Вооружённые Силы Туркменистана
(Национальная армия Туркменистана) — государственная военизированная структура, предназначенная для отражения агрессии, направленной против Туркменистана, для вооружённой защиты территориальной целостности и неприкосновенности территории Туркменистана. Является составной частью совокупности военных организаций Туркменистана.
Вооруженные Силы Туркменистана состоят из органов военного управления, войсковых частей, соединений, военных органов, военных предприятий и военных учебных заведений.
Содержание
- 1 История Вооруженных Сил Туркменистана
- 2 Военные округа
- 3 Руководство и управление Вооруженными Силами Туркменистана 3.1 Министерство обороны Туркменистана
- 3.2 Генеральный штаб Вооруженных Сил Туркменистана 3.2.1 Организационная структура Генерального штаба Вооруженных Сил Туркменистана
- 3.2.2 Руководство Генерального штаба Вооруженных Сил Туркменистана 3.2.2.1 Начальники Генерального штаба Вооруженных Сил Туркменистана
- 4.1 Сухопутные войска (СВ)
- 4.3.1 История ВМС Туркменистана
История Вооруженных Сил Туркменистана
Вооруженные Силы Туркменистана были созданы 27 января 1992 года в соответствии со статьей 15 Конституционного закона Туркменистана «О независимости» от 27.10.1991 на основе формирований Туркестанского военного округа (ТуркВО) Вооруженных Сил СССР.
31 июля 1992 года в Москве Президент Российской Федерации Борис Ельцин и Президент Туркменистана Сапармурад Ниязов подписали «Договор о совместных мерах в связи с созданием Вооруженных Сил Туркменистана», в соответствии с которым было создано Объединенное росийско-туркменское командование Вооруженными силами Туркменистана, которое подчинялось Генеральному штабу Вооруженных Сил Российской Федерации.
Здесь же было подписано «Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе и условиях пребывания частей войск ПВО и ВВС Российской Федерации на территории Туркменистана».
В 1994 году Объединенное российско-туркменское командование Вооруженными Силами Туркменистана было распущено, оперативное управление Вооруженными Силами Туркменистана перешло к вновь созданному Генеральному штабу Вооруженных Сил Туркменистана.
Рынок вооружений Туркменистана: реалии и перспективы
Экономический рост последних лет позволил Туркменистану начать выделение определенных средств на модернизацию и обновление материальной части своих Вооруженных Сил
Вместе с другими республиками Средней Азии Туркменистан вышел из состава СССР одним из последних, провозгласив независимость в октябре 1991 г. Страна относительно безболезненно пережила трансформацию, связанную с переходом от плановой к рыночной экономике и с преодолением последствий распада единой экономической системы CCCР.
Первым президентом стал Сапармурат Ниязов (первый секретарь ЦК Коммунистической Партии Туркменской ССР в 1985-1991 гг.), который установил умеренно авторитарный режим, обеспечивший сохранение долгосрочной стабильности. На становление внешней и внутренней политики Туркменистана определяющее воздействие оказало, с одной стороны, самое малочисленное в регионе население (5,05 млн. человек), разбросанное по большой территории и сосредоточенное в приграничных районах с почти безлюдным центром страны, занятым пустыней Каракумы; с другой – значительные запасы углеводородов.
Как составная часть народно-хозяйственного комплекса СССР экономика Туркменистана отличалась ярко выраженной сырьевой направленностью. С другой стороны, она характеризуется определенной «простотой» по сравнению с сырьевыми экономиками двух других наиболее развитых республик Советской Средней Азии – Казахстана и Узбекистана, имевших значительно больше хозяйственных связей как между собой, так и с другими республиками СССР. Страна традиционно занимала одно из лидирующих мест по объему производства хлопка-сырца. По мере открытия в послевоенный период богатых углеводородных залежей – природного газа в бассейне Амударьи, а в меньшей мере – нефти на шельфе Каспийского моря, были заложены основы индустриального развития отраслей топливно-энергетического комплекса. Исторически туркменский газ, в свое время интегрированный в единую газопроводную систему СССР, использовали в первую очередь для покрытия значительной части сальдо топливно-энергетического баланса Украины. Весь туркменский газ, за исключением относительно небольших объемов, предназначенных для внутреннего потребления, поступал в общесоюзную сеть через систему магистральных трубопроводов Средняя Азия-Центр. Эта сеть соединяет газодобывающие районы страны через территории сопредельных Узбекистана и Казахстана с центральными областями России, подключаясь к сети трубопроводов, ведущих на Украину с возможным выходом в Европу.
В 1990-е гг. политической элите страны во главе с Сапармуратом Ниязовым под эгидой Демократической партии Туркменистана (ДПТ) удалось сохранить стабильность и контроль над экономикой, отказавшись от проведения рыночных реформ. Это стало возможным благодаря жесткому регулированию цен и созданию системы бесплатного распределения среди жителей страны газа и электроэнергии.
ДПТ была основана 16 декабря 1991 г. Партия стала правопреемницей Коммунистической Партии Туркменской ССР и до 2013 г. была единственной политической партией в стране. В условиях концентрации финансовых ресурсов в топливно-энергетическом комплексе президент и его ближайшее окружение играли ключевую роль в перераспределении газовой ренты внутри экономической системы, создании «с нуля» различных институтов молодого государства. Главным инструментом внешней политики стала концепция «позитивного нейтралитета», предусматривающая неучастие не только в военных союзах, но и в любых «межгосударственных альянсах с жесткими регламентирующими функциями либо подразумевающими коллективную ответственность». Не менее важной, хотя и доктринально несовместимой с нейтралитетом, особенностью внешней политики страны являлся поддерживаемый де-факто военный союз с Россией.
Нейтральный статус обеспечивал РТ значительную свободу внешнеполитического маневра, позволившую сосредоточить усилия на организации транзита и сбыта углеводородов, оберегал правящий режим от вмешательства извне, а также давал возможность не нести затрат на внешнеполитическую деятельность. Страна устранилась от участия в таджикском урегулировании, наладила торгово-экономические отношения с Ираном, поддерживала тесные политические и экономические отношения с правительством Раббани и с движением «Талибан». При этом до начала 1994 г. Вооруженные Силы Туркменистана находились под объединенным российско-туркменским командованием, а границы страны с Ираном и Афганистаном до конца 1999 г. защищали российские пограничники.
К концу 1990-х гг. Ашхабад стал трактовать нейтралитет как самоизоляцию. Зарубежные контакты руководства страны свелись к минимуму, страна отгородилась от международного сотрудничества и ввела в 1999 г. визовый режим со странами СНГ. Отношения с Россией стали более напряженными из-за того, что с конца 1993 г. «Газпром» прекратил выделять РТ квоту на экспорт в страны Центральной и Восточной Европы, переориентировав туркменский газ на малоплатежеспособных потребителей – Украину и государства Закавказья. Спор с Азербайджаном о принадлежности газового месторождения Сердар (Кяпаз) и разногласия вокруг распределения квот на транспортировку газа по проектируемому транскаспийскому трубопроводу предопределили напряженность по линии Ашхабад-Баку. В последние годы правления Ниязова поиск возможностей диверсификации направлений газового экспорта сосредоточился на двух маршрутах: трансафганском и китайском. Трансафганский вариант, несмотря на подписание в мае 2002 г. Туркменистаном, Афганистаном и Пакистаном соглашения о поддержке проекта, так и не преодолел трудностей, связанных с поиском инвесторов в дорогостоящее и крайне рискованное строительство. Китайское направление оказалось значительно более перспективным: во время визита Сапармурата Ниязова в Пекин было заключено соглашение о строительстве газопровода Туркменистан-Китай и экспорте с 2009 г. в КНР 30 млрд. кубометров газа в год.
После смерти Сапармурата Ниязова в декабре 2006 г. Туркменистан возглавил министр здравоохранения Гурбангулы Бердымухамедов. Президент республики по-прежнему имеет в своих руках беспрецедентные полномочия: он совмещает посты главы государства, премьер-министра, Верховного главнокомандующего ВС РТ и председателя Демократической партии Туркменистана. Президентские выборы 2007 и 2012 гг., бесконфликтные и контролируемые, послужили фактором международной легитимизации режима.
