Флот Петра Великого, часть I (Russia Pragmatica III)


Главная » Альтернативные миры » Флот Петра Великого, часть I (Russia Pragmatica III)

Выбор редакции Альтернативные миры

arturpraetor 27.03.2021 1153

24

в Избранноев Избранномиз Избранного 9

Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Продолжаю публиковать свой альт-исторический проект Россия Прагматическая III, и сегодня настало время начать новый подцикл статей, посвященный Русскому Императорскому флоту во времена дерева и паруса. Рассказано будет о его краткой истории до середины XIX века, делении на региональные флоты, кадровой системе, и многом другом.

Петр Великий и регулярный флот

«Нулевой отсчет» Русского Императорского флота принято отсчитывать с военного корабля «Орел», построенного близ Коломны в 1667-1669 годах по протекции боярина Афанасия Ордина-Нащокина. Он вооружался всего 22 пушками, и должен был плавать по Волге и Каспийскому морю, защищая купцов, торговавших с Персией. Само собой, что такой корабль оказался настолько мощным для этих целей, что его даже можно было бы назвать избыточным, но судьба не подарила ему шансов проявить себя в бою. Уже в 1670 году его захватили бунтовщики Степана Разина, после чего корабль оказался заброшен. Не спасло и возвращение царских властей в Поволжье. Много лет он, заброшенный, гнил в Кутумском рукаве Волги, пока наконец не развалился окончательно, а его останки растащили местные жители, пустив их на дрова.

Гораздо менее известны события, происходившие в это же время в Архангельске. Там молодой боярин Михаил Никитич Романов, родственник царя, решил снаряжать свои китобойные флотилии к острову Грумант (Шпицберген), для чего требовались корабли совершенно нового типа. Их он мог бы закупить в Европе, но упрямство и понимание того, что вечно корабли в Европе покупать не выйдет, взяли верх, в результате чего в 1665 году на Соломбале была отстроена небольшая верфь, где орудовали голландские и английские мастера. Спустя несколько лет, тихо и незаметно, были введены в строй первые гукоры и флейты, на которых смешанные команды из иноземцев и поморов вышли на север, и в 1670 году прибыли с первым китовым уловом. Кроме того, с 1671 года русские корабли стали продаваться иноземцам, или отправляться за границу с русскими грузами, что еще больше повысило спрос на крупные морские суда в Архангельске. В отличие от «Орла», Соломбальская верфь и русские китобои оказались не разовой акцией, не временным явлением, а вполне долгосрочными проектами на севере России. Но самое главное – впервые в России было создано регулярное европейское судостроение, пускай и в небольших масштабах. И именно ему, а не «Орлу», суждено будет стать основой будущего Русского Императорского флота.

Время шло. В Москве менялись цари, шла политическая борьба, случались стрелецкие бунты. Дети покойного царя Алексея Михайловича от Натальи Нарышкиной, вместе с самой вдовствующей царицей, оказались под протекцией боярина Романова, и осели в Преображенском, пока в Москве правила царевна-регентша Софья. Официально в стране было два царя – Иоанн II и Петр I, но первый был слишком болен, и не мог править, а второй был пока еще мал. Однако именно он проявил небывалую активность, и с ранних лет стал проявлять большие задатки, что стало одной из причин того, что Михаил Никитич Романов фактически усыновил царя. С детства Петр живо заинтересовался флотом, начал плавать по реке Яузе на ботике, подаренном ему «дядькой Романовым». Рядом с молодым царем всегда были Екатерина Михайловна и Роман Михайлович – старшие дети боярина, ставшие Петру ближайшими людьми, соратниками, которые целиком разделяли его интерес ко всему морскому. Вскоре Петр уже забавлялся постройкой «потешной флотилии» на Плещеевом озере, где его учили судостроительному делу голландский мастер Карштен Брандт и специально вызванные из Архангельска подмастерья с Соломбальской верфи, в первую очередь некий Трофим Степанов, большой знаток русского дерева, не стеснявший бить царя по рукам за ошибки, и приучавший его ценить материалы для постройки кораблей [1]. Вскоре царь и сам посетил столицу русского севера, плавал на китобойном гукоре, посещал большую (по меркам России) верфь. Так в нем не только укреплялась любовь ко всему морскому, но и прививалось «регулярство» в морской теории и судостроении.

В 1689 году Петр I стал самодержавным царем в России, и в 1693-94 годах вновь вернулся в Архангельск – на сей раз строить военный флот. Тогда была создана Беломорская флотилия, пока еще небольшая. Несмотря на это, ее создание оказалось связано с рядом затруднений, которые выявили неготовность России к сиюминутному строительству больших морских флотов. А в 1695 году Петр пошел воевать против турок, пытаясь захватить Азов. Совершенно без флота это оказалось сделать невозможно, потому государь решил начать строить морские корабли. Верфи решено было разместить в Воронеже. Так в России начиналось строительство настоящего регулярного флота. Правда, до формального его создания оставалось еще несколько десятилетий, но все это время оказалось наполнено множеством событий, которые меняли облик строящегося флота. По сути, России пришлось строить их целых два, изолированных друг от друга – на севере, и на юге. Это стало результатом не самой удобной географии страны, которая омывалась разными морями без прямой связи друг с другом. При этом каждый флот обладал своими особенностями, требовал особого подхода, и развивался по своему пути, во многом уникальному. В дальнейшем ситуация не улучшится, и количество изолированных друг от друга флотов лишь возрастет. Однако это не отменит их общего начала, которым станет созданный в 1721 году Русский Императорский флот [2].

Беломорская флотилия

Создание Беломорской флотилии оказалось почти случайным событием, хоть и напрашивалось уже давно – Петру I просто хотелось продолжить обучение корабельному делу, и углубить свои навыки судостроителя, для чего речные и озерные верфи уже не годились. Само собой, он для этого поехал на Соломбальскую верфь, и там под руководством русских и голландских корабельных мастеров принял участие в постройке военной флотилии, которую в 1694 году сформировали уже вполне официально, и назвали Беломорской. Состояла она первое время из парусных и парусно-гребных фрегатов, а также нескольких яхт, экипажи набирались из местных поморов вкупе с иностранными наемниками. Уже в 1701 году ей пришлось принять настоящее боевое крещение, дав бой шведской эскадре. На протяжении всей Северной войны Беломорская флотилия останется самой небольшой, но в то же время одной из самых активных и успешных в России, чем подтвердит правильность своего создания. Численность флотилии и далее оставалась относительно малой, но по ряду причин ее боеспособность всегда оставалась высокой, даже с учетом того, что практически все матросы и офицеры были представлены русскими – в первую очередь, поморами. Саму флотилию прозвали «любимой игрушкой князя Невского», так как он фактически шефствовал над ней, но на этом его участие в деятельности морских защитников Архангельска заканчивались. На протяжении всей эпохи дерева и паруса Беломорская флотилия будет оставаться хоть и важной, но явно второстепенной частью военно-морских сил империи, и лишь в начале XX века начнет приобретать все больший вес – но это уже будут совершенно другие времена, корабли и люди.

