.
К концу 1941 года был снят с производства КВ-2 и все внимание сосредоточили на выпуске Т-34.
Но с появлением у немцев тяжелых танков «Пантера»и «Тигр», вернулась потребность в тяжелых танках. В 1943 году на вооружение поступил тяжелый танк ИС-2, получивший прозвище «Истребитель Тигров». В таблице представлены некоторые тактико-технические характеристики главных танков Красной Армии и вермахта в годы войны.
Основные характеристики | Т-34-85 | T-V Пантера | ИC-2 | T-VI Тигр |
Боевая масса (т) | 30,1 | 44,8 | 46 | 57 |
Экипаж (чел) | 4 | 5 | 4 | 5 |
Габариты (мм): | ||||
длина | 5920 | 6870 | 6770 | 6316 |
ширина | 3000 | 3270 | 3070 | 3705 |
высота | 2405 | 2995 | 2630 | 2930 |
клиренс | 400 | 560 | 420 | 470 |
Толщина брони (мм) | 52/30 | 90/30 | 100/30 | 100/40 |
Калибр пушки (мм) | 85 | 75 | 122 | 88 |
Боекомплект (снарядов) | 77 | 81 | 28 | 92 |
Пулеметы | 2х7,62 | 2х7,92 | 3х7,62; 1х12,7 | 2х7,92 |
Двигатель (л.с.) | 500 — дизель | 700 — карбюратор | 520 — дизель | 700-карбюратор |
Скорость | ||||
Шоссе (км/час) | 54 | 55 | 37 | 44 |
Бездорожье (км/час) | 36 | 30 | 15-20 | 20-25 |
Запас хода (км) | 380 | 250 | 160-240 | 100-195 |
Дальность стрельбы (м) | 4000 | 4000 | 4000 | 4000 |
Неправильным будет простое сравнение цифр. Подход должен быть аналитическим. Например, надо учитывать, что по немецким меркам «Пантера» — средний танк, а по параметрам, принятым в мире – тяжелый.
Бронированный поезд на гусеницах
В 19 веке был представлен гусеничный бронированный поезд Эдуарда Буйена, который стал прототипом первых в мире танков. По задумке изобретателя, плотно соединенные между собой составы должны были перемещаться не по рельсам, а по замкнутой гусеничной ленте.
Поезд предполагалось снабдить мощными орудиями, при этом численность экипажа могла достигать 200 человек. И хотя детище Буйена так и не было создано, ученый верил, что такой поезд мог коренным образом изменить философию войны.
Когда в начале прошлого века стали выпускать автомобили, одновременно с этим стали разрабатывать и первые танки. В это время большой популярностью пользовались бронеавтомобили.
Однако их недостаток заключался в том, что они практически не могли преодолевать препятствия в виде окопов, растительности или заграждений.
Бронепоезд Буйена
Когда в военных конфликтах начали задействовать пулеметы, противопехотные мины и прочие снаряды, инженерам пришлось задуматься над созданием такой машины, которую не смогли бы остановить никакие виды оружия.
Танки «холодной войны»
Послевоенная международная обстановка не уменьшила значения «главной ударной силы сухопутных войск». Частично поменялся состав основных стран,производящих танки. В первых рядах оказались СССР и США, находящиеся во главе Варшавского Договора и НАТО соответственно.
Танки США, представленные созданной в 1941 году моделью М3 Стюарт, стали известны только благодаря тому, что поставлялись в СССР, Англию, Францию и Китайпо системе ленд-лиза.
Отказавшись от легких танков, советское военное командование направило усилия танковой промышленности на сближение тяжелых и средних машин.
В 50-е – начале 60-х гг. были приняты на вооружение средние танки Т-54, Т-55, тяжелые ИС-4, Т-10, Т-10М, основной, на тот момент, Т-62, обеспеченный 115 мм гладкоствольной пушкой.Вскоре от производства тяжелых танков отказались, оставив действующие машины на длительном хранении.
Конец 60-х – начало 70-х гг. для бронетанковых войск ознаменовались появлением трех конкурирующих моделей: харьковского Т-64, нижнетагильского Т-72 Урал и изготовленного на Кировском заводе в Ленинграде Т-80.
Создатели всех трех моделей, продолжая лучшие традиции отечественного танкостроения, работали над решением классической триединой задачи:
- усиление огневой мощи – на танках установлены 125 мм пушки, предусмотрено использование комплексов танковых управляемых ракет;
- повышение маневренности боевых машин – двигатель Т-64 -700л.с., Т-72 — 840 л.с. и первый в мире газотурбинный двигатель мощностью 1000 л.с. установлен на Т-80;
- усиление живучести и защиты экипажа за счет увеличения броневой мощи – не актуально. На представленных моделях и их модификациях устанавливаются динамичная защита «Контакт», комплекс активной защиты «Арена», КОЭП «Штора».
С 1976г. Т-80 был определен основным боевым танком. ОБТ- классификация, позаимствованная за рубежом.
В этот период создаются новые боевые машины в Германии («Леопард-2») и в странах НАТО: «Абрамс» в США, «Челленджер» в Великобритании, Лаклерка во Франции.
Направления, по которым идет совершенствование танков, как у нас, так и у наших «заклятых друзей» с годами не меняются: наступление, защита, маневр.