Сложившийся в 1990-е гг. режим под эгидой доминирования ДПТ переживает постепенную трансформацию от умеренно авторитарного строя с элементами культа личности первого президента к бюрократическому госкапитализму с особым положением спецслужб, а также высшего менеджмента нефтегазовой отрасли в системе принятия решений в экономике. Кроме того, институциональный дизайн политической системы будет модифицироваться в связи с неизбежной в среднесрочной перспективе сменой поколений в госаппарате.
Вызовы безопасности
Вызовы безопасности для Туркменистана можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Ключевой внутренней проблемой остается зависимость экономики от экспорта углеводородов. Для страны характерна деформированная растущим неравенством социальная среда, страдающая от наплыва анклавного и очагового распределения экономических благ. Большинство населения не включено в экономические отношения, связанные с извлечением ресурсной ренты от экспорта углеводородов. В случае шокового падения цен на энергоносители существующие социальные противоречия неизбежно актуализируются и неизбежно перерастут в межклановый или межплеменной конфликт.
На внешнем направлении одной из главных угроз является Афганистан. Нападения на туркменские погранпосты, отмеченные на протяжении зимы, весны и лета 2014 г., резко контрастируют со спокойствием на афгано-туркменской границе во времена президента Ниязова. В ряде СМИ эти события рассматриваются в связи с ИГИЛ. Пессимистический сценарий указывает на подготовку оперативных коридоров для прорыва через афгано-туркменскую границу. Учитывая опыт контактов туркменских специальных служб с пуштунским движением «Талибан» (и контакты с официальным правительством Афганистана), можно связать эти нападения с рядом радикальных салафитских групп, которые могут быть ориентированы на Катар, который в последнее время проявляет интерес к региону.
Традиционно сложные отношения были у РТ с Азербайджаном из-за статуса Каспийского моря и разногласий вокруг распределения квот на транспортировку газа по проектируемому транскаспийскому трубопроводу. Отношения между двумя странами несколько улучшились во время президентства Гурбангулы Бердымухамедова. В августе 2010 г. начались поставки туркменской нефти через нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, туркменская нефть доставляется в Баку танкерами. Однако разграничение сфер влияния на Каспии по-прежнему будет негативно влиять на отношения двух стран в ближайшие годы.
Страна имеет сложные отношения с Узбекистаном, который в последнее время ряд экспертов называет пороховой бочкой Средней Азии. Потенциальную угрозу представляет террористическая организация «Исламское движение Узбекистана».
Военная доктрина
Туркменские власти пошли по пути формирования малочисленной, но боеспособной армии, «достаточной для защиты государственной целостности и национального суверенитета от возможной агрессии». Разумеется, туркменское правительство было не в состоянии обойтись только собственными силами при создании национальных ВС. В июле 1992 г. Россия и Туркменистан заключили договор по совместным действиям в сфере обороны. В соответствии с этим документом Россия выступила в качестве гаранта безопасности Туркмении и передавала части бывшей Советской Армии, дислоцированные на туркменской территории, для формирования национальных Вооруженных Сил. Договором уточнялось, что помимо частей и подразделений Пограничных войск, ВВС и ПВО, которые остаются под российским командованием, все остальные воинские формирования перейдут под объединенное командование с постепенной передачей руководства туркменской стороне в течение 10 лет. За этот переходный период Россия обязывалась оказывать военно-техническую и оперативно-тактическую поддержку, а также выплачивать туркменской стороне компенсацию за право размещения на ее территории своего оборудования, в то время как Туркменистан принял на себя расходы по содержанию и обеспечению частей совместного подчинения.
25 марта 1994 г. была обнародована военная доктрина Туркменистана, которая определила основные направления военного строительства независимого государства на последующий период. Концептуально доктрина исходит из принципов «позитивного нейтралитета», а главную военную опасность для страны представляют возможные локальные войны и вооруженные конфликты в сопредельных государствах. В сфере обеспечения военной безопасности республики можно выделить три основных направления: каспийское, афганское и узбекское.
В апреле 1994 г. было объявлено о реорганизации военной структуры: Министерство обороны Туркменистана начало брать под свой контроль соединения и части войск ПВО и ВВС из состава ВС РФ, дислоцированных на территории страны. Однако российские специалисты еще некоторое время принимали участие в поддержании боеспособности ПВО на территории республики.
Комплектование туркменских ВС призывниками происходит по экстерриториальному принципу. Чтобы не допускать дисбаланса, призывников из одной области отправляют в округа, где подавляющее большинство населения принадлежит к иным племенным группам. Туркменская армия в отличие от многих развивающихся стран избавлена от полицейских функций, не ведет и не собирается вести боевых действий внутри страны. В то же время армия сама по себе может представлять, хотя бы потенциально, угрозу для правящего режима. Средства предотвращения такой угрозы вполне традиционные: ротация высшего руководства и территориальная ротация, т.е. район службы по возможности отдален от места рождения или призыва.
В 2008 г. была принята новая версия военной доктрины, ключевым элементом которой является обеспечение улучшения условий жизни и материального достатка военнослужащих и членов их семей. В августе 2009 г. Гурбангулы Бердымухамедов подписал закон о статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей.
Военные расходы
Туркменистан имеет третий военный бюджет в абсолютных цифрах среди стран Средней Азии (после Узбекистана и Казахстана). Военные расходы непрерывно растут. Если в 2004 г. они составляли $165 млн., то в 2011 г. увеличились до $210 млн., что составило 0,3% от ВВП республики. Расходы на спецслужбы страны составили около $70 млн. в 2012 г. Приток выручки от газовых контрактов с Китаем позволил начать закупки новых ВВТ в России и Турции.
Вооруженные силы и государственная пограничная служба
Исходя из сфер применения, для ВС Республики Туркменистан характерна трехвидовая структура: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны, Военно-морские силы. Переход ВС на бригадную основу комплектования не завершен, войска сохраняют смешанную структуру. Как правило, дивизии (бригады) укомплектованы личным составом не полностью (в основном – силами охраны и обслуживания) и по своим функциям приближаются к мобилизационным пунктам и складам оружия.
Непосредственное руководство ВС осуществляет Генеральный штаб Министерства обороны, которому подчиняются командующие войсками военных округов.
Численность регулярной армии в 2013 г. составляла 22 тыс. военнослужащих, в том числе 17 тыс. в Сухопутных войсках, 3 тыс. в ВВС и войска ПВО, до 2 тыс. в ВМС.
Как уже отмечалось, ВС страны формировались на основе перешедшей под юрисдикцию республики весьма крупной группировки войск советского Туркестанского округа. Поэтому, с одной стороны, туркменская армия не испытывала недостатка в материальной части, с другой – столкнулась с хроническим недостатком офицеров и технических специалистов, поскольку, в отличие от МВД и КНБ, не имела возможности использовать советских специалистов. Практика широкого привлечения личного состава ВС к работам в народном хозяйстве также негативно отразилась на их боеспособности.
Государственная пограничная служба формировалась при участии российских специалистов, отправной точкой стал договор от 27 августа 1992 г., согласно которому решено было создать пограничные войска Туркменистана на базе соединений и частей советского Среднеазиатского пограничного округа. Координацию деятельности войск поручили объединенному командованию Пограничных войск. 23 декабря 1993 г. был заключен межгосударственный договор, ставший основой для совместной охраны внешних границ. В марте 1994 г. была образована оперативная группа Федеральной пограничной службы, насчитывавшая более 3 тыс. человек. Последние отряды российских пограничников были выведены в 1999 г. Сейчас численность пограничной службы РТ составляет около 12 тыс. человек. Ее эффективность остается крайне ограниченной, в том числе по сравнению с другими государствами Средней Азии.
Сухопутные войска
Территория страны в настоящее время разделена на пять военных округов. В состав Сухопутных сил Туркменистана входят четыре мотострелковые дивизии (одна учебная), две мотострелковые бригады, десантно-штурмовой батальон, одна артиллерийская бригада, одна ракетная бригада, две бригады ПВО, полк реактивных систем залпового огня, полк противотанковой артиллерии, инженерно-саперный полк.