Архангельская баталия

Карл ХП понимал, какое значение для русских имеет Архангельск с его кораблестроительными верфями и опытными корабелами, а потому готовил атаку на город сразу после победы под Нарвой.

Шведская эскадра вице-адмирала Леве 24 июня 1701 г. со стороны Белого моря вошла в Северную Двину. Фрегат и яхта направились к деревне Кустово, а 2 фрегата и бомбардирский галиот во главе с адмиралом Леве — к самому городу. Уничтожив русский сторожевой пост в Березовом устье, шведские корабли направились прямиком к почти построенной Новодвинской крепости (общая численность ее гарнизона составляла 700 человек).

Один из захваченных шведами русских лоцманов Иван Рябов умышленно посадил шведский фрегат на мель. Рябов был ранен, но сумел прыгнуть за борт и доплыть до крепости. Из-за неожиданной посадки на мель в флагманский фрегат врезался следовавший за ним корабль. И хотя положение шведов в этой ситуации было безнадежным, их артиллеристы вели сильный огонь по русским укреплениям.


Летние ворота Новодвинской крепости в Архангельске — немой свидетель баталии 1701 г.

Из крепости открыли артиллерийский огонь по шведским кораблям сразу 4 береговые батареи, а отряд солдат на лодках и 2 ботах отправился для захвата посаженных на мель кораблей шведского флота. Бой длился 13 часов. Бомбардирские галиоты «Фалк» и «Мьехунд», двигавшиеся в отдалении, были захвачены, а остатки шведского соединения пересели на яхту «Тофва-лите» и покинули негостеприимную Северную Двину. Победа русских была полной. Их потери составили 2 человека убитыми и несколько раненых. Защитники города добыли значительные трофеи: только с севших на мель фрегатов взяли 13 пушек, 200 ядер, 850 досок железа, 15 пудов (около 270 кг) свинца.

Азовский флот

Азовский флот родился зимой 1695-96 годов. Приготовления начались уже в октябре 1695, когда в Воронеж прибыл Роман Михайлович Романов, которому царь одновременно со снятием первой осады Азова поручил организовать верфи для строительства чего-то крупнее, чем обычные речные струги, коих заказали до полутора тысяч по всей стране, от Казани до Астрахани. В первую очередь Петру требовались галеры вроде тех, которые ему прислали из Голландии, однако одними ими дело не ограничилось – в Воронеже было решено построить также гребные фрегаты, бомбардирские суда и яхты. Замах был впечатляющим, но в городе не было никаких особых возможностей для строительства подобных кораблей, потому все пришлось создавать с нуля. Роман Михайлович проявил все свои организаторские возможности и все влияние своего отца, четко спланировал и быстро построил в городе настоящее речное адмиралтейство, а также организовал поставки всех необходимых материалов и рабочих. На верфях работал сам государь, который вновь и вновь впечатлялся талантами своего родича. К маю 1696 года все запланированные корабли были введены в строй, и новорожденный Азовский флот принял участие в решительном взятии крепости Азов, выйдя в открытое море.

Вслед за этим последовала новая чехарда и кропотливая работа боярина Романова-младшего, так как для строительства полноценных морских судов требовалось построить верфь в Таганроге, а так как самого города еще не существовало – то и им предстояло заняться тоже Роману Михайловичу. И вновь его таланты и распорядительность дали о себе знать – худо-бедно, не с первого раза, потратив немало времени и нервов, царскому фавориту удалось отстроить в Таганроге город и адмиралтейство, и уже в 1698 году начать закладывать линейные корабли. В Воронеже судостроение также не затихало – но из-за проблем с выводом крупных единиц из устья Дона было решено ограничиться там мелкими парусными и гребными судами, в то время как в Таганроге можно было спокойно строить суда с осадкой до 5 метров. При этом на верфях, организованных Романом Михайловичем, корабли еще строились недостаточно качественно, но быстро и дешево, что контрастировало со всеми прочими судостроительными предприятиями на Дону. Вскоре Петр I попросту упразднил их, и передал все строительство Азовского флота на предприятия своего родственника. Следующее десятилетие оказалось наполнено постоянной работой и постепенным наращиванием могущества военно-морского присутствия России на юге.

И уже вскоре Азовский флот понадобился России, так как грянул очередной конфликт с Османской империей. Его создание целиком окупилось, и в результате короткой, но победоносной войны Кубань и южный берег Крыма перешли в состав России. У судостроителей юга появилась возможность строить корабли в еще более удобных местах, чем Таганрог. Первым из них стала Камыш-Бурунская бухта, южнее Керчи, где глубины доходили до 6-7 метров, а вторым – Севастопольская (Ахтиарская) бухта, где строилась главная военно-морская база южного флота Российской империи. И вновь последовал переезд верфей, на сей раз полный – Таганрогское адмиралтейство упразднялось, а взамен создавались Керченское и Севастопольское, вокруг которых строилось укрепления и поселения. С 1718 года там начали строить полноценные морские корабли. Впрочем, к тому моменту Азовский флот уже был упразднен – получив выход в Черное море, главные силы флота были в 1715 году провозглашены Черноморским, в то время как привязанной к Азову оставалась лишь небольшая парусно-гребная флотилия, состоявшая из гребных фрегатов и галер. По своему статусу среди всех флотов и флотилий РИФ она по своей незначительности будет уступать лишь Каспийской. Пальма первенства на юге уже к концу правления Петра Великого перейдет к Черноморскому флоту.

Осада Нарвы

Гарнизон крепости насчитывал не более 500 человек против 40 000 солдат Петра. Русская артиллерия состояла из старых орудий, бомбы для мортир быстро закончились и по крепости стали стрелять камнями. Лафеты многих пушек оказались такими ветхими, что разрушались сразу после 3-4 выстрелов.


Битва под Нарвой. 1700 г. А. Е. Коцебу. XIX в. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

Узнав об осаде Нарвы, Карл XII с 32-тысячной армией прибыл в Пярну. Пётр I ради важных государственных дел решил покинуть свои войска. Вместо себя он назначил командующим австрийского герцога де Круа, понадеявшись на его опытность. Тот созвал военный совет, где все высказались за то, чтобы обороняться. Лишь один опытный фельдмаршал Борис Шереметьев вынес предложение первыми атаковать шведов, но оно было отвергнуто. Таким образом, инициатива осталась за противником.

Рано утром 19 ноября войска Карла ХП двинулись через лес по едва проходимым тропам. Шведы скрытно подошли к русскому лагерю и захватили возвышенность Германсберг. Момент для атаки был выбран очень удачно: они ворвались в укрепление, прорвали центр — русские бежали. Герцог де Круа сдался в плен.

После этого поражения в Европе утвердилось мнение о полной недееспособности русской армии, а Карл ХП получил прозвище шведского Александра Македонского. В дальнейшем он несколько раз бил войска Августа II, захватил Варшаву и двинулся вглубь Курляндии. Вскоре шведская армия завладела всей страной. К 1701 г. единственным противником Шведского королевства оставалась Россия.


