Старинное холодное оружие и доспехи Индии (42 фото)


Старинное холодное оружие и доспехи Индии (42 фото)

Многие сотни лет европейцы считали главными ценностями Индии драгоценные камни. Но на самом деле ее главным богатством всегда было железо. Индийскую сталь высоко ценили еще во времена Александра Македонского и использовали для производства самого высококачественного и дорогого оружия.

Знаменитыми центрами оружейного производства на средневековом Востоке были Бухара и Дамаск, но… металл для него они получали из Индии. Именно древние индусы овладели секретом производства булатной стали, известной в Европе под названием дамасской. А еще они сумели приручить и использовать в битвах слонов, причем точно так же, как и своих коней, обряжали их в доспехи из кольчуги и металлических пластин!

В Индии вырабатывалось нескольких сортов стали различного качества. Сталь шла на производство разнообразных видов вооружения, которое затем вывозилось не только на рынки Востока, но и в Европу. Многие виды оружия были присущи только этой стране и кроме нее нигде больше не применялись. Если же их и покупали, то рассматривали как диковинку.

Весьма опасной в умелых руках была чакра – плоский метательный диск, применявшийся в Индии вплоть до середины XIX века. Наружный край диска был острый как бритва, а края его внутреннего отверстия – тупые. При метании чакру усиленно раскручивали вокруг указательного пальца и со всего размаха бросали в цель. После этого чакра летела с такой силой, что на расстоянии 20–30 м могла перерубить ствол зеленого бамбука толщиной в 2 см. Воины-сикхи носили чакры на своих тюрбанах сразу по несколько штук, что ко всему прочему защищало их сверху от сабельного удара. Булатные чакры нередко украшали золотой насечкой и делали на них надписи религиозного содержания.

Помимо обычных кинжалов индусы очень широко применяли катар – кинжал с рукояткой, перпендикулярной его продольной оси. Сверху и снизу у нее располагались две параллельные пластины, обеспечивающие правильное положение оружия и одновременно защищающие руку от чужого удара. Иногда применяли и третью широкую пластину, которая прикрывала тыл кисти. Рукоятку держали в кулаке, и клинок был как бы продолжением руки, так что удар здесь направлялся более крепкими мышцами предплечья, а не запястья. Получалось, что клинок являлся продолжением самой руки, благодаря чему им можно было наносить удары из различных положений, не только стоя, но даже лежа ничком. Катары имели и два, и три клинка (последние могли торчать в разные стороны!), иметь клинки раздвижные и кривые – на любой вкус!

Маду. Весьма оригинальным оружием была пара рогов антилопы, имевших стальные наконечники и соединенных на одной рукоятке вместе с гардой для защиты руки, остриями в разные стороны.

Непал являлся родиной специфического по форме ножа кукри. Первоначально он использовался, чтобы прорубать себе дорогу в джунглях, но затем попал в арсенал непальских воинов-гуркхов.

Неподалеку от Индии, на острове Ява родился другой оригинальный клинок – крис. Полагают, что первые крисы были сделаны на Яве легендарным воином по имени Хуан Туаха еще в XIV веке. Позднее, когда на Яву вторглись мусульмане и начали упорно насаждать там ислам, они также познакомились с этим оружием. Оценив по достоинству эти необычные кинжалы, захватчики начали сами использовать их.

Клинки первых крисов были короткими (15–25 см), прямыми и тонкими, и целиком изготовлялись из метеоритного железа. В дальнейшем их несколько удлинили и сделали волнистыми (пламевидными), что облегчало проникновение оружия между костями и сухожилиями. Количество волн варьировалось (от 3 до 25), но всегда было нечетным. Каждый набор извилин имел свое значение, например, три волны подразумевали огонь, пять ассоциировались с пятью стихиями, а отсутствие изгибов выражало идею единства и концентрации духовной энергии.

Клинок, изготовленный из сплава железа и метеоритного никеля, состоял из нескольких многократно прокованных слоев стали. Особую ценность оружию придавал муароподобный узор на его поверхности (памор), образованный при обработке изделия растительными кислотами, так что зерна устойчивого никеля четко выделялись на фоне глубоко протравленного железа.