Увеличиваются лишь технические возможности, активнее применяются достижения науки. Даже невозможно представить глубину той пропасти, которая разделяет танк «Борец за свободу товарищ Ленин» и современную боевую машину Т-14 «Армата». А прошло всего каких-то сто лет.
Перспектива развития бронетанковой техники просматривается на примере нового ОБТ Российской армии – Т-14, который, по некоторым сведениям, придет на вооружение в 2022 году.
Его характеристики, появившиеся в открытой литературе: мощность двигателя – 1200 л.с., уже проверенная 125 мм пушка, которая может использоваться для пуска ракет, 4 степени защиты, в том числе необитаемая башня, подтверждают неизменность задач, которые стоят перед танкостроителями.
Средний танк «St. Chamond» (Франция)
Средний танк «St. Chamond»
Одновременно с выдачей заказа на производство 400 танков начальник Управления автомобильной службы французской армии добился от главнокомандующего разрешения выдать аналогичный заказ расположенной в городе Сен-Шамон компании FAMH. На фирме постарались, и всего через два месяца 27 апреля 1916 г. верховному командованию было доложено о проекте бронетрактора, якобы обладающего по сравнению со «Schneider» рядом существенных преимуществ. В результате компания FAMH также получила заказ на 400 машин.
В погоне за выгодным контрактом спешно была создана очень «сырая» машина. Конструкторы FAMH, так же как и их коллеги с , проигнорировали опыт английских танкостроителей и взяли за основу ходовую часть трактора «Holt», абсолютно непригодную для преодоления изрытых воронками и траншеями передовых позиций, правда, при этом они значительно увеличили длину опорной поверхности гусениц. Подвеска нового танка имела пружинное подрессоривание, поэтому условия работы экипажа были не такими каторжными, как на английских машинах, которые принимали все неровности пути прямо на корпус. И это было, пожалуй, единственное преимущество «француза».
Корпус танка, получившего название «St. Chamond», представлял собой броневую коробку со скошенными носом и кормой. Передняя и задняя части сильно нависали над гусеницами, что обусловило крайне низкую проходимость танка и делало невозможным, даже несмотря на установку специальных роликов, преодоление даже относительно невысоких вертикальных препятствий.
Сборка ходовой части танка «St. Chamond»
Новшеством, впервые примененным в мировом танкостроении, стала установка на «St. Chamond» электромеханической трансмиссии. Бензиновый двигатель работал на динамо-машину, ток от которой подавался на два тяговых электромотора (по одному на каждую гусеницу). Поворот осуществлялся за счет подачи на электродвигатели тока различной силы, таким же образом достигалось неограниченное в имеющихся пределах число передач. Это обеспечивало несравнимую с оборудованными механической трансмиссией машинами легкость управления. Правда, за подобную легкость пришлось заплатить лишним весом, громоздкостью и низкой надежностью привода. Тем не менее «St. Chamond» получился довольно-таки скоростным танком — на испытаниях ему удалось развить скорость 12 км/ч. Хоть на практике давать максимальную нагрузку из-за опасения возникновения поломок не рекомендовалось, поэтому скорость была ограничена 8 км/ч.
Первые танки «St. Chamond» (обр. 1916 г.) имели цилиндрические командирскую и водительскую башенки, а бронелисты бортов корпуса на них, прикрывая ходовую часть, почти достигали земли. Крыша была плоской, а в качестве танкового орудия использовалась 75-мм пушка специальной конструкции, стрельба из которой могла вестись лишь в узком секторе прямо по курсу, что заставляло при любом переносе огня разворачивать всю неповоротливую и тяжелую машину. Уже первые испытания, проведенные в середине 1916 г., выявили необходимость внесения в конструкцию ряда изменений. Поскольку бортовые бронелисты, прикрывающие ходовую часть, существенно снижали и без того низкую проходимость, их сняли. Гусеницы расширили сначала с 32 до 41, а затем и до 50 см. Получившийся в результате доработки вариант «St. Chamond» и был запущен в серийное производство. Не прошло и года, как танк снова подвергся модернизации: его крыша стала двускатной, а место цилиндрических башенок заняли прямоугольные. Кроме того, было усилено бронирование. После выпуска 160 машин на них заменили и артсистему — вместо специальной танковой стала устанавливаться полевая 75-мм пушка .
Впервые танки «St. Chamond» пошли в бой 5 мая 1917 г.: 16 машин этого типа при поддержке двух рот танков «Schneider» двинулись на немецкие позиции, но не сумели преодолеть окопы и остановились перед ними. Один за другим они были уничтожены артиллерией противника. Звездный час для французских танков наступил не скоро — лишь 18 июля 1918 г. под Суассоном, когда на противника двинулись одновременно 216 танков «Schneider», 131 танк типа «St. Chamond» и 220 легких танков «Renault» FT-17. Из всей бронированной армады именно машины «St. Chamond», оказавшись наиболее устойчивыми к ружейно-пулеметному огню противника, смогли повести за собой пехоту, демонстрируя при этом всю свою огневую мощь. Всего же «St. Chamond» приняли участие в 375 боях Первой мировой войны.
Танк «St. Chamond» первых серий с плоской крышей и овальными башенками
Последняя серийная машина этого типа вышла из сборочного цеха завода в марте 1918 г. Выбывающие из строя танки стали постепенно заменяться более эффективными «Renault» FT-17 и к концу войны в войсках оставалось лишь 72 танка «St. Chamond», из которых 50 уже были переделаны в транспортеры.