Карта Новодвинской крепости Архангельска из книги «Атлас крепостей Российской империи». 1830. Вверху изображена Новодвинская крепость

Амбициозный русский царь начал активно мобилизовать всю страну для победы: ввел рекрутский набор (дворяне поставляли по одному пешему рекруту с 50 дворов и по одному конному со 100 дворов), с целью добычи меди для артиллерии издал указ об изъятии колоколов из церквей и монастырей, стал задумываться о строительстве флота. Единственный город, где строились военные корабли, — Архангельск — находился далеко от основных боев, а немногочисленные русские моряки еще не имели опыта дальних плаваний. К тому же «поморская столица» вскоре оказалась под угрозой атаки шведского флота.

Балтийский флот

Если создание Азовского флота и Воронежского адмиралтейства было спонтанным и спешным делом, то к строительству Балтийского флота Россия стала готовиться с 1699 года, когда начал формироваться антишведский союз с Данией, Саксонией и Речью Посполитой. Роман Михайлович Романов был отправлен царем на север с целью определить места для строительства верфей на северных озерах, где можно было приступить к постройке речных и малых морских судов. Для постройки стругов началась возводиться Лужская верфь; проект верфи в устье реки Сясь Роман забраковал, вместо этого наметив место в устье реки Волхов. Там же началось строительства поселка Новая Ладога. Еще одна верфь строилась на реке Свирь, близ деревень Мешковичи и Мокришвицы, которые объединили в одно поселение, Лодейное Поле. Сама верфь получила название Олонецкой. Небольшая верфь строилась в Шуйском Погосте, будущем Петрозаводске. Заранее заготавливались материалы, нанимались специалисты, искались рабочие. Летом 1700 года на Олонецкой верфи заложили первые скампавеи, такие же были заложены в начале осени в Петрозаводске. Началась также и постройка первых малых парусных и гребных фрегатов. Так начиналась постройка Балтийского флота [3].

Впрочем, рождение его было тяжелым. Каждый кусочек воды, включая Ладожское озеро и устье Невы, приходилось отвоевывать с боем. Новоладожская верфь в 1701 году подверглась атаке шведов, и едва не была сожжена вместе с множеством недостроенных кораблей. В 1703 году в устье Невы началось строительство города Петрограда, а в нем – адмиралтейства, которое должно было стать местом постройки морских кораблей, фрегатов и линейных кораблей. От идеи строить крупнотоннажные единицы на озерах отказались из-за ограничений по осадке. Более 10 лет начального периода грянувшей войны русский флот, несмотря на активное его строительство и расширение, находился в меньшинстве, и был вынужден базироваться между островом Котлин и Петроградом, в пресной воде, где корабли, и так построенные не очень качественно, гнили за несколько лет, из-за чего приходилось постоянно строить новые просто для восполнения убыли флота. Вместе с морскими судами активно строился и армейский флот – сборище гребных и парусно-гребных судов для войны у берегов Финляндии и на мелководьях, коих на Балтике было так много. Именно ему суждено будет первому показать русские амбиции на Балтике, и одержать первые победы над шведами. Всего же к концу Северной войны будет построено столько кораблей, что Россия из государств сугубо сухопутных резко шагнет в лидеры второстепенных морских держав, обладая большим количеством кораблей в строю, чем у Дании или Швеции.

В последующие десятилетия после окончания Великой Северной войны Балтийский флот будет оставаться главным для России, и основной упор будет делаться на его развитие. На его пополнение и развитие будет работать уже три адмиралтейства – Петроградское, Невское и Кронштадтское, а также Соломбальская верфь и множество более мелких предприятий. Его могущество будет постепенно наращиваться, а боевая выучка держаться на как можно более высоком уровне. Находясь постоянно вблизи столицы и императоров, балтийцы получат особый лоск, и особые традиции. Лишь после выхода Черноморского флота в Средиземное море Балтийский флот станет вторым по значению для империи, а после начала формирования Тихоокеанского флота – и вовсе третьим. Впрочем, это будет уже во 2-й половине XIX века, в эпоху брони и пара, а во времена дерева и паруса любимое детище Петра, опробованное им в деле, всегда будет оставаться предметом гордости Российской империи.

Регулярный военный флот Петра Великого: Введение

Главная / История / Регулярный военный флот Петра Великого

по материалам авторов — В.Н. КРАСНОВ — кандидат военно-морских наук, капитан 1 ранга, Е.А. ШИТИКОВ — кандидат технических наук, лауреат Государственной премии, вице-адмирал

Начало развитого мореходства у наших предков — восточных славян относится к VI-VII вв. На своих лодках-однодеревках они совершали смелые морские походы по Черному и Средиземному морям. Особенно активными морские походы стали после образования Киевской Руси. В 907 г. в походе князя Олега на Византию участвовало, как свидетельствуют летописи, 2000 ладей с 80 тысячами воинов. Пройдя из Днепра по Черному морю в Босфор и осадив Константинополь, Олег принудил его к сдаче и заключил мир, по которому греки выплатили победителям богатую дань. Мореплавание способствовало установлению выгодных экономических и культурных связей Киевской Руси с Византией, принятию христианства на Руси в 988 г. Для проведения военных походов в середине ХП в. на вооружении дружины появляются уже специальные набойные боевые ладьи, закрытые палубой. Большую роль морские пути играли и в жизни Великого Новгорода, а, будучи в союзе ганзейских городов город вел широкую торговлю с прибалтийскими странами. Новгородцам нередко приходилось совершать боевые походы на своих вооруженных судах в ответ на грабительские набеги шведов и ливонцев, стремившихся чинить препятствия предприимчивым и искусным русским купцам-мореходам. Есть неоспоримые свидетельства освоения берегов и Белого, и Баренцева морей русскими первопроходцами. Однако естественное стремление славян к морям, как самым выгодным путям сообщения, было прервано почти на два столетия татаро-монгольским нашествием, отрезавшим Русь от Черного, Азовского и Каспийского морей. Только в 1380 г. с приобретением независимости Русь приступила к собиранию раздробленных земель. К 1505 г. в основном завершилось объединение русских княжеств и образовалось централизованное государство во главе с Москвой. Борьба за выходы на морские просторы разгорается с новой силой. Теперь уже Иван Грозный с целью защиты Нарвского торгового пути и мореплавания по Балтийскому морю заводит каперский флот. Однако после неудачной 25-летней войны со Швецией Россия к 1595 г. теряет Нарву, Копорье, Иван-город, а в 1617 г. оказалась совсем отторгнутой от этого моря.

Деккер. Астрахань. Панорама в конце XVII века и корабль «Орел»

Понимание важности морских торговых путей и необходимости их вооруженной защиты приводит российских самодержцев к решению не только вооружать купеческие суда, но и создавать специальные — военные — корабли. Так, при царе Алексее Михайловиче на Оке в селе Дединове под Коломной строится первый русский боевой корабль «Орел», имеющий на вооружении 22 пушки. В это же время для России на р. Двине у г. Кокенгаузена строилось несколько небольших военных судов, предназначавшихся для завоевания Риги в новой попытке выйти на берега Балтийского моря, которая, однако, также закончилась неудачно. В конце XVII в. Россия в экономическом развитии все еще значительно отставала от западноевропейских стран. Причиной тому служили не только последствия татаро-монгольского нашествия, но и продолжавшиеся изнурительные войны: на юге — с Турцией, на западе — с Польшей, на северо-западе — со Швецией. Единственным выходом страны на внешний рынок был Архангельский порт, основанный в 1584 г.