Обоюдоострый клинок имел возле гарды (ганджа) резкое ассиметричное расширение, часто украшаемое прорезным орнаментом или же узорной насечкой. Рукоять криса делалась из дерева, рога, слоновой кости, серебра или золота и была резной, с более или менее резким изгибом у торца. Характерной особенностью криса было то, что рукоять у него не фиксировалась и легко поворачивалась на хвостовике.

При захвате оружия изгиб рукояти размещался на мизинечной стороне ладони, а верхняя часть гарды закрывала корень указательного пальца, кончик которого вместе с кончиком большого пальца сжимал основание клинка возле нижней части ганджы. Тактика применения криса подразумевала быстрый укол и вытягивание. Что касается «отравленных» крисов, то их подготавливали весьма просто. Брали сушеные семена дурмана, опиум, ртуть и белый мышьяк, тщательно все перемешивали и толкли в ступке, после чего лезвие покрывали этим составом.

Постепенно длина криса стала достигать 100 см, так что по сути дела это уже был не кинжал, а меч. Всего же в Юго-Восточной Азии вплоть до настоящего времени насчитывается более 100 разновидностей этого вида оружия.

Кора, Кхора или Хора — тяжелый ударный меч из Непала и северной Индии, используемый как в боевых, так и в ритуальных целях.Боевые и ритуальные кора очень похожи, только жертвенный меч шире и тяжелее. Он имеет очень тяжёлое расширенное навершие, так как должен добавлять вес лезвию и обезглавливать приносимого в жертву животного одним ударом. Клинок кора имеет характерный профиль «утиной лапки», тонкий возле рукояти, с расширяющимся к острию клинком со слегка изогнутым лезвием. Массивный клинок имеет изогнутую форму, заточенную на внутренней стороне. Иногда применяется дол в виде широкого желоба, расположенного по всей длине клинка и заменяющий ребро. Наличие нескольких граней позволяет наносить удары разными частями меча. Общая длина меча 60-65 см, длина клинка 50 см. Гарда кольцеобразная, делается из металла и имеет форму диска. Часто гарда ставится как со стороны клинка, так и со стороны навершия, и защищает руку с обеих сторон. Кора обычно украшены символом глаза или другой буддийской символикой, которая размещается на каждой стороне лезвия. Ножны из натуральной кожи. Существуют два типа ножен для кора: ножны, приспособленные к форме меча, расстёгивающиеся посредством пуговиц, расположенных по всей длине ножен. В другом варианте ножны большого размера выглядят как футляр для переноски. Существует модель кора с более длинным и лёгким лезвием.

Меч путтах бемох Двуручный меч или шпага с длинным узким прямым клинком и двумя рукоятями, разделенными гардами в форме крестовин или чашек. Впервые упоминается в трактатак XVI века «Ниханг-нама» и «Нуджум ал-Улум». Сохранилось несколько экземпляров подобных мечей. Один из них имеет общую длину 165 см и длину клинка — 118 см. Рукоять разделена на две части, каждая из которых снабжена чашевидной гардой. Клинок достаточно узкий, схож с клинком шпаги. Есть мнение, что эти мечи возникли в XVI веке, возможно, под влиянием немецких цвайхандеров, а позднее были вытеснены оружием кханда. Однако,мел путтах бемох имеет важное отличие от европейских двуручников — узкий и сравнительно лёгкий клинок, что было не столь эффективно для нанесения рубящих ударов.

В целом холодное оружие Индии и близко расположенных к ней земель было исключительно разнообразным. Как и у многих других народов Евразии, национальным оружием индусов являлся прямой меч – ханда. Но они же использовали и свои собственные типы сабель, отличавшиеся относительно небольшой кривизной широкого лезвия, начинавшейся от самого основания клинка. Прекрасные мастера ковки, индусы могли делать клинки, у которых на лезвии была прорезь, причем в нее вставлялись жемчужины, которые свободно в ней перекатывались и при этом не выпадали! Можно представить себе то впечатление, которое производили они, перекатываясь в прорези, на практически черном клинке из индийского булата. Не менее богаты и вычурны были рукоятки индийских сабель. Причем в отличие от турецких и персидских они имели чашеподобную гарду для защиты руки. Интересно, что наличие гарды было характерно и для других видов индийского оружия, включая даже такие традиционные, как булава и шестопер.