На вооружении Сухопутных войск состоят 10 танков Т-90С; 670 танков Т-72; 170 бронированных машин БРДМ-1 и БРДМ-2; 930 боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2; 12 БРМ; 820 бронетранспортеров БТР-60, БТР-70 и БТР-80; 40 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика»; 16 152-мм САУ 2С3 «Акация»; 180 122-мм буксируемых гаубиц Д-30; 17 152-мм буксируемых гаубиц Д-1; 72 152-мм буксируемых гаубиц Д-20; 17 САО 2С9 «Нона-С»; 56 РСЗО БМ-21 «Град»; 9 РСЗО 9П138 «Град-1»; 60 РСЗО 9Р140 «Ураган»; 6 РСЗО ВМ9А52 «Смерч»; 40 ЗРК 9К33 «Оса»; 13 ЗРК 9К35 «Стрела-10»; 10 ОТРК 9К72 «Эльбрус»; 48 ЗСУ-23-4 «Шилка»; 22 57-мм зенитных пушки С-60.
Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны
Эта структура считается одной из наиболее боеспособной в Вооруженных Силах страны. Ее дальнейшее развитие связано с укреплением баз в Ашхабаде и Мары. Развитие авиации должно обеспечить надежную защиту энергетических интересов страны на Каспии. Авиация используется для патрулирования моря, компенсируя недостаточную мощь флота. В состав ВВС и войск ПВО входят три авиационных полка, зенитная ракетная бригада, три зенитных ракетных полка, две отдельные радиотехнические бригады.
ВВС Туркменистана располагают 24 многоцелевыми истребителями МиГ-29; 43 штурмовиками Су-25; одним легким транспортным самолетом Ан-26. В составе Армейской авиации имеются 10 ударных вертолетов Ми-24 и восемь транспортно-боевых Ми-8. На вооружении войск ПВО находятся зенитные ракетные комплексы С-75, С-125 и С-200.
Главной проблемой ВВС и войск ПВО остается нехватка специалистов. Отсутствуют открытые данные о среднем налете в год, но, по данным SIPRI, он один из самых низких в СНГ.
Военно-морские силы
Руководство страны уделяет повышенное внимание развитию ВМС. Ключевая задача ВМС – защита и обеспечение неприкосновенности границы и экономических интересов Туркменистана, обусловленные нерешенностью правового статуса на Каспии, и необходимость охраны формирующегося национального бурового флота. ВМС Туркменистана получили самостоятельный статус в 2010 г. Их штаб-квартира расположена в Туркменбаши (бывший Красноводск).
Несмотря на внимание руководства страны, туркменский флот остается одним из самых слабых на Каспии. ВМС Туркменистана представлены ракетными и сторожевыми катерами. Два ракетных катера проекта 12418 «Молния», спроектированных ЦМКБ «Алмаз», вступили в строй в 2011-2012 гг. Два сторожевых корабля класса Tuzla, разработанных турецкой компанией Dearsan Shipyard, приняты на вооружение в 2013 г. Кроме того, в состав ВМС входят 10 патрульных катеров типа «Гриф» (проектов 1400 и 1400М) советской и украинской построек, катер проекта 14081 «Сайгак» из состава морских пограничных сил СССР, один катер типа Point, переданный службой береговой охраны США, несколько катеров типа «Калкан-М», построенных на Украине, и минный тральщик проекта 1252 «Корунд».
Также в состав ВМС входит батальон морской пехоты.
Закупочная политика
Туркменистан с момента распада СССР проводил нейтральный курс, в одинаковой мере дистанцируясь от России и стремясь свести к минимуму любое внешнее влияние на свои внутренние дела США, а также ведущих стран ЕС. Российские специалисты сыграли важную роль в создании Вооруженных Сил и Государственной пограничной службы Туркменистана. Туркменские Вооруженные Силы и спецслужбы не испытывали недостатка в материальной части, используя избыточные количества ВВТ, унаследованные от ВС СССР. Дефицитные комплектующие для систем ПВО поставлялись из России.
Негативное влияние на военно-политические и военно-технические связи России и Туркменистана, как уже упоминалось, оказал «газовый вопрос»: в октябре 1993 г. концерн «Газпром» окончательно закрыл доступ туркменскому газу к трубопроводным сетям для экспорта газа в Европу. Основными потребителями туркменского газа стали Украина и государства Закавказья, которые в условиях перехода на мировой уровень цен в конвертируемой валюте были хронически неплатежеспособными. В этих условиях основным военно-техническим партнером Туркменистана становится Украина. В счет задолженности Украины заключен контракт на строительство 20 сторожевых катеров класса «Калкан» для Государственной пограничной службы Туркменистана, но из-за финансовых разногласий реально удалось построить только восемь из них. Приобретены три станции радиотехнической разведки «Кольчуга-М». Для ВВС было отремонтировано 10 истребителей МиГ-29 в 2000-2003 гг. Вторым партнером в области военно-технического сотрудничества стала Грузия: на Тбилисском авиационном ) были отремонтированы штурмовики Су-25, куплены один модернизированный с израильской помощью Су-25КМ и шесть Су-25УБ. Эти работы также выполнялись в счет долгов. Однако с 2011 г. туркменские Су-25 обслуживаются на авиаремонтном заводе №121 в Кубинке, вероятно, в связи с неспособностью ТАМ осуществлять ремонтные работы из-за разрыва кооперационных связей с российскими поставщиками.
В последние годы Туркменистан активизировал закупки вооружений, расширив масштабы военно-технического сотрудничества с Россией и Турцией.
В 2009 г. с «Рособоронэкспортом» был заключен контракт на поставку 10 танков Т-90С стоимостью $16 млн., поставки были осуществлены в 2009-2010 гг. В это же время Туркменистан приобрел не менее восьми боевых машин пехоты БМП-3, более тысячи грузовиков «КамАЗ» стоимостью около $100 млн., шесть РСЗО «Смерч» калибра 300 мм за $70 млн. Кроме того, в 2010 г. был выполнен контракт на поставку двух вертолетов Ми-17-1В стоимостью $22 млн. Для ВМФ Туркменистана Средне-Невский судостроительный завод изготовил два ракетных катера проекта 12418 «Молния» стоимостью $170 млн., переданых заказчику в 2011 г.
В 2010 г. Туркменистан закупил в Турции два сторожевых корабля класса Tuzla, разработанных Dearsan Shipyard, с опционом еще на шесть катеров. Соглашение о военном сотрудничестве Турции и Туркменистана было подписано на рубеже 1990-2000 гг., однако развития не получило.
Поставки ВВТ в Туркменистан также осуществляют белорусские предприятия. Российско-белорусская выполнила работы по модернизации ЗРК С-125 до уровня «Печора-2М» по контракту от 2009 г. Кроме того, Туркменистан стал первым заказчиком самоходного противотанкового ракетного комплекса «Каракал», разработанного и оснащенного украинскими ракетами «Барьер» разработки киевского КБ «Луч».
В августе 2014 г. появилась информация о тендере на закупку системы электронного слежения за туркмено-афганской границей, протяженность которой составляет около 700 км. В тендере принимают участие французская компания Thales и немецкая Airbus Defence & Space. В качестве фаворита рассматривается компания Thales, ее предложение лучше технически. Кроме того, немецкая система экспортного контроля может не одобрить контракт, как это неоднократно бывало в случаях с Пакистаном, Саудовской Аравией и т.д. Важно отметить также, что у компании Thales есть опыт работы в Туркменистане: она выступила в роли главного подрядчика при создании системы управления воздушным движением в аэропорту Ашхабада.
Таким образом, экономический рост последних лет позволил Туркменистану начать выделение определенных средств на модернизацию и обновление материальной части своих Вооруженных Сил, включая закупки ВВТ. Закупки отражают видение военно-политического руководства страны на угрозы: обеспечение экономических интересов Туркменистана на Каспии, укрепление и обеспечение неприкосновенности границы с Афганистаном. Узбекское направление не является приоритетным в настоящее время.
Интенсификация отношений России с Туркменистаном в области военного и военно-технического сотрудничества невозможна без решения проблем между странами в сфере продажи углеводородов. В последние годы Китай, построив из Туркменистана газопроводы за свой счет и выделив кредиты на освоение новых газовых месторождений, стал крупнейшим потребителем туркменского газа и, назначив на него довольно низкую цену, новых кредитов не дает. Позиция туркменских властей еще больше осложнится в свете подписания российско-китайского соглашения по поставкам российского газа в КНР. С другой стороны, Иран – еще один потребитель туркменского газа, сокращает закупки и может вообще от них отказаться. Россия также сокращает закупки туркменского газа (юг страны теперь обеспечивается российским газом), поэтому без предоставления России разумных скидок со стороны Туркменистана, соответствующих реальному положению дел на рынке, последний может потерять ее как партнера. Ашхабад может стать стратегическим партнером России по газопроводу в Турцию, который заменит «Южный поток». В этом случае «Газпром» автоматически вышел бы из-под действия Третьего энергопакета ЕС, а Туркменистан получил бы доступ на европейский рынок. Однако ни Москву, ни Ашхабад это пока не устраивает: первая не готова к партнерству без скидок, второй не хочет их предоставлять.