Петр I

Выйти на берега Черного и Балтийского морей было для России исторической необходимостью. Так для Петра I, взошедшего на престол в 1682 г., была предопределена цель, достижение которой стало содержанием его государственной деятельности. Вначале выбор пал на южное направление. Предпринятый в 1695 г. поход 30-тысячной русской армии к Азову окончился полным провалом. Осада крепости и два штурма привели к большим потерям и не принесли успеха. Отсутствие у русских флота исключало полную блокаду Азова. Крепость пополнялась людьми, боеприпасами и провиантом с помощью турецкого флота. Петру стало ясно, что без сильного флота, тесно взаимодействующего с армией и под единым командованием, Азовом не овладеть. Тогда-то, по инициативе царя, и было принято решение строить военные корабли.

Вид города Воронежа, дворца и цейггауза императора Петра I

Постройка кораблей велась под Москвой в селе Преображенском, в Воронеже, Козлове, Добром, Сокольске. Особенно большое строительство разворачивалось в Воронеже, где было создано адмиралтейство. На заготовку корабельного леса и строительство судов мобилизовано свыше 26 тыс. человек. Одновременно шло комплектование флота солдатами Преображенского и Семеновского полков, новобранцами.

К. Портер. Азов. Взятие крепости

Всего за несколько месяцев, к весне 1696 г., был создан Азовский флот, основу которого составляли галеры (16-25 пар весел, две мачты с парусом, несколько пушек, экипаж до 250 человек).

Керченский поход Азовского флота. 1696 г.

В конце апреля из Воронежа к Азову вышла 76-тысячная армия во главе с воеводой А.С. Шейным (произведенным в генералиссимусы), а несколькими днями позже — галерная флотилия под командованием Петра I. Общее руководство Азовским флотом возлагалось на сподвижника царя Ф. Лефорта. Флот блокировал подходы к Азову с моря, а армия осадила крепость с суши. После интенсивного пушечного обстрела крепости с кораблей и берега и ее штурма русскими казаками гарнизон Азова 12 (22) июля 1696 г. капитулировал.

Лефорт Франц Яковлевич

Молодой флот России получил боевое крещение и наглядно продемонстрировал свою действенность. Взятие Азова явилось первой крупной победой вновь создаваемых регулярных армии и флота России. Россия получила Азов с прилегающими землями и право свободного плавания по Азовскому морю.

А. Шхонебек. Азов. Осада крепости в 1696 году

20 (30) октября 1696 г. царь Петр 1 «указал», а Дума «приговорила»: «Морским судам быть» — государственный акт, официально положивший начало созданию регулярного флота. С тех пор эта дата отмечается как день рождения Российского военного флота. Чтобы закрепиться на Азовском море, в 1698 г. Петр начал строительство Таганрога в качестве военно-морской базы. За период с 1695 по 1710 г. Азовский флот пополнился многими линейными кораблями и фрегатами, галерами и бомбардирскими судами, брандерами и мелкими судами. Но просуществовал он не долго. В 1711 г. после неудачной войны с Турцией, по Прутскому мирному договору, Россия вынуждена была отдать туркам берега Азовского моря, и обязалась уничтожить Азовский флот.

Гравюра неизвестного художника. Азов. Осада крепости в 1696 г.

Создание Азовского флота было чрезвычайно важным для России событием. Во-первых, оно выявило роль военного флота в вооруженной борьбе за освобождение приморских земель. Во-вторых, был приобретен так необходимый опыт массового строительства военных судов, что позволило в дальнейшем достаточно быстро создать сильный Балтийский флот. В-третьих, Европе были продемонстрированы огромные потенциальные возможности России стать мощной морской державой.

28-пушечный фрегат «Штандарт». 1703 г.

После войны с Турцией за обладание Азовским морем устремления Петра 1 были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого предопределялся наличием военной силы на море. Отлично понимая это, Петр 1 приступил к строительству Балтийского флота. На верфях рек Сязь, Свирь и Волхов закладываются речные и морские военные суда, на архангельских верфях строятся семь 52-пушечных кораблей и три 32-пушечных фрегата. Создаются новые верфи, растет число железоделательных и медно-литейных заводов на Урале. В Воронеже налаживается отливка корабельных пушек и ядер к ним.

58-пушечный корабль «Гото Предестинация» («Божье Предвидение»). (1700 г.)

За довольно короткий срок была создана флотилия, которую составляли линейные корабли водоизмещением до 700 т, длиной до 50 м. На их двух-трех палубах размещались до 80 пушек и 600-800 человек экипажа. К более маневренным и быстроходным кораблям относились фрегаты, имевшие три мачты, одну-две палубы. Длина этих кораблей не превышала 35 м, вооружались они пушками (до 40 единиц). Наиболее массовыми военными кораблями были галеры, способные особенно эффективно действовать в шхерных районах. Для уверенного выхода к Финскому заливу Петр I главные усилия сосредоточил на овладении земель, прилегающих к Ладоге и Неве. После 10-дневной осады и ожесточенного штурма, при содействии гребной флотилии из 50 лодок, первой пала крепость Нотебург (Орешек), переименованная вскоре в Шлиссельбург (Ключ-город). По выражению Петра I, сей крепостью «отворялись ворота к морю». Затем была взята крепость Ниеншанц, расположенная при впадении в Неву р. Охты. Чтобы окончательно запереть для шведов вход в Неву, 16 (27) мая 1703 г. в ее устье, на Заячьем острове, Петр 1 заложил крепость, названную Петропавловской, и портовый город Санкт-Петербург. На о-ве Котлин, в 30 верстах от устья Невы, Петр 1 приказал строить форт Кронштадт для защиты будущей российской столицы.

Взятие в плен двух шведских судов в устье Невы 7 мая 1703 г.

В 1704 г. на левом берегу Невы начато сооружение адмиралтейской верфи, которой было суждено вскоре стать главной отечественной верфью, а Санкт-Петербургу — кораблестроительным центром России.

Линейный корабль Балтийского флота «Полтава»

В августе 1704 г. русские войска, продолжая освобождать побережье Балтики, штурмом овладели Нарвой. В дальнейшем основные события Северной войны происходили на суше. Серьезное поражение 27 июня 1709 г. шведы потерпели в Полтавском сражении. Однако для окончательной победы над Швецией нужно было сокрушить се морские силы и утвердиться на Балтике. На это потребовалось еще 12 лет упорной борьбы, прежде всего на море. В период 1710-1714 гг. постройкой кораблей на отечественных верфях и покупкой их за границей был создан достаточно сильный галерный и парусный Балтийский флот. Первый из заложенных осенью 1709 г. линейных кораблей назван «Полтавой» в честь выдающейся побед над шведами. Высокое качество русских кораблей признавалось многими зарубежными мастерами-кораблестроителями и моряками. Так, один из современников английский адмирал Поррис писал: «Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям этого типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно закончены».