Тальвар – индийская сабля. Внешний вид тальвара типичен для сабель – клинок средней ширины, несколько изогнут, заточка может быть полуторной, но это не обязательно. Встречаются варианты тальвара как с елманью, так и без нее. На клинке тальвара может находиться дол, но чаще всего его там нет. В некоторых случаях дол может быть вообще сквозным, в него иногда вставляют подвижные шарики из различных материалов. Основным отличием тальвара от других сабель является, в первую очередь, его дискообразное навершие эфеса. Также, эта сабля обязательно имеет «рикассо» (пяту), пусть даже и небольшого размера. Длина клинка может быть от 60 до 100 см, ширина – от 3 до 5 см. Рукоятка у тальвара прямая, с утолщением в середине, и рассчитана исключительно для одной руки. Дискообразное навершие предотвращает потерю оружия и придает этой сабле неповторимый вид. Оно нередко богато украшено, так же как и рукоять и гарда. Последняя же может обладать как прямой формой, так и S-образной или D-образной. Орнаменты, украшающие тальвар, обычно содержат в себе геометрические фигуры, изображения зверей и птиц. На оружии богачей можно увидеть инкрустацию драгоценными камнями или эмалью.

Тальвар известен еще с 13-го века и был весьма популярным оружием на севере Индии. Особенно, среди раджпутов, представителей касты кшатриев, которые использовали это оружие аж до 19-го столетия. Кроме военного, у тальвара есть и определенное сакральное назначение. Согласно мифологии, он является одним из десяти орудий богов, с помощью которых силы добра воевали с демонами и прочим злом.

Пата или пуддха — индийский меч с длинным прямым обоюдоострым лезвием, которое соединяется с латной рукавицей — стальной гардой, которая защищает руку до локтя.

Пата — это комбинация прямого обоюдоострого меча и доспешной защиты предплечья и кисти. Клинок стыкуется с защитной чашкой с рукоятью внутри. У пата рукоять перпендикулярна клинку, точно как у катара, но на доспехе расположено несколько поясков для фиксации руки. Клинки пата были от 60 до 100 см с шириной у рукояти в 35-50 мм. Вес достигал 1.5 — 2.2 кг. Клинок пата крепился заклёпками к пластинам, отходящим от защитной чашки. Чашка пата, закрывающая кисть, часто делалась в виде головы слона, змеи, рыбы или дракона. В этом случае клинок выдвигался из открытой пасти подобно огромному языку. Ещё один популярный мотив формы чашки — мифический лев Яли, заглатывающий слона.

По всей видимости, пата развилась в свое время из катара (индийский кинжал), пройдя несколько видоизменений гарды и гипертрофировавшись. Сначала к катару добавилась защитная пластина, закрывающая запястье, затем она соединилась с боковыми металлическими полосами. Эта конструкция постепенно трансформировалась в «латную перчатку», закрывающую руку по локоть. «Перчатка-рукоять» могла быть скелетного типа — из металлических перекрещенных полос (вероятно, более ранние формы) или изготовлена в виде голов мифических животных. По другой версии наоборот — вначале был пата, от которого упрощением конструкции и произошли катары. Но истина такова, что и катар и пата были на вооружении в один и тот же период истории.

Бхудж (также кутти, гандаса) — индийское оружие типа глефы. Состоит из недлинной рукояти (около 50 см), соединённой с массивным клинком в виде ножа или тесака. Таким образом, это оружие схоже с короткими вариантами пальмы или дадао. В классическом варианте клинок бхуджа был довольно широким и имел полуторную заточку, при этом отличался двойным изгибом: ближе к рукояти был вогнутым, а к острию — выгнутым, так что остриё было направлено вверх относительно рукояти. По центру клинка от острия до уровня, на котором начинался обух, шло ребро жёсткости. Рукоять изготавливалась чаще из металла (стали, бронзы, меди), реже из дерева. В некоторых случаях к бхуджу полагались ножны, сделанные, как правило, из дерева и обтянутые бархатом. Благодаря массивному клинку, этим оружием можно было наносить мощные рубящие удары, поэтому одно из его названий означало «нож-топор». Кроме этого, место соединения клинка с рукоятью иногда выполнялось в виде декоративной головы слона, откуда происходит другое название — «слоновий нож».