С другой стороны, вопросы укрепления и обеспечения неприкосновенности границы с Афганистаном, борьбы с наркотрафиком затрагивают безопасность не только Туркменистана, но и России, а также Казахстана. При решении вопросов с углеводородами активизация военного и военно-технического сотрудничества между Россией и Туркменистаном возможна. В этих условиях для Туркменистана будет интересна вертолетная техника российского производства, бронеавтомобили «Тигр», тяжелые огнеметные системы ТОС-1. ВВС может быть предложен учебно-боевой самолет Як-130. В области военно-морской техники Туркменистан может продолжить закупки катеров проекта 12418 «Молния», теоретически ему могут быть предложены патрульные катера проекта 20970 «Катран». Важным аспектом сотрудничества должны стать совместные учения (в том числе с Казахстаном), поскольку проводящаяся до сих пор изоляционистская политика негативно отражается на Вооруженных Силах страны.
Украинскую нишу на туркменском рынке может занять Белоруссия, товарооборот между странами быстро растет в последние годы. Кроме того, Белоруссия имеет опыт работы на рынках стран Средней Азии, например, белорусские предприятия успешно модернизировали истребители Сил воздушной обороны Казахстана.
Потенциально возможно появление продукции предприятий китайского ОПК на рынке вооружений Туркменистана и других республик Средней Азии. КНР активно кредитует экономику этих стран, это делает возможным поставки продукции военного назначения на крайне льготных условиях. Такую возможность подтверждают и недавние сообщения о поставках китайских ЗРК HQ-9 в Туркменистан и Узбекистан.
Андрей Быков
Военные округа
Территориально Вооруженные Cилы Туркменистана разделены на 5 военных округов в соответствии с административным делением страны на 5 велаятов:
- Ахалский военный округ;
- Балканский военный округ;
- Дашогузский военный округ;
- Лебапский военный округ;
- Марыйский военный округ.
В состав каждого военного округа входят окружные органы военного управления, войсковые соединения, отдельные войсковые части и подразделения, военные комиссариаты этрапов и городов с правами этрапа.
Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Туркменистана генерал армии Курбанкули Бердымухаммедов (2017 год)
Десантные части и соединения
На территории Туркменской ССР (г. Иолотань) в последние годы перед распадом СССР дислоцировалась 56-я отдельная десантно-штурмовая бригада. Бригада была выведена на территорию России, но один её батальон остался в Иолотани. Этот батальон был включен в состав формируемой туркменской армии и получил новое наименование — 152-й одшб.
152-ой отдельный десантно-штурмовой батальон дислоцировался в г. Иолотань до весны 2003 года и вскоре был передислоцирован.
По сообщениям в СМИ, на базе 152-й одшб была развернута 152-я отдельная воздушно-штурмовая бригада. 152-я овшбр в настоящее время (по состоянию на 2005 год) базируется на 99-ой авиационной базе «Мары-2».
Руководство и управление Вооруженными Силами Туркменистана
Общее руководство Вооруженными Силами Туркменистана осуществляет Верховный Главнокомандующий. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Туркменистана является Президент Туркменистана.
Согласно статье 71 Конституции Туркменистана Верховный главнокомандующий: (п.4) отдаёт распоряжения о всеобщей или частичной мобилизации, использовании Вооружённых Сил и приведении их в боевое состояние; (п.5) утверждает военную доктрину Туркменистана; (п.6) назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооружённых Сил Туркменистана, других войск и воинских формирований.
Непосредственное руководство Вооруженными Силами Туркменистана осуществляет министр обороны Туркменистана через Министерство обороны Туркменистана и Генеральный штаб Вооруженных Cил Туркменистана.
Непосредственное руководство другими войсками и военными органами Туркменистана осуществляют руководители министерств и ведомств, в подчинении которых находятся эти войска и органы, в соответствии с действующим законодательством Туркменистана.
Министерство обороны Туркменистана
Основная статья: Министерство обороны Туркменистана
Генеральный штаб Вооруженных Сил Туркменистана
Генеральный штаб Вооруженных Сил Туркменистана является основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Туркменистана, который осуществляет разработку планов боевой и мобилизационной подготовки войск, планирует проведение военных операций и боевых действий, координирует и организует взаимодействие Вооруженных Сил и других войск и военных органов Туркменистана по выполнению задач в области обороны.
Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Туркменистана одновременно замещает должность первого заместителя министра обороны Туркменистана.
Организационная структура Генерального штаба Вооруженных Сил Туркменистана
- Главное оперативное управление;
- Главное организационно-мобилизационное управление;
- Управление сухопутных войск;
- Управление ракетных войск и артиллерии;
- Управление ВВС и войск ПВО;
- Управление войск связи;
- Управление инженерных войск;
- Управление подготовки специалистов для ВС Туркменистана;
- Управление специализированных формирований.
Руководство Генерального штаба Вооруженных Сил Туркменистана
С 31 июля 1992 года по 1994 год оперативное управление Вооруженными силами Туркменистана осуществляло Объединенное российско-туркменское командование Вооруженными Силами Туркменистана во главе с Командующим и Штабом.
Штаб Вооруженных Сил Туркменистана в оперативном отношении подчинялся Генеральному штабу Вооруженных Сил Российской Федерации.
Министром обороны Российской Федерации являлся генерал армии Павел Грачев (18.05.1992-18.06.1996)
Начальниками Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации являлись генерал армии Виктор Дубынин (10.07.1992-22.11.1992) и генерал армии Михаил Колесников (22.11.1992-18.10.1996)
Командующим Объединенным российско-туркменским командованием Вооруженными силами Туркменистана был назначен генерал-майор Виктор Заварзин (Россия), начальником Штаба Вооруженных сил Туркменистана — генерал-майор Аннамурад Солтанов (Туркменистан).
В 1994 году Объединенное российско-туркменское командование Вооруженными Силами Туркменистана было распущено, оперативное управление Вооруженными Силами Туркменистана перешло к вновь созданному Генеральному штабу Вооруженных Сил Туркменистана.
Начальники Генерального штаба Вооруженных Сил Туркменистана
No | Имя | Назначен | Уволен | Причина увольнения |
1 | Солтанов, Аннамурад | ??.??.1994 | 11.02.1997 | переход на другую работу |
2 | Мулькаманов, Акмурад | 11.02.1997 | 17.09.1998 | серьезные недостатки в работе |
Чарыяров, Сердар | 11.02.1997 | 26.05.2003 | серьезные надостатки в работе | |
Нурсахатов, Реджепгельды | 26.05.2003 | 23.02.2004 | переход на другую работу | |
Атабаев, Мухаммедкули | ||||
Гундогдыев, Бегенч | 05.11.2009 | 29.03.2011 | переход на другую работу | |
Исмаилов, Исмаил | 29.03.2011 | действующий |
Туркменская армия: на подъеме или в упадке?
Виталий Волков
Deutsche Welle
Президент Туркмении Бердымухамедов показал населению, что метко стреляет из автомата, может метать ножи, и ему к лицу бронежилет. Стала ли при нем сильнее туркменская армия?
Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов не только лихо скачет на скакунах, учит своих министров, как поддерживать физическую форму, но и демонстрирует, как он управляет военной техникой, поражает цель из современного огнестрельного оружия, метает нож и направляет огонь боевых вертолетов. А местное телевидение показывает это населению, которое должно убедиться в том, что вооруженные силы (ВС) более не являются “трудармией”, как это было в конце правления первого туркменского президента Сапармурата Ниязова.
Президент Туркмении метко стреляет
“Если судить по телевидению, президент уделяет большое внимание обороноспособности страны. Регулярно показывают его визиты в различные воинские части, где он демонстрирует в первую очередь свои собственные воинские навыки. Это создает впечатление, что если президент такой, то армия наверняка хорошо вооружена и достаточно подготовлена. Но данные, которые мы получаем, говорят об обратном”, – утверждает руководитель неправительственной организации “Туркменская инициатива по правам человека” (ТИПЧ) в Вене Фарид Тухбатуллин.