П.Н.Вагнер. 1912 г. Гангутское сражение. 1714 г.

Успехи отечественных корабельных дел мастеров были весьма значительны: уже к 1714 г. в состав Балтийского флота вошло 27 линейных 42-74-пушечных кораблей. 9 фрегатов с 18-32 пушками, 177 скампавей и бригантин. 22 вспомогательных судна. Общее число пушек на кораблях достигло 1060. (Скампавея — малая быстроходная галера с 18 парами весел, с одной-двумя пушками и одной-двумя мачтами с косыми парусами).

М.Бакуа. Морская баталия между шведским и русским флотом под командованием щаутбенахта Эреншельда

Возросшая мощь Балтийского флота позволила его силам 27 июля (7 августа) 1714 г. одержать блистательную победу на шведским флотом у мыса Гангут. В морском сражении был пленен отряд из 10 единиц вместе с командовавшим им контр-адмиралом Н. Эреншельдом. В Гангутском сражении Петр I полностью использовал преимущество галерного и парусно-гребного флота перед линейным флотом противника в шхерном районе моря. Государь лично возглавлял в бою передовой отряд из 23 скампавей.

Гангутское сражение

Гангутская победа обеспечила русскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах. Она, как и Полтавская победа, стала переломным моментом в ходе всей Северной войны, позволившим Петру I начать подготовку к вторжению непосредственно на территорию Швеции. В этом заключалась единственная возможность принудить Швецию к заключению мира.

А.П. Боголюбов. 1876 г. Гангут. Сражение 27 июля 1714 г.

Авторитет русского флота, Петра I как флотоводца стали признаваемыми флотами прибалтийских государств. В 1716 г. в Зунде при встрече русской, английской, голландской и датской эскадр для совместного крейсерства в районе Борнхольма против шведского флота и каперов Петр I был единодушно избран командующим объединенной эскадрой союзников. Это событие было позже отмечено выпуском медали с надписью «Владычествует четырьмя, при Борнхольме». В 1717 г. войска из Северной Финляндии вторглись на шведскую территорию. Их действия были поддержаны крупными морскими десантами, высаженными в район Стокгольма.

Бой у о. Эзель. 24 мая 1719 г.

Победа российского отряда гребных судов над отрядом шведских кораблей при Гренгаме в июле 1720 г. позволила Российскому флоту еще больше закрепиться в Аландском архипелаге и активнее действовать против коммуникаций противника.

А. Зубов. Баталия при Гренгаме. 27 июля 1720 г.

Господство Российского флота в Балтийском море обусловили успешные действия отряда генерал-лейтенант Ласси, в который входили 60 галер и лодок с пятитысячным десантом. Высадившись на шведский берег, этот отряд разгромил один оружейный и несколько металлургических заводов, захватил богатые военные трофеи и много пленных, что особенно ошеломило население Швеции, оказавшееся беззащитным на своей территории.

Ф.Перро 1841 г. Гренгам. Сражение 27 июля 1720 г.

30 августа 1721 г. Швеция согласилась, наконец, подписать Ништадский мирный договор. К России отходила восточная часть Финского залива, его южный берег с Рижским заливом и прилегающими к завоеванным берегам островами. В состав России вошли города Выборг, Нарва, Ревель, Рига. Подчеркивая значения флота в Северной войне, Петр I приказал выбить на медали, утвержденной в честь победы над Швецией, слова: «Конец сей войны таким миром получен ничем иным только флотом, ибо землею никаким образом достигнуть было того невозможно». Сам царь, имевший звание вице-адмирала, «в знак понесенных трудов в сию войну», был произведен в адмиралы.

А. Зубов. Гренгамское сражение. Торжественный ввод пленных шведских судов в Санкт-Петербург

Победа в Северной войне укрепила международный авторитет России, выдвинула ее в число крупнейших европейских держав и послужила основанием с 1721 г. именоваться Российской империей. Добившись утверждения России на Балтийском море, Петр I вновь обращает свой взор на юг государства. В результате Персидского похода русские войска, при поддержке кораблей флотилии под общим руководством Петра I, заняли города Дербент и Баку с прилегающими к ним землями, которые и отошли к России по трактату, заключенному с шахом Ирана 12 (23) сентября 1723 г. Для постоянного базирования русской флотилии на Каспийском море Петр основал в Астрахани военный порт и Адмиралтейство.

Петербург. Стрелка Васильевского острова

В петровский период центр морской торговли России переместился с Белого моря из Архангельска на Балтику в Петербург, ставший крупнейшим торговым портом страны. Это заставило активизировать мероприятия по защите региона от возможных нападений. Не прекращавшиеся со времени закладки крепости на о-ве Котлин работы были в основном закончены в 1723 г. Так возник город-крепость Кронштадт, оборону которого Петр I своим указом постановил «держать до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело».

«Потаенное судно» Ефима Никонова (1721 г.)

Чтобы представить грандиозность свершений Петра Великого, достаточно отметить, что за время его правления на российских верфях было построено более 1000 кораблей, не считая мелких судов. Численность команд на всех кораблях доходила до 26 тыс. человек. Интересно отметить, что имеются архивные свидетельства, относящиеся ко времени правления Петра I, о постройке крестьянином Ефимом Никоновым «потаенного судна» — прообраза подводной лодки. В общем на кораблестроение и содержание флота Петром I было израсходовано около 1 млн. 200 тыс. рублей. Так, волею Петра I в первые два десятилетия ХVШ в. Россия вошла в число великих морских держав мира.

Даниел Маклиз. Сер XIX в. Петр I в Дептфорде в 1698 г. Из собрания Лондонской галереи

Петр I был не только государственным деятелем, но и искуснейшим корабельных дел мастером. Собственноручно принимая участие в создании кораблей, он постоянно изыскивал новые методы быстрой и качественной их постройки. Метод работы голландских судостроителей, с которыми Петр I ознакомился в 1697 г., обогатил его практическими навыками, но полностью не удовлетворил. В январе 1698 г. российский государь отправился в Англию, где были наибольшие достижения судостроения. В этой стране, в частности, уже до спуска судна на воду строители могли определить ватерлинию (водоизмещение) путем соответствующих расчетов. Путешествуя по Европе, Петр I не только собирал книги по судостроению, мореплаванию, но и пытливо изучал их. Полученные знания подводили его к осознанию необходимости развития в России астрономических наук и механики, которые, в свою очередь, требовали глубоких математических знаний. Поэтому чрезвычайно важным шагом Петра I было создание в 1701 г. Школы математических и навигацких наук, которая была образована в Москве и находилась в здании Сухаревой башни. Школа стала первым светским учебным заведением в России и первым реальным училищем в Европе. В ней готовились кадры офицеров флота и отчасти армии. Привлекая иностранных преподавателей и корабельных мастеров, Петр I во многом шел своим путем, создавая отечественную школу кораблестроения.