Название «бхудж» производится от одноимённого города в Гуджарате, откуда это оружие и происходит. Оно имело широкое распространение по всей Индии, особенно на севере. Встречались также более редкие варианты, например, имевшие рукоять с гардой, или отличавшиеся другой формой клинка. Известен также бхудж, комбинированный с капсюльным пистолетом, ствол которого расположен над обухом клинка; в противоположный клинку конец рукояти вставляется стилет. В южной Индии применялся аналог бхуджа — верчеворал, который отличался вогнутым клинком и использовался для прорубания зарослей.

Загнал — клевец, применявшийся в Индии в XVI — XIX веках. Его название происходит от персидского слова, означающего «вороний клюв», поскольку такую форму имела боевая часть загнала. Клюв был выполнен из стали в виде довольно тонкого кинжального клинка, как правило, с ребром жёсткости или долами. Остриё иногда загибалось вниз, к рукояти, в других случаях клинок был прямым. На обухе иногда располагалась декоративная бронзовая фигурка, изображающая, например, слона. Реже вместо неё делался небольшой топор — такое оружие называлось табар-загнал.

Реже встречались чеканы других типов. В частности, имели хождение клевцы с круглым в сечении или гранёным клювом. Сохранились и довольно экзотические артефакты, один из которых имеет сразу 8 клювов, закреплённых так, что в каждую из четырёх сторон было направлено по 2, а между ними крепятся полотна топоров. Другой экземпляр схож с топором тонги с двойным направленным вперёд остриём. Рукоять чеканов загнал изготовлялась из дерева из металла. Иногда в полую металлическую рукоять с противоположной боевой части стороны мог вставляться стилет. Эти чеканы были одноручным оружием. Их общая длина составляла от 40 до 100 см.

Кинжал халади. У халади было два обоюдоострых лезвия, соединённых рукояткой. Это было оружием атаки, хотя немного изогнутое лезвие могло было легко использовать для парирования. Некоторые типы халади были сделаны из металла, и носились подобно кастетам, где мог быть расположен ещё один шип или лезвие. Такие типы халади были, возможно, первыми в мире кинжалами с тремя лезвиями.

Уруми ( букв. — скрученное лезвие) — традиционный меч, распространённый в Индии в северной части Малабара Представляет собой длинную (обычно около 1,5 м) полосу чрезвычайно гибкой стали, прикреплённую к деревянной рукояти. Отличная гибкость лезвия позволяла носить уруми скрытно под одеждой, обматывая его вокруг тела.

В некоторых случаях длина такого меча могла достигать шести метров, хотя стандартом можно считать полтора метра. Ранее такие гибкие мечи носили ассасины, оставаясь незамеченными на предмет вооруженности. Ведь меч этот, как уже говорилось, очень гибкий, и его можно обматывать вокруг пояса. Гибкий меч — довольно опасное оружие, которое требует воинского искусства. Он может работать и как обычная плеть, и как меч. Интересно, что уруми может иметь не одну полосу, а несколько, что делает его мощным и очень опасным оружием в руках настоящего мастера. Владение этим мечом требовало хороших навыков. Ввиду того, что уруми был очень гибким, для владельца существовал серьёзный риск самоповреждения. Поэтому новички начинали тренировки с длинными кусками ткани. Владение уруми входит в комплекс традиционного южноиндийского боевого искусства каларипаятту.

Каларипаятту, как боевое искусство, получило свое развитие во второй половине 16-го века, несмотря на запреты колонизаторов-англичан, опасающихся появления неконтролируемой боевой структуры. Но, несмотря на запреты, школы продолжали готовить бойцов каларипаятту. Первостепенным правилом боевого искусства для воина было совершенное владение своим телом. Сражение проходило в условиях непрекращающегося движения, мгновенных выпадов и уклонов, прыжков, переворотов и кульбитов в воздухе. Вооружался боец каларипаятту саблей или кинжалом, трезубцем или пикой со стальным наконечником. Некоторые виртуозно владели длинным обоюдоострым мечом. Но самым страшным оружием был меч уруми. От рукояти отходили несколько гибких лезвий, острых как бритва, длиной около двух метров. Поединок мог закончиться на первой же секунде, поскольку движение уруми было совершенно непредсказуемым. Один взмах меча разносил лезвия в стороны и их дальнейшее движение было непредсказуемо, особенно для противника.