“Общая численность ВС, по разным данным, около сорока тысяч (для сравнения: согласно открытым источникам, численность ВС Узбекистана – 65 тысяч, Казахстана – 75 тысяч. – Ред.). На них сказывается серьезный экономический кризис последних лет, когда цены на энергоносители упали. Урезаются не только социальные пособия, но и средства на содержание ВС”, – продолжает собеседник DW.
Зачем туркменские солдаты ловят голубей…
В результате, утверждает он, солдаты получают все более урезанный паек. “В последние два года это особенно чувствуется. Поэтому в основном солдат кормят родители – либо пересылают деньги, либо, чаще всего, сами привозят еду в части. Денежное довольствие составляет приблизительно три доллара в месяц по нынешнему курсу черного рынка. И из этих денег солдат еще заставляют подписываться на различные издания, с них регулярно собирают деньги на всякого рода мероприятия”, – сетует эксперт по Туркмении.
На днях в СМИ появилась информация о видеоролике, снятом для служебного пользования Управлением по воспитательной работе министерства обороны Туркмении для показа солдатам-срочникам и оказавшемся в распоряжении информационного агентства АНТ. Комментируя случаи, когда солдаты получают травмы при ловле голубей, журналисты связывают это занятие с недоеданием личного состава.
“Президент в одном из своих выступлений говорил, что солдаты сами должны выращивать для себя овощи и фрукты. Возвращаются годы, когда при Ниязове солдаты выращивали и хлопок, и пшеницу. То есть армия сегодня снова в какой-то части должна сама себя кормить”, – рассказывает глава ТИПЧ.
Армия Туркмении: между Узбекистаном и Таджикистаном
Между тем в рейтинге армий мира Military Strength Ranking 2022, составляемом компанией Global Firepower, туркменская армия по меркам Центральной Азии выглядит середняком. Заняв 80-ю строчку, она отстает от Узбекистана и Казахстана (39-е и 50-е места соответственно), но опережает Киргизию и Таджикистан (91-е и 96-е). Причем по сравнению с 2022 годом Туркмения поднялась в рейтинге на шесть позиций.
Впрочем, российский военный эксперт Лев Корольков уверен, что рейтинг учитывает формальные показатели, в том числе данные военного бюджета, которые в Туркмении совершенно не прозрачны и обычно завышены, тем более сейчас, когда тучные годы высоких доходов от экспорта газа миновали.
Эта армия, продолжает эксперт, имеет серьезный недостаток по сравнению с армиями Таджикистана и Киргизии, оказавшимися в рейтинге ниже ее. После распада СССР в Туркмении, в отличие от всех других стран региона, где сразу попытались провести военные реформы, на всех командных должностях остались бывшие советские офицеры, вспоминает он.
“Это были профессиональные кадры, многие прошли Афганистан. И какое-то время армия по инерции строилась на советских полевых уставах, сравнительно хорошим был уровень обучения рядовых и сержантов. А когда после проведения “туркменизации” многие кадровые военные, пограничники уехали из Туркмении, финансирование за счет экспорта газа позволяло сохранять подготовку ВС на приемлемом уровне”, – говорит эксперт.
В чем изъяны ВС Туркмении
Но, указывает Лев Корольков, особенностью этой армии является абсолютное отсутствие боевого и мобилизационного опыта, в отличие от таджиков, узбеков и даже от киргизов, чей уровень подготовки сейчас тоже не самый высокий. “В годы правления талибов в Афганистане муллу Омара Сапармурат Ниязов задабривал поставками мазута и даже рассчитывал на их помощь в случае возникновения проблем у себя в стране или с другими соседями. А потом в Афганистан пришла западная коалиция, и какое-то время представлялось, что ее присутствие – гарантия безопасности против региональных угроз. Тем временем советское вооружение устарело, были произведены лишь спорадические и незначительные закупки иностранной техники, такой, как пограничные катера, тоже не новейшие”, – поясняет собеседник DW.
“Уровень туркменских ВС очень невысокий. По нашим данным, за последние три года на границе с Афганистаном было достаточно много стычек с афганскими боевиками, где армия не проявила должной боеготовности. Было достаточно много жертв из числа солдат срочной службы и офицерского состава”, – добавляет Фарид Тухбатуллин.
Хотя, по его выражению, на этот участок границы была переброшена значительная часть танков и БТР, это не особенно помогало до тех пор, пока не стали решать проблему иначе: “Пытаясь заинтересовать афганскую сторону подарками, и, скорее всего, деньгами. И, как было при Ниязове, поставками ГСМ. После этого ситуация несколько успокоилась”.
В Герате все спокойно
При этом, как отмечает Лев Корольков, на руку Ашхабаду пока играет то обстоятельство, что на важном участке границы с Афганистаном, где Туркмения граничит с провинцией Герат, вблизи которой расположен ряд важных объектов туркменских ВС, ситуация относительно спокойная. В этой афганской провинции активность вооруженных антиправительственных группировок ниже, чем, например, в ряде провинций, граничащих с Узбекистаном и Таджикистаном.
Еще одна давняя проблема практически во всех туркменских воинских частях – это дедовщина, которую подпитывает до сих пор существующая племенная рознь. Не случайно в уже упомянутом видеоролике для внутреннего пользования, рассказывающем о ситуации в ВС, перечисляются различные трагические случаи, к которым привели неуставные отношения.
Что касается офицерского состава, то туркменские офицеры обучаются за границей – в России и в Турции. “Но это небольшая доля. Возможно, денег на такие программы не хватает, да и спецслужбы к этому относятся подозрительно”, – говорит Фарид Тухбатуллин и напоминает, что, к примеру, курсанты и офицеры, обучавшиеся в Турции, сейчас оказались под пристальным вниманием спецслужб – их подозревают в связях с движением Гюлена.
Офицеры армии под подозрением спецслужб
При этом, сообщает руководитель ТИПЧ, серьезной проблемой для властей становится то, что и в туркменской армии, и в силовых структурах, по нашим данным, в целом сейчас множится число офицеров, которые придерживаются так называемого нетрадиционного ислама.
“Был целый ряд уголовных дел, связанных с этим. Так, в Теджене было арестовано много военных в одной из частей. И под Ашхабадом были арестованы офицеры не только за исповедование нетрадиционного ислама, но и за навязывание его своим подчиненным. То есть ВС становятся угрозой для самих властей”, – полагает правозащитник.
Это может косвенно объяснить информацию, полученную от источника в военных кругах РФ, которую DW в силу закрытости Туркмении не может подтвердить или опровергнуть: источник утверждает, что туркменские власти привлекают в свои ВС иностранных инструкторов и имеют на этот счет ряд договоренностей, в частности, с афганскими племенными вооруженными формированиями.
Рода войск
В состав Вооруженных Сил Туркменистана входят 3 рода войск:
- Сухопутные войска;
- Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны;
- Военно-морские силы.
Кроме этого в Вооруженных Силах Туркменистана действуют специальные производственно-обслуживающие формирования, не относящиеся к основным родам войск и занятые в гражданском секторе экономики.
До 1997 года в состав Вооруженных Cил Туркменистана входили Пограничные войска Министерства обороны Туркменистана, которые затем были преобразованы в Государственную пограничную службу Туркменистана.
Сухопутные войска (СВ)
Самый многочисленный по личному составу вид ВС Туркменистана.
Непосредственное оперативное управление сухопутными войсками осуществляет Генеральный штаб ВС Тркменистана.
В Сухопутные войска ВС Туркменистана входят следующие подразделения:
- 2-я Учебная мотострелковая дивизия им. Алп Арслана (дислоцирована в г. Теджене Ахалского велаята) 1 танковый полк
- 1 мотострелковый полк
- 1 артиллерийский полк
- 1 танковый полк
)
- 1 танковый полк
)
- 1 танковый полк
)
Военно-воздушные силы (ВВС) и Войска противовоздушной обороны (ПВО)
Непосредственное оперативное управление ВВС и Войсками ПВО осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Туркменистана.