Русская галера

Петру I принадлежит идея создания «двух флотов»: галерного — для действия совместно с армией в прибрежных районах и корабельного — для преимущественно самостоятельных действий на море. В этом отношении военная наука считает Петра I непревзойденным для своего времени знатоком взаимодействия армии и флота.

Корабль Азовского флота «Апостол Петр». 1705 г.

На заре отечественного государственного кораблестроения для действий в Балтийском и Азовском морях Петру пришлось решать проблему создания судов смешанного плавания, т.е. таких, которые могли бы действовать как на реках, так и на море. Другим морским державам такие суда военного назначения не требовались.

Галера «Тверь»

Сложность задачи заключалась в том, что плавание по мелководным рекам требовало малой осадки судна при сравнительно большой его ширине. Такие размерения кораблей при плавании в море приводили к резкой качке, снижающей эффективность использования оружия, ухудшали физическое состояние команды и десанта. К тому же для деревянных судов сложной являлась проблема обеспечения продольной прочности корпуса. В целом нужно было находить «добрую пропорцию» между желанием получить хорошие ходовые качества, увеличивая длину судна, и иметь достаточную продольную прочность. Петр избрал отношение длины к ширине равным 3:1, что гарантировало прочность и остойчивость кораблей при некотором уменьшении скорости.

Черноморский флот

Черноморский флот появился в 1712 году, когда прямым указом Петра I Азовский флот был разделен на две части – собственно Черноморский, и Азовскую гребную флотилию. Он уже имел определенные традиции, боевую славу, и небольшой список побед над турками в закончившейся недавно войне. На этом его путь лишь начинался – впереди были еще многие русско-турецкие войны, что понимало и правительство, и матросы с офицерами. Потому, несмотря на то, что на Черноморском флоте обычно немного экономили, сами флотские всегда старались урвать деньги и возможность провести учения, и подтянуть свою боевую подготовку. Сам климат позволял больше времени уделять службе на кораблях – на юге раньше, чем на Балтике, сходили льды вдоль берега, и позднее схватывали прибрежные воды. А в местах базирования он и вовсе задерживался на более чем несколько месяцев лишь изредка.

Главной базой Черноморского флота стал город Севастополь, основанный Петром Великим в Ахтиарской бухте в 1712 году. Судостроение первое время велось в нем, а также Воронеже и Керчи, причем основные верфи были расположены в последнем городе. После 1740-го года крупные верфи начали строиться в городе Николаеве, который основали на месте слияния Южного Буга и Ингула, на недавно присоединенных территориях. Верфи в Керчи после этого стали постепенно терять свое значение, и были проданы частникам. Еще одни частные верфи были основаны в Херсоне, близ устья Днепра. Инфраструктура поддержки и базирования Черноморского флота постоянно совершенствовалась. Со временем Черноморский флот стал хоть и вторым по значению для России, но все же претендовал на первенство по воинской славе и уровню боевой выучки. Раз за разом он громил турок, и в конце концов решил стратегическую для России задачу – пробил выход в Средиземное море. С этого момента Черноморский флот фактически превратился в Средиземноморский, так как Черное море стал «славянским озером», и не требовало там военного присутствия русских кораблей. Сам флот выдвинулся вперед, и стал для России первостепенным, отодвинув на второй план балтийцев. Усилия времен Петра I спустя поколения целиком окупались. Потомки Азовского флота, построенного «на коленке», в спешке, как попало, достойно несли службу, бороздя Средиземноморье и выходя в мировой океан.

Выход к Балтийскому морю

Для успешной борьбы со шведами России на Балтийском море был нужен сильный флот, и Пётр I начал его спешно строить. В 1702 г. в Архангельске были спущены на воду 2 фрегата из планируемой серии в 6 единиц, а также заложен 26-пушечный корабль. Кроме того, начали строить карбасы и соймы как десантные средства, небольшие боевые корабли и лодки. На 3 верфях в Пскове, Новгороде и у деревни Онежицы всего за 4 месяца было построено свыше 600 различных плавсредств.

Чтобы открыть себе путь в Балтийское море, России следовало выйти по Ладожскому озеру к Неве и овладеть мощной крепостью шведов — Нотебургом (бывший русский Орешек). Был и другой путь — через Чудское озеро по реке Нарова. Правда, тогда предстояло взять шведскую крепость Нарва. Однако у Петра I была и другая идея.

Идея Петра I

В августе 1702 г. русский царь посадил войска на 10 судов и приплыл к деревне Нюхча у Белого моря. Оттуда он двинулся по суше к самой северной точке Онежского озера. Лошадей не хватало, потому пушки тащили люди, а 2 гребных фрегата архангельской постройки «Святой дух» и «Курьер» перемещали волоком. Путь, который неимоверно тяжелыми усилиями проложили солдаты и крестьяне, получил название «Осударева дорога». Пройдя 185 верст, караван достиг Повенца, где фрегаты были спущены в Онежское озеро.

Штурм Нотебурга


Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 г. А. Е. Коцебу. 1846. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург. В центре картины — Пётр I

Сбор всех русских войск состоялся недалеко от Нотебурга накануне штурма. Древняя крепость Орешек имела мощную артиллерию (140 орудий) и гарнизон 450 человек. С самого начала сражения русские войска (12 000 человек, вооруженные 37 пушками и 14 мортирами) несли большие потери. Тогда штаб Петра I принял решение перетащить 50 лодок из озера по сухопутному перешейку в Неву и таким образом обложить крепость со всех сторон, что и было сделано. Сильный артиллерийский огонь шведов заставил часть подчиненных князя Михаила Голицына бежать к лодкам, но тот приказал оттолкнуть лодки от берега, и солдаты были вынуждены штурмовать крепость, чтобы не погибнуть от пуль противника. Их поддерживала артиллерия фрегатов «Святой дух» и «Курьер». После 12-часового боя гарнизон крепости капитулировал. Пётр I переименовал город в Шлиссельбург (с нем. — «ключ-город»). Он действительно был ключом к выходу в Балтийское море, который еще предстояло получить.

Вход в Неву был свободен. Но в ее устье располагалась другая шведская крепость — Ниеншанц. Захватить ее Пётр намеревался в следующем году.

«Небываемое бывает»

Несмотря на то, что в крепости Ниеншанц был скромный гарнизон — 600 человек при 80 орудиях, она представляла собой вершину фортификационного искусства своего времени. Петру I с 7 ротами гвардии на 60 лодках удалось прорваться к устью Невы. На следующий день начался штурм, и 1 мая крепость пала. В честь победы царь переименовал ее в Шлотбург (с нидерл. — «замок-город»).


Макет крепости Ниеншанц. Историко-археологический музей «Ниеншанц», Санкт-Петербург

У крепости появилась шведская эскадра вице-адмирала Г. фон Нумерса, который не знал о ее взятии и шел на подмогу. Побережье было относительно мелководным, потому все корабли к нему подойти не могли. От эскадры отделились 10-пушечный бот «Гедан» и 8-пушечная шнява «Астрильд». Войдя на мелководье, они встали на якоря у левого берега Невы.