Сложный восточный лук был также хорошо известен в Индии. Но из-за особенностей индийского климата – очень влажного и жаркого – такой лук не получил широкого распространения. Имея прекрасную булатную сталь, индусы делали из нее небольшие луки, пригодные для всадников, а луки для пехотинцев были бамбуковыми на манер цельнодеревянных луков английских стрелков. Индийская пехота XVI–XVII вв. уже довольно широко применяла длинноствольные фитильные мушкеты, оборудованные сошками для удобства стрельбы, но их постоянно не хватало, так как при ремесленном производстве выпускать их в большом количестве было крайне затруднительно.

Особенностью индийского ударного оружия являлось наличие гарды даже на шестоперах и булавах.

Весьма любопытными были индийские кольчуги с набором из стальных пластинок спереди и сзади, а также шлемы, которые в Индии в XVI–XVIII вв. нередко выделывались из отдельных сегментных пластин, соединенных кольчужным плетением. Кольчуги, судя по дошедшим до нас миниатюрам, были как с длинными, так и с короткими до локтя рукавами. В этом случае они очень часто дополнялись наручами и налокотниками, нередко закрывавшими всю кисть.

Поверх кольчуг конные воины часто надевали нарядные яркие халаты, многие из которых имели на груди в качестве дополнительной защиты стальные позолоченные диски. Наколенники, набедренники и поножи (кольчужные либо в виде цельнокованых металлических пластин) использовались для защиты ног. Однако в Индии металлическая защитная обувь (как и в других странах Востока) в отличие от защитной обуви рыцарей-европейцев распространения так и не получила.

Индийский щит (дхал) из Раджастана, XVIII в. Сделан из кожи носорога и украшен умбонами из горного хрусталя.

Получается, что и в Индии, также как и во всех других местах, вплоть до самого XVIII века вооружение тяжеловооруженной конницы являлось чисто рыцарским, хотя опять-таки не настолько тяжелым, каким оно было в Европе вплоть до XVI века. Здесь также широко применялась конская броня, или, по крайней мере, попоны из ткани, которые в этом случае дополнялись металлической маской.

Лошадиные панцири кичин обычно выделывались из кожи и покрывались тканью, или же это были ламеллярные либо ламенарные панцири, набиравшиеся из металлических пластин. Что же касается конских доспехов, то в Индии, несмотря на жару, они были популярны вплоть до XVII века. Во всяком случае, из воспоминаний Афанасия Никитина и некоторых других путешественников можно понять, что они видели там конницу «целиком облаченную в доспехи», причем конские маски на лошадях были отделаны серебром, а «у большинства позолочены», а попоны сшиты из разноцветного шелка, вельвета, сатина и «ткани из Дамаска».


Бахтерцовый доспех для боевого слона, Индия, 1600 г.

Это самый знаменитый доспех для боевого слона. Он выставлен в Королевской оружейной в английском городе Лидс. Изготовили его примерно в 1600 году, а на берега Туманного Альбиона он попал 200 лет спустя. Слоны сражались в этом доспехе на территории Северной Индии, Пакистана и Афганистана. На сегодня это крупнейший слоновий доспех в мире, что официально зарегистрировано в Книге рекордов Гиннеса.


Чешуйчатый доспех для боевого слона, Индия, 17-18 вв

Металлические пластины нашиты на некую основу, например, кожу. Часть пластин сделаны из желтого металла, подобно черепице. Каждая пластина перекрывает собой несколько соседних, что позволяет получать защиту крепче,а пластины делать тоньше. Благодаря более тонким и легким пластинам, вес всей брони так же снижается.


Латный доспех для боевого слона

Наследие Богов

Народ Индии в жизни, быту и на поле боя всегда опирался на древние священные учения и трактаты. Как и многие другие атрибуты, метательное оружие чакра, как его называют на родине, было подражанием могущественному огненному диску с отверстием внутри, которое использовалась в войнах богов, демонов и людей в индийских эпосах «Махабхарате» и «Рамаяне». Согласно легендам, его создали боги: раздувал огонь для него сам Брахма, Вишну вложил частичку божественного гнева и передал заготовку Шиве, наделившему оружие силой своего третьего глаза и спрессовавшему своей ногой все это в пламенный диск, который отсек голову самому демону Джаламдхару.