В состав ВВС и Войск ПВО ВС Туркменистана входят следующие подразделения:
- Cмешанная авиационная эскадрилья (в/ч 56670) (дислоцирована под Ашхабадом на военном аэродроме Ак-Тепе)
- Истребительная авиационная эскадрилья
- Штурмовая авиационная эскадрилья
- Транспортная авиационная эскадрилья
- Учебная авиационная эскадрилья
- Радиотехнические подразделения ПВО
- Зенитно-ракетные подразделения ПВО
История ВВС и ПВО Туркменистана
Военно-морские силы (ВМС)
Непосредственное оперативное управление Военно-морскими силами Туркменистана осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Туркменистана.
История ВМС Туркменистана
1 октября 2009 года Президент Туркменистана Курбанкули Бердымухаммедов заявил, что туркменского военно-морского флота на тот момент не существовало:
Сам по себе термин «туркменский военно-морской флот», увы, не совсем корректен. Как вы, наверное, помните, при разделе военно-технической базы бывшего СССР все боевые корабли Каспийской флотилии разошлись по портам их прежней приписки — в Баку и Астрахань. На долю Туркменистана пришлась тогда всего лишь пара-тройка пограничных катеров. Таким образом упоминание о «туркменском военно-морском флоте» было долгое время неприменимо по причине отсутствия флота как такового.
В действительности, с 1992 по 1997 год военно-морской флот Туркменистана существовал в виде отдельного дивизиона погранично-сторожевых кораблей и катеров, дислоцированного в г. Туркменбаши в составе Пограничных войск Министерства обороны Туркменистана, а затем был передан в подчинение Государственной пограничной службы Туркменистана.
22 января 2010 года была представлена программа развития Военно-морских сил Вооруженных Сил Туркменистана на период до 2015 года, которая положила начало работе по созданию в составе Министерства обороны национальных Военно-морских сил.
Армии мира. Вооруженные силы Туркмении
Историческая справка о вооруженных силах Туркмении
После распада СССР под юрисдикцию Туркмении перешла крупная советская военная группировка: из состава Туркестанского военного округа — управление 36-го армейского корпуса, 58-я (Кизыл-Арват), 84-я (Ашхабад), 88-я Кушка) МСД, 61-я учебная МОД (Ашхабад), 156-й (Мары- 2) и 217-й (Кизыл-Арват) авиационные полки истребите- лей-бомбардировщиков 49-й воздушной армии, из состава 12-й отдельной армии ПВО — 17-я дивизия ПВО (Ашхабад) с 2 зенитными ракетными бригадами, 12-й радиотехнической бригадой и 64-м радиотехническим полком» 152-й (Ак- тепе) и 179-й гвардейский (Небит-Даг) истребительные авиационные полки, некоторые части Каспийской флотилии, а также ряд других воинских формирований.
В военно-техническом аспекте это советское наследство характеризовалось следующими цифрами: основные и средние танки — 530, БМП, БТР и БРМ — 1132, орудия полевой артиллерии, минометы и РСЗО калибром более 100 мм — 540, боевые самолеты — 314, боевые и прочие вертолеты — 20, а также несколько малых боевых кораблей и катеров.
На территории Туркменской ССР были дислоцированы пограничные отряды (135-й Небит-Дагский, 67-й Карака- линский, 71-й Бахарденский, 45-й Серахский, 46-й Каахкинский, 47-й Керкинский и 68-й Тахта-Базарский), морские и речные части погранвойск Среднеазиатского пограничного округа КГБ СССР. До 1999 г. охрана границы в туркменском секторе (в т.ч. на море) велась совместно с пограничными войсками РФ, но они покинули территорию страны по требованию ее руководства (что, по мнению независимых экспертов, объяснялось в первую очередь желанием правящего режима беспрепятственно контролировать сверхприбыльный наркотрафик из Афганистана).
Кроме того, туркменам достались материальная база и вооружение находившихся в республике частей внутренних войск и войск гражданской обороны бывшего СССР.
Получив горы советского оружия и приступив к созданию национальных вооруженных сил , Туркменистан быстро столкнулся с проблемой нехватки командных кадров, поскольку большинство офицеров-«европейцев» покинуло рухнувшую в средневековье страну.
В настоящее время эта проблема решается за счет подготовки национальных офицерских кадров в собственных и зарубежных военно-учебных заведениях, однако военный профессионализм основной массы офицеров-туркмен вызывает большие сомнения, особенно в специальностях, связанных с эксплуатацией сложной военной техники. Так, вплоть до недавнего времени в туркменских вооруженных силах имелись лишь несколько летчиков боевой авиации коренной национальности. Дело доходило до того, что на помпезных военных парадах взор «туркменбаши великого» ласкал пролет самолетов, пилотируемых летчиками из Украины. Значительная часть военной техники продана (в т.ч. путем контрабанды) в третьи страны.
Из-за специфики отсталого туркменского общества с его устойчивыми родоплеменными традициями комплектование ВС призывниками проводится на основе принципа экстерриториальности, а командный состав (включая высший) в лучшем случае подвергается частой ротации, а в худшей — репрессиям. Тем самым руководство страны не допускает возникновения потенциально опасных для себя трайбалистских локальных связей между личным составом и населением конкретной местности, поскольку они принадлежат к разным племенным группам. Сохраняющиеся родоплеменные и клановые противоречия, в принципе, определяют один из крупных изъянов туркменской военной машины (в той или иной мере, впрочем, они свойственны и другим странам постсоветской Средней Азии).
Туркменская армия занята не столько боевой подготовкой, сколько принудительным трудом в различных отраслях промышленности и сельском хозяйстве. Как заявлял сам «туркменбаши» Ниязов, до трети всех призывников отправляется на работу в гражданские организации.
Вряд ли эта ситуация принципиально изменилась после его смерти в 2006 г.: несмотря на известную напряженность в отношениях Туркмении с Узбекистаном (в т.ч. из-за проблемы, связанной с совместным использованием вод Амударьи) и Азербайджаном (из-за неурегулированности статуса Каспия — важнейшего резервуара углеводородов) и хронически нестабильную ситуацию в Афганистане (границу с которым туркмены охраняют крайне неудовлеторительно, что вызывает обеспокоенность Казахстана), Ашхабад больше опасается возникновения антиправительственных настроений в армии, нежели внешней угрозы.
Организационная структура и людской потенциал вооруженных сил Туркмении
Военная машина Туркмении включает войска и силы Министерства обороны, Государственной пограничной службы, Министерства внутренних дел, Комитета национальной безопасности и Службы охраны президента. Кроме того, к ней можно отнести Государственную фельдъегерскую службу и Государственную службу по регистрации иностранных граждан. Верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент страны.
Собственно вооруженные силы, входящие в структуру Минобороны, состоят из СВ, ВВС и ПВО, ВМС, а также специализированных производственно-обслуживающих формирований, занятых в гражданском секторе экономики (руководство ими осуществляет управление специальных формирований Генштаба). Общая численность ВС по состоянию на 2007 г, оценивается в 26 тыс. человек, а с учетом производственно-обслуживающих формирований — до 50 тыс.
В военно-административном отношении территория Туркменистана раздельно на 5 военных округов в соответствии с административным делением страны на одноименные велайяты — Ахалский (центр—Ашхабад), Балканский (Балканабад), Дашогузский (Дашогуз), Лебапский (Туркменабад) и Марыйский (Мары).
По оценке ЦРУ США, количество людских военных ресурсов (мужчины в возрасте 15-49 лет) Туркмении составляет около 1,3 млн. человек, из них годными к военной службе являются порядка 1 млн. человек. Ежегодно достигают призывного возраста (18 лет) около 56 тыс. мужчин. Продолжительность срочной военной службы по призыву — 2 года, за исключением ВМС, где срок службы установлен 2,5 года. Лица с высшим образованием служат 1,5 года (ранее этот срок был установлен для всех призывников).
Институт контрактной военной службы в Туркмении отменен в 2001 г., но законодательно установлено, что срочную службу призывники, по их желанию, могут проходить не с 18, а с 17 лет (видимо, таких «добровольцев» в тоталитарной Туркмении достаточно много, хотя немало и дезертиров, для возвращения которых в воинские части еще во времена «туркменбаши» объявлялась амнистия). Верхняя планка призывного возраста — 30 лет (выше только в Азербайджане).
В соответствии с установками правящего режима взят курс на продовольственное самообеспечение вооруженных сил, а боевая подготовка личного состава сведена к минимуму; в производственно-обслуживающих формированиях она вряд ли проводится вообще.