В ночь на 7 мая флотилия из 30 рыбачьих лодок с 2 ротами солдат Преображенского и Семеновского полков под командованием бомбардирского капитана Петра Михайлова и поручика Меншикова, воспользовавшись темнотой и дождем, внезапно напала на шведские корабли. После жестокого абордажного боя они были взяты. Русский царь первым с гранатой в руках взобрался на палубу шнявы «Астрильд» и принудил противника сдаться. «Гедан» захватила абордажная команда во главе с Меншиковым.

За эту победу Воинский совет наградил Петра I и его ближайшего сподвижника орденом Святого апостола Андрея Первозванного. Все участники боя получили медали (офицеры — золотые, солдаты — серебряные) с надписью «Небываемое бывает».

Фактически это была первая русская победа на море, а потому 7 мая — день сражения с ботом «Гедан» и шнявой «Астрильд» — является официальной датой рождения Балтийского флота России.

Каспийская флотилия

Военные суда на Каспийском море существовали едва ли не с момента поглощения Астраханского ханства Русским царством, но «орегулярились» они лишь в 1721 году, когда Петр I начал готовиться к походу в Персию. К тому моменту для строительства и обслуживания флотилии уже было все – два адмиралтейства (Казанское и Астраханское), некоторое количество судов, кадры. Внутреннее и небольшое Каспийское море не требовало такого количества специализированных кадров, да и сама флотилия должна была состоять преимущественно из гребных судов, которых вполне хватало для полного господства в регионе. Пережив пик своего развития в 1720-х годах, Каспийская флотилия быстро уменьшилась и ослабла до самой малозначимой части Русского Императорского флота. Впрочем, ее существование все равно продолжалось, и периодически даже приходилось проводить военные акции против персов, но в целом Каспийская флотилия станет неофициальным местом ссылки неблагонадежных офицеров и матросов, и служба на ней будет оставаться малопочетной. С другой стороны, жалование платили и здесь, а практически полное отсутствие угроз гарантировало сохранность тем офицерам, которые совершенно не рвались в бой. Такая ситуация будет сохраняться до середины XIX века, вплоть до наступления эпохи железа и пара.

Сибирская флотилия

Сибирская флотилия Русского Императорского флота была сформирована в самом конце правления Петра I, в 1724 году, в основном для исследования северной части Тихого океана и утверждения там русского влияния. Со временем с нескольких кораблей флотилия выросла до нескольких десятков, и значительно расширила сферу своей деятельности. В первую очередь, военные корабли требовались там для защиты своих китобоев, а также промыслов Русско-Американской и Русско-Китайской компаний. Формально государственное воинское формирование, Сибирская флотилия на деле будет тесно сотрудничать с РАК и РКК, и фактически будет являться ее вторым флотом, и военным кулаком для защиты интересов русской коммерции. Главными базами флота сделали Петропавловск-Камчатский и Новоархангельск [4]. Корабельный состав пополнялся из двух источников – крупные корабли присылались из Европы, в том числе покупаемые у иностранцев, а мелкие строились на небольшом Охотском адмиралтействе. Интересной особенностью было то, что сибирцами весьма высоко ценились испанские корабли колониальной постройки, сооруженные из красного дерева, которые отличались колоссальной для деревянных кораблей долговечностью. Их покупка, а также закупка для Камчатки и Аляски продовольствия в Новой Испании обусловило близкие отношения русских и испанцев в бассейне Тихого океана. Несмотря на это, Сибирская флотилия эпохи дерева и пара никогда не будет многочисленной, а многие моряки будут считать назначение на службу сюда наказанием и ссылкой. Лишь во 2-й половине XIX века ситуация изменится, а сама флотилия будет переформирована в Тихоокеанский флот, и станет одной из важнейших частей Русского Императорского флота.

Северная гроза

Швеция к концу XVII в. стала господствующей державой на Балтийском море и одной из ведущих стран Европы. Ее военно-морской флот занимал по мощи 4-е место в мире после Англии, Франции и Голландии. К началу Северной войны он имел 38 линейных кораблей и 13 фрегатов. Кроме того, в его состав входило почти 200 различных малых кораблей и судов — шняв, галер, ботов и др. Ввиду отличной подготовки шведских матросов и солдат, а также нестандартности мышления их морских и сухопутных командиров, армия и флот Шведского королевства долгое время неофициально назывались Северной грозой.

Все шведские боевые корабли были одновременно артиллерийскими и десантными: они принимали на борт приблизительно от 50 (боты) до 700 (линейные корабли) солдат. В морском бою их мощь усиливалась оружейными залпами пехотинцев, ведущих огонь с квартер-дека. Однако пушечные ядра и ружейные пули лишь готовили главное — стремительную абордажную атаку с применением холодного оружия.


Флагман шведского военно-морского флота периода Северной войны — 110-пушечный линейный корабль «Король Карл». Неизвестный художник. Конец XVII — начало XVIII в.

Основу военной мощи Шведского королевства заложил Густав II Адольф Ваза (1594-1632). В отличие от бытовавших тогда в Европе принципов комплектования вооруженных сил наемниками, знаменитый король формировал их исключительно из подданных своего государства. В результате шведская армия и флот характеризовались высоким боевым духом и спаянностью подразделений, ведь в одной роте или на одном корабле служили родственники, соседи и односельчане. Интересной особенностью характера шведских воинов и их командиров было полное пренебрежение к плохой погоде. Они могли вести боевые действия и в туман, и в дождь, и в лютую зимнюю бурю.

Будучи опытным полководцем, Густав II придавал огромное значение огнестрельному оружию и артиллерии. Однако, сознавая их несовершенство, всячески культивировал среди своих солдат и офицеров навыки рукопашного боя. Это развил его потомок, Карл XII, причем не только в армии, но и на флоте.

Таким образом, у молодой России был серьезный противник. Да и задачи перед штабом Петра I стояли крайне нелегкие, но абсолютно новые и необходимые.

Средиземноморская эскадра

До того момента, как Черноморский флот пробился в Средиземное море, прошло немало времени, а интересы империи требовали хотя бы минимального присутствия России там. Политические проблемы мешали держать там на постоянной основе крупные соединения, но вот небольшие флотилии и эскадры Балтийский флот мог держать там регулярно. Официально Средиземноморская эскадра была сформирована в 1732 году, и уже в 1735 году она оказалась весьма к месту во время очередной войны с турками. После их разгрома часть кораблей осталась в Средиземном море, базируясь на нейтральные порты, и получила особый статус — за службу на ее кораблях полагалась надбавка, а командоры и адмиралы как правило были еще и выдающимися дипломатами, и выполняли в том числе дипломатическую службу. Соединение это было нерегулярным, его состав кораблей постоянно менялся. В мирное время ротация проходила ежегодно, причем осенью, когда корабли заканчивали кампанию, некоторые из них назначались на юг, где сменяли корабль, отслужившие уже год в колыбели европейской цивилизации. Постоянными оставались лишь штаб и командующий эскадрой. В военное время, если это позволяла политическая ситуация на Севере Европы, император мог прислать на юг весь Балтийский флот. Впрочем, и без войн сражений для русских кораблей хватало – они, как и прочие европейцы, постепенно втянулись в борьбу с берберскими пиратами, что оказалось неплохой боевой школой. Средиземноморская эскадра сохранится вплоть до того момента, когда Черноморский флот пробьется в Эгейское море через проливы – и ее саму упразднят за ненадобностью, хотя практика отсылать на зиму часть кораблей Балтийского флота за моря сохранится.