Материалы, размеры, виды

Смертоносный диск стал неотъемлемой частью индийской культуры и техники боя. Для изготовления чакры использовали медные или стальные полосы, ширина которых варьировалась от 10 до 40 мм, а толщина достигала 3,5 мм. Соответственно, диаметр готового изделия мог составлять 120-300 мм. Если обратиться к трактату Фахр-аль-Дина «Искусство войны», который был написан в XIII веке, мы узнаем, что в нем указывалось, что сам диск бы двух типов: более легкий с отверстием и более тяжелый — без отверстия. А вот необычный вид этого древнего оружия использовали на Цейлоне. Его можно было бы охарактеризовать ёмким словосочетанием «шипастый чакрам», так как он имел зазубренную внешнюю кромку, но на местном наречии его название звучало как «пара валалла».

Искусство войны

Еще один трактат о военном деле под названием «Дханурведа» описывал индийское каноническое метательное и стрелковое оружие, и одним из двенадцати видов был чакрам. Оружие, которое убивало на расстоянии, без контакта самого воина с жертвой, было в Индии наиболее почитаемым, ведь оно не отягощало карму, что очень важно для столь религиозной народности. Это также одна из причин, почему смертоносные диски были столь востребованы и уступали лишь луку, который считался более совершенным. Овладение пятью видами оружия входило в обязательную программу обучения юношей из знатных семей, их обучали правильной техникой владения с ранних лет. Строго определялась и последовательность применения того или иного оружия по мере приближения к противнику. Первым был лук, вторым – чакра, дальше использовались меч и копье, совсем близко – булава и нож. На самый крайний случай изучались и приемы боя без оружия.

Чакрам – оружие древности

К сожалению, простые смертные не обладают силой богов. Несмотря на красивую легенду, до сих пор нет точного понимания, откуда в традициях Индии взялось это смертоносное кольцо. Споры, связанные с его происхождением, не утихают до сих пор. Согласно основной гипотезе, еще в эпоху неолита древние люди использовали камень как метательный снаряд, а уже в каменном веке этот предмет обзавелся отшлифованными острыми краями по всему периметру. Подтверждением этой гипотезе служат недавние находки на археологических раскопках севера страны. Таким образом, чакрам – оружие, проделавшее путь от обычного камня до совершенной металлической формы.

Аналоги в других культурах

Чакры – метательное оружие Индии, но и другие древние народности создавали нечто подобное. Наиболее близкий аналог – это китайские метательные пластины, называемые «монетами бедных людей», изготавливаемые из бронзы и достигающие в диаметре 60 мм. Иногда их также затачивали по краю.

«Фэй Пан Бяо» — еще одно творение китайцев. Эти пластины напоминают современные диски циркулярной пилы, она ближе к «шипастым чакрамам» Цейлона. Также в Стране восходящего солнца есть свои аналоги смертоносных дисков, причем получившие большую известность, нежели чакры. Это многолучевые звезды — сюрикены. Однако самым большим различием между этими видами оружия является не форма, а способ применения. Метательные пластины других стран использовали скрытно, в тени, это орудие наемных убийц, в том время как чакры были широко распространены, применялись открыто и масштабно — в крупных сражениях и не только.

Настоящее мастерство

Путешественники тех веков, да и все остальные, кто видел и описывал возможности грозного диска в бою, восхищались его смертоносной силой, гармоничным совершенством и техникой применения. Индийское метательное оружие чакрам могло отсечь врагу конечность, а дальность его полета могла достигать ста метров, хотя наиболее удобное расстояние для удара – 50 метров. Искусство владения чакрамом не было общедоступным, это была привилегия лишь аристократических родов, отпрыски которых начинали свое обучение с раннего детства. Совершенно естественно, что в неумелых руках смертоносный диск мог принести больше вреда, нежели пользы, и покалечить не столько противника, сколько самого метателя и его окружающих. Техника метания чакры тоже имела свои нюансы. Так, существовало несколько способов броска. Воин мог раскрутить метательный диск на среднем пальце или стержне и направить в сторону врага, в другом случае кольцо зажималось между ладонью и большим пальцем, как современная летающая тарелка. А еще, благодаря множеству различных приемов, воины метали чакрамы не только горизонтально, но и вертикально, и даже сериями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]