Подготовка офицерских кадров ВС осуществляется в Ашхабадском военном институте, а ранее существовавшие при гражданских вузах военные кафедры и факультеты закрыты с целью увеличения ежегодного набора рекрутов по призыву. Кроме того, часть офицеров готовится в военно- учебных заведениях Турции, Украины, России и Пакистана. Определенную поддержку в этом плане оказывают и США.
Откровенно националистическая кадровая политика правящего режима, направленная на замещение руководящих должностей, в т.ч. в армии, лицами с «чисто туркменской родословной» в fjtex поколениях привела к вытеснению «нетитульных» кадров высокой квалификации в пользу тех, чьим достоинством являются не профессионализм, а этническая «титульность» и принадлежность к тому или иному лояльному клану.
Туркмения закупает вооружение и боевую технику в Болгарии, Чехии, Словакии, Румынии, Беларуси и Украине (с этим связано увеличение числа танков в сравнении с советским «наследством»). В Грузии на Тбилисском авиазаводе ремонтировались туркменские штурмовики Су-25.
Сухопутные войска
Численность СВ по состоянию на 2007 год оценивалась в разных источниках в 21—25 тысяч человек. В настоящее время осуществляется процесс их реформирования с переходом от традиционной советской дивизионно-полковой структуры к бригадной, и СВ в целом имеют смешанную дивизионно-бригадную структуру. Соединения в большинстве своем являются кадрированными, они полностью комплектуются личным составом только при мобилизации.
Каждая МСД состоит из танкового, 3 мотострелковых, артиллерийского и зенитного артиллерийского полков, подразделений боевого обеспечения и обслуживания, а бригада — из соответствующих батальонов и дивизионов.
В состав сухопутных войск входят:
—2-я учебная МСД имени Алп-Арслана (бывшая советская 61-я учебная МСД; Теджен);
3-я МСД имени Байрам-хана — считается элитным соединением й может содержаться по штату, близкому к развернутому (бывшая советская 84-я МСД; Ашхабад);
— 11-я (по другим данным 357-я) МСД имени султана Санджара (бывшая советская 88-я МСД; Кушка, официально — Серхетабад);
— 22-я МСД имени Атамурата Ниязова (бывшая советская 58-я МСД; Кизыл-Арват — официально Сердар);
— 4-я МСБ имени Тогрул-бега;
— 5-я МСБ имени Чагры-бега;
— 6-я МСБ имени Героглы-бега;
— 152-я десантно-штурмовая бригада (Мары);
— ?-я ракетная бригада — возможно, расформирована (оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72);
— ?-я артиллерийская бригада (152-мм гаубицы 2А65 «Мета-Б»; Ашхабад);
— ?-й реактивный артиллерийский полк (220-мм 16- ствольные РСЗО 9П140 «Ураган»; Ашхабад);
— 2 зенитные ракетные бригады ПВО сухопутных войск
— ?-й инженерно-саперный полк (Ашхабад);
—?-й парашютно-десантный батальон спецназначения (Ашхабад);
— центральный военный полигон (Келат).
На вооружении сухопутных войск имеются (по состоянию на 2007 г.):
основные танки Т-72 — 702 (по другим данным 808); БМП-1 и БМП-2 — 855-930 (примерно поровну); БРМ-1К – 12; БТР-60, БТР-70 и БТР-80 – 829; БРДМ-2 —170; ПУ оперативно-тактического ракетного комплекса 9К72 — 27 (по некоторым данным, 12 пусковых установок в 2002—03 гг. были возвращены России); 152-мм самоходные гаубицы 2G3 «Акация» — 16; 122-мм самоходные гаубицы 2С1 «Гвоздика» — 40; 120-мм комбинированные самоходные орудия (гаубицы-минометы) 2С9 «Нона-С» — 17; 152-мм гаубицы Д-1 — 76; 152-мм гаубицы 2А65 «Мста-Б» — 72; 152-мм пушки-гаубицы Д-20 — 20—72; 122-мм гаубицы Д-ЗО —180; 220-мм 16-ствольные РСЗО 9П140 «Ураган» — 54; 122-мм 40-ствольные РСЗО БМ-21 «Град» — 56; 122-мм 36-ствольные РСЗО 9П138 «Град-1» — 9; 120-мм минометы ПМ-38, М-120 и (или) 2Б11 (комплекс 2С12 «Сани») — 66; 82-мм минометы БМ-37 и (или) 2Б14-1 «Поднос» — 31; 100-мм противотанковые пушки Т-12 и (или) МТ-12 «Рапира» — 72; ПУ противотанковых ракетных комплексов разных типов — не менее 100; 73-мм станковые противотанковые гранатометы СПГ- 9 «Копье» — ?; 40-мм ручные противотанковые гранатометы РПГ-7 — 400; 23-мм счетверенные ЗСУ-23-4 «Шилка» — 48; 57-мм зенитные пушки С-60 — 22; ПУ самоходных ЗРК малой дальности «Оса» — 40; ПУ самоходных ЗРК малой дальности «Стрела-10» — 13; ПЗРК «Стрела-2» – 300.
Значительная часть вооружения и боевой техники не боеготова
Военно-воздушные силы и войска ПВО
Численность ВВС и войск ПВО по состоянию на 2007 г. оценивается в 4,3 тыс. человек. В их составе, по разноречивым сведениям 2007—08 гг., имеются:
— 99-я авиационная база (67-й смешанный авиаполк; Мары-2): истребители МиГ-29, истребители-бомбардировщики Су-17МЗ, возможно, штурмовики Су-25;
— 55-й истребительный авиаполк (Небит-Даг, официально — Балаканабад) — возможно, расформирован: истребители МиГ-23М — небоеготовые;
— 107-й истребительный авиаполк (Актепе, близ Ашхабада): истребители-перехватчики МиГ-23М, истребите- ли-перехватчики МиГ-25ПД, штурмовики Су-25 — последние два типа, скорее всего, небоеготовые;
— 47-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья (Актепе): легкие военно-транспортные самолеты Ан-24 и Ан-26, боевые вертолеты Ми-24, средние транспорт- но-боевые вертолеты Ми-8;
— 31-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья (Чарджоу — официально Туркменабад) — существование под вопросом: истребители МиГ-21, истребители-бомбардировщики Су-7Б, истребители-перехватчики Як-,28П, учебно-тренировочные самолеты JI-39 «Альбатрос», средние военно-транспортные самолеты Ан-12 — скорее всего, все небоеготовые;
—56-я база хранения авиационной техники (Кизыл-Ар- ват): истребители МиГ-23 и истребители-бомбардировщи- ки Су-17;
— учебный центр: истребители-бомбардировщики Су- 7Б и учебно-тренировочные самолеты Л-39 «Альбатрос»,
— 1-я зенитная ракетная бригада имени Туркменбаши (штаб и отдельный радиотехнический батальон — Бикрава близ Ашхабада, зенитные ракетные полки в районах Мурга- ба/13-й зрп, Куртли и Туркменбаши — бывший Красно- водск): ЗРК большой (С-200), средней (С-75) и малой (С- 125) дальности;
> — ?-я зенитная ракетная бригада — предположительно (возможно, вооружена армейским самоходным ЗРК средней дальности «Круг»);
—2-я радиотехническая бригада (2960 человек, 129 РСЛ различных типов, разбросанных по территории страны).
Авиапарк ВВС и войск ПВО включает машины:
истребители МиГ-29 — 22; учебно-боевые самолеты МиГ-29УБ — 2; истребители-перехватчики МиГ-23М — 230 (включая учебно-боевые самолеты МиГ-23УБ); истребители МиГ-21 — 3; истребители-перехватчики МиГ-25ПД — 24; •* истребители-перехватчики Як-28П ^ ?;
истребители-бомбардировщики Су-17М -^65 (включая учебно-боевые самолеты Су-17УМ); истребители-бомбардировщики Су-7Б — 3; штурмовики Су-25 — 46 (включая учебно-боевые Су- 25УБ); ‘ учебно-тренировочные самолеты JI-39 «Альбатрос» — 2; средние военно-транспортные самолеты Ан-12 — ?; N легкие военно-транспортные самолеты Ан-24 — 1; легкие военно-транспортные самолеты Ан-26 — 10; легкие военно-транспортные самолеты Ан-2 — 10; «v • боевые вертолеты Ми-24 -г-10; средние транспортно-боевые и десантно-транспортные вертолеты Ми-8 — 20.