Кадровая система

Как и в армии, кадровая система флота Российской империи базировалась на двух столпах – обязательной службе дворян (пускай и с правом откупа), и рекрутской повинности. Несмотря на такую солидную общность, отличий между сухопутными и морскими силами хватало. Во-первых, флот для России оказался новинкой, потому туда предпочитали идти очень немногие дворяне, из-за чего недостаток офицерских кадров приходилось компенсировать большими количествами иностранных наемников. Во-вторых, по этой же причине квалификация русских офицеров достаточно долгое время была явно ниже среднего, так как им приходилось быть своего рода первооткрывателями. Наконец, эта же проблема – отсутствие регулярного мореходства в России в былые времена – привела к тому, что даже минимально подготовленных и способных рекрутов, набираемых в матросы, были считанные единицы. Первоначально рекрутеры флота набирали людей в первую очередь в приморских частях государства, или же жителей бассейнов больших рек, но после первых кампаний быстро стало ясно, что они мало чем отличаются от целиком «сухопутных» матросов, которые воду в больших количествах до этого видели только в родной деревенской речушке. И если проблемы с офицерским корпусом еще можно было кое-как решить за счет найма иноземцев, то ситуация с матросами была если не катастрофической, то как минимум плачевной.

Впрочем, Петр и его соратники быстро поняли это, и занялись делом. Рекрутов для флота стали отбирать не по географическому принципу, а по физическим возможностям. Перед тем, как отправлять их служить на корабли, вчерашних русских мужиков, которых жизнь не баловала хорошим регулярным питанием, откармливали и нагружали физически, дабы сделать из них крепких и сильных матросов – что, учитывая особенности управления кораблями той эпохи, было крайне необходимо [5]. В перерывах между этими занятиями матросам давали минимальные теоретические знания, дабы они хотя бы в общих чертах представляли себе, что такое морская служба. Для этого князь Невский не пожалел средств, и в 1703 году, вместе со строительством Петрограда, основал в стране три матросские школ (одну из них – в Преображенском), которые занимались первичной подготовкой рекрутов, и давали флоту хотя бы минимально подготовленных матросов [6]. В 1706 году программа обучения в них была расширена – рекрутов заставляли также учиться плавать и лазить по мачтам, не бояться высоты. Проходили они обучение и по стандартным приемам с ружьями, абордажным оружием и пушками. Попутно отсеивались непригодные для морской службы кадры. Всего курс обучения в матросской школе занимал 3, с 1709 года – 6 месяцев. При этом уже в ходе школьной подготовки определялись наиболее способные матросы, которым при переводе на корабли выдавались рекомендации. Сами рекомендации делились на три группы – марсовые стрелки, канониры и марсофлоты. При этом большая часть матросов все же оставалась без рекомендаций, и распределялась по ролям в зависимости от решения командира корабля.

С офицерским составом русского происхождения со временем проблема также решилась. Дворяне неохотно шли во флот, предпочитая армию – потому в 1723 году определенные привилегии при вступлении во флот получили представители других сословий. Это, а также меньшая конкуренция со стороны дворян, быстро привлекли большое количество людей незнатного происхождения, в первую очередь – разночинцев. Гораздо больше возможностей стать морским офицером стало и у простых матросов – наиболее способные и умелые из них за государственный счет набирались в военно-морские ВУЗы, после чего получали заветные звания и возможности. Открывались новые возможности для матросов и потому, что в 1732 году при матросских школах было введено обязательное обучение грамоте и простейшему счету – высшие чины посчитали, что раз флот более требователен к качеству кадров, то желательно чтобы те имели хотя бы самое общее начальное образование. Срок службы также постепенно корректировался – сначала пожизненный, он был ограничен одновременно со сроком службы в армии, но не до 25, а до 20 лет. Это косвенным образом повысило популярность службы, так как отслуживший свой срок матрос или офицер получал больше возможностей добиться успеха в гражданской сфере. Стали популярными матросские школы и для гражданского флота – так русские купцы могли по дешевке нанимать людей и готовить из них матросов, а не комплектовать свои экипажи целиком иноземцами.

Вкупе с иными мерами, вроде повышения жалования и призовыми за успешные военные действия на море, это значительно повысило престиж службы на флоте, в результате чего к середине XVIII века большая часть кадровых проблем на флоте была решена как в количественном, так и в качественном планах. Была создана система рекрутирования и первичной подготовки матросов, а среди офицеров воцарилась достаточно либеральная обстановка, когда сословная принадлежность отдельных личностей не имела решающего значения в несении службы. Сами морские кадры становились более образованными, чем сухопутные, и если армия стояла на страже традиций, то флот выступал одним из двигателей прогресса. А вместе с флотскими кадрами менялась и сама Россия – на место чисто сухопутной страны пришла действительно великая держава, способная организовывать и могучие армии, и сильные эскадры с профессиональными командами и адмиралами. На это уйдет около 60 лет, или 3 поколения, но благодаря системному труду и преемственности процесс будет успешно завершен к 1750-м годам, в правление императора Петра II.

Примечания

  1. Сурово так с царем поступать, но необходимо, да и Петр при учебе допускал со стороны учителей подобные вольности, если они шли ему на пользу. Вроде как.
  2. Тут уж придется слегка подкорректировать реальное название, ибо народ и общность – русские, армия – Русская Императорская, а флот – Российский! Как-то это не есть хорошо, мой внутренний перфекциозавр неистовствует.
  3. Собственно, никто и ничто особо не мешало начать приготовления к постройке флота до начала войны со Швецией и в реальности. Это сдвинуло бы на год-два появление гребного флота у Петра, и открыло бы немалые возможности на будущее. Впрочем, его тоже можно понять – времени тогда катастрофически не хватало, армия еще не создана толком, а союзники уже полезли на шведов войной, и Данию вскоре вышибут из коалиции, плюс с турками война еще не закончилась, плюс реформы…. Тут не до планирования постройки флота на севере.
  4. АИшный Новоархангельск, само собой – т.е., город Анкоридж. Там и места удобные для стоянки, и бухта не замерзает, и есть рядом плодородные грунты. Земледелие там, правда, сродни игре в рулетку – зерновые в полярный день зреют очень быстро, гораздо быстрее, чем, к примеру, у нас, но если ударит мороз – то все, хана. Так что закупать продовольствие в Новой Испании все равно придется.
  5. На парусном флоте все операции с парусами и прочим проводятся вручную, и физическая сила там крайне необходима, причем ежедневно, а не только на случай баталий. Так что, увы и ах, если подходить по уму – то надо раскошеливаться на хорошее питание, и на нем не экономить.
  6. Идея возникла внезапно, и, как по мне, очень даже хороша – позволяет несколько сгладить отсутствие «природных» моряков на Руси, и ускоряет приведение в боевую готовность действующего флота.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]