В строю, по оценкам экспертов, в лучшем случае номинально находятся 24 МиГ-29/29УБ (их ремонт осуществляется в Украине на Львовском авиаремонтном заводе), до 50 МиГ-23М, 65 Су-17М/УМ, 3 Су-7Б, некоторое количество Су-25, 2 Л-39, 1 Ан-26, 10 Ми-24 и 8 Миг-8. Остальные машины — на хранении, без перспективы использования. Число летчиков, способных в полном объеме выполнять боевые задачи, оценивается в 10—15 человек.
При технической помощи Украины осуществляется продление ресурса управляемых ракет класса «воздух-воздух» для истребительной авиации.
Количество пусковых установок ЗРК большой (С-200), средней (С-75) и малой (С-125) дальности оценивается примерно в 100 единиц, из них реально боеготбвыми считаются порядка 30. На вооружении радиотехнических войск ПВО недавно поступили три комплекса пассивной радиоэлектронной разведки «Кольчуга», поставленные Украиной.
Резерв ВВС — гражданская авиация Туркмении. В национальной авиа (Turkmenistan Airlines), поданным 2006 г., имелись 30 самолетов: 4 пассажирских Ан-24РВ, 7 — Боинг-717-200, 3 — Боинг-737-300, 4 – Боинг-757-200, 1 – Боинг-767-300ЕЯ, 7 — Як-40 и 4 грузовых самолета ИЛ-76ТД, которые могут применяться для перевозки и посадочного десантирования боевой техники.
Военно-морские силы
Хотя современная туркменская историография уже докатилась в своих изысканиях до утверждения, что «туркменские мореплаватели, среди которых были прославленные мореходы, достигали берегов Венеции и других европейских стран», это крайне смелое утверждение можно поставить в один ряд с «открытием» того факта, что Отелло был не просто мавром, но мавром туркменским (до чего недавно тоже додумались ашхабадские «историки»).
На самом деле морская составляющая национальной истории туркмен сводится главным образом к их занятиям примитивным рыболовством на Каспии, для коего представители этого народа использовали выдолбленные из дерева лодки-таймуны. В конце 1930-х гг. группа туркменских рыбаков, дабы доказать мореходные качества таймунов и свою великую любовь к товарищу Сталину, совершила большое плавание сначала по бурному Каспийскому морю, потом по Волге и каналу им. Москвы до самого Кремля. Так что кое- какие морские традиции у них все же имеются.
В послевоенный период в Туркмении были развернуты следующие разноведомственные военно-морские структуры СССР:
— 228-я бригада кораблей охраны водного района Каспийской флотилии (сторожевой катер пр. 205М, патрульный катер пр. 14081, базовый тральщик пр. 1252 и два катера на воздушной подушке — вероятно, десантно-штурмовые пр. 1205; пункт базирования — порт Красноводск);
46-й отдельный дивизион пограничных сторожевых кораблей и катеров Среднеазиатского пограничного округа КГБ СССР (4—5 патрульных катеров пр. 1400; пункт базирования — порт Красноводск);
– отряд речных пограничных катеров Среднеазиатского пограничного округа КГБ СССР на реке Амударье (граница с Афганистаном пункт базирования — поселок Ке- лиф) — возможно, аналогичный отряд был и на реке Атрек (граница с Ираном);
отдельный учебный береговой ракетный дивизион Каспийской флотилии (поселок Джафара) Практически все корабли, имевшиеся в 228-й бригаде и у пограничников, были переданы Туркменистану, причем некоторое время (до 1999 г.) на двух пограничных катерах, охранявших морскую границу с Ираном, были смешанные российско-туркменские экипажи. Русские офицеры бывшего ВМФ СССР служили также на кораблях ВМС Туркменистана (их первый командующий — капитан 1-го ранга Валериан Репин).
В настоящее время ВМС Туркмении (единственная ВМБ — порт Туркменбаши, бывший Красноводск) находятся в оперативном подчинении командования пограничных войск страны. Оценка численности их личного состава в разных источниках сильно различается: в одних — 125 человек, в других — 700 (по состоянию на 2007 г.), в некоторых — да 2000 и даже 3000 (что весьма сомнительно).
Корабельный состав ВМС представлен 16 патрульными катерами: 10 типа «Гриф» (пр. 1400 и 1400М, бывший советский и украинской поставки); один — типа «Пойнт» (РВ129 «Мерджен» — бывший «Пойнт Джексон», передан из состава Береговой охраны США); один — типа «Сайгак» (пр. 14081, бывший советский), четыре — типа «Калкан-М» (украинская поставка; возможно, их уже больше). Имеется бывший советский базовый тральщик типа «Корунд» (пр. 1252).
Предположитедьно, все они сведены в бригаду кораблей охраны водного района. Число катеров типа «Гриф» планируется довести до 20 единиц за счет приобретения их усовершенствованной версии «Гриф-Т» («Кондор»), а типа «Калкан-М» — до 10 (те й другие строит и поставляет Украина). Есть информация о передаче Ираном каких-то патрульных катеров в аренду, но детали этого не известны. Появляющуюся иногда в прессе совершенно абсурдную информацию об аренде туркменами иранского эсминца следует отнести к вопиющей некомпетентности распространяющих ее «писателей».
Судя по парадам, проводившимся при жизни диктатора Ниязова, в ВМС имеется и морская пехота — по одним данным, батальон, по другим — бригада (фактически это войска обороны побережья, не приспособленные к амфибийным операциям ввиду отсутствия десантно-высадочных средств).
На острове Огурчйнском (по-туркменски Огурджалы) в Туркменском заливе имеется береговой пост наблюдения и связи ВМС.
Боеспособность туркменского военного «флота», как и вооруженных сил этой страны в цёлбм, более чем сомнительна.
В туркменском торговом флоте на 2003 г., согласно оценке ЦРУ США, помимо немногочисленной мелочи, имелись только 2 крупных судна — танкер и нефтерудовоз общим водоизмещением 6873 брт.
Производственно-обслуживающие формирования
Численность личного состава производственно-обслуживающих формирований ВС Туркмении оценивается не менее чем в 20 тыс. человек. Онй работают в различных отраслях промышленности и сельском хозяйстве страны и, кроме того, привлекаются к выполнению функций работников государственной автомобильной инспекции, пожарных, охранников банков, почты, телеграфа:, санитаров в больницах и т.д.
Другие военные (полувоенные) формирования и спецслужбы
Министерство внутренних дел -— численность личного состава оценивается в 27 тыс. человек (включая внутренние войска).
\ч Комитет национальной безопасности (КНБ) (оценочная численность 2,5—4 тыс. человек) — основная спецслужба страны. КНБ главным образом выполняет задачи политической охранки (осуществляя, в частности, жестокие репрессии в стиле НКВД против оппозиции), а также занимается оперативным прикрытием криминального бизнеса правящей верхушки (поставки оружия, наркотиков и т.д.). В частности, при непосредственном участии КНБ осуществлялись поставки оружия и боеприпасов афганским талибам и были установлены прямые контакты с их руководством. Оружие, в т.ч. вывозимое из Украины, Румынии, Молдавии, при посредничестве КНБ ц привлечении частных , поставлялось и в Южный Йемен.
О реальном вкладе КНБ в декларируемую им борьбу с незаконным оборотом наркотиков красноречиво свидетельствует, например, факт расстрела по приговору военного трибунала майора туркменской погранслужбы Виталия Усачева, пытавшегося помешать наркотрафику через Ашхабадский аэропорт. Бедняга-майор совершил две самые серьезные ошибки в своей жизни: во-первых, остался служить «независимому Туркменистану», а во-вторых, пытался служить этому государству честно…
Следует отметить, что КНБ сам подвергался неоднократным репрессиям как при жизни «туркменбаши», так и после его смерти — правители Туркмении в собственной спецслужбе видят опасность для самих себя (видимо, не без оснований).
Государственная пограничная служба насчитывает около 12 тыс. человек личного состава. В составе погранвойск имеются 8 пограничных отрядов, включая Бекдашский, Кушкинский, Керкинский и Койтендагский. Охрану морской границы под оперативным руководством Госпогранслужбы осуществляют ВМС страны (см. выше). Кроме того, на реке Амударье (пункт базирования Келиф) используются шесть малых пограничных катеров типа «Аист» (пр. 1398, бывшие советские).
Службе охраны президента Туркменистана насчитывает, по разным оценкам, от 1 до 2 тыс. человек.